Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / ЗАЩИТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / РЕГЛАМЕНТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович, Новиков Сергей Владимирович, Ловинюков Анатолий Степанович

В статье проведен анализ отдельных административно-правовых форм деятельности таможенных органов при обеспечении защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Рассмотрены организационно-правовые особенности использования таможенными органами информационных технологий для обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Выявлены проблемы функционирования механизма информационного взаимодействия между правообладателями и таможенными органами Российской Федерации при возбуждении дела об административном правонарушении в ходе перемещения товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович, Новиков Сергей Владимирович, Ловинюков Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL FORMS OF CUSTOMS ACTIVITIES IN PROTECTING THE RIGHTS TO INTELLECTUAL PROPERTY IN RELATION OF GOODS SENT BY INTERNATIONAL MAIL

The article analyzes separate administrative and legal forms of activities of customs authorities while ensuring the protection of intellectual property rights in relation to goods sent by international mail. Within the framework of this publication, the organizational and legal features of the use of information technologies by customs authorities to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent by international mail are considered. The author identified problems in the functioning of the mechanism of information interaction between rightholders and the customs authorities of the Russian Federation when detecting violations during the movement of goods sent by international mail.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ADMINISTRATIVE LAW

УДК 342.95

DOI 10.54048/20727240_2021_03_67

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЗАЩИТА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ

Н. М. Кожуханов1, С. В. Новиков1, А. С. Ловинюков1

1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия

Аннотация. В статье проведен анализ отдельных административно-правовых форм деятельности таможенных органов при обеспечении защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Рассмотрены организационно-правовые особенности использования таможенными органами информационных технологий для обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Выявлены проблемы функционирования механизма информационного взаимодействия между правообладателями и таможенными органами Российской Федерации при возбуждении дела об административном правонарушении в ходе перемещения товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Ключевые слова: административно-правовые формы, защита, интеллектуальная собственность, международные почтовые отправления, регламент, таможенные органы.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL FORMS OF CUSTOMS ACTIVITIES IN PROTECTING THE RIGHTS TO INTELLECTUAL PROPERTY IN RELATION OF GOODS SENT BY INTERNATIONAL MAIL

N. M. Kozhukhanov1, S. V. Novikov1, A. S. Lovinyukov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia

Abstract. The article analyzes separate administrative and legal forms of activities of customs authorities while ensuring the protection of intellectual property rights in relation to goods sent by international mail. Within the framework of this publication, the organizational and legal features of the use of information technologies by customs authorities to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent by international mail are considered. The author identified problems in the functioning of the mechanism of information interaction between rightholders and the customs authorities of the Russian Federation when detecting violations during the movement of goods sent by international mail.

© Кожуханов Н. М., Новиков С. В., Ловинюков А. С., 2021

K e y w o r d s : administrative and legal forms, protection, intellectual property, international mail, régulations, customs.

ВВЕДЕНИЕ

Таможенные органы Российской Федерации (РФ) активно внедряют в свою работу современные информационные технологии. Данный факт серьезно влияет на административно-правовые формы их деятельности. Современные информационные технологии позволяют сделать взаимодействие таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и лиц, их представляющих, более прозрачным и понятным для всех. Вместе с тем внедрение информационных технологий в механизм управления таможенной деятельностью требует своевременной настройки, что реализуется посредством совершенствования административно-правовых форм деятельности таможенных органов.

В рамках данной статьи рассмотрены административно-правовые формы деятельности таможенных органов, используемые при обеспечении защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО).

Защита таможенными органами ОИС является важнейшей задачей в условиях глобализации мировой экономики. Актуальность решения данной задачи обусловлена использованием различных схем и способов ввоза и реализации контрафактных товаров. В соответствии с данными ежегодного отчета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на ОИС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [1] в разрезе видов нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности лидируют нарушения прав на товарные знаки (88%). Что касается способов транспортировки товаров, то на протяжении многих лет почтовые (67,28%), воздушные (12,91%) и экспресс-перевозки (16,01%) остаются наиболее значимыми способами перемещения контрафактных товаров. Логистика операций в МПО обусловливает повышение латентности таких преступлений и административных правонарушений.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Административно-правовая форма - это юридическое выражение конкретных действий и решений органов государственной администрации и иных субъектов административного права в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности..., представляет собой юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающие особенности их правового статуса [2].

На таможенные органы возложена обязанность по защите прав на ОИС в отношении товаров, пересылаемых в МПО. Реализация данной обязанности непосредственно связана с решением ряда процедурных и административно-процессуальных вопросов использования таможенными органами различных информационных технологий.

Основными информационными технологиями, которые применяются таможенными органами для обеспечения защиты прав на ОИС в отношении товаров, пересылаемых в МПО, являются:

1) «Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности» (ТРОИС, комплекс программных средств «Тарифы - реестр ОИС»);

2) автоматизированная информационная система («АИСТ-М»);

3) «Малахит»;

4) система управления рисками (СУР, «Банк данных для профиля»).

С июня 2014 г. ведение ТРОИС, в том числе с включением в него ОИС, производится должностными лицами Федеральной таможенной службы (ФТС России) в электронном виде с помощью комплекса программных средств «Тарифы -реестр ОИС» (КПС «Тарифы - РОИС») Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов.

Применение КПС «Тарифы - РОИС» предусматривает:

- «возможность подачи и приема заявлений о включении ОИС в Таможенный реестр в электронном виде с использованием портальных решений Единого портала государственных услуг, а также сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;

- повышение прозрачности администрирования процесса оказания государственной услуги по включению ОИС в рассматриваемый Таможенный реестр;

- обеспечение проведения автоматической и автоматизированной проверки указанных в заявлении на включение ОИС в Таможенный реестр формализованных сведений, имеющихся в распоряжении и содержащихся в электронных базах данных федеральных органов исполнительной власти, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;

- организацию электронного (безбумажного) взаимодействия ФТС России с заявителем (правообладателем ОИС или его представителем);

- интеграцию КПС «Тарифы - РОИС» с программными средствами, используемыми при совершении таможенных операций, связанных с декларированием товаров (взаимодействие с автоматизированной информационной системой «АИСТ-М»);

- оповещение должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, о включении в таможенный реестр ОИС, которыми обозначены товары, перемещаемые через российский участок таможенной границы ЕАЭС» [3, с. 123].

В настоящее время в рамках КПС «Тарифы - РОИС» осуществляется ряд работ, которые перечислены далее.

1. Реализация расширенной спецификации информационного взаимодействия с АПС «Электронные услуги» в части обеспечения оказания государственной услуги по ведению ТРОИС в электронном виде.

2. Реализация спецификации информационного взаимодействия с АПС «Личный кабинет» в части оказания государственной услуги по ведению ТРОИС в электронном виде.

3. Реализация алгоритма информационного взаимодействия ИАС «Тари-фы-1» с централизованной версией АИС «АИСТ-М» в части получения сведений из ТРОИС в целях использования полученных данных в процессах:

- информирования должностного лица о наличии декларируемых товаров в ТРОИС;

- принятия решения о выпуске товаров;

- сверки данных декларации на товары (ДТ) со сведениями, содержащимися в ТРОИС, при удаленном взаимодействии ИАС «Тарифы-1» с АИС «АИСТ-М».

4. Реализация в карточке ОИС информационного раздела, в котором должны содержаться сведения о разрешительных документах правообладателей (их представителей), представляемых участниками ВЭД в таможенные органы при перемещении товаров, содержащих ОИС. Обеспечение приема данной информации из АПС «Личный кабинет» в соответствии с спецификацией информационного взаимодействия между ИАС «Тарифы-1» и АПС «Личный кабинет».

5. Представление в электронном виде данных ТРОИС, а также других сведений по объектам ОИС, предоставляемых правообладателями, таможенным органам и иным заинтересованным лицам в части:

- реализации «витрины данных», содержащей сведения ТРОИС, дополнительную служебную информацию и статусы ОИС;

- обеспечения поиска в «витрине» по любой из граф (за исключением графических изображений и документов в бинарном формате);

- обеспечения визуализации представления данных витрины для использования в АИС «АИСТ-М», «Тарифы-1», на официальном сайте ФТС России и других потребителях информации с использованием обмена в формате XML на основе XSD.

6. Реализация расширенного состава субъектов ТРОИС.

7. Реализация информационного раздела «Сведения о товарах» в составе подразделов «Оригинальная продукция», «Контрафактная продукция», «Товар», «Изъятия» для отображения одноименной информации, поступающей из «Личного кабинета участника ВЭД», с возможностью включения графических и видеоматериалов (с обеспечением их воспроизведения) о товарах и ОИС и включения дополнительных электронных копий документов. В подразделе «Контрафактная продукция» обеспечивается формирование интерактивного окна «Имеется информация о товарах, обладающих признаками нарушения прав правообладателя» при ввозе/вывозе в/из РФ либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, с возможностью подтверждения заявителем (путем проставления отметки) наличия указанной информации и размещения, при необходимости, комментариев в соответствующем текстовом поле.

8. Реализация приема обработки различных форм электронных заявлений, направляемых из АПС «Личный кабинет» в соответствии с «технологией подачи заявлений в электронном виде», с учетом зависимости видов и информационного содержания форм заявлений от целей оказания государственной услуги и вида включаемого ОИС и статуса правообладателя(ей). При приеме заявлений необходимо обеспечить контроль соответствующих реквизитов разделов заявления по базам данных ФНС России и других собственно таможенных органов (в части кодов товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС); предусмотреть возможность загрузки, отображения или воспроизведения прикрепленных изображений ОИС, оригинальных товаров и контрафактной продукции (фото, видео, аудиотекст); организовать сопровождение заявлений в соответствии с предусмотренной «технологией» статусной моделью.

9. Реализация раздела карточки ОИС, содержащей сведения о разрешительных документах правообладателей (их представителей), представляемых

участникам ВЭД в таможенные органы при перемещении товаров, содержащих ОИС, автоматически получаемые из АИС «АИСТ-М».

10. Реализация взаимодействия и обмена сведениями с «Единым реестром объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза» в соответствии с требованиями спецификации информационного обмена с АПС «Электронные госуслуги».

АИС «АИСТ-М» создана для информационной поддержки принятия решений должностными лицами таможенных органов РФ в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, посредством обработки электронных копий документов, необходимых для таможенных целей, на основе анализа информации, содержащейся в базах данных ЕАИС ФТС России [4]. АИСТ-М» предназначается для:

- автоматизации управления процессом документального совершения таможенных операций и таможенного контроля;

- контроля движения документов в процессе совершения таможенных операций, а также аудита действий должностных лиц таможенных органов;

- обеспечения прозрачности процесса совершения таможенных операций для руководящего звена, а также для участников ВЭД;

- обеспечения форматно-логического контроля электронных копий документов, применяемых в таможенной деятельности;

- обеспечения контроля, в том числе вторичного, правильности начисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

- обеспечения гибкого подключения различных информационно-справочных баз данных;

- обеспечения информационной поддержки участников ВЭД в части документального таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Комплекс программных средств информационно-справочной системы «Малахит» (ИСС «Малахит») предназначен для контроля таможенной деятельности в таможенных органах, применятся при проведении анализа уровня принимаемой таможенной стоимости перемещаемых товаров [5]. ИСС «Малахит» позволяет использовать динамические стоимостные индикаторы риска в отношении декларируемых товаров с существенным отклонением величины заявленной таможенной стоимости от стоимости идентичных (однородных) товаров [6, с. 26]. Благодаря информационному ресурсу «Малахит» у сотрудников таможенных органов имеется реальная возможность наблюдать весь таможенный процесс, поскольку данный ресурс позволяет в реальном времени анализировать все таможенные процедуры по 300 различным параметрам [7, с. 173].

Нормативным правовым актом, регулирующим особенности использования таможенными органами информационных технологий для обеспечения защиты прав на ОИС в отношении товаров, пересылаемых в МПО, выступает приказ Минфина России от 11.09.2020 № 190н «Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов» (Порядок) [8]. Данный Порядок определяет:

а) правила и форму представления в таможенный орган назначенным оператором почтовой связи - АО «Почта России» - информации о документах, удостоверяющих личность физического лица - получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО (документ, удостоверяющий личность), порядок предоставления предварительной информации в отношении МПО, а также порядок и форму предоставления информации о пересылаемых товарах, предоставленной в электронном виде назначенным оператором почтовой связи и содержащей сведения, подлежащие указанию в ДТ или пассажирской таможенной декларации;

б) правила совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО в Россию, посредством информационных систем таможенных органов с участием или без участия должностных лиц таможенных органов, а также проставления отметок об аннулировании выпуска товаров, о выпуске или об отказе в выпуске товаров.

Следует обратить внимание на тот факт, что при выявлении правонарушений таможенными органами по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с нарушениями прав на ОИС и авторских прав (ст. 7.12, 14.33), для возбуждения дел необходимо установить контакт с правообладателем, чьи права ущемлены.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В целях выявления проблем информационного взаимодействия между правообладателями и таможенными органами рассмотрим существующий механизм указанного взаимодействия. На рис. 1 представлен разработанный механизм взаимодействия таможенных органов и правообладателей, имеющих исключительные права на ОИС.

По нашему мнению, основными элементами данного механизма являются следующие.

1. Правообладатели, имеющие достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на ОИС. Правообладателями являются российские и иностранные физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие исключительными правами на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки (знаки обслуживания) или наименования мест происхождения товаров.

2. Таможенные органы, контролирующие перемещение товаров в МПО, которые осуществляют взаимодействие с правообладателями на уровне центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений (РТУ), таможен и таможенных постов.

3. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обеспечивающие информационное взаимодействие правообладателей и подразделений таможенных органов в процессе передачи информации. Для осуществления взаимодействия используется автоматизированная подсистема «Личный кабинет участника ВЭД», которая обеспечивает информационное взаимодействие в электронном виде посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также реализует информационное взаимодействие с компонентами ЕАИС таможенных органов. Отметим, что данный механизм функционирует в рамках существующей нормативно-правовой базы, которая действует в настоящее время.

Инструменты, реализующие процесс взаимодействия

СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная таможенная служба

Региональные таможенные управления

Таможни

Таможенные посты

I Система идентификации правообладателей 1

: •• :

; Система обеспечения приема заявлений в электронном виде ;

Рис. 1. Механизм информационного взаимодействия между правообладателями и таможенными органами при выявлении контрафактных товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

1. Таможенный кодекс ЕАЭС [9] содержит сведения, которые должны быть указаны в ДТ для принятия таможенными органами мер по защите прав на ОИС; регламентирует случаи приостановления выпуска товаров, содержащих ОИС, и возобновление срока выпуска таких товаров; закрепляет меры по защите прав на ОИС, принимаемые таможенными органами, а также иные положения.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] закрепляет:

- возможность приостановления срока выпуска товаров, содержащих ОИС;

- основания принятия мер по защите прав на ОИС таможенными органами;

- подачу заявления о включении ОИС в таможенный реестр правообладателем и порядок его рассмотрения;

- срок защиты таможенными органами прав на ОИС и другие положения.

ИКТ взаимодействия с правообладателями товаров^

N

ИКТ таможенных органов (базы данных,

специализированные программы) *---'

ИКТ - компоненты, обеспечивающие операционную поддержку взаимодействия

Обратная связь

ПРАВООБЛАДАТЕЛИ

! Российские ! Иностранные

| юридические | | юридические |

\ и физические \ \ и физические |

\ лица лица

в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 [11] утверждает «Порядок использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами», а также «Порядок получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету».

4. «Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности», утвержденный приказом ФТС России от 28.01.2019 № 131 [12], определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) ФТС России, порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений с правообладателями ОИС, их представителями, федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги по ведению ТРОИС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие осуществляется с использованием форм, принципов и методов, которые являются инструментарием осуществления обмена информацией. Кроме того, данный механизм учитывает наличие системы идентификации правообладателей, которые регистрируются в таможенных реестрах, системы обеспечения приема заявлений в электронном виде от правообладателей. Обратная связь, показанная на рис. 1, между таможенными органами и правообладателями призвана повысить эффективность взаимодействия, нивелировать отрицательные факторы, влияющие на процесс обмена информацией. Нормативно-правовая база регламентирует процесс передачи сведений, связывает воедино цели и результаты взаимодействия.

По нашему мнению, данный механизм информационного взаимодействия содержит все элементы, которые необходимы для эффективного и результативного взаимодействия. При этом, несмотря на достаточно действенный механизм защиты ОИС, существуют проблемы, которые связаны, прежде всего, с невозможностью автоматизации контроля товаров, содержащих ОИС. По данным отчета Счетной палаты РФ [13], в настоящее время не конкретизированы требования к заполнению сведений о товарном знаке в ДТ (шрифт, язык (английский, русский и т. д.)), об отсутствии средств индивидуализации на товарах («отсутствует», «знак отсутствует», «товарный знак отсутствует», «знака нет», «товарного знака нет» и т. д.), об изобразительных, объемных и комбинированных товарных знаках. Кроме того, в положениях «Порядка заполнения декларации на товары» [14] не предусмотрено заявление в декларации сведений о номере государственной регистрации и (или) международной регистрации ОИС.

Отсутствие данных сведений приводит:

- к невозможности контроля в части соблюдения прав на ОИС, не внесенные в ТРОИС, но внесенные в государственный и (или) международный реестр ОИС;

- к указанию декларантами сведений о товарных знаках или об их отсутствии в произвольном виде, что, в свою очередь, приводит к невозможности

автоматизированного контроля, а также невозможности проведения автоматизированного статистического анализа.

На наш взгляд, данная проблема косвенно связана с эффективностью взаимодействия, поскольку невозможность проведения автоматизированного контроля ведет к низкому проценту выявленных товаров, содержащих ОИС. Следовательно, товары, не выявленные таможенными органами, могут быть пропущены и правообладателям может быть нанесен непоправимый ущерб.

Проведенный анализ, позволил определить, что существуют проблемы, снижающие эффективность взаимодействия, исходящие также от правообладателей товаров.

1. Правообладатели не в полной мере заинтересованы в использовании механизма защиты своих прав. Установлено, что количество товарных знаков, зарегистрированных в таможенных реестрах (рис. 2), в несколько раз меньше по сравнению с данными патентных ведомств государств - членов ЕАЭС (рис. 3). Анализ именно товарных знаков обусловлен преобладанием их среди ОИС. Так, товарные знаки составляют 99% от общего количества ОИС, представленных в таможенных реестрах. В таможенном реестре РФ также представлены объекты авторских прав и наименования мест происхождения товаров.

Армения Белоруссия Казахстан Кыргызстан Россия

□ 2019 г. 309 331 740 333 5 141

□ 2018 г. 267 289 640 288 4 953

■ 2017 г. 201 301 550 253 4 617

■ 2016 г. 122 281 448 224 4 295

Рис. 2. Количество объектов интеллектуальной собственности в таможенных реестрах стран ЕАЭС

В России, количество товарных знаков, зарегистрированных Роспатентом, более чем в 12 раз превышает количество знаков, внесенных в таможенный реестр. Данная проблема является не единственной, усложняющей процесс защиты прав на ОИС.

60 000

50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0 ■ —

1

1

1

1

■ ■пп ■■ПП II ■ ■пП 1

Армения Белоруссия Казахстан Кыргызстан Россия

■ 2016 г. 3 951 7 595 10 074 3 257 55 191

■ 2017 г. 3 110 6813 7 748 2 402 56 030

□ 2018 г. 3 601 7 051 9 522 3 141 66 006

□ 2019 г. 3 888 7 734 9 642 4 044 66 707

Рис. 3. Динамика регистрации товарных знаков в странах ЕАЭС

2. Имеются случаи, когда при выявлении товаров с признаками контрафактных таможенные органы уведомляют правообладателей, которые зарегистрировали ОИС в таможенном реестре. При этом в дальнейшем правообладатель не отвечает на уведомление таможенных органов [15]. Следствием этого является вынужденный выпуск товаров, имеющих признаки контрафактности, в свободное обращение на территории ЕАЭС. Некоторые правообладатели осознанно не желают защищать свои ОИС и отказываются от применения к нарушителям мер административного наказания, мотивируя это незначительным ущербом для них, долгой процедурой принятия решений, а также возможностью запятнать свою репутацию.

По нашему мнению, в определенной степени решить возникшую проблему могла бы активизация разъяснительной работы с правообладателями о сложностях реализации возложенных на таможенные органы обязанностей по обеспечению защиты права на ОИС, перемещаемых в МПО, без содействия им в данном вопросе правообладателей.

Проведенный анализ позволил определить ряд проблем функционирования механизма информационного взаимодействия между правообладателями и таможенными органами РФ при выявлении правонарушений в ходе перемещения товара, пересылаемого в МПО. Ключевой проблемой является нежелание правообладателя выходить на контакт и оказывать требуемое содействие таможенным органам, необходимое для возбуждения дела об административном правонарушении.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Отчет о состоянии правоприменительной практики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https:// eec.eaeunion.org/.

2. Волков А. В. Административное право [Электронный ресурс]. URL: https://studref. com/632898/pravo/formy_metody_admmistrativnoy_deyatelnosti.

3. Коденко И. А. Проблемы и направления повышения результативности проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Вестник Белгородского ниверситета кооперации, экономики и права. 2018. № 3 (70). С. 119-131.

4. Афонин П. Н. Информационные таможенные технологии: учебник. СПб.: Троицкий мост, 2014. 352 с.

5. Андреев А. Ф., Макрусев В. В. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. 168 с.

6. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России «Таможенная служба РФ России в 2011 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http:// www.customs.ru.

7. Чистова М. В. Современные таможенные технологии в деятельности таможенных органов Российской Федерации // Университетские чтения - 2018: материалы научно-методических чтений Пятигорского государственного университета. Пятигорск, 2018. С. 171-176.

8. Приказ Минфина России от 11.09.2020 № 190н «Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов» (зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2020 № 61319) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 08.12.2020.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

10. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 08.12.2020.

11. Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901 «Об утверждении Порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также Порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету».

12. Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».

13. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет, в период 2018-2019 годов и истекший период 2020 года, в отношении товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза и отнесенных к объектам интеллектуальной собственности (включая патенты, товарные знаки, авторские права)».

14. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 01.12.2020) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары»).

15. Немирова Т. А. Деятельность таможенных органов по защите интеллектуальной собственности // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 52-56.

REFERENCES

1. Report on the state of law enforcement practice in the protection of intellectual property rights in the Eurasian Economic Union for 2019 [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Commission. URL: https://eec.eaeunion.org/

2. Volkov A. V. Administrative law [Electronic resource]. URL: https://studref.com/632898/pra-vo/formy_metody_administrativnoy_deyatelnosti

3. Kodenko I. A. Problems and directions of improving customs control performance in relation to goods containing intellectual property objects. In: Herald of Belgorod University of cooperation, economics and law, 2018, no. 3 (70), pp. 119-131.

4. Afonin P. N. Information customs technologies: textbook. Saint Petersburg, Troitsky Most, 2014. 352 p.

5. Andreev A. F., Makrusev V. V. Analytical support for making managerial decisions in the customs authorities of the Russian Federation: monograph. Moscow, Publishing house of Russian Customs Academy, 2014. 168 p.

6. Reference materials for the meeting of the board of the FCS of Russia "Customs service of the Russian Federation in 2011" [Electronic resource] // Official site of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://www.customs.ru.

7. Chistova M. V. Modern customs technologies in the activities of the customs authorities of the Russian Federation. In: University readings - 2018: materials of scientific and methodological readings of Pyatigorsk State University. Pyatigorsk, 2018, pp. 171-176.

8. Order of the Ministry of Finance of Russia dated September 11, 2020 no. 190n "On determining the procedure for performing customs operations in relation to goods sent in international mail to the Russian Federation, including the affixing of the appropriate marks by the customs authority, as well as the procedure and form for submitting the information used to the customs authority. when performing customs operations in relation to these goods, through the information systems of customs authorities" (registered with the Ministry of Justice of Russia dated December 7, 2020 no. 61319) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru, 12.08.2020.

9. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Union. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

10. Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ (revised April 20, 2021) "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo. gov.ru, 12.08.2020.

11. Order of the Federal Customs Service of Russia dated June 3, 2019 no. 901 "On approval of the Procedure for using a personal account and organizing the exchange of electronic documents and (or) information between customs authorities and declarants, carriers, persons carrying out activities in the field of customs, authorized economic operators, rightholders and other persons, as well as the Procedure for obtaining access to declarants, carriers, persons carrying out activities in the field of customs, authorized economic operators, rightholders and other persons to their personal account".

12. Order of the Federal Customs Service of Russia dated January 28, 2019 no. 131 "On approval of the Administrative Regulations of the Federal Customs Service for the provision of state services for maintaining the customs register of intellectual property objects".

13. Report on the results of the control measure "Checking the completeness of payment of customs payments to the federal budget, in the period 2018-2019 and the expired period of 2020, in relation to goods imported into the territory of the Eurasian Economic Union and classified as intellectual property (including patents, trademarks, copyright)".

14. Decision of the Customs Union Commission dated May 20, 2010 no. 257 (revised from December 1, 2020) "On the form of the declaration for goods and the procedure for filling it in" (together with the "Procedure for filling out the declaration for goods").

15. Nemirova T. A. The activities of customs bodies of intellectual property. In: Era of Science, 2017, no. 12, pp. 52-56.

Информация об авторах

Кожуханов Николай Михайлович - кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений Научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: 1979nic@mail.ru;

Новиков Сергей Владимирович - научный сотрудник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений Научно-исследовательского института, преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: s.novikov@ customs-academy.ru;

Ловинюков Анатолий Степанович -доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры таможенного права, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: a.lovinyukov@customs-academy.ru.

Information about the authors

Kozhukhanov Nikolay M. - candidate of sciences in jurisprudence, associate professor, head of the department for researching problems in theory and practice of customs control, commodity nomenclature, expertise and trade restrictions of the Research Institute, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: 1979nic@mail.ru;

Novikov Sergey V. - researcher of the department of research of problems in theory and practice of customs control, commodity nomenclature, expertise and trade restrictions of the Research Institute, lecturer of the department of customs formalities and customs control, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: s.novikov@customs-academy.ru;

Lovinyukov Anatoliy S. - doctor of juridical sciences, professor, professor of the department of customs law, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komso-molsky prospect, 4, e-mail: a.lovinyukov@customs-academy.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов. Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

Для цитирования

Кожуханов Н. М., Новиков С. В., Ловинюков А. С. Административно-правовые формы деятельности таможенных органов и защита прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 67-80.

For citation

Kozhukhanov N. M., Novikov S. V., Lovinyukov A. S. Administrative and Legal Forms of Customs Activities in Protecting the Rights to Intellectual Property in Relation to Goods Sent by International Mail. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3., pp. 67-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.