Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

В статье проведен анализ современного состояния обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, с использованием современных информационных таможенных технологий. Исследование позволило определить основные проблемы административно-правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Выработан методологический подход к систематизации проблем. Выделены блоки проблем, которые связаны с работой системы обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, осуществлена их классификация, исходя из прикладного характера. Автором предложено применение отдельных административно-правовых средств с целью развития административно-правового регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES TO ENSURE THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN RELATION TO GOODS SENT IN INTERNATIONAL MAIL

The article analyzes the current state of ensuring the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail, using modern information customs technologies. The study made it possible to identify the main problems of administrative and legal regulation of the activities of the customs authorities of the Russian Federation to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail. In the course of the work, a methodological approach to the systematization of problems has been developed. The blocks of problems that are associated with the operation of the system for ensuring the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail are highlighted their classification is carried out based on an applied nature. The authors proposed the use of certain administrative and legal means in order to develop administrative and legal regulation of the activities of customs authorities to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ»

УДК 342.95

DOI 10.54048/20727240_2021_04_144

совершенствование деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

н. М. Кожуханов1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, с использованием современных информационных таможенных технологий. Исследование позволило определить основные проблемы административно-правового регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Выработан методологический подход к систематизации проблем. Выделены блоки проблем, которые связаны с работой системы обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, осуществлена их классификация, исходя из прикладного характера. Автором предложено применение отдельных административно-правовых средств с целью развития административно-правового регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, защита, интеллектуальная собственность, международные почтовые отправления, средства, таможенные органы.

improving the activities of customs authorities to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail

N. M. Kozhukhanov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the current state of ensuring the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail, using modern information customs technologies. The study made it possible to identify the main problems of administrative and legal regulation of the activities of the customs authorities of the Russian Federation to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail. In the course of the work, a methodological approach to the systematization of problems has been developed. The blocks of problems that are associated with the operation of the system for ensuring the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail are highlighted their classification is carried out based on an applied nature. The authors proposed the use of certain administrative and legal means in order to develop administrative and legal regulation of the activities of customs authorities to ensure the protection of intellectual property rights in relation to goods sent in international mail.

Keywords: administrative and legal regulation, protection, intellectual property, International postal items, funds, Customs.

© Кожуханов Н. М., 2021

Н. М. Кожуханов

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выявления таможенными органами Российской Федерации (РФ) контрафактной продукции при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях (МПО) не нова. Она имела место на всем протяжении функционирования таможенной службы, а с развитием информационных технологий, открывшим широкий доступ граждан России к иностранным интернет-площадкам, она год от года приобретает все большую актуальность.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС России) таможенными органами в 2020 г. выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции (в 2019 г. - 11,9 млн единиц). Предотвращен ущерб, который мог быть причинен правообладателям в связи с введением товаров в гражданский оборот, на сумму 4,7 млрд руб. (в 2019 г. - 8 млрд руб.). В свою очередь, в 2019 г. таможенными органами РФ обнаружено свыше 160 тыс. единиц контрафакта, пересылаемых в 3 681 посылке, в 2018 г. - 226,5 тыс. единиц контрафакта в 1 074 посылках, в 2017 г. - 37,5 тыс. единиц контрафакта в 1 569 посылках, 2016 г. - 2 тыс. единиц контрафакта в 124 посылках [1]. Количество посылок, в которых перемещается выявленный контрафакт, с каждым годом растет. С одной стороны, это свидетельствует о том, что таможенные органы более качественно противодействуют данным правонарушениям, выявляя контрафакт. С другой стороны, увеличение объемов отправлений товаров посредством МПО, в совокупности с прежними штатными ресурсами таможенных органов и устоявшимися методами поиска и выявления нарушений в рассматриваемом направлении, может стать причиной увеличения количества латентных административных правонарушений.

В сложившейся ситуации у государства возникает потребность в совершенствовании механизмов обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

Цель данного исследования заключается в выработке предложений по вопросам обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

Авторские выводы, представленные в публикации, являются результатом исследования современных подходов обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

В основе методологии исследования лежат системный и нормативистский подходы. Для изучения рассматриваемого явления в работе используется сочетание различных научно-исследовательских методов. Метод анализа позволил провести обобщение существующих тенденций, метод моделирования способствовал построению эвристической модели, метод синтеза дал возможность разработать предложения по совершенствованию механизмов административно-правового регулирования обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

проблемы административно-правового регулирования деятельности таможенных органов российской федерации по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в мпо

Проводя анализ, будем придерживаться позиции, что «содержание административно-правового регулирования заключается в следующем: в принятии новых административно-правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства; в упорядочении и закреплении на основе современных норм права наиболее целесообразных общественных отношений в сфере государственного управления; в охране урегулированных правом управленческих отношений; в развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества; в вытеснении из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям» [2, с. 23]. Исходя из сказанного, государственное управление в целом и управление, осуществляемое таможенными органами в частности, следует рассматривать как объекты административно-правового регулирования.

Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, выражается:

- в принятии административно-правовых норм, исходя из целей и задач по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, стоящих перед государством, в лице органов исполнительной власти, регулирующих таможенное дело, и общества, представленного правообладателями;

- в упорядочении и закреплении с опорой на нормы права наиболее целесообразных общественных отношений в таможенной сфере деятельности, связанных с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО;

- в охране регулируемых административным и таможенным правом управленческих отношений, возникающих в ходе обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО;

- в развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов общества, связанных с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО;

- в вытеснении из сферы управления таможенным делом общественных отношений, которые не соответствуют современным условиям, таким как ускорение товаропотоков, цифровизация и т. п.

По нашему мнению, развитие административно-правового регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, объективно должно следовать эволюционным (поступательным) путем, в направлении совершенствования административно-правовых средств обеспечения защиты

прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, система которых образует соответствующий административно-правовой механизм.

Приведем перечень проблем административно-правового регулирования деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО:

1) отсутствие на законодательном уровне однозначного определения ряда терминов;

2) сложности выявления нарушений прав на ряд объектов интеллектуальной собственности;

3) наличие пробелов в законодательстве относительно вопросов уничтожения предметов административных правонарушений и орудий совершения указанных правонарушений;

4) выборочность таможенного контроля товаров, пересылаемых в МПО физическими лицами;

5) сложности взаимодействия между таможенными органами и правообладателями при нарушении авторских и смежных прав;

6) нарушения требований таможенного законодательства и правил Всемирного почтового союза;

7) отсутствие единства административного судопроизводства по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, перемещаемых в МПО [2, с. 136].

В ходе исследования был выработан методологический подход к систематизации проблем. Выделены блоки проблем, которые связаны с работой системы обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, с использованием современных информационных таможенных технологий, осуществлена классификация проблем на основе их прикладного характера, выделены собственно правовые, информационно-технические и организационные проблемы. Все приведенные проблемы могут быть в той или иной степени решены путем совершенствования административно-правовых средств обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

направления совершенствования административно-правового регулирования деятельности таможенных органов российской федерации по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в мпо

Правовые основы обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, имеют двойственную природу. С одной стороны, это нормы национального законодательства, с другой - это нормы международного права. В связи с этим изменения целесообразно рассматривать в виде блоков: законодательство РФ и наднациональное регулирование.

Наднациональное регулирование выходит за рамки исключительно суверенного права РФ, поэтому право Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) будет включено в блок наднационального права.

Выделим некоторые новации, которые обусловлены с внесением изменений в законодательство, связанное с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

Так, необходимо на законодательном уровне закрепить механизм обязательного уничтожения контрафактных товаров. С нашей точки зрения, существует несколько решений данного вопроса:

1) на межгосударственном (международном) уровне;

2) на уровне РФ.

На межгосударственном уровне есть возможность заключения двухсторонних или многосторонних договоров между странами, в соответствии с которыми происходило бы уничтожение контрафактных товаров, пересылаемых в МПО. Ведь контрафактный товар под запретом в большинстве стран мира. Исходя из того, что товар, согласно правоприменительной практике, возвращается в страну отправления, предлагаемый нами подход был бы логичен. В этом случае применяется процессуальное законодательство договаривающихся государств.

Однако само заключение договора не выступает однозначной гарантией того, что контрафактный товар будет уничтожен. Важно создать систему отслеживания и установить сроки уничтожения таковых товаров.

Для создания системы отслеживания уничтожения контрафактных товаров достаточно простого информирования, которое вполне можно организовать, используя имеющиеся информационные технологии или разработав новый программный продукт, соответствующий существующим в странах, обменивающихся подобной информацией, сертификатам безопасности.

Если говорить о сроках уничтожения, то целесообразно в течение трех месяцев уничтожать и уведомлять контрагента об уничтожения контрафактного товара. Данный срок учитывает различные возможные процессуальные временные издержки, которые могут иметь место в соответствии с предписаниями национального законодательства.

Решить вопрос уничтожения товаров возможно и на национальном уровне. Такая практика существует в отдельных государствах мира. Для этого следует действовать в двух направлениях: административно-процессуальном (внося изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)) и процедурном (корректируя иные регламентные нормы).

В первом случае речь идет о ситуациях, когда осуществляется административное производство (т. е. установлен факт, что ввозимые лицом товары для личного пользования вводятся тем или иным способом в гражданский оборот). Тогда необходимо закрепить в ст. 32.4. «Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения» КоАП РФ право уничтожать контрафактный товар не только по ст. 7.12 КоАП РФ, но и по ст. 14.10 КоАП РФ, изложив ч. 3 в следующей редакции:

«Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 и статьей 14.10 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 настоящего Кодекса или арестованы в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест».

Однако, принимая во внимание тот факт, что современная практика действий таможенных органов в случае выявления контрафакта в отношении товаров, приобретенных физическими лицами в рамках международной электронной торговли, как правило, не связана с началом административного производства, регламентированного нормами КоАП РФ, необходимо создать и иной механизм уничтожения (в упрощенном порядке).

Следует отметить, что изменения, проводимые на национальном уровне, также потребуют корректировки пласта таможенного законодательства, а именно Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [4], Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].

Следующим решением является создание информационно-технических продуктов (технологий), направленных на обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р утверждена «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Целевой ориентир 1, которой необходимо достичь таможенным органам в рамках данной Стратегии, - это полномасштабная цифрови-зация и автоматизация деятельности таможенных органов [6]. Поэтому, на наш взгляд, вопрос полномасштабной цифровизации, т. е. внедрения информационных технологий, должен коснуться и совершенствования информационных технологий, используемых таможенными органами РФ для обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что и в настоящее время в вопросах обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в отношении товаров, перемещаемых в МПО, широко используются информационные технологии. Вместе с тем считаем возможным расширить их применение.

совершенствование организационных основ обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в мпо

Выделим ключевые предложения, которые связаны с созданием информационно-технических продуктов (технологий), направленных на обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО:

1) необходимость создания реестра «поставщиков контрафактного товара»;

2) максимальная автоматизация процесса взаимодействия правообладателя и таможенного органа.

Рассмотрим эти предложения.

Создание реестра «поставщиков контрафактного товара». Данная мера позволяет вычленить источник распространения контрафакта и пресечь его, создав неблагоприятные условия, которые, по нашему мнению, приведут или к прекращению деятельности (самоустранению) такого поставщика, или к переходу в легальное правовое поле.

Создание и ведение реестра «поставщиков контрафактного товара» целесообразно возложить на ФТС России. Информацию из данного реестра необходимо сделать открытой, так как содержащиеся в нем сведения не будут связаны с тайной персональных данных.

Предоставление информации из реестра «поставщиков контрафактного товара» логично организовать на основе соответствующей «государственной услуги».

Ведение данного реестра позволит заинтересованным лицам понимать, с кем они имеют дело, у кого покупают товар. Электронная площадка, в рамках которой покупаются товары, может предоставлять информацию о поставщиках товаров, что позволит оперативно получать сведения, необходимые для ведения соответствующего реестра.

Информацию из реестра «поставщиков контрафактного товара» целесообразно предоставлять в одни сутки с момента обращения за оказанием государственной услуги заинтересованного лица.

Автоматизация процесса взаимодействия правообладателя и таможенного органа. В настоящее время взаимодействие между правообладателем и таможенными органами осуществляется в подавляющем большинстве случаев посредством работы в рамках информационной технологии «личный кабинет».

Однако, как показала практика работы таможенных органов с правообладателем, зачастую они уклоняются от контактов с таможней, и тому имеются различные причины, о которых мы говорили ранее в публикации [7, с. 75-80]. Поэтому считаем логичным ввести новый программный продукт, на основе которого будет организовано взаимодействие между таможенными органами и правообладателем. В основу работы данного продукта следует положить следующие принципы:

1) взаимной ответственности;

2) осведомленности.

Принцип взаимной ответственности предполагает заключение между таможенными органами и правообладателем соглашения, в соответствии с которым стороны обязуются своевременно предоставлять всю необходимую информацию друг другу. Так как данный договор будет частью пользовательского соглашения между сторонами, это должно привести к общеорганизующему эффекту и повысить исполнительскую дисциплину.

Принцип осведомленности подразумевает уведомление в двух направлениях. Во-первых, таможенные органы посредством нового программного продукта передают каждый раз в случае выявления контрафакта информацию о негативных последствиях отказа во взаимодействии (появлении контрафактной продукции у пользователя - покупателя товара). Во-вторых, отдельно уведомляется руководство правообладателя в случае нереагирования в отведенное время контактного лица правообладателя.

Желательно также, чтобы работа данного информационного продукта основывались на принципе «онлайн 24 часа», что, вероятно, потребует привлечения дополнительных штатных ресурсов для организации указанного процесса.

Следующее предложение связано, с одной стороны, с решением организационной проблемы, с другой - носит стратегический характер и нацелено на переориентацию работы таможенных органов.

Основные предложения по совершенствованию организационных основ обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, с использованием современных информационных таможенных технологий связаны с необходимостью переориентировать механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, с карательного на профилактический, сместив его с выявления правонарушений на недопущение нарушений в принципе, но не исключив возможность реализации первого.

переориентация механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в мпо

Предупреждение в широком понимании есть исторически сложившаяся система преодоления объективных и субъективных предпосылок различных негативных явлений, реализуемая путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование правонарушений и их совершение. Предупреждение правонарушений в более узком, прикладном, значении представляет собой деятельность, направленную на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин правонарушений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением. Соответственно профилактика (предупреждение) правонарушений прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых

в МПО, есть деятельность, направленная на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин данных правонарушений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с дивиант-ным поведением.

Под субъектом понимается какая-либо сила, которая воздействует на объект. Совокупность субъектов, осуществляющих профилактическое воздействие, образует систему. Основным субъектом профилактики правонарушений прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, выступают таможенные органы во взаимодействии с правообладателями, чьи права в каждом конкретном случае нарушены.

Таможенные органы выполняют основной объем работы по предупреждению правонарушений прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО. Их уникальное положение обусловлено следующим:

1) возможностями для получения информации о причинах, условиях, лицах, имеющих склонность к этим правонарушениям, другой информации, дающей возможность предупредить нарушения;

2) возможностями анализа, прогноза и программирования деятельности по предупреждению этих правонарушений;

3) имеющимися силами и средствами;

4) накопленным опытом работы в этом направлении;

5) использованием специально подготовленных сил и средств.

По нашему мнению, наиболее востребованными среди форм профилактики [8] посягательств на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, являются: правовое просвещение и правовое информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми [9, с. 70-74].

Каждую из указанных форм в той или иной степени можно интегрировать в существующие или разрабатываемые информационные таможенные технологии, что позволит обеспечить защиту прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

Например, правовое просвещение и правовое информирование можно реализовать в рамках работы с правообладателем. В качестве другого примера приведем профилактический учет. Он может быть реализован в рамках предложения по ведению реестра «поставщиков контрафактного товара».

заключение

В ходе проведенного исследования получен ряд научно-практических результатов. Так, можно отметить, что проблемы административно-правового регулирования обеспечения таможенными органами защиты права на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, достаточно многоплановы ввиду специфического объекта регулирования правоотношений. Следовательно, своевременное решение указанных проблем позволит повысить эффективность таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, пересылаемых в МПО, и уровень соблюдения административного и таможенного законодательства.

Обоснован методологический подход, составляющий основу исследования и определяющий его вектор. Предложен классификационный критерий, позволяющий выделить блоки проблем, которые связаны административно-правовым регулированием обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

Разработаны предложения по совершенствованию собственно административно-правовых основ обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, с использованием современных информационных таможенных технологий, а также предложения по совершенствованию информационных технологий и организационных основ.

Ключевыми новациями, создаваемыми в рамках системы административно-правовых средств, выступают:

1) закрепление на законодательном уровне механизма обязательного уничтожения контрафактных товаров;

2) создание реестра «поставщиков контрафактного товара»;

3) максимальная автоматизация процесса взаимодействия правообладателя и таможенного органа;

4) переориентация механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО, с выявления и пресечения на предупреждение данных правонарушений.

Приведенные новации должны способствовать повышению уровня защищенности объектов интеллектуальной собственности, пересылаемых в МПО. По нашему мнению, наибольшего эффекта достигает применение совокупности указанных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в рамках данной публикации были рассмотрены возможности совершенствования деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в МПО.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (дата

обращения: 31.08.2021).

2. Административное право. Общая часть: курс лекций / С. С. Бородин, С.С. Волницкая, X. X. Лойт. СПб.: ГУАП, 2015. 386 с.

3. Пулин А. О. Обеспечение таможенными органами защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 2. С. 131-137.

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/, 12.04.2017.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.07.2021).

6. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://ba-zanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1388-r-ot23052020-h4768700/strategiia/ (дата обращения: 27.08.2021).

7. Кожуханов Н. М., Новиков С. В., Ловинюков А. С. Административно-правовые формы деятельности таможенных органов и защита прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 67-80.

8. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016.

9. Кожуханов Н. М. Формы профилактического воздействия, направленные на недопущение совершения посягательств на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Защита интеллектуальной собственности в деятельности бизнеса и государства: сборник докладов. СПб., 2021. С. 69-75.

REFERENCES

1. OfitiaVnyj sajt FederaVnoj tamozhennoj sluzhby" [Official website of the Federal Customs Service of Russia]. URL: http://www.customs.ru (date of access August 31, 2021). (In Russ.).

2. Administrativnoe pravo: kurs lekcij. Obshhaya chast" / S. S. Borodin, S. S. Volniczkaya, X. X. Lojt [Administrative law: a course of lectures. General part / S. S. Borodin, S. S. Volnitskaya, H. H. Loyt]. Saint Petersburg, GUAP, 2015. 386 p. (In Russ.).

3. Pulin A. O. Obespechenie tamozhenny^mi organamizashhitysprav na ob^ekty^ intellektuaVnoj sob-stvennosti v otnoshenii tovarov,peresy4aemy^xv mezhdunarodny^xpochtovy^x otpravleniyax [Customs protection of intellectual property rights in resput of goods sent by international mail]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2021, no. 2, pp. 131-137. (In Russ.).

4. Tamozhenny^j kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie no. 1 k Dogovo-ru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e^konomicheskogo soyuza) [E^lektronny^j resurs] [Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource]] // OficiaFnyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza [Official website of the Eurasian Economic Union]. URL: http://www. eaeunion.org/. (In Russ.).

5. FederaVny^j zakon ot 03.08.2018 no. 289-FZ (red. ot 20.04.2021) "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdeVnyse zakonodateVny^e aktys Rossijskoj Federa-cii" [Elektronny^j resurs] [Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ (as amended on April 20,

2021) "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]] // OficiaFnyj internet-portal pravovoj informacii [Official internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru. (In Russ.).

6. Rasporyazhenie PraviteFstva RF ot 23.05.2020 no. 1388-r "Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzh-byУ RF do 2030 goda" [E^lektronny^j resurs] [Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource]]. URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-ra-sporiazhenie-n1388-r-ot23052020-h4768700/strategiia/ (date reference: August 27, 2021). (In Russ.).

7. Kozhukhanov N. M., Novikov S. V., Lovinyukov A. S. Administrativno-pravovyse formys deyateVnosti tamozhennysx organov i zashhita prav na ob^ekty^ intettektuaVnoj sobstvennosti v otnoshenii tovarov,peresylaemy^xv mezhdunarodny^xpochtovy^xotpravleniyax [Administrative and legal forms of customs activities in protecting the rights to intellectual property in relation of goods sent in international mail]. In: Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2021, no. 3, pp. 67-80. (In Russ.).

8. FederaVny^j zakon ot 23.06.2016 no. 182-FZ "Ob osnovax sistemy" profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii" [Elektronny^j resurs] [Federal Law dated June 23, 2016 no. 182-FZ "On the foundations of the system for the prevention of offenses in the Russian Federation" [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-portal pravovoj informacii [Official internet portal of legal information]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2016. (In Russ.).

9. Kozhukhanov N. M. Formy" profilakticheskogo vozdejstviya, napravlenny^e na nedopushhe-nie soversheniya posyagateFstv na ob^ekty^ intettektuaVnoj sobstvennosti v otnoshenii tovarov, peresylaemy^xv mezhdunarodny^xpochtovy^x otpravleniyax [Forms of preventive action aimed at preventing infringement of intellectual property in relation to goods sent in international mail]. In: Zashhita intettektuaVnoj sobstvennosti v deyateVnosti biznesa i gosudarstva: sbornik dokladov [Protection of intellectual property in the activities of business and government: collection of reports]. Saint Petersburg, 2021, pp. 69-75. (In Russ.).

информация об авторе

Кожуханов Николай Михайлович - кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected].

information about the author

Kozhukhanov Nikolay M. - candidate of sciences in jurisprudence, associate professor, head of the department for researching problems in theory and practice of customs control, commodity nomenclature, expertise and trade restrictions of the Research Institute, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: [email protected].

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

для цитирования

Кожуханов Н. М. Совершенствование деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 144-156.

For citation

Kozhukhanov N. M. Improving the Activities of Customs Authorities to Ensure the Protection of Intellectual Property Rights in Relation to Goods Sent in International Mail. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 144-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.