Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ'

ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
гобелен / Азербайджан / изобразительное искусство / культура / современность / художник / выставка. / tapestry / Azerbaijan / art / culture / modern / atists / exhibition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсубов Фарадж Адхам Оглы

Удивительная способность вещей рассказать об эпохе и людях, их вкусе и творчестве привлекает наше внимание к многочисленным разнообразным гобеленам прошлого столетия. На заре своего суще-ствования азербайджанский гобелен ясно выразил национальные художественные особенности этого вида искусства и на много лет вперёд определил пути его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART OF THE TAPESTRY IN MODERN AZERBAIJAN

The amazing ability of things to tell about the era and people, their taste and creativity – firmly ties our attention to the numerous and diverse tapestries of the last century. At the dawn of its existence, the Azerbaija-ni tapestry clearly expressed the national artistic features of this type of art. These examples have determined the development of the Azerbaijani tapestry for many years to come.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

24

ART / «ШУШМиМ-ШИТМаУ» жш

важные идеи и с его помощью лучше реализоваться. Таким образом, в эпоху Возрождения живопись проявляла себя во многих формах, выражая неповторимую эстетику, сохранившуюся в богатстве выразительности и в многообразии оттенков. Особенно это можно наблюдать в работах художников периода Возрождения. Картины гигантов итальянского и северного Возрождения - Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера подтверждают это. Кисти русских художников (5) О.Кипренский, А.Иванов, П.Федотов, И.Репин, В.Серов и М.Врубель, советских -В.Фаворский, азербайджанских-А.Рзагулиев, Р.Бабаев, Дж.Муфидзаде, М. Рахман-заде, А.Гаджиев и др. принадлежат замечательные образцы станковой живописи.

Литература

1. Л7эгЪаусап ШсэбэпэЙ / миэ1И ИеуэИ: Э.Sa1amzadэ, МЯ^ауеу, K.Kэrimov, R.Эfэndiyev,

КИэЬ^. Вак1: Маап£ 1977. 212 s. // Азербайджанское искусство / А.Саламзаде, Н.Рзаев, К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Габибов. Баку: Посвещение, 1977, 212 с.

2. Azэrbaycan incэsэnэti / тиэ1^ Иеуэй: K.Kэrimov, R.Эfэndiyev, N.Rzayev, N.Иэbibov. Вак1: ^щ. 1992. 334 8. // Азербайджанское искусство / К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Рзаев, Н.Габибов. Баку: Ишыг, 1992, 334 с.

3. Abbasov, Т. Лkademik гат. Bakl: 2004, 52 8. // Аббасов, Т. Академическая живопись. Баку: 2004, 52 с.

4. Денике, Б. Японская цветная гравюра. Москва, 1935.

5. Корнилов П. Офорт в России. Москва, 1953.

УДК 745/749

Юсубов Фарадж Адхам оглы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств

ORCID ID: 0000-0002-3547-5124l DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-24-26 ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Yusubov Faraj Adham oglu

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts ORCID ID: 0000-0002-3547-5124l

THE ART OF THE TAPESTRY IN MODERN AZERBAIJAN

Аннотация.

Удивительная способность вещей рассказать об эпохе и людях, их вкусе и творчестве привлекает наше внимание к многочисленным разнообразным гобеленам прошлого столетия. На заре своего существования азербайджанский гобелен ясно выразил национальные художественные особенности этого вида искусства и на много лет вперёд определил пути его развития.

Abstract.

The amazing ability of things to tell about the era and people, their taste and creativity - firmly ties our attention to the numerous and diverse tapestries of the last century. At the dawn of its existence, the Azerbaijani tapestry clearly expressed the national artistic features of this type of art. These examples have determined the development of the Azerbaijani tapestry for many years to come.

Ключевые слова: гобелен, Азербайджан, изобразительное искусство, культура, современность, художник, выставка.

Keywords: tapestry, Azerbaijan, art, culture, modern, atists, exhibition

Азербайджан, издревле славился своими поэтами, композиторами, зодчими, это - край богатейшей художественной традиции. Азербайджанские мастера не раз изумляли мир самобытным искусством, чудесными творениями из камня, металла, керамики, дерева и шерсти. Ювелирные украшения и вышивки, эмаль, резьба по дереву, орнаментальные азербайджанские ковры, экспонируется во многих музеях мира. В Азербайджане искусство гобелена, берёт начало с конца 60 - х годов.

Художники Азербайджана со второй половины ХХ века обратились к решению новых задач, с большой требовательностью и устремлённостью, расширяя границы между жанрами и видами искусства (1). В процессе развития, нового для Азербайджана вида изобразительного искусства, отвечающего более сложным потребностям современного

человека, последующие 70 - е годы отличаются заметным ростом и формированием азербайджанской школы современного гобелена.

Главным достоинством азербайджанских художников работавших и продолжающих работать и сегодня в области современного гобелена, это высокий уровень профессионального мастерства в рисунке, живописи и ткачестве; ведь каждый художник все свои произведения выполняет собственноручно. Поколение художников, создавших свои произведения во второй половины ХХ века, сегодня составили единую школу азербайджанского гобелена. С признательностью и теплотой вспоминают тех, кто стоял у её колыбели, с момента её возрождения. Основные черты нового явления, укладываясь целиком в русло определённой жанро-

«ШУШМИМ-ЛШИТМаУ» #И24)), жш / лят

25

вой повествовательности, воплотились в творчестве азербайджанских художников, таких как: А. Юсубов, Т. Маммедова, П. Кузменко, С. Исмаилов, Ф. Ибрагимов, Ф. Гусейнова, Р. Эминова, С. Мам-медов, К. Самедзаде и др (2).

Проходившая в 1972 году в городе Рига международная выставка, представила азербайджанский гобелен. На выставке гобелены А.Юсубова «Трио», «Ритм» подтвердили факт переосмысления азербайджанского современного искусства. Отношение к традиции повлекло за собой достаточно уверенные шаги в реализации композиций, их строе и колорите. На выставке проводимой в Риге, гобелены отражали историческую ностальгию, романтическую тоску по прошлому. Стилистическим единством, изобразительным, многословием, интеллектуальностью отличились работы А. Юсубова (3), П. Кузменко.

В соответствии с общей тенденцией развития мирового гобелена среди отечественных художников наметились изобразительные фигуративные композиции, что было наглядно представлено в творчестве авторов, участвовавших в 1985 году на первой, проводимой в Баку выставке «декоративно - прикладного искусства ». Ценным знаковым моментом на этой выставке было возрождение нового гобелена ХХ века. В 1986 году на Всесоюзной выставке, проводимой в Москве, были представлены преимущественно уникальные произведения национальной школы. Демонстрированные гобелены художников А.Юсубова, Т. Маммедовой, П. Куз-менко, С. Исмаилова, Ф. Ибрагимова, Ф. Гусейновой, Р. Эминовой отличались собой остротой пластического и колористического видения, серьёзностью и глубиной творческих задач.

В современных изобразительных гобеленах тех лет ощущалась связь с национальным художественным наследием: где учитывался и применялся, фольклор, местный быт, природное окружение, и сохранялись национальные формы. Визуальные образы рождались в первую очередь по законам изобразительного языка, его логикой и грамматикой. Личный творческий вклад каждого художника в формировании современного азербайджанского гобелена бесспорен. Выставка, организованная Союзом Художников, была отмечена полнотой жизнедеятельности искусства гобелена (4). Отточенные композиции, как правило, раскрывали образно - содержательное своеобразие. Эти особенности в полной мере проявились в работах многих художников.

После провозглашения политической независимости Азербайджана в 1991 году, культурное и интенсивное развитие общества поспособствовало созданию в 1994 году, факультета «художественное ткачество» в Азербайджанском Государственном Университете Культуры и Искусств. В основу учебного процесса были заложены художественно -изобразительные и ткацкие методы, максимально использующие достижения прошлого, новый век диктовал свои вкусы и решения основания. Основанная в 2001 году Азербайджанская государственная академия художеств, открывает кафедру по специальности «художественное ткачество» и осуществляет на протяжении 20 лет, выпуск студентов, активно участвующих в культурной жизни азербай-

джанского общества. Результатом деятельности художников - преподавателей кафедры «художественного ткачества», являются выставки, симпозиумы, конференции, сопутствующие публикации. Существующая сегодня на базе Азербайджанской государственной академии художеств, кафедра «художественного ткачества» является неотъемлемой частью образовательной структуры, выделяющейся на различных республиканских и международных культурных мероприятиях.

Выставка, проводимая в Азербайджанской государственной академии художеств в 2006 год, посвящённая пятилетию Академии, заявила о плодотворной деятельности художников и педагогов современного гобелена (5). Экспонируемые гобелены оперировали художественно - изобразительными формами, композиционными приёмами, сохраняя связь со средневековыми европейскими традициями шпалерного ткачества. Решая отнюдь не простые творческие задачи, создавались новые изобразительные современные композиционные живописные гобелены.

Аналогичная выставка, посвящённая десятилетию в 2011 году, отражала деятельность художников и студентов. Перед зрителем прошли разнообразные сюжеты, решенные живописными, графическими приёмами, растительными и геометрическими формами, «сюжетные» и «бессюжетные». Глубокий профессионализм в целом характеризует работы азербайджанских художников, мастеров современного гобелена. Авторы в своих композициях тяготеют к насыщенной цветовой гамме, цветовым контрастам; в композиционных формах обнаруживается пристрастье некоторых молодых участников к линейно графическому началу.

Организованная в 2012 году в городе Баку выставка «Импульс» вызвала интерес, в современном азербайджанском обществе. Экспонируемые гобелены были представлены более шести десятью азербайджанскими авторами, в том числе художниками конца ХХ века, как на совместной выставке, проводимой в городе Шемкир в 2016 году. Были представлены около сорока работ студентов, новых и созданных в последние годы. Все работы на выставке свидетельствовали о серьёзности творческих принципов участников: различные подходы к темам - масштабных, эпических, лаконизм цветовой гаммы, многообразие тональных нюансировок, богатство фактуры, и своеобразный демократизм технических возможностей, связывающих части в единое целое.

На каждой художественной выставке в разделе декоративного - прикладного искусства художники по гобелену на протяжении длительного периода остаются верными своим идеалам, своим привязанностям, совершенствуя своё мастерство в различных направлениях. Главное впечатление от проведённых выставок - это личностная цельность художников, их творчества. Различные по содержанию, по трактовке, по размеру, они демонстрируют всё многообразное богатство тематических гобеленов. Авторы, говоря о том, что их объединяет какие общие черты свойственны азербайджанскому современному искусству объясняют: азербайджанскими художниками постоянно владеет стремление вложить в предмет больший смысл, сказать о чём -

2в__

то главном, сокровенном, как говорится раскрыть душу, а не только продемонстрировать блестящее мастерство.

Образы и символы в современном гобелене идут из глубины веков, в них же отражается жизнь современного поколения, его стремление и мечты, и поэтому даже в мини - гобеленах, созданных студентами, содержание звучит глубоко и сложно. В работе с молодыми художниками налаживается регулярное проведение различных молодёжных выставок. Одна из них в городе Баку. Для молодых художников Азербайджана это была необычная выставка, посвящённая азербайджанским национальным музыкальным инструментам. Необычность тематики её представительность, участвовало 20 авторов где было показано 20 работ, разных по стилистике, подтвердили, прежде всего -профессиональную подготовленность молодых авторов в решении современных задач в искусстве гобелена. Изобразительные гобелены отражали сегодняшнее понятие о назначении и роли азербайджанских национальных инструментов в жизни каждого человека. Отличаясь новизной и оригинальностью, они были вытканы с любовью и тщательностью, со знанием технологических особенностей материалов. Современные художники - студенты, применяя в своих композициях методику живописи, акварели и графические средства, ориентировались на стилистику современного интерьера и тем самым расширили возможности современного гобелена. Выставка широко ознакомила с находками и достижениями молодых художников гобеленового искусства. Молодое поколение Азербайджана на опыте этой выставки смогли выявить и продемонстрировать значение «темы» в искусстве, наметить на будущее пути планомерного и последовательного развития гобелена.

В течение последних двадцати лет Азербайджанская Государственная Академия Художеств, подготовила более двухсот студентов. На протяжении полувека со дня возрождения и освоения гобелена, нового для Азербайджана текстильного направления педагогическом процессе, художники, сохраняя традицию, передают молодому поколению, опыт и знание. Такие педагоги как А.Юсубов, Т. Маммедова, С. Нагиева, Н. Маммедова и др., делают факультет «художественное ткачество» неисчерпаемым источником знаний научных, творческих и практических, и дают возможность студентам постоянно участвовать в создании новых гобеленов. Преподаватели кафедры «художественного ткачества», читая курс композиции, сочетают элементы изобразительного искусства и технические методы ткачества, совершенствуют мастерство студентов в этом направлении. С момента своего основания, основная задача кафедры, ставить

ART / «щушздим-шигмак» ЖШ

конкретные задачи, заботясь о, качественной, образовательной системе стандартов, позволяющих гобелену функционировать как независимый жанр современного искусства. Целью в данном случае является воспитание высокопрофессионального кадра. Не менее важна задача преподавателей в приобщении студентов не к поверхностному знакомству с культурными ценностями, а к более глубокому познанию основ культуры, их вершин, искусству восприятия искусства. За 50 лет возрождения «нового гобелена», азербайджанские художники сделали гигантские шаги в развитии культуры своей страны. Отмечая вышеизложенное кафедра «художественного ткачества и ковра», высоко отмечена в сфере искусства не только в пределах республики, но и в международным масштабе. В заключении добавлю: разные виды искусства, в развитии, хотя и связаны друг с другом, различно реагируют на события жизни и поэтому характеризуется своими точками отсчёта, темпами, пиками и спадами, периодами лидерства и застоя.

В процессе эволюции искусство гобелена, достигло подлинного расцвета, как в монументальном, так и тесно с ним связанном декоративном направлении. Опираясь на опыт прошлого, учитывая европейскую практику средневекового и современного гобелена ХХ века, а так же первые годы формирования гобелена, способствовало появлению современного вида декоративно - прикладного искусства - «Азербайджанский гобелен» (5).

Мысль ведущих специалистов, их творческая дерзость непрерывное движение от замысла к замыслу, проработка на проектном уровне множество совершенно новых идей рассматриваются в статье не как краткий эпизод из времён, а как самостоятельный особо важный период в истории азербайджанской изобразительно - художественной культуры.

Литература

1. Гасанзаде, Дж. Искусство - в быт // газета «Вышка», 1985, 26 марта 1985

2. Гасанзаде, Дж. Развивая народные традиции // газета «Вышка», 1985, 3 марта 1985

3. Odham Yusubov- 60 // "incasanat" qazeti. 2001, №11 (81), sentyabr //Адхам Юсубов-60 // газета «Искусство», 2001, №11(81), сентябрь

4. Narimanqizi, N. Qobelen sanatinin inki§af marhalasi //"iki sahil" qazeti, 2004, 20 noyabr // Нариманкызы, Н. Этапы развития искусства гобелена / газета «Два берега», 2004, 20 ноября.

5. Azarbaycan qobelen sanati bu gun // "incasanat" qazeti, 2001, №6, may 2001 // Искусство Азербайджанского гобелена сегодня / газета «Искусство», 2001, №6, май 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.