Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
керамика / современность / техника / искусство / пластика / декор. / ceramic / modern / technology / artistic / plasticity / décor

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Керимов Имран Мустафа Оглы

История керамического искусства очень древняя. В средние века азербайджанское изобразительное искусство было объединено с декоративно-прикладным искусством. Люди, которые использовали глиняную пластику, с древних времен лепили фигурки людей и животных. В наше время при использовании керамики создание символических фигур, вытекающих из требований экономических и политических условий того времени, затрагивая более актуальные темы, демонстрирует наиболее интересные аспекты этой области. В статье рассматривается общее состояние современной Азербайджанской керамики. На конкретных примерах изучаются художественные и технические особенности современной Азербайджанской керамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND TECHNICAL FEATURES OF MODERN AZERBAIJANI CERAMICS

The history of ceramic art is very old. In the middle ages the fine art of Azerbaijan was united with decora-tive applied art. People using clay plasticity have made human and animal figures since the ancient times. Ce-ramic art is also developing in Azerbaijan in the modern period and the fine art works are being created. In the article the general state of modern Azerbaijani ceramics is looked through. The artistic and technical features of modern Azerbaijani ceramics are studied on the basis of concrete examples.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ»

6

ART / «ШШЮШУМ-ШЦГМак» #24Ш, 2021

большое значение в изучении и передаче современных азербайджанских национальных ценностей, материальных и культурных образцов будущим поколениям.

Народный художник Назим Бейкишиев обладает высоким чутьем колориста, и это играет важную роль в придании сценографии как драматических, так и комедийных сюжетов иной колорит. Благодаря успешному применению этого качества изобразительного искусства к декорациям, имеющим свои художественные ценности и внутренние законы, это привело к появлению в нашем национальном театрально-декорационном искусстве своеобразного «взгляда Назима Бейкишиева» на сцену. В то же время следует отметить, что создание каждого перформанса не состоит из механического соединения элементов искусства, задействованных в этом процессе, и в этом случае от художника требуется создать произведение с чувством целостности. Его работы в области живописи отличаются театральностью, что подчеркивают многие знатоки. Нельзя отрицать наличие цвета в эстетике, который определяет взгляд художника на реальность, выбор ракурса, убедительное представление атмосферы года и дня.

Однако лаконичность и искренность театра художник заменил большим количеством цветовых оттенков, которых не так много, что более характерно для картин. Бесспорно, что Назим Бейки-шиев, успешно продолживший традиции Саттара Бахлулзаде, прославившегося уникальным художественным отношением к природе Азербайджана, в том числе и Абшерона, обогатил эстетическую карту нового «философского пейзажа» уникальными композиционными структурами и красками.

Работы художника, созданные в разные годы -«Цветущий Азербайджан» (1986), «Вечер в Кешле» (1987), «На море» (1987), «Абшерон» (2005), «Улица в Баку» (2010), «Утро нашего села» (2012),

«Пейзаж» (2001), «Осень» (2004), «Тишина» (2001), «Дома» (2005), «Ичери Шехер» (2006), «Новханы» (2006) и др. (1, 56) и выставленные на различных экспозициях, привлекают внимание своей эмоциональностью и эстетикой, играют роль «духовного моста» между художником и зрителем. . По словам заслуженного деятеля искусств, кандидата по искусствоведению З.Алиева, «удивительно, что художественный образ, выраженный в его картинах, «раскрашенных» в разные оттенки белого цвета, носит достаточно лирико-философский характер. Мастерство решения в чарующих и спокойных пейзажах художника поистине завидна» (4, 16).

Заключение. Таким образом, взгляд Н.Байки-шиева на природу Азербайджана в пейзажах как Абшерона, так и других частей республики, наличие ракурсов из театрального искусства, часто иное и более новое представление мотивов, общих в наших глазах, обусловили превращение его работ в духовный источник, способный очаровать публику. А это, в свою очередь, сделало его одним из известных деятелей азербайджанской живописи и мастером лирического пейзажа. В 2006 году он был удостоен Международной премии «Хумай» за свои картины и это может восприниматься как высокая оценка его достижений в области живописи.

Литература

1. Бейкишиев Н. Каталог. Баку: 2008, 144 с. (на азерб.языке)

2. Алескерли Ч. Размышления о творчестве Назима Бейкишиева // журнал «Гобустан», 2004, №2, с.36-38 (на азерб.языке)

3. Рагимли И. Национальная сценография: Азербайджанский театр - 125 // газета «Панорама», 1999, 4 февраля, с.4 (на азерб.языке)

4. Алиев З. Лирические оттенки нежных красок // газета «Каспий», 2017, 18 ноября, с.16 (на азерб.языке)

УДК745/749

Керимов Имран Мустафа оглы Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-24111-6-9 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ

Karimov Imran Mustafa oglu

Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student

ARTISTIC AND TECHNICAL FEATURES OF MODERN AZERBAIJANI CERAMICS Аннотация.

История керамического искусства очень древняя. В средние века азербайджанское изобразительное искусство было объединено с декоративно-прикладным искусством. Люди, которые использовали глиняную пластику, с древних времен лепили фигурки людей и животных. В наше время при использовании керамики создание символических фигур, вытекающих из требований экономических и политических условий того времени, затрагивая более актуальные темы, демонстрирует наиболее интересные аспекты этой области. В статье рассматривается общее состояние современной Азербайджанской керамики. На конкретных примерах изучаются художественные и технические особенности современной Азербайджанской керамики.

«ШУШМИМ-ЛШИТМаУ» #24ИМ), 2021 / ART

7

Abstract.

The history of ceramic art is very old. In the middle ages the fine art of Azerbaijan was united with decorative applied art. People using clay plasticity have made human and animal figures since the ancient times. Ceramic art is also developing in Azerbaijan in the modern period and the fine art works are being created. In the article the general state of modern Azerbaijani ceramics is looked through. The artistic and technical features of modern Azerbaijani ceramics are studied on the basis of concrete examples.

Ключевые слова: керамика, современность, техника, искусство, пластика, декор.

Keywords: ceramic, modern, technology, artistic, plasticity, décor

Введение. В настоящее время в Азербайджане начало формироваться молодое поколение художников-керамистов, которое овладело всеми секретами керамики, и работы этих мастеров художественны по своему значению и содержанию. Среди этих молодых художников-керамистов стоит упомянуть имена Мардиева Шахрияра, Сеидовой Гуль-нар, Алиевой Хатун, Каримовой Шахлы, Гасымлы Мохсуна, Набиева Азизаги, Асадли Шамс, Гади-мова Бахлула, Рамазановой Асмар, Аллахвердие-вой Хаяли, Рахима Чопурова и других. В творчестве этих художников пейзажный жанр развился как ведущее направление их творчества. Например, обращает на себя внимание созданная в 2015 году керамическая работа молодого художника Асадли Шамс «Ленкоранская рапсодия», которая показывает изменчивую природу Ленкорани, его символическую концепцию чая, панно, изображающее чистый духовный мир через образы женщин, держащих в руках птицу удод. В выборе тематики художник подошел к искусству керамики с философским мышлением и высоким чувством разума, создав уникальный образец поиска. Простое по форме, но интересное по тематике панно выполнено в натуральном цвете керамической красной глины.

В декоративном искусстве цвет играет очень важную роль. А настенные росписи играли важную роль в архитектуре. Цвет занимает главное место в стеклянных изделиях, витражах, украшениях - позолота, эмаль на золотых и др. изделиях. Чем меньше цвета, тем ярче его изображение - например, старинные античные вазы с красными фигурами и грубыми фигурами и др.

В нижней части вышеуказанной работы изображение двух кувшинов и пиал охарактеризовано как чайный сервиз/набор, который является символом Ленкорани. Композиционная структура с изображением смешанного потока на фоне керамического панно отражает интересную природу Ленкорани. Две женские фигуры, сидящие друг напротив друга, изображены с опущенными головами и маленькими удодами в руках. Данные удоды воспевают чистый, высокоморальный мир и великую духовность женского мира.

В целом, работы молодых художников-керамистов на разные темы, созданные в разное время являются выражением их привязанности к земле, происхождению, древним истокам и их постоянных творческих усилий по художественному изображению горько-сладкой истории своего народа.

Таким образом, работы молодых художников-керамистов, предоставленные общественному мнению, - это не просто сочетание технологических возможностей материала и придуманных форм (1, 15). В этом смысле превращение традиционного материала - шамота в удивительную форму и цвет в бесконечном воображении, в очень выразительный силуэт - несомненно, результат постоянных поисков и экспериментов молодых художников. Иными словами, именно их выразительная пластика и оригинальная форма давали зрителям ощущение цвета и фактуры, делали их работы запоминающимися. Рассматривая различные художественные средства и постепенно понимая их особенности, молодые художники-керамисты должны помнить, что произведение искусства, созданное с большим талантом, - это произведение, в котором все его элементы всегда полностью органичны. Например, керамический образец «Либер-татем», созданный Нариманзаде Орханом в 2016 году, вызвал интерес своей необычной формой. Этот образец, общей высотой в 80 см. изготовлен из шамота матово-белого цвета. В композиции художник попытался выразить безграничную свободу души, простирающейся к небу. Художник нашел решение, придавая форме философский, поэтический смысл, и этим выражая, что женская фигура свободна и приведет нас к нашим мечтам. Каждое произведение искусства должно быть зеркалом своего времени. Руководствуясь этой идеей, молодой художник продвигал женскую свободу, которая была актуальна во все времена, как свободу человека. Керамический образец состоит из синих и коричневых тонов. Эти цвета определяются согласно содержанию и характеру работы.

Одна из главных особенностей современной керамики заключается в том, что художники, помимо реалистичности в изображении, уделяют большое места декоративности. Например, в наше время многие керамические изделия, встречающиеся в интерьерах зданий, садов и парков, своим эстетическим воздействием усиливают эффект пространства.

Целью керамики было не только эстетически изменить область, но и создать его, объединив его с современной архитектурной пространственной средой и природной средой, которая нас окружает. В настоящее время керамика все больше используется в городской среде. Декоративные керамические композиции широко использовались в интерьере и экстерьере общественных зданий, станций метро, например, в Зеленом театре, на фасаде За-

8

лят / «шушмум-лшгмак» #241™), тт

вода Кондиционеров, в интерьере детской стоматологической поликлиники и станции метро «28 мая». Этот список можно продолжить, указав панно «История развития Шемахи» из шамота, установленное во входе в город Шемаха (автор - Ниджат Годжа-манлы, 1979), проект детского театра на приморском бульваре (автор Расим Рзаев, 1986) и др. В этом смысле очень примечательно керамическое панно «Гармония», созданное Алиевой Хатун, которая с гордостью продолжает традиции. Общий размер творческой работы 80х50 см. Материал состоит из красной глины, шамота, солей, цветной эмали. Керамическое панно прямоугольное. В своей работе художник попыталась создать философское влияние гармонии в керамике. Для этого чутко решается переход выбранных форм друг в друга как плавный танец.

Привлекает внимание пластическое решение работы «Подводный мир» художника-керамиста Гасанова Адиля, созданное в 2011 году, гармония формы, раскрывающая значение смысла декоративной композиции. Нижняя часть представляет собой запутанную кружащуюся морскую флору, которая выражает морские глубины. А.Гасанов усилил это художественное выражение, решив эту часть более темным цветом материала. Постепенно начинает разворачиваться цветовая ценность материала, растворенного в его собственном цвете. Изображенные извилистые, бурлящие воды, водоросли и части подводных растений, которые медленно движутся, поворачиваются в одном направлении и поднимаются вверх, и благодаря своей высокой пластичности усиливают внимание к работе.

Художник сумел выразить лирическую силу воздействия произведения, проявив чуткое отношение в предмету. Например, волнистые части, которые закручены внизу, отражаются более горизонтально и узко, а слои, которые расширяются вверх, изгибаются вертикально, как если бы они поднимались над водой и представляли часть, где пересекается граница. Таким образом, можно отметить, что молодой художник овладел искусством «размягчения» глиняного материала, «присвоения» его, придания чувствительности и характера.

В керамической работе «Белый город», выполненной Ахмедовой Наилой в 2014 году, мы сталкиваемся с иной композиционной структурой. Художник, сумевший воссоздать характерный образ нового города, использовал форму пьедестала, синтезируя ее с основной фигурой, делая работу более интересной для просмотра. На прямоугольную фигуру ставится простой круг. Таким образом, намекая на современный мир, художник уникальным образом раскрывает качества нашего развивающегося города в декоративном плане (2, 45). Вдоль половины круга размещен высокий полукруглый щит, на котором в типе рельефа отражается обобщенная сцена новостроек.

Особую эстетику белой поверхности материала Н. Ахмадова придала также с помощью цветной эмали. Такие тона, как светло-зеленый и коричневый, интригуют, поскольку узоры, выраженные геометрическими фигурами внизу, продолжаются

через круг. То, что не используется цвет в части работы, где изображен город, важно для того, чтобы с интересом проследить его основание. В целом существует множество керамических изделий, в которых целенаправленное использование цветов позволяет выглядеть более эстетично и ценно. Декоративное панно «Чудеса Баку» (2016) Алиевой Назрин служит удачным примером этому. Добиться своей цели художнику удалось с помощью цветной эмали. Стилизованная форма Девичьей башни и других архитектурных памятников, символизирующих Баку, помещена в центр произведения как художественное обобщение. Здесь также уделяется внимание соотношению света и тени с использованием значений темного и светлого цвета, соответствующих цвету материала.

В той части, которая почти обрамляет основную часть панно, наряду с древними архитектурными памятниками Баку синтезируются и смешанно отражаются новые здания, отражающие облик современного города, создавая удачную декоративную композицию. Узкие улочки Старого города, Дворец Ширваншахов, а также образцы советской архитектуры, в то же время наиболее удачные архитектурные образцы современности образовывают динамичную композиционную форму, переливающуюся яркими, теплыми и холодными цветовыми контрастами.

Еще один пример правильного использования цвета - двухчастная декоративная ваза «Бадр», созданная в 2016 году молодой художницей-керамистом Алиевой Шовкет. Художник, выбравший в качестве сюжета «Бадр», одно из важнейших событий Пророка, проявил философский подход и чуткое отношение к сюжету. Маленькие точки на формах, близкие друг к другу по характеру, элементы декоративного типа даны линейными выражениями, каждая из них имеет свое решение. Сужение в нижней части и постепенное расширение в верхней выражается одинаково на обоих фигурах.

На формах использовались такие цвета, как белый, синий и голубой. Линейные формы, простирающиеся в горизонтальном направлении, в цвете керамики с геометрическими формами, увеличивают ее эстетическую ценность, а также ее символическое значение в соответствии с темой. Ш.Алиева дала стилизованное художественное решение месту, где был брошен камень в дьявола, что стало традицией в Мекке, символически изображая первую битву мусульман с многобожниками Мекки в битве Бадр.

В керамической работе «Оборона», созданной Алиевой Хатун в 2014 году, мы также встречаем иное качество формы, символизирующую событие. Керамическая композиция высотой 70 см напоминает широкий ствол дерева. На дереве изображено птичье гнездо и стилизованная форма птиц, пытающихся защитить это гнездо.

Формы одинаковой структуры справа и слева очень чувствительно передают зрителю пластичность раскрывающихся крыльев, как если бы они двигались над гнездом. Волнение в духе произведе-

«ШУШМИМ-ЛШИТМаУ» #24ИМ), 2021 / ART

9

ния было успешно разрешено динамическими эффектами, создаваемыми формами тревоги. Резкие переходы, заостренные кончики, обратное сочетание асимметричных форм позволяют более четко понять тематику работы, понять чуткое отношение художника. Асимметричные, разные размеры глубоких линий на стволе дерева создают гармоничное выражение, адаптируя его к общему стилю верхней части композиции, и одновременно становясь одним из основных средств достижения целостности работы.

В работе Асадли Шамс «Чудеса Египта» мы видим, что художник достиг своей цели с помощью символизированной стилизованной формы. Используя саркофаг Тутанхамона, каноны египетских чудес и изображения на них, художник добавил особый колорит содержанию произведения, используя обобщенное художественное решение. Внизу композиции изображены двое египетских воинов. В верхней части эстетика работы подчеркнута простой формой геометрических элементов. Символические образы египетских женщин расположены вверху основной композиции.

Заключение. Следует отметить, что композиция - это структура, которую художник задает выбранной тематике/предмету. Эта структура может быть выполнена различными способами, в том числе цветом, колоритом, формой, пластикой, рас-

положением фигур, размещением деталей, силуэтом, динамикой и др. средствами (3, 34). Однако на этом охват композиции не заканчивается. Было бы неправильно говорить однозначно о том, где понятие композиции начинается и заканчивается в творческом мире. Потому что от примитивной формы творчества до стадии высокого развития сфера влияния композиции находится на переднем плане творчества.

Композиция - это понятие, играющая ведущую роль в формировании художественного мышления. Это продукт нашего сознания и мысли и существует как в природе, так и в среде, в которой мы живем. Поэтому нужно смотреть на композицию с широким воображением, понимать ее бесконечность и неисчерпаемость, подходить к ней как к философскому понятию.

Литература

1. Асланова А. Современная Азербайджанская керамика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Баку: 2004 (на азерб.языке)

2. Алиев З., Халилов А. Азербайджанское искусство. Часть 3. Баку: 2011, 142 с. (на азерб.языке)

3. Азербайджанское искусство (К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Рзаев, Н.Габибов). Баку: 1992, 344 с. (на азерб.языке)

УДК745/749

Рзаева Нармина Халил кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-24111-9-12

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СКУЛЬПТОРА ЭЛЬМИРЫ

ГУСЕЙНОВОЙ

Rzayeva Narmina Khalil gizi

Azerbaijan State Academy of Fine Arts Post graduate student

GENERAL PROBLEMS OF SCULPTOR ELMIRA HUSEYNOVA'S ACTIVITY

Аннотация.

Азербайджанская скульптурная школа сформировалась в начале ХХ века и с тех пор развивается большими темпами. Безусловно, русская скульптурная школа сыграла значительную роль в становлении и развитии профессиональной скульптуры в Азербайджане. В 1950-1960 годах, после окончания художественных школ в бывшем Советском Союзе талантливые молодые азербайджанские художники начали развивать свое творчество, осваивая традиции мировой и советской скульптуры и высокого мастерства. Они выполняли свои работы в соответствии с важными идеями и художественными требованиями того времени. Статья посвящена исследованию творчества одного из таких талантливых скульпторов Азербайджана Эльмиры Гусейновой.

Abstract.

From the beginning of the 20th century the Azerbaijani sculpture school began to develop. Of course, the Russian sculpture school played a significant role in the creation and formation ofprofessional sculpture in our republic. During 1950-1960 years after graduating from the higher art schools in the former Soviet countries talented young Azerbaijani artists, who had learned the traditions of world and Soviet sculpture and high artistic skills, began to grow. They carried out their works in accordance with the artistic requirements of the period. The article is devoted to the place of artistic plasticity in the activity of sculptor Elmira Huseynova.

Ключевые слова: скульптура, композиция, изображение, портрет, пластика.

Keywords: monument, composition, image, portrait, plasticity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.