УДК 738(470.5) + 730(470.5)
ББК Щ125.1 + Щ13-8 + Щ12(2Р36)
ТВОРЧЕСТВО А. П. КУДРЯВЦЕВА В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX — НАЧАЛА XXI вв.
О. М. Коробейникова
CREATIVE WORK OF А. P. KUDRYAVTSEV IN THE SCOPE OF THE MAIN DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN CERAMICS OF THE SECOND HALF OF THE 20 AND BEGINNING OF THE 21 CENTURIES
О. M. Korobeynikova
Рассматривая творчество челябинского скульптора А. П. Кудрявцева в контексте основных тенденций развития отечественной керамики и искусства второй половины XX — начала XXI в., автор делает вывод о невозможности признать его произведения полностью постмодернистскими. Высказывается мнение, что уместно рассматривать постмодернизм как наиболее созвучный времени подход к творчеству, позволяющий скульптору раскрыть свой художественный замысел.
Ключевые слова: искусство Южного Урала, постмодернизм, скульптура, декоративно-прикладное искусство, керамика, скульптор А. П. Кудрявцев.
The author describes creative work of Chelyabinsk sculptor A.P. Kudryavtsev in the scope of the main development trends of the Russian ceramics and art in the second part of the 20 and beginning of the 19 century and makes conclusion that Kudryavtsev’s works cannot be referred to as post-modern ones. The opinion saying that post-modern can be considered the closest time-related approach to creative work which allows the sculptor expose his artistic concept is given.
Keywords: South Ural art, post-modern, sculpture, arts and crafts, ceramics, sculptor A. P. Kudryavtsev.
Александр Петрович Кудрявцев родился 6 июня декоративного искусства, выражения новаторских
193 8 г. в г. Челябинске. Интерес к керамике он почув- тенденций2.
ствовал во время обучения в Свердловском художе- Вернувшись в 1965 г. после учебы в Челябинск,
ственном училище, когда в этом материале выполнял А. П. Кудрявцев попал в мастерскую к Е. И. Мака-
свою дипломную работу — скульптурный рельеф. рову, который очень много дал ему как начинаю-
Учителями Кудрявцева были известные на Урале щему скульптору. Применяя на практике теоре-художники Г. С. Мосин, М. Ш. Брусиловский. тические знания, полученные в художественном
Отправной точкой своей биографии скульптора училище, и перенимая опыт у талантливого и
А. П. Кудрявцев указывает 1965 г. Это было время готового экспериментировать художника, он вы-
«апофеоза материала». В керамических произведе- рабатывал свой индивидуальный почерк. С тех
ниях подчеркивалась пластичность и фактурность самых пор керамика стала основным материалом,
глиняной массы, сохранялись следы обжига, исполь- с которым работает А. П. Кудрявцев. Несмотря
зовались глазури. Изломы и трещины демонстри- на трудоемкость процесса, все этапы изготовления
ровали внутреннюю структуру керамики. Наряду произведений он осуществляет лично,
с традиционной гончарной стала использоваться С 1967 г. начинающий автор становится участ-
«грубая керамика» — крупнозернистая каменная ником различных выставок. Но активно он вклю-
масса и шамот'. В керамике соединяется формо- чился в художественную жизнь Челябинска с на-
творческое и изобразительное начала, она стано- чала 70-х гг. А это время патетика 60-х гг., образ
вится синтетическим искусством, оперирующим как социально-активного человека, творца, идущего
архитектурно-тектоническими, так и пластическими во внешний мир и преобразующего его, остались по-
средствами, живописными и графическими. Появ- зади. Художники стали открывать мир внутри себя,
ляются понятия «керамопластика» и «кераможиво- Тогда же наряду с традиционными фарфоровыми и
пись». Условность декоративного языка позволяет стеклянными произведениями в профессиональном
керамистам открывать новые аспекты реальности, творчестве утвердились изделия из керамики, ко-
углубиться в интеллектуальные и эмоциональные торая переросла в вид самостоятельных ценностей
сферы человеческой личности. Таким образом, ху- искусства наравне со скульптурой и живописью3,
дожественная керамика стала экспериментальной Примером, иллюстрирующим творческую и техни-
лабораторией для поисков художественных средств ческую свободу, является портрет дочери (1974 г.,
рис. 1). Это небольшое, но удивительно лиричное произведение из шамота с применением солей и кобальта. Нежность моделировки детского лица возникла как бы сама собой, без участия автора, как награда за смелость и любовь к экспериментам.
Рис. 1. Портрет дочери (1974 г.)
Уже в работах первого периода творчества видны преемственные связи А. П. Кудрявцева в вопросах отношения к материалу с большими керамическими школами. Так, не вызывает сомнения тот факт, что декоративная керамика Прибалтики с ее декоративноорнаментальными и тематическими композициями, оказала влияние на керамические рельефы и панно скульптора. Она же стала и источником вдохновения для создания столь разнообразных композиционных форм, как тематические композиции из отдельных барельефные фигур («Солнце, воздух и вода»); панно из отдельных блоков со сферическими углублениями, в которых помещены барельефные изображения («Знаки зодиака»); панно из блоков, расположенных в свободной композиции, с глубокими профилированными рамами («Городские и сельские мотивы»); панно из отдельных частей низкого рельефа, составляющие единую тематическую композицию с фигурами людей («Народный напев», «Ликбез», «Пикник») и даже керамические «полотна», заключенные в подобие картинной рамы («Поэт»). Несмотря на близость пластических поисков А. Кудрявцева и ленинградских скульпторов, изобразительный язык его керамики противопоставлен концепциям ленинградских керамистов, основанным на выражении первородства керамики как «сосудоваятельного материала». С московскими традициями декоративной керамики его работы объединяет жанровая близость: фигурные группы, тематические рельефы, портреты и натюрморты.
Одна из первых работ художника — «Мастера» (рис. 2). Скульптор изображает мастеров, доставших из раскаленной печи только что обожженное произведение. Трепетное отношение к получившемуся сосуду читается во внимательных взглядах двух мастеров. Работа 1975 г. «Автопортрет с автопортретом» решена как рельефная жанровая картина. Художник помещает себя в картинную раму и в то же время ставит свою фигуру на фоне рамки. Автопортреты различаются эмоционально. И это созвучно общим тенденциям декоративной пластики 70-х гг., когда сложился определенный тип рельефа, в котором мотив окна или театральной рампы использовался в качестве способа общения со средой.
Рис. 2. Мастера (1975 г.)
Работа «Натюрморт с маузером» (рис. 3), созданная в 1977 г., произвела фурор на всесоюзной выставке в Москве — настолько художнику удалось виртуозно выполнить свою задачу. Зрители подходили и пытались определить, настоящий ли маузер использован в произведении. Все предметы выполнены из шамота, но создается ощущение, что они взяты художником из обычной обстановки тех времен. Автор в полной мере использует выразительную фак-турность материла, который, сам диктует дальнейшее продвижение в исполнении работы.
В этой работе обращение А. Кудрявцева к мистификации, иллюзионности, не случайно. Конец 70-х гг. — время бурного осмысления процессов, происходящих в искусстве, выявление основных черт эпохи постмодернизма, одной из которых и является мистификация вещи, создание иллюзии предмета. Если раньше искусство создавало вторую реальность, оперируя художественными образами, то в эпоху постмодернизма искусство начинает генерировать третью реальность, вводя в худо-
Искусствоведение и культурология
Рис. 3. Натюрморт с маузером (1977 г.)
жественную практику симулякры, копии копий. Дальнейший творческий путь художника приведет его к игре с узнаваемыми образами различных эпох, а также к цитированию самого себя, к созданию симулякров собственных работ. Он создает знак знака, обращаясь к ирреальной сущности всякого произведения искусства, как воплощения художественного образа.
Еще одна работа скульптора этого периода — панно «Городские и сельские мотивы». Оно сочетает в себе как черты монументально-декоративного искусства, так и малой пластики. Автор дает обобщенную картину жизни человека, природы, животных, вещей. Архитектура старого города, красота уральской природы —- все выглядит убедительно и весомо благодаря своей пластической конкретности. Тема городского пейзажа звучит довольно романтично: портик здания с коринфскими колоннами, маленький фонтанчик, изящные фонари, заросший пруд. За счет очень компактно размещенных модулей композиция панно обретает свое пространство и законченность.
В 80-е гг. интерес к декоративной керамике, как со стороны художников, так и зрителей не спадает. Оказалось, что произведения искусства из обожженной глины могут быть монументальными не только по размерам, но и по глубокому идейному пафосу, в них заложенному. Появление более развернутого сюжета в скульптуре повлекло за собой не только смешение жанровых границ, но и обновление пластического языка. Наряду с рельефом и круглой скульптурой появилась этапная для творчества А. Кудрявцева работа — композиция «Мой город»
(1985). Концепция произведения заключается в том, чтобы раскрыть средствами единого модуля-куба архитектурный силуэт Челябинска. Дополнением к этой основе служит мелкая декоративная пластика, фотокерамика, несущая в себе содержательный аспект произведения. Город жив своим прошлым, настоящим и будущим. Биография Челябинска начинается с маленьких деревянных домов и церквей и продолжается в зданиях театров, цирка, Дворца спорта. Художник изучал историю города по сохранившимся архитектурным памятникам, фотографиям, архивным документам.
В 1990-е гг. в его творчестве все больше начинает властвовать историческое прошлое, в котором он находит категории прекрасного и гармоничного в противовес неопределенности и отсутствию возвышенного в окружающей действительности. Обращаясь к эпохам Древней Греции, Возрождения, Древней Руси, русского классицизма, художник как бы восстанавливает в памяти то, что безвозвратно ушло. Искусство прошлого превратилось в исходный материал, натуру, которую он отражает.
Работы А. Кудрявцева 1990-х гг. дают нам возможность вновь отметить, что в них присутствуют ключевые составляющие эпохи постмодерна. Одна из них — композиция «Северная Русь» (1990 г., рис. 4), в которой художник воплощает интересную скульптурно-пластическую идею, раскрывающую содержание произведения. Хаотично, на первый взгляд, расставленные поленья с эффектами древесной коры и годовыми кольцами — целые, разрубленные пополам и на четыре части, несут на своих срезах изображения древнерусских образов: Богоматери, Спаса, архангелов Михаила и Гавриила и символа Северной Руси — двадцатидвухглавого Преображенского собора в Кижах. Перед центральной частью
Рис. 4. Фрагмент композиции «Северная Русь» (1990 г.)
композиции на плоскости расположен рельефный семиконечный крест с изображением распятого Христа. Интересная деталь — для крупных предметов, которых пять, автор избирает свою излюбленную фактуру, то есть исполняет керамику под материал дерева, а семь мелких деталей выполнены в виде яблок, четыре из которых разрезаны и на срезе также имеют изображения древнерусских храмов.
Увлечение художника Древней Русью не закончилось одной работой, оно послужило основой и для произведения «По былинам нашего времени» (1992 г.). На этот раз А. Кудрявцев за основу композиционного решения берет модуль книги. Мастер выходит за рамки «чистой» скульптуры и раскрывает содержание «Слова о полку Игореве» живописными средствами. Совмещение разновременных сюжетов характерно для древнерусской иконописи, к которой нас и отсылает художник с помощью приема и живописного языка пластического модуля работы.
Когда заканчивается большая и трудная для скульптора работа, могут возникнуть фрагменты шутливой композиции, которую можно сделать быстро и весело. Такова, например, композиция «Маленькие радости жизни» (1991 г., рис. 5). Ключом к раскрытию замысла автора являются три греческих сосуда, расписанных сценами эротического содержания, на горлышках которых восседают влюбленные с бокалами вина, и на одном из них фигура одинокого влюбленного перёд большим блюдом с фруктами. Дух веселья и иронии поддерживается динамичностью скульптурного и живописного языка.
Рис. 5. Маленькие радости жизни (1991 г.)
Поэтика постмодернизма не исключает и игру посмертных масок. Все персонажи в постмодернизме легко управляемы. И это мы можем обнаружить и в произведениях А. Кудрявцева, представляющих нам обломки великой культуры античности, воспроизведенные автором в его излюбленном материале — керамике. Здесь и женские бюсты, вазы, обломки расписанных колонн с различными волютами. Возникает иллюзия их аутентичности подлинным античным артефактам. Содержание прошлого и нынешнего в постмодернизме не просто перемешано, оно подается с максимальной долей иронии. И эта ирония явственно проступает в данных произведениях.
Еще одно очень характерное произведение А. Кудрявцева «Соотечественник» (1990 г., рис. 6). Это скульптура стоящего на коленях мужчины, тело которого полностью покрыто татуировками. Это удивительная игра со знаками и ассоциациями советского и постсоветского культурного пространства, в котором легко уживаются и истовая религиозность (татуировки с «золотыми куполами» на груди) и жизнь по криминальным законам и «понятиям», вера в доброго царя, гнездящаяся в глубинах русского сознания (изображения Сталина и других советских вождей) и беззащитность перед государством (мишень на колене сидящего мужчины). Конечно, он забавен — этот странный персонаж, обнаженный и коленопреклоненный. Но в этой забавности много и серьезности, которая заставляет нас всматриваться, вдумываться и размышлять над работой.
Самоирония, эксперимент и переосмысление наследия прошлого найдет свое воплощение и в поздних работах Александра Кудрявцева, окончательно оформившись в пластические образы работ 2000-х гг. В творчестве художника мы находим основные аспекты искусства эпохи постмодерна. Впитывая в себя опыт предшествующих поколений, все культурное наследие человечества, художник обретает уникальную возможность творить свою Вселенную, общаться напрямую с художниками прошлого и их произведениями. Эта особенность, которой обладают по-настоящему талантливые художники, проявляется порой в разных формах: в прямом ли цитировании или в обращении к перво-
Рис. 6. Соотечественник (1990 г.)
Искусствоведение и культурология
источнику, в тесном душевном контакте с художниками или произведениями из других эпох.
Керамический фриз А. Кудрявцева «Века проходят мимо» был представлен на выставке в Зале искусств ЮУрГУ и экспонировался как одно произведение в январе-феврале 2005 г. Все вошедшие в произведение композиции отбирались художником тщательно, с интуитивным чувствованием, чтобы не ошибиться, не солгать зрителю, не покривить душой перед самим собой и теми, с кем он может общаться, преодолевая физические и временные расстояния — с художниками прошлого. С одной стороны, мы видим достаточно строгую пластическую структуру керамического панно, с другой — внутри нее элементы сосуществуют друг с другом в смешении и тесном взаимодействии.
Фриз разбит на семь композиций, каждая из которых имеет свое имя и отсылает нас к конкретной культурно-исторической эпохе. Композиция «Зодчий Хесира», символизирует начало длинного пути человеческой культуры и наполнена фрагментами древнеегипетских монументальных росписей и рельефов. Вторым блоком композиции являются «Силены, выжимающие виноградный сок под звуки авлоса». Он включает в себя знакомые мотивы крито-микенской и античной культуры. Блок «Спас» представляет собой зрительный ряд цитат древнерусского искусства. Здесь и частично сохранившийся фрагмент звенигородского «Спаса» кисти Андрея Рублева, и великолепная иконопись московской школы в небольших клеймах, и выразительные детали владимиро-суздальской храмовой резьбы. Следующая часть рельефа «нарушает» хронологическую последовательность фриза, так как блок «Я помню этот мир» — это автопортрет самого автора в окружении знаковых «атрибутов» многовековой истории искусства. Отношение к себе с юмором, представление себя в достаточно свободной позе, помогает художнику естественным образом вписать себя в историю искусства, не преуменьшая своего значения, но и не завышая своих заслуг. «Старый раб» — следующий композиционный блок — лаконичен. Напоминаются шедевры итальянского Возрождения: женский профильный портрет неизвестного автора, «Бородатый раб» Микеланджело Буонарроти и др. Удивительно просто, но емко художник выразил все наследие западноевропейского искусства эпохи Возрождения в нескольких цитатах, в очередной раз доказав виртуозное владение материалом и наличие собственного художественного видения. «Тени северного сада» —упоительное воспоминание-путешествие по любимым и дорогим сердцу артефактам Золотого века русской культуры, среди которых: портрет А. С. Пушкина кисти Кипренского; мраморные статуи нимфы Летнего сада, аллегорической фигуры и др. Фриз заканчивается композицией «В то время я гостила на земле», в центре которой портрет А. А. Ахматовой в окружении реплик живописных полотен художников XX в.: Пикассо, Модильяни, Филонова, Малевича, Леже (рис. 7). Именно А. А. Ахматова, как камертон, определяет настоящее и отбрасывает мишуру, заставляя нас быть более ответственными за свой выбор, за свои взгляды и мнения, не позволяя разбрасываться словами впустую.
Рис. 7. Блок «В то время я гостила на земле» из фриза «Века проходят мимо...» (2004 г.)
Несмотря на обилие цитат, реплик и изобразительных мотивов, пересозданных художником на основе известных образцов, рельеф не представляет собой нечто эклектичное. Ему присуща собственная органичная стилистика и образность, с помощью которой автору удалось в рамках столь масштабного произведения «соединить несоединимое», добиться единства там, где он имел дело с разновременным и разностилевым художественным материалом, и представить нам цельное и насыщенное смыслами и символами произведение.
Новый керамический рельеф А. П. Кудрявцева «Невский проспект» (2009 г., рис. 8), посвященный Н. В. Гоголю, состоит из пяти частей.
Рис. 8. Невский проспект (2009 г., фрагмент)
В крайних частях рельефа мы видим профильные портреты Н. В. Гоголя, обращенные друг на друга через весь город. Вновь мы сталкиваемся с иллюзией, с мистификацией предметов, с симулякрами, в роли которых выступают изображения узнаваемых петербургских зданий, жителей и произведений искусства. Александр Петрович Кудрявцев использует данные постмодернистские приемы для достижения определенного авторского замысла — показать Петербург в его сложном ассоциативном ключе, раскрыть сложность взаимоотношений не только Н. В. Гоголя с этим городом, символом которого выступает Невский проспект, но и всей России, которая, по меткому выражению, приписываемому Ф. М. Достоевскому, «вся вышла из гоголевской шинели».
Итак, мы можем сказать, что начало творческого пути А. П. Кудрявцева пришлось на время, когда формировалась общая постмодернистская направленность культуры и искусства, отчетливо проявившаяся с конца 1960-х гг. В отношении к стилям прошлого постмодернизм занимает особую позицию — она принципиально полистилистическая или исторически-многомерная: архаическая древность и современность сосуществуют здесь непри-
нужденно. Но цитатность работ А. П. Кудрявцева объясняется не только тенденцией эпохи. Это еще и желание восстановить свою связь с утерянным прошлым, вернуть себе ощущение причастности к наследию мирового искусства. Таким образом, мы можем говорить об использовании А. П. Кудрявцевым постмодернистских приемов для достижения определенной художественной задачи, наличие которой не дает права признать произведения художника чисто постмодернистскими. С этой точки зрения, постмодернизм в работах челябинского скульптора предстает не просто как элитарное интеллектуальноэстетическое направление, а как наиболее созвучный времени подход к творчеству.
Примечания
1. Макаров К. Пластический язык керамики // Декоративное искусство СССР. — 1962. — № 10. — С. 31—33.
2. Андреева Л. Тенденции и принципы советской керамики // Декоративное искусство СССР. — 1976. — №3. — С. 16—19.
3. Крамаренко Л. Декоративность современной керамики // Декоративное искусство СССР. — 1962. — № 10. — С. 23.
Поступила в редакцию 22 июня 2010 г.
КОРОБЕЙНИКОВА Ольга Михайловна, студентка 5-го курса специальности «Искусствоведение» исторического факультета ЮУрГУ, участвует в исследовательской работе по грантам, выполняемым кафедрой искусствоведения и культурологи, область интересов — творчество южноуральских скульпторов-керамистов. E-mail: [email protected]
KOROBEYNIKOVA Olga Mikhailovna is a 5 year student, major is Art History of the History Faculty of South Ural State University, takes part in a grant research work on the basis of Art History and Culture Studies department. Research interest: creative work of the Ural sculptor-ceramists. E-mail: [email protected]