Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАЗАХИРА АВШАРА'

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАЗАХИРА АВШАРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
керамическое искусство / тюркский мир / композиция / художник / исторические произведения / скульптура / ceramic art / Turkic world / composition / artist / historical works / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шукюрова Насиба Шамаил Кызы

Мазахир Авшар – является одним из талантливых художников, получивших известность далеко за пределами Азербайджана, своим творчеством совершенными композициями и памятниками, отражающими болезненную историю Азербайджанского народа и важными для всего тюркского мира, обогативший искусство керамики, которое обладает древними и богатыми историческими традициями в искусстве Азербайджана. Сегодня работы известного художника Мазахира Авшара, в которых он пропаганди¬ро¬вал каждый клочок нашей земли музей под открытым небом со своей историей и трагедиями на протяжении веков, и объявил всему миру, кто мы есть, являются универсальными по своему характеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LOOK AT HISTORICAL EVENTS IN MAZAHIR AVSHAR’S ACTIVITY

Mazahir Avshar is one of the talented artists, who enrich the art of ceramics with ancient and rich histori-cal traditions, perfect compositions reflecting the painful history of our people and monuments important for the Turkic world in the period of independence and gained fame far beyond Azerbaijan. The works by our great artist Mazahir Avsar, who lived and propagated in his works every inch of our land, which is a museum in the open sky with its history from beginning to end and the great tragedies that he lived for centuries and shouting out to the whole world are the universal nature today.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАЗАХИРА АВШАРА»

66

ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» 2©21

УДК 745/749

Шукюрова Насиба Шамаил кызы Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-21108-67-72 ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАЗАХИРА АВШАРА

Shukurova Nasiba Shamail gizi

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Art

A LOOK AT HISTORICAL EVENTS IN MAZAHIR AVSHAR'S ACTIVITY

Аннотация.

Мазахир Авшар - является одним из талантливых художников, получивших известность далеко за пределами Азербайджана, своим творчеством - совершенными композициями и памятниками, отражающими болезненную историю Азербайджанского народа и важными для всего тюркского мира, обогативший искусство керамики, которое обладает древними и богатыми историческими традициями в искусстве Азербайджана. Сегодня работы известного художника Мазахира Авшара, в которых он пропагандировал каждый клочок нашей земли - музей под открытым небом со своей историей и трагедиями на протяжении веков, и объявил всему миру, кто мы есть, являются универсальными по своему характеру.

Abstract.

Mazahir Avshar is one of the talented artists, who enrich the art of ceramics with ancient and rich historical traditions, perfect compositions reflecting the painful history of our people and monuments important for the Turkic world in the period of independence and gained fame far beyond Azerbaijan. The works by our great artist Mazahir Avsar, who lived and propagated in his works every inch of our land, which is a museum in the open sky with its history from beginning to end and the great tragedies that he lived for centuries and shouting out to the whole world are the universal nature today.

Ключевые слова: керамическое искусство, тюркский мир, композиция, художник, исторические произведения, скульптура

Keywords: ceramic art, Turkic world, composition, artist, historical works, art

Вступление. Известный художник Азербай- именно страдания вынужденных переселенцев джана Мазахир Авшар родился в 1955 году в селе были обобщены в произведении художника «Беже-Авшар Агджабединского района Азербайджана и нец из Гейчи».В этой композиции, на которой сим-всю свою жизнь посвятил тому, чтобы через язык волически изображены мать и дитя, подвергшиеся искусства донести до мира реалии Азербайджана. пыткам, сравнительно выделяются только испуган-Мазахир Авшар, преподававший в Азербайджан- ные глаза и руки матери, обнимающей своего ре-ском архитектурно-строительном университете, бенка. Композиция, отражающая великую траге-начал свою карьеру художника в Турецкой Респуб- дию, выполнена в черном цвете в соответствии с телике в 2000 году по приглашению ректора Сельд- матикой. Относительно выступающие формы жукского Университета. Работы художника, участ- изображены белым цветом. Охватывая сюжет с вовавшего в различных выставках и международ- точки зрения художественного решения, формы и ных симпозиумах, были награждены высокими выражения, эта композиция отразила трагедии лю-призами и наградами. В 1999 году в президентском дей, переживших эту непростую судьбу в лице ма-дворце Анкары Чанкая президент Турции наградил тери и ребенка.

его премией «За заслуги перед тюркским миром». К композициям, посвященным жестокому из-

Произведения художника, которые освещают гнанию 200 тысяч наших соотечественников с их

постранично историю его народа, отражают пол- исторических земель, ставших жертвами армян-

ную информацию об исторических событиях в со- ской агрессии и вандализма в 1988-91 годах, в твор-

ответствии с их художественным решением, иде- честве художника так же относится композиция

ями и формами. На первом этапе его творчества «Аскеран». Трехчастная композиция схематично

среди композиций на различные исторические изображает людей, уставившихся в ужасе и страхе.

темы можно отметить произведение «Беженец из При рассмотрении композиции, страх и тревога на

Гейчи», разработанное в 1989 году, отражающее лицах изображенных людей пугают зрителя. Резкие

болезненную и горькую историю азербайджан- линии и темный фон, изображающие волосы, еще

ского народа. В 1988-1991 годах под эгидой окку- больше усиливают выразительность композиции.

пационной советской системы армяне насильно де- На первом этапе творчества художника исто-

портировали более 200000 наших соотечественни- рия Азербайджана и его трагедии нашли свое худо-

ков с исторических земель и оккупировали Гейчу, жественное воплощение. Различные стили и формы

полностью выражают тематику композиций, создавая общую гармонию идей и форм. Можно с уверенностью сказать, что важнейшая особенность этого этапа - яркое выражение характера и эмоций в человеческих образах. В то же время разнообразие тем и их решение в разных стилях и техниках сформировало многообразие творчества художника.

На втором этапе творчества художника произошел ряд изменений. Если на предыдущем этапе работы художника были ясными, искренними, ближе к зрителю и более понятными, то на втором этапе работы стали светскими, охватывающими историю всего тюркского мира, а не одного народа. На этом этапе формы проявляются не больше с динамической пластичностью, а с тусклым, окаменевшим характером, воплощающим характер камня. Эти работы как бы отражают окаменевшую историю тюркского мира.

Композиции «Туран», «Бенгю даш», «XXI век», «Каган», положившие начало второму этапу творчества Мазахира Эртуга Авшара, являются продуктом нового, более глубокого мышления. Художник, радикально изменивший форму и стиль своего творчества, остался верен своим убеждениям и создал более совершенные и светские произведения. Одна из первых монументальных композиций этого периода «Бенгю даш» (1989) содержит историю и культуру всего тюркского мира. Согласно тюркской мифологии, этот чудесный камень, который считается символом вечной жизни, олицетворяет бесконечность. Написанный орхон-ским письмом, символизирующим древнее, вечное существование тюркского мира, этот камень Бенгю дан в виде каменной черепахи, которая, согласно мифологии, олицетворяет вечную жизнь. Гигантские каменные черепахи, использовавшиеся в качестве надписей на камнях в ряде древнетюркских государств и отражающие историю, в сочетании с камнем Бенгю, создают великолепную форму в этой композиции. Эта композиция, отражающая величие и историю тюркского мира, отличается своим художеством.

Работы и керамические композиции Мазахира Эртуга Авшара, обладающего уникальным стилем выражения в керамическом искусстве, были сплетены тюркской историей, духовностью и боевым духом (1). Эти композиции, отражающие окаменевшие страницы истории, по форме более конкретны, монументальны и более символичны. Эти работы представляют собой собрание глубоких философских образов, способных выразить чувства художника, проникнутого духом великого тюркского мира в целом.

Интересны по выразительности образы, запечатленные в рельефных композициях, посвященных эпосу «Книга моего деда Коркута», над которыми художник работал в 2001 году и являющемуся одной из композиций разнопланового характера, отражающих наши национальные духовные ценности. Композиция из четырех изображений представляет собой образы эпоса «Книга мо-

его деда Коркута». Эпос «Книга моего деда Кор-кута», ставший символом героизма и мудрости тюркского мира, является памятником, подтверждающим нашу национальную идентичность. Художник сыграл роль моста-медиатора между IX и XXI веками, возродив ведущие образы в этой серии композиций. В период независимости кроме Маза-хира Авшара вряд ли найдется второй азербайджанский художник-керамист, посвятивший все свои работы истории и культуре тюркских народов. Творчество художника, всей душой старающегося отразить тюркскую историю, богато не разными банальными темами, а отдельными актуальными темами, воспевающими дух народа и тюркизма.

Эти темы охватывают самые разные технические процессы, стили и формы, что свидетельствует о высоком профессионализме художника. Одна из главных черт этих богатых разными стилями и формами работ - художественное решение их глубокого философского смысла. Работы художника, посвященные исконным корням, горькой и сладкой истории народа, играют роль моста между будущим и прошлым, заставляют задуматься о жизни.

В первую очередь необходимо в целом взглянуть на памятники, воздвигнутые художником в Конье, которые имеют особое значение в Турецком периоде его творчества. Эти керамические композиции, в большей степени отражающие историю борьбы тюркского мира, своим величием напоминают монументальные скульптуры. Эти памятники, гармонирующие с архитектурным ансамблем, добавили особого колорита облику города. Эти идентичные по тематике произведения, отражающие героическую историю великого тюркского мира, совершенно разные по форме и композиции. Хотя эти композиции, отражающие формы камня, скалы и колеса, резко отличаются друг от друга по своему художественному решению, во всех композициях форма и идея полностью выражают тему. Четыре монументальных произведения художника - «Колесо» (2001 г.), «Предупреждение» (2001 г.), «Родовое древо» («Тотем») (2001 г.), «Шехидам-мучени-кам Сарыкамыша» (2002 г.), отражающие героическую историю тюркского мира, украшают город Конья. Один из таких памятников - «Родовое древо» («Тотем»), воздвигнут напротив Культурного центра имени Сулеймана Демиреля при Сельджукском университете. Высота этой монументальной композиции составляет 5,5 метра, она состоит из 10 кубических форм с перегородками после каждой из двух кубических форм и с выпуклыми на них фигурами. На выпуклых ленточных изображениях - на лицевых поверхностях сложенных кубов отражены лица тюркских героев в масках, выражающие славные страницы тюркской истории и героический дух народа.

В композиции наряду со схематическим изображением героев на выпуклых формах также изображены старинные тюркские тамги. Эти образы, опирающиеся друг на друга, воспевают величие тюркского мира и его славную историю. Маски этих тюркских героев, изображенные в виде ряда из

68

лят / «еюшшшум-лшшаи» #2И©ш, 2021

прошлого в настоящее, также отражают благородное и героическое путешествие по истории. Лица масок, композиционно отличающиеся друг от друга, нашли интересное художественное решение. Глина, на которой изображены маски из оксида

меди, использованные в цветовом решении композиции, отличается от своего цвета тем, что придает этой работе могущественность. Схематические рисунки в цвете глины создают контраст композиции и обеспечивают четкое прочтение изображений.

Работа 1. Колесо. Дерево. Конья, 2001.

Композиция «Колесо», изображающая 24 огузских племени, потомков Огуз-хана, легендарного отца всего тюркского мира, была возведена в 2001 году на территории Сельджукского Университета. Этот монументальный памятник с сиденьем, сделанный из дерева, имеет форму круглого колеса высотой 4,5 метра. На правой стороне колеса, в рельефной форме изображены тамги Бо-зохов, согласно легенде, рожденные от второго ангела, ниспосланной с небес и Огуз-хана, представляющие 12 огузских племен, а слева - тамги Учогов, родившихся от земной жены Огуз хана и представляющие другие 12 огузских племен.

На верхней поверхности «Колеса» по всему кругу в рельефной форме была дана Орхонская азбуки. Кроме того, на форме, проходящей через центр «Колеса», были выгравированы три оси, а на верхней части выгравированы тамги. Эта великолепная композиция, сохраняющая цвет материала.

гармонирует с архитектурным ансамблем. Но к сожалению, это произведение, содержащее историю и корни великого тюркского мира, было увезено в неизвестном направлении в 2006 году, и пока никаких сведений об его местенахождении не предоставлено. Хотя работа художника выполнена из некерамического материала, идея была успешно реализована с использованием деревянного материала, который идеально выражает эту тематику. Чутье художника в выборе материала - одна из главных причин успеха этой работы.

Поэтому правильный выбор материала в работе и высокая степень его решения - показатель профессионализма художника. Тот факт, что эта идея была реализована в форме колеса, выражает происхождение тюркского мира и его «движение» по сей день, что связано с величием и мощью этого народа.

Работа 2. Предупреждение. Конья,2001

Монумент «Предупреждение» высотой 4,5 в 2001 году, призывает подчеркнуть важность един-метра, установленный перед факультетом искусств ства и равенства тюркского мира. Композиция сими дизайна в кампусе Сельджукского Университета волизирует черные силы, которые хотят сломить

силы белого света (2). В этих символически обобщенных образах белый свет представляет тюркский мир, а черные силы, стремящиеся его разделить, представляют врагов тюркского мира. Композиция состоит из изображения тюркских тамга и символов, вырезанных на белых плитах, и черного камня, пытающегося пробить эти плиты. Выбранная форма этой композиции удачно выражает тематику работы. Тамги и символы в виде резьбы

белых камнях усиливают художественность композиции, а черный цвет создает контраст, выражая классическую философию, борьбу добра и зла. Вместе с тем, главная цель художника -предупредить о возможной угрозе тюркскому миру, сохранить вечное единство, равенство и многовековое могущество.

Работа 3. Шехидам-мученикам Сарыкамыш. Конья, 2002

Другая работа художника «Шехидам-мученикам Сарыкамыш» (2002 г.), был воздвигнут в районе Коньи - Кейгубаде. Этот памятник является монументом турецким воинам, павшим в исторической трагедии. Когда Россия объявила войну Оттоманам в 1915 году, 90-тысячная турецкая армия, которая намеревалась осадить русских в Западной Анатолии, не успев вступить в бой превратилась в ледяные скульптуры на заснеженных, морозных дорогах гор Сарыкамыш, где достигала минус 40 градусов. В историю Оттоманской империи, в которой было столько же трагедий, сколько и побед, это событие было записано как беспрецедентная трагедия (3). Солдаты, несмотря на то, что они были намного слабее врага, с точки зрения боеприпасов и обмундирования, были готовы отдать жизнь за родину. Они одним приказом пересекли заснеженные горы и пошли на явную

смерть и пали мучениками-шехидами, отдав жизнь за будущее и свободу своей родины и народа. Именно после этой трагедии в 1920 году земли Са-рыкамыша были окончательно освобождены от вражеской оккупации. Сегодня в памятнике Маза-хира Авшара увековечены мученики-шехиды Са-рыкамыш, души которых вечно стоят на страже свободы.

Созданные художником в 2005 году композиции «Охотники» и «Танцоры» - являются работами из одной серии. В обеих композициях использованы древние наскальные изображения Гобустана, который считаются древним поселением людей. В этих работах первые образцы изображения человека на древних наскальных рисунках Гобустана нашли отражение в новой, более стилизованной форме.

70

лят / «еюшшшум-лшшаи» #2И0Ш, 2021

Работа 4. Охотники 2005

Работа 5. Танцоры, 2005

В композиции «Охотники» в декоративной форме отражены наскальные рисунки старинных сцен охоты. Композиция «Танцоры» отражает танец «Яллы», ставший символом единства и солидарности в наскальных рисунках Гобустана. Образы танцующих в этой композиции стилизованы и имеют декоративную форму. Танцующие фигуры подняли руки как элемент танца, в результате чего наверху формы образовалась форма полумесяца. Как известно, полумесяц был одним из священных

символов даже в древнейших тюркских государствах. Полумесяц, ставший впоследствии символом религии и государственности, до сих пор изображается в различных государственных символах. Эти композиции, основанные на наскальные рисунки Гобустана, колыбели древней цивилизации, полностью выражают тематику по форме. Цветовая гамма композиции служит художественному обогащению работы. Форма и художественное решение композиций из шамота удачно передают тематику.

Работа 6. Ходжалы. 2008

Композиция художника «Ходжалы», созданная в 2008 году, посвящена самой страшной трагедии ХХ века, а возможно и всего человечества, против азербайджанцев, и тюркского мира в целом. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооруженные силы Армении, которые на протяжении долгого времени претендовали на земли Азербайджана и не раз предпринимали агрессивные действия, при участии 366-го мотострелкового полка России заняли город Ходжалы и убили все население этого города и осуществили этнические расправы над ними. Перенеся в каменную память своих произведений славную историю и трагедии своего народа и тюркского мира в целом, художник увековечил память о жертвах трагедии, отразив страшную Ходжалин-скую трагедию в своей композиции «Ходжалы». В композиции вся форма делится на отдельные и гнутые жерди по мере подъема, а снизу обтягивается колючей проволокой. По задумке изогнутые столбы олицетворяют людей, а провода - безжалостных врагов. Синтез шамотного материала с металлической проволокой еще больше обогатил художественность работы.

Заключение. Рассматривая творчество Маза-хира Эртуг Авшара, можно сделать вывод, что на этого художника приходится большой процент исторических сюжетов в современной азербайджанской керамике. Современные молодые художники имеют возможность обратиться к этому творчеству как к образцу и широко использовать творческий стиль художника; тем самым, сосредоточиться на исторических темах.

Работы художника, выражающие исконные корни, культуру и духовность народа, своим философским содержанием играют роль моста между прошлым и будущим; и демонстрируя славные героические страницы истории тюркского мира в этой долгой дороге из прошлого в будущее словно призывают людей вспомнить слова легендарного правителя тюркского мира Огуз Хана «Эй тюрк! Содрогнись и приди в себя! Ты бываешь великим когда приходишь в себя». Отражая историю своего народа и тюркского мира в целом, Мазахир Эртуг Авшар представил уникальные произведения искусства в истории азербайджанского искусства и обусловил их существование вневременно и вне-пространственно.

Поэтому наличие памятников, отражающих каждый исторический момент жизни народа не только за пределами Азербайджана, но и в наших собственных городах, является ценным вкладом в увековечение истории народа. Надеемся, что в ближайшем будущем эти памятники, отражающие нашу историю, украсят наши города и площади своим величием.

Литература

1. Алиев З. Философско-мыслительный слой керамики // газета «Каспий», 31 января 2015 (на азерб.языке)

2. Касумоглы Н. Моя выставка Мазахира Авшара // Газета «525», 16 января 2015 (на азерб.языке)

3. Набиоглы Н. С 60-летним юбилеем, Маза-хир Авшар! // Газета «525», 23 января 2015 (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.