Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СКУЛЬПТОРА ЭЛЬМИРЫ ГУСЕЙНОВОЙ'

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СКУЛЬПТОРА ЭЛЬМИРЫ ГУСЕЙНОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
скульптура / композиция / изображение / портрет / пластика. / monument / composition / image / portrait / plasticity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рзаева Нармина Халил Кызы

Азербайджанская скульптурная школа сформировалась в начале ХХ века и с тех пор развивается большими темпами. Безусловно, русская скульптурная школа сыграла значительную роль в становлении и развитии профессиональной скульптуры в Азербайджане. В 1950-1960 годах, после окончания художественных школ в бывшем Советском Союзе талантливые молодые азербайджанские художники начали развивать свое творчество, осваивая традиции мировой и советской скульптуры и высокого мастерства. Они выполняли свои работы в соответствии с важными идеями и художественными требованиями того времени. Статья посвящена исследованию творчества одного из таких талантли-вых скульпторов Азербайджана Эльмиры Гусейновой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PROBLEMS OF SCULPTOR ELMIRA HUSEYNOVA’S ACTIVITY

From the beginning of the 20th century the Azerbaijani sculpture school began to develop. Of course, the Russian sculpture school played a significant role in the creation and formation of professional sculpture in our republic. During 1950-1960 years after graduating from the higher art schools in the former Soviet coun-tries talented young Azerbaijani artists, who had learned the traditions of world and Soviet sculpture and high artistic skills, began to grow. They carried out their works in accordance with the artistic requirements of the period. The article is devoted to the place of artistic plasticity in the activity of sculptor Elmira Huseynova.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СКУЛЬПТОРА ЭЛЬМИРЫ ГУСЕЙНОВОЙ»

«ШУШМИМ-ЛШИТМаУ» #24ИМ), 2021 / ART

9

ния было успешно разрешено динамическими эффектами, создаваемыми формами тревоги. Резкие переходы, заостренные кончики, обратное сочетание асимметричных форм позволяют более четко понять тематику работы, понять чуткое отношение художника. Асимметричные, разные размеры глубоких линий на стволе дерева создают гармоничное выражение, адаптируя его к общему стилю верхней части композиции, и одновременно становясь одним из основных средств достижения целостности работы.

В работе Асадли Шамс «Чудеса Египта» мы видим, что художник достиг своей цели с помощью символизированной стилизованной формы. Используя саркофаг Тутанхамона, каноны египетских чудес и изображения на них, художник добавил особый колорит содержанию произведения, используя обобщенное художественное решение. Внизу композиции изображены двое египетских воинов. В верхней части эстетика работы подчеркнута простой формой геометрических элементов. Символические образы египетских женщин расположены вверху основной композиции.

Заключение. Следует отметить, что композиция - это структура, которую художник задает выбранной тематике/предмету. Эта структура может быть выполнена различными способами, в том числе цветом, колоритом, формой, пластикой, рас-

положением фигур, размещением деталей, силуэтом, динамикой и др. средствами (3, 34). Однако на этом охват композиции не заканчивается. Было бы неправильно говорить однозначно о том, где понятие композиции начинается и заканчивается в творческом мире. Потому что от примитивной формы творчества до стадии высокого развития сфера влияния композиции находится на переднем плане творчества.

Композиция - это понятие, играющая ведущую роль в формировании художественного мышления. Это продукт нашего сознания и мысли и существует как в природе, так и в среде, в которой мы живем. Поэтому нужно смотреть на композицию с широким воображением, понимать ее бесконечность и неисчерпаемость, подходить к ней как к философскому понятию.

Литература

1. Асланова А. Современная Азербайджанская керамика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Баку: 2004 (на азерб.языке)

2. Алиев З., Халилов А. Азербайджанское искусство. Часть 3. Баку: 2011, 142 с. (на азерб.языке)

3. Азербайджанское искусство (К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Рзаев, Н.Габибов). Баку: 1992, 344 с. (на азерб.языке)

УДК745/749

Рзаева Нармина Халил кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-24111-9-12

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТВОРЧЕСТВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СКУЛЬПТОРА ЭЛЬМИРЫ

ГУСЕЙНОВОЙ

Rzayeva Narmina Khalil gizi

Azerbaijan State Academy of Fine Arts Post graduate student

GENERAL PROBLEMS OF SCULPTOR ELMIRA HUSEYNOVA'S ACTIVITY

Аннотация.

Азербайджанская скульптурная школа сформировалась в начале ХХ века и с тех пор развивается большими темпами. Безусловно, русская скульптурная школа сыграла значительную роль в становлении и развитии профессиональной скульптуры в Азербайджане. В 1950-1960 годах, после окончания художественных школ в бывшем Советском Союзе талантливые молодые азербайджанские художники начали развивать свое творчество, осваивая традиции мировой и советской скульптуры и высокого мастерства. Они выполняли свои работы в соответствии с важными идеями и художественными требованиями того времени. Статья посвящена исследованию творчества одного из таких талантливых скульпторов Азербайджана Эльмиры Гусейновой.

Abstract.

From the beginning of the 20th century the Azerbaijani sculpture school began to develop. Of course, the Russian sculpture school played a significant role in the creation and formation ofprofessional sculpture in our republic. During 1950-1960 years after graduating from the higher art .schools in the former Soviet countries talented young Azerbaijani artists, who had learned the traditions of world and Soviet sculpture and high artistic skills, began to grow. They carried out their works in accordance with the artistic requirements of the period. The article is devoted to the place of artistic plasticity in the activity of sculptor Elmira Huseynova.

Ключевые слова: скульптура, композиция, изображение, портрет, пластика.

Keywords: monument, composition, image, portrait, plasticity

10

лят / «шушмум-лшгмак» #241™), 2021

Введение. Женщины-скульпторы занимают особое место в Азербайджанской национальной школе скульптуры. Ценными образцами Азербайджанского искусства считаются работы таких скульпторов-женщин, как Зивер Мамедовой, Му-наввар Рзаевой, Хаят Абдуллаевой, обладающих тонкой пластикой и женской чуткостью (1, 21). Особое место в этом списке занимает работа заслуженного художника Азербайджана Эльмиры Гусейновой.

Традиции отечественного и международного пластического искусства ярко отражены в станковых, монументальных и мемориальных скульптурах в творчестве Эльмиры Гусейновой, тяготеющей к романтическим, страстным и смелым пластическим формам с индивидуальным стилем и манерой.

Образцы, созданные в разные годы скульптором, прожившей для художника недолгую жизнь (64 года), отличаются идейно-художественным совершенством. Скульптор Эльмира Гусейнова, сделавшая большинство своих работ из бронзы, камня, мрамора, дерева, керамики, гипса и эпоксидной смолы, за исключением нескольких работ, которые она создала в первые дни своей карьеры, не повторяются ни композиционно, ни формой, ни пластическим решением, ни размером. В ее творчестве нет тенденции к полифоничности. От работы к работе видно, что ее почерк отточен, а композиции обогащены деталями, которые дополняют чувства и мысли автора, индивидуализирующие изображения.

Среди различных станковых работ Эльмиры Гусейновой тематические, однофигурные, многофигурные композиции отражают пластические проявления человеческой судьбы и его волнения, выражают сложность проблемы чести и совести современного человека, заботящего его мышление.

Эльмире Гусейновой удалось создать успешные образцы экспериментальности в портретной живописи. Портретная живопись в ее работах - характерная черта творческого метода скульптора. В произведениях этого стиля скульптора психологический настрой героев отличается их индивидуальными особенностями. Но в то же время содержание этих портретов связано с прославлением патриотических идей. К таким портретным работам Эльмиры Гусейновой можно отнести «Портрет Расула Рзы», «Портрет Саттара», «Портрет Тогрула», «Портрет Асмар» и др. Эти и другие портреты отличаются точностью внешних черт, четкостью пластических объемов. Автор находит наиболее естественные движения в сущности каждого образа, умудряется выразить богатую духовность человека. В творчестве Эльмиры Гусейновой мощные средства изображения, раскрывающие образ объекта изображения, еще раз подтверждают совершенство этих произведений. Созданные художником женские образы привлекают внимание своей спецификой, обобщенностью, а также художественной выразительностью, объясняющей индивидуальность.

В постоянных поисках Эльмиры Гусейнова пыталась устранить статичность и застойную композицию, создав полноценный психологический образ. В этих примерах очень заметна тенденция к пониманию ясности и естественности формы, составляющей конструктивную основу пластичности.

Поскольку объектом и предметом скульптуры в основном является человек, в этом виде искусства чаще используется жанр портретной живописи. Творческое наследие талантливого скульптора сыграло важную роль в развитии портретного жанра в Азербайджане. В этом жанре скульптор умело решает творческие задачи, которые заставляют его задуматься. Созданные им портреты стали результатом интенсивных художественных изысканий. Ее портреты, неповторимые персонажи мастерски отражают самые разные детали человеческой духовности. Скульптор выражает героическое прошлое своего народа в философской социализации и монументальных формах. Эта особенность более выражена в ее портретах.

Иногда при создании портретов конкретных людей Эльмира Гусейнова может показать внутренний мир уникальных человеческих образов, его окружение, высокое положение человека в обществе через обширное обобщение, нахождение определенных пропорций, пропорциональных линий, лаконичных средств выражения. Ей более интересны выразительные, внутренне богатые и запоминающиеся человеческие образы.

Доктор искусствоведения, профессор Мурсал Наджафов отмечает, что «Эльмира Гусейнова в своих скульптурных композициях воспевает материнскую любовь и семейную радость. Младенец -это монолитный мостик, соединяющий отца и мать. Эта идея вызывает высокие чувства практически во всех произведениях Эльмиры Гусейновой. Материнская любовь и семейное счастье имеют в творчестве юного художника философское значение. Однако эти темы и мотивы выражаются не в виде обычных иллюстраций, а иногда символически, иногда в виде конкретных образов» (2, 154).

Эти работы Эльмиры Гусейновой, выполненные из дерева, отличаются от других прежде всего формой, не свойственной азербайджанской скульптуре, а может быть, и весьма неожиданной. В работах Эльмиры Гусейновой, жены известного художника Тогрула Нариманбекова, это несоответствие, вероятно, было закономерным. Иными словами, для Эльмиры Гусейновой естественно придавать простые, несколько примитивные формы пластическим формам рядом с Тогрулом Нариманбековым, которому удалось поднять свои работы до уровня сказки, глядя на события «детским глазом». Тот факт, что эта пара, которая постоянно демонстрировала свой поиск новаторства, образности и национализма, воспринималась как обладательница уникального стиля в изобразительном искусстве Азербайджана, также является выражением признательности их творениям на всех уровнях.

«шуушшшум-лшгмау» #241111), 2021 / лят

11

В женских образах, созданных Эльмирой Гусейновой, также есть попытка изучить истоки пластической образности природы, найти ее правильные пропорции, движения и позу. В ранних произведениях скульптора просматриваются авторские особенности передачи своеобразия содержания и пространственного характера персонажей. Освоение профессионального искусства осуществлялось параллельно с поиском новых тем, подтверждением глубокого личного мировоззрения образов. Еще со студенческих лет Эльмира Гусейнова создала множество женских персонажей, отражающих красоту, простоту и величие женщин.

Эльмира Гусейнова старается показать лучшие черты женских героинь, поэтому образы, которые она создает, - разные, глубоко индивидуальные, носители истинных человеческих качеств. Скульптор обладает не только разнообразием стиля, но и пластическим решением создаваемых им образов, постоянным стремлением осмыслить новые задачи художественного творчества. Женские образы скульптора всегда привлекают теоретиков умением индивидуально, по-своему воспринимать многообразие жизни. Художнику также удалось показать высшие качества азербайджанских женщин - их искренность, уверенность в себе, женственность, внутреннее обаяние.

Портреты Эльмиры Гусейновой глубоко интеллектуальны и задумчивы. Она пишет свои портреты в обыденной обстановке, без пафоса, ее больше интересуют человеческие психологические переживания и мысли. Среди наиболее интересных - композиции «Азербайджанская женщина» (дерево, 1957 г.), «Польская студентка» (бронза, 1962 г.), «Мужской портрет» (глина, 1965 г.), поэтически обобщающие творческое воображение, сердцебиение и чувства художника. Она создала такие интересные работы, как «Портрет Асмар» (глина, 1963, глина, 1973), отражающие возвышенность материнской любви, прибегая к лирическим и романтическим средствам описания в связи с сущностью мотива. Идея скульптора решает широкий круг эстетических задач, что требует изучения не только национальных традиций, но и творческих достижений известных мастеров современной мировой культуры. Оригинальные поиски и нововведения в творчестве Эльмиры Гусейновой ярко отражают стилистическое обогащение нашего искусства.

Для творчества Эльмиры Гусейновой характерно стремление к поиску современных пластических форм и средств изображения, акцентируя внимание на сути современных тем. В ее скульптурах принцип реализации формы художественного познания в искусстве через философское выражение дает основание утверждать, что этот принцип реализуется с индивидуальными творческими особенностями. Используя выразительную текучесть стилизованных контуров, завершенность объемов, фактуру материалов, художник со временем усиливал лаконичность и геометрическую абстракцию форм, создавая обобщенно-символические образы.

Доктор искусствоведения, профессор Дж. Но-врузова отмечает: «Эльмира Гусейнова, творчество

которой отличается высокой конструктивной точностью и ясностью, имеет собственный пластический стиль и подчиняет этот стиль внутренней природе образов и внешним особенностям модели» (3, 59).

Станковая скульптура Эльмиры Гусейновой отличается выдержанностью темы, сюжета, композиционных приемов, образного выражения. Она пытается раскрыть психологические переживания человека. Композиции художника «Колхозница» (1957), «Рабочий» (1958), «Землепашец», «Нефтяники», «Образ любви», «Семья» (1960), «Все для фронта» посвященные обычным людям, рабочим являются проявлением наблюдательности, профессионального подхода к предмету. Э. Гусейнова, апеллировавшая к свободным и смелым формам, рожденным художественной фантазией в своих скульптурах, пыталась оригинально создавать свои композиции. Скульптор любила создавать изображения известных деятелей культуры и искусства. В работах «Памяти режиссера Тофика Кязимова», «Портрет академика М. Джафарова» и др. художник отдала предпочтение принципу творческого подхода к художественной традиции в скульптуре, и это позволило добиться своеобразия пластического совершенства, авторского решения проблемы.

Знакомство с мемориальными памятниками Эльмиры Гусейновой позволяет уточнить некоторые общие аспекты ее работы и определенные методы работы. Главная особенность мемориальной работы скульптора - старательная и точная проработка формы, придающая фигурам прочность и монолитность. Надгробия, созданные Э.Гусейновой и воздвигнутые на Аллее почета, в том числе надгробия Мехди Гусейна (1966), Джафара Джаббарлы (1968), Расула Рзы (1970), стали неотъемлемой частью азербайджанской скульптуры и архитектуры (4, 68). Эти произведения искусства, созданные выдающимся скульптором, имеют высокую эстетическую ценность. Стиль этих памятников, богатство пластической формы, цвета, художественного оформления отличаются друг от друга и рассказывают о богатстве духовного мира автора. Эстетическое воздействие памятников заставляет людей смотреть на них не как на надгробия, а как на произведение искусства. Одна из главных особенностей мемориальных памятников в творчестве художника - их психологизм и связь истории с нашей современностью.

Своеобразный стиль скульптора Эльмиры Гусейновой, как и в других произведениях, отражено в мемориальном памятнике, посвященной памяти Мехди Гусейна. Было бы серьезной ошибкой комментировать «ограничение национальности» в творчестве художника, крайне верной к национальной традиции. В общем ходе мысли этот элемент воспринимается как очень важный момент. Композиции действуют как своего рода обобщенная копия или символ образа. Художественные особенности этих пластических формул вносят ясность в работы автора.

12

ART / «шушмум-лшгмак» #241™), тт

Все образцы и архитектурные комплексы, входящие в золотой фонд нашей монументальной скульптурной сокровищницы, характеризуются разнообразием, колоритом и эстетическим воздействием своей пластической формы. Эти произведения имеют большое значение в воспитании людей в духе уважения и любви к историческим и духовным ценностям, укреплении у них чувства патриотизма. Нельзя не упомянуть работы Э. Гусейновой в этом стиле. Среди монументальных памятников мастера - памятник азербайджанскому писателю Джафару Джаббарлы (1966 г.), воздвигнутый в Сумгайыте, и памятник известному просветителю, натуралисту Гасан беку Зардаби (1983 г.). Характерные качества образа мастерски раскрыты в статуе Зардаби, изображенной при чтении газеты «Акинчи» - первого периодического издания Азербайджана из бронзового гранита. Памятник интересен свежестью пластиковой конструкции.

Монументальные работы, созданные Эльми-рой Гусейновой, имеют большое значение в воспитании в людях духа уважения и любви к историческим и духовным ценностям, укреплении чувства патриотизма. Скульптор позволил добиться оригинальности пластики, естественности монументальной скульптуры за счет передачи идеи и смысла, а также емкости формы.

Заключение. Тридцатилетняя карьера Эльмиры Гусейновой была насыщена творческими поисками. За исключением одной-двух ее работ после студенческих лет, ни одна из ее работ не повторяет композицию, пластическое решение, форму, размер, также не чувствуется тенденция полифоничности в ее творчестве. Многочисленность и многогранность идейно-эстетических проблем, решенных в творчестве Эльмиры Гусейновой требует изучения не только национальных традиций, но и творческих достижений известных мастеров современной мировой культуры. Оригинальные поиски и новаторство в творчестве Эльмиры Гусейновой ярко отражают стилистическое обогащение Азербайджанского искусства.

Литература

1. Касумова Э. Молоток и женские руки (о скульпторе Эльмире Гусейновой) // журнал «Женщина Азербайджана», 1979, №8, с.21 (на азерб.языке)

2. Наджафов М. Художник и время. Баку: Гянджлик, 1977, 174 с. (на азерб.языке)

3. Новрузова Дж. В поисках человека.. (о скульпторе Э.Гусейновой) // журнал «Гобустан», 1970, №2, с.59-61(на азерб.языке)

4. Алиоглы Ч. О скульпторе Э.Гусейновой // журнал «Гобустан», 1970, №2, с. 67-68. (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.