Искусствоведение
УДК 730 (470.55) DOI: 10.14529/ssh210308
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УРАЛЬСКОГО СКУЛЬПТОРА ВИТАЛИЯ СЕМЕНОВИЧА ЗАЙКОВА
Е. В. Маркунасова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Скульптурное наследие Южного Урала, являясь частью отечественного культурного достояния, остается областью недостаточно исследованной. Статья посвящена творчеству скульптора Виталия Семеновича Зайкова, которое отражает общий подъем культуры и искусства в послевоенные годы. Автором систематизированы этапы творческой деятельности скульптора, представлен анализ художественного материала, прослежен процесс развития его пластических решений и композиций. Таким образом, предпринимается попытка определения вклада мастера в искусство Урала. В статье рассматриваются различные скульптурные объекты: монументальные, парковые, интерьерные, портреты, малые формы, а также скульптурные эскизы и графика скульптора. Выявлена тесная связь судьбы художника с этапными событиями в историческом развитии региона и страны в целом. Раскрыто отражение духа времени в характере пластической мощи произведений, отражающих героику эпохи в стиле соцреализма. Важнейшими источниками стали репрезентативные работы скульптора, документы из личного архива семьи, в том числе впервые вводимые автором в научный оборот. В работе применены методы искусствоведческого, а также историко-культурного анализа, благодаря чему выявлены стилевые особенности исторического периода и проанализированы скульптурные произведения в рамках формирования авторской стилистики и изучения своеобразия творческого почерка мастера. Задействованы также методы комплексного подхода к рассмотрению стилеобразующих черт, необходимых для выделения основополагающих художественно-образных категорий. Впервые предпринятое изучение произведений В. С. Зайкова расширяет наши представления о том, как в творчестве советского художника сохранялись и развивались традиции русского академического реалистического искусства, подлинная школа мастерства, имеющая непреходящую ценность.
Ключевые слова: Южный Урал, история ХХ в., скульптура, станковое и монументальное искусство, скульптор В. С. Зайков.
Введение
Проблемы изучения скульптуры, монументальных памятников культуры направлены на выявление различных аспектов, характеризующих как сами работы и памятники, так и особенности творчества создавших их мастеров. Творчество скульпторов - важнейшая часть многогранной культуры Южного Урала. Интерес к этому виду искусства в последнее время особенно возрос. Скульптура всегда органично сосуществовала с архитектурой и живописью, но в начале 1960-х гг. она стала важнейшим компонентом организации пространства современной среды человека. Строятся города, создаются архитектурно-производственные комплексы, реализуются глобальные проекты. Их оформление доверялось ведущим скульпторам и художникам. Наряду с традиционной станковой и монументальной пластикой развитие получили все жанры скульптуры. Для монументальных работ требовались идеи, вдохновение. Новую жизнь обрела скульптура малых форм и пленэрная скульптура. Мастера искали возможности контакта современников с искусством скульптуры в реальной среде.
Возрастающее внимание к художественному наследию советского периода, актуальность его исследования вызывает потребность в более глубоком изучении творчества художников и скульпторов, произведения которых недостаточно изучены
в искусствоведческом ракурсе. Это относится и к творчеству одного из мастеров, чья судьба и деятельность связаны с Уралом. Речь пойдет о Виталии Семёновиче Зайкове, скульпторе всероссийского масштаба, члене Союза художников СССР, Заслуженном художнике РСФСР, создателе символа уральского региона - памятника «Сказ об Урале», вошедшего в Культурное наследие РФ (объект № 7400063000). Изучение произведений В. С. Зайкова расширяет наши представления о том, как в творчестве советского художника сохранялись и развивались традиции русского академического реалистического искусства, подлинная школа мастерства, имеющего непреходящую ценность.
Обзор литературы
К специальному исследованию творчества В. С. Зайкова исследователи не обращались, но начиная с 1960-х гг. появляются публикации с упоминанием о нем и его произведениях, прежде всего в связи с активной выставочной деятельностью в области искусства. На этом этапе приводились и некоторые краткие биографические сведения о мастере. Затем эти сведения были дополнены при рассмотрении деятельности скульпторов и их художественного пути в книге Л. П. Байнова «Художники Челябинска» [1, с. 168]. Представляя искусство скульптуры Урала, О. А. Кудзоев и А. С. Ваганов в своей работе также упомянули
и о творчестве В. С. Зайкова [2]. На постсоветский период приходится наиболее значимое исследование творчества скульптора. В монографии «Художественная культура Южного Урала. 1900-1980-е гг.» наша тема затронута в контексте становления и развития искусства скульптуры в Челябинске [3]. В книге уральского искусствоведа В. И. Титова был представлен этап деятельности мастера в период жизни после отъезда из Челябинска в Симферополь. Книга была опубликована в 2011 г., а в 2014 г. в симферопольском издательстве она была дополнена иллюстрациями работ мастера и превратилась в полноценный альбом [4]. В целом же в указанных работах, как правило, даются лишь краткие описания отдельных произведений и краткие справки биографического характера о скульпторе. Все это определило направление нашего исследования.
Методы исследования
В работе применены методы искусствоведческого, а также историко-культурного анализа, благодаря чему выявлены стилевые особенности исторического периода и проанализированы скульптурные произведения в рамках формирования авторской стилистики и изучения своеобразия творческого почерка мастера [5]. Задействованы также методы комплексного подхода к рассмотрению стилеоб-разующих черт, необходимых для выделения основополагающих художественно-образных категорий и их роли в сложении образов и творческих методик. На основе такого подхода в работе осуществлен анализ типовых особенностей произведений. Историко-культурный метод дает возможность определить влияние событийных аспектов, тематики, стилистики, технологии выполнения и масштаба произведения. Метод художественно-стилистического анализа необходим при выявлении особенностей формообразования, стилистики и технологических особенностей произведений. Также применялись хронологический метод, биографический, элементы метода герменевтики.
Результаты и дискуссия
Развитие искусства монументальной скульптуры на Южном Урале сегодня невозможно представить без исследования творчества В. С. Зайкова.
Родился Виталий Семёнович Зайков в деревне Боровая Камышловского района Свердловской области в многодетной семье бывшего военного моряка из Кронштадта. Видя его интерес к изобразительному искусству, старший брат Сергей привел его в изостудию имени А. П. Митинского в Тюмени. В 1942 г. он поступил на второй курс Свердловского художественного училища и в этом же году ушел на фронт добровольцем. Во время войны (1942-1944 гг.) окончил Васильковскую военную авиационную школу (Челябинская область) и стал механиком самолета ИЛ-2. Был награждён медалью «За победу над Германией» и орденом «За мужество». После окончания войны
вернулся в Свердловск. Успешно окончив Свердловское художественное училище в 1948 г., он продолжил обучение в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде.
Наставником В. С. Зайкова стал профессор, народный художник СССР Всеволод Всеволодович Лишев, автор «Ленинградской Пьеты» - двухфи-гурной композиции «Мать» из реквиема героическим защитникам города на Неве (1958, Русский музей, Санкт Петербург). Его скульптура, исполненная в классическом стиле, потрясает обобщённостью образов (переведена в мрамор в 1958 году). Это единственная скульптура, выполненная в материале из блокадных гипсовых композиций в скульптурной серии «Защитники Ленинграда». Всего в серии 50 скульптур - гипсовых эскизов, групп, композиций, портретов, натурных набросков. Современники скульптора утверждают, что это был духовно нравственный и профессиональный подвиг. Всеволод Всеволодович был удостоен высших государственных званий и наград, был действительным членом Академии художеств СССР, профессором, народным художником СССР, лауреатом Государственной (Сталинской) премии, был награжден Орденом Ленина. После войны Лишев продолжал активно работать и воспитал несколько поколений советских скульпторов [6, с. 287-288]. Его замечательной чертой как педагога было стремление максимально развить индивидуальные склонности и способности студента, воспитать подлинного художника. У этого выдающегося мастера и посчастливилось учиться В. С. Зайкову.
Дипломную работу «Метатель молота», (позировал чемпион мира 1968 г. В. П. Белоусов) Виталий Семёнович Зайков защитил на отлично (рис. 1). В скульптуре мягко и точно передаётся пластика тела, динамика и собранность, одухотворённость спортсмена. Художественный образ наполнен большим содержанием, зрителю представлено лаконичное пластическое решение, поворот торса атлета задает силу и мощь толчка, что дает возможность воображению легко дополнить полет молота.
< 0
Рис. 1. В. С. Зайков. Дипломная работа «Метатель молота». г. Ленинград, 1953 Fig. 1. V. S. Zaikov. Thesis «Hammer thrower». Leningrad, 1953
После учебы в Академии В. С. Зайков приезжает в Челябинск. Благодаря тому что его дипломная работа «Метатель молота» стала победителем третьей Всесоюзной художественной вы-
ставки дипломных работ в г. Москве (1954 г.) он получает мастерскую и работу от отделения Союза художников Челябинска. В период с 1954 по 1965 гг. Виталий Семенович живет и работает в этом городе [7]. Он активно ездит по области, рисует и лепит с натуры, создает уникальную коллекцию портретов колхозников и рабочих1. В скульптурных портретах людей-тружеников присутствует дух эпохи, когда люди гордились своим трудом и стремились сделать мир лучше. Их простые лица, с крупными чертами лица, широкими скулами, пронизаны добротой, открыты зрителю и миру. «Портрет доярки А. Прутовой», «Портрет девочки Вали» и другие работы уже в 1955 г. участвуют в Республиканской художественной выставке РСФСР в Москве. В 1956 г. работы Зайкова «Дис-кометатель», «Портрет сына», «Девочка колхозница» участвуют во Всесоюзной выставке [8]. В 1963 г. Виталию Семеновичу присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
Начиная с 1930-х. гг. в советском искусстве идут активные поиски психологизма, где основной задачей в монументальной скульптуре становится отражение «эпохи мускулов». Несомненно, стремительные темпы индустриализации Урала порождают в общественном сознании образ опорного края державы [9]. Тема ударного труда напрямую связывается с темой оборонной мощи Красной армии и победоносной войной, эти животрепещущие темы волнуют молодого скульптора В. С. Зайкова.
Вдохновлённый уральской природой, народом и сказаниями П. П. Бажова, В. С. Зайков создаёт скульптурную композицию «Седого Урала», которая экспонируется в Москве на Республиканской художественной выставке «Советская Россия» в 1957 г. (рис. 2-4). На Всесоюзной юбилейной художественной выставке она была отмечена дипломом первой степени. Выставочный вариант скульптуры находился в Челябинской картиной галерее, затем его перевезли в 1971 г. в кинотеатр «Урал», где авторская модель «Седого Урала» украшала фойе [10]. Пришли новые времена, новые веяния, в 1998 г. кинотеатр был закрыт на реконструкцию, и авторская модель «Седого Урала» была демонтирована, затем разбита и утеряна. Были еще две копии, одна осталась у Виталия Семеновича.
В ноябре 1967 г. на привокзальной площади Челябинска состоялось открытие монумента «Сказ об Урале» (рис. 7). Образ богатыря-кузнеца приобретает лаконичность в пластике, стилизованность, что придаёт скульптуре свежие черты. Со-
1 Особенно интересна серия работ, выполненных в Аргаяшском районе: «Валя» (1957 г.), «Портрет доярки Г. Прутовой» (1957 г.), «Портрет Севы» (1958 г.), «Портрет Толи» (1959 г.), «Портрет колхозника Румке» (1959 г.), «Портрет колхозника Улага-сова» (1959 г.), «Портрет дояра А. Ухоботова» (1961 г.), «Портрет механизатора Д. Лискина» (1961 г.), «Портрет доярки Гали Ивановой» (1961 г.).
рок лет спустя, по настоятельной просьбе заслуженного архитектора России Е. В. Александрова была проведена реконструкция постамента, он принял строгую квадратную форму, был облицован гранитом. На его восточной плоскости объёмными буквами набран поэтический текст А. Твардовского: «Урал! Опорный край державы. Её добытчик и кузнец». Этот монумент стал духовным символом Урала. Он принят в фонд культурного наследия РФ.
V
■ vï
Рис. 2. Эскиз к «Седому Уралу». В. С. Зайков, 1956
Fig. 2. Sketch for the «Gray Ural». V. S. Zaikov, 1956
Рис. 4. Модель для монумента «Сказ об Урале». В. С. Зайков Fig. 4. Model for the monument «The Tale of the Urals». V. S. Zaikov
Рис. 3. Выставочная модель «Седой Урал». В. С. Зайков,
гипс тонированный, 1957 Fig. 3. Exhibition model «Gray Ural». V. S. Zaikov, tinted plaster, 1957
Рис. 5. Монумент «Сказ об Урале». Скульптор В.С. Зайков Fig. 5. Monument «Tale of the Urals». The sculptor V. S. Zaikov
Виталий Семенович Зайков работал в дружеском тандеме с Львом Николаевичем Головниц-ким. Два молодых скульптора нашли общий язык, и их творческое сотрудничество дало ряд произведений, в которых В. И. Ленин показан мощным оратором и великим государственным деятелем. Мысль объединиться в творческий союз пришла после того, как был объявлен конкурс на создание эскизов для монумента вождю [11, с. 54-57].
Идея сооружения нового памятника Ленину в Челябинске появилась в преддверии 40-летия годовщины Великого Октября. Эта ответственная и почетная работа досталась по праву Л. Н. Головниц-кому, В. С. Зайкову и архитектору Е. В. Александрову в результате победы на трех конкурсах, в которых принимали участие скульпторы, архитекторы и целые творческие коллективы из Москвы, Ленинграда, Свердловска. Всего комиссия рассмотрела 18 проек-
тов. На работу молодых скульпторов и архитектора обратил внимание председатель творческой комиссии, всемирно известный Е. В. Вучетич. Благодаря его высокой оценке работа и стала единственным претендентом на реализацию столь важного проекта.
Была проделана большая черновая подготовительная работа, создано огромное количество набросков, рабочих эскизов и вариантов фигуры Ленина (рис. 6-8). Чтобы понять пластику и объем всего памятника, скульпторы вылепили фигуру в глине. Были проведены расчеты на освещение, размер фигуры и постамента, также был определен масштаб фигуры по отношению к площади. Памятник Ленину на площади Революции был открыт 5 ноября 1959 г. (рис. 9).
Рис. 6. Работа над эскизом. Скульпторы Л. Н. Головниц-кий, В. С. Зайков Fig. 6. Work on the sketch. Sculptors L. N. Golovnitsky, V. S. Zaikov
Рис. 7. В мастерской, в старом цирке. Скульпторы Л. Н. Головницкий, В. С. Зайков
и члены рабочей группы Fig. 7. In the workshop, in the old circus. Sculptors L. N. Golovnitsky, V. S. Zaikov and members
Рис. 8. В мастерской, в старом цирке. Скульпторы
Л. Н. Головницкий, В. С. Зайков и рабочая группа Fig. 8. In the workshop, in the old circus. Sculptors L. N. Golovnitsky, V. S. Zaikov and the working group
Рис. 9. Авторы проекта «Памятник Ленину на площади Революции»: Л. Н. Головницкий, Е. В. Александров и В. С. Зайков
Fig. 9. Authors of the project «Monument to Lenin on the Revolution Square»: L. N. Golovnitsky, E. V. Alexandrov and V. S. Zaikov
В. С. Зайков создал монументальные работы не только для Челябинска, но и для городов Челябинской области.
Памятник «Первым комсомольцам - строителям Магнитки» расположен в сквере имени
В. И. Чапаева г. Магнитогорска и является объектом культурного наследия федерального значения. Он был заложен в октябре 1958 г., в канун 40-летия Комсомола. Его открытие состоялось 9 мая 1966 г., в день слёта «первостроителей» Магнитки. Высота скульптуры, выполненной из кованого алюминия, составляет 3 метра, общая высота монумента - 6,5 метра (рис. 10). Монумент изготовлен на средства, заработанные комсомольцами Магнитогорска на субботниках. Скульптура дополнялась постаментом, кирпичной кладкой огнеупорного магнезита - символом большой стройки. В верхней части постамента по периметру идет мраморный пояс, на котором надпись: «Первым комсомольцам - строителям Магнитки от комсомольцев 60-х годов». Идея автора реализована в духе советского романтизма. Авторы композиции - скульптор В. С. Зайков, архитектор Н. Н. Коваленко. Помимо «Комсомольцев», для Магнитогорска Виталий Семенович Зайков создал в памятник Ленину (1967 г.).
В 1963 г., накануне Дня шахтера, в г. Копейске был установлен бюст первооткрывателя Челябинского каменноугольного бассейна, горного инженера и ученого Ивана Ивановича Редикорце-ва (1808-1866) (рис. 11). Авторы - скульптор В. С. Зайков и архитектор М. Г. Семенов - столкнулись с трудностями в поисках образа. В результате многолетних поисков в Ленинграде были обнаружены подлинные документы Редикорцева, а дочь покойного Президента Академии наук СССР А. П. Карпинского Е. А. Толмачева-Карпинская предоставила архитектору Семенову фотокопию с подлинного портрета первооткрывателя каменного угля на Южном Урале.
Рис. 10. Монумент «Первым комсомольцам — строителям
Магнитки». Скульптор В. С. Зайков, кованый алюминий, 1966, г. Магнитогорск Fig. 10. Monument to the First Komsomol Members — Builders
of Magnitka. Sculptor V. S. Zaikov, forged aluminum, 1966, Magnitogorsk
Рис. 1 1 . Модель к памятнику И. И. Редикорцеву. Скульптор В. С. Зайков 1965, г. Копейск Fig. 11. Model for the monument to II Redikortsev. Sculptor V. S. Zaikov 1965, Kopeysk
Бюст И. И. Редикорцева вместе с пьедесталом планировалось изготовить из глыбы уральского гранита, но из-за недостатка средств на сооружение памятника бюст был отлит из цветного цемента и установлен на бетонно-мозаичный постамент. Мемориальные доски для памятника изготовлены в Свердловске филиалом завода «Русские самоцве-
ты», а эмблема отлита из алюминия по модели мастера-лепщика Б. Г. Власова на Копейском рудоремонтном заводе. Изначально планировалось установить бюст в виде портретного изображения Реди-корцева, но в ходе творческих поисков авторы пришли к более выразительному решению памятника. В крепкой и большой руке Редикорцев держит кусок минерала, слегка откинута голова, сильное волевое лицо уже немолодого человека с легким прищуром проницательных умных глаз. Скульптурное изображение сопровождают мемориальные доски из мрамора с резным бронзированным текстом. Медальон - горняцкая эмблема - художественное литье из алюминия. Мемориальная надпись на памятнике гласит: «Первооткрыватель Челябинского каменноугольного бассейна И. И. Редикорцев 1808-1866 гг.». Общая высота монумента около 4,5 метра. Памятник способствует сохранению памяти о выдающемся горном инженере - первооткрывателе природных богатств Урала [12].
Еще одно знаковое произведение В. С. Зайкова - «Мать-партизанка» (1959 г.) - образ женщины-воительницы, крепко прижавшей к себе дитя (рис. 12, 13). Пластика скульптуры напряжена, дано движение вполоборота, нет ощущения спокойствия. Как далек этот тревожный мир от гармонии материнства, воспетой в многочисленных образах Мадонны с младенцем. Размер скульптуры двухнатур-ный, что подчеркивает монументальность, автор грубыми драпировками выделяет формы тела, нет мелких деталей, что делает образ еще крепче и динамичней. Голова откинута назад, волосы подхвачены ветром, молодая, сильная женщина готова к самопожертвованию. Работа была отмечена на Республиканской выставке в Москве [13].
Рис. 12. Обложка проспекта республиканской выставки «Советская Россия». Скульптор В. С. Зайков, 1959 Fig. 12. Cover of the prospectus of the republican exhibition «Soviet Russia». Sculptor V. S. Zaikov, 1959
Рис. 13. Эскиз в карандаше «Мать-партизанка». Скульптор В. С. Зайков, 1959 Fig. 13. Pencil sketch «Mother Partisan». Sculptor V. S. Zaikov, 1959
В 1958-1967 гг. В. С. Зайков был приглашен в творческую группу народного художника СССР Е. В. Вучетича в Волгограде, который был знаком с творческими возможностями мастера. Вспомним, что именно Вучетич был председателем творческой комиссии конкурса, утвердившего проект памятника Ленину в Челябинске.
Идея воздвигнуть в городе-герое Волгограде величественный монумент в память Сталинградской битвы, победа в которой определила весь ход войны и привела к окончательному разгрому гитлеровской Германии, возникла сразу же по окончании боевых действий. С 1945 по 1955 гг. в стране проводился конкурс на проект, в результате автором и руководителем авторского коллектива скульпторов стал народный художник СССР Е. В. Вучетич, главным архитектором - Я. Б. Белопольский. Создавая всемирно известный мемориал, авторы стремились воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить. Переданная создателями мемориала атмосфера боевых действий величайшего сражения эпохи дает возможность современнику почувствовать себя участником Сталинградской битвы.
Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане входит в состав музея-заповедника «Сталинградская битва». Это место, которое самым непосредственным образом связано с событиями второй мировой войны, с периодом Сталинградской битвы. В комплекс входят такие работы, как: «Память поколений» - многофигурная композиция-горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м); «Стоять насмерть» (высота - 16,5 м); Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы); «Площадь Героев»; шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х. 2,4*1 м, высота скульптур - около 6 м); Зал Воинской славы, с рукой, держащей горящий факел, в центре; Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м). Все скульптуры комплекса, включая монумент «Родина Мать зовет» (рис. 14), изготовлены из бетона.
Рис. 14. «Родина Мать зовет», Волгоград, 1966-1972 гг.
Fig. 14. «Motherland Calls», Volgograd, 1966-1972
Мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане воздвигнут под непосредственным руководством Е. В. Вучетича [14]. В рабочую группу входили ведущие скульпторы страны: М. С. Алешенко, В. Е. Матросов, В. С. Зайков, Л. М. Майстренко, А. Н. Мельников, В. А. Марунов, В. С. Новиков, А. А. Тюренков, и архитекторы Я. Б. Белопольский, В. А. Демин, Ф. М. Лысов и др. За время работы в Волгограде
В. С. Зайков участвует в создании множества памятников и скульптурных композиций.
В 1972 году он возвращается из Волгограда в Челябинск, где с семьей живет у друга, скульптора Льва Головницкого, чуть позже ему дают квартиру, мастерскую, и он продолжает работать над новыми проектами.
Виктор Семенович был избран председателем Художественного совета Челябинского отделения Художественного фонда РСФСР Творческого производственного комбината. Также он был секретарем партийной организации Челябинского Союза художников РСФСР [15, с. 178]. В 1977 г. избран председателем Художественного совета Творческих производственных мастерских Челябинского отделения Художественного Фонда РСФСР (рис. 15).
Рис. 15. Члены Союза художников г. Челябинска (70-е годы) Fig. 15. Members of the Union of Artists of Chelyabinsk (70s)
В 1983 г. Виталий Семенович с семьей переезжает в Евпаторию [16]. Множество прекрасных памятников и композиций создано им на территории республики Крым. В крымских городах регулярно проходили его персональные выставки. В 2015 году работы Виталия Семёновича экспонировались на Международной художественной выставке, посвящённой 70-летию Победы в Центральном доме художника в Москве. В 2016 году произведения скульптора были представлены на выставке, посвященной 75-летию Союза художников Республики Крым в Москве. Скульптор трудился над новыми композициями и идеями до последних дней жизни, которая оборвалась 14 марта 2020 г.
Выводы
Выдающийся мастер В. С. Зайков - сын своего времени. Его творчество отражает общий подъем культуры и искусства в послевоенные годы. Его путь в искусстве был нелегким, он прошел испытания страшной войной, сменой социальных строев и политических режимов, перестроечными потрясениями. Но В. С. Зайков смог все преодолеть и остался в памяти следующих поколений ярким, душевным, мудрым и высокопрофессиональным художником, который сумел сохранить и донести до нас любовь к Родине, человеку, великому русскому искусству и к своему делу. Скульптор по
праву обрёл признание и внёс в отечественную и
2
мировую культуру значимый вклад .
2 Работы Виталия Семеновича Зайкова находятся в следующих музеях и выставочных фондах: Государственный музейно-
Литература
1. Байнов, Л. П. Художники Челябинска / Л. П. Байнов. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979.
2. Кудзоев, О. А. Скульптурная летопись края / О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд- во, 1986.
3. Трифонова, Г. С. Художественная среда. Музей. Художники : монография / Г. С. Трифонова. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2009. - 269 с.
4. Титов, В. И. Виталий Зайков. Скульптор / В. И. Титов. - Симферополь : Форма, 2014.
5. Алексеева, В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. - М. : Советский художник, 1979. -334 с.
6. Сапего, И. Г. Предмет и форма / И. Г. Сапе-го. - М. : Советский художник, 1984. - С. 65-77.
7. Кудзоев, О. А. Челябинская организация Союза художников России (60 лет со времени создания) / О. А. Кудзоев // Край наш Южноуральский, 1996 : библиогр. указ. - Челябинск, 1995. - С. 2125.
8. Байнов, Л. П. Очерки истории искусства Южного Урала / Л. П. Байнов. - М. : Книга, 2007. -167 с.
9. Алексеев, Е. П. Гипсовые часовые. Скульптура Урала 1930-х гг.: поиск психологизма / Е. П. Алексеев. - Екатеринбург, 2015.
10. Серебренников, Н. Н. Урал в изобразительном искусстве / Н. Н. Серебренников. - Пермь, 1959.
11. Золотов, А. А. Причастность / А. А. Золо-тов. - Челябинск : Автограф, 2008. - С. 54 - 63.
12. Шмидт, И. М. Скульптура. Очерки истории Советского искусства 1917- 1977 / И. М. Шмидт. -М. : Советский художник, 1980.
13. Титов, В. И. Памятники истории Челябинской области / В. И. Титов. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990.
14. Аболина, Р. Евгений Викторович Вучетич / Р. Аболина, В. Попов. - М. : Советский художник, 1952.
выставочный центр РОСИЗО (Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда»), г. Москва; Государственный исторический музей Южного Урала, г. Челябинск; Дирекция художественных выставок художественного фонда России, г. Москва; Дом Художника, г. Симферополь, Крым; Краеведческий музей, г. Евпатория, Крым; Музейный фонд Российской Федерации, г. Москва; Музей изобразительного искусства, г. Ростов-на-Дону; Музей мировой скульптуры, г. Евпатория, Крым; Научно-исследовательский музей Академии художеств России, г. Санкт-Петербург; Районный краеведческий музей, с. Долго-деревенское, Челябинская область; Собрание семьи Джавар-харлала Неру, г. Нью-Дели, Индия; Собрание семьи художника В. С. Зайкова, г. Евпатория, Крым; Фонд передвижных художественных выставок Министерства культуры Украины, г. Киев; Фонд Райисполкома г. Волгограда; Художественный фонд Российской Федерации (бывший Художественный фонд СССР), г. Москва; Художественный музей, г. Волгоград; Художественный музей, г. Калуга; Художественный музей, г. Симферополь, Крым и др.
15. Трифонова, Г. С. Художественная культура Южного Урала. 1900-1980-е гг. / Г. С. Трифонова. -Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2009. - С. 269.
16. Союз художников России. Челябинское региональное отделение. 70 лет [ЧРО ВТОО «СХР»], 1936-2006 : каталог. - Челябинск, 2006. - 40 с.
Маркунасова Елена Владимировна - аспирант кафедры теологии, культуры и искусства, ЮжноУральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 00000000-0002-8200-6312
Поступила в редакцию 22 июня 2021 г.
DOI: 10.14529/ssh210308
THE ARTISTIC LEGACY OF THE URAL SCULPTOR VITALY ZAIKOV
E. V. Markunasova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
When referring to the sculpture legacy of the South Ural region, the problem of preserving the cultural legacy arises. The article is devoted to the legacy of the sculptor Vitaly S. Zaikov. His work reflects the general rise of culture and art in the post-war time. The study systematizes the stages of the sculptor's work, presents an analysis of the author's artistic material, and traces the process of his plastic solutions and compositions. The periods of the master's work are presented in a historical perspective, his artistic contribution to the art of the Urals is determined.
The article deals with sculptural objects: monumental, park, interior, portraits, small forms, and sculptural sketches and graphics of the sculptor. A close connection between the fate of the sculptor and the stages of the historical development of the region and the country as a whole is revealed. The reflection of the times spirit in the character and plastics of his works reflecting a hero in the style of socialist realism is revealed.
Keywords: the South Ural region, history of the twentieth century, sculpture, easel and monumental art, sculptor V. S. Zaikov.
References
1. Bainov L.P. Khudozhniki Chelyabinska [Artists of Chelyabinsk]. Chelyabinsk, 1979.
2. Kudzoev O.A., Vaganov A. S. Skul'ptumaya letopis' kraya [Sculptural Chronicle of the Region]. Chelyabinsk, 1986.
3. Trifonova G.S. Khudozhestvennaya sreda. Muzey. Khudozhniki: monografiya [Artistic Environment. Museum. Artists: monograph]. Chelyabinsk: SUSU Center Publishing House, 2009. 269 p.
4. Titov V.I. Vitaliy Zaykov. Skul'ptor [Vitaly Zaikov. Sculptor]. Simferopol, 2014.
5. Alekseeva V.V. Chto takoe iskusstvo? [What is Art?]. M.: Soviet Artist 1979. 334 s.
6. Sapego, I.G. Predmet i forma [Subject and Form]. M., 1984. S. 65-77.
7. Kudzoev O.A. Chelyabinskaya organizatsiya Soyuza khudozhnikov Rossii (60 let so vremeni sozdaniya) [Chelyabinsk Union of Russian Artists: (60th Anniversary)] // Kray nash Yuzhnoural'skiy, 1996: bibliograficheskiy ukazatel'. Chelyabinsk, 1995. S. 21-25.
8. Bainov L.P Ocherki istorii iskusstva Yuzhnogo Urala [Essays on the History of Art of the Southern Urals]. M., 2007. 167 s.
9. Alekseev E.P. Gipsovye chasovye. Skul'ptura Urala 1930-kh gg.: poisk psikhologizma [Plaster Watchmen. Sculpture of the Urals of the 1930s: the search for psychologism]. Yekaterinburg, 2015.
10. Serebrennikov N.N. Ural v izobrazitel'nom iskusstve [Ural in the Fine Arts]. Perm, 1959.
11. Zolotov A.A. Prichastnost' [Involvement]. Chelyabinsk, 2008. S. 54-63.
12. Schmidt I.M. Skul'ptura. Ocherki istorii Sovetskogo iskusstva 1917-1977 [Sculpture. Essays on the History of Soviet Art 1917-1977]. M.: Soviet Artist, 1980.
13. Titov V.I. Pamyatniki istorii Chelyabinskoy oblasti [Historical Monuments of the Chelyabinsk Region]. Chelyabinsk, 1990.
14. Abolina R., Popov V. Evgeniy Viktorovich Vuchetich [Evgeny Viktorovich Vuchetich]. M., 1952.
15. Trifonova G.S. Khudozhestvennaya kul'tura Yuzhnogo Urala. 1900-1980-e gg. [Artistic Culture of the South Urals 1900-1980]. Chelyabinsk, 2009.
16. Soyuz khudozhnikov Rossii. Chelyabinskoe regional'noe otdelenie. 70 let [ChRO VTOO «SKhR»], 1936-2006: katalog [Union of Russian Artists. Chelyabinsk Regional office. 70 years [CHRO VOO «SHR»], 1936-2006: catalog]. Chelyabinsk, 2006. 40 s.
Elena V. Markunasova - post-graduate student of Department of Theology, Culture and Art, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Received June 22, 2021
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Маркунасова, Е. В. Творческое наследие уральского скульптора Виталия Семеновича Зайкова / Е. В . Маркунасова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2021. - Т. 21, № 3. -С. 62-69. Ш1: 10.14529А«Ь210308
Markunasova E. V. The artistic Legacy of the Ural Sculptor Vitaly Zaikov. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2021, vol. 21, no. 3, pp. 62-69. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh210308