Научная статья на тему 'ОБРАЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АКИФА АСКЕРОВА'

ОБРАЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АКИФА АСКЕРОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Heykəl / obraz / plastika / monumental / bədii / kompozisiya / sculpture / image / plasticity / monumental / artistic / composition.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гасанова Роза Рауф Кызы

В основе народной любви и мировой славы творчества народного художника Азербайджана Акифа Аскерова лежит его способность придавать новый и неожиданный вид и многогранность национальным традициям. Созидательное и аналитическое отношение его скульптур, отражающих национальные особенности, к нашим традициям и другим морально-духовным источникам, обладает не только поверх-ностной – эффективной сутью, но и сохраняет суть в художественном осмыслении, в композиционном решении, в точке зрения, в их масштабе, в том, как они находятся в пространстве. Если обратить вни-мание на результаты пятидесятилетнего творческого пути скульптора, надо сказать, что в течение первых десяти лет своей карьеры он пытался проанализировать и усвоить художественные и техниче-ские навыки, полученные в школьные годы. В статье исследуется образ Гейдара Алиева в творчестве народного художника Азербайджана Акифа Аскерова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEYDAR ALIYEV’S IMAGE IN AKIF ASGAROV’S ACTIVITY

People’s artist Akif Askerov’s art is at the root of the people’s love and secular fame, as well as his ability to give such a new and unexpected look and multi-layered meaning to national traditions. The sculptural im-ages, which reflect his national qualities, not only have a creative and analytical attitude to our traditions and other spiritual sources, but also preserves themselves in the essence of artistic interpretation, in the composi-tional solution, the point of view, their scale and in space. If one pay attention to the results of the sculptor’s fifty years, it must be said that he tried to analyze the artistic and technical skills he had acquired during his first ten years of activity. In the article the image of Heydar Aliyev was studied by People’s artist Akif Asgarov.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АКИФА АСКЕРОВА»

24

ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» S22W9), 2021

выглядит более или менее по-разному. Здесь, помимо синтеза с простым цветочным элементом, мы видим, что особое внимание уделяется эстетике изделия с использованием других стилизованных растительных орнаментов. Например, в первом образце восьмиугольный элемент появляется в центре, а за лепестками следуют маленькие цветы на светлом и темном фоне. Привлекает внимание, что при нанесении орнамента бута на рамку, они заполняются стилизованным орнаментом из листьев. На другом подносе листовая форма выполняет функцию рамки, которая выражает внутреннюю часть узора, и это также свидетельствует об оригинальности изделия.

Поскольку другой образец подноса сравнительно глубокий, мастер-художник использовал резкие цветовые контрасты, чтобы элементы внутри выглядели особенно отчетливо. В сочетании золота и черного комбинированное выражение элементов птицы, цветка и листа привлекает внимание не только своей элегантностью, но и простотой.

Другой пример, решенный контрастными цветовыми связями - это художественное решение сахарницы. Интересно использование на синем фоне ярких золотых цветов и таких оттенков, как белый, желтый и красный. В основной части овальной формы мастеру-художнику удалось привлечь внимание не только за счет использования золотых тонов в качестве плоской поверхности, но и за счет создания серьезного контраста между рамками.

Широкая рамка, состоящая из темно-синего фона, нарисовано реальное изображение маленьких цветочков с использованием желтого, красного и светло-серого цветов. Приведенные между ними разрозненные наброски очень маленьких точек сочетают в себе простоту и эстетику в этой части изделия. Хотя основная часть завершается простой широкой полосой, можно отметить, что аналогичные узоры, данные на крышке изделия, создают композиционную целостность образца. Конечно, однозначна и уникальность образца, имеющего более простое художественное решение, чем у других изделий.

Примечательно, что в художественном решении другой сахарницы аналогичной формы присутствуют более сложные элементы декора. Плотность изображений животных, птиц и деревьев на основной части более очевидна, так как она задана золотистым рельефом на темном фоне. Такой же элемент можно увидеть на крышке изделия. Однако здесь используется больше элементов растений, чтобы не отвлекаться от изображений на корпусе.

Или в уникальной художественной структуре вазы, можно увидеть, что в синтетическом решении орнаментов птиц и растений на ней каждый элемент ясно воспринимается в контрасте темных и светлых цветов. В художественном оформлении другой сахарницы продолжает привлекать внимание художественное решение традиционных орнаментов в индивидуальном творчестве мастера-художника. Использование элемента пахлавы, стилизация изображений птиц, гармония мелких геометрических растительных орнаментов подтверждают наличие точной ручной работы мастера над изделием.

Заключение. При изготовлении изделий из меди в Лагиче, местные мастера, как правило, уделяли особое внимание не только функциональности, но и эстетике, и для этого, используя традиционные формы и элементы декора, выявляли индивидуальные творческие стили. Хотя утверждается, что декоративные элементы имеют схожую структуру, из композиционного анализа ясно, что ни один из них не дублирует другого.

Литература

1. Пашаев Х. Древний центр ремесла / журнал Гобустан, 2013. № 5, с. 91-93 (на азерб.языке)

2. Адилзаде А. По следам производства меди Лагича / газета Адалет, 29 июня 2018, с.4(на азерб.языке)

3. Алиев З. Народное ремесло-народная слава / Литературная газета, 13 февраля, 2015, с. 5 (на азерб.языке)

УДК745/749

Гасанова Роза Рауф кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-24-27 ОБРАЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АКИФА АСКЕРОВА

Hasanova Roza Rauf gizi

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

HEYDAR ALIYEV'S IMAGE IN AKIF ASGAROV'S ACTIVITY

Аннотация

В основе народной любви и мировой славы творчества народного художника Азербайджана Акифа Аскерова лежит его способность придавать новый и неожиданный вид и многогранность национальным традициям. Созидательное и аналитическое отношение его скульптур, отражающих национальные особенности, к нашим традициям и другим морально-духовным источникам, обладает не только поверхностной - эффективной сутью, но и сохраняет суть в художественном осмыслении, в композиционном

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©21 / ART

25

решении, в точке зрения, в их масштабе, в том, как они находятся в пространстве. Если обратить внимание на результаты пятидесятилетнего творческого пути скульптора, надо сказать, что в течение первых десяти лет своей карьеры он пытался проанализировать и усвоить художественные и технические навыки, полученные в школьные годы. В статье исследуется образ Гейдара Алиева в творчестве народного художника Азербайджана Акифа Аскерова.

Summary

People's artist Akif Askerov's art is at the root of the people's love and secular fame, as well as his ability to give such a new and unexpected look and multi-layered meaning to national traditions. The sculptural images, which reflect his national qualities, not only have a creative and analytical attitude to our traditions and other spiritual sources, but also preserves themselves in the essence of artistic interpretation, in the compositional solution, the point of view, their scale and in space. If one pay attention to the results of the sculptor's fifty years, it must be said that he tried to analyze the artistic and technical skills he had acquired during his first ten years of activity. In the article the image of Heydar Aliyev was studied by People's artist Akif Asgarov.

Ключевые слова: Heykal, obraz, plastika, monumental, badii, kompozisiya

Keywords: sculpture, image, plasticity, monumental, artistic, composition.

Введение. В 2004-2005 годах в регионах Азербайджана - в Шемахе, Хачмазе, Губе, Балакане и За-гатале были установлены памятники общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. Народный художник Азербайджана Акиф Аскеров в своем творчестве не раз обращался к образу общенационального лидера и в его работах он выдвинул на первый план такие качества, как дальновидность лидера, его психологически-внутренний мир.

Бюст Гейдара Алиева, установленный в Милли Меджлисе в Баку в 2009 году, воспевает характер общенационального лидера - сдержанность, вдумчивость и решимость. Благодаря использованию таких материалов, как бронза и гранит, заметна сила воли, стойкость и темперамент, все эти качества словно оживляют скульптурный материал. Акиф Аскеров увековечил память Гейдара Алиева также за пределами нашей страны. Памятники, воздвигнутые в Грузии в Египте и Турции, - наглядные тому примеры. Яркий, необычный, проникновенный образ стимулирует воображение и совместное участие зрителя, а это первое художественное впечатление приводит к более глубокому знакомству с историческим событием и самим произведением. Таким образом, памятник служит средством эстетического и духовного воспитания. И не исключено, что не все оттенки авторской мысли переданы зрителю, но основное художественное содержание монументального произведения не останется недоступным и непонятным как для современников, так и для будущих поколений. Истинный, реалистичный художественный образ однозначен для самых разных людей: он создает в аудитории определенный круг впечатлений, основанный на его собственном жизненном опыте. Например, большой интерес представляет памятник художника, посвященный памяти великого лидера Гейдара Алиева. Почтение к образу Гейдара Алиева особенно заметно в творчестве Акифа Аскерова. В каждой из скульптур, посвященных светлой памяти лидера в Хачмазском, Загатальском, Гахском, Гусарском районах нашей страны, а также в грузинском городе Рустави, общим знаменателем скульптора является художественное выражение мудрости, величия и непоколебимой духовности (1).

Чтобы оживить образное выражение общенационального лидера в районе Хачмаз, художник изобразил его сидевшим в кресле, скрестив одну ногу над другой, положив одну руку на край стула и сумел ярко выразить его мудрое лицо и взор, с верой и любовью направленное в будущее. В работе, основная цель создания которой является донесение этого яркого образа будущим поколениям и следов его дальновидной политики в направлении строительства счастливого будущего народа, преобладает оптимистичный дух. Наблюдая за работой, мы сталкиваемся с характерной чертой гениальной личности Гейдара Алиева, обращающегося к своему народу, на лице которого отразилась вся забота о них. Скульптор считал особенно целесообразным воздвигнуть величественную статую на постамент из высокого красного мрамора в одном из видных парков города.

Следя за тем, чтобы скульптура смотрелась с одинаковым интересом со всех сторон, художник постарался добиться реальной связи между каждым элементом и деталями. И в результате впечатление зрителя смотревшего скульптуру с правой, левой или передней стороны находятся на одном уровне, и задний вид скульптуры решен таким образом, что он также привлекает внимание и представляет большой интерес.

Отличие скульптуры от других областей культуры, а также литературы, является то, что скульптура выражает уже законченную идею и замысел, и все элементы концентрируются вокруг этой идеи и до некоторой степени ее дополняют. В этом смысле в образе, созданном Акифом Аскеровым, мы встречаем и размышляем о совершенном образе человека, который уже утвердил себя как общенациональный лидер. Создавая образ, скульптор провел обширные исследования возможностей пластики, использованные в других памятниках, посвященных гению, в результате чего ему удалось реализовать свою цель наиболее удачной композицией. Например, хотя памятник, установленный в Бала-кане, имеет совершенно иную композиционную структуру, следует отметить, что впечатление, которое он производит на зрителя, создает такой же уровень чувствительности. По сравнению с предыдущим примером мы отметили, что изображение

26

лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021

сидящего в кресле лидера представлено на более высоком и широком пьедестале. В этом памятнике лидер изображен стоящим на ногах, с протянутой вперед рукой, словно обращается к своему народу. Скульптор поместив памятник на более высокий и плоский постамент, добавил ей величие. Именно благодаря высокому постаменту зритель встречается со своим незаменимым главой государства, который машет им рукой словно с вершины горы. Тот факт, что весь комплекс расположен на более широком красном мраморном полу, еще больше усиливает этот эффект.

В памятнике, великолепно выражающей гений великого лидера, художник старался целенаправленно решить каждую манеру его движений, позу, движение рук, чтобы ясно выразить все характерные черты даже на расстоянии.

Блеск бронзового памятника придает особую ценность выразительному эффекту одежды на высокой фигуре лидера. Образ, который поднимается на шаг вперед и немного выше, кажется, предстает перед всем народом и выражает любовь к ним, которая жила с ним всю жизнь. Образ лидера представлен в столь реалистичных и ясных, а также впечатляющих формах, конечно же, благодаря явному проявлению высокого художественного мастерства художника.

Аналогичный анализ можно применить и к работам Акифа Аскерова, посвященным светлой памяти Гейдара Алиева, воздвигнутым в Губе и Шемахе. Однако нельзя считать правильной мысль о том, что автор каждый раз повторялся. Единственный нюанс, объединяющий эти работы - каждая из них отражает яркое выражение мудрого лидера.

В Губинском памятнике образ также изображен во весь рост, с протянутой вперед рукой. В первой работе, если это отражено как приветствие народа, памятник, установленный в Губе, производит впечатление обращения Гейдара Алиева с речью к народу. В этом памятнике великой личности скульптор попытался создать высокую атмосферу, которую добавила эта работа во весь городской ансамбль, стремясь к более оптимистичному настроению и добился своей цели. Расположенная в центре города, статуя, воздвигнутая на плоском высоком постаменте на мраморном полу, придает большое значение своим выразительным внешним видом всей архитектурной среде города (2, 104). Задача скульптора - не только изображение конкретного образа, но и правильная его связь с окружающей средой в соответствии со всеми характеристиками памятника.

Памятник, в центре Губы, расположен под открытым небом, в парке отдыха, где мало жилых и других построек, и имеет особое значение в духовном воспитании молодежи и детей, за которыми будущее нации. Как и в других работах, характерные черты великого политика и главы государства, который в своем классическом костюме и своей осанкой явил миру внешнее проявление мудрости, ярко выражены и наблюдаются на расстоянии. Все эти

нюансы еще раз подтверждают значение скульптурных работ в городском пейзаже, и подчеркивают высокое мастерство скульптора (3, 13).

Также большой интерес представляет памятник великому вождю, установленный в городе Шемаха, принадлежащий творчеству Акифа Аскерова. Памятник, возведенный в зеленом парке, отличается от других работ в этом направлении своим лирическим впечатлением. Окруженный с трех сторон красным мрамором пол придавает иное значение центральному изображению статуи. Нижняя часть постамента в центре, занимающая чуть более широкую площадь, также решена в прямоугольной форме, формируя общую композиционную целостность. Прямой высокий постамент немного расширяется к верхней части и придает величественную выразительность памятнику.

На этот раз бронзовый памятник находит свое решение в устойчивом вертикальном положении, гармонирующем с более расслабленной и спокойной атмосферой, что еще раз подтверждает высокий уровень связи между пространством и памятником, созданный талантливым скульптором.

Памятник изображен в натуральную величину. Его прямая, устойчивая осанка наряду с величием, мудростью и стойкостью привлекает внимание зрителя реалистичным и ярким изображением характерных черт великой личности, всегда стремящейся к благополучию своего народа. Установка памятника общенациональному лидеру в центре парка, символизирующего характерный мир Гейдара Алиева, привлекающего внимание своей вертикальной осанкой выступающей перед людьми в классическом аккуратном костюме, придает полноту архитектурному ансамблю города.

Ряд густых зеленых деревьев позади памятника также играет роль в решении лирико-романти-ческих аспектов образа. Здесь ярко проявляются не только любовь великого вождя к народу, но и большая симпатия народа к своему великому вождю, а также личное уважение и почитание скульптора.

Еще один памятник Гейдару Алиеву находится в Загатальском районе республики. Бюст, установленный у входа в Центр Гейдара Алиева, открывшийся в 2013 году, удачно решен в связи с архитектурной средой всего пространства. Три полукруглые лестницы, поднимающиеся с круглого пространства, интересны не только роскошной выразительностью бюста, но и эстетикой входа в центр. Памятник установлен на прямоугольном постаменте. Основная причина этого заключается в том, что область, где расположена статуя, занимает маленькую площадь, по сравнению с другими ансамблями, и в этом случае более высокий постамент может быть неуместным. Другая причина связана с изображением образа, сидячего в кресле, и это решение скульптор посчитал целесообразным для достижения полноты и целостности скульптурной композиции. На лицевой стороне постамента из красного мрамора золотыми буквами написаны слова «Гейдар Алиев».

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #ШШ), 2©21 / ART

27

Памятники, посвященные яркой личности Гейдара Алиева, были установлены не только в нашей республике, но и за ее пределами и ценятся как символ дружбы и мира между народами. Одним из таких примеров является бюст, установленный в Парке отдыха имени Гейдара Алиева, открытый в день установки памятника - в 2013 году на проспекте Чавчавадзе в грузинском городе Рустави.

Литература

1. Агасой-Сафарова Х. Станковая скульптура Азербайджана в период независимости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Баку: 2015 (на азерб.языке)

2. Алиев З., Халилов А. Азербайджанское искусство. II-III часть. Баку: 2011, 142 с. (на азерб.языке)

3. Агаев Т. Воспевание красоты и поэтики в творчестве Акифа Аскерова // газета Палитра, 2016, 24 августа, с. 13(на азерб.языке)

УДК745/749

Гюляр Маммадова Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-27-30 РОЛЬ СКУЛЬПТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ БАКУ

Gular Mammadova

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

THE ROLE OF SCULPTURAL MONUMENTS IN THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF

BAKU

Аннотация

В Азербайджане традиция включения скульптур в архитектурную среду была редкостью до начала ХХ века, но можно сказать, что после советизации этот процесс принял постоянную форму. Другими словами, произошел синтез искусств. Важность этого процесса с течением времени подтвердился, прежде всего, тем фактом, что со временем результат процесса оказал серьезное влияние на внешний облик городов. Анализ процессов, проходивший в ХХ и XXI веках - композиционного решения пластических образцов, внесших новые оттенки в архитектурную среду, трансформация их монументальности, декоративности, переносимости времени, масштаба и пропорции в ритмическую эстетическую ценность показывает, роль органического единства искусств в создании общей среды города велика. В статье исследуется архитектурная среда Баку и роль скульптуры в этой среде.

Abstract

If the tradition of the inclusion of sculptures in the architectural environment in the Azerbaijani reality was rare before the occupation of the country, it is possible to say that after Soviet this process took a permanent form. In other words, the synthesis of arts happened. The importance of it in the course of time was primarily due to the fact that the results had a serious impact on the appearance of cities. The analysis of the composition solution of plastic samples, their monumentality, decorativeness, time-load bearing, scale and proportionality, which added new shades to the architectural environment in the 20th and 21st centuries, where this process was expanded, shows that the analysis of the transformation of rhythm bearing aesthetic value, the role of the organic union of arts in creating an artistic and intellectual environment in the city is great. In the article the architectural environment of Baku and the role of sculptural examples in this environment are studied.

Ключевые слова: Баку, архитектура, окружающая среда, скульптура, искусство, живопись.

Keywords: Baku, architecture, environment, sculpture, art, painting

Введение. Процесс доминирования художественной идеи в пространстве с помощью архитектуры и живописи, а также скульптуры был непростым, так как необходимо дать уместную, привлекательную и запоминающуюся образную художественную интерпретацию и пластическое выражение выбранной тематике и художественной идее. Синтез искусств происходит, когда различные виды искусства, соединяются вместе, а также возникающее в результате этого соединения единое целое, действуют как носители новых качеств, различных форм и значений. Иными словами, художе-

ственный образ, созданный в результате синтеза искусств, уникален по качеству и выступает как носитель новой художественно-эстетической способности, недоступной другим видам искусства. То же можно сказать и о памятниках архитектуры городов Азербайджана - Баку и Гянджи.

Присутствие скульптур в городской среде, их сочетание с архитектурными сооружениями, хранящими наше далекое прошлое, несомненно, было связано с существованием эстетических ценностей, которые могли повлиять на людей в результате этого сочетания и единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.