«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #22«9)), 2©21 / ART
27
Памятники, посвященные яркой личности Гейдара Алиева, были установлены не только в нашей республике, но и за ее пределами и ценятся как символ дружбы и мира между народами. Одним из таких примеров является бюст, установленный в Парке отдыха имени Гейдара Алиева, открытый в день установки памятника - в 2013 году на проспекте Чавчавадзе в грузинском городе Рустави.
Литература
1. Агасой-Сафарова Х. Станковая скульптура Азербайджана в период независимости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Баку: 2015 (на азерб.языке)
2. Алиев З., Халилов А. Азербайджанское искусство. II-III часть. Баку: 2011, 142 с. (на азерб.языке)
3. Агаев Т. Воспевание красоты и поэтики в творчестве Акифа Аскерова // газета Палитра, 2016, 24 августа, с. 13(на азерб.языке)
УДК745/749
Гюляр Маммадова Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-27-30 РОЛЬ СКУЛЬПТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЕ БАКУ
Gular Mammadova
Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts
THE ROLE OF SCULPTURAL MONUMENTS IN THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF
BAKU
Аннотация
В Азербайджане традиция включения скульптур в архитектурную среду была редкостью до начала ХХ века, но можно сказать, что после советизации этот процесс принял постоянную форму. Другими словами, произошел синтез искусств. Важность этого процесса с течением времени подтвердился, прежде всего, тем фактом, что со временем результат процесса оказал серьезное влияние на внешний облик городов. Анализ процессов, проходивший в ХХ и ХХ1 веках - композиционного решения пластических образцов, внесших новые оттенки в архитектурную среду, трансформация их монументальности, декоративности, переносимости времени, масштаба и пропорции в ритмическую эстетическую ценность показывает, роль органического единства искусств в создании общей среды города велика. В статье исследуется архитектурная среда Баку и роль скульптуры в этой среде.
Abstract
If the tradition of the inclusion of sculptures in the architectural environment in the Azerbaijani reality was rare before the occupation of the country, it is possible to say that after Soviet this process took a permanent form. In other words, the synthesis of arts happened. The importance of it in the course of time was primarily due to the fact that the results had a serious impact on the appearance of cities. The analysis of the composition solution of plastic samples, their monumentality, decorativeness, time-load bearing, scale and proportionality, which added new shades to the architectural environment in the 20th and 21st centuries, where this process was expanded, shows that the analysis of the transformation of rhythm bearing aesthetic value, the role of the organic union of arts in creating an artistic and intellectual environment in the city is great. In the article the architectural environment of Baku and the role of sculptural examples in this environment are studied.
Ключевые слова: Баку, архитектура, окружающая среда, скульптура, искусство, живопись.
Keywords: Baku, architecture, environment, sculpture, art, painting
Введение. Процесс доминирования художественной идеи в пространстве с помощью архитектуры и живописи, а также скульптуры был непростым, так как необходимо дать уместную, привлекательную и запоминающуюся образную художественную интерпретацию и пластическое выражение выбранной тематике и художественной идее. Синтез искусств происходит, когда различные виды искусства, соединяются вместе, а также возникающее в результате этого соединения единое целое, действуют как носители новых качеств, различных форм и значений. Иными словами, художе-
ственный образ, созданный в результате синтеза искусств, уникален по качеству и выступает как носитель новой художественно-эстетической способности, недоступной другим видам искусства. То же можно сказать и о памятниках архитектуры городов Азербайджана - Баку и Гянджи.
Присутствие скульптур в городской среде, их сочетание с архитектурными сооружениями, хранящими наше далекое прошлое, несомненно, было связано с существованием эстетических ценностей, которые могли повлиять на людей в результате этого сочетания и единства.
28
лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021
Главное достоинство этих образцов пластики, существенно различающихся по своим художественным способностям и ценности, заключается в том, что они несут разные оттенки духовной ценности. Благодаря художественным и эстетическим особенностям, которые создают настроение и вызывают у людей чувство гордости, за значение и содержание различных скульптур на территории Азербайджана - его крупных городах и районных центрах, поселках и деревнях, предприятиях и школах, они сегодня принимаются как духовный источник.
Если принять во внимание, что проблема синтеза искусств была известна с древних времен и в этот процесс были вовлечены вместе с художниками и скульпторами и члены общества, которые соприкасаются с этими произведениями искусства, необходимо отметить роль этих монументальных произведений в архитектуре жилых помещений. Как авторы этих работ, художники и скульпторы несут большую ответственность. Таким образом, как мастер своего дела, он должен знать, как социализированные произведения искусства повлияют на окружающих их людей, как они будут себя чувствовать, и подготовить свою работу в соответствующем эстетическом качестве. Именно когда чувства этих двух сторон - создателя произведения и людей совпадают, создаются более выразительные и впечатляющие памятники. Самое главное в этом вопросе - общественная оценка таких работ. Таким образом, только такие памятники обретают вневре-менность, вызывают восхищение сменяющих друг друга поколений, потому что они способны увековечить дух и волю людей в пластическом решении.
До идеологической зависимости азербайджанской скульптуры ХХ века, различные формы скульптуры использовались в усадьбах и загородных домах, построенных в период развития нефтяной промышленности в Баку. Пример тому - скульптурные украшения на фасаде кинотеатра «Феномен». К сожалению, в последующие периоды эти статуи, придававшие зданию особый шарм, были сняты с фасада. Однако требования указа под названием «Монументальная пропаганда», изданный коммунистическими идеологами, за два года до советизации Азербайджана - в 1918 году - начали претворяться в жизнь в двадцатых годах нового века. Первые шаги в этом направлении заключались в увековечении памяти идеологов международного коммунистического движения и выдающихся революционных деятелей. Об этом мы читаем в исследовании Дж. Новрузовой: «Памятник, установленный в честь Карла Маркса в Баку в 1920 году, был первым примером выполнения этого указа в Азербайджане. Так, постановлением Комитета Народных Комиссаров РСФСР два года назад было рекомендовано установить памятники Марксу и Фридриху Энгельсу. Решение местного Совета Народных Комиссаров в Баку установить памятник Карлу Марксу в Баку было фактически основано на рекомендации центрального исполнительного органа» (1, 6). Его исполнителем был Яков Кейлихис,
художник из Одессы, который учился в Санкт-Петербурге и Италии в 1908 году и переехал в Баку с семьей в 1908 году из-за отсутствия местных скульпторов. Он вошел в историю искусства как автор первых статуй, воздвигнутых в столице Азербайджана вместе с Елизаветой Трипольской, Степаном Еризей, Владимиром Синайским и Петром Сабсаем в ХХ-30-х годах прошлого века. Далее Дж.Новру-зова пишет: «Изготовление памятника было поручено скульптору Якову Кейлихису, который выставлял свои работы на выставках в Баку до 1920 года, а открытие памятника было связано с открытием Конгресса Коминтерна в Баку. В очень плохом состоянии сохранилась фотография, запечатлевшая торжественное открытие памятника. По словам очевидцев, большой бюст был поставлен на сбор фанер, которая, как думали, служила ему трибуной. Сообщается также, что жители города неоднократно требовали сноса памятника (газета «Бакинский рабочий», 7 февраля 1923 г.). Следует отметить, что бюст Карла Маркса, установленный на Приморском бульваре как временный памятник другим революционерам, не дожившим до наших дней, был первым опытом включения скульптур в архитектурный ансамбль города, а в революционном Баку еще никогда не происходило такое событие. Нехватка скульпторов сказалась и на количестве первых памятников, установленных в Баку, уступая по качеству статуям в Москве и Ленинграде. Учитывая это, Совет Народных Комиссаров республики был вынужден обратиться к московским скульпторам с просьбой поставить памятник Владимиру Ильичу Ленину». (1,7)
Нужно отметить, что годом позже, в 1921 году, Яков Кейлихис установил на Приморском бульваре еще один памятник - статую Фридриха Энгельса. Этот памятник также напоминал по форме произведение, посвященное Марксу. Другими словами, недостатки в обеих работах были одинаковы. Эта скульптура, привлекавшая большее внимание как носитель иконографических особенностей, была далека от тех качеств, которые могли бы характеризовать монументальные памятники с точки зрения эстетики. Поэтому, как отметила Дж.Новрузова, статуи, которые требовала снести столичная общественность и возведенные в 1920-1921 годах, впоследствии были снесены. Местные власти начали использовать «уникальный» метод, чтобы устранить недовольство жителей столицы по отношению к чужим для них людям. С этой целью в столице решили поставить памятник Мирзе Алекпер Са-биру, стихи которого наизусть знают как в Азербайджане, так и в Баку. Возведение памятника планировалось посвятить 10-летию со дня смерти поэта. Строительство памятника снова было поручено Якову Кейлихису, в основном из-за нехватки других художников в этом регионе, которые могли бы выполнить эту работу. На этот раз было сочтено целесообразным поставить памятник не на Приморском бульваре, который считается окраиной города, а прямо в небольшом саду (архитектор Гудрат Аскеров), примыкающем к великолепному зданию Исмаилия и крепостным стенам.
«шушмум-лщугмау» #221109), 2021 / лят
29
На этот раз, для решения монумента, скульптор выбрал форму, отличную от двух предыдущих работ. Его образная композиция (архитектор Юрий Сыришев) состояла из изображения поэта во весь рост и скрещенными назад руками. Первым и наиболее заметным недостатком монумента, выполненного из бетона и установленного под открытым небом, было то, что он отвечал эстетике станковой скульптуры, а не монументальности. Предложенный архитектором прямоугольный постамент, украшенный сталкитами, добавил общему виду национальных оттенков, но «хилость» фигуры поэта на нем значительно снизила впечатление от памятника. Поэтому эту статую Яков Кейлихиса ожидала участь прежних работ скульптора.
Накануне подготовки к празднованию 100-летия Мирзы Алекпера Сабира было решено заменить его памятник, воздвигнутый в 1922 году, не отвечающий художественно-эстетическим требованиям, и отнюдь не монументальный. Хотя произведение Якова Кейлихиса считалось «устаревшим», оно не было уничтожено и было перенесено в поселок Балаханы, где когда-то преподавал поэт (2, 17). Бетонный памятник продолжает доставлять эстетическое удовольствие жителям поселка. Следует добавить, на месте «Памяти Кейлихиса», который считается первым памятником, воздвигнутым азербайджанцу, в 1958-ом году был установлен памятник, созданный известным скульптором Джала-лом Карьягды (архитекторы Газанфар Ализаде и Эльдар Исмайлов). Создатели нового памятника, несомненно, не забыли причины провала ранее существовавшего на его месте памятника. С другой стороны, Баку, архитектурный облик которого был полностью обновлен в конце пятидесятых годов, уже не был городом двадцатых годов. Другими словами, отношение к градостроительству и возведению статуй, ставших его неотъемлемой частью, кардинально изменилось, и работа в этом направлении велась в соответствии с современными требованиями. В этом смысле скульптор и архитектор, пытаясь реализовать свои новые работы в контексте удачного решения проблемы синтеза искусств, стремились создать неповторимую художественно-психологическую ауру в одном из центральных уголков столицы.
Прежде всего, скульптор приложил немало усилий, чтобы сделать художественно-эстетический потенциал образа поэта привлекательным и запоминающимся. Для этого он создал несколько вариантов памятника Мирзе Алекпер Сабиру, а также его портреты. Основной целью этого процесса, наряду с иконографической точностью, было создание в самом поэте пластической способности, которая могла бы сохранить его образ. Это стало причиной вдумчивой подачи поэта, который всю свою жизнь и творчество посвятил попытке «разбудить» нацию от дремоты и удержать суровое «художественное зеркало» своего времени, из-за этого подвергался суровому давлению. В этом смысле автор усердно работал над портретом, который явля-
ется основным носителем смысла. Однако из-за отсутствия творческой самостоятельности и эмоциональности, продемонстрированной Джалалом Ка-рьягды в своих предыдущих работах, фигура Мирзы Алекбера Сабира, вся жизнь которого состояла из горестей и давления, не была реализована в желаемом виде. Искусствовед Дж.Новрузова объясняет причину этого: «С точки зрения композиции использование сидящей фигуры обусловило место, где будет установлен памятник. Поскольку в этом случае памятник не вступит в конфликт с ансамблем памятника Низами, который уже существует на площади рядом, и будет более нейтральным. Перед авторами стояла такая непростая творческая задача - поставить статую в небольшом саду под высокими крепостными стенами. Но авторы не смогли справиться с этой задачей. Они потеряли чувство меры, необходимое для создания композиции сидящей фигуры. Помимо неточности связи памятника с садом, размеров постамента, то обстоятельство, что фигура больше постамента и на него не помещается, снизили монументальность статуи. Связи памятника с ансамблем нет. Таким образом, согласно архитектонике скульптора, произведение планировалось разместить на большей площади. В результате памятник значительно утратил свою идею и художественные качества» (1,75).
В 1930-ом году в новом саду возле знаменитого Дворца счастья (архитектор Иосиф Плошко), построенного Муртузой Мухтаровым в 1912 году, в одном из центральных районов столицы был установлен памятник выдающемуся азербайджанскому драматургу Мирзе Фатали Ахундзаде и он является ярким примером реализации этих планов (3, 57).
Неслучайно возведение памятника было поручено Петру Сабсаю. Так как, скульптор, приехавший в Баку в 20-е годы, уже смог привлечь внимание своими революционными работами, созданными здесь. Тот факт, что он выполнил памятник на высоком уровне, что можно считать более серьезным творческим испытанием, также подтвердил, что официальные круги того времени не ошиблись в выборе. Действительно, с точки зрения положительного художественного воздействия скульптуры на городскую среду этот памятник обладает богатой эстетикой.
На наш взгляд, основная причина этого - умение автора найти связь памятника с местом, где находится памятник, добиться монументальности его художественного потенциала. Создание автором привлекательного образа выдающегося мыслителя связано с тем, что памятник, открытый в 1930 году, до сих пор считается современным и впечатляющим произведением искусства в нашей национальной скульптуре. В этой работе, посвященной великому сыну Азербайджана, прожившему жизнь полной контрастов и хорошо известному всему азербайджанскому обществу, Петр Сабсай, благодаря своему уникальному стилю лепки, придал привлекательную целостность и монументальность.
Заключение. Таким образом, Скульптор, изобразивший Мирзу Фатали Ахундзаде в сидячем
30
ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» S22W9), 2021
положении, с книгой на коленях, также сумел показать высокие нравственные качества своего героя, у которого была миссия - заставить других задуматься. В результате удачного дополнения друг друга - бронзовой фигуры занятого мыслями героя и гранитного постамента, расположенных в саду в одном из центральных уголков столицы, этот ансамбль по праву считается памятным образцом синтеза искусств. То, что это произведение было включено в список лучших образцов монументальной скульптуры в СССР того времени, несомненно,
связано с его высоким художественным и эстетическим уровнем.
Литература
1. Новрузова Дж. Скульптура Советского Азербайджана. Баку: Элм, 160 с.
2. Алиев З. Этапы развития Азербайджанской скульптуры ХХ века. Баку: 2016, 192 с. (на азерб.языке)
3. Кулиев Р. История и личность в изобразительном искусстве Азербайджана. Баку: Леттерпресс, 220 с. (на азерб.языке)
УДК745/749
Искандерли Флора Абдулхалык кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии художеств
DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-30-32
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА КЯЗИМА КЯЗИМЗАДЕ К КНИГЕ «АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ СКАЗКИ»
Isgandarli Flora Abdulkhalig gizi
Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts
ARTISTIC FEATURES OF ILLUSTRATIONS DRAWN BY PEOPLE'S ARTIST KAZIM KAZIMZADE IN THE BOOK "AZERBAIJANI FAIRY TALES"
Аннотация
Творчество народного художника Азербайджана Кязима Кязимзаде всегда было в центре внимания своими уникальными особенностями. Художник начал свой творческий путь в середине прошлого века. Участвуя в выставках своими графическими работами в республике и за рубежом, художник, привлекал внимание зрителей, и глубоко овладев тонкостями искусства, был известен как художник с большим вкусом и широким кругозором. Иллюстрации, созданные художником к книге «Азербайджанские сказки», привлекают внимание своим художественным совершенством. В статье исследуются работы художника из этой серии.
Abstract
People's artist of Azerbaijan Kazim Kazimzade's activity has always been in the center of attention with the peculiarities. The artist began to his activity in the middle of the last century. Participating in exhibitions opened in the republic and abroad with graphic works the artist has become the center of attention of the audience, deeply mastered the subtleties of art and known as an artist with a wonderful taste and wide outlook. The illustrations drawn by the artist for the book "Azerbaijani fairy tales" attract attention with their artistic perfection. In the article the works by the artist from this series are studied.
Ключевые слова: графика, сказка, иллюстрация, описание, изображение, искусство, пространство, экспрессия.
Keywords: graphics, fairy tale, illustration, description, image, artistic, place, expression.
Введение. Динамика в произведениях народ- онную форму, которая дает представление о ситуа-
ного художника Азербайджана Кязима Кязимзаде ции перед сценой и за ее пределами. В этом аспекте
передает зрителю выразительность и жизненность иллюстрации художника к «Азербайджанским
событий в композициях, созданных эмоциональной сказкам» - это игры света и тени, которые создают
силой художественных эффектов на бумаге. Сим- высокую чувствительность, давая эффекты, кото-
метрия или баланс, создаваемый в подобных произ- рые всегда лежат в основе события, несмотря на
ведениях художника, за счет взаимодействия объ- плотность или единичное изображение элементов в
ектов в композиционной структуре всего изображе- большом пространстве, служащих для открытия со-
ния, нашла свое идеальное решение на основе держания. С этой точки зрения, интересны иллю-
удачных элементов и деталей, выбранных худож- страции Кязима Кязимзаде к «Азербайджанским
ником. сказкам» 1940 года издания. Изображение старин-
Работы художника, характеризуются динамич- ной городской среды в работе создано идеальным
ным выражением, движением и чувствительным решением архитектурной среды места. Разговор
взглядом автора на события (1, 35). В этих работах двух мужчин друг с другом, охранник, стоящий у
чтобы изобразить событие, которое планируется дверей, показывающий образ жениха, приглашаю-
донести до зрителя, художник создает композици- щий его во дворец, безусловно, отражает изображе-