Bibliography
1. Apollon. Izobraziteljnoe i dekorativnoe iskusstvo. Arkhitektura: terminologicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.M. Kantora. - M., 1997.
2. Chertogova, M.Yu. Alekseyj Khmelevskoyj: katalog. - Kemerovo, 1992.
3. Eh/r. - R/d: http://artru.info/ar/23860
4. Eh/r. - R/d: http://coin-medallist.narod.ru/medaleri/medaleri_4/ izobrazheniya medaleyj Shabanova A.B.
5. Chertogova, M.Yu. Khudozhniki Kemerova. 1930 - 2003 gg. // Bibliograficheskiyj spravochnik. - Kemerovo, 2003.
6. Oljkhovskaya L. Sentimentaljnoe puteshestvie so skuljptorom // Nasha gazeta. - 14/02/2001.
7. Eh/r. - R/d: http://maletin.chat.ru/text/pushkin.htm sovetskoe medaljernoe iskusstvo, vihstavki, medali na pushkinskuyu temu
8. Lyakhov, I.Ya. V metall on vkladihvaet dushu // Kuzbass. - 16/02/2001.
9. Otkidach, V. Sila derzaniyj // Khudozhnik. - 1986. - № 10.
Статья поступила в редакцию 20.11.11
УДК 73:711.433(571.17)
Rysaeva S.F. THE ROLE OF THE PLASTIC ARTS IN FORMATION OF THE SPATIAL ENVIRONMENT IN KEMEROVO CITY. The actuality of the existence of all the variety of complex solutions of urban space has been considered. The solutions are created on the basis of synthetic concept of the architectural environment which includes the monumental art. The specific of the functioning of monumental sites of the XXth century in modern urban environment in Kemerovo has been revealed. The developments of monumental art in Kemerovo, special feature of formation of structural plastic language of the city have been analyzed and the urgency of their research has been determined. Three stages of the formation of subject spatial complex in the XXth - XXIst centuries have been selected.
Key words: synthesis of arts, functional synthesis, constructive synthesis of Technology, symbolic synthesis, architecturey urban environment, monumental decorative art, monumental sculpture, plastic.
С.Ф. Рысаева, ст. преп. филиала РГППУ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГОРОДА КЕМЕРОВО
Рассмотрена актуальность существования всего многообразия комплексных решений городского пространства, создаваемых на основе синтетической концепции архитектурной среды, включающей в себя монументальное искусство. Выявлена специфика функционирования монументальных памятников ХХ века в современной городской среде города Кемерово, проанализированы развитие монументального искусства в Кемерово, особенность формирования структурно-пластического языка города и определена актуальность их исследования. Выделено три этапа становления предметно-пространственного комплекса города Кемерово XX-XXI вв.
Ключевые слова: синтез искусств, функциональный синтез, конструктивно-технологический синтез, символический синтез, архитектура, городская среда, монументально-декоративное искусство, монументальная скульптура, пластика.
Актуальность существования всего многообразия комплексных решений городского пространства, создаваемых на основе синтетической концепции архитектурной среды, включающей в себя монументальное искусство, наиболее востребовано в современном обществе, культурная жизнь которого очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска.
Особое место занимают вопросы доступности искусства широкому потребителю, превращения культурного досуга в норму жизни, а человека - в творца. Повседневная жизнь искусства в современном мире требует новых экспериментов, развития концептуального искусства, привлечения медиа-технологий, расширения возможности поиска новых путей, стилей и направлений в искусстве, что и способствует формированию новых синтетических видов творчества.
Концепция архитектуры современного городского пространства базируется на синтетичности, которая закономерно развивается на основе идеи синтеза искусств, таких как функциональный, конструктивно-технологический, символический в рамках концептуального, деятельностного и средового подходов.
Функциональный синтез представлен ключевой схемой последовательных связей: классификация искусств - синтез искусств - функциональная программа. Он подразделяется на внутренний и внешний, специальный и универсальный, доминирующий и сопутствующий.
Конструктивно-технологический синтез проявляется в параметрах динамичности, трансформируемости и мобильности пространства городской среды, а также в интегрирующей роли новейших информационных технологий.
Символический синтез базируется на формообразовании, которое несет знаково-символическую функциональную информацию, семантическую коммуникацию, образную метафору и авторский стиль архитектора и художника.
Данная работа - попытка выявить и проследить изменение роли монументальной пластики в модернизированной городской
среде конца XX - начала XXI века города Кемерово. Характерное для современности разрушение классической системы ценностей приводит к снижению идеологического и нравственно-воспитательного значения монументального искусства. Монументы -это человеческие ориентиры, созданные людьми как символы своих идеалов, целей, действий. Они предназначены пережить период, породивший их, и составить наследство для будущих поколений, образуя связь между прошлым и будущим. В связи с этим актуально изучение монументальных памятников ХХ века и выявление специфики их функционирования в современной городской среде города Кемерово.
Постановка проблемы намечает основные смысловые направления работы. Первое направление заключается в изучении взаимоотношений системы - «архитектура - скульптура - среда - человек». Такой подход обусловлен тем, что именно в обозначенный период в трудах социологов, градостроителей, искусствоведов и других исследователей появляется термин "городская среда", в котором город рассматривается с естественнонаучных позиций. Данный термин стал одним из основных понятий междисциплинарного понятийного аппарата. Используясь в контексте различных наук, этот термин наполняется тем или иным смыслом, соответствующим характеру исследований.
На наш взгляд, наиболее универсальным является следующее определение городской среды. Городская среда - это специфическое представление о городе как антиподе среды природной или сельской, символ «городского» образа жизни в условиях глобального процесса урбанизации; совокупность открытых и закрытых пространств города; различного рода фрагменты открытых пространств города с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской [1]. К мнению авторов этой концепции необходимо добавить, что по средствам среды осуществляется и преемственность культуры: Совмещая в единстве своих систем разновременно сложившиеся слои, предметы, принадлежащие различным временным периодам, среда
связывает человека с временной глубинностью бытия, его «четвертым измерением» и служит одной из форм осуществления социальной памяти.
Важнейшее значение в формировании гармоничной, эстетически выразительной городской среды имеет монументальное изобразительное искусство. Существует глубокая связь между монументальностью как определенным художественно-пластическим выражением идеи и духовными ценностями эпохи, лежащими в основе культуры. «Пространство должно быть не просто вместилищем статуи или здания, оно должно обладать чертами и свойствами, родственными их духовному миру в эмоциональном и художественном отношении» [2]. Поэтому монументальность немыслима вне синтеза искусств.
Исследователь В.П. Толстой выделяет основные постоянно действующие художественные принципы, обязательные для произведений монументального искусства. Эти принципы таковы: принцип соответствия содержанию, образного строя и среды существования произведению монументального искусства; принцип соразмерности и пропорциональной соотнесенности данного произведения с тем пространством, в котором оно живет, то есть гармонического соотношения части и целого; принцип одновременного слияния и выделение данного монументального произведения в ансамбле. Эти основные качества выявляют особенности монументального творчества как специфической самостоятельной отрасли в ряду пространственных искусств [3].
Синтез искусства и архитектуры наполнен произведениями различных видов, в том числе живопись, мозаика, фреска, малые архитектурные формы и скульптура. Вторым направлением исследования данной статьи является монументальная скульптура, так как средоформирующие возможности ее велики: она может подчеркивать городские координаты, служить ориентиром или композиционной доминантой, выделять отдельные пространства между ними, координировать их масштабные характеристики, закреплять визуальные связи. Таким образом, монументально-декоративная скульптура несет градостроительную функцию. Сегодня особого внимания в этой взаимообусловленности требует к себе «урбанистический фактор», ибо в процессе так называемой технической революции, характеризующей современный этап индустриального строительства, сложились новые условия, изменившие ситуацию для скульптуры, призванной бытовать в городской среде. Это - гипертрофия масштабов застройки, унификация и типизация объемов и создаваемых ими градостроительных пространств, унылость и «необжитость» последних. Эти обстоятельства, в свою очередь, влияют на формообразующие качества самой скульптуры, призванной считаться с иной пластикой фасадов и архитектурных деталей, композиционными особенностями новых городских образований.
В контексте предложенных В.П. Толстым принципов монументальных средств [4] можно провести анализ знаково-симво-лической функциональной информации процесса исторического развития средовых объектов города Кемерово, зародившихся в середине XX - начала XXI века, когда монументальная скульптура, воздвигнутая на площади, становится ее смысловым и композиционным центром. Для ее высокого художественного исполнения недостаточно наличие одного только скульптора, нужен архитектор, который проектирует размер и расположение памятника, его архитектурное обрамление и постамент. Крупный монумент завершает архитектурную композицию, завершает строгий характер официальной площади.
Таким образом, анализируя понятия синтетической концепции городской среды и роли монументальной скульптуры в этой системе как мощного гуманизирующего фактора, способного активно действовать в современной сложной и противоречивой урбанистической среде, можно кратко охарактеризовать специфику особенностей формирования структурно-пластического языка города Кемерово.
Для Кемерово, получившего статус города в 1918 году, характерен ансамблевый характер застройки. Застройка центральной части города началась только в конце 1940-х годов. Первый проект застройки города был выполнен в 1931 г. известным немецким архитектором Эрнстом Маем, но не был осуществлен в полной мере по ряду причин. В 1927 г. архитектором А.Д. Кряч-ковым был построен Дворец труда, выполненный, как и первые здания в центре города, в конструктивистском стиле с присущими ему лаконичностью, функциональностью, отсутствием украшений [5]. Архитектурный облик центральной части города в 50-е годы прошлого века складывался под руководством архитектора Л.К.Моисеева. Одним из первых его проектов был жилой дом на
площади Пушкина с аркой и магазином «Мелодия», Главпочтамт, была реконструирована главная улица города - Советский проспект, созданы ансамбли лучших площадей - Пушкинская, Театральная, Волкова. В.А.Суриков, архитектор, в 50-х годах проектировал центр Кемерова вместе с Л.К. Моисеенко, Л.И. Донбаем и др. Проектировал жилые дома на улицах Весенней, Арочной, Набережной, 50 лет Октября, здание Госбанка (ул. Кирова), здание бывшего ГИАПАа. Лучшим детищем зодчего стало здание областной библиотеки, проект от начала до конца был авторским. Трехэтажное величественное здание стало украшением не только улицы Дзержинского, но и органично вписалось в площадь Волкова [6]. Особую роль в силуэте городского центра приобретает ландшафтная архитектура речной долины - архитектура открытых пространств, земли, воды, зелени и малых форм, подчеркивающая индивидуальность и наиболее характерные черты силуэта городского центра.
В советский период монументальное искусство в Кемерово развивалось по традициям, свойственным всему советскому искусству. Это, прежде всего, Лениниана, главный памятник которой скульптора Л.Е. Кербеля однозначно определил комплексное формирование планировки и застройки площади Советов. В ансамбле площади здание бывшего обкома КПСС, построенное в 1969 году, будет и на перспективу сохранять ведущее композиционное значение.
Следующая тема советского монументального искусства, получившая развитие в Кемерово,- героико-историческая. Она представлена памятниками, монументами, мемориалами, посвященные героям Великой Отечественной войны, историческим лицам и людям трудовой славы. Следует выделить памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайле Волкову (скульптор Г. Баранов), памятник А.С. Пушкину (скульптор М.Г. Манизер), мемориальный комплекс «Вечный огонь» (скульпторы Н.Д. Щербаков и Н.А. Ковальчук), памятник воинам-интернационалистам (скульптор В.В. Треска), памятник С. Орджоникидзе (скульптор А.П. Хмелевской), монумент «Память шахтерам Кузбасса» (скульптор Э. Неизвестный) и ряд других.
Третье направление связано с декоративной направленностью монументальной скульптуры. Помимо расположения скульптур на площадях города, территориях возле крупных общественных зданий, как на предыдущих этапах, монументальная скульптура располагается и на приватных пространствах, которые являются буферными между транзитным движением в городском пространстве и внутренним пространством зданий. Однако их количество гораздо больше. Они формируют свою зону влияния в городской среде, бывают различными по масштабу, площади, конфигурации; открытые или закрытые. К ним относятся пространства возле школ, больниц, офисов, ресторанов, перед заводскими проходными и других объектах. Это - «Журавли» (скульптор В. Нестеров), бюст сталевару (скульптор Блинов), «Двое в пространстве» и «Дружба народов» (скульптор А.П. Хмелевс-кой) и другие.
Рассматривая историю становления предметно-пространственного комплекса города Кемерово XX-XX| вв., можно условно выделить три этапа. Их количество обусловлено политическими и экономическими изменениями в стране.
Первый этап - 1941-1985 годы. Характеризуется появлением скульптурных форм, посвященных победе советского народа в Великой Отечественной войне, идеологии прославления политического строя социализма и коммунизма. Характерно также появление мемориальных комплексов со скульптурными элементами, посвященных воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Анализируя пластические решения скульптурных форм этого периода, можно прийти к выводу, что они, в основном, были ограничены рамками искусства социалистического реализма, с элементами «сурового стиля» и располагались преимущественно на официальных площадях города и территориях возле крупных общественных зданий.
Второй этап - 1986-1999 годы. В этот период произошла перестройка государственной политики в области культуры и искусства, снятие идеологических рамок и ограничений. Нужно отметить появление декоративно-монументальных установок, бюстов политических деятелей, космонавтов, мемориальных памятников, связанных с жертвами репрессий.
Третий этап - 2000-2010 годы - период «новейшей» городской скульптуры. В пластическом и композиционном разнообразии скульптурных произведений, наметилась тенденция к трансформации привычных стереотипов восприятия скульптурного искусства у общества. Эта тенденция отвечает тем процессам, которые происходят в современном российском обществе.
В последнее время в Кемерово процесс обогащения городской среды произведениями монументальной скульптуры малых форм. Идет постепенный отход от больших задач в синтетизации архитектурной среды. Акцент ставится больше на камерность, интимность, развлекательность монументально-декоративных средств, составляя своего рода временное убранство. Такие просчеты требуют отдельного анализа и исследования на примере так называемых «памятников» ковбою, санитарам, собаке, бабушке с внучкой и другие, расположенные в скверах, парках, набережной, внутри дворов. Уже сейчас можно сделать ряд заключений, что в системе "среда - человек" не нашли своего выражения современные эстетические потребности общества к качеству городского пространства; в системе "скульптура - архитектура" не найдены пути их композиционного и организационного содружества.
Библиографический список
Таким образом, произведения монументально-декоративного искусства, вписанные в городскую среду Кемерово в XX веке, становятся сегодня художественно и эстетически определенным, самоценным по характеру, преобразующим всю нашу жилую и общественную среду, видом деятельности. Практическая деятельность художников, которые работают со средой, становится предметом осмысления, теоретического осознания. Сегодня, сталкиваясь с проблемой понимания роли монументально-декоративного искусства как искусства, работающего в городской среде, наполненной историческими художественными традициями, необходимо решать проблемы развития современного искусства и вопросов преемственности, освоения традиций и новаторства, поиска художественного своеобразия.
1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б.Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов [и др.]; под общей редакцией Г.Б. Минер-вина и В.Т. Шимко. - М., 2004.
2. Балибанов, И.А. Кемерово вчера, сегодня, завтра. - Кемерово, 1982.
3. Новиков, Ф.А. Зодчие и зодчество. - М., 2003.
4. Толстой, В.П. У истоков советского монументального искусства. - М., 1983.
5. Историческая справка Центрального района г. Кемерово // Администрация города Кемерово [Э/р]. - Р/д: http://www.kemerovo.ru/ administration/istoricheskaya_spravka.html
6. Зодчий // Кузбасс. - 2009. - № 115. - 1 июля.
Bibliography
1. Dizayjn. Illyustrirovannihyj slovarj-spravochnik / G.B.Minervin, V.T. Shimko, A.V. Efimov [i dr.]; pod obtheyj redakcieyj G.B. Minervina i V.T. Shimko. - M., 2004.
2. Balibanov, I.A. Kemerovo vchera, segodnya, zavtra. - Kemerovo, 1982.
3. Novikov, F.A. Zodchie i zodchestvo. - M., 2003.
4. Tolstoyj, V.P. U istokov sovetskogo monumentaljnogo iskusstva. - M., 1983.
5. Istoricheskaya spravka Centraljnogo rayjona g. Kemerovo // Administraciya goroda Kemerovo [Eh/r]. - R/d: http://www.kemerovo.ru/ administration/istoricheskaya_spravka.html
6. Zodchiyj // Kuzbass. - 2009. - № 115. - 1 iyulya.
Статья поступила в редакцию 20.11.11
УДК 76.01: 004
Turlyun L.N. MATHEMATICS AT SOURCES OF COMPUTER ART. Article is devoted sources of computer art. In article basis Ben Laposki's creativity has laid down. The author focuses the attention on mathematical methods in computer art. Such concepts as an oscillograph, oscillons, harmonograph, curve Lissajous reveal.
Key words: ^mputer Art oscillograph, oscillons harmonograp, mathematical methods in computer art.
Л.Н. Турлюн, канд. Искусствоведения, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, г. Барнаул, E-mail:[email protected]
МАТЕМАТИКА У ИСТОКОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена истокам компьютерного искусства. В основу статьи легло творчество Бена Лапоски. Автор акцентирует свое внимание на математических методах в компьютерном искусстве. Раскрываются такие понятия как осциллограф, осциллоны, гармонограф, кривые Лиссажу.
Ключевые слова: компьютерное искусство, осциллограф, осциллоны, гармонограф, математические методы в компьютерном искусстве.
Союз искусства и науки в области компьютерных технологий отражают время, в котором мы живем. Для большего осмысления и понимания синтеза искусства и науки требуется междисциплинарный подход к данной проблеме. В 1948 году художник и теоретик Джозеф Шиленгер в статье «Математические основы технического искусства» написал, что машина может создать произведение искусства, если этапы создания изображения прописать на языке математики. Компьютерное искусство и компьютерная графика тесно связано с метаматематикой. Начало компьютерной графики положили математики, многие математические функции обладают высокими эстетическими свойствами. С помощью математических формул создаются новые художественные формы, обладающие математической точностью и рациональностью. В основе компьютерного творчества лежали геометрические фигуры и числа, чередуя алгоритм чисел и геометрических фигур, компьютерный художник создавал сложные геометрические и природные формы, формируя новые художественные образы и стили. Абстрактный мир математики, объединенной с возможностью машины, отдалял художников от традиционных форм и образов в изобразительном искусстве. Использование прикладных математических методов в компьютерном твор-
честве не освобождает от знания теоретических основ, из которых эти методы были получены, кроме того, компьютерное искусство брало свое начало с аналоговых механических инструментов и чертежных машин, которые создавали графические образы на листах бумаги.
Американский математик и художник Бен Laposky нарушил границы между искусством и наукой, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. Бен Laposky был примером для будущих ученых и программистов в создании художественных образов техническими средствами. В 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Первый осциллограф был изобретён французским физиком Андре Блонделем в 1893 году. Осциллограф (лат. oscillo - качаюсь + греч. гсбцщ - пишу) - прибор, предназначенный для исследования электрических сигналов во временной области путём визуального наблюдения графика сигнала на экране либо записанного на фотоленте, а также для измерения амплитудных и временных параметров сигнала по форме графика. С помощью осциллографа наблюдают за связью между двумя величинами - к примеру, за развертыванием элект-