Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕДИ ЛАГИЧА'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕДИ ЛАГИЧА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
изделия из меди / орнамент / узор / Лагич / декоративно-прикладное искусство / copper products / ornament / pattern / Lahij / arts and crafts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаева Айтен Ахмед Кызы

Селение Лагич Азербайджана веками славилcя в мире производством изделий из меди, которые об-ладают большим значением не только из-за их функциональной ценности, но и из-за их высоких эстети-ческих качеств. Анализ этих изделий по форме и декоративным особенностям объясняет, что они воз-никли не только в утилитарных целях, но и как произведение искусства. Здесь наряду с традиционными особенностями художественная стилизация, орнаментальные качества, созданные индивидуальным творческим стилем, хотя и ослабленные в силу определенных причин в наше время, все же позволяют определить линию развития Лагичского медеплавильного производства. В статье исследуются художе-ственно-эстетические особенности изделий из меди, производства Лагича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC FEATURES OF COPPER PRODUCTS FROM LAHIJ

For centuries, the village of Lahij of Azerbaijan has been famous in the world for the production of cop-per, which are of great importance not only because of their functional value, but also because of their high aesthetic qualities. An analysis of these products in terms of shape and decorative features explains that they arose not only for utilitarian purposes, but also as a work of art. Here, along with traditional features, artistic stylization, ornamental qualities created by an individual creative style, although weakened for certain rea-sons in our time, still make it possible to determine the line of development of the Lahij copper-smelting pro-duction. The article examines the artistic and aesthetic features of copper products manufactured by Lahij.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕДИ ЛАГИЧА»

22

ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» 2021

УДК745/749

Абдуллаева Айтен Ахмед кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-22-24

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕДИ ЛАГИЧА

Abdullayeva Aytan Ahmad kizi

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

ARTISTIC AND AESTHETIC FEATURES OF COPPER PRODUCTS FROM LAHIJ

Аннотация

Селение Лагич Азербайджана веками славилcя в мире производством изделий из меди, которые обладают большим значением не только из-за их функциональной ценности, но и из-за их высоких эстетических качеств. Анализ этих изделий по форме и декоративным особенностям объясняет, что они возникли не только в утилитарных целях, но и как произведение искусства. Здесь наряду с традиционными особенностями художественная стилизация, орнаментальные качества, созданные индивидуальным творческим стилем, хотя и ослабленные в силу определенных причин в наше время, все же позволяют определить линию развития Лагичского медеплавильного производства. В статье исследуются художественно-эстетические особенности изделий из меди, производства Лагича.

Abstract

For centuries, the village of Lahij of Azerbaijan has been famous in the world for the production of copper, which are of great importance not only because of their functional value, but also because of their high aesthetic qualities. An analysis of these products in terms of shape and decorative features explains that they arose not only for utilitarian purposes, but also as a work of art. Here, along with traditional features, artistic stylization, ornamental qualities created by an individual creative style, although weakened for certain reasons in our time, still make it possible to determine the line of development of the Lahij copper-smelting production. The article examines the artistic and aesthetic features of copper products manufactured by Lahij.

Ключевые слова: изделия из меди, орнамент, узор, Лагич, декоративно-прикладное искусство

Key words: copper products, ornament, pattern, Lahij, arts and crafts

Введение. Медные изделия, изготовленные в лым корпусом, тонкой ручкой и элегантным носи-

селении Лагич, в основном, славятся своей эстети- ком, главное здесь связано с изображением на ней.

ческой ценностью. На основе анализа нескольких Картина в центре представляет собой восьмиуголь-

изделий из этой серии, т.е. предметов домашнего ную звезду, а художественное изображение

обихода и кухонной утвари, можно отметить, что бозкурда/серого волка, символа тюркизма, и эти

форма и декоративные элементы медных афтафа элементы дают основу включить эту бытовую

(медный кувшин для омовения) и лейен (тазов), ис- утварь в ряд произведений искусств. В нижней ча-

пользуемых для мытья рук в домашних условиях, сти мастер изображает звездное небо путем малень-

разработаны с высокой точностью и мастерством ких точек.

(1, 92). Здесь эстетика привлекает внимание как ор- Также можно встретить изображение серого

наментацией, так и разнообразными изображени- волка в несколько иной композиции на узорах дру-

ями. В структуре афтафа/кувшина и лейен/таза XIX гой пары афтафа/кувшина и лейен/таза. Изящная

века очевидно понятие тонкого вкуса. Форма лей- форма удлиненного туловища, эластичность ручки

ена/таза решена последовательным выравниванием и эстетика трехчастного круглого горлышка

элемента особой формы, напоминающего уложен- афтафы неоспоримы. Но несмотря на это первым,

ные в ряд листья. На них обычно повторяется ажур- что привлекает внимание при осмотре этой пары

ная форма стилизованного геометрического эле- является изображение на нем.

мента такой же формы. Поскольку сам элемент за- Пространство, решенное маленькими точками,

дан внутри специальной границы между формами, похоже на изображение серого волка под звездным

получился особый элегантный образ. В открытой ночным небом, как будто он взбирается на скалу и

части в центре лейен/таза она решена в виде вось- смотрит в небо. Для достижения поставленной цели

миугольной звезды с острым углом, что гармони- меднику-художнику удалось добиться эффекта глу-

рует с изображением, данным на корпусе бины соответствующего решения линейными вы-

афтафы/кувшина и это создает композиционную ражениями точек. Края изображения разрешаются

целостность между формой и элементами. Хотя специальной рамкой, заполненной точками, что яв-

афтафа/кувшин привлекает внимание своим круг- ляется основной причиной появления более четкого и выразительного изображения. Поскольку

«етуушшим-лшшаи» 2©21 / лят

23

плотность точек позади волка создает эффект более темного цвета, выражение, созданное между фоном и деталями, ценится как еще один нюанс в четкости изображения. В решении лейен/таза медник-художник постарался сделать нижнюю часть светлее, а внутреннюю - темнее, чтобы создать соединение в декоративном решении обоих изделий для целостности композиции. Остроконечная звездообразная светлость в верхней части таза делает его не только бытовой утварью, но и произведением искусства. Хотя внешняя часть таза расположена симметрично, как в другом примере, но в то же время это усиливает эстетический эффект, словно это лепестки раскрытого цветка.

Помимо сходных черт в художественном решении другой пары (кувшин-таз), иное и своеобразное композиционное решение принципиально отличает его от других изделий. Используя цветовой эффект, мастер-художник удачно синтезировал яркий золотой цвет с матовым темно-черным цветом и добился высокого художественного качества образца. Удачно разрешен черный цвет рукоятки и корпуса с золотистым цветом и горлышка изделия. На горлышке прямой формы использовались специальные элементы бута, уложенные друг на друга. В носовой части маленькие круглые формы расположены в виде ряда бус на веревочке, что создает красоту его внешнего вида. Интересную часть изделия дополняет композиция с изображением животного. Благодаря систематической последовательности стилизованных геометрических узоров мастер добился четкому изображению сюжета в рамке. Вызывает интерес изображение льва с кинжалом в руках, который носит на спине солнце и это символизирует силу, мощь и мудрость. Движение детали происходит не в пустом пространстве, а в решении определенного особого элемента, который создает особую художественную выразительность изделия. Внутренняя часть лейена/таза, являющейся другой частью пары, также выполнена в темном цвете. Здесь контраст создается за счет использования золота в качестве рамки/границы в центре, которая создает особый эффект.

Композиционная структура другого аналогичного изделия также привлекает внимание своей оригинальностью (2, 4). Схожий по форме, но имеющий совершенно индивидуальный характер, как в цвете, так и в орнаментальной композиции образец, привлекает внимание тем, что ручка ярко-желтого цвета до половины и черного снизу. Здесь также важно расположение удлиненных и закругленных деталей для более яркого и выразительного внешнего вида ручки.

Желтый цвет геометрических и растительных узоров, синтезированных на верхней части темного носика, подтверждает, что она сделана с особым вкусом. Тот факт, что размер горловины афтафы/кувшина немного шире, также отличает ее от других продуктов, упомянутых выше. Со стороны круглого туловища часть с желтой рамкой выравнивается плотным расположением точек одного тона. Орнаментальная композиция, заданная в цен-

тре, интересна как своей изысканностью, так и завершенностью. Простая форма маленьких лепестков планомерно расположена по всей рамке снаружи.

Использование стилизованных узоров бута в нижней и верхней части наряду с растительными элементами обогащает декоративные элементы изделия, лишний раз подтверждая, что оно выполнено с особой тщательностью. Что касается формы корпуса, то он имеет сходства, не отличающиеся от предыдущих изделий, но то, что афтафа/кувшин имеет свои особенности, создало композицию изделия, которая решена в индивидуальном стиле. Однозначно, что каждый раз мы сталкиваемся с уникальной элегантной композицией традиционных декоративных элементов, использованных в медный изделиях, произведенных в Лагиче.

Например, синтез стилизованной формы тонких цветочных узоров внутри буты, изображенных на вазе, создал особенность индивидуального орнамента (3,5). В части горловины, которая сжимается кверху и расширяется, также используется очень нежная форма связанных растительных элементов. Или же мы сталкиваемся с систематическим расположением бута на подносе. Этот ансамбль можно наблюдать на бесчисленном количестве других изделий, но геометрические цветочные узоры в центре являются свидетельством индивидуального творческого стиля отдельных мастеров-художников. Восьмиугольная звезда в центре подноса изображается между простой круглой рамкой и основной частью, не создавая конфликта между узорами, декоративные элементы, поддерживающие друг друга на границах основной и вспомогательной рамки, создают законченное композиционное решение подноса.

Изготовленные в Лагиче изделия из меди всегда привлекали внимание не только богатой орнаментальной структурой, но и богатой художественной структурой и эстетикой, благодаря особенностям формы, а также небольшому количеству цветовой гаммы. Например, при изготовлении слегка овальной формы крышки и слегка овальной основной частью казана, присущий тому региону, наряду с функциональностью, также учитывалось выражение художественного вкуса. Безусловно, орнаментальные и декоративные особенности изделия являются главной особенностью. Сложная композиция изделия основана на изображении как растительных, так и геометрических элементов, а также изображений людей и животных. Вместе с тем, использование специальной формы письма в некоторых частях изделия лишний раз подтверждает высокое мастерство изготовления. Поскольку надписи арабским алфавитом выполнены специальной линией внутри узкой рамки внизу изделия, вполне возможно включение этого узора в элементы декора.

Мастера-художники, уделявшие особое внимание орнаментальным особенностям подносов, как правило, предпочитали использовать традиционные элементы декора. Например, мы можем видеть, как элемент бута, на трех разных подносах,

24

ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» S22W9), 2021

выглядит более или менее по-разному. Здесь, помимо синтеза с простым цветочным элементом, мы видим, что особое внимание уделяется эстетике изделия с использованием других стилизованных растительных орнаментов. Например, в первом образце восьмиугольный элемент появляется в центре, а за лепестками следуют маленькие цветы на светлом и темном фоне. Привлекает внимание, что при нанесении орнамента бута на рамку, они заполняются стилизованным орнаментом из листьев. На другом подносе листовая форма выполняет функцию рамки, которая выражает внутреннюю часть узора, и это также свидетельствует об оригинальности изделия.

Поскольку другой образец подноса сравнительно глубокий, мастер-художник использовал резкие цветовые контрасты, чтобы элементы внутри выглядели особенно отчетливо. В сочетании золота и черного комбинированное выражение элементов птицы, цветка и листа привлекает внимание не только своей элегантностью, но и простотой.

Другой пример, решенный контрастными цветовыми связями - это художественное решение сахарницы. Интересно использование на синем фоне ярких золотых цветов и таких оттенков, как белый, желтый и красный. В основной части овальной формы мастеру-художнику удалось привлечь внимание не только за счет использования золотых тонов в качестве плоской поверхности, но и за счет создания серьезного контраста между рамками.

Широкая рамка, состоящая из темно-синего фона, нарисовано реальное изображение маленьких цветочков с использованием желтого, красного и светло-серого цветов. Приведенные между ними разрозненные наброски очень маленьких точек сочетают в себе простоту и эстетику в этой части изделия. Хотя основная часть завершается простой широкой полосой, можно отметить, что аналогичные узоры, данные на крышке изделия, создают композиционную целостность образца. Конечно, однозначна и уникальность образца, имеющего более простое художественное решение, чем у других изделий.

Примечательно, что в художественном решении другой сахарницы аналогичной формы присутствуют более сложные элементы декора. Плотность изображений животных, птиц и деревьев на основной части более очевидна, так как она задана золотистым рельефом на темном фоне. Такой же элемент можно увидеть на крышке изделия. Однако здесь используется больше элементов растений, чтобы не отвлекаться от изображений на корпусе.

Или в уникальной художественной структуре вазы, можно увидеть, что в синтетическом решении орнаментов птиц и растений на ней каждый элемент ясно воспринимается в контрасте темных и светлых цветов. В художественном оформлении другой сахарницы продолжает привлекать внимание художественное решение традиционных орнаментов в индивидуальном творчестве мастера-художника. Использование элемента пахлавы, стилизация изображений птиц, гармония мелких геометрических растительных орнаментов подтверждают наличие точной ручной работы мастера над изделием.

Заключение. При изготовлении изделий из меди в Лагиче, местные мастера, как правило, уделяли особое внимание не только функциональности, но и эстетике, и для этого, используя традиционные формы и элементы декора, выявляли индивидуальные творческие стили. Хотя утверждается, что декоративные элементы имеют схожую структуру, из композиционного анализа ясно, что ни один из них не дублирует другого.

Литература

1. Пашаев Х. Древний центр ремесла / журнал Гобустан, 2013. № 5, с. 91-93 (на азерб.языке)

2. Адилзаде А. По следам производства меди Лагича / газета Адалет, 29 июня 2018, с.4(на азерб.языке)

3. Алиев З. Народное ремесло-народная слава / Литературная газета, 13 февраля, 2015, с. 5 (на азерб.языке)

УДК745/749

Гасанова Роза Рауф кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-24-27 ОБРАЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АКИФА АСКЕРОВА

Hasanova Roza Rauf gizi

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

HEYDAR ALIYEV'S IMAGE IN AKIF ASGAROV'S ACTIVITY

Аннотация

В основе народной любви и мировой славы творчества народного художника Азербайджана Акифа Аскерова лежит его способность придавать новый и неожиданный вид и многогранность национальным традициям. Созидательное и аналитическое отношение его скульптур, отражающих национальные особенности, к нашим традициям и другим морально-духовным источникам, обладает не только поверхностной - эффективной сутью, но и сохраняет суть в художественном осмыслении, в композиционном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.