«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©21 / ART
41
УДК745/749
Назиля Гусейнова Диссертант Азербайджанской Государственной
Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-41-43 ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ЮЖНОМ РЕГИОНЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
Nazila Huseynova
Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts
A LOOK AT THE DEVELOPMENT OF FOLK ART IN THE SOUTHERN REGION OF
AZERBAIJAN
Аннотация
В Азербайджане, где мультикультурализм стал государственной политикой, многие народы исторически мирно сосуществовали и сумели сохранить свое материальное и культурное разнообразие. В этом смысле, южный регион Азербайджана не составляет исключение. Среди талышей, проживающих в южном регионе, распространены различные виды народного творчества. Здесь более развиты ковроткачество, керамика, резьба, украшения и вышивка, относящиеся к жанрам декоративно-прикладного искусства. В статье исследуются особенности развития народного творчества в южном регионе.
Abstract
In Azerbaijan, where multiculturalism has become a state policy, many peoples historically have lived peacefully and managed to preserve their material and cultural diversity. The Southern zone of Azerbaijan is no exception due to this point. The various types of folk art are widespread among the Talishes living in the Southern zone. The genres of decorative-applied arts such as carpet, ceramics, carving, jewelry and embroidery are more developed. In the article the peculiarities of the development offolk art in the Southern region are studied.
Ключевые слова: южный регион, народное искусство, дерево, резьба, орнамент, узор, искусство.
Keywords: Southern, folk art, wood, carving, ornament, pattern, artistic
Введение. Азербайджан является уникальным примером мирного сосуществования многих наций и религиозных конфессий на протяжении всей истории, а также богат национальным и культурным разнообразием. С давних времен этническое разнообразие Азербайджана, наличие здесь разных языков и культур привлекали сюда летописцев, путешественников и ученых. Азербайджан, место, где встречаются Восток и Запад, христианская и мусульманская культуры, также был перекрестком для миграции великих цивилизаций и народов в историческом прошлом, и каждая из них оставила свой след на этих территориях - свои традиции и историческое наследие. Талыши - один из древних народов, живущих здесь и внесших беспрецедентный вклад в развитие азербайджанской культуры. Исследователи, как правило, считают талышей коренным народом региона. Однако, к сожалению, ряд вопросов, связанных с их этногенезом и историей, до сих пор полностью не выяснен. Таким образом, до конца двадцатого века изучение талышей с этнографических, этнолингвистических и исторических аспектов было хаотичным, и во многих случаях результаты основывались на противоречивых предположениях и вероятностях. Только после восстановления государственной независимости Азербайджанской Республики наряду с другими народами, проживающими в нашей стране, были начаты систематические и непрерывные исследования по изучению истории и уникальной культуры и языка талышей. Представители этого народа называют себя «Толыш», во множественном числе «Толы-
шон», а азербайджанские турки называют их «та-лышами». В русской этнографической литературе XIX - начала XX вв., помимо этнонима «талыши» (талыш), иногда встречаются выражения типа «та-лышцы», указывающие на слово «талыш» как топоним - название места (1, 45). Сегодня этнографические зоны, населенные талышами, - это в основном приграничные районы Азербайджанской Республики и Иранской Исламской Республики. Так, в азербайджанскую часть зоны входят Астаринский, Лянкяранский, Лерикский и Масаллинский районы, а в Иране - ряд населенных пунктов в провинциях Ардебиль, Халхал и Гилян.
Талыши, проживающие в южных регионах Азербайджана, исторически занимались рисоводством, овощеводством и животноводством. Однако мастерство - одно из основных их занятий. Таким образом, хотя гончарное искусство было широко распространено в Лянкяране, Астаре и Масаллы, богатых желтой глиной, кузнечное дело в основном было развито в Лерикских горах. Кроме того, ковроткачество широко распространено среди этнических занятий талышей.
Художественные особенности образцов народного искусства южного региона определяются основами художественных образцов, представленных местными мастерами в области ковроткачества, керамики, резьбы, ювелирных украшений, вышивки, которые относятся к жанрам декоративно-прикладного искусства.
Среди древних народных искусств Азербайджана история рогожничества восходит к глубокой древности (2, 37). Основной причиной этого было
42
лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021
то что, рогожа использовалась для закрытия дверей палаток и устранения влаги на земле. В этом смысле нет никаких сомнений в том, что рогожни-чество имеет очень древние корни. Это ремесло, которое развивалось до наших дней, позже было продолжено местными художниками в традиционных формах, простых или замысловатых узорах. Даже сегодня в отдаленных сельских районах есть местные мастера, которые служат сохранению основы этого ремесла.
Рогожничество было развито местными мастерами, особенно в Масаллинском, Ленкоранском и Астаринском районах. В селах Аркиван, Мусакуча, Хишкадаре Масаллинского района, Ашаги Нуведи, Кенармеша, Сапинекаран, Шилавар, Дигах, Сепа-ради, Шагласер Лянкяранского района, Ардживан, Машхан, Шахагадж, Шиякаран, Какалос Астарин-ского района рогожничеством занимаются множество людей, и продолжают традиции этого ремесла. Узорчатые, орнаментальные элементы произведений искусства, особенно встречаемых в деревне Ка-калос в Астаре, представляют большой интерес. Элементы узора каждой циновки, сотканной в этой деревне, настолько же просты, насколько систематичны и симметричны. Правая и левая части циновок, выстроенные в линию, как основные художественные элементы, решены тонким орнаментом, повторяющимся с обеих сторон внутри продолговатых прямоугольников, обращенных друг к другу. Можно сказать, что эта особенность в основном используется как художественное решение. Наряду с образцами циновки особого типа «Гюллю» с узором сонна, в наше время большой интерес вызывают и плетеные корзины в связи с их актуальностью. В селе Мусакуча Масаллинского района к исследованиям в основном привлекались волнистые циновки местных рогожников, исполненных простым методом разветвления.
Обращают на себя внимание и особенности искусства художественной вышивки в южном регионе, так как они имеют разные характеристики в зависимости от художественного выражения, сформированного в регионах (3, 13). Например, заслуживают внимания сведения о широком распространении так называемой хандузской вышивки, в основном в Ленкоранско-Астаринском районе, а также анализ художественных особенностей этих изделий.
Заслуживает внимания изучение образцов ковров южного региона и определение их художественных особенностей. Лянкяранские ковры, входящие в состав экспонатов Историко-этнографиче-ского музея, привлекают внимание сложной композицией и плотностью орнаментов. Среди ковров особое место занимают образцы карабахского типа. Среди ковровых изделий есть образцы искусства, такие как тканые мешки для табака, чехлы для Корана, седла, украшения для коней, и анализ их декоративных особенностей и форм дает основание сказать, что этот вид искусства продолжал свое развитие и в настоящее время.
Стилизованные «рисовые» (шипованные) изображения, известные в талышском ковроткачестве как «толиши холче» (талышский ковер), считаются одним из ведущих орнаментов. Наряду с древними сакральными символами в типе талыш-ских ковров, называемых «рисовыми» и тканных в основном для приданого, широко используется и этот орнамент (4). Талышские девушки, ткающие себе ковры для приданого, иногда ткут на них имена своих женихов. Замысловатые узоры в сочетании с тонкими «горлышками» создают шестиугольные медальоны. Кроме того, в талышском ковроткачестве используются узоры пахлава, бу-рия, хасири, теймури, гюлли хасир, верния и др.
Найденные в южном регионе керамические изделия подтверждают существование предметов быта зооморфной формы. Среди такой посуды особое место занимают изделия формы конь, газели и овна.
Среди предметов домашнего обихода интересна форма кувшина, напоминающая фигуру птицы, найденную в селах Джони и Разгов. Размещение элемента в виде шипа на верхней части кувшина выполнено с большим мастерством, что лишний раз подтверждает эстетичность создания предметов быта. Можно наблюдать как при добавлении одного элемента, например ножки, к другому предмету домашнего обихода этого типа, создаются совершенно другие образцы.
Несмотря на то, что элементы узора на поверхности предметов домашнего обихода, найденные в деревнях Бойкендил и Курдасал в Лерике, полностью стерты, их формы, тщательное и со вкусом воплощенные, указывают на развитие области керамики в этом регионе. Выводы о художественных особенностях гончарных изделий, обнаруженных во многих областях региона, позволяют нам отметить, что они имеют традиционные, хорошо сформированные общие художественные черты, можно сказать, что каждое изделие имеет свое художественное решение. Например, керамические изделия, найденные в Бузейрском некрополе и хранящиеся в краеведческом музее Лерикского района, является ярким тому примером. Многие из найденных в некрополе изделий были разбиты на части, но некоторые из них сохранились до наших дней. Несмотря на то, что образцы предметов домашнего обихода, такие как горшки, кувшины, басти (вид кувшина) можно повстречать и в других регионах Азербайджана, качество и совершенство изделий, найденных в Лерикском районе, заслуживают особого внимания. Например, конструкция чаш с горлышками, включенных в экспозицию Историко-эт-нографического музея Лерикского района, привлекает внимание своей оригинальностью. Керамические изделия, найденные в результате археологических раскопок, свидетельствует о том, что в эти века в городах и селах Азербайджана использовалось большое количество керамических изделий различных форм и украшений. Примеры включают виды кувшинов - кузе, куп, сурахы и т.д., подносы, лампы, миски и многое другое. В этот период азербайджанская керамика в зависимости от
«шушмум-лщугмау» #221109), 2021 / лят
43
формы и содержания, украшалась методами расписывания, резки, чеканки и т.д. Основываясь на исследованиях Жака де Могана, керамика, найденная в некрополе Джони, своими художественными особенностями выражает вкус, сформировавшееся эстетическое стремление к жизни. Декоративные элементы на этих изделиях имеют плоский простой геометрический орнамент. Обращает на себя внимание наличие стилизованных цветочных узоров, напоминающих лепестки цветов, что еще раз подтверждает тот факт, что здесь работали местные художники.
Изучение художественного искусства метало обработки представляет интерес в регионе с требованием выполнения художественных особенностей медных изделий. В Южной зоне, как и в других частях Азербайджана, изделия из меди создавали специальные профессиональные граверы, известные как «хаккак» (гравер) или «язычи» (писатель)». Примером этого является изысканный дизайн декоративных элементов из меди, найденных в этом регионе. Демонстрация на нем коврового декоративного элемента показывает, что в особом декоративно-прикладном искусстве каждого региона есть традиционные, характерные черты.
Традиция изготовления небольших деревянных предметов домашнего обихода существует в южной зоне с древних времен и продолжается по сей день. Предметы домашнего обихода, такие как ложки, миски и ступки, сделанные местными мастерами, интересны своей простотой и удобством использования. Резьба по дереву, производимая в южной зоне, привлекает внимание своей простотой, эстетичностью, а также широким использованием в быту. Также, как и в других областях, скульптурная резьба широко использовалась для украшения интерьера и мебели в классическом стиле. Ножки стульев и кресел часто имели форму ног животных, а верхняя часть украшались фигурами легендарных животных и птиц.
Кандидат наук, заслуженный деятель искусств Азербайджана З.Алиев отмечает: «Резьба по дереву - одно из древних искусств, воплощающее художественно-эстетические чувства и высокое мастерство нашего народа. Таким образом, богатство азербайджанских лесов, которые их окружают, с
различными деревьями дает ремесленникам качественный орех, дуб, шелковицу, грушу, кизил, абрикос и т.д. И в результате позволяла изготавливать повседневную утварь, музыкальные инструменты и другие образцы из дерева. Хрупкость дерева по сравнению с другими материалами не позволила многим из более старых предметов, сделанных из него, выжить. Однако дошедшие до нас образцы резьбы по дереву, в основном, в XVI и XX веках, позволяют прочувствовать место этого вида искусства в нашей жизни и высокое мастерство, продемонстрированное мастерами» (5, 23)
В южной зоне для резьбы также используются разные породы дерева. Выбор того или иного вида зависит от формы декорированного изделия и вида резьбы. Липа - наиболее широко используемое лиственное дерево хвойных пород. Осадок древесины легко и чисто режется, она менее склонна к растрескиванию и вздутию. На нем особенно хорошо выполнена плоская полая и плоская выпуклая резьба. Из него делают мебель из-за его малой прочности, поэтому его использование ограничивается изготовлением мелких предметов домашнего обихода - ящиков, рам, полок, а также резных игрушек и столешниц.
Заключение. Исторически традиции народного творчества южного региона передавались из поколения в поколение. Образцы декоративно-прикладного искусства, созданные народными мастерами, своим художественным решением и национальным колоритом свидетельствуют о богатстве нашего духовного наследия.
Литература
1. Джавадов Г. Талыши. Баку: 2004 (на азерб.языке)
2. Эфендиев Р. Азербайджанское народное искусство. Баку: 1984 (на азерб.языке)
3. Агасыева Э. Искусство художественной вышивки Азербайджана // газета Культура, 10 января 2018, с. 13 (на азерб.языке)
4. Мустафаев А. Мастерство в Азербайджане. Баку: 1999 (на азерб.языке)
5. Алиев З., Халилов А. Азербайджанское искусство. Часть 1-2. Баку: 2011, 142 с. (на азерб.языке)