Гусейнова А. Б.
Культурное наследие азербайджанского народа как основа развития этнотуризма в республике
о ©
о
о
Афаг Беюк Ага гызы Гусейнова
Научный сотрудник Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджанской республики
Доктор философии по искусствоведению
Президент Ассоциации творческих женщин Азербайджана (Баку Азербайджанская республика) [email protected]
РЕФЕРАТ
Современная экономика включает важную отрасль - индустрию туризма. Эта отрасль играет значимую роль в социально-экономическом развитии стран, формировании их имиджа. В статье дана характеристика государственной программы развития индустрии туризма в Азербайджане, названы уникальные памятники и мероприятия, проводимые для туристов в республике. Особое внимание уделено анализу развития этнотуризма.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Азербайджан, индустрия туризма, историко-культурное и природное наследие, этнотуризм
Huseynova A. B.
Cultural Heritage of the Azerbaijani People as a Basis of Development of Ethnotourism in the Republic
Afaq Boyuk Aga gyzy Huseynova
Researcher of institute of Architecture and Art National Academy of Sciences the Republic of Azerbaijan President of Creative Women association of azerbaijan [email protected]
ABSTRACT
The modern economy includes important industry — tourism industry. This industry plays a significant role in the socio-economic development of countries, shaping their image. The author characterized the state program of development of the tourism industry in Azerbaijan, called unique monuments and activities carried out for the tourists in the country. Particular attention is paid to the analysis of ethno-tourism.
KEYWORDS
Azerbaijan, tourism industry, historical, cultural and natural heritage, ethno-tourism, prospects
В третьем тысячелетии все большее значение в социально-экономическом развитии различных государств играет индустрия туризма. Учитывая все расширяющуюся сферу этой отрасли экономики и культуры, Содружество Независимых Государств объявило 2014 г. годом туризма. В век глобализации и интеграции индустрия туризма вышла на передовой рубеж культурно-экономического развития современных стран. Туризм стал не просто познавательно-развлекательным. Он стал политико-социальным. Туризм превратился в важный аргумент в социально-экономической сфере развития стран, формировании их имиджа и статуса. Его аспекты охватывают столь широкий круг, что распространяются на многие актуальные сферы социально-политического, культурно-этнографического, исторического и др. развития стран мира.
Особую значимость в этой сфере приобретает этнотуризм, являющийся точкой соприкосновения историко-социальных, культурно-экономических, психо-адапта-ционных сфер индустрии туризма. Такой вид туризма подразумевает непосред-
з ственное погружение туриста в среду коренного населения, внутреннее пребывание о_ в местной национальной культуре.
0 Специалисты понимают под этнографическим туризмом особый вид познава-£ тельного туризма, основной целью его является посещение этнографического ^ объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, ° проживавшего сейчас и проживавшего когда-либо на данной территории. Этногра-о фический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к оз-g накомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В со-ш временном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многообразного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнотуризм содействует более тесным связям между представителями этих народов, а также включению их культуры в мировое культурное наследие.
Что представляет этнотуризм в Азербайджанской Республике? В Азербайджане осуществляется разработанная государственная программа развития индустрии туризма, развернута широкая сеть ее инфраструктуры. Азербайджан находится на стыке Востока и Запада, имеет выгодное географическое и геополитическое расположение, чудесный климат, прекрасную инфраструктуру, и было бы крайне неблагоразумно не воспользоваться всеми перечисленными благами. Сегодня в стране функционирует свыше двухсот туристических компаний. Руслан Гулиев, глава компании Millennium Tourism & Congress DMC, считает, что этнотуризм — это не только познание ценностей, но и «большая дипломатия и патриотизм»1. В качестве примера он приводит почти не встречающееся в других странах путешествие-визит к азербайджанским долгожителям в южную зону страны — Лерикский район. Этот уникальный тур уже не первый год пользуется неизменным успехом у иностранных туристов, посещающих Азербайджан. Именно в этом районе в горах проживают свыше ста человек в возрасте более ста лет и примерно пятьсот долгожителей, которым исполнилось 90 лет и больше.
Основной целью такой работы является пропаганда азербайджанской культуры, истории, традиций, экономического потенциала страны. Представители туринду-стрии Азербайджана предполагают обязательно пропагандировать и Новруз-бай-рамы, и национальную игру човган, вошедшие в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, привлекая для этого все ресурсы: местных и зарубежных туристов, своих партнеров, каталоги, рекламу на ТВ, интернет и др. Они считают, что в перспективе ни один масштабный региональный проект в сфере индустрии туризма не будет осуществляться без участия Азербайджана.
Не оставили без внимания проблемы развития этнотуризма и ученые республики. Даже археологи обсуждали на своей международной конференции по проблемам евразийской археологии перспективы развития археологического и этнографического туризма в Евразийском регионе2. Следует отметить, что исследователи, принимая участие в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, способствуют развитию такого вида туризма, как научный туризм, в последние годы занимающий все большее место в современном международном туризме. По име-
1 Уникальный потенциал. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/04/29/etnoturism. html (дата обращения: 12.12.2015).
2 В Азербайджане будут обсуждены перспективы развития архео- и этнотуризма в Евразийском регионе. [Электронный ресурс] URL: http://novosti.az/obsh/20120928/297920932.html (дата обращения: 12.12.2015).
ющимся оценкам, участники подобных международных мероприятий составляют з 6-7% общего количества иностранных временных посетителей, и на их долю при- ^ ходится около 10% валютных поступлений от туризма [1, с. 152-155]. §
Ученые Азербайджана приняли участие в разработке государственных программ £ развития туристической деятельности в республике. Фаик Гурбатов, национальный ^ координатор проекта «Развитие туризма в Азербайджане», отметил: «Опыт пока- ° зывает, что в регионах туристам больше всего нравится останавливаться в сельских о домах. Чаще всего их привлекают общение с местными жителями, домашняя еда, ^ традиции и обычаи. Мы в свою очередь проводим тренинги с владельцами домов, ш чтобы они знали, как общаться с гостями, какие условия нужно для них создавать О в своих домах и многое другое»1.
Азербайджан, как известно, является древнейшей страной с интереснейшей историей и культурой. Здесь находится одни из самых древних очагов мировой цивилизации: Азыхская пещера в Нахичевани (1 млн 200 тыс. лет до н. э.) и горный комплекс Гобустан на Апшероне около Баку (10-8-е тысячелетие до н. э., включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО). Его посетил Тур Хейердал в свою первую поездку в 1981 г. в Азербайджан. Ученый-путешественник изучил здесь наскальные изображения, в том числе и изображение лодок, «инопланетян», сцен охоты, животных, древнейшего кругового ритуального танца «Яллы». В Гобустане находятся «звучащие» камни — «Гавал-даши», гул которых распространяется на многие километры и некогда служил информационным «телеграфом».
Древняя культура Азербайджана взметнула на небосклон культурных мировых ценностей азербайджанский мугам, ковер, средневековую миниатюру, богатейшее фольклорное искусство песен, танцев, игр, ритуалов. Одно празднование Новру-за — доисламского тюрского праздника (включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), астрономического Нового года, который проводится 20-21 марта в день весеннего равноденствия, — целое представление. Оно начинается за 50 дней до этого дня. Каждый вторник посвящается одному из 4 основных элементов природы: ветру, земле, огню, воде. Празднование обрамлено ритуалами, играми, заклинаниями, праздничными блюдами, имеющими магические и целевые (практические) значения. Так, обилие сухофруктов, орехов на праздничном столе придает силы и здоровье после зимнего ослабления организма, а выпечные изделия (круглый гогал (символ солнца), шекер-бура (символ луны), пахлава (символ звезд) и др.) выражают также магическое поклонение космическим силам. Активное участие приезжих туристов в ритуальных празднествах Новруза, азербайджанских свадебных обрядах, Гурбан байрамы и др. открывает перед ними кладезь древней мудрости азербайджанского народа, его уклад, мышление, гуманистические воззрения (например, обязательное уважение к родителям, детям, гостям, столь присущее древним традициям), делает понятным многие психологические и бытовые особенности, присущие именно данной стране.
Симбиоз наслоений языческих, христианских, исламских, современных космополитических духовно-социальных веяний создают сложное синтезированное мировоззрение и повседневную жизнь современного азербайджанского общества. Познавая его изнутри, сквозь призму искусства, архитектуры, ритуалов и обычаев, присущих данному народу, понимаешь мотивацию и особенности данного этноса, возникает взаимопонимание и обогащение культурой народа Азербайджана.
На территории Азербайджана встречаются 9 из 11 климатических зон: субтропики и степи, леса и горы и др. Они представляют природную палитру страны, и, соответственно, флора и фауна Азербайджана удивительно разнообразны и на-
1 В регионах туристам больше всего нравится останавливаться в сельских домах. [Электронный ресурс] Ш_: http://azeri.ru/papers/azerizv_az/483/ (дата обращения: 12.12.2015).
з сыщенны. Железное дерево, каштанолистный дуб, лянкяранская акация, орешник (гоз), дзельква, инжир гирканский, леопарды в Талыше, розовые фламинго в Лен-0 корани, джейраны Мугани, фазаны, тураджи, бурые медведи, лисы и др. охраня-£ ются не только в национальных парках — Ширванском, Ордубадском, Аггельском, ^ Гирканском (занесенном в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). ° Некоторые из них обитают в дикой природе. Такое разнообразие в относительно о небольшом территориальном регионе, где можно быстро попасть в контрастные д климатические, географические, архитектурные, этно-фольклорные зоны (культуры). ш Все это создает насыщенную, впечатляющую картину быта и нравов, психологии О и моральных ценностей азербайджанского народа.
Среди архитектурных памятников Азербайджана — мавзолей Момине-хатун в Нахичевани (XII в.), дворец шекинских ханов в Шеки (XVIII в.), «Гызгаласы» — Девичья башня (X век до н. э.), дворцовый комплекс Ширваншахов в Баку (XШ-XV вв.), древний храм огнепоклонников «Атешгях» в Сураханах (XVII в.), горящая земля «Янар-даг» на Апшероне, архитектура высокогорного Лагича и албанская церковь в селении Киш (II—IX; вв.), воздвигнутая святым Елисеем, а также многое другое. Таков небольшой отрывок из перечня многочисленных архитектурных «жемчужин» Азербайджана, памятников, разбросанных по этой стране. Все эти реалии создают прекрасные условия для развития этнотуризма в Азербайджане.
Искусство, культура, природа являются источником «узнавания», проникновения в сущность данной страны, которые затмевают все словесные тирады. Личные наблюдения, непосредственное пребывание в интересующей тебя стране настолько поглощают туриста, тем более этно-туриста, что он приобщается к новой культуре, становится опосредованным ее носителем, как будто включает частичку культуры данного региона в свою сущность. Осуществляется процесс адаптации носителя одной культуры, психотипа к другой культуре. Можно сказать, что происходит смешение, проникновение, обогащение, синтезирование (интеграция) наций и, как следствие, их лучшее взаимопонимание, взаимопринятие, взаимовлияние и общее развитие как между отдельными индивидуумами, так и между мировыми социумами, конфессиями и т. д.
Разнообразие природных условий Азербайджана способствовало образованию своеобразных традиций народа, которые в ряде случаев сохранились до настоящего времени1. Трудолюбие азербайджанцев в пространстве и времени — основные слагаемые этого успеха. Почти каждый город современного Азербайджана можно назвать «городом мастеров». Каждый из них в прошлом слыл далеко за пределами государства центром развития различных ремесел: ковроткачества, ювелирного дела, оружейного мастерства, ткачества и вышивки, резьбы по камню и пр. Богатство и разнообразие сырьевых ресурсов издавна способствовали развитию в Азербайджане различных ремесел и художественных промыслов. Ремесла народных мастеров: гончарное, шорное, кузнечное, оружейное, кустарная выделка бязи, шелка, сукна, так же как и выделка набивных шелковых тканей, ковроделие, изготовление ювелирных изделий, инкрустация и резьба по дереву, камню, металлу активно развиваются в настоящее время. Работы азербайджанцев поражают своим великолепием приезжающих туристов.
Всему миру известно азербайджанское ковроделие, являющееся одним из важнейших традиционных ремесел в республике. Наиболее широко оно было развито в Кубе, Ширвани, Гяндже, Казахе, Карабахе и в пригородных селениях Баку, в местах, где издавна разводили овец, шерсть которых шла на изготовление ковров. О зарождении этого вида традиционного декоративно-прикладного искусства Азер-
1 Традиции народов Азербайджана. [Электронный ресурс] URL: http://azerbaijan.orexca. com/rus/azerbaijanjradition.shtml (дата обращения: 12.12.2015).
байджана в глубокой древности свидетельствуют многочисленные данные археоло- з гических исследований, проводимых на территории Азербайджана, а также памят- ^ ники классической литературы, исторические книги и фольклорные произведения, § где неоднократно можно встретить упоминания о коврах и описания рукотворной £ гордости азербайджанского народа. Поскольку раньше каноны ислама не позволя- ^ ли реалистически изображать людей и животных, в орнаменте ковров преобладали ° геометрические мотивы и стилизованное изображение растений, животных и птиц1. о Уникальные азербайджанские ковры хранятся в ведущих музеях мира. В ноябре ^ 2010 г. «Традиционное искусство ковроделия в Азербайджане» внесено в репре- ш зентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон, например, делали специальные изящные решетки — шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок. В резьбе по камню, так же как и в других видах традиционного прикладного искусства, преобладал геометрический орнамент и стилизованное изображение растений. Интерьеры богатых жилых домов тоже украшала резьба, но по алебастру. Резьба и роспись, некогда составлявшие важную часть народного художественного ремесла, широко используются и в современной архитектуре.
Из художественных ремесел, связанных с обработкой металлов, не утратило своего значения ювелирное дело. Ажурно-филигранные и эмалевые изделия азербайджанских мастеров, особенно женские украшения, пользуются большой популярностью в мире.
Культура Азербайджана настолько привлекательна для туристов, что иностранные граждане стремятся и сами приобрести навыки в том или ином виде азербайджанского национального искусства. Так, известен пример, когда американец Джефри, влюбившийся в азербайджанский тар, прекрасно освоил не только игру на нем, но и исполнение азербайджанских песен. «Ассоциация творческих женщин Азербайджана» имеет интересный опыт приобщения отдельных иностранных граждан через этнотуризм к культуре азербайджанского народа и, как результат, тонкое проникновение и понимание, принятие и обогащение своей сущности другой культурой. Так, француженка Элиз, приехав в Азербайджан, осталась в понравившемся ей городе Лагич, известном своим медно-чеканными промыслом, обучилась этому ремеслу, параллельно живя в семье известного мастера и чудесного человека Ровшен-бея. Она приняла участие в нашем проекте «Курсы по традиционным декоративно-прикладным видам искусств» и так прониклась искусством, бытом, самим воздухом высокогорного древнего поселения, что по возвращении в Париж устроила фотовыставку о Лагиче. Произошло взаимопроникновение и взаимообогащение двух культур. Японка Томока, влюбившись еще у себя на родине в азербайджанский ковер, будучи в Баку, специально освоила технику азербайджанского ковра и выступила у нас в проекте на выставке со своими работами. Она первая создала сайт на японском языке об искусстве Азербайджана. Американка Наташа, находясь в Баку, захотела изучить азербайджанские народные танцы у нас в танцевальном ансамбле «Гобустан» и даже выступила в концерте. Во время репетиций, на концерте она влилась в наш коллектив и стала одной из нас и по темпераменту, и по пластике, и по внутреннему мироощущению.
Мы считаем, что этнотуризм дает возможность не просто окунуться в традиционный быт и уклад, праздники данного региона, нарядиться в национальные ко-
1 Ковроделие в Азербайджане. [Электронный ресурс] UR_:http://www.centralasia-travel.com/ ru/countries/azerbayan/carpet_craft (дата обращения: 12.12.2015).
з стюмы, испробовать блюда национальной кухни, приобрести национальные сувениры, но и попробовать самому создать что-либо рукотворное. Интерес к особен-0 ностям какой-либо культуры создает мотивацию посещения данной страны. Часто £ не только памятники природы или историко-культурное наследие региона привле-^ кают поток туристов, но и сакральные места рождают интерес к объектам этноту-° ристического пространства, как, например, Гямигая (гора «Ноев ковчег»), Бешбар-о маг (гора благословения) и др. Туристические бренды в Азербайджане включают g в себя и маршрут «Великого шелкового пути», проходившего по территории древ-ш него Азербайджана, и «Апшеронские замки», и «Азербайджанские традиционные промыслы» (Гянжа, Лагич, Шеки, Губа), и лечебно-туристический «Нафталан», грязевые вулканы и многое другое. В последние годы стал востребован и горнолыжный туризм. Его развитию способствовал Шахдагский проект в живописном Гусарском районе Азербайджана.
Можно сказать, что, давая возможность иностранцу освоить технику азербайджанского танца, пения мугама, ковра, чеканки, кялагаи (шелковые натуральные платки), керамики, шебеке (витражного стекла), хясиря (плетение) и т. д., мы вкладываем в него каждым ковровым стежком, каждым мугамным пассажем или резьбой по глине свой генетический код, культурно-мировоззренческую программную установку. Мы приобщаем его как к индивидуально специфической культуре, так и к общемировому культурному наследию, а через это — и к воспитанию и созданию космополитической высокоинтеллектуальной гуманистически развитой личности, могущей понять и принять всю палитру общемировых культурных достижений. Все это способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов, а значит и высоко цивилизованному развитию мировых социально-культурных процессов и экономических процессов.
Литература
1. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: учеб. пособие для вузов. М. : Соло-Пресс, 2002.
References
1. Alexandrova A.Yu. Structure of the tourist market [Struktura turistskogo rynka]: Manual for higher éducation institutions. M. : Solo Press, 2002. (rus)