Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ'

ОТРАЖЕНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
255
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
модерн / орнамент / национальный / узор / резьба / дерево / керамика / ткань / украшения. / Modern / ornament / national / decoration / pattern / carving / wood / ceramic / fabric / jeweler’s art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамсаддинская Мехрибан Азер Кызы

Духовное богатство народа это исторические и художественные ценности, которые современное искусство постоянно обновляет новыми произведениями искусства и выступают как единый неразрыв-ный процесс азербайджанской культуры. Особое место здесь отведено декоративно-прикладному ис-кусству и ремеслам. Современное декоративно-прикладное искусство Азербайджана отражает преем-ственность и развитие художественных традиций, объединяет тонкие связующие нити эпох и поколе-ний, в которых творили незаменимые мастера художественного наследия. Существует богатая исто-рия ремесел, которые зародились в области человеческого труда и отражают его жизнь. Научные ис-следования в области декоративно-прикладного искусства показывают, что народное искусство не ограничено и с момента своего возникновения извлекало творческую пользу из прогрессивного искусства многих других народов. В статье исследуется современное состояние декоративно-прикладного искус-ства Азербайджана и роль орнамента в этом искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF ORNAMENT IN MODERN AZERBAIJANI DECORATIVE-APPLIED ART

The spiritual wealth of the people is the historical and artistic values that are updated by modern art with new works of art constantly and act as an integral part of the Azerbaijani culture. Here a special place is de-voted to the decorative-applied arts and crafts. The modern decorative-applied art of Azerbaijan reflects the continuity and development of artistic traditions, combines the delicate connecting threads of periods and generations that are irreplaceable masters of artistic heritage. There is a rich history of handicrafts that originated in the field of human labor and reflect the life. The scientific researches carried out in the field of decorative and applied arts shows that folk art is not limited and has creatively benefited from the progressive art of many other nations since its inception. In the article the current state of Azerbaijani decorative-applied art and the role of ornament in this art are investigated.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©21 / ART

47

6. Гумбатова Тамара. Человек, пробудивший общество. Газ. «Азербайджанские известия», 22 июля 2005.

7. Ибрагимов М.Дж. Предпринимательская деятельность Г.З.А.Тагиева. Азернешр, Баку, 1990. - 112с.

8. ПР 34807, Следств. дело № 24557 Ашурбе-кова Иса бека Мехти Кули бек оглы.

9. Сеидзаде Д.Б. Азербайджанские депутаты в Государственной Думе России. Азернешр, Баку, 1991. - 144с.

10. Справочный ежегодник «Баку и его район» на 1911 год. Издание М.С.Шапсовича, Баку, 1910.

11. Сулейманов. М.Ф.Дни минувшие. Баку, Азернешр, 1990.

12. Шр:/^ага-а8ЬигЪеу1ип!о/аП1с1е.рЬр?пит_а=23 Ашурли С.Р. Реферат «Просветительская, меценатская и благотворительная деятельность Ашурбековых». Баку, 2000 г.

13. Шр://81аго8Иш^а7е1_ка8р1у.рЬр

14. Шр8://т^1к1реШа.о^1к1/%В0%97%В0 %В0%Б1%80%Б0%В4%00%В0%00%В 1%00%В 8,_%00%93%В0%В0%01%81%В0%В0%00%ВБ-0/(^00/аВ10/(С00/аВ50/(С00/оВА#Первая_азербайджан ская газета

Шамсаддинская Мехрибан Азер кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-47-50 ОТРАЖЕНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Shamsaddinskaya Mehriban Azer

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

REFLECTION OF ORNAMENT IN MODERN AZERBAIJANI DECORATIVE-APPLIED ART

Аннотация

Духовное богатство народа - это исторические и художественные ценности, которые современное искусство постоянно обновляет новыми произведениями искусства и выступают как единый неразрывный процесс азербайджанской культуры. Особое место здесь отведено декоративно-прикладному искусству и ремеслам. Современное декоративно-прикладное искусство Азербайджана отражает преемственность и развитие художественных традиций, объединяет тонкие связующие нити эпох и поколений, в которых творили незаменимые мастера художественного наследия. Существует богатая история ремесел, которые зародились в области человеческого труда и отражают его жизнь. Научные исследования в области декоративно-прикладного искусства показывают, что народное искусство не ограничено и с момента своего возникновения извлекало творческую пользу из прогрессивного искусства многих других народов. В статье исследуется современное состояние декоративно-прикладного искусства Азербайджана и роль орнамента в этом искусстве.

Abstract

The spiritual wealth of the people is the historical and artistic values that are updated by modern art with new works of art constantly and act as an integral part of the Azerbaijani culture. Here a special place is devoted to the decorative-applied arts and crafts. The modern decorative-applied art of Azerbaijan reflects the continuity and development of artistic traditions, combines the delicate connecting threads ofperiods and generations that are irreplaceable masters of artistic heritage.

There is a rich history of handicrafts that originated in the field of human labor and reflect the life. The scientific researches carried out in the field of decorative and applied arts shows that folk art is not limited and has creatively benefitedfrom the progressive art of many other nations since its inception. In the article the current state of Azerbaijani decorative-applied art and the role of ornament in this art are investigated.

Резюмируя все вышеизложенное можно сказать, что создание первой азербайджанской газеты, даже при том, что ее издание продолжалось всего чуть более двух лет, сыграло важнейшую роль в возникновении и развитии азербайджанской журналистики, в развитии печатного дела в Азербайджане, в важнейшем деле - просвещении народных масс, а также, в значительной степени, в самом процессе формирования азербайджанской национальной интеллигенции, развитии ее национального самосознания. Что, в свою очередь, послужило той благодатной почвой, на которой посеянное «Экинчи» семя дало дружные всходы в виде становления и развития азербайджанской национальной прессы, основоположником которой был Гасан бек Зардаби.

Литература

1. Газ. «Баку» от 26 апреля 1909 г.

2. ГИА АР ф.46, оп.2, д.467, л.1.

3. ГИА АР ф.312, оп.1, д.7, лл. 20, 21.

4. ГИА АР ф.46, оп.4, д.66, лл.1, 3, 4.

5. Гаджибейли Джейхун. Как была создана первая азербайджанская опера. В сб. «Избранное». Баку, Азернешр, 1993.

УДК745/749

48_ART / «шуущздим-лэигмаи» #22(109), 2021

Ключевые слова: модерн, орнамент, национальный, узор, резьба, дерево, керамика, ткань, украшения.

Keywords: Modern, ornament, national, decoration, pattern, carving, wood, ceramic, fabric, jeweler's art

Введение. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с жизнью, творчеством, природой, поэтому всегда отражает художественные вкусы и идеи, раскрывает самобытность, своеобразие и мастерство каждого народа. Эта область искусства, которая процветает в последние годы, позволяет творить и удивлять. Многие направления декоративного искусства претерпели значительное развитие, а творческий потенциал расширился за счет участия в художественных процессах также непрофессионалов.

Проблема орнамента имеет особое значение для декоративно-прикладного искусства. Традиционный орнамент чрезвычайно важен для современного опыта. Традиционный орнамент, который приобрел самые разнообразные оттенки в эпоху новых стилей, сформировал систему декора, воплощенную в декоративно-прикладном искусстве современной эпохи. Вместе с тем, в связи с активным поиском в области художественного оформления и растущим интересом к авторскому решению жилого интерьера, необходимо обратиться к творчеству художников, которые когда-то ставили и решали подобную проблему в современной культуре. Их опыт и инновации - важная часть области, в которой сегодня работают современные дизайнеры.

Азербайджанские мастера всегда прекрасно чувствовали конструктивные особенности ткани и, как правило, настолько искусно прорабатывали узор, что раскрывалась богатая фактура ткани и ее ценные качества. Любое изображение - листьев или птиц - декоративно стилизовались на любую тематику. В зависимости от индивидуального решения композиции им давались соответствующие названия - хончали, турунчу, маслянистый (медальон). Орнаментальная композиция хончи была характерна скатерти, узелку, чанамазу-молитвеннику и др. прямоугольным предметам обихода. Для круглых изделий использованы концентрические центральные композиции с мелкими орнаментальными мотивами. Самые сложные темы были помещены в центр композиции. Эту традицию в настоящее время продолжают местные художники во многих регионах.

Иногда в художественных тканях встречаются фризовые орнаменты, например, раппорт - где узор развивается в одном направлении и повторяется много раз. В этом случае мотивы в орнаменте фриза могут быть размещены по прямой линии, такой орнамент называется «прямая полоса» или «полосатый орнамент». В некоторых случаях раппорт повторяется на изогнутой линии и называется «кай-мой//границей». В композиции художественных тканей орнамент фриза имеет более горизонтальную направленность. В основе их композиции при составлении лежат различные типы симметрии, такие как зеркальная симметрия, симметрия передачи (когда элементы перемещаются прямо на расстоя-

ние стабильной длины). Это чуть ли не самый распространенный вид орнаментальной композиции

(1, 67).

Шелковый калагай, изготовленный в 1950-е годы мастером из селения Басгал Али Гахрамано-вым, интересен своим своеобразным орнаментальным решением. Орнаментальная композиция, созданная взаимодействием красного, оранжевого, синего и белого цветов на черном фоне, не позволяет полностью увидеть фон (2, 36). Какими бы простыми ни были орнаменты, их удачное расположение и плотность говорят о богатом дизайне и совершенстве изделия.

Говоря о традициях орнаментации, следует отметить, что во всех художественных тканях характер орнамента и его структурные принципы играют важную роль в различных типах композиции, потому что орнамент не только украшает поверхность, но и подчеркивает ее части во время использования. Например, центральная часть, бока, углы. Орнамент обычно зависит от структуры или тектоники объекта, который он украшает. Удачное сочетание мелких точек, кругов, многолетних цветов, стилизованной буты в упомянутом калагае привлекает внимание своими традиционными чертами, которые окажут влияние на произведения современных художников, представив его удачную орнаментальную композиционную структуру.

Декоративно-прикладное искусство Азербайджана всегда была богата простыми и сложными декоративными элементами разной формы и неповторимого смысла (3, 89). Многие из этих орнаментов, восходящие к древности, до сих пор актуальны как стилизованные формы объектов в природе, в реальной жизни людей или как результат чистого воображения простого народа.

Наряду с вновь созданными элементами современного азербайджанского ковроткачества, орнаментальные узоры ковров развиваются и продолжаются индивидуально в творчестве каждого из художников, работающих в этой области. В прошлом особенно распространено использование стилизованных растительных мотивов наряду с геометрическим орнаментом. Хотя мы встречаем ковры, которые по-прежнему верны этой традиции, можно отметить появление новых элементов.

Как известно, азербайджанские ковры всегда привлекали внимание своей формой, как с точки зрения тематики, так и с точки зрения цветовой гармонии и расположения элементов узора. Инновации, внесенные в ковровую отрасль выдающимися мастерами ХХ века, такими как Латиф Каримов и Камиль Алиев, стали играть особую роль в определении современной линии развития орнаментальных традиций (4, 23). Говоря об орнаментальных коврах Камиля Алиева, выдающийся ученый, доктор искусствоведения, профессор Кубра Алиева отметила, что «... в его орнаментальных решениях

«етуушшим-лшшаи» жм / лят

49

всегда есть непредсказуемость. Эту непредсказуемость можно объяснить не только безграничной фантазией, игрой представлений художника, но и самостоятельным владением материалом, его пластическими и декоративными свойствами» (5, 25). К примеру, ковер "Гёллу" («Озерный»), созданный художником в 1999 году. Богатое орнаментальное решение ковра нашло свое великолепное решение в ярких тонах. Стилизованные растительные мотивы на светлой средней зоне ковра создают приятную динамику с гармоничным переходом между собой. Светло-коричневые тона растительного и исламского орнамента, преимущественно золотого, раскрывают художественное решение озера в темно -синем цвете с особой выпуклостью. В центре находится восьмиугольный элемент озера, форма, которую мы часто воспринимаем как классический элемент в азербайджанском ковроткачестве. Однако важна цветовая гармония, созданная Камилем Алиевым, орнаментальное своеобразие ковра в другой структуре.

Во внутренней части светлобирюзовой каймы на краях озера нежное изображение исламских элементов вызывает интерес как художественное изображение эстетического удовольствия. То, что стилизованные цветочные элементы на основной кайме ковра тиснены на темно-бирюзовом фоне в изумрудных, золотисто-охристых, светло-зеленых тонах, является прекрасным орнаментальным решением. Основные границы ковра повысили ценность произведения искусства с его гребенчатыми и мелкими цветочными мотивами, передающими это величие, и обеспечили его завершенность в решении орнаментальной композиции.

Мамедгусейн Гусейнов, прекрасный знаток орнаментальных традиций, является одним из художников, работающих в этой сфере. Следует отметить, что привязанность к классике особенно заметна в творчестве большинства ковроткачей. То, что классические традиции являются носителями национального кода, повышает значение этого искусства, и вместе с тем, требует от создателя большого опыта и знаний. В этом смысле, если обратить внимание на творчество М. Гусейнова, можно увидеть широкое распространение наиболее древних и значимых образцов орнаментации. Однако и новаторство придало работам художника иной дух и повысило их ценность. Яркий тому пример - орнамент «ислимибандлийи». Как известно, одним из основных орнаментов, используемых в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана, является «ислимибандлик».

Наряду с решением юными ковровщицами художественных особенностей современных орнаментальных традиций в новом стиле, работа Вазехи Лейлы «Лунные минареты» является хорошим примером возрождения основ традиций народного искусства, а также их передачи в более совершенной форме. Эта работа представляет собой ковер, основанный на структуре религиозной архитектуры. Общий размер ковра 90х70 см. Материалом здесь служила шерстяная пряжа. В ткачестве ковра было

использовано около 15 цветов. Интересное сочетание контрастных и близких цветов придает идеальное совершенство структуре композиции. Перед началом работы над ковром было запланировано описание полного строения Айя Софии. Однако в процессе творчества идея может изменить свое исходное состояние. По этой причине позже была создана композиционная структура, в которую вошли общепринятые религиозные памятники, храмы и элементы. Основная идея здесь - последующее использование христианских храмов в качестве мусульманских религиозных памятников, что является основной сюжетной линией ковра. Кроме того, в работе также использовались более древние элементы, символизирующие огнепоклонничество.

Поскольку ковер богат элементами, нет необходимости в общем фоне, только были изображены смешанные облака, заменяющее фон в верхней части. Это оказывает особое эмоциональное воздействие на атмосферу работы. В центральной части находится полная структура собора Айя Софии. Изображение решено с помощью геометрических элементов.

Среди прикладного искусства достаточно научных и теоретических фактов, чтобы утверждать, что керамика уходит корнями в далекое прошлое. Именно поэтому говорят, что создание орнаментов связано с керамическим искусством. Большие археологические исследования доказывают, что искусство керамики охватывает область человеческого творчества.

Салех Мамедов - один из самых известных керамистов современности. Изящные элементы рисунка на фарфоре, созданного художником, наряду с его очаровательной красотой нашли свое отражение в добавлении новизны в национальный орнамент. Среди них своей красотой привлекают внимание подносы, тарелки, чайники, различные декоративные изделия и т.д. Например, на рисунке чайника идеальная композиция получилась в результате гармоничного сочетания простых геометрических элементов, заданных в художественном выражении цветов, таких как черный, желтый, зеленый, оранжевый, светло-розовый, коричневый, белый. Сбоку на розовом фоне есть последовательность черных фигур с треугольной каймой. Такой же орнаментальное решение повторяется на ручке изделия. Детали элемента пахлавы использованы в нижней части чайника. В центре внимание привлекает основная часть более четкой формой. Маленькие белые квадраты также даны в середине светло-зеленых прямоугольников, созданных в каждом углу внутри геометрической формы, напоминающей восьмиугольную звезду. Промежутки довершают точками. Яркое выражение геометрических линейных элементов рисунка на крышке чайника также довершает полноту формы.

Декоративная ваза, хранящаяся в Азербайджанском Национальном Музее Литературы азербайджанского художника-керамиста Джамала Ра-гимова, созданная в 1957 году, привлекает внимание своим портретным изображением Мухаммеда Физули, художник также усилил средства лирико-

50

лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021

романтического воздействия за счет элегантных элементов узора. Размер декоративной вазы 90 см. Его форма также решена в красивой конструкции в соответствии с формой дизайна. Портрет помещен между простой рамкой в центре вазы. В нижней части портрета более явная передача узорчатого элемента путем переплетения ветвей удачно сочетается со сложной орнаментальной композицией при использовании цветочных элементов, представленных в следующих частях. Горлышко вазы сужается, а верхняя часть раскрывается, как цветок. В этих частях стилизованные формы цветочных и растительных мотивов также представляют собой уникальное решение для взаимоотношений между формами и узорами. Одним из интересных аспектов декоративной вазы является портретное изображение работ Физули среди рамок, образованных узорами, несмотря на узкую горловину.

Декоративные тарелки из личной коллекции Адалята Байрамова, художника-миниатюриста и керамиста, работавшего в основном в Турции, интересны своими средствами изображения и стилем узора. Изображения внутри трех тарелок, получивших название «Воины», основаны на традициях средневекового искусства миниатюры. В очень динамичной боевой сцене волнистые линии вокруг ржущих лошадей и сражающихся людей делают ее еще более величественной.

Орнаментация на одежде воинов, изображенных на керамической тарелке, напоминает узорные традиции средневековых элементов ковра. Между точечными границами красочно решены переплетенные части формы пахлавы в подолах и рукавах одежды. Полностью решен узор на щите в стилизованной форме листовых элементов, созданных на основе новаторских разработок художника.

Другой образец из личной коллекции художника, вошедший в серию «Воины», в основном решен в оттенках зеленого и желто-коричневого. Используя только элемент пахлавы, орнамент на одежде создавал интересную сцену изображения с использованием соответствующих оттенков черного.

И в этой работе, как и в других художественных тарелках, А.Байрамов реализовал элементы узора на щите, используя стилизованную форму листового мотива. Он использовал немного меньшую и иную форму этого узора на подолах одежды воинов и соединил детали друг с другом.

Заключение. Таким образом, заметно использование классических орнаментальных композиций в современной керамике, а появление новых элементов рисунка в результате индивидуальной творческой фантазии художника оправдывает линию развития в этом направлении.

Литература

1. Эфенди Р. Образцы резьбы на дереве в Азербайджане (XVIII-XIX вв.) // Известия НАН Азербайджана. Баку: 1966, № 3, с.112-125 (на азерб.языке)

2. Пашаева В. Композиционные особенности Азербайджанской калагаи // журнал «Вопросы изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Баку: 2009, №1 (на азерб.языке)

3. Кязимова М. Художественные особенности резьбы по дереву в Ахзербайджане / диссертация на соискание кандидата наук. Баку: 2016 (на азерб.языке)

4. Садыгова А. Орнаментализм в творчестве Лятифа Керимова // журнал журнал «Медени-маариф». Баку: 2007, №3, с. 23-24 (на азерб.языке)

5. Алиева К. Камиль Алиев. Баку: 2013 (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.