Научная статья на тему '«ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО» КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА: О ГРАФИЧЕС¬КИХ РАБОТАХ ХУДОЖНИКА ДЖАМИЛЯ МУФИДЗАДЕ НА ТЕМУ НЕФТИ'

«ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО» КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА: О ГРАФИЧЕС¬КИХ РАБОТАХ ХУДОЖНИКА ДЖАМИЛЯ МУФИДЗАДЕ НА ТЕМУ НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
нефть / тематика / графика / живопись / Джамиль Муфидзаде / oil / subject matter / graphics / painting / Jamil Mufidzadeh

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амирасланов Муса

Нефтяная тематика занимает особое место в многогранном творчестве известного Азербайджан-ского мастера графики Джамиля Муфидзаде. Его художественно-техническое отношение в этой тема-тике, которая широко распространена в Азербайджанской жи¬вописи, отличается своеоб¬разностью. Работы художника на нефтяную тематику, исполненные в технике офорта, линогравюры и т.д., харак-тери¬зует лирико-роман¬тичес¬кая художественная презен¬тация. Статья посвящена изучению харак¬тер-ных особенностей графических работ Азербайджанского художника Джамиля Муфидзаде на данную тематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“BLACK GOLD” AS A SUBJECT OF ART: ABOUT THE WORKS OF ARTIST JAMIL MUFIDZADE ON THE THEME OF OIL

The subject of oil is widely used in the multifaceted creativity of outstanding graphic master Jamil Mufi-dzade. His artistic-technical attitude is uniquely selected on this topic, most widely used in the fine art of Azer-baijan. Etchings, linocut and mixed technique works with the theme of oil distinguish their lyric-romantic ar-tistic presentation. The article is devoted to the study of the characteristic features of the graphic works of the Azerbaijani artist Jamil Mufidzadeh on this topic.

Текст научной работы на тему ««ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО» КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА: О ГРАФИЧЕС¬КИХ РАБОТАХ ХУДОЖНИКА ДЖАМИЛЯ МУФИДЗАДЕ НА ТЕМУ НЕФТИ»

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» 2©21 / ART

39

УДК 745/749

Амирасланов Муса Диссертант Азербайджанской Государственной Художественной Академии DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-39-40 «ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО» КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА: О ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ ХУДОЖНИКА ДЖАМИЛЯ МУФИДЗАДЕ НА ТЕМУ НЕФТИ

Amiraslanov Musa

Post-graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

"BLACK GOLD" AS A SUBJECT OF ART: ABOUT THE WORKS OF ARTIST JAMIL MUFIDZADE

ON THE THEME OF OIL

Аннотация

Нефтяная тематика занимает особое место в многогранном творчестве известного Азербайджанского мастера графики Джамиля Муфидзаде. Его художественно-техническое отношение в этой тематике, которая широко распространена в Азербайджанской живописи, отличается своеобразностью. Работы художника на нефтяную тематику, исполненные в технике офорта, линогравюры и т.д., характеризует лирико-романтическая художественная презентация. Статья посвящена изучению характерных особенностей графических работ Азербайджанского художника Джамиля Муфидзаде на данную тематику.

Abstract

The subject of oil is widely used in the multifaceted creativity of outstanding graphic master Jamil Mufidzade. His artistic-technical attitude is uniquely selected on this topic, most widely used in the fine art of Azerbaijan. Etchings, linocut and mixed technique works with the theme of oil distinguish their lyric-romantic artistic presentation. The article is devoted to the study of the characteristic features of the graphic works of the Azerbaijani artist Jamil Mufidzadeh on this topic.

Ключевые слова: нефть, тематика, графика, живопись, Джамиль Муфидзаде, Keywords: oil, subject matter, graphics, painting, Jamil Mufidzadeh

Введение. 60-е годы прошлого столетия ознаменовались заметным оживлением в изобразительном искусстве Азербайджана. Среди художников, работы которых в тот период привлекали наибольший интерес, был и Джамиль Муфидзаде (19342019) (1, 35). Он получил образование по специальности в Азербайджанском государственном художественном училище им. А.Азимзаде (1948-1955) и Харьковском государственном художественном институте (1956-1962), а по возвращении в родной Баку активно участвовал в выставках различного ранга. Его графические работы на различные темы обращали на себя внимание в первую очередь новым подходом к традиционным мотивам. Это ярко проявляется в его сериях табло «Баку - нефтяная столица» (1967-1970) и «Нефть Абшерона» (19671975), которые создавались в различных графических техниках, а это позволило изображать характерные черты нефтепромыслов с особым колоритом, в запоминающейся форме. Собственно говоря, художественный взгляд Муфидзаде на нефтепромыслы с их резервуарами и извивами трубопроводов несет в себе элементы лирико-романтической трактовки сурового стиля - ведущего направления в изобразительном искусстве того времени.

Прежде чем перейти к художественной характеристике двух вышеупомянутых серий на нефтяную тему, необходимо заметить, что интерес к этой тематике у автора зародился еще в студенческие

годы, и свою дипломную работу он посвятил бакинским нефтяникам, создав серию красочных офортов под названием «Нефтяные камни». Все двенадцать работ этой серии отличаются композиционно, и насыщены эмоционально. Многие листы из этой серии - «Лунная ночь», «Краны на ремонте», «Идущие на дежурство» привлекают богатством красок, в них чувствуется стремление автора подчеркнуть романтику труда нефтяников. Мастерски используя тонкости техники офорта, художник сумел создать произведения, эмоционально воздействующие на зрителя.

Картина «Нефтяной Баку» (1974) представляет собой подлинный гимн «черному золоту», которое прославило Азербайджан по всему миру. Стремясь к монументальности в подаче темы, художник достиг своей цели путем разработки композиции в вертикальной конфигурации. Вертикально холст делится тремя арками - одна большую и две поменьше; в центре помещается нефтеперерабатывающая установка, по краям - ряды нефтяных вышек, внизу - резервуары, полные нефти (2, 67). Таким путем художник представил собственную оригинальную образную трактовку темы нефти. Удачно применяя возможности офортной техники в смысле создания цветовых тонов, он достиг впечатляющего ритма, основанного на сочетании штрихов и красок.

В картине «Бакинские кружева» (1971) также использована вертикальная конфигурация, причем

40

лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021

автор стремится подчеркнуть утонченность общего фона. Центральная роль в сюжете здесь принадлежит нефтяным вышкам, в художественной трактовке которых заметно стремление к этой утонченности. Четыре ряда нефтяных вышек на фоне наскальных рисунков Гобустана и освещающее все это солнце с узорами образуют запоминающуюся композицию, обладающую значимой эстетической нагрузкой.

Офорты «Мой Баку» (1971) и «Стальной лес» (1971) также являют собой пример образного, художественного взгляда на нефтяную тему. И здесь мы видим ту же вертикальную конфигурацию, в которой россыпь нефтяных вышек на фоне классического пейзажа Абшерона выглядит как «стальной лес» - таким приемом автор стремится подчеркнуть все значение «черного золота», а факел горящего газа в центре композиции призван выразить величие заслуг тех, кто добывает это богатство из земных недр (3).

В «Моем Баку» художник стремился средствами графики передать специфическую эстетику нефтедобычи на суше и на море. Изображая с ювелирной точностью металлические конструкции, рассыпанные на пространстве сухопутных и морских месторождений, художник подчеркивает своеобразную эстетику индустриального пейзажа. Причем можно сказать, что этого он достигает с помощью умелого использования контрастов графических штрихов.

Работы «Баку - нефтяная столица» (1974) и «Торжество труда» (1976) в некотором роде подвели итоги серии «нефтяных» офортов, созданной Джамилем Муфидзаде. Целый ряд композиционных деталей в этих табло призван подчеркнуть прославление азербайджанской нефти по всему миру. В первом из этих табло мы видим нефтяные вышки вокруг «Города Ветров», а во втором - лес вышек, высящийся на земном шаре. Последнее представляет собой художественную трактовку всемирной славы Баку и бакинской нефти.

Джамиль Муфидзаде - художник, который на протяжении всей своей творческой жизни не терял умения удивляться виденному, и в своих картинах на нефтяную тему сумел выявить и показать удивительные детали нефтяного пейзажа. Эти особенности видны в таких его картинах, как «Кешла» (1973) и «Индустриальный Баку» (1968), где автор активно прибегает к приему художественного преувеличения, достигая запоминающейся подачи нефтепромыслов с их специфичным колоритом.

Линогравюра - относительно простая техника в искусстве графики, но при изображении на многие темы может считаться незаменимой. Следует

заметить, что работы Дж.Муфидзаде в этой технике отличаются своей насыщенностью и богатством исполнения. В таких табло, как «Нефтяные камни», «Морской промысел» (1971), «Нефтяное море»

(1971), «Абшеронский мотив» (1968), «Старые промыслы» (1968), «Цветы Абшерона» (1971) бросается в глаза утонченность штрихов, в которой автор проявил без преувеличения поразительное мастерство. Органически сочетая в композициях людей и технику, природу и промышленные сооружения, художник достигает впечатляющего эффекта.

Своеобразный художественный почерк Дж.Муфидзаде сформировался не в последнюю очередь благодаря используемой им смешанной технике. Путем сочетания различных техник графики художник добивался донесения до зрителя эстетических особенностей изображаемого сюжета до тонкостей. Таковы его работы «Храм нефти»

(1972), «Нефтеперерабатывающий завод» (1972), «Нефтяные резервуары» (1970), «Нефтяной эшелон» (1971), «Бакинская пирамида» (1970), «Кара-даг» (1970), «Резервуары» (1970), «Апшеронский пейзаж» (1975), «Нефтехранилище» (1978). При всей лаконичности цветовых тонов автор сумел достичь запоминающейся подачи характерных особенностей индустриального пейзажа.

Заключение. Таким образом, графические работы Джамиля Муфидзаде по нефтяной тематике убедительно рекомендуют его как художника, сказавшего свое слово в азербайджанском изобразительном искусстве. Его произведения, выдержав испытание временем, влились в сокровищницу национальной художественной культуры, заняв в ней собственную нишу в качестве непреходящей ценности.

Наряду с этим, произведения народного художника Азербайджана, посвященные нефти, важны и как художественное отображение того времени - времени, ознаменовавшегося ускоренным развитием нефтяной промышленности Азербайджана. Показательно, что этот важный компонент наследия Муфидзаде поминается в дни очередной годовщины «контракта века».

Литература

1. Азербайджанское искусство (К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Рзаев, Н.Габибов). Баку: 1992, 344 с. (на азерб.языке)

2. Алиев З. Джамиль Муфидзаде. Жизнь пропитанная в черты. Баку: 2010, 212 с. (на азерб.языке)

3. Петров-Стромский В. Связь времен. Москва,1988. 120 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.