Научная статья на тему 'Наскальные изображения в памятниках Азербайджана'

Наскальные изображения в памятниках Азербайджана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ / MONUMENTS / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ГОБУСТАН / ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ / MAIDEN TOWER / PORTRAYALS ON ROCKS / QOBUSTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мехтиева Айтен Али Кызы

Наскальные изображения, отражающие и совокупляющие в себе основные идеи своего времени, довольно часто встречаются в различных регионах мира. В Азербайджане, особенно в Гобустане, Гемигая и в других местах, где преимущественно встречаются данные наскальные изображения, найденные в этих исторических памятниках, а также изобразительное искусство своими корнями уходят в эпоху каменного века. Изучение данных изображений еще раз подтвердило наличие этих рисунков на скалах, а также в различных исторических памятниках. Следовательно, наскальные изображения башен, которые встречаются на скалах холма Язылы горы Джингирдаг, имеют некую схожесть с известной Девичьей башней Азербайджана. Внешняя структура, форпост, место расположения, внутренняя структура ярусов и кладка Бакинской Девичьей башни нашли свое наглядное отражение в этих наскальных изображениях. Исходя из этого следует отметить, что отражение памятников Азербайджана в данных наскальных изображениях вызывает огромный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portrayals on rocks in the monuments of Azerbaijan

The portrayals on rocks, reflecting and combining the fundamental ideas of their period, are especially often met in different regions of the world. The indicated portrayals on rocks, which are met on the territory of Azerbaijan, especially in Qobustan, Gemigaya and other places and found in the historical monuments, also the fine arts go with their roots to the stone century. The investigation of indicated portrayals has confirmed the availability of the portrayals on the rocks, also in various historical monuments. Therefore, the portrayals on rocks of the towers, which are met on the rocks of hillock of Yazyly of mountain Jingirdag, have some resemblance with famous Maiden Tower of Azerbaijan. The external appearance, the outpost, the internal structure and appearance of the circles and the laying masonry of Baku Maiden Tower have found their visual reflection in the indicated portrayals on rocks. From this point of view ought to mention, that the reflection of the monuments of Azerbaijan in indicated portrayals on rocks has caused the great interest.

Текст научной работы на тему «Наскальные изображения в памятниках Азербайджана»

wvw.sibac.info

ИСТОРИЯ

СЕКЦИЯ «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПАМЯТНИКАХ АЗЕРБАЙДЖАНА

Мехтиева Айтен Али кызы

канд. ист. наук, доц. кафедры Всеобщей истории, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет,

Азербайджанская Республика, г. Баку E-mail: ayten-69@mail.ru

PORTRAYALS ON ROCKS IN THE MONUMENTS OF AZERBAIJAN

Ayten Mehdiyeva

c.h.s., associate professor at the Department of General History, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku

Azerbaijan, Baku

АННОТАЦИЯ

Наскальные изображения, отражающие и совокупляющие в себе основные идеи своего времени, довольно часто встречаются в различных регионах мира. В Азербайджане, особенно в Гобустане, Гемигая и в других местах, где преимущественно встречаются данные наскальные изображения, найденные в этих исторических памятниках, а также изобразительное искусство своими корнями уходят в эпоху каменного века. Изучение данных изображений еще раз подтвердило наличие этих рисунков на скалах, а также в различных исторических

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 8 (58), 2016г.

памятниках. Следовательно, наскальные изображения башен, которые встречаются на скалах холма Язылы горы Джингирдаг, имеют некую схожесть с известной Девичьей башней Азербайджана. Внешняя структура, форпост, место расположения, внутренняя структура ярусов и кладка Бакинской Девичьей башни нашли свое наглядное отражение в этих наскальных изображениях. Исходя из этого следует отметить, что отражение памятников Азербайджана в данных наскальных изображениях вызывает огромный интерес.

ABSTRACT

The portrayals on rocks, reflecting and combining the fundamental ideas of their period, are especially often met in different regions of the world. The indicated portrayals on rocks, which are met on the territory of Azerbaijan, especially in Qobustan, Gemigaya and other places and found in the historical monuments, also the fine arts go with their roots to the stone century. The investigation of indicated portrayals has confirmed the availability of the portrayals on the rocks, also in various historical monuments. Therefore, the portrayals on rocks of the towers, which are met on the rocks of hillock of Yazyly of mountain Jingirdag, have some resemblance with famous Maiden Tower of Azerbaijan. The external appearance, the outpost, the internal structure and appearance of the circles and the laying masonry of Baku Maiden Tower have found their visual reflection in the indicated portrayals on rocks. From this point of view ought to mention, that the reflection of the monuments of Azerbaijan in indicated portrayals on rocks has caused the great interest.

Ключевые слова: памятники, наскальные изображения, Гобустан, Девичья башня.

Keywords: monuments, portrayals on rocks, Qobustan, Maiden Tower.

Древние наскальные изображения играют важную роль в изучении дописьменного периода человеческого общества. Данные изображения возникали в различных регионах мира, относятся к разным периодам истории, а также полностью совокупляют в себе основополагающие идеи своего времени.

Древние люди со временем расширяя свои знания и представления о мире пытались запечатлеть все заработанное, а также реальные сцены из природы, на скалах, тем самым создавали редкие наскальные изображения. Древние люди воспринимали вселенную чувственным сознанием, т. е. существовало восприятие мира его основным, начальным и изначальным этапами. Наличие наскальных изображений

www.sibac.info

преимущественно в возвышенных полосах горных массивов привлекают особое внимание. Возможно, древние люди воспринимали и отождествляли такие высокие горные массивы как способ осознания существования бога. Одновременно это являлось элементом общего сознания и основополагающим способом самовыражения. В разных регионах мира, а также в Азербайджане среди древних наскальных изображений встречаются схематические силуэтные изображения человека, животных, птиц, кораблей, небесных тел и разные символические знаки, найденные в Гобустане и Гемигая (Азербайджан), Гуваруке, Кейикли-тепе, Кемалийе Дилли (Турция), в пещерах Саймалыдаш и Ак Чункур (Киргизия), Магура (Болгария), Тамгалысай (Язылыгая) (Казахыстан), в Ходжикенте недалеко от Ташкента (Узбекистан) и других регионах, являются ярким примером наличия начала общего сознания (восприятия), а в дальнейшем и общей культуры древних людей, проживавщих в разных странах мира [16; 96].

Наскальные изображения в Азербайджане впервые стали предметом изучения начиная с 30-х годов ХХ века в Гобустане, в 1960-1970 гг. на территории Апшеронского полуострова, в Нахичевани (Гемигая), Келбаджаре, а в последние годы и в Южном Азербайджане (Карадаг). Примерно похожие наскальные изображения были найдены на территории Дагестана, Карелии и в окрестностях озера Онега, в пещере Кар (Урал), в Сибири, Забайкалье, Нижнем Амуре и окрестностях озера Байкал, в Каменной Могиле (Украина), в Грузии, Монголии, Франции, Италии, Скандинавии, Африке и других регионах [18; 15-16].

В Гобустане найдены наскальные изображения древних женщин, которые являются предметом особого изучения. Характер выполнения высеченных на скалах многочисленных рисунков свидетельствует о весьма древним происхождении многих из них [11; 16]. Самыми древнейшими среди них являются наскальные изображения древних женщин, найденные на стенах лагерей каменного периода таких как в «Гаяарасы» и «Джейранлар» (гора Кичикдаш), в «Ана зага» и «Кенизе» (гора Бююкдаш). Данные наскальные изображения женщин имеют некую схожесть с изображениями и статуэтками женщин периода верхнего палеолита [18; 18]. Наскальные изображения женщин, найденные в Гобустане, имеют отличительные черты с точки зрения гравировки и форм передачи. Определённая группа этих наскальных изображений была передана с боковой стороны, высечена в теневом стиле, а внутренняя сторона была выравнена. Женские наскальные изображения такого рода, символически передающие и совокупляющие мировоззрение периода верхнего

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 8 (58), 2016г

палеолита, являются самыми древними изображениями в Гобустане. Вторая группа женских изображений хотя и по сути является повтором той группы, однако на плечах женских изображений встречается оружие периода мезолита - лук, стрела и др. Что касается третьей группы женских наскальных изображений, хотя и эта группа похожа на вторую группу, однако она была изображена контурными линиями, а внутренняя сторона была украшена разными перекрестными линиями [17; 61].

На территории Азербайджана были найдены статуэтки высотой 5-20 см, относящиеся к периоду кувшинных погребений. Они в основном были изготовлены из красной глины и являлись статуэтками голых женщин. Данные глиняные фигурки были изготовлены довольно грубо и схематически, датированы концом I тыс. до н. э. - началом н. э. Эти статуэтки имеют достаточно много общих черт с женскими фигурками в наскальных изображениях в Гобустане, где было найдено бесчисленное количество человеческих изображений. Следует отметить, что некоторые из женских графических изображений и статуэток, найденных в разных регионах Азербайджана, относятся к Богине Плодородия, широко известной на Ближнем Востоке и Центральной Азии, в Южном Кавказе и Иране [14; 67]. По сведению античного автора Страбона, в честь этой богини возвышались храмы и приносились жертвы [10; 484]. Одновременно мужчины и женщины-рабы отдавались богине во услужение. Даже знатные люди племени отдавали своих дочерей во услужение богине [10; 501]. Несмотря на то, что в произведении М. Каланкатуйского «История Албании» указывается на наличие поклонения богине по имени Афродита, однако местное название богини в труде не упоминается. Наряду с реалистическим подходом в статуэтках, найденных в Азербайджане, можно также встретить все виды категорий начиная с крайней абстрактности, элементарности и крайнего натурализма до развитого формализма, экспрессионизма и импрессионизма [13; 85]. Возникновение женских изображений и статуэток объясняется как символ изобилия, считается олицетворением женщины-богини в родо-племенном обществе периода матриархата. Следует особо отметить, что возникновение человеческих поселений в Гобустане начинает с каменного века и продолжает до Средневековья. Именно раскопки, которые велись на этой территории, стали основой для решения проблем мезолита и неолита [18; 45]. Аналогичные изображения также встречаются в памятниках Гемигая (Нахичевань). Основное место в системе верования оседлых и кочевых племён занимает поклонение Солнцу, что скорее всего объясняется непосредственной связью человека с природой, особенно с такой

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 8 (58), 2016г_

небесной святилой, как Солнце. Следует также уделять особое внимание наскальным изображениям, символизирующим Венеру, которые были найдены в памятниках Гемигая. Культ Венеры, который преимущественно передаётся округленной форме дублетов и непосредственно связан с культом Близнецов [15; 31-35].

В эпоху каменного века культ Богини-Матери встречается во всех странах мира. В глубокой древности культ женского начала был характерен почти для всех народов, населявших Евразийский материк. На огромном пространстве от Пиренеев до Скандинавии и по сей день находят женские фигурки, относящиеся к верхнему палеолиту. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют «Венера»ми (40-45 тыс. до н. э.). Это были идолы Богини-Матери, культ которой в первобытную эпоху носил универсальный характер [7; 178]. По утверждению историков, первый образ Божества был изображением Вселенской Матери. Е.О. Джеймс четко формулирует это в своей книге «Культ Богини» [6]. Исследователи предпринимали попытки истолкования этих фигур. Одни считают женские фигурки воплощением образа женщины -родоначальницы, связанного с материнским родом и отражающего его идеологию. Другие считают их образом женщины - хозяйки очага. По мнению третьих, которые составляют большинство, они были культовыми изображениями (идолы или амулеты Богини-Матери) [9; 36]. Как бы это не было истолковано, они дают основание говорить о большой роли материнского начала в обществе и образ женщины-матери стоял в центре общественного сознания. Идейное содержание образа было связано с установлением матриархального родового строя. Одним из интересных аспектов доисторического культа Богини является его «синкретизм» (Дж. Кэмпбелл). Культ Богини был одновременно и политеистическим, и монотеистическим. Он был политеистическим в том смысле, что Богиня имела разные имена, разнообразны были и формы ее почитания. Он также был монотеистическим в том смысле, что мы можем говорить о вере в Богиню точно так же, как мы говорим о Боге как вездесущее бытие. Т. е. в различных регионах символика и образность обрядов поклонения Богине в ее различных аспектах - матери, прародительницы, созида-тельницы или девы - имеют поразительно много общего [9; 40-41].

Также на скалах Гобустана наряду с людьми, животными и повозками были изображены планы крупных и малых поселений. Изучение их планировочной структуры выявило ряд разнообразных решений, зависевших от участка, выбранного под строительство поселения, наличия питьевой воды, естественных выходов газа,

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 8 (58), 2016г

защищенности участка от ветра и нападений. Среди построек изучаемых поселений, наряду с жилыми и хозяйственными элементами, были выявлены также культово-общественные сооружения и их комплексы.

На скалах холма Язылы горы Джингирдаг (Гобустан) имеются палеографические изображения трех башенных сооружений, относящихся к III-II тыс. до н. э. Согласно И. Джафарзаде, изображение представляет собой вертикальный четырехугольник с горизонтальными членениями. У нижней части высечен еще один четырехугольник горизонтальной удлиненной формы с почти округлыми углами, площадь которого разделена на семь ступеней. Справа от него имеется очень маленькое изображение животного, напоминающего лошадь [5; 27-28]. По мнению одних ученых, все три изображения (№ 7, 10, 11) (Д.А. Ахундов и др.), [2; 98], а по истолкование других, только двое из них (№ 10, 11) (Г. Гасанов) соответствуют Гыз галасы [4; 185]. Эти древние монообъемные башенные храмы, сооружены в Азербайджане ещё в глубокой древности. Интересна архитектура этих храмов: одна башня возведена методом циклопической кладки, средняя - полностью декорирована горизонтальными членениями на восемь ярусов и последняя в верхней своей части решена горизонтальными членениями с нижней, решенной крупными каменными квадратами в виде террасы или мощного контрфорса. Именно архитектура этого типа культовых башен легла впоследствии в основу декоративного решения восьмиэтажного бакинского храма -Гыз галасы [2; 99-100]. Кроме бакинского Гыз галасы, примерами культовых сооружений башенного типа можно привести: башенные храмы Мидии [1, таблицы CV; CVI], храм Белы близ Вавилона, храмы Хорезма в крепости Джанбаскала и др. [2; 100].

Во многих странах мира встречаются различные типы Девичьих башен. На территории Азербайджана, России, Турции, Ирана, Балканского полуострова, Эстонии, Германии, Польши и других стран были сооружены Девичьи башни. Следует отметить, что сооружение вышеупомянутых построек в таком большом масштабе носит не случайный характер. Так как женщина была источником жизни, отождествляя женщину с землей, а землю с божественной силой, наши предки имели все основания предположить, что творец был женского рода [8; 21]. Бог был женщиной, по крайней мере первые 200 000 лет существования человека на земле (М. Сье и Б. Морю). Первое изображение божества, которое человек вырезал из дерева либо вылепил из глины, представляло собой не «господа» бога, а «госпожу» богиню [3; 14]. Изменение формы и адаптация к разным религиозным

www.sibac.info

системам в лице такого древнего человека, а также сохранение им своей важной роли в этих системах нашли свое яркое отражение в различных памятниках. Одним из таких памятников являются Девичьи башни. Наличие более 50 Девичьих башен и довольно неоднозначный подход разных исследователей к этим сооружениям указывают на то, что данный исторический памятник и его суть не поддаются объяснению с точки зрения современного мировоззрения. Поэтому цель сооружения Девичьих башен следует исследовать в более древних исторических событиях, необходимо изучать проблемы, связанные с распространением этих памятников в таком большом ареале, а также механизмы межкультурных интеграционных процессов, происходивших у тюркских народов в период древности и средневековья [12, 55]. С этой точки зрения, изучение и исследование наскальных изображений бесценны. Следовательно, необходимо беречь эти наскальные изображения, а также памятники, имеющие непосредственное отношение к данным объектам, более внимательно их исследовать и передать будущим поколениям.

Список литературы:

1. Алиев И.Г. История Мидии. Баку: Изд-во АН Азерб. ССР, 1960. - 360 с.

2. Ахундов Д.А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку: Азернешр, 1986. - 311 с.

3. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. - М.: Наука, 1990. - 335 с.

4. Гасанов Г.А. Бакинская Девичья башня. Баку: Чашыоглу, 2014. - 488 с.

5. Джафарзаде И.М. Гобустан. Баку: Элм, 1973. - 348 с.

6. Джеймс Е.О. Культ Богини - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: http:// www/omkara/ru/Madonna/part12.htm (Дата обращения 03.03.2016).

7. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 670 с.

8. Мовсумова Л.Д. Анализ статуса женщины в контексте религиозного мировоззрения. Баку: УЛУ ИКФ, 2007. - 224 с.

9. Мовсумова Л.Д. Женское начало в истории человечества. Баку: Элм, 2011. -224 с.

10. Страбон. География. Пер. Г.А.Стратоновского. - М.: Наука, 1964. - 944 с.

11. Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А. История архитектуры Азербайджана. - М.: Государственное Издательство Литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - 396 с.

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история _№ 8 (58), 2016г

12. Хабижанова Г.Б. Древнетюркская мифология в контексте изучения традиционного мировоззрения и цивилизации номадов Евразии. Алматы: «Казак университета», 2015. - 134 с.

13. Açurbsyli S.B. Çirvan^ahlar dövlsti. VI-XVI ssrlsr. Baki: AVRAS1YA PRESS, 2006. - 416 s.

14. A^urbsyli S.B. Çirvan^ahlar dövlsti. Baki: APOSTROF Çap evi, 2009. - 288 s.

15. Baxçsliyev V., Seyidov A., Qsdirzads Q., ibrahimli B. Qsdim Ordubad. Naxçivan: "Эсэт" NPB, 2014. - 312 s.

16. Nsbiyeva F. Damian da^larm izi ils // Msdsni hsyat. - 2013. - № 7. - S. 95-97.

17. Rüstsmov C.N. Qobustan dünyasi. Baki: Azsrns^r, 1994. - 176 s.

18. Rüstsmov C.N. Qobustan - Azsrbaycanin qsdim msdsniyyst ocagi. Baki: Nurlar, 2006. - 96 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.