Научная статья на тему 'Девичьи башни Азербайджана и Эстонии: схожие и отличительные черты'

Девичьи башни Азербайджана и Эстонии: схожие и отличительные черты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MAIDEN TOWER / NEITSITORN / AZERBAIJAN / ESTONIA / MEGHEDE / ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ / НЕИТСИТОРН / АЗЕРБАЙДЖАН / ЭСТОНИЯ / МЕГХЕДЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мехтиева Айтен Али Кызы

Множество материалов, связанных с Девичьими башнями, занимающими своеобразное место среди памятников культуры всего мира, дошло до наших дней. Сооружение этих монументальных памятников начиная с древнейших времен в странах Востока и Запада предвещает о наличии более основательных и серьезных мотивов в сфере изучения истории этих башен. В этой связи вызывает огромный интерес сравнительное изучение Девичьих башен, сооруженных на территории двух отдельных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Maiden Towers of Azerbaijan and Estonia: similar and characteristic features

The information of different characteristic elements connected with the Maiden Towers took the peculiar place among the cultural monuments of the world reached up today. The construction of these towers on the territory of Eastern and Western countries beginning from ancient period informs about the availability of more serious motives in the sphere of investigation of these monuments history. From this point the comparative research of indicated Maiden Towers constructed in two different locations excites interest.

Текст научной работы на тему «Девичьи башни Азербайджана и Эстонии: схожие и отличительные черты»

Mehdiyeva Ayten Ali, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Associate professor at the Department of General History, c. h. s.

E-mail: [email protected]

The Maiden Towers of Azerbaijan and Estonia: similar and characteristic features

Abstract: The information of different characteristic elements connected with the Maiden Towers took the peculiar place among the cultural monuments of the world reached up today. The construction of these towers on the territory of Eastern and Western countries beginning from ancient period informs about the availability of more serious motives in the sphere of investigation of these monuments history. From this point the comparative research of indicated Maiden Towers constructed in two different locations excites interest.

Keywords: Maiden Tower, Neitsitorn, Azerbaijan, Estonia, Meghede.

Мехтиева Айтен Али кызы, Азербайджанский Государственный Педагогический Университет, Баку, доцент кафедры Всеобщей истории, к. и. н.

E-mail: [email protected]

Девичьи башни Азербайджана и Эстонии: схожие и отличительные черты

Аннотация: Множество материалов, связанных с Девичьими башнями, занимающими своеобразное место среди памятников культуры всего мира, дошло до наших дней. Сооружение этих монументальных памятников начиная с древнейших времен в странах Востока и Запада предвещает о наличии более основательных и серьезных мотивов в сфере изучения истории этих башен. В этой связи вызывает огромный интерес сравнительное изучение Девичьих башен, сооруженных на территории двух отдельных стран.

Ключевые слова: Девичья башня, Неитситорн, Азербайджан, Эстония, Мегхеде.

Исследование памятников культуры является одним Разные народы именуют Девичьи башни по-разному.

из важных проблем, вызывающих огромный интерес. Изу- Девичьи башни Азербайджана именуются как башня Хун-чение истории сооружения памятников, уточнение важней- зар (Кылыс Хунзар), храм Белы, храм Митры, храм Аху-ших факторов, оказавших огромное влияние на возникно- ра-Мазды и шести Амеша Спенты, храм Ардвисуры или вение башен, выявление основных функций памятников на богини Вега, Божий дом, башня Кесаря, башня Зиммури-протяжении многих лет, наличие материалов, связанных с ады, башня Апат-Напаты, башня Гуза, башня Девиц, башня наименованиями башен и являющимися в какой-то мере Лозы, башня Предателя, зиккурат, оборонное сооружение, непонятными, требует особый подход к истории памят- маяк, обсерватория и др. Такие наименования, как Кади-ников культуры. С этой точки зрения изучение истории фе (Кыдефа), Белгыз (Балгыз) на территории Турции, Девичьих башен является важным делом. Распространение имена разных богинь в Иране, башня Судак и Кыз Кер-Девичьих башен на территории стран Запада и Востока ука- мен в Крыму и другие названия были отнесены этим баш-зывает на древность исторических корней этой проблемы. ням. Башня Мегхеде, Башня девиц, Neitsitorn (Эстония),

Идеологическая основа возникновения памятников, Meghdturm, Mädchenthurm (Германия) и другие, располо-связанных с девичьими именами, относится к странам женных на территории европейских стран, известны как Древнего Востока. К удивлению исследователей, первое Девичьи башни [2]. Каждая из этих башен имела особую изображение божества, которое древний человек выре- характерную черту, при этом сохраняла элементы местной зал из дерева, либо вылепил из глины, представляло со- культуры наряду с общепринятыми понятиями. бой не «господ»а бога, а «госпожу» богиню. Это было Письменных сведений о народах восточного Балтий-

олицетворение матери-земли [1, 13-15]. Именно данное ского моря до II тыс. н. э. имеется мало. Римский историк мировоззрение сумело сохранить свое существование в Тацит в написанном в 98 г. н. э. сочинении «Germania» разных обличиях и формах в других религиозных системах, впервые упоминает балтийские племена, которых он обо-отличающихся друг от друга, что нашло свое отражение значал термином Aestii. По его словам, они поклонялись в отдельных древних памятниках. Одними из таких ярко праматери богов и собирали янтарь у моря [3, 22]. В сере-выраженных памятников являются Девичьи башни. дине XII в. арабский географ ал-Идриси отметил Таллинн

The Maiden Towers of Azerbaijan and Estonia: similar and characteristic features

на своем глобусе и впервые упомянул его в труде «Развлечения тоскующего о Странствии по областям», как временные укрепления [4, 3]. В этой связи датирование Девичьей башни XIV веком не может нести случайный характер.

Таллинн не мог существовать только как торговый центр, как любой средневековый город должен был быть хорошо укреплен. Многое из того, что сейчас находится в этом городе, было сформировано в эпоху Крестовых походов, когда чужеземные войска принесли в Эстонию христианство и использовали Таллинн как свою военную базу [4, 5]. С появлением немецких и датских мастеров на территории Эстонии стали распространяться принципы западноевропейского искусства. В первой половине XIII в. в Эстонии господствовал романский стиль, в третьей четверти XIII в. — ранняя готика, с конца XIII в. — высокая готика и с середины XIV в. до первой четверти XVI в. — поздняя готика. Последний период считается временем расцвета эстонского средневекового зодчества в Таллинне [5, 668]. Сооружение таллиннской Девичьей башни совпало во времена готического периода и отражало самые важные элементы готического зодчества в Эстонии. Данная Девичья башня была сооружена как составная часть городской оборонной системы XIV в. [6]. Таллиннский Неитситорн находится в окружении нижних городских стен, в Саду датского короля. В начале эта башня состояла из трех этажей (ярусов). В дальнейшем в XV в. в качестве открытой платформы был сооружен еще один этаж [7, 15]. В отличие от этих башен Девичьи башни Азербайджана имеют форму грандиозных построек. Высота Бакинской Девичьей башни достигает 28 м.

Основная часть Девичьих башен Азербайджана была сооружена в эпоху Средневековья [8, 51-52]. Однако в ходе уточнения истории сооружения этих девичьих башен встречаются некоторые ошибки. В этой связи следует отметить, что опираясь на наличие «случайного» камня, находящегося на стене Бакинской Девичьей башни, на котором имеется некая запись, в ходе изучения которой исследователь И. Н. Березин относит этот памятник к XIV в. [9, 34]. Данный подход исследователя к этому вопросу объясняется неправильной трактовкой указанной записи, находящейся на стене этой Девичьей башни. Мысль исследователя И. Н. Березина о связи истории сооружения этого памятника с деятельностью правителей династии Хулагуидов, а также о возникновении легенд о Девичьих башнях, датированных ^-УП веками, вызывает сомнение о достоверности концепции учёного. В последующем исследователи М. С. Саяпин и И. Н. Пахомов однозначно отвергли его «фантастическую» концепцию, а также мысль о датировании истории сооружения Бакинской Девичьей башни XIV веком. Следует отметить, что в ходе изучения Бакинской Девичьей башни, история сооружения которой была отнесена к XII веку, а также более глубокого анализа данных материалов, относящихся к этому памятнику [10, 151-153; 11, 122-123], мы становимся свидетелями недостоверности данных выводов, которые были

сделаны в ходе исторической периодизации. Азербайджанский исследователь Д. Ахундов, ведущий более точную исследовательскую работу в этой отрасли, опираясь главным образом на древние изображения в Гобустане [12, 27-29], выдвинул концепцию о сооружении Бакинской Девичьей башни в VШ-VII вв. до н. э. [13, 94]. Последние исследовательские работы указывают на то, что Девичьи башни (за исключением Бакинской Девичьей башни) были сооружены антично — раннесредневековый период. В разных этапах средневековья встречается тенденция реставрации этих памятников, постепенное превращение их в оборонительные сооружения, использование данных построек в качестве маяков или обсерваторий. Азербайджанские Девичьи башни (Баку, Шемахе, Кедабеке, Нахичевани и т. д.), их структура, свойства сооружения, природно-географи-ческое расположение приводят к выводу о более раннем периоде сооружения этих памятников. История сооружения Бакинской Девичьей башни относится к периоду начиная с Х-УШ веков до н. э. до VШ-VII веков до н. э., а иногда к более позднему периоду.

Девичьи башни Азербайджана располагаются на различных местностях с отличительными природными свойствами. Среди них следует отметить Девичьих башен, находящихся на берегу морей, озер и рек, недалеко от крепостных стен, связанных с городскими оборонительными сооружениями, построенных на возвышенных местностях, на вершине холмов, скал и гор. Среди Девичьих башен Азербайджана последний тип построек на возвышенных местах занимает главное место. Существует также тенденция о связи топонимов, относящихся к слову «девушка», с горной местностью, памятником, сооруженным на вершине горы, а также недостаточность таких топонимов на территории Арана, и в этой связи существует теория употребления слова кыз (девушка) в значении горы [14, 80-81]. Примерно с такой же ситуацией мы сталкиваемся в ходе рассмотрения природно-географиче-ского места расположения Девичьих башен на территории Эстонии. Девичья башня в Таллинне находится на самом высоком холме. По мнению исследователей, ее географическое расположение связано и имеет прямое отношение к ее названию [15]. В документе башни (1373) она указана как башня Мегхеде (Мегхде), опираясь на которого исследователи указывают на употребление этого названия от эстонского слова «ш^Ь> (гора) во множественном числе и родительном падеже. Язык эстонцев не имеет ничего общего с остзейскими бюргерами. Поэтому название башни подверглось изменению и М^&еШгт было заменено Ма<ЗсЬеп1:Ьигт (Башня девиц).

Существует версия о названии Таллиннской Девичьей башни Megxede (Megxde) в честь смотрителя этой башни капитана Хинсе Мегхена [16]. По другой версии, городской муниципалитет поручил подрядчику Хинсу Мегхею сооружение фортификационной системы. Архитектор Мегхе проживал на улице Рюйтли, недалеко от данной башни. Существует версия о том, что эта башня

была названа таким образом — башней Мегхде [17]. Такая постановка вопроса выглядит неубедительной в настоящее время, хотя и можно встретить в истории факт названия сооруженных башен в честь своих архитекторов. Однако эта тенденция не получила широкий размах. С другой точки зрения, неожиданное изменение названия башни в Таллинне во время шведского правления, замена имени архитектора на слово «девушка», а также связывание этого события с деятельностью бюргеров вызывает некоторое сомнение. Поэтому, учитывая наличие более глубоких корней этого вопроса, считаем уместным припомнить предположение, связанное с Бакинской Девичьей башней.

Название города Баку, где находится эта башня, трактуется как вечное место, поприще богов. А также это слово образовалось от «Бак-ы», т. е. «Бак» (смотреть) и «ы» (место). Баку — это название, данное местными жителями огромному сооружению, похожему на высокий холм, с вершины которого можно увидеть всю окружность. Племя баканов, основными функциями которого были оборона и защита памятника, вокруг которого оно проживало, а также имя которого упоминается в источниках, свое название передало поселению, расположенному вокруг Девичьей башни [18, 8].

Между внешним обличием Девичьих башен, расположенных на территории Азербайджана и Эстонии, имеются отличительные черты. Таллиннская Девичья башня — это крепостная башня в юго-западной части Таллиннской оборонительной стены между надвратной башней Люхике ялг и Харьюскими воротами. Являясь составной частью целой

оборонительной системы эта башня скорее всего была предназначена для военных нужд в период Средневековья. Девичья башня в Шемахе, одна из Девичьих башен Азербайджана, выступала непосредственно как составная часть городской оборонительной системы. Хотя Девичья башня была сооружена в более раннем периоде, она была адаптирована Бугуртской оборонительной системе [19, 35]. Независимо от первичных функций Девичьих башен, сооруженных в Гяндже, Нахичевани, Кедабеке, Зангилане, Кубадлы и др., в период Средневековья, эти памятники носили скорее всего военно-оборонительный характер. Использование огнестрельного оружия, особенно военных пушек на территории Азербайджана и Эстонии привело к исчезновению первичной важности этих башен.

Девичья башня в Эстонии отличается по внешнему виду от Девичьих башен Азербайджана. Таллиннская Девичья башня имеет планировку в форме трапеции [20]. В ходе сооружения Девичьих башен в Азербайджане особое место уделялось овальной и квадратной формам. Одновременно, существуют отличительные элементы в подборе строительных материалов, технике постройки, адаптации природно-географическим условиям и других сферах.

Девичьи башни, расположенные в столицах Азербайджана и Эстонии, были включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО в качестве культурно-исторических памятников. Бакинская Девичья башня с 2000 г., столица Эстонии город Таллинн (включая Таллиннскую Девичью башню) с 1997 г. включены в указанный список ЮНЕСКО [21, 3].

Список литературы:

1. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. Пер. с нем. М. С. Харитонова. - М.: Наука, 1990. - 335 с.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tallinn.cold-time.com

3. Казекамп А. История Балтийских государств. Пер. Л. Дубьева. - Тарту: Тартуский университет, 2014. - 397 с.

4. Венделен Тоомас. Старый Таллинн. - Таллинн: Head uudised, 1998. - 25 с.

5. Эстония. Энциклопедический справочник. - Таллинн: Издательство Эстонской энциклопедии, 2008. - 766 с.

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regido.ru/geo/Evrope/Estonia/poi/82385

7. Таллинн Средневековая столица. - Таллинн: Grenader Grupp, 2013. - 64 с.

8. Бретаницкий Л. С., Веймар Б. В. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. - М.: «Искусство», 1976. - 272 с.

9. Гасанов Г. А. Бакинская Девичья башня. Языческий комплекс - Баку. - Баку: ^a§ioglu, 2014. - 488 c.

10. Фитуни А. П. Легенда о Баку и Девичьей башне. Известия «Азкомстарис». - Б.: «Азкомстарис»,1927.

11. Дорн Б. Каспий. - СПб.: Имперск. АН, 1885.

12. Джафарзаде И. М. Гобустан. - Баку: Элм, 1973. - 348 с.

13. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. - Баку: Азернешр, 1986. - 311 с.

14. Джавадов А. М. О Девичьих башнях//Советская тюркология. - 1992. - № 3.

15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tallinn.cold-time.com

16. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. visitestonia.com

17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.putidorogi-nn.ru/evropa/433

18. Rzayev N. Bak-i qüllasi//Elm va hayat. - 1995. - № 2.

19. Ciddi H. Bugurt qalasi. - Baki: Azarna§r, 1973. - 56 s.

20. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. visitestonia.com

21. Эстония: страна, народ, культура. - Таллинн: Grenader Grupp, 2013. - 62 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.