Научная статья на тему 'Древние архитектурные башни на территории Казахстана'

Древние архитектурные башни на территории Казахстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2260
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШНЯ / ВЕРОВАНИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТВОЛЫ / КУРГАНЫ / TOWER / BELIEFS / ARCHITECTURAL FEATURES / TRUNKS / MOUNDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шадиева Кермекас Шарасыловна, Ибраев Бек Анарбекович

В данной статье изучены башни, построенные в раннюю эпоху на казахской земле. В статье проанализированы башни казахского края, с использованием методов исторического сравнения. Также сделан акцент на истории, особенностях и сходстве башенных мавзолеев. Данная работа попытка раскрыть, в чем заключается особенность древних исторических башен. Также были объединены и изучены святые объекты казахской степи и приведены их характеристики. Потолки и крыши этих объектов завершены конусообразной формой. В современных источниках информации нет точного определения архитектуре башенных сооружений, их особенностей и отличия от святых храмов. В связи с этим проведено сравнение между башенными сооружениями, вследствие чего были найдены аналоги и их различия в разных регионах страны. К одним из самых древних видов культовых сооружений на территории Казахстана относятся сооружения типа курганов, стволов, выставок, башен. В заключении самые культовые и известные объекты внесены в итоговый список.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Древние архитектурные башни на территории Казахстана»

АРХИТЕКТУРА

ДРЕВНИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ БАШНИ НА ТЕРРИТОРИИ

КАЗАХСТАНА 1 2

Шадиева К.Ш. , Ибраев Б.А. Email: Shadieva17133@scientifictext.ru

1Шадиева Кермекас Шарасыловна - магистрант, специальность: 6M042000 (архитектура); 2Ибраев Бек Анарбекович - заслуженный архитектор Республики Казахстан, профессор, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье изучены башни, построенные в раннюю эпоху на казахской земле. В статье проанализированы башни казахского края, с использованием методов исторического сравнения. Также сделан акцент на истории, особенностях и сходстве башенных мавзолеев. Данная работа - попытка раскрыть, в чем заключается особенность древних исторических башен. Также были объединены и изучены святые объекты казахской степи и приведены их характеристики. Потолки и крыши этих объектов завершены конусообразной формой. В современных источниках информации нет точного определения архитектуре башенных сооружений, их особенностей и отличия от святых храмов. В связи с этим проведено сравнение между башенными сооружениями, вследствие чего были найдены аналоги и их различия в разных регионах страны. К одним из самых древних видов культовых сооружений на территории Казахстана относятся сооружения типа курганов, стволов, выставок, башен. В заключении самые культовые и известные объекты внесены в итоговый список.

Ключевые слова: башня, верования, архитектурные особенности, стволы, курганы.

TOWER OF THE ANCIENT ARCHITECTURAL CONSTRUCTIONS ON THE TERRITORY OF KAZAKHSTAN Shadieva K.Sh.\ Ibraev BA.2

1Shadieva Kermekas Sharasylovna - Master Student, SPECIALTY: 6M042000 (ARCHITECTURE); 2Ibraev Bek Anarbekovich - Honored Architect of the Republic of Kazakhstan, Professor, KAZAKH NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.I. SATPAYEV, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article has been studied about the towers built in the early era on the Kazakh land. In the article we analyzed the towers of the Kazakh region, using the method of historical comparison. We also stopped at the history, characteristics and the similarity of the tower of the mausoleum. Seeks to reveal what is the peculiarity of the ancient historical tower. All the Holy objects of the Kazakh steppe and their characteristics were combined and studied. The ceilings and roofs of these objects are completed with a conical shape. There is no exact definition of the architecture of the tower structures and their differences from the Holy temples. Therefore, comparative work was done between the tower structures, analogues were found and their differences in different regions of the country. one of the oldest types of religious buildings on the territory of Kazakhstan are structures such as mounds, trunks, exhibitions, towers. We have made a list of the most iconic and well-known objects. Keywords: tower, beliefs, architectural features, trunks, mounds.

УДК72.01; 726

Древние укрепления, крепости и башенные комплексы, стены, военное жилье и военные башни, древние селения, религиозные объекты, усыпальницы разных времен являются объектами исторического архитектурного наследия. Именно подобных строений очень много на территории Казахской земле, и история их не раскрыта по сей день. В каждом из этих объектов есть идентичные строительные особенности, их местоположение имеет определенное, не изученное значение. Данные древние архитектурные памятники могут рассказывать о бытности и культуре общества, которым они были созданы. Являясь памятником искусства и строительных технологий, они, в свою очередь, повествуют об эстетических нормах культуры того века. Также, они рассказывают об идеологии, о развитии научно-технических возможностях, о взаимоотношении культурного наследия, об организации и уровне строительного ремесла.

По итогам научной экспертизы, ученые и общественные деятели, изучающие историческое наследие, делят данные объекты на пять групп (1- график) [1]:

1. Особо почитаемые природные памятники;

2. Археологические памятники и средневековые городские центры;

3. Религиозные места и места привязанные к обычаям населения;

4. Священные места связанные с историческими личностями;

5. Священные места и свзязанные с политическими, историческими событиями.

Таблица 1. Группа сакральных мест

№ Название Характеристика

1 Особо почитаемые природные памятники Территории, обозначенные как священные (в народном понимании), некоторые из них уже под охраной государства, места, образующиеся в результате природных явлений.

2 Археологические памятники и средневековые городские центры. В эту подгруппу входят города, укрепления, петроглифы, некрополь, особо важные места, которые сыграли роль в становлении нашего народа, казахского государства; также входят средневековые города, расположенные в районе прохождения Великого Шелкого Пути.

3 Религиозные и ритуальные места (обычаи). Эти места связанные со священными событиями, с именами, которые стали легендой в период до Тюркского каганата. А так-же места древней тюркской эпохи и средневековья, а также исторические личности конца XIX — начала XX веков.

4 Места, имеющие отношение к историческим личностям. К наиболее историческим местам относятся земли, где люди оставили значимый след в истории Казахстана, посвятившие свою жизнь за свободу и независимость казахского народа (ханы объединившие трех биев и решавшие важные вопросы в стране, казахские батыры, боровшиеся за независимость казахского ханства, руководители национально-освободительного движения, военачальники, государственные и общественные деятели, которые сделали вклад в развитие науки и образования, поэты, ученые, просветители).

5 Священные места, связанные с политическими, историческими событиями Войны в казахской степи на единство казахского народа, памятники рассказывающие о храбрости, мужестве, отваге (места, которые повествуют о горе народа). Сюда входят исторические символы общества и страны.

Объекты в группе «Религиозные места и места, связанные с обычаями населения» людьми созданы священные места и постоянно проводятся паломничества. Объекты в этой подгруппе возводились в виде крепостей и холмов, имеющих форму конуса. Сведения об архитектуре крепостей, а также различия в сравнении с обычным

молитвенным домом не фиксированы ранее. Количество ныне сохранившихся архитектурных сооружений крайне мало, они ограничиваются в основном группой мусульманских молитвенных домов средневековья. Необходимо изучить историю изобразительного искусства в данном направлении, раскрыть изящные облики и этапы эволюции данной архитектуры, исследовать все пути данного архитектурного искусства возможно - для этого есть достаточное количество археологических памятников.

К самым древним религиозным объектам относятся курганы, кладбища, объекты в виде башен. На юге, юго-западе, в западных частях страны встречаются много неизученных в истории, очень важных для архитектуры древних объектов, большое количество башен, мавзолеев. Причиной этого может быть принятие Ислама как религии. После введения Ислама, как основной религией в VII - VIII веках, строительство религиозных объектов преобладало в юго-западной части Казахстана. Эти объекты по стилю, типу строения разные. Они с фундаментом, в них несколько помещений, разных по площади, есть с высокими куполами, башенные - все они имеют свой стиль и сложную конфигурацию (1-5 рисунки). Чтобы показать величественность некоторых объектов, они строились оргомными, а парадные арки имели дугообразную форму. Использовались разные строительные материалы (жженый кирпич, дерево, глина, т.д.). Литые и жженые кирпичи в разных в формах разрисововались разнообразными орнаментами и узорами. Стены «плелись» различными способами. Напр., «екибасар», «врiп цалау», «суцпа», «оймыш цалау» т.д.

Рис. 1. Кладбище Аже-Ата, конец XIX в. Рис. 2. Кладбище Кулак-Ата, XVI в.

Рис. 3. Крепость Жаугашар, XX в. Рис. 4. Крепость Кондыбай, XIX в.

Рис. 5. Крепость Мырзабаев, XIX в.

Сохранившиеся до сегодняшнего дня башни и усыпальницы вызывают особый интерес. Объекты, относящиеся к Х-Х! и XI-XII векам, такие мавзолеи как Бабаджа-

Хатун мен Айша-биби очень популярны; XIII веке был возведен мавзолей Бегим-Ана, Джучи-хан и Алаш-хан (неподалеку Жезказгана); Козы Корпеш-Баян сулу; на реке Сарысу и Кенгир Жубан-ата, Кайып ата, Маулим-Берди; В Таразе мавзолей Кара хан и др. (2-таблица)

Таблица 2. Религиозные и места обычаи

Название

Иллюстрации

Мавзолей Козы Корпеш - Баян сулу

Башня Кулак-Ата

Мавзолей Бегим-Ана

Мавзолей Домбауыл

Башня Сараман-коса

Куралай сулу

О причинах появления этих мавзолеев есть много исторических данных, которые тесно переплетаются с мифами. Казахский народ всегда был внимателен к названию местностей, к водам, и усыпальницам.

1

2

3

4

5

6

Факт того, что история переплетается с мифами, говорит об источниках, где приводятся доказательства, что в этих местах жили особые люди, чьими именами названы исторические достопримечательности.

Один из них находится в Центральной части Казахстана, это древняя постройка в районе Улытау в 58 километрах в северо-западной части города Жезказган. Это мавзолей Домбауыл, находится на правом берегу реки Каракенгир [2]. Считается, что этот мавзолей был воздвигнут во времена правления гуннов. В 1946 году под руководством ученого А.Х. Маргулана Казахского филиала СССР Академии наук совместно с управлением по делам архитектуры при Совете министерств Казахской СССР провели археологическую экспедицию (2-таблица). В составе которых были такие архитекторы, как М.Б. Левинсон и Г.Г. Герасимов. В 1973 году министерство Культуры Казахской СССР провела экспедицию измерения, фотофиксаций и топосъемок (М.А. Маманбаев, М.К. Сембин, М.С. Нуркабаев).

По легенде этот мавзолей был воздвигнут в честь великого композитора и воина Домбауыл. Его жизнь и существование рассказывается как миф. Если верить мифу Домбауыл при жизни был верным советчиком и придворном снайпером с соколиной точностью хана Джучи. Так считается, потому что усыпальница Домбауыл и Джучи расположены очень близко к друг другу. Мы говорили, что казахи очень тщетно выбирали название местам, водоемам и к местам захоронения, поэтому не трудно понять почему возле усыпальницы Джучи расположена усыпальница Домбауыл. Потому что он его верный соратник, и главный воин.

Мавзолей батыра имеет форму пятиметрового конуса (конусообразный). Под ним имеется квадратная основа и каменные плиты [3]. Нижняя часть в виде квадрата, сверху возведен купол в форме юрты. Нижняя часть имеет зону 8,9*7,9 м, толщина стен 2 метра, внутренняя часть 4*4 м, двери овальные, которые выходят на юго-восток. Имеется также четыре ступеней в высоту 1,2 м. В основе мавзолея - земля с крошечными камнями, покрытые сверху широкими, плоскими камнями.

Этой традицией пользовались для закрытия верхней части мавзолея. Такие объекты долговечны, на них практически нет следов разрушения, несмотря на историчность. Невозможно сказать точное время возведения мавзолея. Но ученые предполагают, что мавзолей был воздвигнут, когда Ислам только распространялся как вера. (приблизительно в VIII — IX вв,). По мнению архитектора Т.К. Басенова основа Домбауыла возведена XVI-XVIII веках [4]. Памятник Екидина, который находится вблизи реки Тургай, очень похож на мавзолей Домбауыл (6-рисунок). У казахов такие каменные мавзолеи с куполом в форме юрты назывались «уйтас», «дин». Они распространены в Цетральном Казахстане возле реки Тургай [5].

Рис. 6. Башня «Домбауыл» «Екидин» башня

Внедрение башенных мавзолеев в научной терминологии возникло благодаря исследованиям ученого Е. Байтенова, а в последнее время и в работах архитектора Б. Ибраева.

Именно такие объекты тесно связаны с местностями Хорезм, Хорасан, Азербайджан, Иран и Турция. Сейчас мы можем лицезреть мечети с

конусообразными минаретами. Эти объекты забыты, как места паломничества, они превратились в изящные памятники [6].

В древнее время мавзолеи были местами ночевок для кочевых казахов. Люди оставались там ночевать, но к утру с походом на дорогу очищали могилу. Для казахов могила являлась священным местом, которая оберегала от нечистых сил. Могилы считались особенным местом, никогда не указывали на нее руками. Например, вокруг башни Бегим Ана (Кызылординская область, X в.) обнаружилось много следов жертвоприношения - ленты из тканей, деньги, головы овец или рога их [6].

Именно такие данные еще раз подтверждают важность легенды о башне Бегим ана. Бегим ана является памятником материальной культурой и духовным жизни тюркских народов. Мавзолей Бегим относится к сохранившемуся архитектурному памятнику ана приблизительно X — XII веков. Он расположен 68 километрах западной части поселка Казалинск, что относится к Кызылординской области. Башня построена из нежженого кирпича, и обтянута двухслойным жженым кирпичом (23х26х6). Высота - 10,5 м. Ближе к верху имеет восьмиугольной формы призму, самый вверх завершен в виде пирамиды. Колонна башни до середины цельная (примерно 5,5 - 6 м). На верху имеется одна комната, туда можно попасть через восточный арочный проем.

У башни не найдено мест захоронения, поэтому ученые считают, что объект был построен как памятник или же как знаковое или охранное сооружение [7]. В казахской степи встречаются много усыпальниц без захоронения. Например, у таких батыров как Богенбай,, Кабанбай есть несколько кладбищ. Архитектор Е. Байтенов изучая башни пришёл к прогнозу, что башни воздвигались мученикам (Бегим ана), умершим от рук человека (Сараман кожа) или же при отсутствии останков человека, строились как памятник [8].

Хоть башни очень схожи, технология строения и материалы использовались разные. Верхняя часть этих объектов заканчивалась в форме пирамиды, входные двери располагались очень высоко и в целом строения возводились как охранные башни. Это все является частью нашей истории и признаком культурной связи тюркских народов.

Список литературы /References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baq.kz/kk/news/ruhani_zhangiru/kasietti_kazakstan_kartasina_engen_orindar_me n_nisandardin_tolik_tizimi20171110_210700/ (дата обращения: 12.12.2018).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-history.kz/kz/publications/view/775/ (дата обращения: 12.12.2018).

3. Кдныш Сатпаев. Энциклопедия / Бас редактор Б.в.Жакып. Алматы «Казак энциклопедиясы», 2011 жыл. ISBN 9965-893-74-8/ (дата обращения: 12.12.2018).

4. Казак элемг Этномэдени пайымдау. Оку к¥ралы. Алматы, "Санат", 1997. ISBN 5-7090-0312-3.-374 бет.

5. Сейдгмбек А. Казак мэдениетг Энциклопедиялык аньщтамальщ. Алматы: "Аруна Ltd." ЖШС, 2005 ISBN 9965-26-095-8/

6. Ибраев Б.А. «Небесные башни» и проблема озарения в традиционной Казахской культуре. УДК 72.01; 008.2; 00.001.18.

7. Аничков И. О некоторых местностях Казалинского уезда, интересных в археологическом отношении. Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии, 2011. 120-121 бет.

8. Байтенов Э. Мемориальное зодчество Казахстана: эволюция и проблемы формообразования. Алматы, 2004.70 бет.

9. Маргулан А. Архитектурные памятники в долине р. Кенгир . Алматы, 1947. 63 бет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.