УДК 745/749
О ТВОРЧЕСТВЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКА ШКОЛЫ ГОБЕЛЕНА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ АДХАМА ЮСУБОВА (к 70-летию художника)
Г.Ф.Велиева
Данная статья посвящена 70-летию народного художника Адхама Юсубова основоположника школы гобелена в Азербайджане.
В начале статьи освещается период обучения молодого художника в художественном училище А. Азимзаде а также его творческий путь к гобелену.
Анализ подвергается последние работы художника философского содержания, такие как - «Триумф», «Высший суд». В основном анализируются работы художника так называемые «Родина - мать», «Трио», «Танец пастухов», «Сбор урожая».
В каждом из этих произведений рассматриваются композиционные вопросы теории, технику ткачеству гобеленов.
Далее в статье описываются его работы, которые демонстрировались за пределами родины.
Ключевые слова: искусствоведение, декоративно-прикладное искусство, гобелен, школа гобелена в Азербайджане
G.F. Veliyeva About creative work of founder gobelen school in Azerbaijan Adkham Yusubov
This article devotes for 70 age the artist Adkham Yusubov founder the gobelen school in Azerbaijan. At the first its performing the period education of younger artist in art school for name A. Azimzade and his creative work way to gobelen.
The last work of artist is analyzed the philosophize mainly the following - “Victory”, “High country”.
The creative work of famous founder of gobelen school Adkham Yusubov is analyzed therein mainly the following work are analyzed here: “Motherland”, “Dance the shepered”, “Harvest time”.
The composition questions of theory and its performing technical, wearing gobelen.
In the next in article is showed his work which is performanced not far from his Motherland.
Key words: art criticism, arts and crafts, gobelin, gobelin school in Azerbaijan
Начало и развитие современного Азербайджанского гобелена связано с именем Адхама Юсубова. Художник в период обучения, в художественном училище им А.Азимзаде, на факультете декоративно-прикладного искусства глубоко интересовался художественным ткачеством и ковроткачеством. Исторические корни Азербайджанского ковра, его техника ткачества и художественные мотивы постоянно интересовали молодого художника, которому всегда были присущи новшества. Замечательный педагог всегда думал о том, как приспособить тематики классического ковра к современному дизайну. В 1960-70 годы во время студенческой практики в Грузию представилась возможность найти ответ на давно волнующий вопрос художника. Здесь он впервые познакомился с гобеленом. Но надо отметить, что эти произведения ткачества не были для Адхама Юсубова совершенно незнакомыми. Когда художник обнаружил, что ткачество классического гобелена является повтором техники паласа, который родился несколько веков назад до гобелена, он еще с большим энтузиазмом начал интересоваться этим видом искусства. Очень скоро молодой художник выяснил, что сегодня в декоративно прикладном искусстве ткачества, так называемым «гобелен» практически является продолжением шпалерного искусства.
Шпалерное искусство имело место XI-XII веках в Западной Европе основном во Франции, Фламандии, Германии и Скандинавских странах. Шпалеры этого периода отражали активные мифологические сюжеты, где художники старались изобразить исторические сцены из истории народов. Если обращать внимание на технологию ткачество шпалеров, то можно заметить, что здесь в основном использованы способы ткачество восточных, а также Азербайджанских безворсовых ковров. История зарождения ковра и ткачество в Азербайджане уходит в глубь веков. Археологические раскопки около Нахичевани в Кюль-тепе, где были обнаружены прялки, являются подтверждением этого. Если сегодня обратить внимание на ковровые и ткаческие изделия, которые нам известны, то выясняется, что истоки ткаческих изделий «Гобелен» не относятся к Западной Европе, а скорее к Восточной Азии.
Археолог С.А. Руденко ткаческие изделия, такие как безворсовые ковры относит, именно к Азии и Мидии.
Молодой Адхам пропуская эту информацию через свое творческое сито, вскоре знакомится с примерами прибалтийской школы, которая была более глубоко занята искусством гобелена. В последствии желание представить азербайджанскому зрителю искусство гобелена занимает его
все больше и больше. Художник, посвятивший свое творчество созданию школы гобеленного искусства в Азербайджане, наконец, претворяет свою мечту в жизнь 2000-ом году Азербайджанской Государственной Академии, которая была создана по инициативе Гейдара Алиева.
Адхам Юсубов родился в 1939-ом году в Баку. Предки его из Кубы. «Издали Куба очень похожа на город, притом на живописный город...на обрывистом берегу речки расселены дома, домики разных цветов, мечети с четырехугольными крышами и все строения для разнообразия переплетены зелеными деревьями и обведены как будто каменной стеной», - писал известный востоковед - путешественник И.Н. Березин, побывавший в Кубе в 1942 году. Из покон веков Куба являлась центром искусства и культуры и родиной многих знаменитых людей Азербайджана. Отметившего в 2009 году 70-летие Адхама Юсубова можно также отнести в этот ряд - к создателям школы гобелена в Азербайджане. Хочется отметить его первые работа по гобелену: «Танец пастухов» (1969 г. размером 20см х 200см), «Трио» (1974 г. 300см х 400см), «Сбор урожая» (1974 г. 400см х 250см), «Родина - мать» (1988 г. 350см х 220см).
В этих произведениях автор полностью отходит от традиционных методов живописной системы, от неясных цветовых переходов теплых и холодных тонов. Вместо этого художник характерно пользуется четкими линиями, контурами, локальными цветами, национальными мотивами и деталями национальных одеяний. В этих работах проявились такие черты творчества автора, которые в будущем приобрели программное утверждение в его гобеленах. Необычайная декоративность и интерес колористическими исканиями вокруг четких и одновременно живописных переходов, тонкая интерпретация азербайджанского фольклора, которая всегда предает даже самым современным работам Юсубова неповторимый национальный колорит. Особенность творчества А. Юсубова проявляется не только в прямом обращении к темам азербайджанского фольклора (например, «Трио» или «Танец пастухов»), а также четко, ощутимо и непосредственно отражается в выборе линейных построений, колорите и декоративной структуре композиции. Они заключают в себе аналогии с ковраткаческим строем народного творчества, с ритмами музыкального фольклора Азербайджана. Одновременно, автор здесь применял гладкую технику ткачества, которая еще раз подтверждает тождественность безворсовых национальных ковров Азербайджана и французского гобелена. В этих гобеленах особенно чувствуется чистота и целостность монументальной формы, четкого декоративного решения - почерк А.Юсубова. Несмотря на разработку этих фигуративных композиций в национальном духе, их композиционное решение приводит к внешней стилизации фигур и силуэтов. Сущность образа и трактация технических методов художественно гармонируют и дополняют друг друга. В 1980-е годы А.Юсубов активно работает в Полтаве и других городах СССР. Но сегодня он выполняет своих работ только в Азербайджане, своими руками ни на кого не возлагая.
В творчестве А.Юсубова среди его произведений гобелена основную часть составляет декоративные композиции с философскими задумками. В исполнении «Триумф» (1974 г. 220см х 400см), «Взрыв» (1992 г. 350см х 300см), «Конец» (2000 г. 200см х 170см), «Космос» (2001 г. 60см х 87см) «Время» (1992 г. 150см х 80см), «Построение» (1992 г. 430см х 330см) «Движение» (1984 г. 300см х 300см) рядом с гладкой техникой автор использовал смешанные технические методы. Умение уместно использовать в своих произведениях технику ткачества и получить эффективный результат еще раз говорит об имении большой практики художника в этой области искусства.
Еще после первой мировой войны (1914-18 гг.) тенденции абстрактного искусства отражались в произведениях дадаизма и сюрреализма. Наряду с этим применение не изобразительных форм в архитектуре, дизайне, декоративном искусстве, исполнение индивидуальных форм математическими инженерными принципами и при помощи форм раскрыть философские задумки и способности их отражение привело к появлению очень большого процента произведений в направлении абстракционизма в творчестве Адхама. В произведениях абстраксионистического направления обычно метод изображения или отрицается, или переводится на второй план. С этой позиции в 1974 году созданный гобелен «Триумф» А. Юсубова уместно подвергнуть анализу. Гобелен посвящается победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. А. Юсубов композиционное решение этой темы находит в абстрактном направлении и, не обращаясь не в какую реальность, при помощи белых геометрических форм с большим мастерством выполняет поставленную перед ним задачу.
Гобелен «Триумф» состоит из семи частей. Ширина каждой части 50 см; в общей сложности размеры работы 220см - 400см. Нижняя часть гобелена выполнена фактурой в темном тяжелом колорите, а верхняя часть, наоборот: с праздничным настроением дополняют друг друга. В верхней части композиции, несмотря на использование контрастного колорита, цвет имеет превосходство. Тут красный цвет символ победы, белый - цвет светлого мира, свободы, а зеленый -надежды. Все цвета, использованные в композиции, организовывают гармонию в ритме, что внушает человеку дух радости.
Построение композиции, словно парад флагов всего мира. Это произведение напоминает настоящий парад миллионов движущийся флагов. Автору удалось в этой работе продемонстрировать смертоносный дух войны приводящей в трепет весь мир. Таким образом, А.Юсубов смог наиболее ярко изобразить победу над войной 1941-45 года.
Гобелен «Триумф», имея абстрактное решение, - является образцом монументального декоративного прикладного искусства. Используя простые формы и технику - создание такого типа произведений, которые внушают грандиозное сильное впечатление, говорит о профессиональном уровне автора.
Гобелены «Виноградник» (1975 г. 270см х 180см), «Впечатление» (1982 г. 250см х 300см), «Каспий» (1978 г. 170см х 280см), «Дерево желаний» (2009 г. 50см х 85см), «Утро» (2008 г. 40см х 100см), А. Юсубова исполнены в пейзажном жанре, достаточно далеки от реальной живописи. В ткачестве своих гобеленов автор предпочитает использовать натуральные шерстяные нити.
Азербайджан богат своей красивой природой. Из двенадцати климатических зон существующих в мире девять имеет наша Родина. В произведениях А.Юсубова с большой любовью демонстрируются живописные места Родины и национальный колорит. Несмотря на то, что гобелены имеют полную декоративную композиционное построение, глядя на них, чувствуешь очарование вод, полян, гор - одним словом красоты природы. Вдохновляясь богатством красивой природы своей Родины, А.Юсубов передал этого в своих гобеленах. Его произведения были выставлены во многих странах Европы (Германия, Югославии, Венгрии, Прибалтики).
Как известно Азербайджан, богат не только своей природой, а также историческими памятниками архитектуры, чего естественно не могла обойти любая творческая натура, особенно, такая как Адхам Юсубов. Используя архитектурные мотивы своей родины, художник создал гобелен для оформления вестибюля здания Национального Суда Азербайджана, в котором он показал и подчеркнул исторические архитектурные памятники, а также свои широкие знание в древнегреческой мифологии. И так в этой работе отражается Азербайджана в разных стилях созданные архитектурные памятники охватывающий широкий период.
В центре работы изображается богиня древнегреческой мифологии - символ бескорыстия -Фемида. Фемида является олицетворением справедливости и нормы высшего юридического поведения - правосудия. Повязка на ее глазах намек на бескорыстия. Изображение ее с весами в руках метафорическое значение справедливого суда. С левой стороны от Фемиды изображается всемирно известный памятник архитектуры XII века «Девичья башня», здание Национального Парламента, Театр Оперы и Балета им. М.Ф. Ахундова, крепостные стены «Ичери-шехер»; «Атешгях» XVI века в Сураханах (храм огнепоклонников); памятник архитектуры «Дири-баба» XV век в г. Шемахе; Дом правительства - строение ХХ века; образец Нахичеванской архитектурной школы Мавзолей «Момине Хатун» XII век; мавзолей Юсиф сын Кусеира XII век; портал и судилище дворца Ширваншахов XV-XVI века; филармония имени Муслима Магомаева XIX век; образец XVШ-XIX веков - Шекинский Дворец ханов; строение XIX века «Исмаиллие»; расположенный в г. Гянджи Имамзаде; а с правой стороны здание исполнительной Власти Баку -XIX век; музей Низами; здание Высшего Суда; минарет мечети Пенах-хана в г. Шуше XVIII век; крепостные стены г. Шушы; Сабунчинский вокзал - XIX века; XV-XVI век памятник дворец Бакинских ханов; Аллея Шехидов; здание фонда Г.Алиева; мечеть Биби-ейбет в Баку.
В этом полотне освещены образцы архитектурных памятников всех времен. Решение идеологических и художественных сторон работы - четкие.
Темой выясняется, что мастера искусств Азербайджана в мировой истории архитектуры занимают достойное место, творят произведения искусства, которые отражают культуру, науку и своеобразие Восточного мира. Такие произведения, сохраняя свою основу и корни, перевоплощаясь, приобретают современные формы. В результате, продолжается создание новых и
новых работ. Отражающие передовые высшие идеи эти жемчужины искусства являются реальностью и одновременно вооружение против своих врагов. Народ, который имеет такое искусство, всегда жил и творил высшими идеями и будет строить свое будущее в таком духе.
Адхам Юсубов в соавторстве с народным художником Салхаб Мамедовым, работе высший суд поставили перед собой цель создать на основе памятников Азербайджана образно художественное решение общего содержания.
Обширная тематика полотна дает представление о роли и достойном месте искусства Азербайджана и ее архитектуры в мировом масштабе.
В настоящее время А.Юсубов продолжает работать педагогом на кафедре декоративноприкладного искусства в Академии Художеств Азербайджана. В мастерской Академии который, руководит Юсубов, учатся талантливые ученики, а также достойные продолжатели его школы.
В канун своего 75-летия А.Юсубов находится в расцвете творческих сил. И столько у него интересных идей, проектов, которыми еще не раз порадует нас этот большой и талантливый художник.
Литература
1. Абрамовская М. Быть ли гобелену в стране ковра? - ж.Д.И. Москва, 1986, №7.
2. Модернизм.- М.:Искусство, 1969 г.
3. Каракмазли Д. Гобелен // Культура, 2006, 20 апреля. - С. 19.
4. Западноевропейские шпалеры XIV-XVIII вв. Путеводитель по выставке. - М.:Искусство, 1956. - С. 6.
5. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. - М.:Искусство, 1968. -С. 134.