Научная статья на тему 'Особенности ручного ткачества советского периода второй половины ХХ в.'

Особенности ручного ткачества советского периода второй половины ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
721
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОБЕЛЕН / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ШПАЛЕРА / ОБЪЕМНАЯ ПЛАСТИКА / РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО / TAPESTRY / DECORATIVE ART / MONUMENTAL ART / ESPALIER / VOLUMINOUS PLASTICS / HAND WEAVER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семизорова Л. Б.

В советском гобелене середины ХХ в. были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые привели к нему многих художников. Гобелен был подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики, и тем самым он включается в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства. Советский художник нередко объединяет некую утилитарность гобелена и выступает одновременно как живописец, как ткач, как скульптор, как сценограф и даже как архитектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF HAND WEAVER IN THE SOVIET PERIOD OF THE 2ND PART OF THE 20TH CENTURY

The peculiarities of hand weaver in the Soviet period have been considered in the article. The main attention has been given to the analysis of the development of the tapestry technology. It has been shown that Soviet artists have united utility with the pure art.

Текст научной работы на тему «Особенности ручного ткачества советского периода второй половины ХХ в.»

УДК 85.126.9

ОСОБЕННОСТИ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.

© Л. Б. Семизорова

Уральская государственная архитектурно-художественная академия Россия, 622000 Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23.

Тел.: +7 (343) 371 46 36.

E-mail: lu-sem@mail.ru

В советском гобелене середины ХХ в. были обнаружены неисчерпаемые пластические возможности, которые привели к нему многих художников. Гобелен был подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики, и тем самым он включается в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства. Советский художник нередко объединяет некую утилитарность гобелена и выступает одновременно как живописец, как ткач, как скульптор, как сценограф и даже как архитектор.

Ключевые слова: гобелен, декоративное искусство, монументальное искусство, шпалера, объемная тастика, ручное ткачество.

В двадцатом веке случился переворот в привычной иерархии жанров декоративного искусства, веками казавшейся очень устойчивой. Произошло развитие технологий, и оно повлияло на возникновение новых образов и стилей в искусстве. Фернан Леже говорил о том, что такие виды искусства, как архитектура, живопись и скульптура, повлияют на развитие монументального строительства [1, с. 3].

Творческая практика второй половины ХХ в. показала, что новая концепция, основанная на свободе пространственного мышления, резко повысила требования к пластике формы, к активности цвета и линии, не только к монументальному искусству, но и к станковым - живописи, скульптуре, графике. Эта особенность, проявившаяся в гобеленах ХХ в., отличалась от концепции средневекового гобелена, где строго ограничивались рамки ткачества и он существовал как прямое подражание живописному полотну или фреске.

Утверждение декоративным искусством своего равноправия с другими видами художественного творчества привело и к метаморфозе гобелена: от классического плоскостного через фактурнорельефный к самостоятельным текстильным конструкциям, создание которых невозможно без одновременного использования приемов ткачества, живописи, скульптуры. Новое художественное явление, по традиции называемое «гобеленом», - сложный синтетический сплав, вобравший в себя черты сразу нескольких жанров и выступающий в бесчисленных ипостасях - от «тканописи» до «текстильной» пластики.

Это изменение можно видеть в работе советской художницы Р. Богустовой «Музыка» (рис. 1).

Гобелен объемный, представлен в виде стилизованных органных труб разных по диаметру. Полотно гобелена натянуто на вертикальные каркасы.

Вся композиция свободно висящая, ее можно обойти вокруг. Вытканный рисунок геометрический и яркий (красный, желтый, черный).

Рис. 1. Р. Богустова «Музыка», 1974.

Открытие новых стилей и технологий произошло в начале ХХ в. Этот путь был отмечен проявлением большого энтузиазма и смелого экспериментаторства в ручном ткачестве. Художники разных стран вступили на путь активных поисков новой пластики гобелена. Это было вызвано тем, что мастера гобелена были поставлены перед лицом самых актуальных проблем творчества: «художник - материал», «материал - форма», «предмет - пространство».

В гобелене середины ХХ в., как ни в каком другом виде декоративного творчества, неожиданно были обнаружены неисчерпаемые пластические

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №2

351

возможности, которые привели к нему многих художников, причем не только текстильщиков, но и живописцев, графиков, монументалистов и керамистов. Гобелен - это та область, где были проведены наиболее дерзкие эксперименты формообразования, фундаментальные реформы традиционного ремесла, совершен крутой поворот от искусства прикладного - к искусству монументальному. За последние полвека в корне изменились и требования, предъявляемые к этому виду декоративного творчества, и сами приемы работы в этой сфере.

В ручном ткачестве появился интерес к фактуре, текстуре и пластическим эффектам поверхности тканей. В свою очередь, это потребовало от художника освоения всего богатейшего наследия искусства гобелена и ковроткачества прошлых лет и эпох. Художники шли от замысла к его непосредственному воплощению, и сам процесс исполнения нередко вносил некоторые коррективы в первоначальный эскиз художников.

Важным стало сплетать гобелены в единой гармонии цвета и фактуры яркого и тусклого, гладкого и шероховатого, плотного и ажурного. Мастера экспериментировали с новыми красителями. Использовали для этого натуральные природные материалы, такие, как цветы, листья, коренья, мох, кора, все это значительно расширило рамки творческих возможностей художника.

Эксперименты художников следовали один за другим: колористические и фактурные откровения, структурно-пластические новообразования, усложненная ритмическая трактовка цвета, формы и объема в пространстве. Поскольку главным действующим лицом становится материал, поиски новых структур и фактур привели к синтетическому сырью, к сизали, к использованию шнуров, кожи, овечьего руна, конского волоса, металлических нитей, которые вводятся в ткань наряду с такими «вечными» ткацкими материалами, как шерсть, лен, конопля, шелк. Поверхность гобелена возвышается холмами многослойных фактур, расцветает гирляндами контрастов. Его полотно натягивается на деревянные стальные или другие конструкции. Гобелен не просто принадлежит стене, он «парит» в воздухе, его можно увидеть как объемную композицию. Так, гобелен совершил следующий, казалось, фантастический шаг: он переступил последний порог условности - оторвался от стены. Модернизировалась и сама технология ткачества. Наряду с классическими методами (шпалера), скрывающими основу (рис. 2), мастера пробуют вводить более свободную систему переплетения, показывающую основу (делают сквозные прорези), саму структуру ткани, перемежают грубые стежки с мелкими, ажур - с плотной тканью, добиваясь постоянной игры контрастов. Примером может послужить работа Е. Языковой «Птицы», представленная на Международной ярмарке в Москве в 1970 г., где три стилизованные птицы изображены в виде

объемной текстильной пластики. Тела птиц сделаны из дерева. Крылья и хвосты - это гладко-тканный гобелен с геометрическим орнаментом контрастных цветов. Полотно гобелена натянуто на деревянные треугольные каркасы. Композиция может подвешиваться высоко под потолком.

Рис. 2. Шпалера-вердюра нидерландской работы XVI в.

Гобелен в ХХ в. с полным правом был назван «активной пластикой». Опыт, накопленный художниками советского периода, заставляет по-иному оценить этническую специфику искусства гобелена.

Мастера гобелена зримо и осязаемо, в красочной пряже, осуществили «освобождение цвета», завещанное Матиссом: «Врезаться прямо в цвет -это напоминает мне работу скульптора, высекающего прямо в камне» [2, с. 79]. Гобелен был подвержен законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики, и тем самым он включается в новую систему пластического мышления, которая опирается на новое восприятие пространства, времени и внутренней структуры предмета. Эта система предполагала иной метод работы над гобеленом: в основе ее лежало умение мыслить конкретно, «врезаться» не только прямо в цвет, но и в структуру, строить пространственную конструкцию, используя для этого все технологические возможности как живописного материала (краска), так и пластического (пряжа).

Сравнивая особенности и художественное направление мастеров ручного ткачества бывших

союзных республик, можно увидеть их интерес к самым разным пластам истории национальной культуры. В 60-х годах в России - это обращение к шитью, фреске и миниатюре Древней Руси. В работах художниц «Московская Русь» Валентины Платоновой, «Русская быль» Нины Абрамовой виден лаконизм цветовых сочетаний, проработка деталей в рисунке композиций. У этих мастеров свое виденье и направление. Они придерживаются гладкого ручного ткачества, множества цветовых оттенков. Это отличает их от художников данного периода тем, что многие мастера уже экспериментируют с формой и цветом.

В Грузии у мастеров того же периода, занимающихся гобеленом, явно присутствует строгое изящество грузинского народного костюма, классическая завершенность старинной стенописи и наивная прямота росписей. Все это присутствует в работах Харитона Мтвралашвили и Тенгиза Нуцу-бидзе и соседствует с колористическими поисками Гиви Кандарели.

К числу интереснейших художественных явлений, несомненно, следует отнести работы киргизского художника Джумабая Уметова - «Хозяин гор», «Танец радости». Ему свойствен поразительный дар преображать декоративную узорчатость, традиционную для ковроткачества, и мощь монументального панно. Художник связал технику переплетения ворсового ковра и шпалеры.

В Прибалтике понимание наследия в целом более прямолинейно и однопланово. Художники черпают вдохновение в мозаиках и в работах монументалистов 20-х годов. Это можно увидеть в гобеленах второй половины ХХ в. рижского мастера И. Скуиня «Времена года» (рис. 3). Гобелен состоит из четырех панно, на которых изображены аллегорические фигуративные композиции. Цветовое решение и образы на панно отображают четыре времени года. Мастер объединил традиции старинного гладкого ткачества с виденьем нового гобелена как картины, состоящей из нескольких отдельных панно.

В начале 70-х годов, в период авангардных поисков отечественного декоративного искусства, атмосферы возникновения новых форм, фактур, материалов и пространственных решений, два ялтинских художника Степан и Людмила Джусы остались верны своим особенностям и направлениям в работе с гобеленом. Они не стали воплощать в своих работах объемное решение гобелена. Мастера выставили тематический гобелен «Крым социалистический», который отличает сплошная уравновешенная композиция, плоскостная трактовка фигур, лаконичная, но насыщенная цветовая гамма.

Джусы выставляли гобелены «Рыцари революции», «Под мирным небом», «Родина моя», «Песня урожая», «Музыка революции», «Навеки вместе» -масштабные вещи, сделанные в том же ключе: общественная тематика, классическая техника, художественный язык монументальной живописи.

Рис. 3. «Времена года» фрагмент И. Скуиня, 1975.

Достоинства гобелена советского периода - в насыщенной силе пластических образов, в их гуманистической наполненности, в самом жизнеутверждающем строе. Гобелен середины ХХ в., как правило, связывает в себе и старинную шпалеру, и объемный гобелен. Он идет с основной заповедью декоративного творчества - утилитарным назначением, сохраняя свою роль «одомашнивания» дома, внося в него тепло и мягкость, изначально присущие текстилю. Советский художник нередко объединяет некую утилитарность гобелена и выступает одновременно как живописец, как ткач, как скульптор, как сценограф, и даже как архитектор.

Гобелен оказался вовлеченным во всеобъемлющий процесс интеграции видов искусства. Художники второй половины ХХ в. доказали возможность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фернан Л. // Декоративное искусство. 1966. № 3. С. 3-5.

2. Матисс А. Сборник статей о творчестве М., 1958. -55 с.

Поступила в редакцию 17.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.