Научная статья на тему 'Глобально-цивилизационный контекст материально-культурных памятников Азербайджана'

Глобально-цивилизационный контекст материально-культурных памятников Азербайджана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / ПАМЯТНИКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / КАРАБАХ / ПАМЯТНИКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАБАХА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неймат Мешадиханум, Кулиева Вафа

В статье рассматривается глобально-цивилизационное значение памятников материальной культуры азербайджанского народа; в частности, исследуется историческое происхождение памятников на территории Карабаха и Западного Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобально-цивилизационный контекст материально-культурных памятников Азербайджана»

Мешадиханум НЕИМАТ

Доктор исторических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

Вафа КУЛИЕВА

Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии

Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

ГЛОБАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫИ КОНТЕКСТ МАТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ АЗЕРБАЙДЖАНА

Резюме

В статье рассматривается глобально-цивилизационное значение памятников материальной культуры азербайджанского народа; в час-

тности, исследуется историческое происхождение памятников на территории Карабаха и Западного Азербайджана.

В в е д е н и е

Азербайджан является одним из древнейших очагов цивилизации. В ходе своего исторического развития азербайджанский народ создал высокую самобытную материальную и духовную культуру, внеся ценный вклад в ее всемирное развитие. В этой связи впервые в отечественной исторической науке проводится исследование обширной географии материально-культурных памятников Азербайджана, их взаимосвязи и органичного вхождения в глобальную культуру.

Памятники материальной культуры на территории Азербайджана древнейшего периода

Ценнейшим вкладом в историю мировой культуры является обнаруженное в 1968 году в Азыхской пещере (Физулинский район современной Азербайджанской Республики) доказательство, что человек обитал здесь еще в эпоху палеолита (древнего каменного века). Найденный в этой пещере фрагмент нижней челюсти так называемого «человека-азыхантропа» и следы «галечной культуры» свидетельствуют, что на территории Азербайджана, а также всего Центрального Кавказа и Малой Азии могли проживать предки человека разумного. Аналогичные стоянки древнего человека обнаружены и на африканском континенте.

Эти находки доказывают, что территория Азербайджана — один из древнейших очагов возникновения человеческой цивилизации. Сравнительный материал дает основание заключить, что складывавшиеся здесь местные мезолитическая и неолитическая культуры вместе с тем были тесно связаны с культурой всего Центрального Кавказа и Средиземноморья1.

К исключительно ценным памятникам эпохи неолита относится и пещера Таглар, расположенная недалеко от Азыхской пещеры. В ходе раскопок здесь обнаружены три культурных пласта, два из которых отнесены к мустьерской эпохе, а третий (верхний) — к эпохе верхнего палеолита2.

Уникальными по своей значимости являются наскальные изображения в Гобустане. На территориях Беюкдаш, Кичикдаш и Джингирдаг — Язылы-тепе выявлены и изучены древние наскальные изображения и другие историко-археологические памятники (древние стоянки человека, поселения, погребения и др.), относящиеся к различным периодам древней истории.

Особый интерес вызывает стоянка «Шонгар». В результате археологических раскопок, проведенных здесь в 1973 и 1983 годах, выявлены каменные орудия, относящиеся к периоду мезолита. Кроме того, обнаружено небольшое количество костных останков животных, а также 26 ретушированных и использовавшихся в качестве орудия каменных изделий3. Древние наскальные изображения, признанные настоящими произведениями искусства, как правило, содержат рисунки людей и животных — как одиночно, так и в определенной композиции. К последним относятся коллективные танцы, коллективный труд, охота, бой животных, нападение хищных зверей на травоядных и другие сцены из жизни.

Горы Беюкдаш и Кичикдаш, на которых обнаружены древние наскальные рисунки, находятся в прибрежной зоне. Поэтому на этих скалах имеется много рисунков лодок, нескольких видов рыб и сетей рыбаков.

Изображение лодок в различные периоды, материалы, найденные при археологических раскопках в Гобустане на поселениях каменного века, а именно камни, используемые в качестве грузил для рыболовных сетей, изделия из кости для плетения рыболовной сети, а также другие, напоминающие крючок для ловли рыб, и кости рыб — все это указывает, что здесь еще с древнейших времен занимались рыболовством, которое имело в жизни древних азербайджанцев огромнейшее значение. Об этом свидетельствует и наскальное изображение свыше 100 лодок.

1 См.: Гусейнов М. Археология Азербайджана. Каменный век. Баку, 1975. С. 24, 25, 28.

2 Там же.

3 См.: Рустамов Д., Мурадова Ф. Петроглифы Гобустана. Баку, 2003. С. 72—73.

Датировка самых древних лодок в Гобустане начинается с конца каменного века, а самые последние их изображения относятся к ранним векам нашей эры. Имеются линейные изображения деревянных и плетеных лодок4. Известный норвежский ученый Тур Хейердал, побывав в Гобустане, обнаружил сходство наскальных изображений лодок в Гобустане с нарисованными спустя тысячи лет изображениями лодок древних викингов, что свидетельствует о единых культурных корнях норвежцев и азербайджанцев.

Более того, Тур Хейердал заключает, что именно «Азербайджан, а не Европа, был частью бурлящей цивилизации, мореплаватели которой занимались торговлей и распространяли культуру. Многие факты истории до сих пор не разгаданы, в частности период, предшествовавший пять тысячелетий назад неожиданному культурному взлету Египта, Шумера и Индской долины. Однако можно надеяться, что в эпоху высоких технологий ответы на многие вопросы все-таки будут найдены. Исследователям предстоит внимательнее разобраться в характере внешних связей в регионе современного Азербайджана, чтобы выявить доисторические корни и связи между народами»5.

Памятники материальной культуры Средневекового периода

Территория Азербайджана, расположенная на стыке великих исторических путей, соединяющих Восток и Запад, на знаменитом Великом шелковом пути, богата памятниками материальной культуры и эпохи Средневековья.

Это ханега, завии — обители суфийских шейхов, расположенные на всем протяжении торгово-караванных путей, проходящих по территории Азербайджана и свидетельствующих об огромной роли мусульманского духовенства в социально-политической и культурной жизни народа, проживавшего здесь в период Средневековья.

На торгово-караванных путях (обычно на расстоянии дневного перехода) строили караван-сараи, рибаты, имараты, при них овданы (колодцы), где путники могли найти себе кров и пищу, а скоту — корм и воду. Часто большие караван-сараи — рибаты — превращались в мощные укрепления с башнями и бойницами.

Одним из них является имарат «Сангачал», построенный по приказу Ширваншаха Халилаллаха I в 848 г.х. = 1439/40 года в 40 км от Баку. Это здание не имеет окон, внушительная толщина и высота стен, а также полубашенки придают ему вид укрепления. В комплекс караван-сарая входят пятикомнатная двухэтажная «балахана» (гостиная), амбар и конюшня. Подобный караван-сарай с башнями стоял и на торговом пути Баку — Шабран, на склоне горы Бешбармак.

Пристанищем караванов служили также комплексные сооружения, различные социально-религиозные объекты, около которых обычно возводили небольшие караван-сараи. На торгово-караванных путях Баку — Мараза — Шемаха, Баку — Сальяны — Шемаха были расположены гробницы и святилища шейхов, имамов, великих ученых Пир Хусайна, Маулана Йусуфа, Дири-баба, Таира Тадж ал-Худа б. Али Мадакани и др., которые играли важную роль в социально-политической жизни Азербайджана периода Сред-невековья6.

4 Там же.

5 Heyerdahl Th. The Azerbaijan Connection Challenging Euro-Centric Theories of Migration // Azerbaijan International, Spring 1995, No. 3.1.

6 См.: Кулиева B.A. Роль и позиция мусульманского духовенства в социально-политической и культурной жизни Азербайджана в XIX — начале XX вв. в ракурсе армяно-азербайджанских политических отношений. Баку, 2003. С. 26—43.

Влиятельное положение шейхов в обществе вынуждало феодалов завещать значительную часть имущества в качестве вакфа и строить помещения культовых центров. Создание таких центров на торговых путях помогало распространению азербайджанских религиозно-философских учений в соседние страны.

Феодальные государства, стремившиеся укрепить свой авторитет и влияние на торговых путях, завещали много вакфа религиозным учреждениям. Чтобы укрепить свою власть, монгольские правители (ильханы) и ханы Золотой Орды принимали ислам, совершали паломничество в религиозные центры Азербайджана. Хан Узбек, побывавший в ханега Пир Хусайна, возвратил его имущество, разграбленное во время нашествия Золотой Орды на Ширван. На средства и при содействии Аргун-аки был реставрирован минарет при ханега Пир Хусайна, о чем повествует надпись над входом в этот минарет7.

Памятники материальной культуры на территории Западного Азербайджана

На исторической территории Азербайджана сохранилось огромное количество памятников материальной культуры, которые доказывают, что Азербайджан является одним из древних очагов цивилизации.

К числу таковых относятся средневековый некрополь в селе Уруд Зангезура (ныне село Оронт, Сисианский район Республики Армении); кладбища и мавзолеи, расположенные в селе Джафарабад (ныне село Аргаванг Республики Армении); караван-сарай, расположенный на Селимском перевале, в Зангезуре (ныне территория Республики Армении), памятники села Алайаз. Обнаруженные памятники в виде каменного изваяния барана на Урудском кладбище, надписи на них, а также рельефные изображения онгонов (божеств) древнетюркских племен свидетельствуют, что общетюркские элементы материальной культуры также были широко распространены в Кавказской Албании — на исторической территории современного Азербайджана8.

Другой памятник азербайджанского зодчества — мавзолей эмиров Азербайджанского государства Кара-Коюнлу — расположен в селе Джафарабад. Двадцатигранное сооружение мавзолея высотой в 12 м (без купола, который ныне разрушен) построено из отесанного туфа. На широком поясе фриза, под карнизом купола находится арабоязычная надпись крупного шрифта, почерка насх с элементами сульса, которая гласит: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Коран, 11-256. Повелел построить гробницу благословенную величайший, благороднейший, целое великодушие (наделенное благородством) и добрым нравом, опора государей и султанов, прибежище убогих и отверженных, покровитель мудрецов и жаждущих знания, покровитель (помощник) странствующих дервишей и идущих по пути познания божества (мистиков), слава государства и религии амир Пир Хусайн — да продлит (Аллах) его справедливость — б. ал-амир ал-усоп-шего, достигшего милости прощающего ал-амир Сад да будет пухом земля ему — во время господства величайшего султана, повелителя наиблагороднейшего султан султанов Востока и Юга, покровитель государства и религии Пир Будаг хан и Йусуф нойон — да продлит Аллах их господство — дата: пятнадцатого раджаба восемьсот шестнадцатого года. 15 раджаб 816 г.х. = 11.Х. 1413 года»9.

На территории Зангезура, на Селимском перевале, расположен еще один памятник азербайджанского зодчества. Караван-сарай имеет весьма оригинальную архитектурную

7 См.: Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т. I. Баку, 1991. С. 7, 8.

8 См.: Неймат М.С. Указ. соч. Т. III. 2001. С. 10.

9 Там же. С. 66—67.

композицию (план Т-образный), двускатное перекрытие с обтесанными каменными плитами. Архитектурное описание караван-сарая дано в сборнике «Материалы Кавказской археологии», составленном В.М. Сысоевым в 1907—1908 годах.

В здании караван-сарая два помещения. Основное расположено по линии от севера к востоку, второе — перпендикулярно первому, по Т-образному плану — от левой стороны к правой. Длина первого равна 15 аршин, ширина 7 аршин, второго соответственно 45 и 21 аршин. Над дверью вмонтирована арабоязычная врезная надпись на камне.

Следует особо подчеркнуть, что эта арабская надпись была установлена еще при строительстве здания. О том, что это памятник азербайджанского зодчества свидетельствуют также форма камня, техника врезания и палеографические особенности надписи идентичные надписи, вмонтированной над входом мавзолея Яхья бин Мухаммеда (ум. в 704 г.х. = 1305 г.) в селе Мамедбейли Зангеланского района Азербайджанской Республики, также расположенного на Великом шелковом пути. На этой надписи упомянуто имя архитектора, основоположника Карабахской архитектурной школы Азербайджана Мадж ад-Дина Али. Ряд архитектурных деталей также дает основание отнести караван-сарай, расположенный на Селимском перевале, к произведениям вышеназванного архитектора, как и другие сооружения, расположенные вдоль Аракса, на Шелковом пути, соединяющем европейские страны с Ближним Востоком и проходящем через Азербайджан.

При Абу Саиде его визирь Чобан Салдуз-нойон построил мосты при впадении Ар-пачая в Аракс, выше Даралаяза, и в Копрукенде — на Великом шелковом пути, который связывал Ближний Восток с европейскими странами через Карс, Эрзерум в Анатолии.

В селе Алайаз имеется место поклонения Ахи Таваккула. От его мавзолея и подсобных помещений сохранились лишь фундаменты. Стела каменная, почерк надписи — насх, сохранность плохая: это могила (покойного) прощенного мученика (нуждающегося в милости всевышнего Аллаха) Ахи Таваккула — да простит Аллах грехи его (в месяце мухаррам девятьсот пятьдесят... год. Мухаррам 950 г.х. = 6.4-6.5 1543 г.)10.

До 1918 года в Западном Азербайджане было огромное количество мечетей, медресе, мектебов, мавзолеев, ханег и других мусульманских культовых сооружений. Кроме того, в материалах Государственного исторического архива АР встречаются сведения о численности азербайджанцев, топонимы (названия сел) тюрко-азербайджанского происхождения. В самом городе Иреване (Ереван) из существовавших в начале XX века мечетей: Древняя Шахарская (городская) мечеть, Соборная (Гей) мечеть, Мечеть Гаджи Нов-рузалибека, мечеть Гаджи Имамверди, мечеть Мирза Сафибека, мечеть Гаджи Джафар-бека — сохранилась лишь Соборная (Гей) мечеть, которая признана армянскими властями и отдана посольству Ирана11.

До 1915 года в Зангезурском уезде насчитывалось 38 шиитских, а по всей Иреванс-кой губернии 382 шиитских и 9 суннитских мечетей12, а также функционировали мечетс-кие приходы, выполнявшие функции сельсоветов. Здесь вели метрические книги, в которых фиксировалась информация о количестве рожденных, умерших, сочетавшихся в браке и т.д.

В 1885 году в Иреванском уезде Иреванской губернии (территориально-административное деление, существовавшее в рамках Российской империи) насчитывалось 2 суннитских прихода, которые объединяли и обслуживали 238 домов азербайджанцев. В Но-вобаязетском уезде Иреванской губернии имелось 5 мечетских приходов, которые обслуживали 2 016 домов, в Александропольском уезде этой же губернии был приход, обслужи-

10 См.: Там же. С. 58, 66, 71, 75.

11 См.: Кулиева В.А. Указ. соч. С. 178.

12 Там же. С. 183.

вающий 312 домов, в Шарур-Даралагезском уезде один приход объединял 142 дома, в Сурмалинском уезде один приход обслуживал 817 домов13. Количество мечетских приходов увеличивалось, и 1891 году в Новобаязетском уезде их уже насчитывалось 19, в Ша-рур-Даралагезском уезде — 44, в Эчмиадзинском и Александропольском уездах — 2214. Столь стремительный рост числа мечетских приходов свидетельствовал о росте численности азербайджанской части населения губернии.

Особо следует подчеркнуть, что в современной Армении присвоение памятников материальной культуры и арменизация азербайджанских исторических топонимов возведены в ранг государственной политики. Однако ни государственные деятели, ни ученые Армении не задумываются об «арменизации» собственных имен и фамилий, имеющих явно азербайджанское происхождение. Например: Атаян — от азерб. ата (отец), Балаян — бала (дитя), Кочарян — кочари (кочевник), Капутикян — гапытикян (делающий двери) и т.д.

Памятники материальной культуры на территории Карабаха

Надгробные памятники в виде сундука, стелы, каменные изваяния лошади и барана (XIV—XIX вв.) с арабо-персо-азербайджаноязычными надписями и рельефами, отражают различные стороны жизни, быта, вопросы топонимики, истории народной медицины, этногенеза азербайджанского народа, освещают ряд других вопросов культурной жизни Азербайджана в Средние века. По эпиграфическим данным и другим мотивам изобразительного искусства, имеющимся на представленных памятниках Карабаха, можно проследить место сосредоточения древнетюркских племен на территории Центрального Кавказа, сыгравших немаловажную роль в процессе формирования азербайджанского народа.

На памятниках (в виде каменного изваяния лошади) в селе Малыбей Лачинского района Азербайджана сохранилось изображение символа солнца и фигуры человека, держащего в правой руке птицу. У древнетюркских народов существовало божество Умай, покровительствовавшее детям. Очевидно, традиционное изображение на памятниках и сооружениях человека с птицей в руках воспринималось как знак, предохраняющий их от разрушения и повреждения. В селе Гюлябирд этого же района также сохранились каменные фигуры лошадей с аналогичными рельефными изображениями.

В селе Баба Физулинского района, в шести километрах от железнодорожной станции Горадиз, имеется ханега и восьмигранный мавзолей Шейха Баба Якуба (XIII в.). Из источников Средних веков становится ясно, что Шейх Баба Якуб проживал в Арране, обладал большим авторитетом, возглавлял народное движение против феодалов и монгольских завоевателей.

В селе Мамедбейли Зангеланского района, на Шелковом пути расположен мавзолей Яхйа ибн Мухаммада ал-Хаджа (умер в 1305 г.). В Барде сохранился один мавзолей и остатки фундамента другого мавзолея Ахсаданбаба, творения азербайджанского зодчего Ахмеда бин Айюба ал-Хафиза ан-Нахчывани.

Ханега и каменный мавзолей Шыхбаба (в круглом плане) находится в селе Шыхлар Джебраильского района, где также проходил торгово-караванный Великий шелковый путь. Вокруг мавзолея имеется средневековый некрополь, а также лежат в разбросанном виде надгробные стелы, принадлежащие последователям Шейха. Недалеко от мавзолея

13 См.: ГИАА, ф. 291, оп. 4, д. 211, л. 2.

14 См.: ГИАА, ф. 290, оп. 3, д. 1574, лл. 21, 22, 44, 45, 48.

захоронен шейхзаде Шейх абд ас-Салам бин Шейх Гийас ад-Дин. По палеографии и содержанию надписей и технике резьбы, а также по художественному оформлению стел деятельность суфийского ханега Кадирийа можно отнести к XIII—XIV вв.

В селе Ходжалы Джебраильского района, на старом кладбище, был обнаружен фрагмент строительной надписи почерком крупного красивого сульса. Около этого кладбища, у дороги, найдены еще две стелы, на верхней части которых высечены изображения животных — горных козлов, архаров, а также различные тамги, напоминающие наскальные изображения Гобустана и Абшерона.

В Джебраильском районе на плато Диридаг находится средневековый некрополь с разрушенным мавзолеем, вокруг которого сохранились надгробные памятники различного художественного облика. По надписям эти надгробия датируются XIV—XV веками. На этом кладбище есть два изваяния, аналогичные памятникам других предгорных районов Азербайджана. В Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Комплекс дворца Ширваншахов» хранятся подобные изваяния из Ярдымлинского и Лерикского районов. Такие же надгробья сохранились в Тертерском районе.

В комплексе архитектурных памятников «Имараты» районного центра Агдам собраны надгробные памятники XVI века в виде сундука со стилобатом из средневековых некрополей.

В Лачинском районе, в долине Шалва, расположенной левее дороги, ведущей к храму Агоглан, имеются надгробия XVI века в виде каменных изваяний лошади и сундука. По палеографии, стихотворным азербайджаноязычным текстам надписей, рельефным изображениям, отражающим бытовые сцены, эти надгробия представляют собой единый стиль школы художественной резьбы по камню и каллиграфии, присущей мастерам предгорных районов на исторической территории Азербайджана.

На месте старого некрополя, расположенного в селе Ахмедаллар Физулинского района, сохранилось сундукообразное надгробие 1024 г.х. = 1615 года; в селе Каргабазар, выше караван-сарая «Шах Аббаса», на высокой скале стоит мечеть «Гияс ад-Дина», которую местные жители именуют мечетью «Шаха Аббаса».

На роднике (в селе Каргабазар) имеется трехстрочная арабоязычная надпись, которая гласит, что в 1305 году этот водосток соорудил Гянджали, сын Амира Каргаба-зарского.

Две мечети в городе Шуша построены архитектором Кербалаи Сафи ханом Кара-багским, о чем свидетельствует надпись на мечети. Имя его встречается и на мечети в районном центре Физули, городе Барде, Агдаме, в ряде квартальных мечетей города Шуша и на других зданиях, расположенных в Карабахе. Имя Сафи хана имеется и на «Татарской мечети» в Одессе, и на мечети Карабаглар в Ашхабаде. Все эти памятники относятся ко второй половине XIX века.

По эпиграфическим данным и другим мотивам изобразительного искусства, имеющимся на представленных памятниках Карабаха, а также на Урудских надгробиях Занге-зура, являющихся произведениями единой школы художественной резьбы по камню и каллиграфии, можно определить очаги расселения древнетюркских племен, сыгравших важную роль в процессе этногенеза азербайджанского народа. Надгробные памятники с различными бытовыми изображениями и эпиграфическими надписями арабской графикой показывают единство быта и культуры населения Сюника (ныне на территории Республики Армении) с другими областями Азербайджана, являются ярким подтверждением принадлежности этой территории Азербайджану. К тому же в надписях мы находим разъяснение некоторых топонимов, которые встречаются на территории Азербайджана. В надписях XIV—XIX вв. указаны имена шейхов, ученых, пиров, глав различных сект и т.д., с которыми связано происхождение названий населенных пунктов. Так, село Шых-лар встречается в Зангезуре; Шыхбабалы, Пирджамал, Пирабулькасум — в Шушинском

районе; Пирахмедлы — в Физулинском районе; Шыхова — в Губадлинском. В этих наименованиях сохранились частицы пир, шейх (шых), обозначающие титулы и лакабы, даваемые в Средние века ученым-богословам и главам религиозных сект. В средневековом Азербайджане вокруг могил подобных ученых погребали их идейных последователей — шейхов. Через определенное время это место получало название «шыхлар», то есть шейх. Отсюда и расположенное рядом село получало данное название15. Все это объясняет, на наш взгляд, этимологию топонимов на исторической территории Азербайджана.

3 а к л ю ч е н и е

Таким образом, как видно из статьи, памятники материальной культуры азербайджанского народа имеют всемирное значение, играют важную роль в формировании общечеловеческой цивилизации.

Эти памятники еще раз свидетельствуют, что азербайджанцы, проживающие с древнейших времен на территории современной Азербайджанской Республики, являются автохтонным народом Кавказа, имеющим богатую историю и огромное культурное наследие.

15 См.: Неймат М.С., Кулиева В.А. Объект армянского террора — памятники материальной культуры азербайджанского народа. Баку, 2007. С. 31—38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.