Научная статья на тему 'Культовые сооружения Азербайджана'

Культовые сооружения Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / СЕЛО / МЕЧЕТЬ / МАВЗОЛЕЙ / ЗДАНИЯ / КИРПИЧ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Халилов Бахеддин Магеррам Оглы, Мустафаев Мирза Рза Оглы, Мамедов Вилаят Исрафиль Оглы

Изучение архитектурных памятников Азербайджана показывает совершенство строительного искусства местных зодчих, гармоническое решение функциональных, конструктивных и художественных задач. Азербайджанские зодчие выработали свои собственные конструкции и строительные приемы, наилучшим образом отвечающие задачам осуществления в натуре ряда сложных архитектурных сооружений. Органическое решение конструктивных и художественных проблем можно отчетливо проследить в портальных композициях. Искусство азербайджанских мастеров в создании единства конструкций и декора, в ярком звучании архитектурных мотивов наглядно прослеживается в различного типа шебеке, применявшихся в каменных и деревянных вариантах. Современная интерпретация этого мотива является наилучшим подтверждением утилитарной рациональности и декоративной эффективности архитектурно-строительного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культовые сооружения Азербайджана»

АРХИТЕКТУРА

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА Халилов Б.М.1, Мустафаев М.Р.2, Мамедов В.И.3

'Халилов Бахеддин Магеррам оглы - доцент, заведующий кафедрой;

Мустафаев Мирза Рза оглы — старший преподаватель;

3Мамедов Вилаят Исрафиль оглы — доцент, кафедра дизайна, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика

Аннотация: изучение архитектурных памятников Азербайджана показывает совершенство строительного искусства местных зодчих, гармоническое решение функциональных, конструктивных и художественных задач. Азербайджанские зодчие выработали свои собственные конструкции и строительные приемы, наилучшим образом отвечающие задачам осуществления в натуре ряда сложных архитектурных сооружений. Органическое решение конструктивных и художественных проблем можно отчетливо проследить в портальных композициях. Искусство азербайджанских мастеров в создании единства конструкций и декора, в ярком звучании архитектурных мотивов наглядно прослеживается в различного типа шебеке, применявшихся в каменных и деревянных вариантах.

Современная интерпретация этого мотива является наилучшим подтверждением утилитарной рациональности и декоративной эффективности архитектурно-строительного наследия. Ключевые слова: архитектура, село, мечеть, мавзолей, здания, кирпич.

УДК 72

Мечеть в сел. Неграм Бабекского района дошла до нас после ряда переделок и ремонта. По плану можно считать, что основание ее относится к периоду, значительно предшествующему ремонтно-реставрационным работам, проводившимся, по всей вероятности, в основном в XVIII — XIX вв. квадратное в плане помещение с нишами в стенах и центральный купол, перекрывающий это помещение, представляет одну из наиболее ранних типов мечетей.

Мечеть построена из квадратных обожженных кирпичей размером 19х19х4 см.

Мавзолей Имам-заде или Гей-имам расположен в 7 км севернее Гянджи. Вокруг него возник культовый комплекс, куда входят ограждающие стены со входом, небольшие мечети и надгробья.

Доминирующим зданием всего комплекса является мавзолей. На этом примере ясно прослеживается как в XVI — XIX вв. многие мавзолеи приобрели свойства культовых сооружений, все более утрачивая черты мемориальных памятников.

Мавзолей относится к башенно-купольным типам зданий. Как отмечает А. Саламзаде, центральное ядро мавзолея, его башенная часть может быть датирована XIV в. или началом XV в. [1]. При этом он высказывает предположение, что двухъярусное решение нижнего купольного помещения, а также башенный объем верхнего, вызывает в памяти подобные сооружения Средней Азии, появляющиеся в начале XV в. В подтверждение сказанному добавим, что выполненные куфическими буквами надписи, выложенные из глазурованных плиток, также характерный прием украшения среднеазиатских мавзолеев. Например, мавзолей Гур-Эмир в Самарканде.

Пристройка, охватывающая центральное ядро с трех сторон в виде двухъярусной аркады, с порталом с восточной стороны, датируется XVII в. Характерной чертой этой постройки является прием обрамления стрельчатых арок прямоугольными рамами. Мавзолей построен из квадратных кирпичей.

Мавзолей в сел. Паправенд Агдамского района был расчищен, обмерен и изучен в июле 1972 г. План мавзолея является характерным для XVI в. (особенно для Апшерона) и относится к группе купольных сооружений.

По внешним чертам мавзолей представляет в плане квадрат, внутреннее пространство которого состоит из крестообразного зала. В центральной части он был перекрыт куполом, в ответвлениях — сводами стрельчатого очертания. Переход центрального квадрата к куполу осуществлялся с помощью парусов. Выступающий на 4,20 м стрельчатый свод давал возможность организации открытой террасы.

Аналогичные приемы мы встречаем в мавзолее на городище Оренкала Ждановского района (XIV в.) в мавзолеях Пир-Гасан пос. Мардакяны (1612 г.) и пос. Шаган на Апшероне.На правой выступающей стене устроен вход на площадку, что вызвано крутым рельефом. Вход в мавзолей устроен со стороны открытой веранды главного фасада. На трех остальных фасадах с внутренней стороны имеется по небольшой нише размером 0,9x0,95 м и 1,0x1,35 м. Возведенное из обожженного кирпича (22x22x5 см) сооружение стоит на каменном цоколе. Таким образом, цоколь и основной объем сооружения разграничены только фактурой строительного материала. Аналогичный прием мы встречаем в мавзолее сел. Агбиль Кубинского района. Вообще следует отметить, что такой прием выделения цоколя только по фактурной характеристике встречается в некоторых кирпичных мавзолеях южных областей Азербайджана. В Паправендском мавзолее появляется своеобразный вид кирпичной орнаментации. Здесь декоративные стрельчатые ниши в трех гранях составлены из обожженных кирпичей. Мастер составил орнамент, в основе которого лежат простые геометрические рисунки, различные по всем граням мавзолея [2].

Аналогичный прием обработки граней мы наблюдали в мавзолее Юсифа, сына Кусейира в Нахичевани (XII в.), но там вся орнаментация граней состоит из отдельных блоков, изготовлявшихся отдельно и затем монтировавшихся на месте. В настоящее время мавзолей находится в полуразрушенном состоянии. На памятнике никаких надписей не сохранилось. Учитывая архитектурно-планировочную структуру здания,

строительные особенности купольно-сводчатых конструкций, а также декоративную обработку стен фасадов, время сооружения памятника можно отнести к XVI в.

Мавзолей в сел. Агбиль снаружи — восьмигранный, а внутри имеет квадратную форму с размерами сторон 2,8 м. Вход устроен на южной стороне, а на остальных сторонах ниши размерами 76х50 см.

Переходом от квадратного основания к куполу служат паруса, трактованные в виде несложных сталактитов. Возведенное из кирпича сооружение имеет каменный цоколь, выполненный заподлицо с плоскостью кирпичной кладки, а основной объем разграничен только фактурой строительного материала. Такой прием встречается в мавзолеях Нахичевани, Карабаглара, Барды, Урмии и Мараги. Характерной чертой этого мавзолея является сочетание двух материалов — камня и кирпича. Камень введен в цоколь, в нижнюю часть обрамления дверного проема, в арку входного проема. Каменная плита с надписью размером 43х46 см вкомпонована в нишу входного проема на высоте 9 ряда кирпичной кладки. Памятник датируется 1534 г.

Мавзолей шейха Джунейда находится в сел. Хазра Кусарского района. Мавзолей в плане имеет форму квадрата со сторонами 7,23 м. Во всех четырех стенах имеются дверные проемы, которые с запада, востока и с юга раскрываются в большие ниши — порталы, имеющие ширину 4,67 м при глубине 2,90 м и служившие небольшими вспомогательными помещениями. Портальные ниши являются главным композиционным элементом фасадов.

Внутренние стены мавзолея на высоту 1,42 м облицованы квадратными глазурованными плитками двух цветов — голубыми и черно-фиолетовыми. Плитки расположены в шахматном порядке и образуют несложный рисунок. Вся остальная плоскость стен и тромпов — сталактитов покрыта штукатуркой. Интерьер мавзолея характерен наличием сталактитовых поясов, дающих возможность перехода от квадратного основания к куполу. Высота сталактитового пояса 3,88 м. Купол, расположенный над сталактитами, с внутренней стороны имеет стрельчатую форму. Примыкающие к гробнице с северной стороны помещение-мечеть, безусловно, является позднейшей пристройкой. Мавзолей датируется 1544 г.

Склеп мавзолея в Хараба-Гилане. Городище Хараба-Гилан расположено на трех возвышенностях и в оврагах, находящихся между ними. На юго-востоке находится крутая обособленная скала, занятая цитаделью. К северо-западу от этой скалы, приблизительно в параллельном направлении идут два горных кряжа, постепенно и незаметно поднимающиеся от поверхности простирающейся к югу равнины Аракса и тянущиеся на 1,5 — 2 км к северо-востоку в направлении к городищу; оканчиваются они тремя высокими холмистыми возвышенностями, на которых и расположены были части города [3].В октябре 1979 года на верхнем кряже к северо-западу от некрополя на участке стыка западной и южной крепостных стен был обнаружен склеп мавзолея. В плане он имеет восьмигранную форму с внутренним опорным столбом. Расстояние между параллельными гранями составляет 530 см. Вход в склеп с восточной стороны. На грани, расположенной с противоположной стороны входного проема, устроена большая ниша, шириной 2,20 м, высотой 1,4 м и глубиной 90 см. В западной стене

устроена маленькая ниша для свечей. На высоте 1,85 м кривые своды переходят в горизонтальную плоскость шириной 80 см и глубиной 4 см.

Необходимо отметить, что эта конструктивная схема, получившая в произведениях Аджеми Нахичевани такое совершенное выражение, вероятно, прошла определенный период формирования в нахичеванской школе. В дальнейшем она оказала значительное влияние на применение подобной конструкции как в близлежащем регионе, так и далеко от Нахичевани. Изучение нами погребальных сооружений в городище Хараба-Гилан позволило установить в сохранившемся восьмигранном склепе мавзолея применение такого же приема, но в упрощенном виде. Возведение склепа из грубо отколотых камней и невысокий уровень мастерства решения, не оставляет сомнений, что мастер лишь подражал усыпальнице мавзолея Момине-хатун. Хараба-гиланский склеп может быть отнесен к периоду не ранее XV в. Несколько сходных конструктивных решений дает русское градостроительное зодчество XV века, в котором был рассмотрен тип одностолпных трапезных палат (Грановитая палата Московского кремля, палата Новгородского кремля и т.д.). Безусловно, все это свидетельствует об известной общности инженерной мысли зодчих различных областей Востока и Запада. Харабагиланский некрополь занимает юго-западную часть нижнего кряжа, простирающегося до самой шоссейной дороги Джульфа-Ордубад. Здесь расположено большое количество могил с огороженными фамильными участками. Могилы в основном имеют в плане форму квадрата и прямоугольника с шириной 2 м и длиной 2,5 — 3,0 м; покрытие — стрельчатый свод [4].

Развиваясь и совершенствуясь, строительное искусство Азербайджана отличалось устойчивостью своих традиций, некоторые из которых дожили до наших дней. Необходимо подчеркнуть, что в итоге проделанной работы не только воссоздана история развития в Азербайджане строительного искусства и выявлена его роль в развитии художественных и тектонических особенностей зодчества страны, но и создана прочная научная база для реставрации памятников в решении художественно-технических проблем регенерации исторических городов Азербайджана.

Список литературы

1. Саламзаде А.В. Новые материалы по истории азербайджанской архитектуры. Исследование и материалы по архитектуре и искусству Азербайджана. Изд. Элм. Баку, 1966. С. 71—89.

2. Мамед-заде К.М. Паправендский мавзолей. Дан Азерб. ССР, 1974. № 12. С. 86—89.

3. Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М., 1949.

4. Мамед-заде К.М. Строительное искусство Азербайджана. Издательство Баку. Елм, 1983. 126 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.