Научная статья на тему 'Черная палата в Болгаре: к вопросу об истоках архитектурной формы'

Черная палата в Болгаре: к вопросу об истоках архитектурной формы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1089
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / БОЛГАР / ЧЕРНАЯ ПАЛАТА / МАВЗОЛЕИ / СЕЛЬДЖУКСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зиливинская Э. Д.

Уникальным памятником золотоордынского зодчества, который сохранился до наших дней, является Черная палата в Болгаре. В разное время ее считали мечетью, мавзолеем, ха-нака и судным местом с тюрьмой. По своим архитектурным формам Черная палата представляет собой типичный пример центрического мавзолея. До сих пор исследователи сравнивали ее с мавзолеями Средней Азии и считали, что она построена в среднеазиатских традициях. Анализ объемно-пространственной структуры, архитектурного декора и строительной техники позволяет сделать вывод о принадлежности Черной палаты к закавказско-малоазийской сельджукской традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черная палата в Болгаре: к вопросу об истоках архитектурной формы»

УДК 941471.031

ЧЕРНАЯ ПАЛАТА В БОЛГАРЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ

Город Болгар является уникальным памятником истории и культуры Поволжья. Возникнув в домонгольский период, он переживает расцвет в золотоордынское время. Именно тогда здесь строятся многочисленные каменные здания, часть которых сохранилась до наших дней. Среди них видное место занимает памятник, носящий название Черная палата (рис. 1.1; 2.1). Это квадратное в плане купольное здание, общая высота которого в настоящее время достигает 12 м. По вертикали здание разделено на четыре яруса.

Нижний, цокольный ярус имеет форму усеченной пирамиды, которая сужается от 11,5 до 10 ми имеет высоту 1,8 м. В северной стене цоколя сделан вход со стрельчатым верхом, который ведет в нижнее, полуподземное помещение. Вокруг цокольной части со всех сторон были пристроены небольшие камеры, остатки которых хорошо видны на изображениях, сделанных в ХУШ-Х1Х вв.1 и впоследствии были выявлены археологически2. Дополнительные помещения опоясывали здание с западной, южной и восточной сторон на ширину 2 м и с северной стороны на 3 м. Перед южным входом был сделан широкий проем, в котором, возможно, находился айван шириной около 3 м. В.В. Егерев считал, что все пристройки были сделаны позже и не имеют непосредственного отношения к первоначальному зданию3. С.С. Айдаров придерживается противоположного мнения и считает, что помещения, окружавшие здание составляют «органическое целое с первоначальным обликом Черной палаты»4.

Второй ярус имеет размеры 10 х 10 м и высоту 4,15 м. По центру всех его сторон сделаны дверные проемы стрельчатого очертания, на южной стене по сторонам от двери находятся два окна стрельчатой формы. Третий ярус также квадратный в плане, но несколько меньших размеров. Высота его - 1,6 м. В третьем ярусе каждая стена снабжена небольшим стрельчатым окошком. Четвертый ярус постройки представлен восьмигранной призмой со стороной около 5 м и высотой 2 м. Все восемь граней верхнего яруса имеют по одному окну, причем вокруг каждого сделано стрельчатое, а затем прямоугольное обрамление. Восьмигранник перекрыт несколь-

1 Чернецовы Г. и Н. Путешествие по Волге. М. 1970. С. 98; Айдаров С.С. Исследование и реставрация памятников монументального зодчества Болгара // Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. М., 2001. Рис. б5.а, 66.в,г.

2 Воскресенский А.С., Смирнов А.П., Хлебникова Т.А. Новые данные об архитектуре волжских булгар // СА. 1967. № 4.

3 Егерев В.В. Архитектура города Болгара // МИА. 61. М.-Л., 1958. С. 366.

4 Айдаров С.С. Указ. соч. С. 62-63.

Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, г. Москва

Э.Д. ЗИЛИВИНСКАЯ

Уникальным памятником золотоордынского зодчества, который сохранился до наших дней, является Черная палата в Болгаре. В разное время ее считали мечетью, мавзолеем, ха-нака и судным местом с тюрьмой. По своим архитектурным формам Черная палата представляет собой типичный пример центрического мавзолея. До сих пор исследователи сравнивали ее с мавзолеями Средней Азии и считали, что она построена в среднеазиатских традициях. Анализ объемнопространственной структуры, архитектурного декора и строительной техники позволяет сделать вывод о принадлежности Черной палаты к закавказско-малоазийской сельджукской традиции.

Ключевые слова: Средневековье, Золотая Орда, Болгар, Черная палата, мавзолеи, сельджукская традиция.

ко уплощенным куполом. Форма купола и незначительная толщина его кладки позволяют предположить, что он имел наружное покрытие, скорее всего, конической формы5.

Внутри мавзолей имел над цокольной частью балочное перекрытие и был разделен на два помещения. Стены нижнего полуподземного помещения были гладко оштукатурены, интерьер верхнего, расположенного выше уровня земли, более разнообразен. В верхних ярусах стены отделаны пилястрами и трехчетвертными колоннами, окна третьего и четвертого ярусов выделены стрельчатыми архивольтами. Переход к восьмерику осуществлен при помощи полусферических тромпов, декорированных сталактитами, а тимпаны арок украшены лепными розетками и шестиконечными звездами. Окна были забраны ганчевыми решетками «панджара» с вставленными в них круглыми оконными стеклами.

Здание построено из камня в типичной для Волжской Болгарии технике. Цокольный этаж и четверик второго яруса сложены панцирной кладкой, причем внешняя облицовка составлена из тщательно отесанных блоков, а внутренняя из грубо сколотых камней на растворе. Восьмигранный ярус и купол выполнены бутовой кладкой без облицовки на растворе большой прочности. Большинство исследователей считает, что кладка, примененная при строительстве Черной палаты, происходит из Закавказья6.

По своей планировке, размерам и количеству помещений Черная палата значительно отличается от остальных болгарских мавзолеев. Поэтому различные исследователи атрибутировали это здание по-разному. Так А.П. Смирнов в разные годы описывал это здание как мечеть7, мавзолей8, ханака9. В.В. Егерев считал его центрально-купольным мавзолеем10. Ф.Х. Валеев придерживается мнения, что здание использовалось как ханака, и по своей структуре близко к ханака в Евпатории11. С.С. Айдаров, основываясь на бытующих в этих местах легендах, приписывает Черной палате функции судного места с тюрьмой в цокольной части12.

С.С. Айдаров предлагает вариант реконструкции первоначального облика здания13. Он считает, что основной объем был окружен двухъярусными крытыми галереями с небольшими помещениями, которые чередовались с открытыми лоджиями. Здание имело мощный выступающий портал, расположенный у его северо-западного угла, а перекрыто было восьмидольным сомкнутым сводом, так как шатровое покрытие характерно только для мавзолеев14. Наиболее близким по архитектуре Черной палате С.С. Айдаров считает Здание Диван-хане в Баку (XV в.), которое тоже по преданиям считается «ханским судилищем». Между тем, известный исследователь азербайджанского зодчества Л.С. Бретаницкий называл такую трактовку назначения Диван-хане «домыслами, сдобренными значительной долей романтической экзотики», и прямо указывал, что это сооружение мемориального назначения - мавзолей, о чем свидетельствует вся его объемно-планировочная композиция15. В Диван-хане, как и в Черной палате, имеется нижнее, полуподземное помещение склепа. Такая двухкамерная структура характерна для мавзолеев Азербайджана, Малой Азии, Среднего Востока.

5 Егерев В.В. Указ. соч. С. 369.

6 Смирнов А.П. Волжские Булгары. М., 1951. С.144; Егерев В.В. Указ. соч. С. 376.

7 Смирнов А.П. Указ. соч. С. 208.

8 Булгары - Черная палата. Казань, 1951. С. 7.

9 Воскресенский А.С., Смирнов А.П., Хлебникова Т.А. Указ. соч. С. 284.

10 Булгары - Черная палата. С. 12; Егерев В.В. Указ. соч. С. 366.

11 Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975. С. 140.

12 Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара // Архитектурное наследство. 1976. XXIV. С. 142; Айдаров С.С. Исследование... С. 64-65.

13 Айдаров С.С. Исследование... Рис. 70.

14 Айдаров С.С. Исследование... С. 65-66.

15 Бретаницкий Л.С. Диван-хане в Баку и вопросы типологизации архитектурного наследия Переднего Востока // Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М., 1988. С. 98.

Черная палата, в том виде, в котором она дошла до наших дней, без сомнения, представляет собой типичный пример центрического мавзолея, имеющего четыре входа и одинаковые фасады со всех сторон. Самой известной и одной из наиболее ранних построек этого типа является мавзолей Исмаила Самани X в. в Бухаре, которому посвящена огромная литература. Центрические мавзолеи были широко распространены на Среднем Востоке в домонгольское время16. Наиболее близки Черной палате по объемно-пространственной композиции центрические мавзолеи Даваздах имама в Йезде (XI в.) и мавзолей султана Санджара в Мерве (XII в.), а также закрытые фасадные мавзолеи Фахраддина Рази (XII в.) в Куня Ургенче, и Гунбад-е Сурх в Мараге (рис. 1.2-5)17. Все они состоят из одного или нескольких квадратных в плане ярусов, которые переходят в восьмигранную призму, увенчанную куполом или шатром. Такую структуру зданий исследователи связывают с сельджукской традицией18. Известны подобные мавзолеи и в Анатолии, хотя большее распространение там получили башенные мавзолеи. Примером кубического мавзолея с шатровым покрытием является усыпальница Нур ал-Дина бей Сентимура (рис. 2.6)19. В дальнейшем эта традиция получила развитие в османское время.

С.С. Айдаров также приводит многочисленные аналогии из среднеазиатского зодчества преимущественно из ансамбля Шах-и Зинда, однако все они относятся к совершенно иному типу портальных мавзолеев20. Этот комплекс вдохновил исследователя в создании реконструкции внешнего облика Черной палаты, однако многое в этой реконструкции кажется фантастичным. Прежде всего, непонятно, почему главный вход в комплекс с мощным порталом находился у северо-западного угла здания. Здание, обращенное входами на все четыре стороны, обычно не имеет развитого портала. Ассиметричная планировка также не характерна для мемориальных построек простого плана, а в этом случае портал не только смещен относительно осей симметрии, но и не соединяется с входами в основной объем.

Исходя из общей планировки Черной палаты, скорее можно принять точку зрения В.В. Егерева о том, что опоясывающие здание помещения были возведены позднее. Археологические раскопки также показали, что не все стены пристройки одновременны21. Изначально Черная палата представляла собой центрический мавзолей с одинаковыми фасадами со всех сторон, впоследствии нижняя часть здания была охвачена пристройкой. Если стены пристройки поднимались выше цокольного этажа, то три входа (западный, северный и восточный) перестали сообщаться с улицей. Южный вход стал главным и с внешней стороны он, скорее всего, был оформлен порталом с айваном. Выступы западной стены, вероятно, также оформляли другой, боковой вход. Перепланировка мавзолея могла быть связана с изменением его назначения. Возможно, здесь был похоронен какой-то почитаемый человек, его усыпальница стала местом поклонения и стала использоваться как место религиозных собраний. Трудно представить, что боковые комнаты шириной около 2 м могли быть жилыми, поэтому в Черной палате вряд ли могла располагаться ханака. Но стремление сделать пространство более закрытым (и менее холодным), наличие двух входов и нескольких дополнительных помещений свидетельствует о том, что в центральной

16 Хмельницкий С. Между арабами и тюрками. Раннеисламская архитектура Средней Азии. Бер-лин-Рига, 1992. С. 122-156. Хмельницкий С. Между Саманидами и монголами. Архитектура Средней Азии XI - начала XIII вв. Часть I. Берлин-Рига, 1996. С. 153-161.

17 Пугаченкова Г.А. Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма // Труды ЮТАКЭ. Т. VI. М., 1958. С. 315-328; Якубовский А.Ю. Развалины Ургенча // Известия ГАИМК. Т.6, вып. 2. Л., 1930. С. 39-48; Хмельницкий С. Между Саманидами... С. 174-179; Hillenbrand R. Islamic Architecture. New-York, 1994. Р. 291; Уссейнов М.А., Бретаницкий Л.С., Саламзаде А. История архитектуры Азербайджана. М., 1963. С. 81-83.

18 Воронина В.Л. Конструкции и художественный образ в архитектуре Востока. М., 1977. С. 125; Хмельницкий С. Указ. соч. С. 176-177; Hillenbrand R. Op. cit. P. 294.

19 Hillenbrand R. Op. tit. P. 307.

20 Айдаров С.С. Исследование... C. 65.

21 Воскресенский А.С., Смирнов А.П., Хлебникова Т.А. Указ. соч. С. 284.

части здания могли собираться люди для проведения каких-то религиозных обрядов. Наличие пристроек, окружающих центральное здание мавзолея, сближает Черную палату с крупными мавзолеями Средней Азии, такими как мавзолей султана Санд-жара в Мерве и шейха Шерефа в Ургенче.

Возвращаясь к реконструкции С.С. Айдарова, следует также сказать, что возражения вызывает восьмидольная форма купола, перекрывающего восьмигранник. Если брать за образец архитектуру Средней Азии, то все рассматриваемые исследователем постройки имеют полусферический или сфероконический купол, дольчатый купол имеет только более позднее здание Диван-хане в Баку. Мне представляется, что скорее прав В.В. Егерев, и Черная палата, как и остальные мавзолеи Болгара, была перекрыта шатровой крышей.

В работах, посвященных Черной палате, исследователи сравнивают ее с мавзолеями Исмаила Самани (X в.), султана Санджара (XII в.), Фахраддина Рази (XII в.), шейха Шерефа (XII в.) и приходят к выводу о принадлежности ее к среднеазиатской группе мавзолеев. Черты явного отличия они приписывают влиянию закавказской строительной техники и приспособлению к местным условиям22. Эта точка зрения не бесспорна, а объединение среднеазиатских мавзолеев в одну группу несколько искусственно. Достаточно отметить, что они относятся к различным типам. Мавзолей Исмаила Самани - кубическое здание центрического плана, увенчанное полусферическим куполом. Центрический мавзолей Санджара отличается от него наличием высокого барабана. Мавзолеи Фахраддина Рази и шейха Шерефа относятся к группе шатровых мавзолеев, причем один из них является фасадным, а другой портальным. Эти памятники, выстроенные из кирпича в среднеазиатской технике, можно связывать с Черной палатой только в самом общем виде, например, по пространственной композиции или по центричности плана. Более правомерным представляется мнение Ф.Х. Валеева, который считает, что «внешнее объемное решение Черной палаты в стилевом отношении обнаруживает связь с памятниками Малой Азии, Крыма, Азербайджана»23.

По предположению С.Г. Хмельницкого, в возведении ургенчских мавзолеев могли принимать непосредственное участие строители из Малой Азии, на что указывает строение сталактитовых парусов мавзолея Фахраддина Рази и оформление портала мавзолея шейха Шерефа24. Возможно, именно малоазийское влияние предопределило некоторое сходство мавзолеев Ургенча и Черной палаты в Болгаре.

По своему внешнему облику Черная палата более всего напоминает простейшие турецкие мечети раннеосманского периода (рис. 2.2-4). Эти здания, построенные также из камня, имели кубическое основание, переходящее в невысокий многогранный или круглый барабан, перекрытый полусферическим, чуть уплощенным куполом. На глухой плоскости стен выделялись только небольшие окна стрельчатого очертания. Такие же окошки, еще меньшего размера, находились на гранях барабана. Очень близки к мечетям по внешнему виду и раннеосманские мавзолеи25. По сравнению с ними здание Черной палаты выглядит более изысканно, так как его объем расчленен на четыре, постепенно сужающиеся яруса, но в целом стилистическое единство этих построек бросается в глаза (рис. 2.5).

Определенное сходство с турецкими мавзолеями наблюдается и в интерьере Черной палаты. В верхней части, при переходе к восьмерику, по углам сделаны сферические тромпы стрельчатого очертания, внутренняя поверхность которых оформлена белыми ганчевыми сталактитами. Плоскости стен между тромпами также украшены стрельчатыми арочками. Точно так же выглядит верхний ярус гробницы

22 Егерев В.В. Указ. соч. С. 369-371; Айдаров С.С. Архитектурные комплексы... С. 142.

23 Валеев Ф.Х. Указ. соч. С. 141.

24 Хмельницкий С. Между Саманидами... С. 76.

25 Hillenbrand R. Op. cit. P. 495; Stierlin H. Turkey from the Selcuks to the Ottomans. Koln, 1998. P. 82, 90-95.

Мурада II в Бурсе (XV в.)26. Тимпаны арок первого яруса украшены лепными розетками, второго - звездами. Различные розетки, пальметки и другие выпуклые мелкие резные детали, выделяющиеся на ровной плоскости стен, являются характернейшей чертой сельджукского декоративного стиля. Эти факты позволяют отнести Черную палату к памятникам, возникшим под влиянием закавказско-сельджукской школы. Несмотря на отсутствие точных аналогий, как отдельные черты ее, так и весь облик в целом, более всего напоминает малоазийские постройки XIV-XV вв. Естественно, этот факт никак не может свидетельствовать о том, что турецкие мечети и мавзолеи османского времени происходят из Волжской Болгарии. Скорее всего, это сходство говорит о единстве происхождения этих памятников и принадлежности их к одной архитектурной школе.

THE BLACK CHAMBER IN BOLGAR: GENESIS OF ARCHITECTURAL DESIGN

E.D.ZILIVINSKAYA

Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences, Moscow e-mail: eziliv@mail.ru

The so-called Black Chamber at Bolgar is a unique monument of the Golden Horde architecture that has survived almost intact. It has been attributed in turn as a mosque, a mausoleum, a khanaka and a law court with a prison. In design the Black Chamber is a typical cen- tric mausoleum. It has been compared to Central Asian mausolea and believed to be built in the tradition of Central Asia. An analysis of the spatial pattern, architectural decorations and building technique enables one to identify the Black Chamber as belonging to the Seljuk tradition of Transcaucasia and/or Asia Minor.

Key words: Middle Ages, Golden Horde, Bolgar, the Black Cam- ber, mausolea, Saljuq tradition

Список сокращений

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР. Москва-Ленинград.

СА - Советская археология. Москва.

ЮТАКЭ - Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция. Ашхабад.

26 Stierlin H. Op. cit. P. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.