Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА НАЗИМА БЕЙКИШИЕВА'

ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА НАЗИМА БЕЙКИШИЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
художник / Назим Бейкишиев / живопись / сцена / дизайн / сценография / театр. / artist / Nazim Beykishiyev / painting / stage / design / stage graphic / theatre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исламова Севиндж Амир Кызы

В развитии и своеобразной эстетике профессионального театрального искусства Азербайджана, со 145-летней историей, несомненно, велика роль художников, решавших постановку спектаклей на раз-личные темы. Если в первые годы развития театра эту работу выполняли художники, работающие в различных областях изобразительного искусства, то со временем постановкой и сценографией стали заниматься художники, специализирующиеся на театрально-декоративном искусстве. Однако есть ряд Азербайджанских художников, которые успешно объединили в своей работе две разные области изоб-разительного искусства и достигли творческих успехов в каждой из этих областей. Один из них народ-ный артист Азербайджанской Республики, лауреат Государственной премии, профессор Назим Зограб оглу Бейкишиев, творчество которого охватывает последнюю половину XX века начало XXI века. В статье рассматриваются общие вопросы творчества Назима Бейкишиева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LOOK AT THE PEOPLE’S ARTIST NAZIM BEYKISHIYEV’S ACTIVITY

Having a hundred and forty-five-year history the professional theater art of Azerbaijan has undoubtedly played a role in the selection of its own aesthetics by artists who solve the stage graphics of various themed performances. If this work was done by artists working in various fields of arts before, then from time to time the creators specializing in theater-decorative art were engaged in stage graphics. At the same time, there have been a few artists who successfully combined two different areas of fine arts and achieved creative success in each of these areas. One of them is the People’s Artist of the Republic of Azerbaijan, laureate of the State Prize, Professor Nazim Zohrab oglu Beykishiyev, covering the last abdomen of the 20th century and the beginning of the 21st century. In the article the general problems of Nazim Beykishiyev’s activity are studied.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА НАЗИМА БЕЙКИШИЕВА»

4

ART / «ШШЮШУМ-ШЦГМак» #24Ш, 2021

УДК745/749

Исламова Севиндж Амир кызы Диссертант Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-24111-4-6 ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА НАЗИМА БЕЙКИШИЕВА

Islamova Sevinj Amir gizi

Azerbaijan State University of Culture and Arts Post graduate student

A LOOK AT THE PEOPLE'S ARTIST NAZIM BEYKISHIYEV'S ACTIVITY

Аннотация.

В развитии и своеобразной эстетике профессионального театрального искусства Азербайджана, со 145-летней историей, несомненно, велика роль художников, решавших постановку спектаклей на различные темы. Если в первые годы развития театра эту работу выполняли художники, работающие в различных областях изобразительного искусства, то со временем постановкой и сценографией стали заниматься художники, специализирующиеся на театрально-декоративном искусстве. Однако есть ряд Азербайджанских художников, которые успешно объединили в своей работе две разные области изобразительного искусства и достигли творческих успехов в каждой из этих областей. Один из них народный артист Азербайджанской Республики, лауреат Государственной премии, профессор Назим Зо-граб оглу Бейкишиев, творчество которого охватывает последнюю половину XX века - начало XXI века. В статье рассматриваются общие вопросы творчества Назима Бейкишиева.

Abstract.

Having a hundred and forty-five-year history the professional theater art of Azerbaijan has undoubtedly played a role in the selection of its own aesthetics by artists who solve the stage graphics of various themed performances. If this work was done by artists working in various fields of arts before, then from time to time the creators specializing in theater-decorative art were engaged in stage graphics. At the same time, there have been a few artists who successfully combined two different areas offine arts and achieved creative success in each of these areas. One of them is the People's Artist of the Republic of Azerbaijan, laureate of the State Prize, Professor Nazim Zohrab oglu Beykishiyev, covering the last abdomen of the 20th century and the beginning of the 21st century. In the article the general problems of Nazim Beykishiyev's activity are studied.

Ключевые слова: художник, Назим Бейкишиев, живопись, сцена, дизайн, сценография, театр.

Keywords: artist, Nazim Beykishiyev, painting, stage, design, stage graphic, theatre

Введение. Народный артист Азербайджанской щими там, стали дополнительной моральной под-Республики, лауреат Государственной премии, держкой для Назима Бейкишиева, с большими профессор Назим Зограб оглы Бейкишиев прошел надеждами уехавшего из Баку в Москву (2, 37). знаменитую «школу Азимзаде» в Баку (1965-1969), Каждый раз, когда он посещал знаменитый Те-

а затем продолжил свое образование в Московском атр на Таганке и смотрел спектакли Д.Л.Боров-Государственном Институте Театрального Искус- ского-Бродского, которого считал духовной звез-ства (1970-1975). В театральной деятельности мо- дой в сценографии, он становился свидетелем бур-лодого художника чувствуется творческий подход ных аплодисментов этому известному к созданным до него произведениям в художествен- театральному художнику после очередной успешных решениях, отражающих его личное отношение ной премьеры и иногда в своих мечтах представлял к требованиям и задачам современной сценогра- себя на его месте.

фии. То, что ему суждено было учиться в самом Привлекательное и впечатляющее художе-

престижном учебном заведении Советского Союза, ственное оформление великим мастером сценогра-где собирались самые известные театры страны, а фии спектаклей «Что делать?» (Н.Чернышевский), также знакомство и обучение у Сергея Образцова «А зори здесь тихие» (Б.Васильев), «Гамлет» (В. (1901-1992), ставшим корифеем при жизни в этой Шекспир), «Под кожей статуи Свободы» (Е.Евту-области во время, послужили надежным источни- шенко), «Товарищ, верь» (А.Пушкин), «Деревян-ком для совершенствования профессионализма мо- ные кони» (Ф.Абрамов), «Затягивайте ремни» лодого художника. Живое общение со столичными (Г.Бакланов, Ю.Любимов) и др. были незабываемы театрами, знакомство с известными режиссерами, в полном смысле этого слова, так как были реали-актерами, композиторами и артистами, работаю- зованы с созданием своеобразной и уникальной архитектоники спектакля. Отметим, что режиссером этих спектаклей был Юрий Любимов, известный в

«шушетим-лшигмау» #241™), 20т / лят

5

то время как реформатор советского театра. Однако, посещая спектакли, ставшие результатом их совместной работы, театралы с гордостью говорили: «Сегодня я иду смотреть Д.Л.Боровского-Бродского!».

Нельзя отрицать вдохновляющую роль также сценографии художника Большого театра Валерия Лилиенталя в более позднем формировании своеобразной эстетики Назима Бейкишиева. Лилиенталь, который верил в силу цвета в решении и оживлении сцены и проявлял необычайную точность в прорисовке деталей, составляющих дизайн, несомненно, обладал склонностью к творческому подходу и «совокупность оттенков цвета» умело направлял на эмоциональное воздействие на зрителя.

Его творчество имеет большое значение с точки зрения изучения сокровищницы национальных и духовных ценностей, культурных и исторических корней нации, их применения в творчестве и передачи будущим поколениям, оценки национального самосознания.

Бесспорно, истоки искусства, такие как история искусства, были синкретичными с самого начала - со времен создания театра. Таким образом, тот факт, что привлекательность и успех любого театрального представления достигается только путем достижения органической целостности воображения режиссера, актера, композитора и художника, уже подтвержден временем.

Если принять во внимание относительную роль сценографии, как составную часть синкретизма, в привлекательности и эффективности спектаклей в ранний период, мы должны признать, что в наше время бессмысленно надеяться на успех любого театрального представления без сценографического решения (3, 4). Все это можно рассмотреть на современном этапе развития азербайджанского профессионального театра, основанного на древних традициях. Нельзя отрицать роль творчества, охватывающей почти полвека, Назима Бейкишиева в этом процессе. Приход Назима Бейкишиева в эту область совпадает с 70-ми годами прошлого века, которые считаются этапом в развитии азербайджанской культуры, а также театра. В то же время театр, привлекавший специалистов своими высокими художественными качествами, сыграл огромную роль в том, чтобы драматург и режиссер, а также актерская игра стали более эффектными, живыми и привлекательными. В такой ситуации творчество молодого художника, полное поисков, было встречено с интересом в театральной сфере.

Помимо обобщения в каждой из своих работ, художник добивался разного образного решения, создавая в каждой из них образцы, вносящие ясность в раскрытие персонажа, суть тематики. Художник, исходя из содержания периода и драматического материала, выдвигает разные интерпретационные результаты.

Назим Бейкишиев также является автором новых образцов национальных костюмов, которые войдут в историю своими соответствующими импровизациями. Опираясь на понятия времени и среды в драматургическом материале, художник не

только придерживался принципа исторической достоверности, но и в выборе цвета и формы адаптировал его к вкусам современного зрителя. В его работах тонкая пластика иногда заменяется резкими мазками, чтобы придать персонажу соответствующие психологические черты и представить более естественную и яркую эстетику.

Решение сценографии спектаклей, совершенно отличающихся друг от друга по содержанию, жанру, образам, пространству, таких как «Мертвецы», «Дьявол», «Афет», «Гамлет», «Дели Дом-рул», «Визирь Ленкоранского хана», «Не так, та эта», «Аршин мал алан», «Убийца» и многих др. (1, 11) требовало от художника постоянного поиска. Успех художника в преодолении этого чувства творческой ответственности можно объяснить только серьезными историческими исследованиями, наблюдательностью и сильным воображением художника. На наш взгляд, наряду с талантливыми художественными способностями Назима Бейки-шиева, его глубокие познания в нашей национальной этнографии, материальном и культурном наследии, традициях одежды позволили ему решить стоящие перед ним творческие задачи.

Если мы посмотрим на «архив театрала» Назима Бейкишиева, то увидим, что больше красок было направлено на создание настроения. Цвета успешно использовались почти в каждой сцене, чтобы усилить идею драматурга и режиссерскую интерпретацию, а также передать ее зрителям в более эмоциональной форме. Бесспорно, это стало «знаком его признания», т.е. этим зрители узнавали почерк художника.

Официальная оценка непрерывной деятельности художника, отличающейся продуктивностью в живописи и сценографии, также показывает, что его художественный вклад в наше национальное изобразительное искусство имеет уникальную художественную ценность. Эту высокую оценку подтверждают и те факты, что художник был награжден почетными званиями «Заслуженный артист Азербайджанской Республики» и «Народный артист Азербайджанской Республики», «Государственной премией Азербайджанской ССР» и Международной премией «Хумай», долгое время руководил секцией «Кино и театральная живопись» Союза Художников Азербайджана, был назначен профессором Азербайджанской Государственной Академии Художеств.

Назим Бейкишиев известен как художник с индивидуальным стилем, создающий бесценные произведения искусства в области театральной и станковой живописи. Хотя творчество Народного художника, охватывающее почти полвека, публиковалось в различных изданиях, оно не изучалось систематически и всесторонне. Работы художника, хранящиеся в музеях, архивах и галереях, не подвергались научному описанию и анализу с точки зрения художественного своеобразия. Изучение творчества Назима Бейкишиева с точки зрения искусствоведения, наряду с обогащением страниц истории Азербайджанского искусства, будет иметь

6

ART / «ШУУЮШУМ-ЛШГМак» #24Ш, 2021

большое значение в изучении и передаче современных азербайджанских национальных ценностей, материальных и культурных образцов будущим поколениям.

Народный художник Назим Бейкишиев обладает высоким чутьем колориста, и это играет важную роль в придании сценографии как драматических, так и комедийных сюжетов иной колорит. Благодаря успешному применению этого качества изобразительного искусства к декорациям, имеющим свои художественные ценности и внутренние законы, это привело к появлению в нашем национальном театрально-декорационном искусстве своеобразного «взгляда Назима Бейкишиева» на сцену. В то же время следует отметить, что создание каждого перформанса не состоит из механического соединения элементов искусства, задействованных в этом процессе, и в этом случае от художника требуется создать произведение с чувством целостности. Его работы в области живописи отличаются театральностью, что подчеркивают многие знатоки. Нельзя отрицать наличие цвета в эстетике, который определяет взгляд художника на реальность, выбор ракурса, убедительное представление атмосферы года и дня.

Однако лаконичность и искренность театра художник заменил большим количеством цветовых оттенков, которых не так много, что более характерно для картин. Бесспорно, что Назим Бейки-шиев, успешно продолживший традиции Саттара Бахлулзаде, прославившегося уникальным художественным отношением к природе Азербайджана, в том числе и Абшерона, обогатил эстетическую карту нового «философского пейзажа» уникальными композиционными структурами и красками.

Работы художника, созданные в разные годы -«Цветущий Азербайджан» (1986), «Вечер в Кешле» (1987), «На море» (1987), «Абшерон» (2005), «Улица в Баку» (2010), «Утро нашего села» (2012),

«Пейзаж» (2001), «Осень» (2004), «Тишина» (2001), «Дома» (2005), «Ичери Шехер» (2006), «Новханы» (2006) и др. (1, 56) и выставленные на различных экспозициях, привлекают внимание своей эмоциональностью и эстетикой, играют роль «духовного моста» между художником и зрителем. . По словам заслуженного деятеля искусств, кандидата по искусствоведению З.Алиева, «удивительно, что художественный образ, выраженный в его картинах, «раскрашенных» в разные оттенки белого цвета, носит достаточно лирико-философский характер. Мастерство решения в чарующих и спокойных пейзажах художника поистине завидна» (4, 16).

Заключение. Таким образом, взгляд Н.Байки-шиева на природу Азербайджана в пейзажах как Абшерона, так и других частей республики, наличие ракурсов из театрального искусства, часто иное и более новое представление мотивов, общих в наших глазах, обусловили превращение его работ в духовный источник, способный очаровать публику. А это, в свою очередь, сделало его одним из известных деятелей азербайджанской живописи и мастером лирического пейзажа. В 2006 году он был удостоен Международной премии «Хумай» за свои картины и это может восприниматься как высокая оценка его достижений в области живописи.

Литература

1. Бейкишиев Н. Каталог. Баку: 2008, 144 с. (на азерб.языке)

2. Алескерли Ч. Размышления о творчестве Назима Бейкишиева // журнал «Гобустан», 2004, №2, с.36-38 (на азерб.языке)

3. Рагимли И. Национальная сценография: Азербайджанский театр - 125 // газета «Панорама», 1999, 4 февраля, с.4 (на азерб.языке)

4. Алиев З. Лирические оттенки нежных красок // газета «Каспий», 2017, 18 ноября, с.16 (на азерб.языке)

УДК745/749

Керимов Имран Мустафа оглы Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-24111-6-9 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КЕРАМИКИ

Karimov Imran Mustafa oglu

Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student

ARTISTIC AND TECHNICAL FEATURES OF MODERN AZERBAIJANI CERAMICS Аннотация.

История керамического искусства очень древняя. В средние века азербайджанское изобразительное искусство было объединено с декоративно-прикладным искусством. Люди, которые использовали глиняную пластику, с древних времен лепили фигурки людей и животных. В наше время при использовании керамики создание символических фигур, вытекающих из требований экономических и политических условий того времени, затрагивая более актуальные темы, демонстрирует наиболее интересные аспекты этой области. В статье рассматривается общее состояние современной Азербайджанской керамики. На конкретных примерах изучаются художественные и технические особенности современной Азербайджанской керамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.