36
ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» S22W9), 2021
УДК745/749
Мурватова Арзу Алигейдар кызы Диссертант Азербайджанской Государственной
Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-36-38 ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ХАЛИДЫ
САФАРОВОЙ
Murvatova Arzu Aliheydar kizi
Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts
CREATIVE ACHIEVEMENTS OF PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN KHALIDA SAFAROVA
Аннотация
Среди женщин-художников Азербайджана особое место занимает народный художник Халида Са-фарова. Своими лирико-поэтическими пейзажами Халида Сафарова прославила духовный мир Азербайджанского народа, солнечную природу родного края. Работы художника оставили неизгладимый след в изобразительном искусстве своим разнообразием, яркими красками и завораживающими оттенками. Она даже прославилась как «художник ярких красок». Особого внимания заслуживают работы, созданные художником в жанре пейзажа. Статья представляет собой обзор творчества народной художницы Халиды Сафаровой. Автор исследует многообразие тематики, технику обработки, систему изображения и индивидуальный подход в ее работах.
Abstract
Among the female artists of Azerbaijan People's artist Khalida Safarova has a special place. Khalida Safa-rova glorified the spiritual world of our people with the sunny nature of the native land with her lyrical and poetic images. The works of the artist have left an indelible mark in the fine art with its colorful, light, clear colors and captivating shades. She has even gained fame as "the artist of colorful paints". The works created by the artist in the genre of landscape attract the special attention. In the article the general view of the works by People's artist Khalida Safarova are looked through, the theme diversity of her works, the work technique, the system of images and the style of individual approach are studied.
Ключевые слова: Халида Сафарова, художник, живопись, индивидуальный подход, выставка Keywords: Khalida Safarova, artist, painting, individual approach, exhibition
Введение. Сформировавшееся на протяжении веков изобразительное искусство Азербайджана достигло художественного совершенства в процессе сложных творческих поисков и обогатило общую картину художественной жизни республики ценными произведениями, всеобъемлющими, красочными и многогранными. Разнообразие тем и жанров, разнообразие средств художественного выражения - важные качества, характеризующие изобразительное искусство Азербайджана.
Создание работ с большим социально-просветительским содержанием, эмоциональным воздействием, красотой выражения, национальным колоритом, впитанных духом современности и новаторства, во все времена являлась основной задачей Азербайджанских художников (1, 45). Особенно велики творческие достижения в этой области известного народного художника Халиды Сафаровой.
Халида Сафарова, которая большую часть своей жизни провела за мольбертом, завоевала симпатию широкой публики. Художник, попробовавший себя в разных сферах искусства, нашла свой путь в сердца публики, прикоснувшись языком красок к духовному миру Азербайджанского народа. Ее работы выставлены в музеях и на выставках не только в Азербайджане, но и далеко за пределами нашей страны. Халида Сафарова участвовала в выставке, состоявшейся в 1947 году в Азербайджанском Государственном Музее Искусств, где было
представлено около 70 ее живописных и графических работ. Из работ художника становится ясно, что летние месяцы она проводила в районах и селах республики, создавая множество натюрмортов и пейзажей. В своих картинах ей удалось изобразить лирическую красоту деревенской жизни.
В работах Халиды Сафаровой чувствуется совершенно иной творческий подход и художественное решение. Пейзажи и натюрморты Х.Сафаровой яркие, веселые и калорийные, рассказывающие о характере и внутреннем мире художника. Художник принимала все жизненные проявления с присущим ей оптимизмом. У нее была способность запечатлеть самые важные моменты, которые она наблюдала, изображая мир под определенным ракурсом, напр., деревьев, со странными контурами, горы, с вершинами до небес или прохладным уголком сада, утопающим в зелени, жизнь, наполненную праздником, радость молодости, мир, полный красоты, что создавало полифонию, опьяняющую человека.
В этом контексте особо надо отметить, такие работы художника, «Три дуба», «Перед дождем», «Натюрморт в саду» и «Натюрморт в винограднике» представленные на выставке 1947 года Выставка имела огромный успех. После выставки зрители высоко оценили профессионализм, уникальные подходы и средства самовыражения молодых художников, и заговорили о светлом их будущем.
«етуушшим-лшшаи» 2©21 / лят
37
Результаты обучения и деятельности молодых и талантливых художников в Баку были очень успешными, и они развивались, живя мыслями о духовном и профессиональном развитии.
После успешной выставки в 1947 году по инициативе Союза Художников Азербайджанской ССР было решено отправить Халиду Сафарову и Махмуда Тагиева в Москву для получения высшего художественного образования (2, 13). В 1949 году эти талантливые художники с первой попытки успешно сдали экзамены и поступили на художественный факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (ВГИК).
Уместно было бы поговорить о факторах, отличающих Институт Кинематографии от других учебных заведений в 50-х годах прошлого века. В ведущих художественных школах Советского Союза - в Московском Государственном Институте имени В.И.Сурикова и Ленинградском Государственном Институте Живописи, Скульптуры и Архитектуры имени И.Э.Репина царил дух академизма, а работы ведущих русских художников XIX века считались самыми высшими образцами живописи. ВГИК был единственным учебным заведением, где студентам прививали идеи, выходящие за рамки советских идеологических клише. Педагогический коллектив ВГИК приветствовал внутренние свободы студентов, в этом заведении чувствовалась большая симпатия к французским импрессионистам и постимпрессионистам.
Чтобы правильно определить этапы развития художественного стиля Халиды Сафаровой, важно знать, у кого она училась, кто взял ее за руку и привел в мир, полный этих головокружительных открытий. Ее определили в мастерскую великого художника-импрессиониста и талантливого педагога Ю.И.Пименова (). Неслучайно Халиду, прошедшую Пименовскую школу, спустя годы назовут «француженкой». Махмуд Тагиев же, пришел к выводу, что за 4 года обучения во ВГИК-е он не получил достаточного академического образования для достижения своих творческих целей. И он делает смелый шаг, переводясь в Ленинградский Государственный Институт Искусства, Скульптуры и Архитектуры имени И.Репина. Это расставание дается молодой семье не так уж и легко. Тяжелая финансовая ситуация и трехлетнее скитание между двумя городами еще больше укрепляют чувства Махмуда и Халиды. Халида Сафарова понимает мужа и принимает его выбор, ведь она тоже была самоотверженно верной своей профессии (3, 32).
Халиде Сафаровой удалось в своих картинах изобразить лирическую красоту деревенской жизни. Особого внимания заслуживают работы художника «Букет роз», «Розы и кипарис», «После дождя», «Самолеты». Халида Сафарова известна своим творческим я и индивидуальным владением кистью (4, 54). В этих работах она образно изобразила гармонию красок и красоту весны. Работы Х.Сафаровой - это синтез цветов, пейзажей и описаний природы. Примеров тому множество. Ярко красные цветы граната, изображенные среди зеленых ветвей в ее работе «Цветок граната», кажутся
живыми. Среди ее работ большое место занимают букеты цветов. На протяжении всей своей карьеры она неизменно с большой деликатностью и нежностью изображала цветы. Ярко и живыми изображены цветы, соцветия и плоды, которые мы видим на натюрмортах. Художник в основном отразил возрождение природы, спокойную и красочную красоту осени, волны моря и фруктовые сады. Ее пейзажи в основном отражают природу Абшерона, Карабаха, Агдама и других регионов Азербайджана. Такие работы художника, как «Солнечный день», «Наши горы», «На окраине села», «Моя Родина», «Губа», «На лугу», «В саду», «Осень» яркий тому пример.
Основная причина, по которой эти картины до сих пор любят и смотрят, заключается в том, что пейзажи, натюрморты и табло талантливого художника отражают национальные ценности в традициях реалистического жанра, который доминировал в его творческой деятельности. Образность в работах художника, изображение фрагмента в повседневной жизни людей и выделение их характерных черт подтверждают успешную связь сюжета и композиционных структур. Примером могут служить такие работы художника, как «Концерт», «Портрет Марал Рахманзаде», «Портрет девушки», «Автопортрет», «Яхт-клуб», «Под деревом», «Утро» и др.
На табло «Концерт» художник изобразила сцену просмотра концерта людей, собранных в многофигурную композицию. Тот факт, что интересы проявляются в разных формах, показывает уникальность каждого человека. Интересно, что все образы на табло художник изобразил на заднем плане, лицом к сцене. Однако художник достиг своей цели - идеальное изображение внимания, интереса, нежелания и случайного посешения концерта - путем решения телесных жестов. Чтобы передать все эти качества, художник счел целесообразным возродить атмосферу, выраженную в тенях пространства, которые он разместил в оттенках бледно-коричневого. Единственный цвет пространства в полной мере передает зрителю впечатление об его размерах - глубины, широты и высоты. Использование разных оттенков в решении изображений, помимо объяснения динамической цветовой гаммы произведения, также служит для выявления различных характерных выражений. Например, в самом заднем ряду дама с динными черными косами опирается руками на переднее сиденье и пристально наблюдает за происходящим. В этом образе мы узнаем яркого представителя районских тружеников, учвствовавшей в процессе просвещения на постсоветском пространстве. Можно также подумать о том, что концерт был для нее немного скучным. Потому что она другой рукой она опирается на затылок и словно ждет окончания концерта.
В изображении двух женщин, сидящих впереди, художник изобразил яркое выражение типа городской женщины, их одеждой и их любопытной позе, говорящий об их культурном уровне. Другая женщина, стоящая на ногах в синем платье, более
38
лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021
открыта, что позволяет определять ее характер свободомыслящим типом, у которого просто есть собственное мнение.
Масляные табло народного художника Ха-лиды Сафаровой на холсте «Човкен» выполнены в стиле, напоминающем сюжеты азербайджанских миниатюр. Конечно, хотя здесь видна только общая картина, движения, человеческие описания и плавность общих элементов в произведениях совершенно разные. В картине «Човкенчилар» («Играющие в човкен»), написанной на холсте, оживает сцена диалога юных актеров. На их лицах можно наблюдать хорошее настроение. Произведение подобно сценической конструкции, напоминает фрагмент из фильма. Цвета и декорации делают эту сцену еще более впечатляющей. Работы «Лодки» (1960), «В море» (1960), «Велогонки» (1963), «Яхты» (1964), «Тренировки» (1966), «Гонщик» («1967), «Паруса» и др. отличаются большим размером, динамичностью, впечатляющей подачей изображений. В табло «Яхт-клуб» (1961), написанный в жанре марина художник использовал яркую цветовую палитру. Гармония цветов на табло не мешает появлению сюжетной линии. Напротив, умение художника создать морской пейзаж сильнее проявляется.
Неслучайно, что Халида Сафарова развивала тему спорта в 60-е годы. Готовность и настойчивость к победе, здоровое тело спортсмена и здоровый соревновательный дух, быстрое движение и преодоление трудностей - вот что ее привлекает, это фактор, позволяющий ей преодолевать узкие рамки социального и идеологического строя. Она в точности чувствует композицию, выстраивает образ, основанный на динамике пространства, с кинематографической точностью. Мизан-сцена выстраивается таким образом, что взгляд зрителя движется в определенном направлении, останавливается в одной точке и погружается в глубину. «Яхт-клуб» - яркий пример такой композиционной структуры. Кадр, мгновенно пойманный и запечатленный художником, охватывает часть лодки и ступеньки на переднем плане; привлекает взгляд зрителя по диагонали моста, а затем перемещается по заливу, где золотой песок встречается с синим морем, обводя кругом бухту, где разбросаны паруса.
Палитра чистая и лаконичная, завораживает точный баланс. При этом работа далека от впечатления нарочитого «преувеличания», тепло жаркого летнего дня на деревянном мосту, погруженном в солнечные лучи, и прохлада моря, отражающего паруса на поверхности, великолепно переданы. Работа «Эстафета» уникальна по своей композиции. В узкой длинной работе художник показывает две группы спортсменов: бегуны должны дойти до велосипедистов и передать им эстафету. Этот формат
был выбран не случайно. Он максимально приближает спортсмена к зрителю, создает впечатление партнерства с происходящим. Выбранный художником странный фон усиливает динамику движения, виден невысокий забор и дым от труб, уходящий в определенном направлении по горизонтали. На фоне этого забора н растянутые фигуры спортсменов выглядят еще величественнее. У них высокий рост и красивое тело. Колористическая структура работы сдержанная и нейтральная. Халида Са-фарова добивается динамики цветового решения, сочетая чистый цвет со цветом спортивной формы.
В творчестве художника часто проявлялись влияния течения экспрессионизма и импрессионизма, и проявлялось ее отношение к творчеству мировых художников. Например, в ее работах «Утро на озере», «Апшерон», «Пейзаж», «Ирис», «Апрель» более выражены признаки экспрессионистских влияний.
Заключение. Знакомство с творчеством народного художника Халиды Сафаровой в целом, и на основе этой деятельности, продолжавшейся с 50-х годов прошлого века до начала XXI века, можно прийти к выводу что, своими работами, - в которых наблюдается чуткое отношение художника к тематике, использование художественных принципов Азербайджанского и мирового искусства и т.д., - художник занимает важное место в изобразительном искусстве Азербайджана.
Халида Сафарова изображает наших современников с точки зрения реалистического обобщения, пытаясь понять эстетику реальности в обычных повседневных событиях, красоту духовного мира человека-созидателя, присущее ему достоинство, внутреннюю уверенность, творческую активность и жизненную силу. Духовное богатство современного человека, рабочего или полевого работника, интеллигенции, деятелей культуры -неиссякаемый тематический предмет для нее. Хотя ее ематические картины не отличаются сложностью сюжета и образов, они заставляют зрителей задуматься и подражать их взглядам. Изображая повседневную жизнь человека, художнику удается анализировать нравственные качества, мысли и чувства, нравственные взгляды и социальные представления наших современников.
Литература
1. Аскерова Х. Женщины-художники Азербайджана. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Баку: 2011 (на азерб.языке)
2. Меликова Ш. Халида Сафарова и Махмуд Тагиев. Баку: Халг Банк, 2011 (на азерб.языке)
3. Меликов С. Под цветочным дождем // газета Молодежь Азербайджана. Баку: 6 февраля 1990 (на азерб.языке)
4. Асадова Х. Халида Сафарова. Баку: 2013 (на азерб.языке)