«етушшшм-лшшаи» #щш©)), жт / art
7
часть выражена таким образом, словно пытается отделиться от формы и отскочить в сторону, и это придает особый оттенок смысловому значению работы. Здесь впечатление перехода от черного к красному, которое постепенно переходит в цвет нижнего слоя, также показывает опыт художника в основах живописного искусства. Это подтверждается и тем, что на некоторых участках черный цвет к направлению вверх постепенно блекнет и переходит в красный.
В работе художник использовал материал, который у художников используется редко. Используя для скульптуры материал, который можно считать более мягким, художнику удалось добиться особой элегантности и утонченности.
В другой «Экзотической форме» художник, выбравший в качестве цвета зеленый, попытался воссоздать аналогичные эффекты. Однако стоит отметить, что каждая форма и элемент работы словно пытается доказать, что природа находится внутри себя, что каждая мысль и фантазия существуют в природе. Эта работа выражает влияние живой
среды или растительного мира на художника. В этой работе также железная опора, служащая постаментом, вновь представлена в связи с центральной композицией и как ее основная часть. Это подтверждают даже зеленые краски, наброшенные на железные опоры. Эластичное изображение куска железа с зеленым оттенком, напоминающее лист дерева, позволяет основанию оставаться в пространстве, позволяя рассматривать его со всех сторон. Все части формы, не будучи подготовленными по отдельности, как единое целое, невольно растекаются от центра к краям, изображая возникший «художественный беспорядок».
Список литературы
1. Ахундзаде Л. Мировое изобразительное искусство ХХ века. - Баку: 2011 (на азерб.языке)
2. Line, со1ог, form. - Баку: Восток-Запад,
2011
3. Rosalind E. Krauss, Terminal Iron Works: The Sculpture of David Smith. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1971
УДК 745/749
Мамедалиева Айсель Диссертант Азербайджанской Государственной
Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-13100-7-10 ВОПЛОЩЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ЭЛЬМИРЫ ШАХТАХТИНСКОЙ
Mammadaliyeva Aysel
Post-graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts
THE EMBODIMENT OF PATRIOTIC IDEAS IN THE ACTIVITY OF THE PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN ELMIRA SHAKHTAKHTINSKAYA
Аннотация.
В статье исследуется проблема воплощения патриотических идей в творчестве Эльмиры Шах-тахтинской. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская - талантливый деятель искусств, занявший почетное место и оставивший глубокий след в развитии истории искусства Азербайджана, прошедшего непростой путь развития. Художник, чувствовавший свою большую ответственность перед обществом, как правило, находился в поисках более важных, злободневных вопросов. По этой причине, несмотря на то, что эти работы создавались в совершенно другой социально-политической среде, большинство из них до сих пор очень интересны и актуальны.
Abstract.
In the article the problem of the embodiment of patriotic ideas in the activity of Elmira Shakhtakhtinskaya is investigated. People's Artist of Azerbaijan Elmira Shakhtakhtinskaya is a talented artist who has taken a place of honor and left a deep mark on the development of the history of art in Azerbaijan, which has passed a difficult path of development. The artist, who felt her great responsibility to society, as a rule, was in search of more important and topical issues. According to this reason, despite the fact that these works were created in a completely different socio-political environment, most of them are still very interesting and relevant.
Ключевые слова: изобразительное искусство, Эльмира Шахтахтинская, плакат, портрет, композиция
Keywords: fine art, Elmira Shakhtakhtinskaya, poster, portrait, composition
Женщины-художники внесли особый вклад в становление и развитие изобразительного искусства Азербайджана. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская - одна из выдающихся женщин-художников ХХ века. Как известно,
изобразительное искусство, которому она посвятила свою жизнь, от художников помимо духовного творческого потенциала требует еще и огромный труд и терпение. Эльмира Шахтахтинская была художником с большим талантом, нашедший
8
лят / «шуушшшум-лэугмаи» #щш©)), 2©2И
смысл жизни в творчестве, который обладал своим особым местом в развитии азербайджанского искусства и активной творческой страстью. Ее работы помимо родины, также хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях зарубежных стран [1, с. 3].
В центре плакатов Эльмиры Шахтахтинской размещен психологический портрет изображенного героя. Этот герой художника - не обобщенный плакатный тип, а конкретный, определенный образ. Плакат четко воспринимается и понимается, потому что автор полностью изучил психологию этого образа и искренне к нему относится. Художник создал портрет близкого ему человека. Поэтому плакат имеет очень сильное эмоциональное воздействие на публику. Искусствовед, доцент Г.Гаджар отмечает: «Перед тем, как приступить к работе, автор должен изучить своего героя, его кругозор, работу, жизнь и мысли» [2, с. 23]. Э.Шах-тахтинская всегда вспоминала слова Энгрина: «Неважно, насколько вы гениальны, если вы нарисуете точную картину какой-либо модели, а не знакомой вам натуры, вы всегда будете рабом этой модели, а ваша картина станет портретом рабского образа. Рафаэль же так глубоко изучал и запоминал натуру, что натура не могла его контролировать, как говорится, она сама была подчинена художнику" [2, с. 44]
В плакатах Э.Шахтахтинской выявляется поиск новой художественной формы. Наиболее характерные черты ее деятельности в этой сфере и главное отличие ее от других дают основание говорить о том, что она вышла за рамки графического решения и выполнила их в стиле и манере живописи.
Исходя из требований времени и среды, в которой жил и творил художник, можно отметить, что тематика ее творчества в основном связана с дружбой, миром и спокойствием народов Советского Союза. Все эти темы обладали большой значимостью в период советов, но такие произведения с политической тематикой сохранили актуальность и в наши дни. Причина этого в том, что художник не занял одностороннюю позицию, а завоевал симпатию публики своими работами, направленными на пропаганду всеобщего мира и патриотизма.
На заре карьеры выдающийся художник создал ценные работы в жанре плаката, в основном графического агитационного характера. Эти плакаты привлекают внимание своим уникальным четким и плавным решением с точки зрения композиции, представленной тематикой.
Плакаты обладали сильным художественным влиянием, благодаря большому опыту художника, наблюдательности, политической образованности и здоровому отношению к событиям. В таких произведениях патриотические идеи художника, уважение к нашей классике и глубокая любовь достигли высокого художественного решения.
В 1970-е годы плакатные работы Эльмиры Шахтахтинской носили преимущественно политический характер. Они также включали просветительские и образовательные темы. Но в это же
время художник начинает создавать образы выдающихся деятелей науки, литературы и искусства Азербайджана, живших в средние века, гармонию среды, отражающую их жизнедеятельность, а также запоминающийся привлекательный облик архитектурных памятников, отражающих городской среду.
Около тридцати плакатов, вошедших в серию «Азербайджан - край древней культуры», которая имеет особое значение в ее творчестве, являются новым направлением в изобразительном искусства в Азербайджане.
Стиль изображения советского плакатного жанра в этих работах, превышающий уровень технических и художественных возможностей, объясняется умелым использованием художником традиций Тебризской школы миниатюры. Работы из этой серии имеют большое значение в истории изобразительного искусства. Э.Шахтахтинская до конца жизни вела над этой серией серьезные исследования, создавала ценные произведения с высоким художественным и эстетическим вкусом, проявляя чуткость к национальным традициям в подходе к каждой теме. Об этом художник говорил так: «Восток обладает гениальными образцами миниатюрной живописи. Благодаря своему характеру, художественной форме, поверхностно-декоративной обусловленности, общности и одновременно чрезвычайной специфичности они могут стать основой для изучения и создания восточного плаката» [2, с.32]. Художник, очень точно объяснивший свои идеи, также выполнил плакатные работы с умелым использованием цветовых решений в соответствии со стилем живописи. Художник, создававший свои плакаты преимущественно гуашью и акварелью, вышел за узкие рамки жанра плаката и более широко осознал его пропагандистский характер.
В этом смысле работы Эльмиры Шахтахтин-ской из этой серии, которые являются воплощением ее патриотических идей и уважения к национальным и духовным ценностям, являются несравненными источниками в знакомстве мира с богатой культурой Азербайджана, сформировавшейся веками.
К таким работам можно отнести ряд таких картин, как «Шахтахты и Кул-Тепе 4-6 тысяч лет»
(1973), «Азербайджанской пластике 3000 лет»
(1974), «Классики азербайджанской поэзии - светила мировой литературы» (1972), а также портреты поэта Гатран Тебризи (1988), Хагани Шир-вани (1986), Низами Гянджеви (1982), Имадеддин Насими (1969), Мохаммад Физули (1984, 1993), Шах Исмаил Хатаи (1986), Гусейн Джавид (1982), Самед Вургун (1976), Насраддин Туси (1973, 1980), Рашид Бакуви (1984), мыслитель и философ Бахма-ньяр (1978), музыкант и композитор Сафиаддин Урмави (1973), Абдул Кадир Марагайи (1985), Узеир Гаджибейли (1975), Муслим Магомаев (1985), Гара Гараев (1983), Фикрет Амиров (1982), Ариф Маликов (1983), архитектор, художник и каллиграф Аджами Нахчывани (1976), Солтан Мухам-
«шушмум-лщугмау» #щш©)), жт / лRт
9
мад (1976), Мирали Тебризи (1988), Саттар Бахлул-заде ( 1974), академика Мирасадулла Миргасимова (1983) и др [3, с.201 ].
Работая над каждым портретом, талантливый художник, прежде всего, досконально изучает период жизни своего героя, проводит обширные исследования его жизни и творчества. Сделанный вывод говорит о том, что творческие наблюдения художника, к которым она относилась очень серьезно, привели к созданию успешных работ. Например, портрет Аджами Нахчывани, написанный к 850-летию со дня рождения. Известный архитектор Востока изображен держащим архитектурный проект, о котором он думает, в правой руке, а его мудрый взор обращен вдаль._
|т
Работами из этой серии являются - «Зима в Баку», «Вид на Баку с моря», «На берегу моря», «Площадь Низами», «Площадь Азнефть» и др. Большой интерес представляет изображение художником снежных пейзажей, особенно зимы. Одна из основных причин такого интереса заключается в том, что этот природный пейзаж редко встречается в работах наших художников, которые в большинстве любят воссоздавать весенние или динамичные летние месяцы а также золотисто -красную осень. В этом смысле творчество художника отличается индивидуальностью и в то же время достойно похвалы.
Из работ Эльмиры Шахтахтинской, становится очевидно, что в творческих поисках, что она объехала практически все регионы Азербайджана. В своих произведениях, посвященных очаровательной природе Шуши, Загаталы, Нахчывана, Гянджи, Кедабека, Губы, она любит описывать внезапные перемены в природе, пейзажи, отражающие природу до мельчайших деталей, и тем самым демонстрирует свой потенциал высокого мастерства. Работы «Гей-гель» (1960), «Ночной пейзаж» (1958), «Лиман» (1960), «Пейзаж под Губой» (1963), «Зимний пейзаж» (1963), «Снежные горы» (1964), «Шушинские горы» (1968), «Горный пейзаж» (1971), «Крепость в Аскеране» (1970), «Пейзаж близ Шеки» (1973) и др. являются ярким примером вышеперечисленных особенностей.
Используя свой удачный творческий стиль, автор мастерски изобразил мавзолей Момуны Хатун, Юсифа ибн Кусейра и другие памятники Нахчы-ванской архитектурной школы, автором которых является Аджами Нахчывани. Эти особенности также можно увидеть и в других работах художника из той же серии.
Доктор искусствоведения, профессор Нуред-дин Габибов отмечает: «Плакаты Эльмиры Шах-тахтинской - это полные и содержательные произведения искусства, которые перекликаются с требованием времени, самыми благородными желаниями и поступками наших современников. Основная идея этих произведений - мотивы резкого протеста против агрессии и ужасов войны во имя мира и спокойствия во всем мире. Яркие, визуальные и четкие изображения на плакатах, созданные в духе почтения к созидательным силам человека, обладают оптимистичным и жизнеутверждающим размахом» [4, с. 2].
Наряду с обширной и разнообразной работой в жанре плаката, у Э.Шахтахтинской также есть ряд графических рисунков и серия работ, выполненных в технике акварели и гуаши. По сути, каждая из тем серии привлекает внимание своим разным стилем описания. В своих работах, вошедших в серию «Баку», художник знакомит зрителей с лирико-ро-мантическими сценами самых ярких мест нашей столицы. Художник умело создает образы Баку, поэтическую панораму Каспийского моря, привлекающие внимание образы людей с чутким сердцем и тонким творческим вкусом.
Хотя работы Эльмиры Шахтахтинской из серии «Деревья» (1980) можно разделить на две части - реальный пейзаж и архетипический образ природы, каждая из них привлекает внимание разными цветовыми гаммами, средствами художественного выражения, индивидуальным подходом к теме. Здесь мы являемся свидетелями того, что художник достигает художественно-философского подхода еще более идеальным образом, благодаря своим внутренним чувствам, интуиции, а также силе ее наблюдений и творческого опыта. Это творческое направление можно рассматривать как средство индивидуального самовыражения художника.
Две работы в творчестве Эльмиры Шахтахтин-ской - «Кутабы» (1966) и «Праздник Новруз» (1970), создавая которые, художник изобразил древние традиции азербайджанского народа, подготовку к празднику Новруз - женщин, пекущих пахлаву, шекербуру и другие национальные сладости, отличаются богатыми художественными пейзажами и этнографическими оттенками
Особое значение в творчестве художника имеют работы, посвященные зарубежным странам. В творческих поездках за границу она совершенствовала свои художественные навыки и создавала работы, отличающиеся совершенством цветовых решений и точным графическим оформлением. Примером могут послужить такие работы, как «Не-себр» (1963), «Созополь» (1963), «Стокгольм» (1965) и т.д. Эти картины имеют особое значение благодаря своим высоким художественным качествам. Художник нарисовал панораму города Созо-поль с таким мастерством, что зритель чувствует себя словно в этом городе.
Вся композиционная структура произведений «Болгария» и «В Чехословакии», полнота их формы и содержания, а также художественные и технические особенности всегда приводили к созданию выдающихся произведений искусства, всегда сохраняющих свою ценность. Цветовое решение этих работ реализовано за счет умелого использования художественных и технических возможностей современной графики.
Произведения Эльмиры Шахтахтинской отражают богатый духовный мир нашего народа, его эстетику, быт, обычаи, жизненную философию и историю, образы рабочих, поэтов и исторических деятелей, а также завораживающую красоту азербайджанской природы.
Используя реалистические средства художественного выражения, художник создавал свои
ART / «шушетим-лэштмак» #Щ»00), 2021 произведения с большим мастерством. Его произведения отличаются оригинальностью и индивидуальностью, монументальностью и стилистической реальностью языка выражения.
Творчество Эльмиры Шахтахтинской - лучший пример изучения и понимания национальной идентичности изобразительного искусства Азербайджана. Ее творческое наследие имеет не только художественное, но и историческое значение в развитии изобразительного искусства Азербайджана. Хотя художник больше всего известен как автор плакатов и станковый работ, высокое цветовое соотношение в его работах подтверждает, что эти работы решены в стиле психологического портрета.
В 70-е годы ХХ века художником были созданы такие произведения, как серия плакатов «Азербайджан - земля древней культуры», галерея портретов азербайджанских деятелей науки, литературы и искусства, серия «Социалистический Баку», табло «Чехословакия», «В Болгарии», «Ку-табы», « Праздник Новруз» и т.д.
Были организованы персональные творческие выставки талантливого художника во многих странах мира. Ее персональные выставки проводились в Москве, Каунасе и др. городах (в Москве в 1967,
1988 годах, в Каунасе в 1967 году, в Баку в 1967,
1989 годах, в Нахчыване в 1979 году и т.д.).
Бесценное искусство известного художника
было высоко оценено. Еще в 1957 году она был награждена медалью I степени Азербайджанского фестиваля молодежи и дипломом лауреата. Первое почетное звание - Заслуженный деятель искусств Азербайджана ей было присвоено в 1963 году, а в 1977 году - Народный художник Азербайджана.
Заключение. Пересматривая всю жизнь и творческий путь Эльмиры Шахтахтинской как художника и личности, можно сделать вывод, что выдающийся художник всю жизнь был в творческом поиске, не боялся сложных творческих экспериментов. И в результате этой сорокалетней неустанной деятельности и творческого поиска Эльмира Шах-тахтинская смогла оставить после себя богатое художественное наследие.
Список литературы
1. Гасымов С.Н. Лирические тенденции в азербайджанской живописи второй половины ХХ века // журнал «Культурная жизнь». - .№11, 2014 (на азерб.языке)
2. Каджар Г. Эльмира Шахтахтинская. -Баку: Дом новых изданий XXI, 2001. - 173 с. (на азерб.языке)
3. Гулиев Р. История и личность в изобразительном искусстве Азербайджана. - Баку: 2013. -218 с. (на азерб.языке)
4. Хабибов Н. Новые образы художника // газета «Литература и искусство». - 1976. - 3 апреля. - с.2 (на азерб.языке)