Научная статья на тему 'ВОПЛОЩЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ЭЛЬМИРЫ ШАХТАХТИНСКОЙ'

ВОПЛОЩЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ЭЛЬМИРЫ ШАХТАХТИНСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
изобразительное искусство / Эльмира Шахтахтинская / плакат / портрет / композиция / fine art / Elmira Shakhtakhtinskaya / poster / portrait / composition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедалиева Айсель

В статье исследуется проблема воплощения патриотических идей в творчестве Эльмиры Шах-тахтинской. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская талантливый деятель ис-кусств, занявший почетное место и оставивший глубокий след в развитии истории искусства Азербай-джана, прошедшего непростой путь развития. Художник, чувствовавший свою большую ответствен-ность перед обществом, как правило, находился в поисках более важных, злободневных вопросов. По этой причине, несмотря на то, что эти работы создавались в совершенно другой социально-политической среде, большинство из них до сих пор очень интересны и актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMBODIMENT OF PATRIOTIC IDEAS IN THE ACTIVITY OF THE PEOPLE’S ARTIST OF AZERBAIJAN ELMIRA SHAKHTAKHTINSKAYA

In the article the problem of the embodiment of patriotic ideas in the activity of Elmira Shakhtakhtinskaya is investigated. People’s Artist of Azerbaijan Elmira Shakhtakhtinskaya is a talented artist who has taken a place of honor and left a deep mark on the development of the history of art in Azerbaijan, which has passed a difficult path of development. The artist, who felt her great responsibility to society, as a rule, was in search of more important and topical issues. According to this reason, despite the fact that these works were created in a completely different socio-political environment, most of them are still very interesting and relevant.

Текст научной работы на тему «ВОПЛОЩЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ЭЛЬМИРЫ ШАХТАХТИНСКОЙ»

«етушшшм-лшшаи» #щш©)), жт / art

7

часть выражена таким образом, словно пытается отделиться от формы и отскочить в сторону, и это придает особый оттенок смысловому значению работы. Здесь впечатление перехода от черного к красному, которое постепенно переходит в цвет нижнего слоя, также показывает опыт художника в основах живописного искусства. Это подтверждается и тем, что на некоторых участках черный цвет к направлению вверх постепенно блекнет и переходит в красный.

В работе художник использовал материал, который у художников используется редко. Используя для скульптуры материал, который можно считать более мягким, художнику удалось добиться особой элегантности и утонченности.

В другой «Экзотической форме» художник, выбравший в качестве цвета зеленый, попытался воссоздать аналогичные эффекты. Однако стоит отметить, что каждая форма и элемент работы словно пытается доказать, что природа находится внутри себя, что каждая мысль и фантазия существуют в природе. Эта работа выражает влияние живой

среды или растительного мира на художника. В этой работе также железная опора, служащая постаментом, вновь представлена в связи с центральной композицией и как ее основная часть. Это подтверждают даже зеленые краски, наброшенные на железные опоры. Эластичное изображение куска железа с зеленым оттенком, напоминающее лист дерева, позволяет основанию оставаться в пространстве, позволяя рассматривать его со всех сторон. Все части формы, не будучи подготовленными по отдельности, как единое целое, невольно растекаются от центра к краям, изображая возникший «художественный беспорядок».

Список литературы

1. Ахундзаде Л. Мировое изобразительное искусство ХХ века. - Баку: 2011 (на азерб.языке)

2. Line, со1ог, form. - Баку: Восток-Запад,

2011

3. Rosalind E. Krauss, Terminal Iron Works: The Sculpture of David Smith. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1971

УДК 745/749

Мамедалиева Айсель Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-13100-7-10 ВОПЛОЩЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ЭЛЬМИРЫ ШАХТАХТИНСКОЙ

Mammadaliyeva Aysel

Post-graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

THE EMBODIMENT OF PATRIOTIC IDEAS IN THE ACTIVITY OF THE PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN ELMIRA SHAKHTAKHTINSKAYA

Аннотация.

В статье исследуется проблема воплощения патриотических идей в творчестве Эльмиры Шах-тахтинской. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская - талантливый деятель искусств, занявший почетное место и оставивший глубокий след в развитии истории искусства Азербайджана, прошедшего непростой путь развития. Художник, чувствовавший свою большую ответственность перед обществом, как правило, находился в поисках более важных, злободневных вопросов. По этой причине, несмотря на то, что эти работы создавались в совершенно другой социально-политической среде, большинство из них до сих пор очень интересны и актуальны.

Abstract.

In the article the problem of the embodiment of patriotic ideas in the activity of Elmira Shakhtakhtinskaya is investigated. People's Artist of Azerbaijan Elmira Shakhtakhtinskaya is a talented artist who has taken a place of honor and left a deep mark on the development of the history of art in Azerbaijan, which has passed a difficult path of development. The artist, who felt her great responsibility to society, as a rule, was in search of more important and topical issues. According to this reason, despite the fact that these works were created in a completely different socio-political environment, most of them are still very interesting and relevant.

Ключевые слова: изобразительное искусство, Эльмира Шахтахтинская, плакат, портрет, композиция

Keywords: fine art, Elmira Shakhtakhtinskaya, poster, portrait, composition

Женщины-художники внесли особый вклад в становление и развитие изобразительного искусства Азербайджана. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская - одна из выдающихся женщин-художников ХХ века. Как известно,

изобразительное искусство, которому она посвятила свою жизнь, от художников помимо духовного творческого потенциала требует еще и огромный труд и терпение. Эльмира Шахтахтинская была художником с большим талантом, нашедший

8

лят / «шуушшшум-лэугмаи» #щш©)), 2©2И

смысл жизни в творчестве, который обладал своим особым местом в развитии азербайджанского искусства и активной творческой страстью. Ее работы помимо родины, также хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях зарубежных стран [1, с. 3].

В центре плакатов Эльмиры Шахтахтинской размещен психологический портрет изображенного героя. Этот герой художника - не обобщенный плакатный тип, а конкретный, определенный образ. Плакат четко воспринимается и понимается, потому что автор полностью изучил психологию этого образа и искренне к нему относится. Художник создал портрет близкого ему человека. Поэтому плакат имеет очень сильное эмоциональное воздействие на публику. Искусствовед, доцент Г.Гаджар отмечает: «Перед тем, как приступить к работе, автор должен изучить своего героя, его кругозор, работу, жизнь и мысли» [2, с. 23]. Э.Шах-тахтинская всегда вспоминала слова Энгрина: «Неважно, насколько вы гениальны, если вы нарисуете точную картину какой-либо модели, а не знакомой вам натуры, вы всегда будете рабом этой модели, а ваша картина станет портретом рабского образа. Рафаэль же так глубоко изучал и запоминал натуру, что натура не могла его контролировать, как говорится, она сама была подчинена художнику" [2, с. 44]

В плакатах Э.Шахтахтинской выявляется поиск новой художественной формы. Наиболее характерные черты ее деятельности в этой сфере и главное отличие ее от других дают основание говорить о том, что она вышла за рамки графического решения и выполнила их в стиле и манере живописи.

Исходя из требований времени и среды, в которой жил и творил художник, можно отметить, что тематика ее творчества в основном связана с дружбой, миром и спокойствием народов Советского Союза. Все эти темы обладали большой значимостью в период советов, но такие произведения с политической тематикой сохранили актуальность и в наши дни. Причина этого в том, что художник не занял одностороннюю позицию, а завоевал симпатию публики своими работами, направленными на пропаганду всеобщего мира и патриотизма.

На заре карьеры выдающийся художник создал ценные работы в жанре плаката, в основном графического агитационного характера. Эти плакаты привлекают внимание своим уникальным четким и плавным решением с точки зрения композиции, представленной тематикой.

Плакаты обладали сильным художественным влиянием, благодаря большому опыту художника, наблюдательности, политической образованности и здоровому отношению к событиям. В таких произведениях патриотические идеи художника, уважение к нашей классике и глубокая любовь достигли высокого художественного решения.

В 1970-е годы плакатные работы Эльмиры Шахтахтинской носили преимущественно политический характер. Они также включали просветительские и образовательные темы. Но в это же

время художник начинает создавать образы выдающихся деятелей науки, литературы и искусства Азербайджана, живших в средние века, гармонию среды, отражающую их жизнедеятельность, а также запоминающийся привлекательный облик архитектурных памятников, отражающих городской среду.

Около тридцати плакатов, вошедших в серию «Азербайджан - край древней культуры», которая имеет особое значение в ее творчестве, являются новым направлением в изобразительном искусства в Азербайджане.

Стиль изображения советского плакатного жанра в этих работах, превышающий уровень технических и художественных возможностей, объясняется умелым использованием художником традиций Тебризской школы миниатюры. Работы из этой серии имеют большое значение в истории изобразительного искусства. Э.Шахтахтинская до конца жизни вела над этой серией серьезные исследования, создавала ценные произведения с высоким художественным и эстетическим вкусом, проявляя чуткость к национальным традициям в подходе к каждой теме. Об этом художник говорил так: «Восток обладает гениальными образцами миниатюрной живописи. Благодаря своему характеру, художественной форме, поверхностно-декоративной обусловленности, общности и одновременно чрезвычайной специфичности они могут стать основой для изучения и создания восточного плаката» [2, с.32]. Художник, очень точно объяснивший свои идеи, также выполнил плакатные работы с умелым использованием цветовых решений в соответствии со стилем живописи. Художник, создававший свои плакаты преимущественно гуашью и акварелью, вышел за узкие рамки жанра плаката и более широко осознал его пропагандистский характер.

В этом смысле работы Эльмиры Шахтахтин-ской из этой серии, которые являются воплощением ее патриотических идей и уважения к национальным и духовным ценностям, являются несравненными источниками в знакомстве мира с богатой культурой Азербайджана, сформировавшейся веками.

К таким работам можно отнести ряд таких картин, как «Шахтахты и Кул-Тепе 4-6 тысяч лет»

(1973), «Азербайджанской пластике 3000 лет»

(1974), «Классики азербайджанской поэзии - светила мировой литературы» (1972), а также портреты поэта Гатран Тебризи (1988), Хагани Шир-вани (1986), Низами Гянджеви (1982), Имадеддин Насими (1969), Мохаммад Физули (1984, 1993), Шах Исмаил Хатаи (1986), Гусейн Джавид (1982), Самед Вургун (1976), Насраддин Туси (1973, 1980), Рашид Бакуви (1984), мыслитель и философ Бахма-ньяр (1978), музыкант и композитор Сафиаддин Урмави (1973), Абдул Кадир Марагайи (1985), Узеир Гаджибейли (1975), Муслим Магомаев (1985), Гара Гараев (1983), Фикрет Амиров (1982), Ариф Маликов (1983), архитектор, художник и каллиграф Аджами Нахчывани (1976), Солтан Мухам-

«шушмум-лщугмау» #щш©)), жт / лRт

9

мад (1976), Мирали Тебризи (1988), Саттар Бахлул-заде ( 1974), академика Мирасадулла Миргасимова (1983) и др [3, с.201 ].

Работая над каждым портретом, талантливый художник, прежде всего, досконально изучает период жизни своего героя, проводит обширные исследования его жизни и творчества. Сделанный вывод говорит о том, что творческие наблюдения художника, к которым она относилась очень серьезно, привели к созданию успешных работ. Например, портрет Аджами Нахчывани, написанный к 850-летию со дня рождения. Известный архитектор Востока изображен держащим архитектурный проект, о котором он думает, в правой руке, а его мудрый взор обращен вдаль._

Работами из этой серии являются - «Зима в Баку», «Вид на Баку с моря», «На берегу моря», «Площадь Низами», «Площадь Азнефть» и др. Большой интерес представляет изображение художником снежных пейзажей, особенно зимы. Одна из основных причин такого интереса заключается в том, что этот природный пейзаж редко встречается в работах наших художников, которые в большинстве любят воссоздавать весенние или динамичные летние месяцы а также золотисто -красную осень. В этом смысле творчество художника отличается индивидуальностью и в то же время достойно похвалы.

Из работ Эльмиры Шахтахтинской, становится очевидно, что в творческих поисках, что она объехала практически все регионы Азербайджана. В своих произведениях, посвященных очаровательной природе Шуши, Загаталы, Нахчывана, Гянджи, Кедабека, Губы, она любит описывать внезапные перемены в природе, пейзажи, отражающие природу до мельчайших деталей, и тем самым демонстрирует свой потенциал высокого мастерства. Работы «Гей-гель» (1960), «Ночной пейзаж» (1958), «Лиман» (1960), «Пейзаж под Губой» (1963), «Зимний пейзаж» (1963), «Снежные горы» (1964), «Шушинские горы» (1968), «Горный пейзаж» (1971), «Крепость в Аскеране» (1970), «Пейзаж близ Шеки» (1973) и др. являются ярким примером вышеперечисленных особенностей.

Используя свой удачный творческий стиль, автор мастерски изобразил мавзолей Момуны Хатун, Юсифа ибн Кусейра и другие памятники Нахчы-ванской архитектурной школы, автором которых является Аджами Нахчывани. Эти особенности также можно увидеть и в других работах художника из той же серии.

Доктор искусствоведения, профессор Нуред-дин Габибов отмечает: «Плакаты Эльмиры Шах-тахтинской - это полные и содержательные произведения искусства, которые перекликаются с требованием времени, самыми благородными желаниями и поступками наших современников. Основная идея этих произведений - мотивы резкого протеста против агрессии и ужасов войны во имя мира и спокойствия во всем мире. Яркие, визуальные и четкие изображения на плакатах, созданные в духе почтения к созидательным силам человека, обладают оптимистичным и жизнеутверждающим размахом» [4, с. 2].

Наряду с обширной и разнообразной работой в жанре плаката, у Э.Шахтахтинской также есть ряд графических рисунков и серия работ, выполненных в технике акварели и гуаши. По сути, каждая из тем серии привлекает внимание своим разным стилем описания. В своих работах, вошедших в серию «Баку», художник знакомит зрителей с лирико-ро-мантическими сценами самых ярких мест нашей столицы. Художник умело создает образы Баку, поэтическую панораму Каспийского моря, привлекающие внимание образы людей с чутким сердцем и тонким творческим вкусом.

Хотя работы Эльмиры Шахтахтинской из серии «Деревья» (1980) можно разделить на две части - реальный пейзаж и архетипический образ природы, каждая из них привлекает внимание разными цветовыми гаммами, средствами художественного выражения, индивидуальным подходом к теме. Здесь мы являемся свидетелями того, что художник достигает художественно-философского подхода еще более идеальным образом, благодаря своим внутренним чувствам, интуиции, а также силе ее наблюдений и творческого опыта. Это творческое направление можно рассматривать как средство индивидуального самовыражения художника.

Две работы в творчестве Эльмиры Шахтахтин-ской - «Кутабы» (1966) и «Праздник Новруз» (1970), создавая которые, художник изобразил древние традиции азербайджанского народа, подготовку к празднику Новруз - женщин, пекущих пахлаву, шекербуру и другие национальные сладости, отличаются богатыми художественными пейзажами и этнографическими оттенками

Особое значение в творчестве художника имеют работы, посвященные зарубежным странам. В творческих поездках за границу она совершенствовала свои художественные навыки и создавала работы, отличающиеся совершенством цветовых решений и точным графическим оформлением. Примером могут послужить такие работы, как «Не-себр» (1963), «Созополь» (1963), «Стокгольм» (1965) и т.д. Эти картины имеют особое значение благодаря своим высоким художественным качествам. Художник нарисовал панораму города Созо-поль с таким мастерством, что зритель чувствует себя словно в этом городе.

Вся композиционная структура произведений «Болгария» и «В Чехословакии», полнота их формы и содержания, а также художественные и технические особенности всегда приводили к созданию выдающихся произведений искусства, всегда сохраняющих свою ценность. Цветовое решение этих работ реализовано за счет умелого использования художественных и технических возможностей современной графики.

Произведения Эльмиры Шахтахтинской отражают богатый духовный мир нашего народа, его эстетику, быт, обычаи, жизненную философию и историю, образы рабочих, поэтов и исторических деятелей, а также завораживающую красоту азербайджанской природы.

Используя реалистические средства художественного выражения, художник создавал свои

ART / «шушетим-лэштмак» #Щ»00), 2021 произведения с большим мастерством. Его произведения отличаются оригинальностью и индивидуальностью, монументальностью и стилистической реальностью языка выражения.

Творчество Эльмиры Шахтахтинской - лучший пример изучения и понимания национальной идентичности изобразительного искусства Азербайджана. Ее творческое наследие имеет не только художественное, но и историческое значение в развитии изобразительного искусства Азербайджана. Хотя художник больше всего известен как автор плакатов и станковый работ, высокое цветовое соотношение в его работах подтверждает, что эти работы решены в стиле психологического портрета.

В 70-е годы ХХ века художником были созданы такие произведения, как серия плакатов «Азербайджан - земля древней культуры», галерея портретов азербайджанских деятелей науки, литературы и искусства, серия «Социалистический Баку», табло «Чехословакия», «В Болгарии», «Ку-табы», « Праздник Новруз» и т.д.

Были организованы персональные творческие выставки талантливого художника во многих странах мира. Ее персональные выставки проводились в Москве, Каунасе и др. городах (в Москве в 1967,

1988 годах, в Каунасе в 1967 году, в Баку в 1967,

1989 годах, в Нахчыване в 1979 году и т.д.).

Бесценное искусство известного художника

было высоко оценено. Еще в 1957 году она был награждена медалью I степени Азербайджанского фестиваля молодежи и дипломом лауреата. Первое почетное звание - Заслуженный деятель искусств Азербайджана ей было присвоено в 1963 году, а в 1977 году - Народный художник Азербайджана.

Заключение. Пересматривая всю жизнь и творческий путь Эльмиры Шахтахтинской как художника и личности, можно сделать вывод, что выдающийся художник всю жизнь был в творческом поиске, не боялся сложных творческих экспериментов. И в результате этой сорокалетней неустанной деятельности и творческого поиска Эльмира Шах-тахтинская смогла оставить после себя богатое художественное наследие.

Список литературы

1. Гасымов С.Н. Лирические тенденции в азербайджанской живописи второй половины ХХ века // журнал «Культурная жизнь». - .№11, 2014 (на азерб.языке)

2. Каджар Г. Эльмира Шахтахтинская. -Баку: Дом новых изданий XXI, 2001. - 173 с. (на азерб.языке)

3. Гулиев Р. История и личность в изобразительном искусстве Азербайджана. - Баку: 2013. -218 с. (на азерб.языке)

4. Хабибов Н. Новые образы художника // газета «Литература и искусство». - 1976. - 3 апреля. - с.2 (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.