Научная статья на тему 'АЗЕРБАЙДЖАН В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУПРЕЯНОВА'

АЗЕРБАЙДЖАН В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУПРЕЯНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художник Николай Купреянов / азербайджано-русские художественные взаимосвязи / тема Азербайджана в изобразительном искусстве / графика / акварель. / artist Nikolai Kupreyanov / Azerbaijani and Russian artistic interrelationships / the theme of Azerbaijan in the fine arts / graphics / watercolor

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зейналов Хазар Атиф Оглы

В статье говорится о теме Азербайджана в творчестве русского художника Николая Купреянова. Известно, что в 1930-м году прошлого века художник побывал в Азербайджане, создав несколько графических композиций, посвященных этому краю. Интересны и впечатляющи образы матерей, кормящих своих детей, характерные пейзажи, а также изображение рыбных промыслов, животных. В статье дается искусствоведческий анализ этих работ, подчеркивается их историко-художественное значение. Автор освещает эти работы в контексте азербайджано-русских художественных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AZERBAIJAN IN NIKOLAI KUPREYANOV’S CREATION

The article deals with the theme of Azerbaijan in Russian artist Nikolai Kupreyanov’s creation. It is known that the artist visited Azerbaijan in the 1930s of the last century and created several graphic compositions dedicated to this region. The images of mothers feeding their children, characteristic landscapes, as well as the image of fisheries, animals are interesting and impressive. The article provides an art history analysis of these works, emphasizes their historical and artistic significance. The author highlights these works in the context of Azerbaijani and Russian artistic relations.

Текст научной работы на тему «АЗЕРБАЙДЖАН В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУПРЕЯНОВА»

Научные междисциплинарные исследования доступа: https://infourok.ru/gadzheti-v-zhizni-shkolnikov-za-i-protiv-

3429248.html (дата обращения 31.05.2020)

3. Щадная М.А. Пропедевтика курса информатики в начальной школе. [Электронный ресурс]: // Вопросы науки и образования, номер 11 (95) - 2020. - Режим доступа: https://scientificpublication.ru/h/arkhiv-zhurnala-voprosy-nauki-i-obrazovaniya.html (дата обращения 30.05.2020).

УКД 7.072.2

Зейналов Хазар Атиф оглы Zeynalov Khazar Atif oglu

доктор философии по искусствоведению, доцент Институт архитектуры и искусств Национальная Академия Наук Азербайджана заместитель директора по науке

PhD in Study of Art, Associate Professor Institute of Architecture and Art Azerbaijan National Academy of Sciences Deputy Director on Scientific Affairs

АЗЕРБАЙДЖАН В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУПРЕЯНОВА AZERBAIJAN IN NIKOLAI KUPREYANOV'S CREATION

Аннотация: В статье говорится о теме Азербайджана в творчестве русского художника Николая Купреянова. Известно, что в 1930-м году прошлого века художник побывал в Азербайджане, создав несколько графических композиций, посвященных этому краю. Интересны и впечатляющи образы матерей, кормящих своих детей, характерные пейзажи, а также изображение рыбных промыслов, животных. В статье дается искусствоведческий анализ этих работ, подчеркивается их историко-художественное значение. Автор освещает эти работы в контексте азербайджано-русских художественных связей.

Abstract: The article deals with the theme of Azerbaijan in Russian artist Nikolai Kupreyanov's creation. It is known that the artist visited Azerbaijan in the 1930s of the last century and created several graphic compositions dedicated to this region. The images of mothers feeding their children, characteristic landscapes, as well as the image of fisheries, animals are interesting and impressive. The article provides an art history analysis of these works, emphasizes their

II Международная научно-практическая конференция historical and artistic significance. The author highlights these works in the context of Azerbaijani and Russian artistic relations.

Ключевые слова: художник Николай Купреянов, азербайджано-русские художественные взаимосвязи, тема Азербайджана в изобразительном искусстве, графика, акварель.

Keywords: Key words: artist Nikolai Kupreyanov, Azerbaijani and Russian artistic interrelationships, the theme of Azerbaijan in the fine arts, graphics, watercolor.

Азербайджан издавна интересовал русских художников. Расположенный между Каспием и Кавказскими горами, он притягивал их внимание живописным рельефом, историко-архитектурными памятниками, колоритным восточным бытом и образом жизни. Еще в 18 веке в Азербайджане побывал Самуил Готлиб Гмелин, путешественник-натуралист, член Петербургской Академии Наук, а также рисовальщик Иван Борисов, член его экспедиции, оставивший немало интересных зарисовок, на которых изображены Баку и ряд окрестных мест. После присоединения Азербайджана к России интерес русских художников к этому краю сильно возрос. В 19 веке в Азербайджане побывали Григорий Гагарин, Алексей Боголюбов, Василий Верещагин и многие другие, создавших много интересных и впечатляющих картин. Эти картины проливают свет на историю страны, служат достоверным источником художественно-познавательного характера.

В советское время тема Азербайджана по-прежнему привлекала русских художников. Уже с начала 20-х годов прошлого века участились поездки русских художников в Азербайджан. Некоторые из них навсегда связали свою судьбу с Азербайджаном (например, Михаил Власов, Александр Широченко), другие побывали здесь кратковременно. Часто русские художники приезжали в Баку по творческой командировке. Их интересовали, прежде всего, изменения последних лет, рост индустрии в республике, в первую очередь в области нефтяной промышленности, а также колоритная восточная тематика, показ быта простых тружеников, историко-архитектурных памятников старины. Тема нефти - основа азербайджанской серии для большинства

Научные междисциплинарные исследования русских советских художников. Некоторые из художников создали картины

только на тему нефтяной индустрии (Константин Богаевский, Сергей

Герасимов), практически не касаясь других тем, у других эта тема занимала

ведущее место в серии работ, связанных с Азербайджаном (Александр

Куприн, Федор Модоров).

Конец 20-х - 30-е годы пик творческого интереса, проявленного к Азербайджану со стороны русских художников. Именно в этот период побывали в республике Сергей Герасимов, Федор Модоров, Елизавета Кругликова, Серафима Рянгина и другие. Они оставили много ярких полотен, на которых изображены нефтяные вышки, исторические памятники, различные сцены из жизни азербайджанского народа.

Среди русских советских художников, посетивших Азербайджан в этот период, был и талантливый мастер кисти Николай Николаевич Купреянов (1894-1933), известный своими интересными, преимущественно черно-белыми графическими произведениями [1].

Творчество Николая Купреянова по праву считается одним из символов советского графического искусства в начальный период ее становления. Разнохарактерные графические произведения художника приковывают внимание простатой и вместе с тем глубоким духовным содержанием, легкостью рисунка, умелым использованием и распределением контрастных тонов черного и белого, а также света и тени. Экспериментируя простыми формами рисунка в начальный период творчества, художник постепенно достиг высокого мастерства, особенно в технике гравирования. «Именно гравюрными работами Купреянов вошел в конце 1910-х - начале 1920-х годов в искусство. Эта техника была тогда на подъеме, утверждалась не просто как одна из многих форм графики, но как созвучный времени резкий и сильный художественный язык. Купреянов активно использовал в своих гравюрах естественную выразительность черного цвета. Их плотная, весомая чернота, оттененная скупо отмеренными белыми штрихами, предстает округлой

II Международная научно-практическая конференция пластической формой» [2]. Он также иллюстрировал книги, создавал плакаты и афиши.

Конечно, тема Азербайджана лишь незначительная часть большого творческого наследия Николая Купреянова. Но вместе с тем, эта тема привлекает внимание своими характерными особенностями, тонким колоритом, показом энергичного трудового процесса, возвышенностью материнских чувств.

Учась на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, молодой Купреянов одновременно занимался в мастерских Академии Художеств. Его учителями были известные художники - А.П.Остроумова-Лебедева, Д.Н.Кардовский, К.С.Петров-Водкин. Возможно, что интерес к теме Азербайджана побудила в душе молодого художника А.П.Остроумова-Лебедева, занимавшаяся с ним с 1912-1917 по годы, т.е. за весь период учебы. Интересно, что в этот же период А.П.Остроумова-Лебедева сама совершила поездку в Азербайджан. Вместе с мужем, известным ученым-химиком Сергеем Лебедевым она в 1916-м году побывала в Баку. Шла первая мировая, русская армия остро нуждалась в бесперебойном снабжении горючим. В этот нелегкий период Лебедев приехал в Баку, центр нефтяной индустрии, наладить производство нефтепродуктов, необходимых для фронта. Находясь вместе с мужем в Баку, Анна Петровна Остроумова-Лебедева, наблюдательная и любопытная, успела создать панорамы нефтяных вышек и скважин - место работы супруга. Вернувшись в Санкт-Петербург, она продолжала заниматься с Николаем Купреяновым, закончившим учебу в 1917-м году. По всей вероятности, уже тогда тема Азербайджана привлекла внимание художника. Осуществить поездку в Азербайджан ему удалось только 14 лет спустя после поездки своей преподавательницы - в 1930-м году.

Но при этом отметим, что тема Азербайджана у Николая Купреянова сильно отличается как от аналогичной тематики А.П.Остроумовой-Лебедевой, так и других русских художников. В Азербайджане внимание русских художников привлекала тема нефти - она была почти во всех случаях

Научные междисциплинарные исследования главенствующей. Трудно найти художника, который не обратил бы внимание

к этой теме. Зачастую почти вся азербайджанская серия состояла из картин, на

которых изображались нефтепромыслы, нефтеперегонные заводы, области

производства, связанные с выпуском или обработкой нефтяных продуктов.

Тематика нефти состояла из большого семейства жанров и тем -

индустриального, морского и ландшафтного пейзажа, портрета, темы труда,

трудовых будней нефтяников - простых и смелых людей, покорителей

безводных, иссушенных под палящими лучами солнца степей и бушующей

морской стихии. Николай Купреянов в своей азербайджанской серии прошел

мимо всего этого. Он был одним из редких русских советских художников, не

обративших внимание на нефтяную индустрию республики - главной темы

азербайджанской серии. Но вместе с тем, его азербайджанская тема ничуть не

менее интересна, чем у других. Более того, в них много привлекательного и

интересного, много душевного тепла, искренности, проявления материнской

любви, о чем мы уже упомянули в начале статьи.

Тему Азербайджана в творчестве Н.Купреянова можно разделить на четыре жанрово-тематические группы. Это портреты, рыбные промыслы, пейзажи и животные. Каждая из этих групп представлена простыми по содержанию, но интересными, порой затейливыми графическими зарисовками.

Пожалуй, наиболее интересными следует считать портреты и рыбные промыслы, так как большая часть работ художника, созданных в Азербайджане и позже, под впечатлением этой поездки, посвящены этим двум темам. Эти работы, созданные в 1930-31-м годах, были включены в серию «Путина», которая вышла отдельной книгой в 1937-м году уже после смерти художника. Характерная работа из этой серии - «Рыбы». «Серия «Путина. Каспий» исполнена художником во время командировок на рыбные промыслы Каспийского моря в 1930-1931 годах. «Рыбы» - мерцающие тела аморфной грудой заполняют почти всю плоскость большого листа. Красота и многообразие природных форм, их зыбкость и великолепие переданы

II Международная научно-практическая конференция художником с импрессионистической точностью и богатством видения, с

виртуозным блеском летающей и фиксирующей кисти» [3]. Добавим, что эта

интересная, впечатляющая композиция близка по своему содержанию к

«рыбным лавкам» фламандского живописца 17 века Франса Снейдерса,

известного своими анималистическими картинами, в том числе

изображениями рыб. Картина наделена и определенным символическим

значением; рыбы - дар Каспия, они символизируют щедрость и богатство

азербайджанской земли и его морской стихии.

Пожалуй, наиболее интересными картинами, входящими в серию, являются портреты. В них изображены «тюрчанки» - молодые матери азербайджанки, кормящие младенцев (в то время азербайджанцев называли тюрками - автор). Интересна и техника создания этих портретов. Известно, что уже к середине 20-х годов художник обрел свой графический почерк. «К середине 1920-х годов в творчестве Куприянова произошел глубокий перелом, несмотря на большие достижения, он отказывается от гравюры, и главным в его творчестве стал живой, легкий, трепетный, почти рисунок-набросок пером или кистью. Художник перешел к свободному, безукоризненно точному рисунку с натуры, сначала карандашом и тушью, а затем - излюбленной им черной акварелью» [2]. Именно в этой технике и было создано большинство работ азербайджанской серии художника, в том числе и некоторые портреты. «Он писал прозрачной, текучей акварелью закутанных азербайджанок в струящиеся ткани с детьми на руках, лоснящихся розово-бирюзовых рыбин» [4]. Азербайджанки получились у художника привлекательными, даже заманчивыми, хотя и закутаны в чадру. Художник старался передать в их образе естественную красоту восточных женщин, вложить в их изображение переживания, чаяния и надежды, а также глубокие материнские чувства. Почти все работы этого типа называются «Тюрчанка, кормящая ребенка» и созданы в год поездки - в 1930-м. Четкие штрихи, нанесенные карандашом или тушью, текучая акварель являются характерными техническими особенностями этих небольших графических листов. Любопытно, что

Научные междисциплинарные исследования

тюрчанки, кормящие детей, изображены с покрытой головой (хотя имеются и с непокрытой), но при этом грудь обнажена. Столь интересное, можно сказать, контрастное совмещение традиционных нравов и мотивов с обнаженной грудью в лице тюрчанок делает эти работы не только неординарными и запоминающимися, но и вкладывает в их эстетическое содержание глубокий, не всегда доступный для широкого восприятия своеобразный философско-нравственный замысел (рис. 1).

Тюрчанки у художника изображены не только с детьми, но и за работой. Это те же рыбные промыслы, где наравне с мужчинами, работают и женщины. Их труд интересен, впечатляющ, хотя и нелегок. «Не менее совершенны изображения женщин тюрчанок из той же серии. Художник пишет их почти всегда за работой - разделкой рыбы, в той атмосфере труда, которая удивляет органичной красотой мастерства и раскрывающего в нем особого проявления жизни. Ясно ощущаемое национальное своеобразие передано художником не в его экзотике, но в разнообразии общей многоликости мира. Прозрачные цвета легкими свободными росчерками кисти суммируются в классические по точной найденности позы женщин» [3].

(

Рис. 1. «Тюрчанка, кормящая ребенка». Бумага, акварель, тушь. 1930. ГТГ.

II Международная научно-практическая конференция Изображение животных - так же характерно для азербайджанской серии

Купреянова, как портреты и рыбные промыслы. Хотя таких картин

сравнительно немного. Наверху уже была упомянута одна из таких работ -

«Рыбы». Но на этой работе рыбы изображены как символ богатого улова -

результата нелегких будней каспийских рыболовов. Вместе с тем, Купреянов

изображал и других животных, причем в рамках азербайджанской тематики.

Пожалуй, наиболее характерным можно считать работу «Ослик. Баку»,

написанную на бумаге акварелью. В этой простой по содержанию картине

изображен слегка опустивший голову темно-серый, почти черный вьючный

ослик. Он изображен тихим и спокойным, неподвижным и неприхотливым, на

нейтральном фоне. Ослик словно ждет своего хозяина, удалившегося на

некоторое время. В отличие от некоторых других работ, здесь краски

охватывают практически все изображение, создавая эффект полного

колористического восприятия. Работа выглядит как эскиз (рис 2).

Рис. 2. «Ослик. Баку».

Бумага, акварель. 1930. ГТГ.

За время пребывания в Азербайджане Купреянов писал и пейзажи. Это несложные графические композиции, созданные преимущественно в технике литографии. В них отражены характерные холмистые ландшафты, возвышенности, проселочные дороги, а на них - телеги, запряженные буйволами. Все это было типично для Азербайджана того времени. Художник в реалистических чертах отражал панораму сельских районов республики.

Научные междисциплинарные исследования

Тема Азербайджана в творчестве художника Николая Купреянова

является неизученной страницей в истории азербайджано-русских художественных взаимоотношений. В искусствоведении нет даже понятия «тема Азербайджана» применительно к творчеству Купреянова, хотя этой теме посвящено не менее двадцати графических картин. Многие из них вошли серию «Путина», о которой мы рассказали выше. Но в этом названии тема Азербайджана проявляет себя слабо. Думается, что в наше время, когда традиционные азербайджано-русские культурные взаимосвязи вступили в новую фазу в своем развитии, тема Азербайджана в творчестве Николая Николаевича Купреянова должна быть выделена в самостоятельное понятие и названа своим именем. Это, несомненно, обогатит историю взаимоотношений двух народов и впишет в нее новые, пока еще неисследованные, но яркие и содержательные страницы.

Библиографический список:

1.https://www.pinterest.com/pin/327214729179030404/

2. Трамвай искусств. Николай Николаевич Купреянов (1894-1933) https://tramvaiiskusstv.ru/grafika/spisok-khudozhnikov/item/570-kupreyanov-nikolaj-nikolaevich-1894-1933.html

3. Чебанова Д. Николай Николаевич Купреянов. Открытки с репродукциями

https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/05/blog-post.html

4. https: //persons-info .com/persons/KUPREIANOV_Nikolai_Nikolaevich

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.