Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО АЛТАЯ САДЫГЗАДЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА'

ТВОРЧЕСТВО АЛТАЯ САДЫГЗАДЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Алтай Садыгзаде / живопись / скульптура / декоративное искусство / художник / Altay Sadigzade / painting / sculpture / decorative art / artist

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Амирова Айсель

А статье исследуется творчество Азербайджанского художника Алтая Садыгзаде в контексте со-временного искусства. Алтай Садыгзаде является автором архитектурной концепции Бакинского музея современного искусства. Интерьер музея выполнен в авангардном стиле. Различные нюансы, такие как отсутствие покатых стен, дверей и углов, позволили объединить здание музея, само искусство и храня-щиеся в нем произведения искусства в живом организме. В музее представлены металлические скульп-туры художника, его инсталляции и картины маслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTAY SADIGZADE”S ACTIVITY IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY ART

In the article the work of the Azerbaijani artist Altay Sadigzade in the context of contemporary art is in-vestigated. Altay Sadigzade is the author of the architectural concept of the Baku Museum of Modern Art. The interior of the museum is designed in the vanguard style. Various nuances, such as the absence of sloping walls, doors and corners, made it possible to combine the museum building, the art itself and the works of art stored in it in a living organism. The metal sculptures of the artist, his installations and oil paintings are shown at the museum.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО АЛТАЯ САДЫГЗАДЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

4

ART / «ШУУШШШУМ-ЛЭЦТМак» 2021

ART

УДК745/749

Амирова Айсель Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-13100-4-7 ТВОРЧЕСТВО АЛТАЯ САДЫГЗАДЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Amirova Aysel

Post-graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

ALTAY SADIGZADE"S ACTIVITY IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY ART

Аннотация.

А статье исследуется творчество Азербайджанского художника Алтая Садыгзаде в контексте современного искусства. Алтай Садыгзаде является автором архитектурной концепции Бакинского музея современного искусства. Интерьер музея выполнен в авангардном стиле. Различные нюансы, такие как отсутствие покатых стен, дверей и углов, позволили объединить здание музея, само искусство и хранящиеся в нем произведения искусства в живом организме. В музее представлены металлические скульптуры художника, его инсталляции и картины маслом.

Abstract.

In the article the work of the Azerbaijani artist Altay Sadigzade in the context of contemporary art is investigated. Altay Sadigzade is the author of the architectural concept of the Baku Museum of Modern Art. The interior of the museum is designed in the vanguard style. Various nuances, such as the absence of sloping walls, doors and corners, made it possible to combine the museum building, the art itself and the works of art stored in it in a living organism. The metal sculptures of the artist, his installations and oil paintings are shown at the museum.

Ключевые слова: Алтай Садыгзаде, живопись, скульптура, декоративное искусство, художник

Keywords: Altay Sadigzade, painting, sculpture, decorative art, artist

Искусство ХХ века сформировалось на основе нового взгляда на классические традиции, создания необычных, новых направлений искусства и поиска различных средств выражения. Расширение взаимодействия в азербайджанской культуре также привело к появлению современных тенденций. Среди талантливых и творческих, креативных художников, работающих в этом направлении, можно особо отметить Алтая Садыгзаде.

В работах художника много образов, абстракция которых привлекает внимание и сопровождается многолетним интересом к работе. В этих композициях раскрывается тысяча и одно лицо жизни, приглашая публику к открытию тайны, скрытой внутри. В каждом из этих произведений чувствуется тонкая улыбка и юмор автора, даже в трудностях, испытаниях и неудачах жизни. На первый взгляд, мы сталкиваемся с тем, что в этих абстрактных картинах есть жизненные реалии.

Однако следует однозначно отметить, что главная особенность работ художника - большое уважение к бесконечной красоте мира и тайнам жизни. Неверно говорить, что искусство Алтая Садыгзаде ориентировано на определенный стиль. В этих произведениях, привлекающих внимание художественными импровизациями, представляющих занимательную сцену реалистичных образов необычных форм и выражающих себя в новом мире

искусства гротескными художественными выражениями, мы являемся свидетелями дальновидного и оптимистичного взгляда художника на жизнь. Принцип работы художника основан на его утверждении, что искусство должно приносить людям счастье и удовольствие [1,15]. Таким образом, главная особенность творчества Алтая Садыгзаде - философия его произведений. Он не обращает внимания на перспективу или соразмерность. Основная цель его творчества - идея, которую произведение передает аудитории.

Влияние современных тенденций в серии работ под названием «Зеленый образ» художника, подтверждается подходом художника к иному сюжету с воспеванием уникальных нереальных форм. В них художник психологически приглашает зрителя к философскому осмыслению через изображение - логики, аналитического характера, личных амбиций, что представляет собой магию его собственного очарования. Художник, пытавшийся выразить характер и психологическое окружение героя через зеленый цвет - символ человеческих эмоций и постоянной индивидуальной активности, сумел успешно достичь своей цели, не создавая конкретной формы в своем творчестве. В этих работах цель художника - передать ряд человеческих качеств на основе цветового символа в ином стиле. Тонкие линейные выражения листообразного зеленого элемента на белом плоском фоне, как цветное

«етушшшм-лшшаи» #щш©)), жт / лят

5

пятно на земле, внезапно брошенное сиреневое пятно в другой части картины, позволяют зрителю глубоко задуматься и поразмыслить. Подобные мысли невозможно о другой работе с таким же названием. Потому что в этой работе художник представил попытку желтого цвета постепенно превратиться в зеленый как стремление интеллекта и логики к постепенному обновлению, попытке выбраться из неприятностей. Реализация художником философии зеленого - которая характеризуется как символ естественности и чистоты, ценится как результат большого творческого поиска.

В другой работе из серии «Зеленый образ» мы видим пессимистическое отражение мрачных оттенков серого на белом фоне, без использования другого цвета. Но в более глубоких философских пластах работы мы встречаем форму изображения, подсознательно скрытую, которая характеризует характерный человеческий тип, который поддерживает стабильность. В целом мы видим, что в творчестве Алтая Садыгзаде, который основывает свои работы на психологии цвета и объясняет основы жизни необычными темами, один цвет «доминирует» над другими оттенками. В работе «Зеленый проект» вновь сталкиваемся со способностью художника оправдать ценность цвета и оттенков в логическом выражении индивидуума в действии, цели, скрытой в этой динамичной жизни. В одной из указанных работ впечатление, создаваемое светлыми и темными оттенками серого и динамичным выражением зеленой фигуры, действующей в этой среде, впечатление уверенности в успешном исходе доминирует над вниманием зрителя и ведет к более глубокому осмыслению. В другой работе с тем же названием мы встречаем более интенсивную, динамичную форму изображения этой деятельности, которую мы видим в выражении художником формы, переходящей от желтого к зеленому, жестко и быстро перемещающейся по всей картине.

В «Красном проекте» художник выразил волнение в окружающей среде вместе со страстью, порожденной волнением, опасностью, изображая символические формы. Для этого красный цвет, в отличие от других работ, выбирается как фон, и это оправдывает характер и цель проекта. Здесь края изображений, которые символизируют море, небо, текущие реки и озера в светло-зеленом цвете, написаны красным, постепенно переходящим в черный, символизируя результаты, которые приводят к большей агрессии на языке искусства.

Табло «Зеленые устройства» содержит символическое художественное изображение существующей среды и пространства. Знаменитый немецкий драматург Гете писал о зеленом в «Фаусте»: «Сухая теория - мой друг, но дерево жизни ярко зеленое». В этом табло художник осознавая невозможность выхода за рамки законов и правил природы, лежащих на основе всей человеческой деятельности, мастерски изобразил эту деталь в зеленых тонах, напоминающих деревья и листья на фоне устройств в контрастных цветах, таких как белый, сиреневый, черный, серый. Как уже упоминалось, цель, которую художник пытался выразить в своих работах, -

доказать, что в жизни всегда скрыты красота и гармония. Например, в картине «Экзотические кривые» художник чтобы доказать, что какая красота и гармония скрыта в россыпи и контрасте белого и черного, с помощью черных и серых линий, переходя на белые оттенки, выразил свое тонкое чувство юмора.

В другом табло, «Натюрморт с тенью», мы встречаем аналогичный эффект в другой композиционной структуре. Здесь художник смог воспроизвести не настоящую форму или функцию деталей, а их интересное художественное выражение, создающее связь с окружающей средой, с тонким юмором, тонким «смехом» в соотношении белого, серого и черного.

Или же в «Разрушенных формах» художник привлекает внимание зрителя композиционной структурой, которая показывает, что в работе, изображающей тень, след, пятно, непонятный образ, созданный любой реальной формой, отраженной на белом поверхность разрушена, и это рассеяние -внезапное движение. Несмотря на хаос и разрушение, отсутствие агрессивных красок и деталей, отталкивающих друг друга, по-прежнему свидетельствует о творческой деятельности художника, направленной на воспевание элегантности художника.

Влияние нового стиля на композиционную структуру пейзажных работ Алтая Садыгзаде также показывает важность роли художника в развитии современного искусства. Например, можно упомянуть такие работы, как «Пейзаж с солнцем», «Пейзаж с антенной», «Пейзаж с воздушными шарами».

В работе «Пейзаж с антенной» изображена круглая антенна, установленная на крыше. Белая антенна на сером фоне неба, клетчатая крыша здания на холсте - все это привлекает внимание как интересное сочетание воздуха и деталей в результате творческого подхода художника.

Хотя тенденции кубизма ощущаются в работе «Пейзаж с солнцем», интерес к табло усиливается ровным исполнением всех деталей композиции, созданной умелым сочетанием цветов и форм. Художник невольно показал чистое и трепетное отношение к природе в художественном выражении серого воздуха, гор с зеленым покровом в форме треугольника и желтого круга в правой части табло с внезапным резким переходом к символическому голубому небу.

Подобное художественное влияние чувствуется в картине «Пейзаж с воздушными шарами». Зеленые воздушные шары, движущиеся в небе, выраженным в светло-серых тонах, пытаются подняться, направляясь ввысь.

Художник иногда вдохновляет зрителей поразмышлять о формах, которые возникают в его творческом воображении, или же создавая формы, которых нет в природе или которые мы никогда не встречали. Среди таких картин особо выделяется работа под названием «Фигура во Вселенной». В одной из таких картин, решенных на белом фоне только зеленым цветом и очень тонкими выражени-

6

лят / «шуушшшум-лэугмаи» #щш©)), жм

ями серых линий, создается впечатление, что оттенки просачиваются сквозь пространство вселенной и повисают в воздухе. Художник воссоздал фигуры таким образом, что у зрителя создается впечатление об ее жидкости в невесомости. Однако это важно не только как фантастическое отражение формы, но и как философская ценность. Так как, фигура под действием силы тяжести как сверху, так и снизу, показывает свою ценность зеленым цветом, символом стабильности и доверия вопреки желаниям обеих сторон.

Многие произведения художника привлекают внимание, тем что, выражение банальности и красоты, основывается на обычной детали, которое воспринимается как символ удовольствия и комфорта. Например, можно назвать две отдельные работы под названием «Удовольствие от сигаретного дыма» [2], с идентичными характерными особенностями. Обе работы представляют собой изображения современных женщин, прекрасно проработанных художественными импровизациями. Можно даже подумать, что они посвящены одним и тем же героиням, и в картине художника, которая сосредоточена на точном выражении моментов удовольствия, различающихся в зависимости от человеческой натуры, интересно выражен яркий образ их поразительного внешнего вида и ухоженности, в то же время вульгарности. Хотя эти же мысли можно отнести и к другой картине под названием «Курильщица», следует отметить, что здесь особенно примечательно художественное выражение более жесткого и напористого и амбициозного мира женщин.

В таких работах художника, как «За жизнь» и «Война», мы наблюдаем выражение личной агрессии на полотне, где встречаются черное и белое, его тяжелое отношение к бедствиям и войнам, когда в мире есть такие красоты, как любовь, быть любимой и т.д.

Выполненные художником декоративные скульптуры также изучаются в контексте современного искусства и воспринимаются с большим интересом.

Знаменитый коллекционер Франсуа Пинон выразил свои мысли о современном искусстве: «... Искусство научило меня понимать секреты, отходить от условностей общества, от общепринятых взглядов. Я понял, что единственная цель искусства, декоративная, находится в узких пределах»... [3]. Творчество Алтая Садыгзаде занимает особое место среди выдающихся азербайджанских художников, отличается неповторимым творческим стилем, не укладывается в эти узкие рамки. В общем, у каждого периода формируется свой образ художника. Можно с уверенностью сказать, что в наше время быть художником подразумевает большие значения. Сегодня возможности, предоставляемые творчеством художника в современном искусстве, характеризуются такими средствами, как оригинальность, неповторимость, независимость, выразительность. В этом смысле художественные средства, выраженные Алтаем Садыгзаде в декоративной скульптуре, как и в других направлениях

его творчества, производят огромное впечатление на зрителя благодаря его глубокому философскому подходу, интерпретации идеи художника, глубокому и подробному осознанию особенностей материала, и за счет этого его «укрощение и присвоение».

В отличие от других жанров скульптуры, декоративные скульптуры сосредоточены на композициях, отражающих красоту формы, пластики и силуэта, а не на внутренних психологических переживаниях. В этом смысле большой интерес представляет интерпретация позиции художника к тематике работы в таких картинах, как «Экзотическая форма», «Жизнь во Вселенной», «Археологические раскопки: крылья», «Наблюдатель», «Прекрасная машина жизни».

Своеобразие, перекликающееся с направлением современного искусства, независимость представленного искусства, безусловно, раскрывает принцип индивидуального творчества художника в каждом произведении. Например, две одноименные работы «Экзотическая форма», написанные в 2010 году, на первый взгляд, можно отличить по цветовой гамме. Однако анализ деталей между композиционными структурами показывает, что композиции обладают разными экзотическими эффектами.

Создание нетрадиционной, совершенно иной формы с точки зрения содержания - это не представление структуры, которая совершенно непонятна или чуждо зрителю или даже считается непонятной, а любопытство к тайне, скрытой в каждом элементе.

Лиричность работы размером 185х100х90 см вместе с динамизмом асимметричной волнистой формы напоминает чуткость и нежность в глубине души вспыльчивого человека. Идея, которую художник пытается выдвинуть в настоящей нетрадиционной экзотике, исходя из ее пространства, состоит в основном в том, чтобы найти красоту, которую она отражает, размышляя об элементе, который на первый взгляд не понятен зрителю.

В целом, как следует из названия, декоративная статуя призвана отражать красоту и вкус. В то же время выражение эстетической гармонии с окружающей средой в пространстве, в котором она существует, и тот факт, что эти работы важны с точки зрения духовного, эстетического и психологического воздействия на людей, имеет значение, и в аспекте служения эстетическим нормам и красоте. Чтобы обосновать сказанное выше, мы можем сосредоточиться на структуре произведения и проанализировать его композиционное решение, отметив, что форма, заданная на тонкой и простой металлической опоре, решена во взаимосвязи со всеми частями. Фигура, выгравированная на одной из ножек опоры внизу, изображает любое живое существо в природе, особенно хрупкое существо. Боковые стороны вверху отражают изображение без острых углов, как если бы жидкость растеклась по поверхности и растеклась вокруг.

Над черным металлом, используемым в корпусе, к которому прикреплена форма, небольшая

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #ЩШ©)), 2021 / ART

7

часть выражена таким образом, словно пытается отделиться от формы и отскочить в сторону, и это придает особый оттенок смысловому значению работы. Здесь впечатление перехода от черного к красному, которое постепенно переходит в цвет нижнего слоя, также показывает опыт художника в основах живописного искусства. Это подтверждается и тем, что на некоторых участках черный цвет к направлению вверх постепенно блекнет и переходит в красный.

В работе художник использовал материал, который у художников используется редко. Используя для скульптуры материал, который можно считать более мягким, художнику удалось добиться особой элегантности и утонченности.

В другой «Экзотической форме» художник, выбравший в качестве цвета зеленый, попытался воссоздать аналогичные эффекты. Однако стоит отметить, что каждая форма и элемент работы словно пытается доказать, что природа находится внутри себя, что каждая мысль и фантазия существуют в природе. Эта работа выражает влияние живой

среды или растительного мира на художника. В этой работе также железная опора, служащая постаментом, вновь представлена в связи с центральной композицией и как ее основная часть. Это подтверждают даже зеленые краски, наброшенные на железные опоры. Эластичное изображение куска железа с зеленым оттенком, напоминающее лист дерева, позволяет основанию оставаться в пространстве, позволяя рассматривать его со всех сторон. Все части формы, не будучи подготовленными по отдельности, как единое целое, невольно растекаются от центра к краям, изображая возникший «художественный беспорядок».

Список литературы

1. Ахундзаде Л. Мировое изобразительное искусство ХХ века. - Баку: 2011 (на азерб.языке)

2. Line, со1ог, form. - Баку: Восток-Запад,

2011

3. Rosalind E. Krauss, Terminal Iron Works: The Sculpture of David Smith. - Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1971

УДК 745/749

Мамедалиева Айсель Диссертант Азербайджанской Государственной

Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-13100-7-10 ВОПЛОЩЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА АЗЕРБАЙДЖАНА ЭЛЬМИРЫ ШАХТАХТИНСКОЙ

Mammadaliyeva Aysel

Post-graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

THE EMBODIMENT OF PATRIOTIC IDEAS IN THE ACTIVITY OF THE PEOPLE'S ARTIST OF AZERBAIJAN ELMIRA SHAKHTAKHTINSKAYA

Аннотация.

В статье исследуется проблема воплощения патриотических идей в творчестве Эльмиры Шах-тахтинской. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская - талантливый деятель искусств, занявший почетное место и оставивший глубокий след в развитии истории искусства Азербайджана, прошедшего непростой путь развития. Художник, чувствовавший свою большую ответственность перед обществом, как правило, находился в поисках более важных, злободневных вопросов. По этой причине, несмотря на то, что эти работы создавались в совершенно другой социально-политической среде, большинство из них до сих пор очень интересны и актуальны.

Abstract.

In the article the problem of the embodiment of patriotic ideas in the activity of Elmira Shakhtakhtinskaya is investigated. People's Artist of Azerbaijan Elmira Shakhtakhtinskaya is a talented artist who has taken a place of honor and left a deep mark on the development of the history of art in Azerbaijan, which has passed a difficult path of development. The artist, who felt her great responsibility to society, as a rule, was in search of more important and topical issues. According to this reason, despite the fact that these works were created in a completely different socio-political environment, most of them are still very interesting and relevant.

Ключевые слова: изобразительное искусство, Эльмира Шахтахтинская, плакат, портрет, композиция

Keywords: fine art, Elmira Shakhtakhtinskaya, poster, portrait, composition

Женщины-художники внесли особый вклад в становление и развитие изобразительного искусства Азербайджана. Народный художник Азербайджана Эльмира Шахтахтинская - одна из выдающихся женщин-художников ХХ века. Как известно,

изобразительное искусство, которому она посвятила свою жизнь, от художников помимо духовного творческого потенциала требует еще и огромный труд и терпение. Эльмира Шахтахтинская была художником с большим талантом, нашедший

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.