Научная статья на тему 'РОЛЬ ЖИВОПИСИ В СТАНКОВОЙ ГРАФИКЕ'

РОЛЬ ЖИВОПИСИ В СТАНКОВОЙ ГРАФИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Живопись / изображение / графика / книга / описание / пластика. / drawing / image / graphics / book / description / plasticity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рамиль Эльхан Оглы Алиев

Станковая графика включает в себя произведения графического искусства, имеющие самостоя-тельное значение. Хотя они и не относятся к художественному тексту, как книжная графика, но и не служат узкой практической цели, такой как прикладная графика. Эта группа настольной графики, как и в живописи, носит такое название потому, что создавалась на специальном станке мольберте. Ши-рота тематики и разнообразие средств иллюстрации характерны для станковой графики. Для более полной интерпретации выбранной темы, графические художники часто обращаются к серии станко-вых работ. Все работы, входящие в такую серию, близки между собой не только общностью сюжета, но и близостью приемов исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PAINTING IN THE EASEL GRAPHICS

The easel graphics include works of graphic art of independent importance. Though they are not related to the literary text like book graphics, they do not serve a narrow practical purpose, such as applied graphics. This group of easel graphics, as in painting, bears this name because it was created on a special easel. The breadth of the subject and the variety of means of illustration are typical for the easel graphics. For the detailed – more comprehensive explanation of the chosen topic the graphics often appeal to a series of the easel works. All the works included in this series are close to each other with the commonality of the subject, as well as the proximity of the methods of execution.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЖИВОПИСИ В СТАНКОВОЙ ГРАФИКЕ»

их до молодого поколения и зарубежных исследователей. Одна из таких выставок «Украшения женской одежды», которая проходила с 10 ноября 2016 года по 1 февраля 2017 года, была организована на основе материалов Национального Музея истории Азербайджана и была посвящена традиционной женской одежде Азербайджана (4, 18). На выставке, насчитывающей более 200 экспонатов, были представлены головные уборы, юбки, воротники и перчатки, булавки пуговицы, ремни, украшения для обуви, вышивки и текстильные орнаменты. Украшение было представлено на 20 манекенах вместе с женской одеждой XIX века. На выставке был представлен ряд уникальных экспонатов. Среди экспонатов, представленных впервые, были образцы одежды, некогда принадлежащие выдающейся азербайджанской поэтессе XIX века Хуршидбану Натаван.

В результате следует отметить, что Азербайджанская Республика, обладающая большим экономическим потенциалом, который укрепляется год от года, проводит политику не только социальных проблем, но и защиты богатого культурного и исторического наследия, возрождения и популяризации памятники народного творчества. Государственная программа развития музейного дела в стране, принятая по инициативе президента Иль-хама Алиева, предусматривает коренную модернизацию материально-технической составляющей музейного комплекса Азербайджана.

Заключение. Таким образом, коллекции национальной одежды азербайджанских музеев, которые сегодня считаются уникальными произведениями искусства, надежно защищены. Следует упомянуть ведущие музеи Азербайджана, в том числе

УДК 745/749

Национальный Музей истории НАНА, Азербайджанский Национальный Музей искусств и Национальный Музей азербайджанского ковра (5, 35), деятельность которых соответствует европейским музейным стандартам, установленным европейским музейным стандартам, установленным Европейской экономической палатой торговли, коммерции и промышленности (EEIG) в Брюсселе.

Литература

1. Agayev, R. Heydar ôliyev va muzeylarimiz. Baki:1999 // Агаев Р. Гейдар Алиев и наши музеи. Баку: 1999

2. Bagirova, N.Q. Azarbaycan Milli incasanat Muzeyinin dekorativ-tatbiqi sanat kolleksiyasinin qorunmasi va tabliginda rolu. Dissert. avtoref. Baki: 2013 // Багирова, Н.Г. Роль Азербайджанского национального художественного музея в защите и популяризации коллекции декоративно-прикладного искусства. Автореф.дисс. Баку:2013

3. Zeynalova, A. Muzey ekspozisiyalarinin estetik asaslari (tipologiya, struktur va profil masalalari kontekstinda). Baki: 2007 // Зейналова, А. Эстетические основы музейных экспозиций (в контексте вопросов типологии, структуры и профиля). Баку: 2007

4. ôlakbarov, R. Azarbaycan muzeylari va onlarin zanginlaçdirilmasi // Madani maarif, 2010, №5, s. 18-22 // Алекперов, Р. Азербайджанские музеи и их обогащение. Культура и просвещение, 2010, №5, с.18-22

5. Azarbaycan Respublikasi muzey sarvatlarinin va muzey kolleksiyasinin uçotu va mühafizasina dair talimat. Baki, 2008. 203 s. // Инструкция по учету и охране музейных ценностей и музейных коллекций Азербайджанской Республики. Баку: 2008, 203 с.

Рамиль Эльхан оглы Алиев Кандидат искусствоведения, доцент Азербайджанская Государственная Академия Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-21-24 РОЛЬ ЖИВОПИСИ В СТАНКОВОЙ ГРАФИКЕ

Ramil Elkhan oglu Aliyev

PhD in Art-studies Associate Professor of department "Painting" Azerbaijan State Art Academy

THE ROLE OF PAINTING IN THE EASEL GRAPHICS

Аннотация.

Станковая графика включает в себя произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Хотя они и не относятся к художественному тексту, как книжная графика, но и не служат узкой практической цели, такой как прикладная графика. Эта группа настольной графики, как и в живописи, носит такое название потому, что создавалась на специальном станке - мольберте. Широта тематики и разнообразие средств иллюстрации характерны для станковой графики. Для более полной интерпретации выбранной темы, графические художники часто обращаются к серии станковых работ. Все работы, входящие в такую серию, близки между собой не только общностью сюжета, но и близостью приемов исполнения.

Abstract.

The easel graphics include works of graphic art of independent importance. Though they are not related to the literary text like book graphics, they do not serve a narrow practical purpose, such as applied graphics. This group of easel graphics, as in painting, bears this name because it was created on a special easel.

The breadth of the subject and the variety of means of illustration are typical for the easel graphics. For the detailed - more comprehensive explanation of the chosen topic the graphics often appeal to a series of the easel works. All the works included in this series are close to each other with the commonality of the subject, as well as the proximity of the methods of execution.

Ключевые слова: Живопись, изображение, графика, книга, описание, пластика.

Keywords: drawing, image, graphics, book, description, plasticity

Введение. Графика является неотъемлемой частью Азербайджанского искусства, многовековая история которой, также богата многими видами искусства. Сегодня мы имеем моральное право сказать, что предшественниками образцов искусства, созданных в основном на бумаге - являются рисунки, созданные нашими предками различными орудиями на скалах. Тот факт, что даже художники, получившие образование в области искусства, восхищаются особенностями художественного решения этих рисунков, свидетельствует о том, что успехи в области Азербайджанской графики имеют прочный фундамент.

В последующие периоды мы можем наблюдать возобновление проявлений Гобустанских художественных традиций в художественно-декоративном решении образцов декоративно-прикладного искусства. Изобретение бумаги и изготовление рукописей, выражающих мысли человека, дали мощный толчок развитию графического искусства (1, 35). В результате познаний наших национальных художников в области художественно-технических возможностей графики в миниатюрах известных восточных и азербайджанских поэтов, эти рукописи стали ценным украшением известнейших мировых музеев и престижных частных коллекций со времен Средневековья. Открытие каменной печати позволило массово распространить один или ограниченное количество таких экземпляров. Если первые примеры иллюстраций в этих книгах были выполнены в черно-белом цвете, иногда такие картины раскрашивались отдельными художниками, то можно сказать, что книголюбы желали видеть эти изящно напечатанные гравюры в красочных рисунках.

Начиная с ХХ века в Азербайджане стала развиваться графика как отдельный вид искусства, и ее становление, как и во всем мире, характеризовалось появлением и широким использованием новых техник (2, 234). Одна из самых распространенных его областей - станковая графика. Разнообразие станковой графики с точки зрения технического исполнения привело к ее формированию как весьма интересному направлению как с точки зрения формы и эстетической емкости, так и по своему смысловому значению. Какими бы разнообразными ни были эти техники, ясно, что привлекательность и запоминаемость каждой из них проходит через совершенный и грамотный рисунок.

Графика, от греческих слов «писать» и «рисовать», как вид изобразительного искусства, имеет

древнюю историю. К графике относятся рисунки, выполненные из различных материалов или образцы, напечатанные на бумаге (древний папирус и пергамент). К станковой графике, основанной на рисунке и обладающей своеобразными изобразительно-выразительными средствами, относятся официальные и печатные произведения (гравюры, литографии и др.).

Термин «Графика» первоначально использовался для выражения письма и каллиграфии. Только в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков его значение было обновлено благодаря сильному развитию издательского дела и тому факту, что изображения имели линейный, точный и контрастный вид, подходящий для фотомеханического воспроизведения в книгах и журналах. Позже это понимание графики расширилось. Помимо контурных линий, в графике используются также линии и пятна, контрастирующие с белой поверхностью бумаги. Именно используя эти средства, также возможно получить оттенки цвета. Графика не исключает использования цвета. Более заметной и отличительной чертой графики является особое отношение изображаемого предмета к бумажному пространству, играющему роль фона. Ощущение глубины пространства создается «видимым» фоном, часто под слоем цвета (например, в акварельных картинах), а также участками бумаги, не закрытыми изображением. В этом случае графическое изображение, связанное с поверхностью бумаги, является в некотором смысле поверхностным.

В зависимости от назначения графика делится на несколько видов (3, 23). К ним относятся станковая графика (рисунок, штамп, лубок), книжная графика (иллюстрации и элементы книжного оформления), газетно-журнальная графика, компьютерная графика, миниатюра, промышленная графика и плакат.

В зависимости от средств исполнения и возможности воспроизведения графика относится к уникальным образам и полиграфической продукции. Образцы графики, выполненные в единственном экземпляре (живопись, акварель, монотипия, аппликация и т.п.), считаются уникальными. Под печатной графикой (гравюрой) понимается большое количество копий, полученных с помощью печатной формы. Наследие графического искусства весьма разнообразно. Среди его создателей были всемирно известные Альбрехт Дюрер (1471-1528), Франсиско Гойя (1746-1828), Густав Дорен (18321883), а также японцы (4) Китагава Утамаро (1753-

1806), Хиросигэ Андон (1797) и Хокусай Кацусика (1760-1848), оказавшие сильное влияние на европейское искусство. Со временем были разработаны различные техники для создания тонких и привлекательных графических образцов. Одним словом, надо сказать, что эти образцы реализованы в технике рисунка и эстампа.

Эстамп - самый распространенный прием в графике, если можно так выразиться. Слово «Estamp» в переводе с французского означает «печать на бумаге». В этом процессе изображение сначала создается на твердом материале, в зависимости от цели, после чего рисунок сжимается и печатается на бумаге. При этом возможно получение любого количества копий графического изображения при непрерывной печати. Печатный метод применяется также при изготовлении прикладной графики, плакатов и книжных иллюстраций. Но здесь печатная форма изготовлена художником оригинальным фотомеханически-машинным методом. В станковой графике печатная форма для эстампа разрабатывается самим художником, в результате чего несколько копий художественного произведения наряду с оригиналом имеют высокую художественную ценность.

Процесс изготовления печатного материала из любого твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравировкой (по-французски слово « graver» означает резку). Здесь рисунок создается путем вырезания или рисования острым инструментом (иглы и резца). Произведения, основанные на гравюре, называются гравюрами. Они также имеют несколько форм: поверхностная гравировка, выпуклая гравировка, углубленная гравировка, гравировка по металлу, офорт, сухая игла, мягкий лак, акватинта, метсо-тинто, монотипия, литография, алграфия, ксилография, линогравюра и др.

Каждый из этих технических приемов используется и сегодня, так как является надежным художественно-техническим средством в выполнении художественно-творческой задачи, поставленной перед разными поколениями художников. Среди этих художников можно встретить представителей разных поколений европейских, русских и азербайджанских художников.

Хотя для настоящих творческих художников это не так сложно, большинству это недоступно, так как выражение идей художественными образами в графике, как и во всех областях изобразительного искусства, придает вечность каждому произведению искусства. Иными словами, если приобретение образности есть результат творческого и философского отношения к зримому, открытия незримых эстетических источников, то в других случаях образы являются лишь «холодным» выражением действительности через художественные навыки автора и не затрагивают эмоционально зрителя.

Это связано прежде всего с тем, что представленная художественно-образная работа является прямым результатом авторского восприятия действительности и дополнений к ней, исходящих от

авторского воображения. Иными словами, авторское преувеличение и «художественная ложь» имеют право на существование, поскольку обладают способностью убеждать зрителя и воспринимаются как образное выражение предмета. По этой причине образцы станковой графики, созданные в различных жанрах и техниках художниками А.Рза-гулиев, С.Бахлулзаде, М.Рахманзаде, А.Гаджиев, Дж.Муфидзаде, Б.Гаджиева, Э.Асланов, А.Гусейнов, А.Рустамов, Р.Гусейнов, А.Алескеров и др. как уникальные произведения искусства, до сих пор дарят зрителям эстетическое наслаждение.

Если говорить о живописи, являющейся одним из ведущих направлений станковой графики, то надо сказать, что она, с одной стороны, считается своеобразным образцом графического искусства, а с другой - вспомогательным видом. Живопись также обладает такими своими областями как -учебная живопись, академическая живопись, подготовительная живопись и др. В отличие от того, что разница между ними не столь ясна, можно лишь сказать, что живопись содержит образы разного характера, начертанные самым разным материалом. Одной из отличительных особенностей этих картин, написанных на разных поверхностях и имеющих разные функции, является то, что линии играют в них ведущую роль.

Если провести краткий экскурс в историю ее создания, то можно сказать, что она возникла в эпоху Возрождения, когда искусство как отдельная область художественного творчества находилось на иной стадии развития, чем прежде. Понятно, что изменения, происходящие в обществе и в искусстве, дали толчок его развитию. Иными словами, в области изобразительного искусства живопись стала основным «оружием» для реализации многих целей художников.

Живопись очень пригодилась художникам при изучении природы и приемов ее описания на поверхности, при подготовке научной основы изобразительного искусства, в «памяти» наблюдения, впечатления и фантазии, при подготовке живописи и др. В то же время также создавались и самостоятельные картины. Живопись стала широко и всесторонне использоваться. В результате полного раскрытия им своего выразительного потенциала и высоких художественных результатов сегодня можно сказать что живопись сегодня воспринимается как уникальный случай искусства эпохи Возрождения.

Заключение. Существование двух новых художественных принципов - принципов подражания природе и создания произведений, не зависящих от канонов, - обусловило его развитие при этих двух разных подходах. Таким образом, наряду с восприятием и выражением действительности посредством рисования с натуры, главным в живописи стало выражение чувств и переживаний художника, а также его воображения. Именно они визуализируют мир через живопись.

В то же время живопись привлекает художников как инструмент, способный достойно выразить

важные идеи и с его помощью лучше реализоваться. Таким образом, в эпоху Возрождения живопись проявляла себя во многих формах, выражая неповторимую эстетику, сохранившуюся в богатстве выразительности и в многообразии оттенков. Особенно это можно наблюдать в работах художников периода Возрождения. Картины гигантов итальянского и северного Возрождения - Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера подтверждают это. Кисти русских художников (5) О.Кипренский, А.Иванов, П.Федотов, И.Репин, В.Серов и М.Врубель, советских -В.Фаворский, азербайджанских-А.Рзагулиев, Р.Бабаев, Дж.Муфидзаде, М. Рахман-заде, А.Гаджиев и др. принадлежат замечательные образцы станковой живописи.

Литература

1. А7эгЪаусаи ШсэбэпэЙ / миэ1И ИеуэИ: Э.Sa1amzadэ, N.Rzayev, K.Kэrimov, R.Эfэndiyev,

N.Hэbibov. Вак1: Maarif. 1977. 212 s. // Азербайджанское искусство / А.Саламзаде, Н.Рзаев, К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Габибов. Баку: Посвещение, 1977, 212 с.

2. Azэrbaycan тсэ8эпэй / тиэ1^ heyэti: K.Kэrimov, R.Эfэndiyev, N.Rzayev, N.Hэbibov. Вак1: ^щ. 1992. 334 8. // Азербайджанское искусство / К.Керимов, Р.Эфендиев, Н.Рзаев, Н.Габибов. Баку: Ишыг, 1992, 334 с.

3. Abbasov, Т. Akademik гэБт. Bakl: 2004, 52 8. // Аббасов, Т. Академическая живопись. Баку: 2004, 52 с.

4. Денике, Б. Японская цветная гравюра. Москва, 1935.

5. Корнилов П. Офорт в России. Москва, 1953.

УДК 745/749

Юсубов Фарадж Адхам оглы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств

ORCID ID: 0000-0002-3547-5124l DOI: 10.24412/2520-6990-2022-1124-24-26 ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Yusubov Faraj Adham oglu

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts ORCID ID: 0000-0002-3547-5124l

THE ART OF THE TAPESTRY IN MODERN AZERBAIJAN

Аннотация.

Удивительная способность вещей рассказать об эпохе и людях, их вкусе и творчестве привлекает наше внимание к многочисленным разнообразным гобеленам прошлого столетия. На заре своего существования азербайджанский гобелен ясно выразил национальные художественные особенности этого вида искусства и на много лет вперёд определил пути его развития.

Abstract.

The amazing ability of things to tell about the era and people, their taste and creativity - firmly ties our attention to the numerous and diverse tapestries of the last century. At the dawn of its existence, the Azerbaijani tapestry clearly expressed the national artistic features of this type of art. These examples have determined the development of the Azerbaijani tapestry for many years to come.

Ключевые слова: гобелен, Азербайджан, изобразительное искусство, культура, современность, художник, выставка.

Keywords: tapestry, Azerbaijan, art, culture, modern, atists, exhibition

Азербайджан, издревле славился своими поэтами, композиторами, зодчими, это - край богатейшей художественной традиции. Азербайджанские мастера не раз изумляли мир самобытным искусством, чудесными творениями из камня, металла, керамики, дерева и шерсти. Ювелирные украшения и вышивки, эмаль, резьба по дереву, орнаментальные азербайджанские ковры, экспонируется во многих музеях мира. В Азербайджане искусство гобелена, берёт начало с конца 60 - х годов.

Художники Азербайджана со второй половины ХХ века обратились к решению новых задач, с большой требовательностью и устремлённостью, расширяя границы между жанрами и видами искусства (1). В процессе развития, нового для Азербайджана вида изобразительного искусства, отвечающего более сложным потребностям современного

человека, последующие 70 - е годы отличаются заметным ростом и формированием азербайджанской школы современного гобелена.

Главным достоинством азербайджанских художников работавших и продолжающих работать и сегодня в области современного гобелена, это высокий уровень профессионального мастерства в рисунке, живописи и ткачестве; ведь каждый художник все свои произведения выполняет собственноручно. Поколение художников, создавших свои произведения во второй половины ХХ века, сегодня составили единую школу азербайджанского гобелена. С признательностью и теплотой вспоминают тех, кто стоял у её колыбели, с момента её возрождения. Основные черты нового явления, укладываясь целиком в русло определённой жанро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.