Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество РФ и КНР в развитии экономики приграничных регионов'

Инвестиционное сотрудничество РФ и КНР в развитии экономики приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
325
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Грекова Виолетта Владимировна, Королевская Анна Сергеевна

В настоящей работе подробно рассмотрены этапы становления инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем после введения санкций в 2014 году, основные тенденции в инвестиционном взаимодействии, а также перспективы его развития на приграничных территориях РФ и КНР. Кроме того, в работе проанализирован ряд государственных программ и необходимые механизмы их реализации, которые позволят превратить миллиарды в реальные промышленные и сельскохозяйственные мощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Грекова Виолетта Владимировна, Королевская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество РФ и КНР в развитии экономики приграничных регионов»

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ И КНР В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ Грекова В.В.1, Королевская А.С.2

'Грекова Виолетта Владимировна — студент;

2Королевская Анна Сергеевна — студент, кафедра международных отношений, политологии и регионоведения, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: в настоящей работе подробно рассмотрены этапы становления инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем после введения санкций в 2014 году, основные тенденции в инвестиционном взаимодействии, а также перспективы его развития на приграничных территориях РФ и КНР. Кроме того, в работе проанализирован ряд государственных программ и необходимые механизмы их реализации, которые позволят превратить миллиарды в реальные промышленные и сельскохозяйственные мощности. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционное сотрудничество, капиталовложения.

Последние года XX века пагубно сказались на развитии приграничных территорий Российской Федерации. Демографическая ситуация охарактеризовалась резким оттоком населения в западные части страны, сократив численность населения на 40 процентов [1]. Причиной всему стало банкротство и усиленная приватизация предприятий и месторождений полезных ископаемых.

Такое положение начало меняться только лишь к 2009 году, с утверждением государственной программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 -2018 гг.) [2]. Программа закрепила сотрудничество между приграничными регионами в различных сферах. Помимо этого, важным шагом стало подписание в 2014 году программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». На реализацию программы для девяти субъектов РФ было выделено 400 миллиардов рублей из федерального бюджета [3].

Однако в 2014 году из-за введения санкций, многие российские компании оказались отрезаны от западных рынков капитала. Россия поставила новую задачу в своей внешней политике, а именно- «разворот на Восток», в успех которого мало кто верил. Теперь же, спустя три года, можно заметить позитивные сдвиги в восточном направлении. Объем инвестиций достиг 8 млрд долл. США, хотя пока отсутствуют инвестиции в транспортную сферу и горнодобывающую промышленность [4].

Наиболее успешными проектами Программы в промышленном секторе приграничного региона РФ являются следующие: работа совместного промышленного района «Канцзи», поставки электроэнергии в КНР из Амурской области, освоение сельскохозяйственных угодий ЕАО с привлечением 22 предприятий из провинции Хэйлунцзян [5].

Инвестиционные вложения в различные сферы промышленности существуют не только в рамках ключевых программ. Отдельно стоит выделить сельское хозяйство, конкретные меры в развитии которого четко не определены в Программе сотрудничества регионов. На регулярной встрече глав правительств РФ и КНР в ноябре 2017 г. Китайская компания Zhong Ding Dairy Farming Co. Ltd выразила желание вложения капитала в образование животноводческого комплекса в Приморском крае. Уже существует малое производство, обсуждаются конкретные шаги его расширения [6]. Растет присутствие капитала из КНР (в первую очередь гонконгского) в рыбодобывающей отрасли, что, в свою очередь, сужает доступ к рыбопродукции местного населения. В 2016 году аукционный рыбный дом Дальнего Востока и Хэйлунцзянская международная корпорация по технико-экономическому сотрудничеству подписали соглашение о проекте строительства рыбоперерабатывающего комплекса, офисного здания, холодильника и комплекса по утилизации. Финансируется проект кредитными средствами Государственного банка развития КНР [7].

В ЕАО при содействии китайской компании, специализирующейся на сельском хозяйстве, Joybay Agricultural Holding Limited началось строительство завода по переработке сои. Однако бобовые для последующей реализации на заводе будут выращиваться в Приамурье, такое решение обусловлено вводом в эксплуатацию моста Нижнеленинское — Тунцзян. В Амурской области ранее так же началась строительство завода по переработке сои [8].

Успехами в развитии энергетического взаимодействия отмечается 2014 г., в ходе визита президента РФ было заключено несколько крупных инвестиционных проектов: о поставках газа, контракт между НОВАТЭК и китайской нефтегазовой корпорацией, решение о создании совместного производства сжиженного природного газа, российской компанией «Роснефть» и китайской корпорацией было подписано соглашение о создании нефтеперерабатывающего предприятия в г. Тянцзине к концу 2019 г. и др. Успешным также стал 2015 г., когда в ходе визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина был подписан ряд соглашений между российскими и китайскими акционерными обществами и компаниями в сфере энергетики [9].

Согласно Программе создания на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом вероятного экспорта на рынки КНР и других стран АТР , планируется проводить разработку месторождений посредством развития Якутского, Сахалинского и Иркутского центров добычи. При этом для формирования системы обеспечения газом как российских потребителей, так создания экспортных поставок предполагается строительство системы транспортировки газа Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Проектируется так же строительство газохимических комплексов в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Иркутской области [10].

Одним из конкретных мероприятий, реализуемых приграничными регионами в сфере энергетики, является строительство нефтеперерабатывающего завода в Приморском крае. Интерес к данному проекту был выражен в 2017 г. китайской компанией XinChen Ind, расположенной в провинции Хэйлунцзян, и поддержан руководством края [11].

Еще одним перспективным российско-китайским проектом считается Амурский нефтеперерабатывающий завод, который входит в ключевые пункты развития региона. Этот проект полностью финансируется китайской стороной, планируется, что 28 процентов произведенной продукции должны оставаться в России, а 72 отправляться в Китай. Сейчас проект находится на конечной стадии планирования, в начале 2018 г. сдается на госэкспертизу [12].

По прогнозам Евразийского банка развития (ЕАБР), в наступившем 2018 году ожидается ещё больший рост китайских инвестиций в приграничные территории. Это произойдет в результате подписания соглашений между нефтегазовыми компаниями обеих стран. К примеру, крупнейшей сделкой в 2017 году стала приватизация «Роснефти», что заметно отразилось на объеме инвестиций из Азии [13].

С каждым годом суммы сделок, заключенных на ВЭФ, растут: в 2016 году были заключены контракты на сумму 1,85 трлн рублей, в 2017- ещё на треть больше. Однако, по мнению российских экспертов, цифры в документах не отражают реальных вложений, лишь украшая этим статистику. Одной из таких сделок, к примеру, стал проект китайской международной энергетической компании о прокладке моста через Лену в Якутии, все так и оставшийся лишь на бумаге [14].

Кроме того, выделить деньги является не достаточным для успешной реализации ряда госпрограмм, необходимо создать механизмы реализации, которые позволят превратить миллиарды в реальные промышленные и сельскохозяйственные мощности.

На Дальнем Востоке такой механизм представлен в виде ТОР - территорий опережающего социально-экономического развития, которые были созданы специальным законом РФ № 473 от 29 декабря 2014 года [15]. Основным преимуществом данного законопроекта стало полное или частичное освобождение инвесторов от налогов. В результате введение таких беспрецедентных льгот увеличило объем инвестиций в приграничные территории Дальнего Востока: было завершено строительство крупной электроподстанции в Якутии, автомобильной дороги в Хабаровске и спроектировано строительство 33 важнейших объектов.

В любом случае, подводя итог, важно подметить, что инвесторов привлекают перспективы данного региона, РФ же интересуют, прежде всего, развитие новейших технологий в приграничных регионах, повышение качества уровня жизни населения, что является не менее прибыльным и привлекательным для инвестиций направлением.

Список литературы

1. Пономарев С.В., Лоскутникова Е.А., Евсеева М.С., Тетерина К.А. Отток населения как одна из главных экономических проблем Дальнего Востока // Молодой ученый, 2016. № 9. С. 689-692. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29425/ (дата обращения: 05.04.2018).

2. О ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) в 2014 году / Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/regions/foreign-economic-activities/russianchinese-cooperation-program-monitoring/ (дата обращения: 23.03.2018).

3. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р) // www.garant.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632462/ (дата обращения: 05.04.2018).

4. План российско-китайского инвестиционного сотрудничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-coop/rus+china%20plan.pdf (дата обращения: 03.04.2018).

5. Изотов Д.А. Перспективы экономического сотрудничества приграничных регионов: ЕАО и провинция Хэйлунцзян / А.Д. Изотов // Регионалистика. - 2015. - №5-6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-prigranichnyh-regionov-eao-i-provintsiya-heyluntszyan (Дата обращения: 12.12.2017).

6. Сотрудничество России и Китая на Дальнем Востоке продолжает развиваться [Электронный ресурс] // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Режим доступа L: https://minvr.ru/press-center/news/9773/?sphrase_id=188971 (дата обращения: 12.12.2017).

7. Китайские инвестиции пойдут на Дальний Восток [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - URL: https://www.volgograd.kp.ru/daily/26692/3716154/ (дата обращения:

12.12.2017).

8. Китайская компания собирается выращивать в Приамурье сою для завода в ЕАО [Электронный ресурс] // Амурская правда. - URL: https://ampravda.ru/2017/05/17/74768.html (дата обращения: 12.12.2017).

9. Российско—китайское сотрудничество в сфере энергетики [Электронный ресурс] // Рейтинг инвестиций. Режим доступа: http://www.invest-rating.ru/russia-china/?id=5024 (Дата обращения: 12.12.2017)

10. О Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР: приказ от 03.07.2007 №340[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902059423/ (дата обращения: 12.12.2017).

11. Китай заинтересован в развитии нефтехимического бизнеса в Приморье [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://www.primorsky.ru/news/126606/?type=special/ (дата обращения: 12.12.2017).

12. Участники ВЭФ рассказали о будущем нефтегазовой индустрии [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «Дальний Восток». Режим доступа: https://www.eastrussia.ru/material/neftekhimiya-sulit-dengi/ (Дата обращения: 12.12.2017).

13. ЕАБР: в 2018 году ожидается существенный рост инвестиций из Азии в Россию и другие страны ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id= 10165067&r1 =rss&r2=common&r3=news/ (дата обращения: 23.03.2018 )

14. Кондратюк К. В. Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы привлечения и основные направления // Молодой ученый. 2016. №26. С. 321-324. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/130/36017/ (дата обращения: 05.04.2018).

15. Федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения:

03.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.