В статье анализируются содержание и первые результаты реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая. Показано, что данная Программа - довольно нестрогий для исполнения документ, который является лишь пакетом двусторонних инвестиционных предложений.
Ключевые слова: международное сотрудничество, приграничные регионы, освоение месторождений, Дальний Восток, Китай
Пока только намерения:
первые итоги реализации программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком КНР (2009-2018 гг.)1
Д.А. ИЗОТОВ, кандидат экономических наук, Д.В. СУСЛОВ, кандидат экономических наук, Институт экономических исследований ДВО РАН, Хабаровск. E-mail: [email protected], [email protected]
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 09-06-00309-а и программы Отделения общественных наук РАН, проект № 09-1-00Н-02.
Ьк Ьь Л
Два подхода к сотрудничеству
Китай традиционно является одним из важнейших торговых партнеров как для регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, так и для России в целом. В последние годы заметно усилилась заинтересованность обеих стран в дальнейшем развитии и углублении стратегического партнерства, в частности координации развития приграничных регионов2. В итоге 23 сентября 2009 г. была одобрена «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.»3.
Следует отметить, что с момента публикации Программы в российских средствах массовой информации обозначились две позиции относительно будущего российско-китайских взаимодействий.
Первая исходит из того, что подходы к развитию сотрудничества у России и Китая принципиально разные, поскольку практически все проекты на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока основаны на добыче сырья, а в северовосточных провинциях КНР намечается создать обрабатывающие производства. При дешевой рабочей силе продукция из КНР создаст серьезную конкуренцию аналогичным российским товарам. Ключевой целью политики Китая является получение доступа к энергетическим и сырьевым ресурсам, создание механизмов долгосрочной экономической привязки двустороннего торгово-экономического сотрудничества к интересам КНР4.
Вторая позиция носит менее эмоциональный характер5, поскольку нельзя однозначно заключить, что расширение сотрудничества для России будет иметь только негативные
2 Сегодня в России реализуется программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.», одобрена «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.». В КНР с 2003 г. проводится в жизнь «План возрождения экономики Северо-Восточного Китая».
3 Далее - Программа.
4 См., например: Суверенитет на продажу: Сибирь и Дальний Восток сдали Китаю (URL: http:/www.battery-industry.ru/?p-3309); Недра Дальнего Востока отдадут китайцам (URL: http://Www.infox.ru/business/company/2009/ 10/12/Nyedra_Dalnyego_Vost.phtml).
5 См. дискуссию по этой проблеме: Россия не справится (URL: http:/7 www.vedomosti.ru/newspaper/ article/2009/10/12/216003).
6 ЭКО №3, 2011
последствия. Продукция ресурсной группы является важнейшей статьей российского экспорта, а транзитное положение предоставляет естественные возможности для развития транспортной, складской и обслуживающей инфраструктуры6. Вследствие этого Китай рассматривается в качестве естественного партнера России в Азии, поскольку обладает двумя необходимыми факторами производства (капитал и труд).
Для определения справедливости той или иной позиции необходим анализ содержания документа, а также промежуточных итогов его реализации.
Содержание Программы: задачи и проекты
Текст документа содержит немаловажную деталь: «Правительства двух стран будут оказывать содействие осуществлению проектов Программы, компетентными ведомствами, координирующими их выполнение, являются Министерство регионального развития РФ и Государственный комитет КНР». Из этого следует, что Программа, на первый взгляд, - нестрогий для исполнения документ ввиду отсутствия жестких механизмов (организационных и финансовых) его реализации.
Цель Программы - координация усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая, основные аспекты которых отражены в программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» и «Плане возрождения экономики Северо-Восточного Китая». Выделяются следующие задачи: 1) обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры; 2) сотрудничество в сфере транспорта; 3) развитие зон сотрудничества; 4) укрепление российско-китайского сотрудничества в сфере трудовой деятельности; 5) сотрудничество в сфере туризма; 6) реализация ключевых проектов регионального сотрудничества; 7) сотрудничество в гуманитарной сфере; 8) межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
6 См., например: Изотов Д.А., Кучерявенко В.Е. Северо-Восток Китая в условиях реализации Плана возрождения экономики // Пространственная экономика. - 2009. - № 2. - С. 156; Изотов Д.А., Кучерявенко В.Е. Торгово-экономические отношения Дальнего Востока России и КНР // Шанхайская организация сотрудничества: экономическая интеграция и национальные интересы / Под общ. ред. акад. РАН А.И. Татаркина, акад. РАН В.А. Черешнева, д.э.н., проф. А.Ф. Расулева. - Екатеринбург: УрО РАН, 2010.
Предполагается обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры в рамках 16 объектов. Больше всего дополнительных объектов (25) предусмотрено на китайской стороне - вследствие их отсутствия либо недостаточного развития. В России предполагается возведение или реконструкция 13 объектов, в основном это расширение пограничных пунктов пропуска и транспортных сетей к ним. Предусмотрено и нововведение: некоторые пункты пропуска станут экспериментальными зонами, где будут использоваться национальные валюты двух стран.
Задача по сотрудничеству в сфере транспорта отражает стремление создать международное транспортное сообщение между странами Восточной Азии и Европой, ключевым элементом которого станет соединение Транссиба и китайских железных дорог (грузы по которым будут направляться из крупных морских портов КНР). В дополнение предполагается наладить воздушное сообщение в приграничных регионах, создать благоприятные условия для сотрудничества российских и китайских авиапредприятий в сфере двустороннего воздушного сообщения.
Программа предусматривает развитие зон совместного сотрудничества: научно-технической (три зоны будут созданы в России - во Владивостоке, Партизанске, а также в Амурской области; пять - в Китае - в Харбине, Муданьцзяне, Чанчуне и провинции Ляонин); в сфере освоения и охраны природы острова Большой Уссурийский. Казалось бы, раздел, посвященный созданию зон сотрудничества, должен быть прописан более подробно, но составители Программы, видимо, посчитали, что простого их перечисления будет достаточно для успешного функционирования.
Описание следующих задач «помещается» в один абзац. Речь идет о создании благоприятной среды для сотрудничества в гуманитарной и научно-технической сферах; в области высшего образования, языкового обучения, культурных, спортивных, научных и молодежных обменов. Задача по сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды основывается на уже существующем межрегиональном взаимодействии в области мониторинга и охраны окружающей среды между Забайкальским краем и Автономным районом Внутренняя Монголия, Амурской и Сахалинской областями,
Забайкальским и Хабаровским краями и провинцией Хэйлун-цзян. Укрепление российско-китайских взаимоотношений в сфере трудовой деятельности будет реализовываться на условиях генерального подряда и субподряда. Сотрудничество в сфере туризма предполагает только организацию российской стороной маршрутов, а не создание инфраструктуры. Вот и все, что прописано по семи из восьми задач в указанной Программе.
Безусловно, главной задачей Программы является реализация ключевых проектов регионального сотрудничества. В приложении отражены 205 ключевых проектов в восточных регионах России и северо-восточных провинциях КНР (94 - на российской территории, 111 - на китайской). Анализ показывает, что перечень ключевых проектов российско-китайского сотрудничества действительно асимметричен с точки зрения отраслевой структуры (рисунок).
I
Строительство
Туризм, охрана окружающей среды, торговля Транспорт (создание логистических центров) ^ Производство строителных материалов Производство электроэнергии Производство транспортных средств Производство машин и оборудования Химическое производство Обработка древесины, производство целлюлозы
Металлургическое производство р^ Производство пищевых продуктов Добыча полезных ископаемых
□ Китай
□ Россия
10 15 20 25
Количественное распределение ключевых проектов сотрудничества Программы в восточных регионах России и Северо-Востоке КНР по отраслям производства
Примечание: рассчитано по списку ключевых проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая.
Для сооружения в восточных регионах России объектов электроэнергетики, предприятий по глубокой переработке древесины, объектов горнодобывающей промышленности, а также предприятий по выпуску строительных материалов требуются значительные объемы капитала, источником которых могут стать китайские инвестиции. Поэтому
12
8
37
большинство производственных проектов относятся к капиталоемким отраслям: это лесопереработка; освоение минерально-сырьевых ресурсов; пищевая промышленность, связанная в основном с переработкой морепродуктов и организацией животноводческих комплексов; производство строительных материалов; выработка электроэнергии на ТЭС и ГЭС для внутреннего потребления и экспортных поставок в Китай. Предполагается также привлечение китайской рабочей силы для строительства жилых микрорайонов в Республике Бурятия, Сахалинской и Амурской областях, Камчатском крае.
Наибольшее количество проектов на Востоке России относятся к лесообрабатывающему производству. Это строительство лесоперерабатывающего комбината в г. Чита и предприятия по глубокой переработке древесины в п. Забайкальск (Забайкальский край); сооружение лесоперерабатывающих комплексов в Усть-Кутском районе и г. Тайшет в Иркутской области; создание в Амурской области лесопромышленного комплекса; постройка комплексов переработки древесины в г. Биробиджан, с. Нижнее-Ленинское и с. Пашково - на границе с Китаем; создание лесопромышленного центра глубокой переработки древесины в г. Амурск (Хабаровский край) и в Яков-левском районе (Приморский край). Предприятие по глубокой переработке древесины будет в Сахалинской области; планируется совместная организация лесоперерабатывающего комплекса в Среднеканском районе Магаданской области.
К числу крупнейших на территории России следует отнести проекты в горнодобывающей промышленности - освоение Быстринской группы месторождений, формирование Удокан-ского территориально-производственного комплекса, сооружение Дальневосточного горно-металлургического комбината в Еврейской АО, а также проекты по освоению месторождений угля на Дальнем Востоке. Следует отметить, что реализация отдельных проектов по добыче полезных ископаемых планируется в комплексе со строительством обогатительных и перерабатывающих производств на территории России.
В Программе отражено и сотрудничество в энергетической сфере, поскольку для опережающего развития восточных регионов России требуется создание развитой транспортно-энерге-тической инфраструктуры, в том числе и для поставок
электроэнергии в КНР. Особое внимание привлекают следующие направления.
1. Экспорт электроэнергии из восточных регионов России в Китай. После завершения первого этапа (строительство линии переменного тока до российско-китайской границы) продолжается разработка технико-экономического обоснования и определение принципов реализации проекта. На первом этапе предполагается организация поставок электроэнергии в Китай из Амурской области. В 2009 г. экспорт электроэнергии в КНР составил 854 млн кВт^ч, в 2010 г. - более 1 млрд кВт^ч, а в 2011 г. предполагается увеличить объем ее экспорта до 4-5 млрд кВт^ч7.
2. Усиление российско-китайского сотрудничества в комплексной переработке углей в Забайкальском крае, Магаданской, Сахалинской областях, Камчатском крае, а также в Чукотском АО. Предполагается также строительство тепловых электростанций (в частности, Ерко-вецкой ТЭС мощностью 1200 МВт и годовой выработкой 7,2 млрд кВт^ч электроэнергии).
3. Обеспечение надежного энергоснабжения изолированных и труднодоступных потребителей восточных регионов России за счет строительства Ургальской тепловой электростанции в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, Усть-Среднеканской ГЭС на р. Колыма в Магаданской области, а также сооружения ЛЭП 110 кВт Анадырь - Бе-ринговский в Чукотском АО.
В то же время на территории Северо-Восточного Китая большинство проектов относятся к трудоемким отраслям: химическая промышленность; производство машин, оборудования и транспортных средств; металлургия. Планируется создание лишь одного предприятия по добыче минеральных ресурсов - в г. Инчунь, провинция Хэйлунцзян.
Наибольшее количество предприятий на территории Китая будет специализироваться на выпуске химической продукции. Производство продукции органической химии будет сосредоточено на предприятиях провинций Хэйлунцзян и Цзилинь. Сырьем для них станут импортируемая (в том числе из России)
7 Ю. Шаров о развитии партнёрства России и КНР (URL: http:,/habrus.ru/ content/yurii-sharov-o-razvitie-partnerstva-rossii-i-knr).
сырая нефть, природный газ, уголь и древесина. Предприятия неорганической химии (выпуск поликристаллического кремния) будут сосредоточены в провинциях Ляонин и Хэй-лунцзян. Рост объемов выпуска продукции химической промышленности связан с развитием инновационного сектора Китая, который специализируется на био- и информационных технологиях.
Для обеих сторон представляет практический интерес выпуск поликристаллического кремния. Но в России предусмотрен только один проект по его производству - в г. Усолье-Сибирское Иркутской области. В перспективе возможна тесная кооперация с китайской стороной для выпуска инновационной продукции в солнечной энергетике и приборостроении.
Китайской стороной запланировано значительное увеличение выпуска горнодобывающей техники, транспортных средств, сельскохозяйственной и строительной техники, электрооборудования. В связи с этим в Программе обозначено создание и расширение производства машин, оборудования и транспортных средств. Вероятно, часть указанной продукции будет экспортироваться в восточные регионы России для реализации ключевых проектов.
Одно из главных направлений развития экономики северо-восточных провинций КНР - металлургия. Наибольшее количество объектов черной и цветной металлургии предполагается создать в Автономном районе Внутренняя Монголия (как на импортном, так и на местном сырье). Это целый ряд заводов по выплавке цинка, меди, свинца и олова. В провинции Хэйлунцзян китайская компания СЫпа1со и российская «Алком» еще до одобрения Программы приступили к созданию производственной базы по выпуску губчатого титана в г. Цзямусы (до 30 тыс. т продукции в год)8, сырье для которой будет поставляться с Дальнего Востока России.
Планируемое китайскими властями создание специальных баз мирового уровня по промышленной переработке леса и увеличение объема производства лесной продукции
8 Китай и Россия создают в провинции Хэйлунцзян совместное предприятие (URL:http:/7russian.dbw.cn/system/2009/08/2 6/ 000155899.8Мш1).
невозможны без укрепления взаимодействия с российской стороной. Китай планирует создание шести предприятий по глубокой переработке древесины и выпуску целлюлозы в зоне, приграничной с Россией (в городах Маньчжурия, Цицикар, Му-даньцзян, Бэйчэнь и Хуньчунь). Китайские предприятия заняты поиском новых способов сотрудничества с Россией в области заготовки и переработки леса. Акцент смещается на создание мощностей на российской территории с увеличением степени переработки древесины. В ряде регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири запланировано строительство крупных лесоперерабатывающих производств, способных привлечь китайских инвесторов.
Довольно серьезное внимание китайская сторона уделяет созданию в своих северо-восточных регионах транспортно-логистических центров, три из которых будут располагаться в российско-китайском приграничье (города Муданьцзян, Суйфэньхэ и Тумэнь). Это свидетельствует об интересе КНР к увеличению пропускной способности транспортного коридора с выходом на морские порты России в Японском море.
Реальна ли опасность?
Для оценки вероятности уступки Китаю стратегических ресурсов Востока России были проанализированы объемы разведанных запасов и ресурсов природных месторождений, которые составляют основу инвестиционных предложений для китайских инвесторов (табл.1).
Таблица 1. Разведанные запасы и ресурсы месторождений, представленных в Программе, а также их доля в ресурсах и запасах региона и России в целом, %
Месторождение Разведанные запасы и ресурсы, т Доля месторождения в соответствующих ресурсах и запасах субъекта РФ и РФ в целом (в скобках), %
Забайкальский край
Березовское железорудное Запасы С1 - 438 млн т руды, содержание железа - 36-50%. Железные руды: 19 (0,8)
Нойон-Тологойское полиметаллических руд Запасы категории С2: свинец -205,4 тыс. т, цинк - 217,4 тыс. т, серебро - 948,9 кг Свинец: 17 (1,1)
Цинк: 22 (0,4)
Серебро: 6 (0,8)
Продолжение табл. 1
Месторождение Разведанные запасы и ресурсы, т Доля месторождения в соответствующих ресурсах и запасах субъекта РФ и РФ в целом (в скобках), %
Забайкальский край
Бугдаинское молибденовое Разведанные запасы В+С1+С2: руда -594,4 млн т, молибден - 401,4 тыс. т, серебро - 1723,7 т Серебро: 11 (2)
Молибден: 59 (22)
Золото: 14 (2)
Быстринское золото-медное Ресурсы (Р1): медь - 2932 тыс. т, золото - 172 т, серебро - 2395 т, железо - 40732 тыс. т Железные руды: 1,7 (0,04)
Медь: 13,1 (3,4)
Серебро: 15 (2,1)
Золото: 21 (1,6)
Култуминское золото-медное Запасы - 184 млн т руды по категориям С1+С2. ТЭО кондиций по категории С1: меди - 605 тыс. т; золота - 121 т; серебра - 1 тыс. т; железной руды -33,2 млн т Железные руды: 1,4 (0,03)
Медь: 2,6 (0,7)
Серебро: 6,3 (0,9)
Золото: 14,8 (1,1)
Солонеченское сурьменное Запасы (С1+С2): сурьма (содержание 10,77%) 67,8 тыс. т Сурьма: 33,9 (1,1)
Ново-Широкинское золото-полиметаллическое Запасы руды - 9,2 млн т, металлов: золото - 30 т, свинец - 340 тыс. т, цинк - 150 тыс. т, серебро - 930 т Свинец: 28,3 (1,8)
Цинк: 15 (0,2)
Серебро: 5,8 (0,8)
Золото: 3,7 (0,3)
Удоканское медное Запасы А+В+С1+С2 - 14,4 млн т меди Медь: 60,3(16,7)
Чинейское медное и титано-ванадий-железорудное 1,5 млрд т руды (прогноз - 30 млрд т) титаномагнетитовых железных руд с высоким содержанием ванадия. Более 100 млн т ТЮ2, около 50 млн т ^Ю5, 8 млн т меди Медь: 33,5 (9,3)
Титан (ТЮ2): 76,9 (14,3)
Ванадий ВД: Ни100 (1)
Голевское сыныритовое Запасы категории С1 - 60,2 млн т, С2 - 114 млн т Сыныриты: 6,1 (0,2)
Иркутская область
Савинское (магнезитовое) Запасы В - 100 млн т; С1 - 179 млн т; С2 - 1671 млн т Магнезиты: около 80 (43)
Золото-серебряно-полиметаллических руд в Нижнеудинском районе Прогнозные ресурсы категории Р1: более 30 т золота, 200 т серебра; категории Р2: более 60 млн т руды, 80 т золота Серебро: 5 (0,03)
Золото: 1 (0,3)
Амурская область
Евгеньевское (апатитов) Запасы категории С2 - 638 тыс.т Р2О5 Апатиты (Р2О5): 64 (0,1)
Куликовское (цеолитов) Промышленные запасы - 14 млн т Цеолиты: 90 (2)
Продолжение табл. 1
Месторождение Разведанные запасы и ресурсы, т Доля месторождения в соответствующих ресурсах и запасах субъекта РФ и РФ в целом (в скобках), %
Еврейская автономная область
Кимкано-Сутарское железных руд Запасы превышают 550 млн т железной руды категорий С1 и выше, содержанием железа 33,0-35,7% Железные руды: 75 (1)
Хабаровский край
Оловорудное «Соболиное» Медь - 27,1 тыс. т (А+В+С1); С2 - 26,5 тыс. т. Олово - 46,9 тыс. т (А+В+С1); С2 - 45,1 тыс. т Медь: 21,6 (0,1)
Олово: 13 (2,3)
Ниланское (известняк), Сокдюканское (глина) Известняк - 218 млн т, глинистое сырье - 49 млн т Известняк: около 50 (1,5)
Золоторудное Кутын в Тугуро-Чумиканском районе Запасы золота по категориям С1+С2 - 60 т Золото: 25 (0,5)
Республика Бурятия
Цементного сырья в центральных районах республики (Заиграевский, Селенгинский, Прибайкальский) Билютинское месторождение (цементные известняки) - около 50 млн т, кальциты месторождения «Татарский Ключ» -17,5 млн т, Мухор-Талинское месторождение перлитов (4,5 млн т) и т.д. Известняк: 25 (0,7)
Сахалинская область
Мгачинское каменноугольное Запасы категории А+В+С1 - 94,3 млн т; категории С2 - 45,5 млн т, забалансовые - 2,2 млн т Уголь: 5,6 (0,1)
Новиковское буроугольное Запасы категории А+В+С1 - 7,8 млн т; С2 - 0,05 млн т Уголь: 0,3 (0)
Магаданская область
Переработка бурых углей примагаданских месторождений Ланковское - 136,7 млн т (А+В+С1); С2 - 828,4 млн т; Мелководнинское -160 млн т (А+В+С1); С2 - 345 млн т Уголь: 48 (0,5)
Геологоразведочные работы и выявление кондиционных запасов меди в пределах Ороекской перспективной площади Прогнозные ресурсы оцениваются по категории Р3: меди - 11,4 млн т, серебра - 16,6 тыс. т, цинка - 345 тыс. т, свинца - 315 тыс. т Медь: 70(10)
Свинец: 70 (1,6)
Цинк: 67 (0,3)
Серебро: 28 (1)
Окончание табл. 1
Месторождение Разведанные запасы и ресурсы, т Доля месторождения в соответствующих ресурсах и запасах субъекта РФ и РФ в целом (в скобках), %
Kамчатский край
Халактырское титано-магнетитовое Запасы диоксида титана - до 0,8 млн т Титан (ТЮ2): Ни 100 (0,3)
Ягодинское (цеолитов) Запасы: С2 - 5,6 млн т.; Р1 - 40 млн т Цеолиты: 78 (1)
Крутогоровское каменного угля Запасы: В - 3,9 млн т; С1 - 92,53 млн т; С2 - 162,2 млн т Уголь: 80 (0,1)
Чукотский автономный округ
Беринговское каменноугольное 38,3 млн т (А+В+С1); С2 - 1,7 млн т Уголь: 21 (0)
Геологоразведочные работы и добыча нефти на Верхне-Эчинском и Ольховом месторождениях Верхне-Эчинское месторождение: 1,2 млн т (А+В+С1); 0,3 - С2. Запасы нефти: геологические (С1+С2) - 8 млн т, извлекаемые - 1,5 млн т. Ольховое месторождение: извлекаемые запасы -2,2 млн т Нефть: 15 (0)
Источник: рассчитано на основе данных информационно-аналитического центра «Минерал», а также базы данных ИЭИ ДВО РАН.
Данные табл. 1 ясно указывают на то, что китайскому капиталу были предложены для разработки лишь четыре крупных месторождения минеральных ресурсов: Бугдаинское, Удо-канское, Чинейское (Забайкальский край) и Савинское (Иркутская область). Последнее считается крупнейшим в мире, но добыча магния на нем не ведется ввиду нерентабельности. Запасы меди на Ороекской площади в Магаданской области относятся к ресурсам с низкой долей вероятности их обнаружения. Остальные месторождения занимают малую долю в соответствующих запасах России.
Из этого можно заключить, что возможный допуск китайского капитала в ресурсный сектор Востока России является несущественным. Нерентабельность разработки сдерживает освоение данных месторождений отечественными или зарубежными инвесторами. Следовательно, можно назвать весьма преувеличенными опасения по поводу уступки Россией Китаю стратегических ресурсов.
Промежуточные итоги: 2010 г.
В 2010 г. региональными органами власти восточных регионов России в Минрегион РФ был прислан промежуточный отчет о ходе реализации положений Программы (табл. 2).
Таблица 2. Промежуточные итоги реализации Программы в 2010 г.*
Забайкальский край
Освоение Бугдаинского и Быстринского месторождений: планируется ввод в эксплуатацию Бугдаинского ГОКа и Быстринского ГОКа в 2015 г.
Освоение Ново-Широкинского золото-полиметаллического месторождения: в сентябре 2009 г. введены в эксплуатацию обогатительная фабрика и шахта. В 2010 г. планируется добыть 312 тыс. т руды («Казцинк» и «Русдрагмет» - собственники Ново-Широкинского рудника).
Освоение Нойон-Тологойского месторождения полиметаллических руд: проводятся геологоразведочные работы, по завершении которых в 2010 г. начнется строительство ГОКа в 2011 г.
Освоение Березовского железорудного месторождения: строительство ГОКа намечено на 2010-2012 гг._
Создание промышленных зон в п. Забайкальск и п. Могойтуй: проекты находятся в активной стадии реализации в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.».
Строительство цементного завода на границе Оловянинского или Могойтуйского районов: разрабатывается ТЭО проекта, решаются вопросы по оформлению земельных участков. Начало строительства завода предусматривается в 2010 г., ввод в эксплуатацию - в 2015 г.
Иркутская область
Строительство производственного комплекса поликристаллического кремния в г. Усо-лье-Сибирское: проект реализуется при поддержке ГК «Российская корпорация нано-технологий». Фактически освоено инвестиций в объеме 11500 млн руб.
Создание лесоперерабатывающего комплекса в Усть-Кутском районе: ООО «Усть-Кутский ЛПК» (ИГ «Приангарье») была подана заявка на включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных в области освоения лесов.
Создание Тайшетского лесопромышленного комплекса: ведется работа с инвесторами, выразившими желание участвовать в реализации проекта.
Разработка Савинского месторождения магнезитов: месторождение находится в нераспределенном фонде недр.
*Составлено на основе Перечня предложений органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с запросом Минрегиона России от 29 марта 2010 г. (№ 11840-МТ/15) URL: www.minregion.ru/upload/exp_sovet/ news/100521-list.doc
Разработка золото-серебряно-полиметаллических руд в Нижнеудинском районе: инвесторами проведены площадные геофизические работы и составляется проект на подземную разведку месторождения. В результате проведенных работ выявлен оперативный прирост запасов.
Модернизация цементного завода: ОАО «Ангарскцемент» ведет разработку документации по проекту, подготовку оборудования и транспортной схемы. Реализация проекта перенесена на 2011 г.
Амурская область
Строительство автомобильного моста в районе Благовещенска и г. Хэйхэ и организация там совместной деятельности транспортно-логистических комплексов: вопрос о строительстве пункта пропуска будет рассматриваться после принятия решения о начале строительства мостового перехода.
Строительство завода по производству стекольной и керамической продукции в г. Райчихинск: ведется работа по поиску и привлечению инвесторов.
Строительство Ерковецкой тепловой электростанции: ведется поиск инвестора в КНР.
Строительство завода по производству цемента и клинкера на базе Чагоянского месторождения известняка: ведется поиск инвестора в КНР.
Еврейская автономная область
Создание комплексов глубокой переработки древесины в г. Биробиджане, с. Нижнеленинское, с. Пашково: в 2009 г. разработана Программа российско-китайского сотрудничества по освоению и использованию лесных ресурсов ЕАО.
Реконструкция Теплоозерского цементного завода: ведется поиск инвестора.
Создание предприятия по глубокой переработке сои; строительство свинокомплекса: реализация проектов начнется после того, как будет найден инвестор.
Промышленно-транспортный комплекс: реализуется группой компаний «Петропавловск».
Реконструкция Биджанского и Тепловского лососевых рыбоводных заводов: реализация проекта начнется после того, как будет найден инвестор.
Хабаровский край
Создание лесопромышленного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске: подготовлены материалы для презентации инвестиционного проекта. Разработана концепция создания ЦБК.
Строительство горно-обогатительного комплекса на золоторудном месторождении Ку-тын: российская доля в уставном капитале переуступлена ОАО «Полиметалл», который ведет переговоры о приобретении доли китайских акционеров.
Строительство парогазовой установки мощностью 400-500 мВт на природном газе в г. Хабаровске: проводится выбор потенциальных подрядных организаций на строительство объекта, прорабатываются вопросы привлечения финансовых средств.
Республика Бурятия
Строительство жилого микрорайона в г. Улан-Удэ: строительной компанией «Тянчинст-рой» готовятся необходимые материалы для вступления в СРО._
Создание СП по переработке нефрита: прорабатывается вопрос поиска инвесторов для геологоразведочных работ.
Привлечение китайских инвестиций в строительство объектов ОЭЗ «Байкальская гавань»: проведены презентации инвестиционных возможностей в сфере туризма Республики Бурятия.
Сахалинская область
Освоение Мгачинского каменноугольного месторождения: перечень участков недр направлен в Федеральное агентство по недропользованию на согласование и утверждение.
Строительство доступного жилья: иностранные организации, в соответствии с российским законодательством, имеют равные права по участию в таких конкурсах.
Магаданская область
Комплексная переработка бурых углей примагаданских месторождений: заключен Протокол о намерениях «О развитии инвестиционного сотрудничества между администрацией Магаданской области и Объединенной горнопромышленной корпорацией (КНР)»._
Совместная организация морзверобойного промысла: информация не представлена.
Геологоразведочные работы и выявление запасов меди в пределах Ороекской перспективной площади: заключен Протокол о намерениях «О развитии инвестиционного сотрудничества между администрацией Магаданской области и Объединенной горнопромышленной корпорацией (КНР)».
Камчатский край
Строительство деревообрабатывающего завода по производству топливных гранул: планируемый срок начала реализации - 2011-2014 гг.
Развитие марикультуры в Камчатском крае: планируемый срок начала реализации -2013-2025 гг.
Строительство завода по переработке рыбопродуктов: планируемый срок начала реализации- 2011-2013 гг._
Освоение Ягоднинского месторождения цеолитов: месторождение находится в нераспределенном фонде недр.
Строительство комплекса по глубокой переработке древесины на базе существующего сооружения (комплекс зданий завода ЖБИ), имеются все виды энергетического обеспечения, центральный транспортный узел, незамерзающий морской порт.
Чукотский автономный округ
Приоритетные проекты не выделены.
Приморский край
Строительство/реконструкция автомобильного пункта пропуска Пограничный - Суй-фэньхэ: в адрес руководителей Росграницы и ФТС России направлены обращения о необходимости выделения финансов для строительно-монтажных работ данного пункта пропуска._
Строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска Краскино - Хунь-чунь: проект прошел государственную экспертизу. В адрес руководителей Росграни-цы и ФТС России направлены обращения о необходимости выделения финансов на строительно-монтажные работы.
Реконструкция моста в районе действующего пункта пропуска Полтавка - Дунин: на период после 2011 г. предусмотрены мероприятия по строительству (реконструкции) автомобильного грузопассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска Полтавка.
Строительство трансграничных автотрасс Владивосток - Чанчунь и порт Зарубино -Хуньчунь: информация не предоставлена.
Оказание содействия в развитии и возобновлении полетов по маршрутам Чанчунь -Владивосток и Яньцзи - Владивосток: полеты по маршруту Чанчунь - Владивосток не выполняются. Эксплуатация маршрута Яньцзи - Владивосток не предусмотрена договоренностями авиационных властей сторон.
Создание в Михайловском районе Российско-Китайского промышленного парка «Дальний Восток»: Хэйлунцзянским государственным проектным институтом «Север» разработан и утвержден Генеральный план застройки арендуемых земельных участков, утвержден проект планировки территории, разработана проектно-сметная документация.
Создание в г. Уссурийске промышленного района «Канцзи»: на площади в 1,16 км2 завершены предварительные работы по планировке, подводке специальной железнодорожной линии, энерго- и теплоснабжения, канализации и другим объектам инфраструктуры.
Какими оказались итоги первого года сотрудничества?
Во-первых, первоначальное количество проектов с российской стороны значительно сократилось. В частности, исчезли крупнейшие по запасам Култуминское, Солонеченское, Чи-нейское и Удоканское месторождения Забайкальского края, комплекс переработки древесины на базе Чунского ЛПК в Иркутской области, Евгеньевское и Куликовское месторождения Амурской области, Соболиное, Ниланское и Согдюкан-ское месторождения Хабаровского края, строительство заводов по выпуску строительных материалов в Бурятии, база по производству и сборке бытовых электроприборов «Артём», деревообрабатывающее производство в Приморском крае, Но-виковское месторождение и заводы по выпуску строительных материалов в Сахалинской области, строительство Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области, Крутогоровское и Халактырское месторождение в Камчатском крае и все
приоритетные проекты Чукотского автономного округа. Правда, были добавлены новые (например, строительство объектов в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань»), но они не компенсируют выбывшие.
Во-вторых, в течение года ни один китайский инвестор не осуществил капиталовложения в указанные проекты9. Ситуация довольно любопытная: китайской стороне предлагается инвестировать в объекты, у которых уже имеется собственник. Горнообогатительные комбинаты Бугдаинский и Быст-ринский на базе одноименных месторождений будут построены в 2015 г. инвестором ОАО ГМК «Норильский никель». Освоение Ново-Широкинского месторождения проводится собственниками рудника ОАО «Казцинк» и «Русдрагмет».
Лицензия на разработку Нойон-Тологойского месторождения принадлежит ООО «Байкалруд» (собственник - китайская компания), а Березовского - ООО «ГПК Лунэн» (собственник - китайская «Си-Ян»). Разработку золото-серебряно-полиметаллических руд в Нижнеудинском районе Иркутской области с 2007 г. ведет ЗАО «Байкальская полиметаллическая компания» совместно с китайскими партнерами. В Еврейской АО группой компаний «Петропавловск» реализуется инвестиционный проект по формированию производственно-транспортного комплекса, связанного с разработкой Кимканского и Сутарского месторождений, строительством на их основе ГОКа и Дальневосточного металлургического завода с последующим экспортом продукции по мостовому переходу в Китай. Весьма показательно, что по предложениям инвестиционных проектов в 2010 г. наиболее стандартными фразами региональных властей стали: «Ведется поиск инвестора» и «Информация не предоставлена».
В-третьих, нет ясного разграничения между китайским инвестором и любым другим. Некоторые регионы (например, Чукотский АО) вообще не предоставили Минрегиону РФ приоритетные проекты исключительно для китайских инвесторов, в других - ситуация схожая. Так, правительством Сахалинской области по одному из проектов было четко указано,
9 Протокол о намерениях «О развитии инвестиционного сотрудничества между администрацией Магаданской области и Объединенной горнопромышленной корпорацией (КНР)» не в счет.
что иностранные организации, в соответствии с российским законодательством, имеют равные права в вопросах подряда и инвестирования.
Более того, наблюдается масштабное привлечение инвестиций из Республики Корея в ряд проектов, изначально включенных в Программу (например, в Халактырское месторождение). Заметим, что в Минрегионе РФ составили перечень проектов для корейской стороны10, очень похожий на предложения в Программе.
Для реализации представленных в Программе проектов необходимы довольно серьезные инвестиции, гарантировать предоставление которых в принципе готово правительство КНР. При этом российско-китайское инвестиционное сотрудничество в восточных российских регионах не отличается динамизмом. Лидерами по вложению капитала продолжительное время являются европейские компании. Несмотря на то, что Китай - крупный потребитель продукции минерально-сырьевого и лесного секторов, его доля в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций в ресурсный сектор Востока России несущественна11.
Координация усилий развития регионов Востока России и Северо-Востока Китая слабо выражена ввиду того, что китайские регионы становятся конкурентами для российских в привлечении инвестиций как крупнейших отраслевых корпораций КНР, так и любых других крупных зарубежных инвесторов.
С I N
Сама по себе идея обеспечения российским сырьем потребностей экономики Китая понятна. Но в каких объемах и так богатому природными ресурсами региону КНР необходима продукция низких переделов из России (за исключением леса и нефти)? Очевидно, что любой инвестор, который займется, к примеру, разработкой месторождений природных ископаемых или постройкой лесоперерабатывающих мощностей, не будет ограничивать экспорт своей продукции только китайским направлением, а будет его осуществлять в любую страну, руководствуясь максимизацией прибыли.
10 Перечень региональных инвестиционных проектов с возможным участием южнокорейских компаний (URL: www.sbc.or.kr/sbc/common/inc/ download_ announce.jsp?seq...file...2).
11 В течение 2000-х годов она не превышала 0,5% всех иностранных инвестиций, привлеченных в Дальневосточный регион.
Следует также добавить, что северо-восточные провинции Китая, прежде всего Хэйлунцзян, являются посредниками в то-варопотоках между северными и центральными провинциями страны, с одной стороны, и Востоком России - с другой. С учетом этого аргумента координация усилий совместного
развития, представленная в Программе, теряет всякий смысл.
***
Безусловно, указанная Программа - лишь пакет инвестиционных предложений со стороны региональных властей (российских и китайских). Естественно, что он будет меняться из года в год: жестких ограничений здесь не существует. Сегодня восточные регионы России испытывают дефицит в трудовых ресурсах по целому ряду рабочих специальностей, однако, никаких особых привилегий в квотах китайские рабочие не получат - их будет нанимать на общих условиях генерального подряда и субподряда.
Вместе с тем сам факт появления Программы указывает на то, что руководство обеих стран осознает необходимость экономического взаимодействия. Его основой должно стать инвестиционное сотрудничество, опирающееся на взаимодействие в сфере добычи, переработки и транспортировки энергоносителей, формирования в Северо-Восточной Азии интегрированной транспортной системы, активного обмена инновационными технологиями и их внедрения в экономическую практику обеих сторон. В долгосрочном периоде экономическая интеграция могла бы не только положительно сказаться на развитии традиционных отраслей специализации Дальнего Востока и Восточной Сибири, но и способствовать созданию здесь новых перспективных производств. Однако это будет зависеть от своевременного появления крупных инвесторов, готовых вкладывать средства в перспективные отрасли развития российских регионов.