Пространственная Экономика 2014. № 2. С. 149-176
УДК 339.9
ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ВОСТОКОМ РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКОМ КИТАЯ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Д.А. Изотов
Изотов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042. E-mail: [email protected].
На основе российских и китайских источников информации анализируется текущее состояние и оцениваются перспективы реализации инвестиционных проектов Программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком Китая 2009 г. Обнаружено, что строительство объектов транспортной и приграничной инфраструктуры за счет бюджетных средств как в России, так и Китае реализуется в плановом порядке. Выявлено, что на российской территории из 104 запланированных ключевых проектов (стоимость - 47,90 млрд долл.) в стадии реализации находится 24 (11,77 млрд), 8 из которых осуществляются с участием китайских инвестиций (1,77 млрд). На китайской территории запланировано 111 проектов (9,87 млрд долл.), реализуются - 42 (6,10 млрд), 1 - с участием российского капитала (0,63 млрд). Определено, что на российской территории в ближайшие годы могут быть реализованы дополнительно 20 проектов Программы стоимостью более 20 млрд долл., 6 проектов (ориентировочно 0,5 млрд) - на Северо-Востоке КНР.
Программа сотрудничества, инвестиции, проект, регион, Дальний Восток, Восточная Сибирь, Северо-Восток КНР.
DOI: 10.14530/se.2014.2.149-176 ВВЕДЕНИЕ
За последние два десятилетия заметно усилилась заинтересованность российской и китайской сторон в дальнейшем развитии и углублении стратегического партнерства друг с другом, координации совместных действий в решении разнообразных глобальных проблем. Китай существенно нарастил свой экспорт по целому ряду товарных групп во многом благодаря предприятиям глобального бизнеса, размещенным на китайской территории. В свою
© Изотов Д.А., 2014
Исследование выполнено при поддержке Гранта РГНФ № 13-37-01201a2 «Инвестиционное сотрудничество между приграничными регионами России и КНР: оценка эффективности».
очередь, обладая значительными запасами природных ресурсов, Россия значительно увеличила поставки в Китай сырьевых товаров, в основном углеводородов. Несмотря на то, что китайские портфельные и прочие инвестиции активно привлекаются в российскую экономику, объем прямых - остается более чем скромным. Приграничные с Китаем восточные регионы России не являются здесь исключением.
Поскольку и российская, и китайская стороны заинтересованы в ускоренном экономическом развитии своих приграничных регионов (Россия -восточных, а Китай - северо-восточных), в 2009 г. была принята «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.» [40] (далее по тексту - Программа), представляющая собой перечень инициатив, которые могут способствовать развитию двустороннего сотрудничества.
На начальном этапе в экспертном сообществе не сложилось единого мнения относительно вызовов и возможностей от реализации Программы. Одни высказывали явные опасения относительно широкомасштабного доступа китайского бизнеса в ресурсные проекты приграничных с Китаем российских регионов [49]. Другие указывали на весьма скромные возможности по закреплению в ресурсном секторе восточных регионов России для китайского капитала, а также на наличие жестких экономических, организационных и правовых ограничений реализации крупных программных инициатив в целом [17] и отдельных проектов [8] в частности. Третьи оценивали реализацию Программы как позитивный фактор развития приграничных регионов России и Китая [16]. Подробный анализ реализации программных инициатив за прошедшие пять лет позволяет определить справедливость вышеперечисленных оценок.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ, МАСШТАБЫ И КОРРЕКТИРОВКА ПРОЕКТОВ
Целью Программы является координация усилий реализации стратегий регионального развития России и Китая, для чего предполагается решение следующих задач: строительство и реконструкция приграничной инфраструктуры; сотрудничество в сфере транспорта; развитие зон сотрудничества; укрепление сотрудничества в трудовой деятельности и сфере туризма; реализация ключевых проектов регионального сотрудничества; сотрудничество в гуманитарной сфере и в охране окружающей среды.
Структурно Программа состоит из двух частей: основного текста, в котором формулируются цель и задачи реализации различных инициатив, а также приводится перечень объектов транспортной и приграничной инфра-
структуры; приложения, включающего ключевые проекты регионального сотрудничества восточных регионов России и Северо-Востока КНР. Программными инициативами организационного характера являются: сотрудничество в области высшего образования, языкового обучения, культурных, спортивных, научных и молодежных обменов; совместный мониторинг и охрана окружающей среды приграничных регионов; укрепление сотрудничества в сфере трудовой деятельности на условиях генерального подряда и субподряда; организация туристических маршрутов.
Выделяются две группы объектов Программы, требующие прямых инвестиций: 1) транспортная и приграничная инфраструктура, а также площадки для создания инновационных зон и парков; 2) ключевые проекты регионального сотрудничества. Всего насчитывается 70 объектов транспортной и приграничной инфраструктуры, а также площадок для создания инновационных зон и парков, из которых: 20 объектов совместной приграничной инфраструктуры, включающих пункты пропуска и инженерные сооружения (мосты, переправы, трансграничные автотрассы); 19 объектов инфраструктуры на российской территории (Забайкальский край и ЕАО) приблизительной стоимостью не менее 4,0 млрд долл.; 31 объект - на китайской территории (преимущественно в Автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ) и провинции Хэйлунцзян), включающий создание автомобильных и железных дорог, а также парков научно-технического сотрудничества, с затратами, сопоставимыми с российскими.
Первоначально (по состоянию на 2009 г.) список ключевых проектов регионального сотрудничества включал 97 проектов на российской стороне и 111 - на китайской, распределенных по регионам1. Ядром Программы являются ключевые проекты, на которые сделан акцент в данном исследовании2.
На основе доступной информации было определено, что для реализации ключевых проектов на российской территории требуется около 44,03 млрд долл. (табл.).
Реализация проекта по сооружению на российской территории новых электрических станций и электросетевой инфраструктуры без привязки к конкретному региону требует 5% всех инвестиций (в таблице - «Проект в области энергетики»). На территории Забайкальского края расположены в
1 Единственным исключением служит проект по сооружению на российской территории новых электрических станций и электросетевой инфраструктуры без привязки к конкретному региону.
2 Поскольку Программа не содержит какой-либо информации о размере капиталовложений, необходимых для реализации проектов, объем инвестиций оценивался на основе отчетов и предложений органов управления восточных регионов России и регионов Северо-Востока КНР, а также других доступных источников информации. Объем инвестиций, необходимых для реализации проектов Программы, выражен в долларах США по текущему курсу 34 рубля и 6,4 юаня за 1 доллар соответственно.
основном проекты минерально-сырьевого комплекса, требующие значительных капиталовложений, крупнейшие из которых - проекты разработки Удоканского и Чинейского месторождений.
Таблица
Планируемые и реализуемые ключевые проекты Программы
Планируемые проекты Реализуемые проекты
Регион стоимость, стоимость,
млрд долл. млрд долл.
Забайкальский край 14 (18) 17,55 (18,82) 8 (4) 2,65 (1,19)
Иркутская область 9 3,17 1 0,12
Республика Бурятия 8 (9) 0,46 (1,79) 2 (1) 1,50 (0,17)
Амурская область 12 (13) 5,24 (6,36) 3 1,70
ЕАО 8 1,62 4 (1) 0,89 (0,15)
Хабаровский край 12 4,84 1 0,68
Приморский край 5 0,36 1 (1) 0,25 (0,25)
Сахалинская область 8 0,55 2 (1) 0,19 (0,01)
Магаданская область 6 2,53 1 1,32
Камчатский край 10 2,43 1 0,22
ЧАО 4 1,43 0 0
Республика Саха (Якутия) 1 (2) 1,59 (1,74) 0 0
Проект в области энергетики - 2,25 - 2,25
Всего по востоку РФ 97 (104) 44,03 (47,90) 24 (8) 11,77 (1,77)
Хэйлунцзян 33 6,25 15 (1) 4,89 (0,63)
Цзилинь 37 1,28 17 0,67
Ляонин 20 0,78 5 0,22
Внутренняя Монголия 21 1,56 5 0,32
Всего по СВК 111 9,87 42 (1) 6,10 (0,63)
Примечание: для планируемых проектов в скобках обозначены количество и стоимость ключевых проектов с учетом последующей корректировки; для реализуемых проектов в скобках обозначены количество и стоимость проектов на российской территории с китайскими инвестициями, на китайской - с российскими.
Источники: рассчитано на основе отчетов и предложений органов управления восточных регионов России, федеральных целевых и региональных программ, инвестиционных программ российского корпоративного сектора, органов управления Северо-Востока КНР и порталов по привлечению инвестиций в Китай.
В Амурской области наиболее капиталоемкими проектами являются: строительство объектов энергетики для экспорта электроэнергии в Китай (Ерковецкая ТЭС, линии переменного и вставка постоянного тока); комплексная застройка жилья; производство сельскохозяйственных культур и де-ревопереработка. В Хабаровском крае - объекты электроэнергетики (Ургаль-ская ТЭС), обработки древесины и производства строительных материалов.
К наиболее затратным проектам Иркутской области относятся: строительство комплекса по выпуску поликристаллического кремния, создание лесоперерабатывающих комплексов и добыча минерального сырья.
В Магаданской области наиболее затратными проектами являются: строительство Усть-Среднеканской ГЭС, переработка бурого угля и выявление запасов меди. В Камчатском крае основная доля инвестиций приходится на объекты туристической инфраструктуры и строительство жилых домов, а также на освоение и переработку минерального сырья.
На территории ЕАО самым затратным является проект, связанный с освоением Кимкано-Сутарского месторождения железных руд, также выделяются проекты по производству строительных материалов, сельскохозяйственной продукции и по деревообработке. В Чукотском автономном округе (ЧАО) наиболее затратными являются два проекта: добыча каменного угля и строительство нефтеперерабатывающего завода; в Республике Саха (Якутия) самый капиталоемкий проект - строительство полиолефинового комплекса в рамках газохимического производства.
Инвесторам предлагаются проекты: в Сахалинской области - освоение угольных месторождений, деревообработка и производство строительных материалов; в Приморском крае - создание промышленных зон, выпуск сельскохозяйственной продукции, деревообработка; в Бурятии - строительство жилья, объектов деревообработки и выпуск строительных материалов.
Как показал анализ, для реализации ключевых проектов Программы на территории КНР требуется 9,87 млрд долл. Самыми затратными программными проектами в провинции Хэйлунцзян являются производство фосфорных удобрений (г. Хэган) и выпуск титановой губки (г. Цзямусы). Также больших инвестиций требуют: создание производственных мощностей по выпуску поликристаллического кремния (города Хэйхэ и Мудань-цзян), химических материалов (г. Муданьцзян), лесной продукции и строительных материалов; строительство торговых и логистических центров на приграничной с российским Дальним Востоком территории.
Наиболее капиталоемкими программными проектами провинции Цзи-линь являются следующие: производство батарей для солнечных элементов (города Сыпин и Ляоюань) и поликристаллического кремния (г. Цзиань); химические производства (г. Чанчунь и Яньбяньский район); производство целлюлозы (г. Бэйчэн); обработка древесины (г. Хуньчунь); производство машин и оборудования (города Цзилинь, Бэйчэн и Сыпин).
На территории провинции Ляонин расположены следующие проекты: выпуск поликристаллического кремния (г. Цзиньчжоу); производство разнообразной автомобильной продукции, строительных материалов и энергетического оборудования (города Шэньян и Тэлин).
В АРВМ основной объем инвестиций приходится на проекты, связанные с производством поли- и монокристаллического кремния (города Хулуньбу-ир, Холиньгор и Маньчжурия), нефтехимии (г. Хулуньбуир), выпуском разнообразных изделий из цветных металлов (города Чифэн, Тунляо и Холиньгор), горных машин и механизмов (аймак Силиньгор) и сельхозпродукции.
За пять лет существования Программы была произведена корректировка. С российской стороны в 2010 г. органами власти восточных регионов в ответ на запрос Министерства регионального развития России был предоставлен Перечень приоритетных проектов Программы [34], в котором количество проектов значительно сократилось (до 40). В этот перечень не вошли крупнейшие по размеру требуемых инвестиций проекты: Култуминское, Соло-неченское, Чинейское и Удоканское месторождения (Забайкальский край), комплекс переработки древесины на базе Чунского ЛПК (Иркутская область), Евгеньевское и Куликовское месторождения (Амурская область), Соболиное, Ниланское и Согдюканское месторождения (Хабаровский край), строительство заводов по выпуску строительных материалов (Бурятия), база по производству и сборке бытовых электроприборов и деревообрабатывающее производство (Приморский край), Новиковское месторождение и заводы по выпуску строительных материалов (Сахалинская область), строительство Усть-Среднеканской ГЭС (Магаданская область), Крутогоровское и Халактырское месторождения (Камчатский край) и все проекты ЧАО. В перечень ключевых проектов был добавлен проект по строительству туристических объектов в Республике Бурятия.
В 2010 г., согласно информации Министерства регионального развития России [34], в результате работы экспертного совета были отобраны 12 наиболее приоритетных проектов с российской стороны. Список проектов, отобранных экспертным советом министерства, слабо связан с Перечнем приоритетных проектов органов власти восточных регионов России и включает в себя: создание горно-металлургического кластера в Приамурье и строительство железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское -Тунцзян (ЕАО); освоение Беринговского каменноугольного месторождения (ЧАО); комплексную переработку бурых углей примагаданских месторождений; создание и развитие промышленной зоны в п. Могойтуй (Забайкальский край); создание деревообрабатывающего производства (Сахалинская область); строительство Ерковецкой ТЭС (Амурская область); строительство завода по производству питьевой воды (Иркутская область); создание индустриального кластера высокотехнологичных материалов (Иркутская область); газохимический центр (Якутия); создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» (Бурятия) и «Большой Уссурийский остров» (Хабаровский край); создание туристско-ре-
креационного кластера «Северный мир» (Якутия). Последние три проекта, связанные с возведением туристической инфраструктуры, в исходном тексте Программы отсутствовали. В этом же году на 22-й Российско-китайской конференции по межрегиональному сотрудничеству главой Министерства регионального развития были озвучены только 5 наиболее перспективных проектов Программы [5]: создание промышленной зоны в п. Могойтуй; создание горно-металлургического кластера в Приамурье и мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян; создание туристической инфраструктуры в зоне «Байкальская гавань» и на территории острова Большой Уссурийский; создание лесопромышленного парка на территории ЕАО. По причине того, что китайские инвесторы не показали достаточной заинтересованности в осуществлении капиталовложений в ключевые проекты на российской территории, в 2010-2011 гг. Министерством регионального развития России были предложены пакеты инвестиционных проектов для корпоративного сектора Республики Корея, Японии и Польши, которые частично совпадают с перечнем ключевых проектов Программы.
По имеющейся информации, китайская сторона также была замечена в явном интересе по привлечению иностранных инвестиций в проекты на территории КНР, не ограничиваясь только российским капиталом.
В 2011 г. в рамках Байкальского экономического форума попытка скоординировать развитие проектов Программы между Россией и КНР между представителями Министерства регионального развития и Госкомитета по развитию и реформам Китая закончилась безрезультатно [6]. Вероятно, причиной этого стало очевидное несовпадение долгосрочных интересов между сторонами, поскольку главным приоритетом у КНР является массовый импорт из России сырьевых товаров, у российской стороны, напротив, - глубокая переработка имеющихся природных ресурсов на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири. Китайская сторона вполне однозначно высказала свое неудовлетворение относительно скромного доступа китайских компаний к российским природным ресурсам. Об участии российского корпоративного сектора в проектах Северо-Востока КНР на этом мероприятии по каким-то причинам не упоминалось. Возможно, по итогам данной встречи с целью содействия китайским инвесторам Министерством регионального развития России была создана рабочая группа по вопросам реализации инвестиционных проектов на российской территории [34].
В 2012 г. Китайская инвестиционная компания (С1С) и Российский фонд прямых инвестиций создали Российско-китайский инвестиционный фонд для финансирования обоюдно значимых проектов [41]. Предполагается, что фонд может сыграть определенную роль в привлечении инвестиций в регионы Дальнего Востока, в том числе в проекты Программы. Также в 2013 г.
по итогам регулярной встречи глав правительств России и Китая было отмечено [44], что стороны считают необходимым активизировать реализацию Программы путем формирования приоритетных проектов сотрудничества для первоочередного продвижения1.
В качестве замечания следует отметить, что мониторинг реализации проектов Программы ведется не во всех российских и китайских регионах, пространство которых охватывает данный документ. На китайской территории - только в провинции Хэйлунцзян, на российской - в ЕАО и Забайкальском крае. К уже имеющимся ключевым проектам Программы добавляются новые, исходя из текущих инвестиционных предложений тех или иных российских регионов. Так, правительство Забайкальского края, судя по промежуточному отчету о ходе реализации Программы на территории региона, к уже имеющимся проектам добавило: освоение Апсатского месторождения каменного угля; строительство микрорайона и завода по сборке электробытовой техники в п. Забайкальск; создание агроиндустриального парка в Приаргунском районе [31]. В ходе анализа инвестиционных проектов Амурской области обнаружено, что с 2012 г. проект строительства комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов «Амурский нефтеперерабатывающий завод» правительством региона был отнесен к Программе, хотя он не отражен в исходном тексте документа [47]. С учетом выявленных дополнений в 2010-2013 гг., количество ключевых проектов регионального сотрудничества, расположенных на российской стороне, увеличилось с 97 до 104, капиталовложения - с 44,03 до 47,90 млрд долл. (см. табл.).
Необходимо отметить, что корректировка Программы с китайской стороны не производилась.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Отмеченные в Программе проекты транспортной, приграничной и энергетической инфраструктуры на российской территории реализуются за счет средств федерального бюджета и корпоративного сектора России без привлечения китайских инвесторов в рамках федеральных, региональных и отраслевых стратегий и программ. В настоящий момент в стадии реализации находятся следующие объекты: комплексная реконструкция участка Забайкальской железнодорожной линии Карымская - Забайкальск («Южный ход») за счет средств РЖД (1,0 млрд долл.) [30]; строительство железнодорожной линии Нарын-1 - Лугокан для освоения месторождений Забайкаль-
1 Было подтверждено намерение начать сооружение трансграничного железнодорожного моста в районе Нижнеленинское - Тунцзян и ускорить продвижение проекта строительства автомобильного моста Благовещенск - Хэйхэ.
ского края за счет средств, привлеченных Инвестиционным фондом РФ (0,9 млрд долл.); строительство железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян (0,17 млрд долл.) [34]. Главным образом за счет средств федерального бюджета был построен мост на остров Большой Уссурийский в районе г. Хабаровска (0,11 млрд долл.); в зимний период времени сооружается временная понтонная переправа в районе пункта пропуска Нижнеленинское - Тунцзян. Происходит реконструкция пунктов пропуска Пограничный - Суйфыньхэ и Краскино - Хуньчунь в Приморском крае, финансируемых по ФЦП «Государственная граница РФ».
На территории КНР реализация программных проектов транспортной и приграничной инфраструктуры тесно связана с инвестиционными планами отраслевых ведомств, инициатив городов, районов и правительств четырех регионов Северо-Востока Китая, а также китайского корпоративного сектора. В соответствии с Долгосрочным планом развития железных дорог КНР (2008-2020 гг.) осуществляется модернизация дорог в АРВМ (2,6 млрд долл.), в том числе следующие проекты: Маньчжурия - Ирш [70], Маньчжурия - Хулуньбуир [58], Хайлар - Хэйшаньтоу [71]. В провинции Хэйлунцзян начато строительство железной дороги до г. Фуюань стоимостью в 0,3 млрд долл. [73]; построена автомобильная дорога Логухэ - Мохэ [64] и железнодорожная ветка Логухэ - Гулянь (0,07 млрд долл.) [55]. В провинции Цзилинь функционирует парк российско-китайского научного сотрудничества, в котором осваивается производство новой продукции, в том числе на основе российских технологий [29].
В настоящее время на российской территории реализуются 24 проекта Программы (сумма инвестиций - 11,77 млрд долл.) (см. табл.), а также производится плановое сооружение новых электрических станций и электросетевой инфраструктуры стоимостью в 2,25 млрд долл. [21; 35].
В Забайкальском крае в стадии реализации находятся 8 проектов общей стоимостью в 2,65 млрд долл., 4 из которых осуществляют китайские инвесторы. Добычу каменного угля на Апсатском месторождении ведет ООО «Арктические разработки» (входит в ЗАО «СУЭК»), инвестируя в разработку 0,51 млрд долл. собственных средств, а 0,42 млрд будут привлечены из федерального бюджета [19]. Разработку Новоширокинского золото-полиметаллического месторождения ведет собственник - компания Highland Gold Mining [57]. По оценочным данным, с 2009 г. было вложено порядка 0,1 млрд долл. в разработку месторождения. Реализацию проекта по строительству цементного завода на границе Оловянинского и Могойтуй-ского районов Забайкальского края осуществляет ООО «Забайкальский цемент» (сумма накопленных инвестиций составила 0,91 млн долл., всего -0,44 млрд) [30; 31]. С целью привлечения иностранных компаний в ин-
фраструктуру промышленной зоны п. Могойтуй было вложено более 0,01 млрд долл., в большей части из федерального бюджета. С китайской компанией «Хуасинь», которая намерена привлечь в промышленную зону 0,4 млрд долл. инвестиций в течение пяти лет, было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве [30; 31].
Китайские компании осуществляют на территории Забайкальского края строительство завода по сборке электробытовой техники (накоплено 1,4 млн долл. инвестиций, всего - 0,03 млрд [21]) и жилых домов (компания «Шэн ши», накоплено - 0,01 млрд [31]) в п. Забайкальск. Разработку Березовского железорудного месторождения (0,7 млрд долл. инвестиций) ведет китайская компания «Си-Ян» (координатор - «ГПК Лунэн»), осуществив капиталовложения в размере 0,02 млрд. долл. Компания «Байкалруд», принадлежащая китайской горной корпорации «Баоцзинь», разрабатывает Нойон-Тологойское месторождение полиметаллических руд, инвестировав в проект 0,06 млрд долл. из 0,44 млрд [30]. Проекты предполагают добычу и обогащение руды на российской территории с последующей ее поставкой на горно-обогатительные комбинаты Китая.
На территории ЕАО реализуется 4 проекта Программы суммарной стоимостью 0,9 млрд долл., один из которых осуществляется китайскими инвесторами. Освоение Кимкано-Сутарского месторождения железных руд осуществляется на средства собственника - компании «Петропавловск» (инвестиции - 0,5 млрд долл.) [10] в рамках проекта по созданию Дальневосточного металлургического комбината. Теплоозерский цементный завод входит в холдинг «Востокцемент» и осуществляет производственную и текущую инвестиционную деятельность без китайских инвесторов. Ориентировочная стоимость модернизации завода составляет примерно 0,22 млрд долл. [34]. Проведение реконструкции Биджанского и Тепловского лососевых рыбоводных заводов стоимостью в 0,02 млрд долл. включено в ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохо-зяйственного комплекса в 2014-2020 гг.» [32]. Инвестиции из КНР поступают в создание комплексов глубокой переработки древесины в селах Нижнеленинское и Пашково - компаниями с китайским капиталом «Амурлес», «Хэй Хуа» и «Эколес» (стоимость проекта составляет 0,15 млрд долл., накоплено - 0,01 млрд) [32].
В Республике Бурятия в стадии реализации находятся два проекта с инвестициями в 1,5 млрд долл., один из которых осуществляется китайскими инвесторами. Российскими частными инвесторами и за счет бюджетных средств (инвестиции - 1,33 млрд долл.) ведутся строительно-монтажные работы инфраструктурных объектов в особой экономической зоне турист-ско-рекреационного типа «Байкальская гавань» [21]. Строительство жилого
микрорайона в г. Улан-Удэ общей стоимостью в 0,17 млрд долл. осуществляет китайская компания «Тян-Чен» [23] на основе механизма государственно-частного партнерства с правительством республики. Следует заметить, что один из ключевых проектов Программы - кирпичный завод вблизи Улан-Удэ - был построен, но долгое время не функционирует из-за продолжительного судебного разбирательства между китайскими инвесторами [3].
На территории Сахалинской области реализуются два проекта Программы с инвестициями в 0,19 млрд долл. В области происходит организация производства по глубокой переработке древесины стоимостью в 0,18 млрд долл. при участии правительства региона и ОАО «Бизнес-Маркетинг» [9; 34]. Другим проектом является строительство кирпичного завода в Сахалинской области, которое осуществило предприятие с китайским капиталом ООО «Новый восток», затратив ориентировочно 0,01 млрд долл. [22].
В Амурской области реализуются 3 проекта с инвестициями в 1,73 млрд долл. Наиболее капиталоемким является проект сооружения Амурского нефтеперерабатывающего завода, который реализует ООО «Амурская Энергетическая Компания» (инвестиции - 1,14 млрд долл., накоплено около 0,01 млрд) [37; 47]. ОАО «ФСК ЕЭС» реализует 2 других проекта: сооружение вставки постоянного тока на территории России и Китая и перехода через реку Амур (инвестиции - 0,34 млрд долл.) [37]; строительство линии переменного тока до российско-китайской границы (0,24 млрд) [21].
В Нижнеудинском районе Иркутской области реализуется проект Программы по разработке полиметаллических руд. ЗАО «Байкальская полиметаллическая компания» совместно с китайскими партнерами ведет разведочные работы на золото-полиметаллическом проявлении Ергожу [34]. Также российской компанией «Техноинвест альянс» ведутся работы на Зашихин-ском месторождении металлов для дальнейшего ввода в эксплуатацию горнообогатительного комбината [46]. На начальном этапе стоимость разработки двух месторождений, по приблизительным подсчетам, может составить не менее 0,12 млрд долл.
На территории Приморского края группой китайских компаний реализуется проект по созданию промышленного района «Канцзи» в г. Уссурийске (инвестиции - 0,25 млрд долл., накоплено почти 0,01 млрд долл.), в котором осуществляются деревообработка и выпуск продукции легкой промышленности [34; 48]. В Хабаровском крае, при поиске дополнительных инвесторов, реализуется один проект Программы, связанный с созданием лесопромышленного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске, который осуществляет ОАО «Дальлеспром» (ориентировочная сумма инвестиций составляет 0,68 млрд долл.) [36].
В Магаданской области реализуется проект Программы - строительство
Усть-Среднеканской ГЭС на реке Колыма в рамках инвестиционной программы ОАО «РусГидро» с привлечением бюджетных средств. По имеющейся информации, освоено около 0,74 млрд долл. (всего - 1,32 млрд), без привлечения китайских инвесторов [45].
На территории Камчатского края осуществляется строительство жилых массивов ориентировочной стоимостью в 0,22 млрд долл. (Петропавловск-Камчатский городской округ и Елизовский муниципальный район) без участия китайских инвесторов [20; 33]. В Республике Саха (Якутия) и ЧАО не был реализован ни один проект Программы, несмотря на то, что некоторые инвестиционные инициативы двух регионов были включены в список приоритетных проектов экспертного совета Министерства регионального развития России.
В стадии реализации на Северо-Востоке КНР находится 42 проекта (что составляет около половины первоначально запланированных) общей стоимостью 6,10 млрд долл.
На территории Хэйлунцзян 15 проектов находятся в стадии реализации, на них приходится более 80% стоимости всех реализуемых программных проектов с китайской стороны, два из них - самые капиталоемкие. Наиболее дорогим является проект по производству фосфорных удобрений (г. Хэган) стоимостью 2,89 млрд долл., который инвестирует Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC) и Хэйлунцзян Лонгмей майнинг холдинг групп (Heilongjiang LongMay Mining Holding Group). Вторым из наиболее капиталоемких проектов, для запуска которого требуется 0,63 млрд долл., является производство титановой губки (г. Цзямусы). Данный проект с 2008 г. реализуют совместно Алюминиевая корпорация Китая (Chinalco) и компания с российским капиталом - ООО «Петропавловск - Черная металлургия».
В стадии реализации в Хэйлунцзяне находится ряд высокотехнологичных проектов Программы [56], к которым относится производство поликристаллического кремния в г. Муданьцзян (инвестиции - 0,39 млрд долл.) и г. Хэйхэ (0,23 млрд), химических углеводородных материалов в г. Муданьцзян (0,23 млрд), а также сверхтонкой однородной графитовой продукции (0,02 млрд).
В провинции Хэйлунцзян в рамках проектов Программы осуществляются инвестиции (или предполагается их привлечение в ближайшее время) как в приграничную торгово-производственную и туристическую инфраструктуру, так и в создание рынков для российских сырьевых товаров вблизи крупных агломераций региона [56]. К данным объектам относятся: расширение производства цемента в г. Ичунь (0,11 млрд долл.); лесной оптовый рынок и лесоперерабатывающая база в уезде Биньси г. Харбин (0,06 млрд); база по производству и сборке электротехнической продукции в уезде Дуннин
(0,09 млрд); торговый центр в уезде Фуюань (0,03 млрд), возведение которого одобрено на провинциальном уровне; туристическая база в уезде Мохэ (0,04 млрд); туристические парки в городах Хэйхэ (0,03 млрд) и Дацин (0,09 млрд - с учетом комплексного развития города); производство минеральной воды в г. Удалянчи (0,05 млрд). Ведется организация туристического речного маршрута Цзяинь - Лобэй в г. Ичунь.
На стадии реализации в провинции Цзилинь находится 17 проектов Программы на общую сумму 0,67 млрд долл. Больше всего реализуемых программных проектов относится к химической промышленности, среди них можно отметить производство нанокарбоната кальция (0,11 млрд долл.) [61] и ненасыщенной сложноэфирной смолы (0,04 млрд) [52] в г. Чанчунь; биоцидов в Яньбяньском районе (0,08 млрд) [74]; волокнистой массы активированного угля в г. Ляоюань (0,02 млрд) [50]; итаконовой кислоты в г. Суню-ань (0,01 млрд) [77]; бензогидрола (31 млн) [68] и динафтила (0,5 млн) [63] в г. Цзилинь. Далее следуют проекты, связанные с машиностроением: производство пленочных батарей для солнечных элементов в г. Сыпин (0,08 млрд долл.) [66]; ионно-литиевых батарей в г. Ляоюань (0,03 млрд) [50]; вытяжных штампов в г. Бэйчэнь (0,02 млрд) [77]; безасбестовых тормозных прокладок в г. Тунхуа (0,02 млрд) [77]; цветных дисплеев в г. Чанчунь (0,02 млрд) [78]; лазерных устройств в г. Цзилинь (0,01 млрд) [65]; преобразователей мощности для электроэнергетических установок в г. Сыпин (30 млн) [68]. С ориентацией на использование в качестве сырья российской лесной продукции в провинции Цзилинь реализуются проекты по производству волокнистой целлюлозной массы в г. Бэйчэнь (0,13 млрд долл.) [77] и обработке древесины в г. Хуньчунь (0,03 млрд) [62]. Также с ориентацией на сотрудничество с Россией осуществляется строительство зоны логистики в приграничных пунктах пропуска г. Тумэнь (0,01 млрд) [68].
В провинции Ляонин в стадии реализации находятся 5 проектов с инвестициями в 0,22 млрд долл.: производство автомобильной продукции с использованием композиционных материалов (0,16 млрд долл.) [79] и центр производства автомобильных штампов (0,03 млрд) [72] в г. Шэньян; производство специальных автотранспортных средств (0,02 млрд) [51] и теплооб-менного оборудования (0,01 млрд) [54] в г. Телин. При техническом участии институтов Российской академии наук было налажено производство оборудования по обработке электролитического серебра (1,3 млн) [76] в г. Далянь.
К настоящему времени на территории АРВМ реализуются 5 проектов с инвестициями в 0,32 млрд долл. Наиболее затратными являются проекты, связанные с машиностроением: производство горных машин и оборудования (0,16 млрд долл.) [69] в районе экономико-технического освоения аймака Силиньгор; оборудования для глубокой переработки алюминия
(0,10 млрд) [80] и монокристаллического кремния (0,05 млрд) [59] в г. Хо-линьгор. Также реализуются проекты, связанные с реорганизацией активов электромеханической компании «Хунвэнь» (5 млн долл.) [53] в г. Чи-фэн, и созданием производственной линии по выпуску птицеводческой продукции (6 млн долл.) в г. Хулуньбуир [60]. Первоначально заложенные в Программе предполагаемые объемы выпуска перечисленных проектов были снижены.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРОГРАММЫ
Тенденции, связанные с реализацией программных инициатив в течение первой половины планируемого срока действия Программы, позволяют на качественном уровне оценить сценарии дальнейшего развития событий.
При этом видятся как минимум два сценария реализации проектов Программы. Согласно первому сценарию, в ближайшие пять лет продолжится инвестирование в реализуемые на настоящий момент проекты, которые были перечислены выше. При этом предполагается, что транспортная и приграничная инфраструктура будет сооружаться в плановом режиме как российской, так и китайской стороной.
Второй сценарий, очевидно, должен предполагать, что наряду с запущенными на текущий момент проектами Программы начнется реализация новых. Для того, чтобы определить, какие именно проекты могут быть интересны для инвестирования, необходимо произвести сегрегацию нереализуемых проектов на две группы: с низкой и высокой вероятностью реализации.
Группа проектов с низкой вероятностью реализации (характеризуемые отсутствием инвесторов, собственников или держателей лицензий; отсутствием заинтересованности в осуществлении капиталовложений со стороны национального и зарубежного бизнеса) исключена из рассмотрения.
К проектам с высокой вероятностью реализации относятся те ключевые проекты Программы, собственники или держатели лицензий которых временно отложили их реализацию в силу современной конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках или по каким-то другим причинам.
С российской стороны было выявлено не менее 20 таких проектов, которые будут перечислены ниже.
Проект по постройке полиолефинового комплекса в Якутии в рамках создания Газохимического центра в Центральном регионе республики отражен в Генеральной схеме развития газовой отрасли России на период до 2030 г. [7]. Вероятно, со второй половины 2010-х гг. данный проект, с инвестициями не менее 1,5 млрд долл., будет реализовывать корпорация «Газпром».
В Забайкальском крае, как было обозначено выше, расположены наи-
более капиталоемкие проекты Программы. Самым крупным является Удо-канское месторождение, на освоение которого необходимы, по последним данным, 5,6 млрд долл. [15]. Данное месторождение является крупнейшим в России и третьим в мире по запасам меди. Инициатором проекта и владельцем лицензии на право пользования участком недр с целью добычи меди и попутных компонентов на месторождении является ООО «Байкальская горная компания», которое входит в ОАО «Металлоинвест» [11]. В текущем году участие в проекте было предложено китайскому бизнесу. В ходе переговоров стороны договорились, что за долю в 10% проекта китайские инвесторы (инвестиционный фонд HOPU Investments) полностью профинансируют развитие Удоканского месторождения меди (начало добычи руды планируется на 2022 г., выход на проектную мощность - на 2024 г.) [1].
Разработку Бугдаинского молибденового и Быстринского золотомедного месторождений Забайкальского края ведет ОАО ГМК «Норильский никель». Два месторождения входят в так называемый Читинский проект компании с необходимыми инвестициями в 2,2 млрд долл. [21]. В 2013 г., ввиду неблагоприятной конъюнктуры цен на молибден на мировом рынке [67], компанией были изменены сроки ввода Бугдаинского горно-обогатительного комбината (ГОК) [12] на более поздние. Ввиду недостатка финансирования изменяются сроки ввода ГОКа на 2018 г. (план - 2014 г.) [4]. В случае корректировки цен на молибден на мировом рынке, а также привлечения доступных заемных средств [28] ОАО ГМК «Норильский никель» может продолжить работы по вводу производственной инфраструктуры на указанных месторождениях в ближайшее время.
Подготовкой к освоению Чинейского медного и титано-ванадий-желе-зорудного месторождения Забайкальского края занимается ОАО «Забайкал-стальинвест» [30]. По запасам и прогнозным ресурсам ванадийсо держащих титаномагнетитовых руд месторождение является одним из крупнейших в России. Проект является капиталоемким: для его запуска необходимо примерно столько же средств, как и для разработки Удоканского месторождения. В 2010 г. были привлечены инвестиции из Республики Корея на завершение работ по возведению железнодорожной инфраструктуры [2]. Предполагается, что при нахождении инвесторов (скорее всего, из стран СВА), готовых осуществить крупные капиталовложения в проект, подготовительные работы для запуска добычи руды на Чинейском месторождении могут быть продолжены в ближайшие годы.
На территории Иркутской области с китайской компанией из провинции Ляонин недавно были подписаны соглашение и договор об участии в строительстве завода по добыче и розливу экологически чистой воды [24] с инвестициями в 0,07 млрд долл. Проект по созданию Тайшетского лесопро-
мышленного комплекса, который входит в Концепцию развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 2006-2015 гг. [27], при условии привлечения дополнительных инвестиций и выхода продукции на рынок сбыта, может быть реализован инициатором - ОАО «Сибэксподом» (необходимо 0,25 млрд долл.). Возможность модернизации цементного завода в Иркутской области обсуждалась с китайской компанией Машимпекс, которая, при гарантии Сбербанка, способна провести модернизацию оборудования на «Ангарскцементе» [43].
В случае привлечения инвестиций, в период до конца 2010-х гг. с ориентацией на китайский рынок может быть начато строительство Ерко-вецкой ТЭС в Амурской области, которое включено в Инвестиционную программу ОАО «Интер РАО ЕЭС» [21] и в программу модернизации электроэнергетики России на период до 2020 г. [35] с капиталовложениями в 0,63 млрд долл. В 2013 г. было подписано соглашение между ОАО «Интер РАО ЕЭС» и Государственной электросетевой корпорацией Китая о разработке технико-экономического обоснования проекта расширения российско-китайского электроэнергетического сотрудничества [14]. Возможно, интерес к проекту строительства Ерковецкой ТЭС, как в случае с Уссурийской ТЭЦ, с китайской стороны будет связан с продвижением на российском рынке своего электрогенерирующего оборудования, под поставки которого будут привлекаться льготные кредиты Банка Китая [13]. В ближайшие годы с привлечением компаний из КНР, как в качестве подрядчиков, так и инвесторов, возможно начало комплексной застройки «Северного жилого района» в г. Благовещенске [37].
В ЕАО, с ориентацией на рынок стран АТР, компанией «Петропавловск» с условием привлечения дополнительных инвестиций может быть начато строительство Дальневосточного металлургического комбината с использованием в качестве сырья железных руд Кимкано-Сутарского и Гаринско-го месторождений [38]. Для строительства комбината необходимо порядка 0,43 млрд долл. [21].
На территории Хабаровского края инвестором - ОАО «Восточная энергетическая компания» - могут быть реализованы, в случае нахождения необходимых капиталовложений, два ключевых проекта Программы: строительство парогазовой установки мощностью 400-500 МВт на природном газе в г. Хабаровске и Ургальской ТЭС в Верхнебуреинском районе (объект включен в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г.) [36]. В 2017 г. компания «Полиметалл» может начать промышленную добычу золота на золоторудном месторождении Кутын в Тугуро-Чумиканском районе [1] Хабаровского края, разработка которого требует 0,04 млрд долл. инвестиций.
На территории Магаданской области китайские инвесторы изучают вопрос о перспективах разработки в пределах Ороекской металлогенической зоны [26]. В настоящее время предполагается совместное осуществление геологоразведочных работ и выявление запасов меди. Для разработки данной зоны необходимо как минимум 0,45 млрд долл. [38]. Объединенная горнопромышленная корпорация Китая изучает возможности участия в освоении месторождений бурых углей примагаданских месторождений. Стоимость проекта оценивается в 0,76 млрд долл. [38]. В 2010 г. был подписан протокол о намерениях «О развитии инвестиционного сотрудничества между администрацией Магаданской области и Объединенной горнопромышленной корпорацией (КНР)» [34].
В Камчатском крае, в случае привлечения необходимых средств, может быть расширена переработка титаномагнетитовых песков Халактыр-ского месторождения, интерес к которому проявляет бизнес из Республики Корея [18]. Сумма инвестиций в разработку месторождения составляет 0,05 млрд долл. [33]. Также с ориентацией на рынок АТР могут быть увеличены объемы глубокой переработки уловов водных биоресурсов в г. Петро-павловске-Камчатском (0,02 млрд долл.) и начато строительство объектов туристской инфраструктуры в Елизовском и Мильковском районах (около 2 млрд) [42].
На территории ЧАО интерес к освоению Беринговского каменноугольного месторождения проявила китайская угольная компания Shenhua Group [25]. Для реализации проекта необходимо ориентировочно 1 млрд долл. [34].
В регионах Северо-Востока Китая, как представляется, в ближайшие годы могут получить инвестиционную поддержку как минимум 6 проектов, связанных, прежде всего, с российским рынком. К ним относятся1: проект выращивания овощей в АРВМ [61] с инвестициями в 0,15 млрд долл.; строительство российско-китайской базы автомобильных запасных частей в г. Хуньчунь (провинция Цзилинь) - 0,23 млрд [66]; создание экспортной базы автомобилей и техноторгового центра в г. Хэйхэ (провинция Хэйлунц-зян); международный выставочный центр «Дальний Восток» в г. Муданьцзян (провинция Хэйлунцзян) [56]; создание российско-китайского торгово-ло-гистического центра в г. Телин (провинция Ляонин). Также возможно выделить проект по интеграции лесного хозяйства, целлюлозного и бумажного производств в г. Муданьцзян, к которому проявляет интерес сингапурский бизнес [56].
1 Ввиду недостатка информации сумма требуемых инвестиций приведена не по всем проектам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Программе представлены две группы инвестиционных проектов -транспортной и приграничной инфраструктуры и ключевых проектов сотрудничества. Ключевые проекты Программы не сбалансированы с точки зрения отраслевой структуры: в восточных регионах России представлены в основном добыча и первичная переработка природных ресурсов; на Северо-Востоке КНР - выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Для реализации всех ключевых проектов на российской территории требуется как минимум в четыре раза больше средств, чем на китайской. У двух сторон имеется разное видение результатов реализации Программы. Для китайской стороны интерес представляет географическая диверсификация поставок сырьевых товаров и сбыт готовой продукции на российском рынке, для российской - глубокая переработка сырья на территории восточных регионов России.
Возведение за счет бюджетных средств объектов транспортной и приграничной инфраструктуры реализуется в плановом порядке. Строительство объектов приграничной и транспортной инфраструктуры Программы на китайской территории происходит более быстрыми темпами, чем на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
На российской территории в стадии реализации находится 24 ключевых проекта, главным образом связанных с созданием объектов электроэнергетики, добычей природных ископаемых, строительством жилья и деревообработкой. Китайские инвесторы участвуют в реализации 8 проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, связанных с добычей полезных ископаемых, первичной обработкой древесины, строительством жилых домов и производством строительных материалов, а также созданием сборочных производств и торговлей.
На китайской территории реализуется 42 ключевых проекта, связанных главным образом с выпуском продукции машиностроения. Также на китайской территории с ориентацией на российский рынок создаются объекты торговой, производственной и туристической инфраструктуры. Российский капитал представлен только в одном ключевом проекте на китайской территории. За некоторым исключением, практически все функционирующие ключевые проекты находились в стадии реализации еще до появления Программы. Отнесение тех или иных программных инициатив к приоритетным проектам с российской стороны не является гарантией их реализации.
Основным фактором, сдерживающим осуществление инвестиций в ключевые проекты Программы, является их нерентабельность ввиду высоких сравнительных издержек. На российской территории реализация мно-
гих инвестиционных проектов по добыче полезных ископаемых очень часто предполагается на значительном удалении от основных транспортных путей, энергетических и коммунальных сетей. В результате время реализации таких проектов значительно увеличивается, происходит их удорожание либо они становятся неинтересными для инвесторов.
В ближайшие годы могут быть реализованы дополнительно 20 проектов Программы с российской стороны и 6 проектов - с китайской. Наиболее капиталоемкие проекты на российской стороне могут быть реализованы корпоративным сектором России в плановом режиме, в зависимости от конъюнктуры на мировом рынке и экономической целесообразности. Большинство перечисленных проектов нуждаются в инвесторах и емком рынке сбыта, которым может стать Китай. Вероятно, привлечение кредитных средств из КНР способно реанимировать ряд программных инициатив, которые по каким-либо причинам не реализуются. С учетом расширения торгово-экономического сотрудничества между Россией и КНР на китайской территории в ближайшее время могут получить развитие проекты, ориентированные на российский рынок.
Анализ реализации Программы указал на ряд ее уязвимых мест, к числу которых отнесятся: возможность изменений в перечне инвестиционных проектов, отсутствие механизмов предоставления налоговых льгот и снятия ограничений для перемещения рабочей силы. Кроме данной Программы, между странами было подписано свыше 200 различных документов по двустороннему сотрудничеству. Из реализуемых наиболее масштабными являются те проекты, которые подписываются в ходе визитов глав государств, не имея при этом к Программе никакого отношения. Тем не менее Программа является попыткой скоординировать двусторонние взаимоотношения. Возможно, опыт ее реализации будет учитываться для дальнейших инициатив российско-китайского сотрудничества на региональном уровне. На сегодня в стадии обсуждения между Россией и Китаем находятся десятки крупных инфраструктурных и сырьевых проектов на российской территории. Можно предположить, что в ближайшее время с российской стороны будет иметь место политическая воля к скорейшему подписанию таких инвестиционных соглашений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агентство экономической информации. URL: http://1prime.ru (дата обращения: январь 2014).
2. Асанкин Р. Олег Дерипаска провел корейцев за Байкал, чтобы освоить Чиней-ское месторождение. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1561916?fp= (дата обращения: январь 2014).
3. Белобородое С. Чудеса китайской предприимчивости. В Бурятии завод мощно-
стью 20 миллионов кирпичей в год признан самовольным строением. URL: http:// gazetarb.ru/news/section-economy/detail-144511/ (дата обращения: май 2014).
4. Быстринское месторождение золота и меди могут начать эксплуатировать лишь через пять лет. URL: http://chita.rusplt.ru/index/byistrinskoe-mestorojdenie-zolota-i-medi-mogut-nachat-ekspluatirovat-lish-cherez-pyat-let.html (дата обращения: май 2014).
5. Встреча главы Минрегиона и его китайского коллеги состоялась на 22 Харбинской международной выставке. URL: http://amurmedia.ru/news/ politics/15.06.2011/159724/ partnerstvo-kitayskih-provintsiy-i-rossiyskih-regionov-dalnego-vostoka-obsudili.html (дата обращения: май 2014).
6. Габуев А. «Объем нашей торговли с Монголией будет больше, чем с Россией!». Программа регионального сотрудничества с Китаем оказалась на грани срыва. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1772701 (дата обращения: май 2014).
7. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года. URL: http://www.energyland.info/files/library/112008/7579b56758481da282dd7e0a4de05fd1.pdf (дата обращения: май 2014).
8. Глазырина И.П., Калгина И.С., Лавлинский С.М. Проблемы освоения минерально-сырьевой базы Востока России и перспективы модернизации региональной экономики в условиях сотрудничества с КНР // Регион: экономика и социология. 2012. № 4. С. 202-220.
9. Горбунов В. На Сахалине создается крупное лесопромышленное предприятие. URL: http://www.sakhalin.biz/news/business/76251/ (дата обращения: май 2014).
10. Джумайло А. Кимкано-Сутарский ГОК сплыл на ноябрь. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2468832 (дата обращения: май 2014).
11. Джумайло А. Металлургам не даются льготы для проектов на Дальнем Востоке и в Забайкалье. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2161202 (дата обращения: май 2014).
12. Джумайло А. Норникель сэкономит на молибдене. ГМК начинает сокращать инвестиции с Читы. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2177631 (дата обращения: май 2014).
13. Дзагуто В., Скорлыгина Н. Китай меняет турбины на энергию. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/1952374 (дата обращения: май 2014).
14. Документы, подписанные по итогам российско-китайских переговоров. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1425/print (дата обращения: май 2014).
15. Затраты на освоение Удоканского месторождения в Забайкалье оцениваются в 5,6 млрд долл. URL: http://itar-tass.com/sibir-news/1045674 (дата обращения: май 2014).
16. Изотов Д.А. Развитие восточных регионов России и Северо-Востока Китая сквозь призму научных конференций // Регионалистика. 2014. Т. 1. № 1. С. 115-125.
17. Изотов Д.А., Суслов Д.В. Пока только намерения: первые итоги реализации программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком КНР (2009-2018 гг.) // ЭКО. 2011. № 3. С. 160-178.
18. Инвестировать $25 млн в титаномагнетитовые месторождения Камчатки намерена Южная Корея. URL: http://primamedia.ru/news/asia/28.07.2010/130271/ investirovat-25-mln-v-titano-magnetitovie-mestorozhdeniya-kamchatki-namerena-yuzhna.html (дата обращения: май 2014).
19. Инвестиции в Апсатское месторождение составят более 31 млрд рублей. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2220379 (дата обращения: май 2014).
20. Инвестиционный портал Камчатского края. URL: http://invest.kamchatka.gov. ru (дата обращения: май 2014).
21. Информация по крупнейшим межрегиональным проектам кластерного типа, реализуемым или планируемым к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона. URL: http://rsppdfo.ru/krupn-mezhregion-proekt/ (дата обращения: май 2014).
22. Кирпичный завод на Сахалине построит российско-китайская компания в 2012 году. URL: http://sakhalinmedia.ru/news/economics/13.02.2012/191128/kirpichniy-zavod-na-sahaline-postroit-rossiysko-kitayskaya-kompaniya-v-2012-godu.html (дата обращения: май 2014).
23. Китайская компания построит в Улан-Удэ микрорайон к 2017 году. URL: http://bujet.ru/article/199462.php (дата обращения: май 2014).
24. Китайский бизнесмен Сунь Фэнсян о региональном сотрудничестве России и Китая. URL: http://ruchina.org/china-article/china/149.html (дата обращения: май 2014).
25. Китайский производитель угля заинтересовался Чукотским месторождением. URL: http://www.finansmag.ru/news/126469 (дата обращения: май 2014).
26. Китайцы заинтересовались медью Колымы. URL: http://www.metalinfo.ru/ ru/ news/67177 (дата обращения: май 2014).
27. Концепция развития лесопромышленного комплекса Иркутской области на период 2006—2015 гг. URL: http://www.sgb.irk.ru/prr%202007-2013.pdf (дата обращения: май 2014).
28. Норникель будет поставлять Китаю всю читинскую медь. URL: http:// gold.1prime.ru/show.asp?id=31785 (дата обращения: май 2014).
29. О китайско-российском технопарке в Чанчуне. URL: http://www.crtpark.com/ about/ ?151.html (дата обращения: май 2014).
30. Опорные инвестиционные проекты (точки развития) Забайкальского края. URL: http://opzab.ru/news/140 (дата обращения: май 2014).
31. Официальный портал Забайкальского края. URL: http://www.забайкальский-край.рф (дата обращения: июль 2013).
32. Официальный портал органов власти Еврейской автономной области. URL: http://www.eao.ru (дата обращения: январь 2014).
33. Официальный сайт Камчатского края. URL: http://www.kamchatka.gov.ru (дата обращения: май 2014).
34. Официальный сайт Министерства регионального развития России. URL: http://www.minregion.ru (дата обращения: май 2014).
35. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru (дата обращения: май 2014).
36. Официальный сайт правительства Хабаровского края. URL: http://gov. khabkrai.ru (дата обращения: май 2014).
37. Перечень инвестиционных проектов и предложений Амурской области. URL: http://www.mer.amurobl.ru/ru/sections/154 (дата обращения: май 2014).
38. Пономарев В. Базовая отрасль для Дальнего Востока. URL: http://expert.ru/ expert/2011/23/bazovaya-otrasl-dlya-dalnego-vostoka/ (дата обращения: май 2014).
39. Портал правительства Магаданской области. URL: http://www.magadan.ru (дата обращения: май 2014).
40. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009—2018 годы. URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTrea ty/004/201035210624_735729.htm (дата обращения: май 2014).
41. Российско-китайский инвестиционный фонд оптимистично смотрит на Дальний Восток и готов вложить миллиарды долларов в российскую экономику.
URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-04/22/content_ 28619701.htm (дата обращения: май 2014).
42. Ситнина В. 17 проектов ВЭБа на Дальнем Востоке. URL: http://slon.ru/ economics/ 17_proektov_veba_na_dalnem_vostoke-823478.xhtml (дата обращения: май 2014).
43. Сичкарь О. Цементный бизнес уже прошел краш-тест. URL: http://www. kommersant.ru/doc/1246731 (дата обращения: май 2014).
44. Совместное коммюнике по итогам восемнадцатой регулярной встречи глав правительств России и Китая. URL: http://government.ru/media/files/ 41d4999905acab08a52d.pdf (дата обращения: май 2014).
45. Состоялось заседание пускового штаба по строительству Усть-Среднеканской ГЭС. URL: http://www.usges.rushydro.ru/press/news/6855.html (дата обращения: май 2014).
46. Строительство ГОКа на Зашихинском месторождении переносится на 2016 год. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2458938 (дата обращения: май 2014).
47. Строительство комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов «Амурский нефтеперерабатывающий завод». URL: http://invest.amurobl. ru:8080/public/ project_146.pdf (дата обращения: май 2014).
48. Уссурийская зона сотрудничества привлекла внимание прессы. URL: http:// www.cntv.ru/2012/09/06/ARTI1346899541096610.shtml (дата обращения: май 2014).
49. Храмчихин А. Пораженцы. Если все месторождения сдаются одной стране, то это, мягко говоря, странно. URL: http://www.chaskor.ru/article/ porazhentsy_11329 (дата обращения: май 2014).
50. An Ambitious Project to Produce 44 Million sq. m. of Lithium-Ion Batteries per Year in the Liaoyuan. URL: http://www.liaoyuan.gov.cn/html/2013/zsxm_ 1206/9177.html (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
51. Company from Liaoning Produces more than 3 Thousand Special Vehicles a Year. URL: http://www.tlzwgk.gov.cn/bmgk_show.aspx?id=1749&dw=92 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
52. Cooperation Project for the Production of Unsaturated Polyester Resins with the Release of 50 Thousand Tons per Year. URL: http://www.jlagri.gov.cn/ Html/2011_12_01/2_2044 _2011 _12_01_ 108208.html (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
53. Economy Modernization of Chifeng City, Yuanbaoshan District. URL: http://www. cfsnews.com.cn/system/2011/11/28/010684996.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
54. Far Eastern Company (from Liaoning Province) for the Production of Heat Transfer Equipment in Tie ling City. URL: http://www.tielingtv.com/News_ View.asp?NewsID= 32728 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
55. Guliang - Loguhe Railway Construction by 4-th Brigade 13-th Division of the Chinese Railway. URL: http://txy.chnrailway.com/news/20110907165700.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
56. Heilongjiang and the Russian Far East Focused in the Development of Projects and the Joint Analysis of the Situation. URL: http://www.chinaru.info/zhongejmyw/ jingmaotegao/ 20485.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
57. Highland Gold завершила сделку по выкупу доли «Казцинка» в Новоширокин-ском руднике. URL: http://www.finmarket.ru/news/2663063 (дата обращения: май 2014).
58. In April Next Year Supposed to Construction Manchuria - Yiqi Railway. URL: http://www.nmg.xinhuanet.com/nmgwq/2010-10/18/content_ 21161352.htm (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
59. Installation and Start-Up Work in the Project for the Single-Crystal Silicon Production with the Release of 1500 Tons. URL: http://www.chinaacc.com/new/184_900_201106/ 13li291999825.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
60. Investment Cooperation Project for Processing Geese in Inner Mongolia on Buir Nuur Lake. URL: http://zhalantun.nmgnews.com.cn/system/2010/12/16/010536272. shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
61. Investment Network and Counties of China. URL: http://www.zgsxzs.com (дата обращения: март 2014). (На кит. яз.).
62. Investment Returns of the City for Five Months in 2010. URL: http://jjj.hunchun.gov. cn/ user/index.xhtml?menu_ id=8&mode=view_ content&news_ content_ id= 102&page= 1&is_top=0 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
63. Jia Yu Chemical Company, Jilin. URL: http://company.zhaopin.com/P2/CC3086/ 8841/CC308688416.htm (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
64. Jiagedaqi - Wodouhe & Mohe - Loguhe Road Construction Completed. URL: http://heilongjiang.dbw.cn/system/2009/11/27/052238613.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
65. Jilin Province Declared the Direction of Investment Projects in 2009. URL: http://www. dbzxjj.cn/News/ShowInfo.aspx?NewsID=1729 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
66. Jilin Province Network. URL: http://www.chinajilin.com.cn (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
67. Molybdenum: Market Outlook to 2016. URL: http://www.roskill.com/reports/steel-alloys/molybdenum/leaflet (дата обращения: май 2014).
68. Online Investment Promotion of Jilin Province. URL: http://www.investjilin.com (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
69. Production of Mining Machinery in the Xilinguo. URL: http://zsj.xlgl.gov.cn/ zsxm/ zbzzl/201303/t20130304_954933.html (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
70. Railway Construction in the Sinbaerhu Wilderness. URL: http://www.hlbrdaily.com. cn/ news/3/html/154417.html (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
71. Railway Project Hailar - Labudalin - Heyshantou was Started. URL: http://huoche. mipang.com/news-1662267.html (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
72. Rapid Technological Innovations Promote to Enterprises Development. URL: http://www.uggd.com/e/space/news_ show.php?userid=754509&id= 12246 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
73. The Construction of the Fuyuan Railway was Started. URL: http://www.keyunzhan. com/ knews-152058 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
74. The Expansion Production of Biocides in Yanbian Area by Chunlei Bio-Pharmaceutical up to 20 Thousand Tons Per Year. URL: http://www.ybkfq.gov.cn/user/ index.xhtml?menu_ id =21&mode=view_ content&news_ content_ id=461&is_ top=0 (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
75. The Innovation Project of Sanhe Group to Produce 500 Tons of Activated Carbon Fiber per Year in Liaoyuan. URL: http://www.ccvalley.com/tyjiaoyi/show-91.html (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
76. The Joint Project for the Production of Equipment for the Recycling and Processing of the Electrolytic Silver in Dalian. URL: http://www.ln.cei.gov.cn/qxgblj/tzln/zsyz/619637. shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
77. The People's Government of Jilin Province. URL: http://www.jl.gov.cn (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
78. The Project for the LED Increased Screen Color Displays Production with the Release of 30 Square Meters per Year. URL: http://jlbbc.com/devel_ newsshow.asp?pageclass=23 &id=1237&username=ccgjgxjscykfq (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
79. The Project for the Production of Composite Products for Vehicles. URL: http:// www.shenyang.gov.cn/tzzn/system/2012/07/02/000144092.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
80. The Project on Manufacture Expansion for Deep Processing of Aluminum in Holingor. URL: http://finance.sina.com.cn/money/future/20071114/14004173399.shtml (дата обращения: май 2014). (На кит. яз.).
PROGRAM OF REGIONAL COLLABORATION BETWEEN EASTERN PART OF RUSSIA AND NORTHEAST CHINA: PRESENT AND FUTURE
D.A. Izotov
Izotov Dmitriy Aleksandrovich - Ph.D. in Economics, Senior Research Fellow. Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042. E-mail: izotov@ ecrin.ru.
The author uses Russian and Chinese sources of information to analyze the current status and evaluate realization prospects of investment projects within the Cooperation Program between eastern regions of Russia and northeast China. State budget financed construction of transport and border infrastructure is being implemented as planned both in Russia and China. Sectoral distribution of key Program projects is found to be unbalanced: Russian regions specialize in mining and primary processing of natural resources while Chinese ones - in products with high share of added value. The study reveals that among 104 scheduled key Russian projects (at the cost of 47,9 billion USD) only 24 projects are under implementation (11,77 billion USD), 8 of which are carried out with the help of Chinese investments (1,77 billion USD). Joint ventures are connected with mining operations, primary processing of wood, construction of houses, manufacturing of building materials, assembly production and trade. Among 111 scheduled Program Chinese projects (at the cost of 9,87 billion USD) only 42 projects are under implementation (6,1 billion USD); they are associated with engineering products. There is only one Russian-Chinese joint venture on the territory of China (at the cost of 0,63 billion USD). The author suggests that in the near future 20 additional Program projects can be implemented in Russia (at the cost of more than 20 billion USD) and 6 projects (about 0,5 billion USD) - in China.
Keywords: program of collaboration, investment, project, region, Russian Far East, Eastern Siberia, Notheast China.
REFERENCES
1. Business News Agency. Available at: http://1prime.ru (accessed: January 2014). (In Russian).
2. Asankin R. Oleg Deripaska Held Koreans for Baikal to Master Chiney Field. Available at: http://wwwkommersant.ru/doc/1561916?fp= (accessed January 2014). (In Russian).
3. Beloborodov S. Miracles of Chinese Enterprise. Plant with a Capacity of 20 Million Bricks a Year is Recognized as the Unauthorized Structures In Buryatia. Available at: http:// gazetarb.ru/news/section-economy/detail-144511/ (accessed May 2014). (In Russian).
4. Bystrin Field of Gold and Copper can Start to Operate only in Five Years. Available at: http://chita.rusplt.ru/index/byistrinskoe-mestorojdenie-zolota-i-medi-mogut-nachat-ekspluatirovat-lish-cherez-pyat-let.html (accessed May 2014). (In Russian).
The research is carried out with the support of RHSF grant № 13-37-01201a2 «Investment cooperation between border regions of Russia and China: efficiency evaluation».
5. The Meeting of the Head of Ministry of Regional Development and his Chinese Colleagues was Held on 22 Harbin International Exhibition. Available at: http://amurmedia.ru/ news/politics/15.06.2011/159724/partnerstvo-kitayskih-provintsiy-i-rossiyskih-regionov-dalnego-vostoka-obsudili.html (accessed May 2014). (In Russian).
6. Gabuev A. "The Volume of our Trade with Mongolia will be More than with Russia!". The Program of Regional Cooperation with China is on the Verge of Collapse. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/1772701 (accessed May 2014). (In Russian).
7. The General Scheme of Gas Industry Development for the Period up to 2030.Available at: http://www.energyland.info/files/library/112008/7579b56758481da282dd7e0a4de05fd1.pdf (accessed May 2014). (In Russian).
8. Glazyrina I.P., Kalgina I.S., Lavlinsky S.M. Problems in Development of the Mineral Resources Base in the Eastern Part of Russia and Perspectives of Modernizing the Regional Economy in the Context of its Cooperation with China. Region: Ekonomika i Sotsiologiya [Region: Economics and sociology], 2012, no. 4, pp. 202—220. (In Russian).
9. Gorbunov V. Large Timber Industry Enterprise is Building on Sakhalin. Available at: http://www.sakhalin.biz/news/business/76251/ (accessed May 2014). (In Russian).
10. Dzhumaylo A. Kimkano-Sutarskiy GOKPostponed for November. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2468832 (accessed May 2014). (In Russian).
11. Dzhumaylo A. Metallurgists are not Given Incentives for Projects in the Far East and Trans-Baikal Territory. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2161202 (accessed May 2014). (In Russian).
12. Dzhumaylo A. Norilsk Nickel will Save on Molybdenum. MMC Starts to Cut Investments of Chita. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2177631 (accessed May 2014). (In Russian).
13. Dzaguto V., Skorlygina N. China is Changing Turbines for Energy. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/1952374 (accessed May 2014). (In Russian).
14. The Documents Signed Following Russian-Chinese Talks. Available at: http://news. kremlin.ru/ref_notes/1425/print (accessed May 2014). (In Russian).
15. The Costs to Develop the Udokan Field in Trans-Baikal Territory are Estimated at 5.6 Billion Dollars. Available at: http://itar-tass.com/sibir-news/1045674 (accessed May 2014). (In Russian).
16. Izotov D.A. Development of the Eastern Regions of Russia and Northeast China through the Lens of Scientific Conferences. Regionalistica — Regionalistics, 2014, vol. 1, no. 1, pp. 115—125. (In Russian).
17. Izotov D.A., Syslov D.V. So Far, Only Intentions: the First Results of Realization of the Program of Cooperation between East Regions of Russia and Northeast China (2009— 2018 rr.). ECO - ECO, 2011, no. 3, pp. 160-178. (In Russian).
18. South Korea Intends to Invest $25 Million in the Titanium-Magnetite Fields at Kamchatka. Available at: http://primamedia.ru/news/asia/28.07.2010/130271/investirovat-2 5 -mln-v -titano -magnetitovie -mestorozhdeniya -kamchatki-namerena -yuzhna. html (accessed May 2014). (In Russian).
19. Investments in Apsatsky Field will be More than 31 billion Roubles. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2220379 (accessed May 2014). (In Russian).
20. Investment Portal of the Kamchatka Territory. Available at: http://invest.kamchatka. gov.ru (accessed May 2014). (In Russian).
21. Information on the Major Interregional Projects Cluster Type, Implemented or Planned for Realization on the Territories of the Far East and the Baikal Region. Available at: http:// rsppdfo.ru/krupn-mezhregion-proekt/ (accessed May 2014). (In Russian).
22. Russian-Chinese Company will Build Brick Plant at Sakhalin in 2012. Available at: http://sakhalinmedia.ru/news/economics/13.02.2012/191128/kirpichniy-zavod-na-saha-
line-postroit-rossiysko-kitayskaya-kompaniya-v-2012-godu.html (accessed May 2014). (In Russian).
23. The Chinese Company will Build in Ulan-Ude Neighbourhood Unit by 2017. Available at: http://bujet.ru/article/199462.php (accessed May 2014). (In Russian).
24. Chinese Businessman Sun Fengxiang about Regional Cooperation of Russia and China. Available at: http://ruchina.org/china-article/china/149.html (accessed May 2014).
25. Chinese Coal Producer is Interested in the Chukchi Field. Available at: http://www. finansmag.ru/news/126469 (accessed May 2014). (In Russian).
26. The Chinese are Interested in Copper Kolyma. Available at: http://www.metalinfo.ru/ ru/news/67177 (accessed May 2014). (In Russian).
27. The Concept of Development of a Timber Industry Complex of the Irkutsk Region for the Period of 2006-2015. Available at: http://www.sgb.irk.ru/prr%202007-2013.pdf (accessed May 2014). (In Russian).
28. Norilsk Nickel will Supply China with all the Chita Copper. Available at: http:// gold.1prime.ru/show.asp?id=31785 (accessed May 2014). (In Russian).
29. On the Chinese-Russian Industrial Park in Changchun. Available at: http://www.crt-park.com/about/ ?151.html (accessed May 2014). (In Russian).
30. Supporting the Investment Projects (the Point of Development) of Trans-Baikal Territory. Available at: http://opzab.ru/news/140 (accessed May 2014). (In Russian).
31. Official Portal of Trans-Baikal Territory. Available at: http://www.3a6aHKa.nbCKHH-Kpaft.p^ (accessed July 2013) (In Russian).
32. Official Portal of the Government of Jewish Autonomous Region. Available at: http:// www.eao.ru (accessed January 2014). (In Russian).
33. Official Website of the Kamchatka Territory. Available at: http://www.kamchatka.gov. ru (accessed May 2014). (In Russian).
34. Official Website of the Ministry of Regional Development of Russia. Available at: http:// www.minregion.ru (accessed May 2014). (In Russian).
35. Official Website of the Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: http:// minenergo.gov.ru (accessed May 2014). (In Russian).
36. Official Site of Government of Khabarovsk Territory. Available at: http://gov.khabkrai. ru (accessed May 2014). (In Russian).
37. The List of Investment Projects and Proposals of the Amur Region. Available at: http:// www.mer.amurobl.ru/ru/sections/154 (accessed May 2014). (In Russian).
38. Ponomarev V. Core Sector for the Far East. Available at: http://expert.ru/ex-pert/2011/23/bazovaya-otrasl-dlya-dalnego-vostoka/ (accessed May 2014).
39. The Portal of the Government of Magadan Region. Available at: http://www.magadan. ru (accessed May 2014). (In Russian).
40. The Program of Cooperation between the Regions of the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation and North-East of the People's Republic of China for 2009- 2018. Available at: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/004/201035210624_ 735729. htm (accessed May 2014). (In Russian).
41. Russian-Chinese Investment Fund is Optimistic on the Far East and is Ready to Invest Billions of Dollars into the Russian Economy. Available at: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2013-04/22/content_28619701.htm (accessed May 2014). (In Russian).
42. Sitnina V. 17 Vnesheconombank's Projects in the Far East. Available at: http://slon. ru/economics/ 17_proektov_veba_na_dalnem_vostoke-823478.xhtml (accessed May 2014). (In Russian).
43. Sichkar O. Cement Business Already Passed Crash-Test. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/1246731 (accessed May 2014). (In Russian).
44. Joint Communique on the Results of the Eighteenth Regular Meetings of the Heads
of Governments of Russia and China. Available at: http://government.ru/media/files/ 41d4999905acab08a52d.pdf (accessed May 2014). (In Russian).
45. The Meeting of Starting Headquarters for the Construction of the Ust-Srednekanskaya Hydroelectric Power Station Took Place. Available at: http://www.usges.rushydro.ru/press/ news/6855.html (accessed May 2014). (In Russian).
46. The Construction of a GOK of Zashihinskoe Field is Transferred to 2016. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2458938 (accessed May 2014). (In Russian).
47. The Construction of the Complex of Oil Refining and Transportation of Oil Products «Amur Refinery». Available at: http://invest.amurobl.ru:8080/public/ project_ 146.pdf (accessed May 2014). (In Russian).
48. Ussuri Area of Cooperation has Attracted Media Attention. Available at: http://www. cntv.ru/2012/09/06/ARTI1346899541096610.shtml (accessed May 2014). (In Russian).
49. Khramchikhin A. If all Fields are Rent by One Country, it is Quite Strange. Available at: http://www.chaskor.ru/article/ porazhentsy_11329 (accessed May 2014). (In Russian).
50. An Ambitious Project to Produce 44 Million sq. m. of Lithium-Ion Batteries per Year in the Liaoyuan. Available at: http://www.liaoyuan.gov.cn/html/2013/zsxm_ 1206/9177.html (accessed May 2014). (In Chinese).
51. Company from Liaoning Produces More than 3 Thousand Special Vehicles a Year. Available at: http://www.tlzwgk.gov.cn/bmgk_show.aspx?id=1749&dw=92 (accessed May 2014). (In Chinese).
52. Cooperation Projectfor the Production of Unsaturated Polyester Resins with the Release of 50 Thousand Tons per Year. Available at: http://www.jlagri.gov.cn/Html/2011_12_01/2_2044 _2011 _12_01_ 108208.html (accessed May 2014). (In Chinese).
53. Economy Modernization of Chifeng City, Yuanbaoshan District. Available at: http:// www.cfsnews.com.cn/system/2011/11/28/010684996.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
54. Far Eastern Company (from Liaoning Province) for the Production of Heat Transfer Equipment in Tieling City. Available at: http://www.tielingtv.com/News_View.asp?NewsID= 32728 (accessed May 2014). (In Chinese).
55. Guliang — Loguhe Railway Construction by 4-th Brigade 13-th Division of the Chinese Railway. Available at: http://txy.chnrailway.com/news/20110907165700.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
56. Heilongjiang and the Russian Far East Focused in the Development of Projects and the Joint Analysis of the Situation. Available at: http://www.chinaru.info/zhongejmyw/jingmao-tegao/ 20485.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
57. Highland Gold has Completed a Deal to Buy the Share of "Kazzinc" in the Novoshi-rokinskoye Mine. Available at: http://www.finmarket.ru/news/2663063 (accessed May 2014). (In Russian).
58. In April Next Year Supposed to Construction Manchuria — Yiqi Railway. Available at: http://www.nmg.xinhuanet.com/nmgwq/2010-10/18/content_21161352.htm (accessed May 2014). (In Chinese).
59. Installation and Start-Up Work in the Project for the Single-Crystal Silicon Production with the Release of1500 Tons. Available at: http://www.chinaacc.com/new/184_900_201106/ 13li291999825.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
60. Investment Cooperation Project for Processing geese in Inner Mongolia on Buir Nuur Lake. Available at: http://zhalantun.nmgnews.com.cn/system/2010/12/16/010536272.sht-ml (accessed May 2014). (In Chinese).
61. Investment Network and Counties of China. Available at: http://www.zgsxzs.com (accessed March 2014). (In Chinese).
62. Investment Returns of the City for Five Months in 2010. Available at: http://jjj.hunc-
hun.gov.cn/ user/index.xhtml?menu_id=8&mode=view_content&news_content_id=102& page= 1&is_top=0 (accessed May 2014). (In Chinese).
63. Jia Yu Chemical Company, Jilin. Available at: http://company.zhaopin.com/P2/ CC3086/ 8841/CC308688416.htm (accessed May 2014). (In Chinese).
64. Jiagedaqi — Wodouhe & Mohe — Loguhe Road Construction Completed. Available at: http://heilongjiang.dbw.cn/system/2009/11/27/052238613.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
65. Jilin Province Declared the Direction oflnvestment Projects in 2009. Available at: http:// www.dbzxjj.cn/News/ShowInfo.aspx?NewsID=1729 (accessed May 2014). (In Chinese).
66. Jilin Province Network. Available at: http://www.chinajilin.com.cn (accessed May 2014). (In Chinese).
67. Molybdenum: Market Outlook to 2016. Available at: http://www.roskill.com/reports/ steel-alloys/molybdenum/leaflet (accessed May 2014).
68. Online Investment Promotion of Jilin Province. Available at: http://www.investjilin. com (accessed May 2014). (In Chinese).
69. Production of Mining Machinery in the Xilinguo. Available at: http://zsj.xlgl.gov.cn/ zsxm/zbzzl/201303/t20130304_954933.html (accessed May 2014). (In Chinese).
70. Railway Construction in the Sinbaerhu Wilderness. Available at: http://www.hlbrdaily. com.cn/ news/3/html/154417.html (accessed May 2014). (In Chinese).
71. Railway Project Hailar — Labudalin — Heyshantou was Started. Available at: http:// huoche.mipang.com/news-1662267.html (accessed May 2014). (In Chinese).
72. Rapid Technological Innovations Promote to Enterprises Development. Available at: http://www.uggd.com/e/space/news_ show.php?userid=754509&id= 12246 (accessed May 2014). (In Chinese).
73. The Construction of the Fuyuan Railway was Started. Available at: http://www.keyun-zhan.com/ knews-152058 (accessed May 2014). (In Chinese).
74. The Expansion Production of Biocides in Yanbian Area by Chunlei Bio-Pharmaceutical up to 20 Thousand Tons per Year. Available at: http://www.ybkfq.gov.cn/user/index. xhtml?menu_ id =21&mode=view_ content&news_ content_ id=461&is_ top=0 (accessed May 2014). (In Chinese).
75. The Innovation Project of Sanhe Group to Produce 500 Tons of Activated Carbon Fiber per Year in Liaoyuan. Available at: http://www.ccvalley.com/tyjiaoyi/show-91.html (accessed May 2014). (In Chinese).
76. The Joint Project for the Production of Equipment for the Recycling and Processing of the Electrolytic Silver in Dalian. Available at: http://www.ln.cei.gov.cn/qxgblj/tzln/zsyz/619637. shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
77. The People's Government of Jilin Province. Available at: http://www.jl.gov.cn (accessed May 2014). (In Chinese).
78. The Project for the LED Increased Screen Color Displays Production with the Release of 30 Square Meters per Year. Available at: http://jlbbc.com/devel_newsshow. asp?pageclass=23&id =1237&username= ccgjgxjscykfq (accessed May 2014). (In Chinese).
79. The Project for the Production of Composite Products for Vehicles. Available at: http:// www.shenyang.gov.cn/tzzn/system/2012/07/02/000144092.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).
80. The Project on Manufacture Expansion for Deep Processing of Aluminum in Holingor. Available at: http://finance.sina.com.cn/money/future/20071114/14004173399.shtml (accessed May 2014). (In Chinese).