Философия
УДК 327
Абрамова Наталья Андреевна
Natalia Abramova
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
РФ И КНР
PROBLEMS OF ZABAIKAL REGION INTEGRATION IN INTERNATIONAL COOPERATION BETWEEN RUSSIAN FEDERATION AND PRC
В статье анализируются механизмы между- The article analyses the mechanisms of interna-
народного сотрудничества Забайкальского края и tional cooperation between Zabaikal region and PRC приграничных территорий КНР border lands
Ключевые слова: интеграция, механизм сотрудниче- Key words: integration, mechanisms of cooperation, low ства, потенциал сотрудничества, уникальные харак- level of formality, cooperation potential, unique characteris-теристики tics
Статья подготовлена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (государственный контракт № 02.740.11.0363). Дальний Восток и Забайкалье обладают рядом уникальных характеристик, которые начинают учитываться в современной федеральной политике России. С точки зрения взаимодополняемости важных секторов экономик восточные регионы России имеют вполне очевидный потенциал сотрудничества со странами Азиат-ско-Тихоокеаского региона (АТР). Интегративное включение этих территорий в систему мирохозяйственных связей необходимо для решения стратегических задач, главной из которых является приобретение ими дополнительных возможностей к саморазвитию, т.е. качества самодостаточности.
В связи с этим исключительно актуаль-
ным представляется исследование особенностей восточноазиатской интеграции. В контексте этих проблем ведущими российскими учеными выдвинуты теории «становления пространственной восточноазиатской структуры стабильности», «равноположенного развития» и «многофакторного равновесия» [1, 2]. Исследования показывают, что интеграционные процессы Восточной Азии (ВА) являются многоуровневыми, характеризуясь низкой степенью формализации, что обусловлено широким разнообразием входящих в регион государств и наличием специфических проблем. Институционализация сотрудничества осуществляется с приоритетным развитием торгово-экономического и финансового направления. Сложившуюся модель восточноазиатского регионализма можно охарактеризовать как «мягкий интеграционный проект, направленный пре-
имущественно на укрепление финансового взаимодействия. Под «мягкостью» понимается то, что в обозримой перспективе участники азиатского интеграционного процесса не последуют примеру европейцев, передавших часть государственного суверенитета наднациональным структурам» [3].
Значительный скачок в развитии во многих странах ВА сделал явственным положение Дальнего Востока и Забайкалья РФ как отсталой автаркии. Большим препятствием на пути установления активных экономических связей внутри страны и в подсистеме международных отношений продолжают оставаться малонаселенность, транспортная удаленность от центральных районов России, труднодоступность, суровый климат. При высокой жизнеспособности и наличии потенциала развития "Тихоокеанская Россия" не имеет своего статуса в геополитическом и особенно в геоэкономическом пространстве вследствие недостаточности
федеральных инвестиций, нерациональной тарифной политики на транспорте, неразвитости социально-экономической сферы. По этим причинам Россия лишается важных источников инвестиций для хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока. С другой стороны, они же и обусловливают необходимость интеграции региона в экономическое пространство АТР и Восточной Азии в целом.
Постепенное включение Дальнего Востока и Сибири в систему мирохозяйственных связей в азиатско-тихоокеанском направлении становится основным условием сбалансированного социально-экономического развития этих территорий. По многим показателям наиболее оптимальным партнером для российского Дальнего Востока и Забайкалья является Китай.
Интересным в этой связи представляется тезис В. Каганского о дополнительности стран и ландшафтов. Выделяя сходные черты ландшафтов РФ и КНР, автор пишет о том, что они в значительной мере огосударствлены [4]. Под этим термином понимается то, что основным каркасом обеих стран является админист-
ративно-территориальное устройство, поэтому международное сотрудничество наиболее активно осуществляется в режиме приграничных региональных пар (например, Автономный район Внутренняя Монголия КНР и Забайкальский край РФ).
Фактор дополнительности обеспечивается ресурсной составляющей. Китай испытывает острое демографическое давление на среду обитания при увеличивающемся дефиците природного сырья. В противоположность этому Дальний Восток и Восточная Сибирь РФ располагают крупными ресурсами, значительными водными запасами, наличием пустующих земель, что делает эти территории весьма привлекательными для Китая.
Китайские исследователи, характеризуя преимущества Восточной Сибири и Дальнего Востока, систематизируют и конкретизируют их в понятии «три много» (сань до»): месторождения, лес, рыба. Ими выделяется высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал региона, удобные транспортные схемы (Трассиб, БАМ). Особенно акцентируется внимание на соотношении числа научно-технических кадров и всего населения региона, который по данному показателю занимает первое место в России. Не упущен и военный фактор. Отмечается, что в регионе производится большое количество высококлассного оружия. Вместе взятое это представляет огромную практическую ценность для развития КНР [5].
Дополнительность Китая и России обусловлена и демографическим фактором. Россия, не имея достаточного количества трудовых ресурсов, не может полноценно освоить свои восточные территории. При этом Китай, обладающий колоссальным избытком людских резервов, не сможет обойтись без природных ресурсов восточных территорий РФ. Этот фактор обусловливает необходимость взаимодействия РФ и КНР, формируя политическую проблему проектирования типа этого взаимодействия. При совпадающих интересах РФ и КНР это может быть взаимодополняющее
сотрудничество в деле соразвития России и Китая.
Научно-практическое осмысление глобальных и региональных измерений в политике и экономике привело к появлению специально направленных на развитие восточных регионов РФ Стратегий и Программ. В первых документах внимание было привлечено к иностранным инвестициям в экспортные отрасли и защите отечественных товаропроизводителей. Роль внешнего фактора учитывалась слабо, интеграционные процессы в ВА не воспринимались как жизненно важные для России. Новый вызов - удержание целостности и связности страны за счёт социального и экономического развития ее территорий привел к появлению Стратегии развития Сибирских и Дальневосточных регионов России, в которой обозначено: «Россия стоит сейчас перед непростой задачей: удержать под своим суверенитетом 13 % общей территории Земли, содержащей около 40 % полезных ископаемых планеты, располагая всего 3 % населения, которое сокращается со скоростью около 1 млн чел. в год» [6].
Документ демонстрирует осознание ключевых вызовов для Сибири и Дальнего Востока. Прежде всего, они обусловлены геополитическим положением - границей с регионом АТР, для стран которого характерны быстрый экономический рост, агрессивный захват внешних рынков, интенсивный рост потребления энергоресурсов и, как следствие, нарастающий сырьевой дефицит. Серьезной проблемой является неконкурентоспособность многих производств, отсутствие инфраструктуры в районах перспективного освоения, удалённость от основных логистических центров, снижающийся уровень качества населения, связанный с оттоком квалифицированных кадров. В такой ситуации отсутствие эффективных стратегий освоения Сибири и Дальнего Востока усиливает долгосрочные риски, формируя долгосрочную угрозу утраты контроля Россией над частью территории. Всё это в совокупности ослабляет позиции России в
АТР, провоцируя сопредельные государства на разработку стратегий взаимодействия с ней исключительно как источником необходимых сырьевых ресурсов.
Мощный импульс подъему Сибири и Дальнего Востока может придать углубление российско-китайского многопрофильного взаимодействия. Этот тезис научно подкрепляется системными и комплексными исследованиями становления и роста совокупной мощи Китая и России на основе факторного анализа, изложенного в фундаментальной монографии, раскрывающей стратегии развития обеих стран [7]. Главный вывод заключается в том, что решение сложных задач мирного развития Китая и России требует координации и долговременного сотрудничества на основе стратегии соразвития.
Реальным воплощением этих плодотворных идей стала разработка Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.), которую можно рассматривать как механизм интеграции в трансграничном пространстве РФ и КНР. Новая комплексная Программа совместных усилий по подъему соседствующих регионов определяет ключевые проекты и 8 основных направлений сотрудничества.
Анализ Программы показывает, что основное содержание ключевых проектов на территории субъектов РФ связано с освоением, совместной разработкой сырьевых месторождений (полиметаллические руды, железная руда, молибден, золото, серебро, медь, титан, апатиты, цеолиты, магнезиты, олово, каменный уголь).
На втором месте по значимости находятся проекты по созданию комплексов или предприятий по глубокой переработке древесины (семь - в Хабаровском крае, два - в Забайкальском крае, по три - в Иркутской области и Бурятии, два - на Сахалине, по одному - в Амурской, Магаданской, Еврейской областях, Приморском крае).
Много проектов по строительству: производству цемента (три в Бурятии, в Забайкальский крае, Иркутской и Амурская областях, Еврейской АО), производству кирпича и стекла (в Бурятии, на Сахалине, Амурской обл.). Предусматривается создание совместных «промышленных зон», «промышленных районов» и «парков» (в Забайкальском крае и Бурятии). На прилегающих к морю территориях предполагается совместная организация морзверо-бойного промысла, глубокой переработки сырья. Обращает внимание привлечение китайских инвестиций по созданию предприятия по добыче и розливу экологически чистой воды -проект ООО «Священный Байкал-Иркутск» и строительство объектов туристской инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань».
Одним из серьезных вопросов, обусловливающих интеграционные процессы, является оборудование границ государств. В этом направлении Программа предусматривает обустройство пунктов пропуска, строительство и реконструкцию приграничной инфраструктуры: автомобильные, железнодорожные, водные пункты пропуска. Намечено выделение ряда экспериментальных зон с использованием национальных валют обеих стран.
Сотрудничество в сфере транспорта предусматривает открытие новых направлений железнодорожного сообщения, наращивание пассажирского потока, развитие имеющихся и определение новых международных аэропортов, увеличение функций аэропортов.
Программой предусмотрено расширение и формирование новых механизмов гуманитарного и научно-технического сотрудничества -создание инновационных площадок, парков по внедрению инновационных технологий. В сфере туризма внимание направлено на развитие новых туров, осуществление туристских и семейных обменов и др. С российской стороны намечено развитие отдельных туристских маршрутов, включающих Забайкальский край: «Восточное кольцо России», «Великий чайный
путь», что предоставит Забайкальскому краю дополнительную возможность для формирования своего международного имиджа.
Межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды содержит перечень конкретных природоохранных объектов и направлений.
Ключевые проекты, направленные на подъем Северо-Восточных регионов КНР, отдают предпочтение производству конечного продукта. Так, из 21 проекта, разработанного для территории Внутренняя Монголия КНР, непосредственно граничащей с Забайкальским краем, 16 связаны с производством различных металлов, сплавов, изделий из них, производством горных машин и оборудования и др. Половина проектов в провинциях Хэйлунцзян, Ляонин имеет такую же направленность. В провинции Цзилинь 29 проектов из планируемых 37 также связаны с производством. К основным направлениям экономической политики провинции Хэйлунцзян относится развитие транспортной инфраструктуры, химической промышленности, оптимизация структуры российско-китайской торговли, создание собственных технологий и продукции. Основные усилия в провинции Цзилинь будут направлены на развитие автомобилестроения, электроники, информатики, фармацевтики, химической, пищевой промышленности, стройматериалов. В провинции Ляонин предполагается сосредоточить внимание на отрасли высоких и новых технологий (биологические исследования, генная инженерия), машиностроения, электроники и информатики. Очевидно, что проекты по развитию Северо-Востока Китая призваны нивелировать имеющийся экономический дисбаланс.
Таким образом, Программа демонстрирует явно различные подходы к сотрудничеству со стороны РФ и КНР. Россия отдает в совместную разработку минерально-сырьевые ресурсы, которые в КНР составят основу производства железа, меди, молибдена, золота, сурьмы, титана, ванадия, серебра, германия, олова, свинца, огнезащитных дверей, различ-
ной техники, медных листов, кирпича, мебели и др.
По Забайкальскому краю предусмотрена реализация 8 основных проектов сотрудничества. Все они обозначены в качестве приоритетов в Стратегии развития Забайкалья. Четыре связаны с освоением месторождений в зоне Байкало-Амурской магистрали и в юго-восточных районах края; остальные - с созданием лесоперерабатывающих комбинатов, формированием промышленных зон, строительством цементного завода.
При этом не предусматривается создание перерабатывающих и производящих конечные изделия предприятий. Основными причинами такого положения являются труд-нодоступность сырьевой базы, отсутствие необходимой инфраструктуры и, в силу этого, невозможность организовать высокотехнологичное производство. Кроме того, форма партнерских отношений с КНР обусловлена отсутствием необходимых для разработки сырьевой базы региона масштабных инвестиций и дефицитом трудовых ресурсов в Забайкальском крае.
В целом, исходя из реалий, можно констатировать, что адаптация экономики края к экономической регионализации как внутри России, так и в регионе АТР происходит с ущемлением национального производства и углублением сырьевой структуры, не способствующей его высокотехнологичному и инновационному развитию.
Определяя характер интеграционных процессов, протекающих в Забайкальском крае, из известных науке факторов выделим наиболее детерминирующие направление и скорость интеграции региона [8]. Прежде всего, геополитическое положение, определяющее партнеров по интеграции (преимущественно КНР); природно-ресурсный потенциал (богатая минерально-сырьевая база), геоэкономический фактор (инвестиционная деятельность - на главных направлениях китайские инвестиции), демографический - невозможность реализации проектов развития края с помощью собст-
венных трудовых ресурсов. Таким образом, привлекательность Забайкальского края как международного партнера заключается в основном в его ресурсном потенциале.
Серьезным препятствием для интеграционных процессов являются неблагоприятные экономические показатели развития Забайкальского края, нивелирующие привлечение иностранных инвестиций, объем которых, начиная с 2006 г., неуклонно снижается [9].
Предстоящее активное взаимодействие с Китаем по освоению природных запасов Забайкальского края формирует комплекс угроз, которые убедительно проанализированы в исследованиях забайкальских ученых. Среди основных - критический уровень сырьевой зависимости, неэквивалентный характер сотрудничества, несущий преимущества развитию Китая, депопуляция населения края, наличие огромных трудовых резервов в приграничных регионах КНР [10].
Постановка проблем, связанных с интеграционной стратегией, вариантами международной интеграции, характерной для Забайкальского края, может быть актуальной при выработке долговременной стратегии России на Востоке, как на собственной территории, так и за ее пределами. Вывод очевиден: «России нужна такая политика в АТР, которая обеспечивала бы региональную интерпретацию общегосударственных глобальных российских интересов и общегосударственное глобальное прочтение региональных интересов субъектов РФ при учете их специфики» [11].
Конкретные механизмы, обеспечивающие стратегию международной интеграции Дальнего Востока и Забайкалья, известны. Это, прежде всего, постепенное снятие ограничений на свободное перемещение капиталов и технологий, формирование упрощенного пограничного и таможенного режима в отдельных зонах российско-китайской границы. Реализация подобных и последующих мер может в обозримом будущем сформировать в пространстве трансграничья такую экономическую систему, которая будет включена в междуна-
родное разделение труда и базироваться на относительно свободном распределении экономических ресурсов между Дальним Восто-
1. Богатуров АД. Очерки теории и политического анализа международных отношений / А.Д. Богатуров // Отв. ред. А.Д. Богатуров, Н.А. Косолапов, М.А. Хрусталёв. - М.: НОФмО, 2002.
2. Воскресенский А. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений / А. Воскресенский. - М., 1999.
3. Севастьянов С.В. Модели регионализма и регионализации Восточной Азии: автореф. дис. ... д-ра полит. наук /С.В. Севастьянов. - М., 2009.- С. 14.
4. Каганский В.Л. Центр - провинция - периферия - граница. Основные зоны культурного ландшафта / В.Л. Каганский. Режим доступа: http://www.inme.ru/previous/Kagansky/4z97-ww.html.
- Загл. с экрана.
5. Элосы дифан чюаньсянь цзи тяочжэн = Российская региональная власть и ее регулирование / Под ред. Дун Сяоян. - Бэйцзин: Дандай шицзе чубаньшэ, 2008. - С. 173-174.
6. Режим доступа:
Коротко об авторе__________________________________
Абрамова Н.А., д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой востоковедения, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
Служ. тел.: 7-3022-41-65-04
Научные интересы: интеграционные процессы
ком и Забайкальем и КНР, что и будет означать интеграцию региона в АТР.
___________________________________Литература
http://www.csr.ru/ upload/editor files/file0162.doc.
I, Титаренко МЛ. Китай - Россия 2050: стратегия соразвития / М.Л. Титаренко, Б.Н. Кузык. - М., 2006.
8. Международная интеграция российских регионов / Отв. ред. И.И. Курила (Сер. «Монографии»). - М.: Логос, 2001. - С. 13-15.
9. Ломаева О.Б. О состоянии инвестиционного климата в деятельности предприятий с иностранными инвестициями в 2008 г. / О.Б. Ломаева, И.А. Левенец, Б.Б. Насакова // Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2008 г. - С. 22.
10. Арсентьева И.И. Забайкальский край в системе национальной безопасности России: монография /И.И. Арсентьева. - М.: Восточная книга, 2009. - С. 153.
II. Титаренко МЛ. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии / М.Л. Титаренко. - М.: Памятники исторической мысли, 2008. - С. 382.
________________________Briefly about the author
N. Abramova, Head of Oriental Studies Department (China), Doctor of Philosophy, Professor
Areas of expertise: intergration processes