Научная статья на тему 'Интернет-торговля. Способы доставки товаров'

Интернет-торговля. Способы доставки товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винокурова В.О.

В статье рассмотрены существующие способы организации интернет-торговли и способы доставки товаров. Проведен анализ рынка фулфилмента в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-торговля. Способы доставки товаров»

ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ. СПОСОБЫ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ

© Винокурова В.О.1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва

В статье рассмотрены существующие способы организации интернет-торговли и способы доставки товаров. Проведен анализ рынка фул-филмента в России и за рубежом.

Современное общество психологи называют «обществом потребления», поскольку оно в значительной мере зависимо от производителей различных товаров и услуг, чем предыдущие поколения, и не в состоянии обеспечить себя необходимыми благами не только для комфортного существования, но и для минимального поддержания жизни. Стоит также добавить, что за последнее столетие в мире произошли глобальные изменения: многократно увеличилась численность населения Земли, возрос уровень урбанизации (более 50 % населения проживает в городах). Эти процессы, неизбежно, привели к стремительному росту спроса на товары и услуги.

Большее число производителей и поставщиков товаров и услуг в свою очередь вынуждено моментально адаптироваться к современным реалиям жизни, поскольку именно клиентоориентированность с течением времени завоевывает лидирующие позиции в рейтинге преимуществ компаний. Таким образом, компании ищут пути максимально полного удовлетворения желаний потребителей с целью удержания и расширения своей клиентской базы. Главным движущим фактором в этом процессе является желание потребителей получать необходимые им товары и услуги как можно быстрее без лишних усилий с собственной стороны, которое в свою очередь диктуется ускоряющимся темпом городской жизни.

Одним из способов решения проблемы, вызванной желанием потребителей минимизировать собственный вклад в процесс приобретения благ, является активное внедрение интернет-торговли. Так, согласно данным J'son & Partners Consulting за период с 2010 по 2015 г.г. лет российский рынок интернет-торговли расширился более чем в 3 раза. Ежегодный средний темп роста данного рынка, согласно исследованию, со-

1 Студент.

ставляет от 25 до 30 %, и по прогнозам аналитиков в ближайшие годы ожидается не только сохранение данной статистики на прежнем уровне, но и тенденция к ее увеличению.

Рис. 1. Динамика рынка интернет-торговли

Данная тенденция к увеличению числа компаний, ведущих бизнес через интернет, и потребителей, активно использующих данную опцию, в значительной мере влияют на выбор стратегии развития современных компаний. Однако, вполне обоснованно, возникают вопросы насколько динамично данный сегмент будет развиваться в перспективе и насколько оправданы оптимистичные прогнозы аналитиков.

Рассмотрим особенности данного вида торговли, делающие его привлекательным для потребителей. Таковой, как для жителей мегаполисов со стремительным ритмом жизни, так и для жителей удаленных от региональных центров населенных пунктов, является возможность заказать товар «онлайн», то есть, не выходя из дома или офиса. Более того, совершение покупок в интернете, зачастую, предоставляет покупателям более широкий выбор, поскольку они могут сравнить одновременно большое количество продукции. В то же время, стоит отметить, что наиболее значимым преимуществом интернет-магазинов перед обычными, в глазах потребителей, является максимально комфортная для них система доставки, учитывающая соблюдение правила 7Я, согласно которому правильная продукция, в должном качестве, в правильном количестве и в установленное время должна быть доставлена в необходимое место, конкретному потребителю, с оптимальными затратами.

Выполнение заданных требований в российских реалиях не всегда достижимо в виду недостаточно развитой инфраструктуры и низкого качества

автомобильных дорог в совокупности с большими расстояниями перевозок. В связи с этим организация работы службы доставки играет определяющую роль для российских интернет-магазинов. Следовательно, важнейшей задачей, которую необходимо решить для устойчивого функционирования компании, является создание оптимальной модели управления логистической системой с учетом всех особенностей российского рынка интернет-коммерции.

Для детального изучения данного вопроса, в целях устранения возможной подмены понятий, необходимо пояснить основные используемые термины. Так под интернет-торговлей понимается особый процесс реализации товаров с помощью специализированных электронных площадок, предоставляющих потребителям возможность дистанционно оформить заказ. Стоит отметить, что в данном определении говорится только о реализации, то есть о продаже товаров на сайте с помощью особой информационной системы, но не освещена специфика получения сделанного заказа потребителем. Это означает отнюдь не некорректную или неточную формулировку понятия, но его действительное отличие от принятого простыми обывателями стереотипа. Интернет-торговля, несомненно, тесно связана с процессами по хранению и доставке реализуемых товаров, однако они выделяются в отдельную категорию. Она получила название фулфилмента и представляет собой особый комплекс решений по обеспечению дистрибуции товаров для компаний, занимающихся торговлей через интернет. Ее составляющими являются такие логистические процессы, как:

- хранение товаров;

- прием заказов;

- обработка заказов;

- комплектация и упаковка товаров;

- организация доставки;

- сбор средств от получателей заказов;

- обработка возвратов.

Согласно данным, предоставленным компанией J'son & Partners Consulting, объем российского фулфилмент-рынка в 2015 г. достиг 8 млрд. рублей, продемонстрировав при этом рост в 3 % по сравнению с предыдущим годом.

Фулфилмент может как осуществляться самой компанией, так и отдаваться на аутсорсинг (полностью или частично). Так в США около 25 % оборота электронной коммерции приходится на компании с собственным фулфилментом (не включая Amazon), а наиболее ярким примером подобной

организации, является всемирно известный интернет-портал Amazon, занимающий до 30 % оборота электронной коммерции Америки. Соответственно, оставшаяся доля приходится на аутсорсинговый фулфилмент, причем его оборот превышает 100 млрд. долларов. Таким образом, на основе предоставленных данных можно сделать однозначный вывод о том, что большая часть компаний (~ 45 %), занимающихся интернет-торговлей, как в США, так и по всему миру предпочитает отдавать процессы, связанные с фулфил-ментом на аутсорсинг Это, несомненно, объясняется высоким уровнем сложности производимых логистических операций, который с ростом числа заказов только повышается. Как было сказано ранее, процессы, связанные с обеспечением дистрибьюции товаров, могут быть отданы на аутсорсинг как в полном объеме, так и частично, что чаще всего, согласно статистике, и происходит. Наиболее востребованными на аутсорсинге являются 3PL (Third Party Logistics - логистика третьей стороны) услуги, то есть связанные с транспортно-логистическими операциями, поскольку компании заинтересованы в передаче обязанностей профессионалам, которые смогут структури-зировать и минимизировать затраты в данной области.

I В11

2013А 2014Е 2015Е 2016F

Рис. 2. Динамика российского рынка фулфилмента

Для дальнейшего анализа особенностей интернет-торговли следует обратиться к сектору доставки в аутсорсинговом фулфилменте. Также важно ответить на вопросы: откуда, куда и кем осуществляется доставка продукции. Первоначально стоит выявить основные общие различия между розничными и интернет-магазинами, а затем постараться их интерпретировать применительно к особенностям процессов доставки.

Как было сказано в начале работы, основным преимуществом интернет коммерции в глазах потребителей является то, что совершаемые покупки не требуют личного присутствия заказчика. Таким образом, отпадает необхо-

димость в обязательном наличии обширных складских мощностей и складировании товара в месте его последующей реализации. Значительные складские площади требуются только в случае продажи заранее выкупленного товара, но при работе по системе dropshipping, когда товар минует посредника и доставляется напрямую от производителя к потребителю, возможен и полный отказ от использования складов. Данную информацию следует учитывать, отвечая на вопрос «откуда?», поскольку, как было уже замечено, для интернет-магазинов нет обязательной схемы логистики скла-дарования. Так доставка заказанного товара может осуществляться как со склада компании, так и сразу от производителя к потребителю, то есть по системе дропфишинга. В таких случаях сам интернет-магазин является лишь посредником, причем не вмешивающимся в логистику складирования и транспортировки заказа и работающим исключительно с информационными данными. Также следует отличать, является ли компания, занимающаяся реализацией продукции в интернете, ее производителем или работает с закупленным заранее товаром. В последнем случае цепь поставок усложняется, поскольку от производителя товар сперва идет на распределительный центр (склад) перекупщика (интернет-магазина), и только затем осуществляется доставка к заказчикам.

Следующий вопрос, требующий отдельного рассмотрения - кем производится доставка. Как было сказано ранее, чаще всего 3PL услуги отдаются на аутсорсинг, однако некоторые компании организовывают собственные курьерские службы доставки. Эта тенденция характерна для крупных компаний со специфической продукцией и небольшими расстояниями между заказчиком и интернет-магазином (компании имеющие представительство в крупных городах предлагают доставку по городу «до двери» при большой стоимости заказа бесплатно или за определенную сумму). Компании, не имеющие собственной курьерской сети, используют возможность почтового оформления или прибегают к услугам посредника (при передаче фулфил-мента на аудит).

Ответ на вопрос «куда?» является следствием из способа транспортировки (кем производится доставка). Таким образом, при доставке почтой конечным пунктом прибытия заказа будет именно почтовое отделение, указанное заказчиком. По подобной системе работает известная компания AliExpress. Другие способы для данной компании практически неприменимы, поскольку доставка осуществляется по всему миру, соответственно, создать собственную курьерскую сеть с подобной областью покрытия не представляется в настоящее время возможным. В случае доставки заказа с

курьером конечным пунктом обычно выступает квартира (или другое, указанное при оформлении заказа, место). Также практикуется доставка заказа до определенной торговой точки, принадлежащей самой компании или ее партнерам. Примером может являться фармацевтическая сеть Apteca.ru, доставляющая заказанную продукцию до выбранной вами аптеки из списка (стоит отметить, что в список включены различные аптечные сети) или компания Lush, предоставляющая потребителям возможность забрать сделанный в интернете заказ в одном из магазинов своей обширной торговой сети. Подобная стратегия требует разветвленной сети собственных торговых точек или сотрудничества с определенным числом компаний, занимающихся розничной торговлей и в свою очередь имеющих значительное число точек представительства. Следующей возможной конечной точкой при доставке товара потребителю является специализированный центр выдачи, принадлежащий самой компании. Данный вид доставки является одним из самых распространенных и обычно применяется в случае высокой вероятности отказа потребителя от товара. Типичным представителем подобного конечного размещения товара является компания Wildberries, занимающаяся интернет-продажей одежды и обуви. Заказанные потребителем товары приходят в заранее отмеченный им пункт выдачи (число пунктов в России - 312, в Москве - 55). В подобном центре потребители могут померить заказанные вещи и при желании отказаться от их приобретения.

Подводя итоги проведенного исследования, следует еще раз отметить, что основным конкурентным преимуществом интернет-магазинов перед привычными офлайн-ритейлерами является наиболее комфортная процедура выбора и доставки до конечного потребителя. Для ее организации компании необходимо виртуозно управлять собственными запасами и транспортировкой заказов, соответственно, онлайн-ритейлеру придется уделять особое внимание фулфилменту. Поскольку данные процессы затратны и трудоемки, они зачастую передаются на аутсорсинг.

Фулфилмент-рынок в России находится только на начальном этапе своего развития, что подтверждается статистическими данными (3 % от он-лайн-ритейла в России - более 10 % в странах с развитой интернет-торговлей). Это свидетельствует о том, что интернет коммерция и фулфилмент-рынок имеют значительный потенциал роста.

В независимости от того, каким способом осуществляется доставка товара (собственная логистика или аутсорсинг), перед компанией встает вопрос о выборе наиболее удобной и выгодной для их сферы деятельности схемы транспортировки. Решения принимаются на основе характеристик и

целей компании: наиболее клиентоориентированные предоставляют доставку «до двери»; крупные ритейлеры масс-маркета организуют центры выдачи заказов, собственные торговые точки или заключают договоры с оф-лайн-магазинами; наиболее масштабные со значительной площадью покрытия (работающие по всему миру) отправляют заказы почтой.

Каждый из этих способов имеет свои индивидуальные особенности, приемлемые для одной компании, но нереализуемые во второй. Выбор того или иного способа доставки зависит многих факторов, удельный вес каждого из которых определяется индивидуально для каждой группы товаров и региона доставки.

Список литературы:

1. http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-fulfilmenia-v-rossiyskoy-federatsii-itogi-2015-g-20160413044241.

2. http://www.molcom.ru/ru/news/news-of-the-logistics-market/85-logistic-online-retail.

3. https://www.wildberries.ru/services/besplatnaya-dostavka.

4. http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/42-44_3 .pdf.

5. http://www.interlog-expo.ru/img_out/10_09_lit_9.pdf.

6. http://articleland.ru/logistika-intemet-torgovli/.

УСТОЙЧИВОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

© Ильина Ю.А.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается влияние макросреды на цепочку поставок, в частности в условиях экономических ограничений. Рассмотрены мероприятия по повышению устойчивости и адаптивности цепочек поставок в соответствии с тремя этапами управления цепями поставок. Затронута проблема необходимости стратегического планирования деятельности в современных условиях.

Ключевые слова: логистика, управление цепями поставок, устойчивость цепей поставок, стратегическое планирование цепей поставок, санкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.