(e-mail: [email protected])
Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia
Life values and motivation of entrepreneurs and employees
Abstract. The article is devoted to study of life values, motivation of entrepreneurs and employees activity. The work presents main life values and motives of activity of a person depending on type of activity arrangement (individual entrepreneurs and employees).
Key words: life values, motivation activities, hired employees, individual entrepreneurs
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДОСТАВОЧНЫХ СЕРВИСОВ В ЛОГИСТИКЕ: ОТ КУРЬЕРСКИХ СЛУЖБ К КРАУДСОРСИНГОВЫМ ПЛАТФОРМАМ КОНСОЛИДАЦИИ
ЗАКАЗОВ
Клитина Нина Андреевна, старший преподаватель ([email protected]) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г.Ростов-на-Дону, Россия
В статье автор раскрывает современные особенности инновационной трансформации курьерских служб в краудсорсинговые платформы консолидации заказов на рынке экспресс - доставки.
Ключевые слова: курьерская доставка, доставочный сервис, краудсор-синг, IT-платформа.
Развитие доставочных сервисов в России в последнее десятилетие оказалось стимулировано активным ростом объемов интернет - торговли, которая только набирает обороты.
При этом, рынок экспресс - доставки является крайне неоднородными и достаточно структурированным.
«В2В-сегмент рынка экспресс - доставки (то есть отправка деловой корреспонденции и корпоративных посылок) давно устоялся, поделен между несколькими крупными игроками, а входной билет на него слишком дорог. Зато сегмент B2C (доставка заказов из интернет - магазинов конечным потребителям) до недавнего времени с распростертыми объятиями принимал всех желающих. Особенно бойко шло развитие в регионах, где конкуренция между службами доставки все еще предельно низка, а население уже распробовало вкус онлайн-шопинга» [5, с.50].
В условиях сокращения спроса 2014-2016 гг., торможения роста реально располагаемых доходов населения, конкуренция на рынке экспресс - доставки будет только возрастать.
При этом, наиболее устойчивыми в кризис будут крупные и средние курьерские службы, которые десятки и сотни интернет - магазинов и имеют стабильный объем заказов.
В целом, в дальнейшем рынок станет менее монополизирован и более структурирован. За счет слияний и поглощений, будет происходить укрепление позиций крупных компаний, которая смогут повысить качество обслуживания в отдельных регионах, расширить зону покрытия, запустить дополнительные сервисы.
Остальные компании пойдут по пути сокращения издержек, площадей, персонала и постоянной оптимизации процессов. Более мелкие операторы должны либо укрупняться, либо покидать рынок.
Между тем, в ближайшие годы рост рынка будет сопровождаться выходом новых операторов, которые используя инновационные решения, могут занять свою нишу. Расширение сервисов за счет освоения дополнительных компетенций представляет собой важное направление совершенствования, в том числе крупных компаний, которые все более активно выходят за пределы традиционной доставки.
Сегодня рынок постепенно отходит от схемы, по которой цепь поставок оказывается раздроблена между несколькими звеньями, которые отдельно осуществляют доставку товара на склад, хранение, сортировку и упаковку, доставку товара покупателю (последняя миля). Работа с несколькими поставщиками услуг сильно усложняет логистический процесс для клиента, что негативно отражается на качестве логистической цепочки и приводит к росту затрат.
Более важной становится кооперация интернет - магазинов с логистическим провайдером, который несет ответственность за сохранность груза на всем периметре цепи и способен организовать сквозную логистику.
Именно поэтому, наибольшие перспективы имеют операторы, которые смогут предоставить наиболее полный спектр услуг для электронной коммерции, предложат более адаптированные логистические решения, гибко подстраивающиеся под потребности конкретного интернет - бизнеса.
«В 2013 году компания запустила проект Р1ск&Раск, который подразумевает построение платформ для интернет-магазина, организацию работы контакт-центра, услуги по фулфилменту, управление возвратами и собственно доставку. За создание решений «под ключ» взялось большинство игроков: свои фулфилмент-операции появились у СДЭК и ряда других компаний. Другой вариант, которого придерживаются, например, БРБ и «МаксиПост», — привлекать к выполнению дополнительных сервисов специализированных поставщиков» [5, с.52].
Отметим, что последняя миля интернет - логистики сегодня характеризуется качественным преобразованием логистических сервисов доставки,
особенно новых операторов, которые выходят на рынок преимущественно за счет инноваций.
Примером является выход на рынок компаний Bringo, Today Delivery, которые плотно интегрировались в сопряженные звенья цепи поставок и сегодня находят новые решения для текущих проблем и сложностей, возникающих в результате сжатия спроса, недозагрузки свободных курьеров и т. д.
В настоящее время сервис Bringo обслуживает 25000-35000 заказов в месяц, прибыль составляет более 3 млн. руб. К середине 2015 г. сервис оказался серьезно недогружён: разрыв с его потенциальными возможностями составлял 6-7 раз. Выход был найден через сотрудничество с крупными компаниями логистической магистрали, которые согласились передать Bringo часть заказов на первой и последней миле, там, где доставлять товар по дорожным заторам долго и дорого.
В настоящее время «у сервиса более 2500 корпоративных партнеров: 55% поступает от ритейлеров и ресторанных сетей, которым нужна доставка, 30% - от логистов, доля которых в выручке примерно такая же» [3, с.32].
Другим оператором рынка курьерской доставки является «Достависта», который включает 50 000 курьеров-фрилансеров в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Екатеринбурге. При этом сервис имеет примерно схожую структуру клиентской базы: 75% доставок - интернет - магазины, 15% - HoReCa и другие бизнесы, 10% - частные клиенты.
Стартап Today Delivery вышел на рынок с торговой IT-платформой для консолидации покупок в интернет - магазинах с целью дальнейшей передачи курьерам. В настоящее время «90% доставок Today Delivery приходится на крупный e-commerce (компании, вроде Lamoda), 5-10% - на доставку готовой еды и около 1-2% - на доставку продуктов» [1, с.66].
Важно отметить, что и Bringo, и Today Delivery представляют собой не просто курьерские компании, они являются IT-компаниями. На рынке срочной доставки эти краудсорсинговые платформы имеют ряд преимуществ, что позволяет им перераспределять в свою пользу часть рынка экспресс - доставки на последней миле:
- неограниченный ресурс курьеров - фрилансеров;
- соблюдение регламентов и правил доставки;
- высокое качество и скорость перевозки ввиду отсутствия точек консолидации товара.
Помимо компаний магистральной логистики на последней и первой милях сегодня работают компании, которые представляют собой инновационные краудсорсинговые платформы решения логистических задач, которые позволяют разрабатывать инструменты оптимального управления имеющимися ресурсами.
Для таких компаний характерны свои сложности, одна из которых - необходимость поддержания оптимального баланса между количеством зака-
зов и числом исполнителей. Дефицит заказов порождает потерю части курьеров, для возмещения которой необходимо вновь запускать механизм их привлечения.
В случае нехватки самих исполнителей снижается качество, растут ре-путационные риски для бизнеса.
Более того, по мере насыщения рынка со стороны предложения, происходит усиление конкуренции за фрилансера, который может одновременно работать на несколько компаний. Отсюда, процедуры включения в доста-вочный сервис нового курьера предельно упрощается, а поддерживаемый для него уровень цен делает такую работу экономически выгодной.
Этот подход сегодня запущен во многих краудсорсинговых платформах, например Uber, которые достаточно агрессивно завоевывают новые рынки, зачастую доплачивая дополнительно за нерентабельную доставку.
По мере развития рынка и укрупнения самих операторов их бизнес проходит определенный жизненный цикл «взросления». Так, после запуска Bringo в 2013 г., уже к 2016 г. сервис сформировал бэк-офис, который позволяет позиционировать сам сервис как SaaS-решение для курьерских услуг.
При этом, достигаемая гибкость и технологичность краудсорсинговой платформы позволяет модифицировать ИТ-решения для поставщика и провести интеграцию любой сложности.
Таким образом, Bringo получает от логистических операторов на исполнение заказы, более эффективно и быстро организовывая доставку в рамках последней мили. Для магистральной логистики это обеспечивает кли-енто-ориентированность, удобство и конкурентность предложения, что особенно важно в условиях сжатия спроса и общей стагнации рынка в 2015-2016 гг.
В частности, компанией DPD была сформирована на основе краудсор-синговой платформы новая услуга «Быстрая доставка», что позволяет проецировать такое прогрессивное сотрудничество на международные компании.
Все это формирует общую тенденцию прогрессивного развития интернет - логистики последней мили в результате технологического совершенствования срочных доставочных сервисов.
На фоне этих преобразований крупные операторы на глобальном рынке, например Amazon делают попытку сформировать собственную курьерскую службу, которая будет доставлять покупки непосредственно до двери клиента.
По сути, речь идет о дублировании функций, которые уже давно достаточно качественно выполняют логистические компании FedEX и UPS. Ав-тономизация логистики последней мили обеспечит онлайновому гиганту ряд рыночных преимуществ: ускорение самостоятельной доставки без использования сторонней сети логистики; оптимизация бизнеса за счет эффективного распределения ресурсов; тотальный контроль процесса выпол-
нения заказов по всему периметру цепи поставок; сокращение общих издержек. Данный проект является пилотным, но в перспективе будет масштабироваться в глобальных масштабах.
Заметим, что сегодня автономная курьерская доставка становится все более характерной для многих онлайн - гигантов в частности на домашних рынках, но не в глобальных масштабах.
Тем не менее, важен сам посыл - сам вектор трансформации логистики онлайн - ритейла, который пытается максимально контролировать цепи поставок и эффективно обслуживать покупателя, выстраивая автономный доставочный сервис или используя сторонний.
Очевидно, что такие стратегии построения логистики не являются унифицированными, особенно касательно удаленных рынков, где приходится учитывать специфику локализации. Так, JD.com работает по трансграничной модели, но в планах компании развитие складов для морской транспортировки, которые будут расположены на Дальнем Востоке России или в странах Балтии или Финляндии, откуда быстро-оборачиваемые товары можно будет отгружать российским потребителям.
Завершающий этап - строительство мощностей для хранения товара и фулфилмента заказов в России [4, с.30].
Таким образом, можно резюмировать, что современное развитие доста-вочных сервисов на рынке стимулировано взрывным ростом интернет -торговли и необходимостью внедрения инновационных решений и способов организации сервисов, с помощью которых компании могут выйти на рынок, ярким примером чего являются успешные стартапы последних лет Bringo, Today Delivery и др.
Развитие интернет - торговли и инновационное преобразование сервисов не только обеспечат лучшую структуризацию рынка, конкуренцию и снижение цен на последней миле, но и расширят возможности для полноценной интеграции в инфраструктуру магистральной логистики.
Список литературы
1. Карпова А., Кац С. Сложение сил: почему стартапу Today Delivery удалось быстро выйти на конкурентный рынок экспресс - доставки // Forbes. - 2016. - №9 (150).
2. Кислова Ю. Методика расчета емкости товарных сегментов рынка транспортно-логистических услуг по усредненным плечам в разрезе звеньев поставки (первая миля, межтерминал, последняя миля на примере фармацевтической продукции) // LOGISTICS. - 2016. - №2.
3. Краузова Е. Второе дыхание: курьерский сервис Bringo сдал рывок, предложив свою помощь другим службам доставки // Forbes. - 2016. - №2 (143).
4. Сюй В. JD.ru: повода ожидать конкурентных войн нет // Retail&Loyalty. - 2015. -№8 (53).
5. Югринова Н. Экспресс на тихом ходу // Бизнес - журнал. - 2015. - №4.
Klitin Nina Andreevna, Senior Lecturer
Rostov State University of Economics (RSEU)
Rostov-on-Don, Russia