_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Представляется целесообразным для устранения этой проблемы выделить несколько групп менеджеров по категориям. Тогда каждый вид продукции будет закреплен за соответствующей группой сотрудников отдела (табл. 2).
Таблица 2
Схема закрепления номенклатурных групп за менеджерами (пример)
Сотрудники отдела закупок Хлебобулочные изделия Молочные продукты Заморозка (мясо, рыба, птица) Овощи и фрукты Макаронные изделия, крупы
Группа А (2 чел) V
Группа Б (2 чел) V
Группа В (2 чел) V
Группа Г (3 чел) V
Группа Д (3чел) V
Это позволит устранить дублирующие действия сотрудников, структурировать информационные потоки по направлениям (станет проще контролировать работу групп менеджеров), отслеживать изменения на рынке поставщиков продукции. А база данных поставщиков станет хорошо известной для менеджера конкретной номенклатурной группы. В свою очередь это уменьшит риск выбора недобросовестного поставщика и некачественного товара. Кроме того, указанное распределение снизит нездоровую конкуренцию между менеджерами и, следовательно, улучшит микроклимат в подразделении.
При ведении операционной деятельности могут возникать и другие проблемы связанные с логистикой поставок, размещением продукции, складской переработкой, доставкой клиенту. Определяющим при их решении является клиентно-ориентированный подход. В краткосрочной перспективе это потребует дополнительных затрат организации и весьма нежелательное уменьшение прибыли, размер которой и так сокращается в силу снижения спроса. Но за счет установления долгосрочных контрактов с клиентами; надежной и качественной работы закупочного подразделения; уменьшения количества отказов клиентов от сотрудничества; популяризации политики качества во внешней среде; увеличения стоимости договоров с постоянными клиентами (путем наращивания объемов заказов) возможен рост чистой прибыли в перспективе за счет применения элементов проактивного управления [2].
Список использованной литературы:
1. Исаев, Г.Н. Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Г.Н. Исаев - 6-е изд., - М.: Издательство "Омега-Л", 2013.
2. Лихолетов, В.В. Системный анализ и проектирование систем управления: Учебное пособие / В.В. Лихолетов - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.
© Камшилов С.Г., 2016
УДК 331.3
Клитина Нина Андреевна,
старший преподаватель, РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, РФ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ДОСТАВКИ В УСЛОВИЯХ РОСТА ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
Аннотация
В статье автор проводит анализ и обобщение современных тенденций развития логистики последней
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
мили и интернет - логистики в целом, рассматривая кризис, сокращение и миграцию потребительского спроса в нижние ценовые сегменты как драйвер форсированного развития трансграничного онлайн-ритейла и обслуживающих его логистических операторов, и, прежде всего, «Почты России».
Ключевые слова
Интернет-логистика, логистика последней мили, трансграничный онлайн-ритейл, интернет-магазин.
Увеличение объемов интернет - торговли привело к расширению рынка логистики и умножению числа его операторов (фулфилмент, доставка конечному потребителю), обобщение особенностей ускоренного рыночного роста последних, постоянного технологического совершенствования позволяет обозначить ряд тенденций, которые формируют вектор формационного оформления рынка логистики последней мили.
Развитие логистики последней мили сопровождается появлением все более новых операторов, особенно доставочных сервисов, конкуренция которых представляет собой конкуренцию алгоритмов доставки товара, IT-платформ и бизнес - моделей, которые быстро эволюционируют. Мы наблюдаем переход от традиционной курьерской доставки к краудсорсинговым платформам консолидации заказов: рынок экспресс - логистики представляют такие высокотехнологичные IT-компании, как «Пешкарики», «Достависта», сервис «Bringo», вышедший на рынок в 2015 г. «Today Delivery» и др.
Сегодня эти компании стремительно развиваются, разрабатывают новые интеграционные решения с магистральной логистикой, SAAS-решения для курьерских служб, активно развивают модель краудсорсинговой доставки.
Как показало исследование, проведенное компанией «Data Insight», наиболее знаковыми изменениями в потребностях интернет - магазинов являются следующие [7]:
- по-прежнему, основными факторами при выборе логистического оператора являются стоимость услуг, наложенный платеж и география доставки;
- возрастает ориентация интернет магазинов на требования клиентов, в частности, получать доставку товара в нерабочее время и в заранее фиксированный интервал;
- дальнейшее развитие интернет - магазинов, вероятнее всего, будет происходить по пути увеличения количества процессов, передаваемых на аутсорсинг сторонним логистическим операторам, включая первую милю, что предполагает параллельное расширение пула самих логистических компаний;
- по мере развития интернет - торговли, усиления конкуренции на рынке, повышается маркетинговое значение обслуживания на последней миле. Стоимость логистических услуг и недостаточное качество работы курьеров выступают в качестве наиболее релевантных критериев оценки эффективности логистики на аутсорсе, дополняя традиционно значимые - гибкость сервиса, контроль и своевременность оплаты;
- доставка товара выступает в качестве значимого инструмента обеспечения конкурентных преимуществ в онлайн-торговле. Заметим, что в отличие от стационарной розницы, где покупатель сам приходит и приобретает, бизнес - модель онлайн шопинга ориентирована на максимальное сокращение «лишних» затрат в системе прямых продаж, которые должны быть наиболее комфортны для покупателя. В связи с этим, кратно возрастает значение логистики, что снижает сегодня уровень лояльности интернет -магазинов к логистическим партнерам, особенно на последней миле: не отслеживают качество их работы только 6% онлайн - продавцов;
- стремление контролировать логистику последней мили результируется в расширение спектра сервисов для интернет - магазинов, которые требуют: актуализации данных о сети пунктов выдачи заказов; калькуляции стоимости заказов; получение статусов заказа и др.;
- поскольку непосредственная коммуникация интернет - магазина с покупателем идет через курьера, значение маркетинговой эффективности работы последних возрастает. Интернет - магазины еще более ориентируются на дополнительные продажи, но этот маневр, по-прежнему, ограничен слабостью логистических операторов, которые не развивают эту составляющую сервиса;
- в качестве дополнительного тренда, можно отметить повышение спроса на доставку крупногабаритных товаров, дропшиппинг и кросс-докинг. Данный спрос незначителен, но постоянно растет, стимулируя увеличение предложения со стороны логистических операторов, выбор которого пока остается
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
крайне незначительным.
Как показало исследование компании агрегатора логистических сервисов Checkout, в настоящее время более половины заказчиков отдают предпочтение доставке через пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы. При этом, по данным Checkout, 38% используют курьерскую доставку, а 10% - «Почту России» [1]. Это означает, как уже было отмечено выше, что уровень технологичности предложения «Почты России» пока отстает от альтернативных операторов.
«Выбор способа доставки также зависит от размера среднего чека. В курьерские службы обычно обращаются при покупке на сумму от 6 000 рублей, доставку до ПВЗ или постамата выбирают, если средний чек составляет 3 800 и 3 600 рублей соответственно, а «Почтой России» пользуются при среднем чеке в 2 400 рублей. При этом 78% оплачивают заказ при получении» [1].
Таким образом, особенности самого интернет - заказа тесно коррелированы со спросом на логистику последней мили: при крупной покупке потребитель перестраховывается и обращается к курьерской доставке. При средней стоимости покупки возможны варианты (ПВЗ, постамат), что достаточно удобно, так как нет привязки по времени - выборка заказа происходит в удобный для покупателя момент. При относительно низкой стоимости заказа покупатель прибегает к услугам «Почты России», вероятно, как менее надежного и дорогого провайдера.
Такое распределение позволяет предположить, что динамика и масштабы роста различных форматов логистики последней мили будут определяться распределением спроса между потребительскими сегментами. В период кризиса, именно переход покупателя из среднего сегмента в масс -маркет, из более емкого масс - маркета в кросс-бордер предопределило возрастание объемов трансграничной торговли и активное развитие маркетплейсов, основной объем посылок с товарным вложением которых обслуживает «Почта России».
Таким образом, можно констатировать, что развитие интернет - торговли, динамика роста сегментов, обусловленная структурой потребительского спроса и состоянием покупательской способности населения, выступят в качестве драйвера развития логистики последней мили, которая будет иметь неодинаковые темпы роста для различных операторов. Кризис 2014-2015 гг. скорректировал рыночные позиции онлайн-операторов, часть которых ушли с рынка, часть пришли и закрепили свои позиции. Такая ротация в определенной степени стимулировала естественную селекцию рынка: часть операторов вышли с него не по причине сокращения спроса, а вследствие не эффективности управления и экономики затрат. Как отмечает, в частности И. Гусев (La Redoute), «вновь пришедшие игроки успешно работают в том же ценовом поле, что и покинувшие его: никаких принципиальных изменений в структуре рынка не произошло» [3, с.22].
В целом, агрессивное развитие на российском рынке международных маркетплейсов в условиях перемещения покупателей в масс - маркет фактически формирует предпосылки для активного развития оператора «Почты России». Сокращение доходной базы домохозяйств, низкие темпы роста экономики, формирование курса на бюджетную консолидацию в близлежащей перспективе сужают возможности стимулирования конечного спроса в экономике и расширение потребления в средней социальной страте.
Непрямым индикатором этого являются колоссальные темпы роста объемов трансграничной торговли, доля которой выросла с 21% в 2014 г. до 29% в 2015 г. (219,2 млрд. руб.). При этом, количество посылок увеличилось с 77 млн. в 2014 г. до 135 млн. в 2015 г., 90% которых пришлось на Китай [9]. Сравнительный анализ темпов роста российских интернет - магазинов (7%) и кросс-бордера (73%) в 2015 г. позволяет заключить, что смещение спроса в нижние ценовые сегменты в условиях затягивающегося кризиса будет выступать в качестве драйвера для развития логистического оператора «Почта России», который получит значительный финансовый ресурс для реинвестиций в технологическое развитие сервиса.
Таким образом, развитие интернет - логистики и отдельных направлений логистики последней мили в перспективе будет определяться диффузией покупательского спроса между ценовыми сегментами, что формирует среднюю сумму чека и перераспределение спроса в пользу тех или иных операторов логистики последней мили.
Можно предположить, что отсутствие системных предпосылок для выхода из современного кризиса в экономике России будет и далее фиксировать тенденцию роста доли онлайн покупок (заказов) в зарубежных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_
интернет - магазинах (34% в 2015 г. против 24% в 2014 г.), большая часть которых будет иметь незначительную сумму чека. Это обеспечит определенный карт-бланш устойчивого рыночного роста для «Почты России» и сократит спрос на качественное более дорогое обслуживание со стороны альтернативных операторов.
Сегодня трансграничная торговля в России аккумулирует % прироста онлайн-покупок и этот тренд в близлежащей перспективе вероятнее всего сохранится. Априори можно предположить, что развитие трансграничной онлайн - торговли несет и определенный позитивный эффект для отечественной экономики (между тем усиливая конкурентное давление на российские интернет - магазины):
- кросс-бордер расширяет покупательскую аудиторию в онлайне, формируя новую модель покупательского поведения в торговом пространстве многоканального предложения;
- генерирует масштабный спрос на развитие логистической инфраструктуры в экономике;
- стимулирует российские интернет - магазины к усилению своих сервисных преимуществ, увеличению скорости доставки, возврата и обмена товаров.
На наш взгляд, потенциал дальнейшего инфраструктурного роста и технологического совершенствования интернет - логистики и логистики последней мили в России будет определяться динамикой структуры и объема покупательского спроса, формирующих интенсивность товарных потоков в различных ценовых нишах, а отсюда и спрос на логистическое обслуживание. Кризисное сокращение спроса усиливает рыночную позицию недорогого кросс-бордера, обслуживаемого «Почтой России», которая и впредь будет агрессивно расти. При этом, этот же кризис, растущее конкурентное давление на внутреннем рынке со стороны дешевого потребительского импорта при сокращении инвестиционной поддержки экономики со стороны государства, удорожание длинных кредитов и повышение отраслевых рисков промышленных инвестиций серьезно ограничат возможности для развития внутреннего товаропроизводителя и активного фронтального импортозамещения.
Список использованной литературы
1. Актуальные тенденции российского рынка доставки от CheckOut // по данным eCommerce хаба E-pepper.ru . [Электронный ресурс] http://www.e-pepper.ru/news/aktualnye-tendencii-rossijskogo-rynka-dostavki-ot-checkout.html (дата обращения: 24.10.2016)
2. Батыгов Я., Резников, С. Конечный спрос в оптике макроэкономической оценки проблем поддержания устойчивости современных цепей поставок // Финансовые исследования. - 2015. - № 2 (47).
3. Гусев И. La Redoute: онлайн - ритейлерам нужно привыкать к бесплатной доставке// Retail&Loyalty. -2016. - №22 (60). - с.22.
4. Завадский М. Развитие российского сегмента AliExpress для нас важный момент, и мы видим здесь потенциал не только для продаж внутри России, но и в будущем для экспорта // по данным eCommerce хаба E-pepper.ru . [Электронный ресурс] http://www.e-pepper.ru/news/aliexpress-nameren-uvelichit-chilo-rossijskix-prodavcov-v-6-raz.html (дата обращения: 24.10.2016)
5. Иванов А. Российский рынок e-commerce 2016: ожидания и реальные перспективы // Retail&Loyalty. -2016. - №3 (57).
6. Лапин С. Трансграничная онлайн - коммерция в РФ: логистика выходит на первый план // Retail&Loyalty. - 2015. - №3 (48).
7. Логистические услуги для интернет-магазинов: мнения и ожидания клиентов 2016 // По данным исследовательской компании Data Insight. [Электронный ресурс]: http://logistics.datainsight.ru/opinion16 (дата обращения: 01.06.2016)
8. Малышев С. Почта России: с 37% до 50% рынка e-commerce за два года // Retail&Loyalty. - 2015. - №9 (54).
9. Электронная торговля в России: итоги 2015 года // По данным исследовательской компании Data Insight. [Электронный ресурс]: http://www.e-pepper.ru/wp-content/uploads/2016/01/1_0_DI-pickpointbreakfast-2016.pdf (дата обращения: 02.07.2016)
© Клитина Н.А., 2016