УДК 331.3
Михайлюк М. В.
МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА И ИНТЕРНЕТ-ЛОГИСТИКА: РЕКОНФИГУРАЦИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ РОСТА
ОНЛАЙН-РИТЕЙЛА
Аннотация
В статье автор предлагает расширенное видение процесса развития магистральной логистики и логистики последней мили в контексте прорывных темпов развития интернет-торговли, и особенно трансграничной торговли, которые стимулируют реконфигурацию цепей поставок в системе многоканальных продаж на потребительском рынке. Дифференцированное представление логистических путей преодоления последней мили автор дополняет концептуальной оценкой возможностей усиления рыночных позиций отечественных интернет-магазинов, которые не могут предложить широкий ассортимент продукции российского товаропроизводителя, использовать знание местного рынка и короткую логистику. По мнению автора, они фактически воспроизводят сценарий уже онлайн-товароснабжения внутреннего рынка России для зарубежного товарного импорта, который был реализован за последние два десятилетия в отечественной стационарной рознице.
Ключевые слова
Интернет-торговля, магистральная логистика, интернет-логистика, логистика последней мили.
JEL: L81
Michailyk M. V.
MAGISTRAL LOGISTICS AND INTERNET LOGISTICS: RECONFIGURATION OF SUPPLY CHAINS IN TERMS OF GROWTH OF ONLINE-RETAIL
Annotation
Аuthor offers an expanded vision for development of logistics backbone and last mile logistics in context of break-through rate of development of Internet-trade, and especially cross-border trade, which stimulate the reconfiguration of supply chains in multi-channel sales system in consumer market. Differentiated presentation of logistic ways to overcome the last mile author complements the conceptual assessment capabilities enhance the market position of domestic Internet-stores that cannot offer a wide range of products of Russian producers, use knowledge of local market and a short logistics. According to author, they actually reproduce the scene is already online-trade Russian domestic market for foreign goods import, which has been implemented over the last two decades in domestic fixed retail.
Keywords
Internet trade, logistics backbone, Internet-logistics, the logistics of the last mile.
Предметная постановка проблематики настоящей статьи обусловлена кардинальными изменениями, которые несет развитие интернет-торговли, вызывающее перестройку цепей поставок, возникновение новых каналов продаж, формирование адаптированной под них логистической инфраструктуры [1, 2].
Интернет-торговля не только формирует растущий в своем объеме и технологически совершенный канал това-роснабжения внутреннего рынка страны, но и изменяет соотношение между торговой и логистической составляющей в бизнес-моделях организации продаж на потребительском рынке.
Согласно данным исследовательской компании Data Insight, среднегодовой прирост количества заказов в интернет-магазинах (без учета кроссбордера) составляет 5-12 %, стоимостной объем покупок составляет 670 млрд руб. [3].
Объем продаж в рамках трансграничной торговли составляет 160 млрд руб. При этом рост числа онлайн-заказов в зарубежных интернет-магазинах в 2015 г. составил 75 %, что характеризует высокую динамику развития трансграничной торговли. Снижение среднего чека в долларовом выражении для импорта из Китая (на 2530 %) и общее по рынку (30 %) крос-сбордера (в результате сокращения поставок в рамках американского и европейского направлений) означает снижение стоимости товарного потока в канале онлайн-продаж и расширение покупок именно недорогих товаров в рамках интернет-доставки [3]. Однако данная статистика не отражает более глубоких качественных изменений, которые сопровождают колоссальный по своим темпам экстенсивный рост онлайн-ритейла [4].
Развитие интернет-торговли стимулировало трансформацию цепей поставок, изменение логистики последней мили, которое сегодня стремительно эволюционирует как в организационном, так и технологическом аспекте [5].
Происходит наложение множества факторов, которые формируют новую конфигурацию цепей поставок, завязанных на интернет-торговлю.
Во-первых, в рамках онлайн-канала продаж формируется наиболее гибкий сервис покупательского обслуживания, прежде всего, за счет развития служб курьерской доставки. Данный канал весьма динамично развивается, что открывает новые возможности для выхода на рынок и освоения системы товароснабжения, предложение в которой не является перенасыщенным.
Во-вторых, следует учитывать тот факт, что многолетняя эволюция магистральной логистики привела к консолидации данного рынка и появлению на нем крупных игроков, то есть усилению конкурентного напряжения. В условиях кризиса, санкций и антисанкционного режима функционирования экономики сокращение объемов товароснабжения внутреннего рынка усилило конкуренцию, привело к сокращению маржинальности поставок, что заставляет крупных операторов диверсифицировать развитие и искать новые направления роста, одним из которых является интернет-логистика. Покупка в 2016 г. финским логистическим гигантом Itella российской компании экспресс-доставки «МаксиПост» является индикатором не только назревающей консолидации рынка доставочных сервисов, но и реализации стратегий опережающего развития. Поглощение уже сформировавшегося оператора позволит Йе1-1а развиваться с опережением и агрессивно конкурировать на данном рынке [6, 7]. Заметим, что логистика последней мили в интернет-торговле сегодня представлена несколькими логистическими путями поступления заказа к покупателю:
- почтовая доставка с помощью «Почта России» (51 %);
- курьерская доставка (31 %);
- пункты выдачи заказа (9 %);
- получение товара в магазине (8 %).
Рост объемов трансграничной интернет-торговли и внутренней электронной торговли приведет к усилению конкуренции в этих каналах последней мили, перераспределение потоков в которых на перспективу трудно прогнозировать. Агрессивное развитие «Почты России» усиливает ее позиции, прежде всего, за счет развитой инфраструктуры с самой широкой географией локализации, а также наращивания инвестиций в технологическое развитие доставки заказов с товарным наполнением, которая обеспечила ей в 2014 г. прибыли больше, чем за предыдущие десять лет. В перспективе «Почта России» может превратиться в самый дешевый логистический канал доставки посылок с товарным наполнением до получателя. С июля 2015 г. оператором был запущен новый сервис «Курьер онлайн» с фиксированным тарифом (165 руб.) для посылок до 5 кг (составляют 80 % всех отправлений внутрироссийской онлайн-торговли) [8]. В перспективе это может привести к изменению бизнес-модели работы интернет-магазинов, которые будут вынуждены включать стоимость доставки в цену и доставлять «бесплатно».
Таким образом, рынок последней мили уже в ближайшие годы может существенно реструктуризироваться, поскольку разность инвестиционных возможностей и неодинаковый потенциал технологического развития приведут к усилению позиции операторов - лидеров отдельных каналов логистики последней мили.
В-третьих, серьезную проблему составляет интеграция доставочных сервисов с магистральной логистикой, которая имеет сложную инфраструктуру с гарантированно высоким качеством сервиса и контролем над всеми этапами доставки грузов [9-11].
Эволюция курьерских служб в краудсорсинговые платформы консоли-
дации заказов еще более усложняет эту задачу, что требует разработки эффективных интеграционных решений с курьерскими службами, а также формирования понятной юридической модели взаимодействия. Развитие в этом направлении в ближайшие годы может привести к резкой перестановке конкурентных сил на рынке экспресс-доставки (Пешкарики, Достависта, Bringo, Today Delivery и др.) на последней миле, до четверти которого может перейти краудсорсерам. То есть, в отличие от инертного развития магистральной логистики, трансформация логистики последней мили является более глубокой и будет формировать новую результирующую общей цепи поставок в интернет-торговле. То есть развитие магистральной логистики и логистики последней мили (как части интернет-логистики) сегодня находится в разных рыночных циклах, но непосредственном сопряжении, что будет стимулировать обновление цепей поставок, замкнутых на стационарный офлайн-ритейл. Так, компания «Техносила» в последние годы резко трансформировала свою бизнес-модель, что привело к резкому изменению офлайн-канала сбыта, в котором произошло расширение складского пространства и сокращение торгового [12]. Это позволило повысить конверсию он-лайн-покупателей в части их физического обеспечения товаром: кратное увеличение площади склада по сравнению с традиционным форматом позволило расширить ассортимент, доступный здесь и сейчас. То есть формирование мультика-нальной модели сбыта в сегменте электронной и бытовой техники формирует новое логистическое видение товарных остатков в точках продаж и на центральном складе, которое должно соответствовать стратегии формирования единой программы лояльности в оmni-пространстве продуктово-сервисного предложения ритейлера.
В-четвертых, текущие эмпирические сдвиги в развитии интернет-
логистики и сквозных цепей поставок (магистральная логистика - последняя миля) в значительной степени определяется дифференциацией темпов роста российских интернет-магазинов и крос-сбордера [13, 14].
Как видно из рисунка 1, сегодня динамика роста трансграничной торговли колоссальна, при фактическом отсутствии факторов и условий, которые могли бы причинно обусловить прорывные темпы развития отечественных онлайн-ритейлеров. Проблема состоит в том, что конкуренция с китайскими интернет-продавцами по китайским же
товарам не имеет реальных перспектив, поскольку российские операторы де факто конкурируют не на своем рыночном поле [13, 15]. Естественную рыночную нишу можно сформировать, реализуя только продукцию отечественных производителей, не представленную в доступных населению РФ глобальных онлайн-моллах. Сдерживают данный маневр низкие темпы развития реально производящего сектора экономики России, что не позволяет формировать расширенный ассортимент качественной продукции и оперативно выводить ее в онлайн.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
-73-
Заказы
I российские интернет - магазины I интернет - торговля (всего)
Товарооборот, руб. I трансграничная интернет - торговля
Рисунок 1 - Сравнение динамики роста российских интернет-магазинов и кроссбордера в 2015 г., % (по данным из [3])
То есть российский онлайн-ритейл фактически использует прогрессивную бизнес-модель организации продаж, конкурентная позиция в рамках которой не может быть эффективной по причине отсутствия сильного и конкурентоспособного внутреннего товарного производства. Именно последнее позволило бы сформировать масштабное альтернативное онлайн-предложение, частично замещая дешевый китайский импорт. Это означает и формирование более короткой логистики на домашнем рынке, низкие транспортно-складские издержки и большие возможности конкурен-
ции по цене. В противовес этому допущению, рыночная реальность сегодняшнего дня указывает на расширение практики агрессивного развития трансграничных маркетплейсов в России (Ali Express [14, 15], JD.com), которые уже формируют планы создания на территории России автономной логистической инфраструктуры, что постепенно заменит нынешнюю трансграничную модель товароснабжения. «Товары доставляются в Россию авиапочтой со складских центров в Китае. Следующий этап будет заключаться, скорее всего, в развитии морской транспортировки - на склады,
расположенные на Дальнем Востоке России либо в странах Балтии или Финляндии, откуда быстрооборачиваемые товары можно было бы отгружать российским покупателям. Третий этап будет ознаменован созданием российского юридического лица и арендой либо строительством мощностей для полноценного хранения товаров и фулфил-мента заказов в России» [16. С. 26].
Сегодня JD.com максимально учитывает специфику российского рынка и пытается реализовывать гибридную модель, согласно которой российские сети потребительской электроники могли бы за отдельную комиссию предлагать ассортимент международного маркет-плейса и одновременно работать как пункты выдачи заказов или самовывоза заказанных на JD.ru товаров.
Таким образом, усиление конкурентного давления в интернет-торговле, использование международными он-лайн-операторами отработанных схем реализации и доставки продукции формирует мощный вызов для российских интернет-магазинов, ответ на который может быть сформирован не только за счет усиления и развития бизнес-моделей последних, но и за счет форсированного развития товарного сектора экономики. В противном случае дальнейший сценарий развития российской торговли в онлайн-пространстве будет зеркально воспроизводить тренды опережающего развития стационарной розницы в России, основным источником товароснабжения которой выступил импорт [17, 18].
Логистика как обслуживающая инфраструктура на рынке Ь2с де факто выступит эффективным инструментом обеспечения розничного товарооборота в формирующемся omni-пространстве российского ритейла. Однако в случае доминирующего развития трансграничной торговли, особенно через зарубежные интернет-магазины, рост объемов товароснабжения внутреннего рынка в
онлайне будет означать использование российской логистики в интересах зарубежных товаропроизводителей, а не отечественных.
Между тем более эффективный сценарий представляет активное развитие внутреннего производства [19, 20], усиление конкурентных позиций которого позволит сформировать в онлайне мощное альтернативное товарное предложение с ценовой преференцией, обеспечиваемой короткой логистикой домашнего рынка и ростом объемов това-роснабжения (эффект масштаба).
С нашей точки зрения, текущая фаза развития российской экономики характеризуется незначительными
предпосылками и условиями для расширения промышленных инвестиций и фронтальной импортозамещающей индустриализации.
Сокращение доходной базы домо-хозяйств, сохраняющийся высокий уровень долговой нагрузки населения, сужение доходной базы государственного бюджета в условиях завершения глобального сырьевого суперцикла означают резкое повышение отраслевых инвестиционных рисков в условиях сжатия внутреннего спроса, горизонты завершения которого в близлежащей перспективе трудно спрогнозировать.
Принципиально важным посылом и выводом настоящей статьи является аргументированная выше констатация того, что эффективность развития отечественного онлайн-ритейла напрямую зависит от развития конкурентоспособного внутреннего товарного производства. В 1990-2000-х гг. приход в Россию торговых сетей и расширение сетевых форм организации розничного бизнеса на потребительском рынке привели к аккумулированию капитала в сфере обращения и форсированному развитию торговой инфраструктуры товароснаб-жения потребительского рынка страны.
В настоящее время появление и динамичное развитие интернет-
торговли адсорбируют новые рентабельные дефицитные инвестиции, перераспределяя растущую в объеме часть товарного потока в онлайн-канал. Индикатором этого процесса является множество стартапов, которые появляются в онлайне и привлекают миллионы долларов, развивают автономную логистическую инфраструктуру (Lamoda, KupiVip и др.), повышая эффективность товароснабжения российской экономики - вновь извне (товарный импорт).
Фактически мы наблюдаем повторение сценария прогрессивного развития российской розницы с начала 2000-х гг. в интересах западного товаропроизводителя, но теперь в онлайне. Важно отметить, что роль и значение реально производящего сектора экономики в преодолении этого деструктивного тренда только усиливаются, однако сама задача так и остается не решенной.
Библиографический список
1. Иванов, А. Российский рынок ecommerce 2016: ожидания и реальные перспективы // Retail&Loyalty. - 2016. -№ 3 (57).
2. Лапин, С. Трансграничная онлайн - коммерция в РФ: логистика выходит на первый план // Retail&Loyalty. -2015. - № 3 (48).
3. Электронная торговля в России: итоги 2015 г. [Электронный ресурс] // Data Insight. - Режим доступа : http://www.e-pepper.ru/wp-content/ uploads/2016/01/1_0_DI-pickpoint breakfast-2016.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
4. Лабыкин, А. Интернет-торговля меняет формат // Эксперт. - 2016. - № 24.
5. Гаспарян, В. Омниканальный ритейл в России: мифы и реальность // Retail&Loyalty. - 2015. - № 7 (52).
6. Борщ, В., Демин, В., Приходько, В. Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые
задачи и приоритеты компаний // LOGISTICS. - 2015. - № 3.
7. Богданова, Э., Дзюба, О. Инвестиционная активность на складском рынке // CRE Коммерческая недвижимость. - 2015. - № 19 (263).
8. Малышев, С. Почта России: с 37 % до 50 % рынка e-commerce за два года // Retail&Loyalty. - 2015. - № 9 (54).
9. Михайлюк, М. Проблемные аспекты развития цепочек накопления стоимости в экономике России // Экономика и предпринимательство. -
2014. - № 11.
10. Михайлюк, М. Трансформация рыночной инфраструктуры товарного рынка в России: структуризация факторов и проблем развития // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12.
11. Михайлюк, М. Детерминанты реконфигурации цепочек накопления стоимости в экономике России: логистический аспект // Экономика России: новые пути развития : моногр. / под общ. ред. Н. А. Адамова. - М. : Профессор, 2014.
12. Тимченко, И. Техносила: трансформация бизнес-модели - требование клиента и экономической ситуации // Retail&Loyalty. - 2016. - № 2 (56).
13. Трансграничный онлайн-ритейл в России: «китайский синдром» // Retail&Loyalty. - 2015. - № 1 (46).
14. К 2020 г. 40 % рынка онлайн-торговли может переместиться в глобальные маркетплейсы // Retail&Loyalty. - 2015. - № 5 (50).
15. Завадский, М. AliExpress: кризис как катализатор развития онлайн-ритейла в России // Retail&Loyalty. -
2015. - № 2 (47).
16. Сюй, В. JD.ru: «Повода ожидать конкурентных войн нет» // Re-tail&Loyalty. - 2015. - № 8 (53).
17. Альбеков, А. Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : моногр. / науч. ред. А. У. Альбеков. - Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2013.
18. Альбеков, А., Резников, С. Глобализация vs регионализация современных цепей поставок : моногр. - Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014.
19. Княгинин, В., Щедровицкий, П. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. - М. : Европа, 2005.
20. Батыгов, Я., Резников, С. Конечный спрос в оптике макроэкономической оценки проблем поддержания устойчивости современных цепей поставок // Финансовые исследования. -2015. - № 2 (47).
Bibliographic list
1. Ivanov, А. Russian market of ecommerce in 2016: expectations and real prospects // Retail & Loyalty. - 2016. -№ 3 (57).
2. Lapin, S. Cross-border online-commerce in Russia: Logistics comes to fore // Retail&Loyalty. - 2015. - № 3 (48).
3. E-commerce in Russia: Results 2015 // According to Data Insight research firm [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.e-pepper.ru/wp-content/ uploads/2016/01/1_0_DI-pickpointbreak fast-2016.pdf (date of access : 04.15.2016).
4. Labykin, A. Internet-trade changes the format // Expert. - 2016. - № 24.
5. Gasparyan, V. Omnichannel retail in Russia: Myths and Reality // Retail& Loyalty. - 2015. - № 7 (52).
6. Borsch, V., Demin, V. Prikhodko, B. Development of logistics in Russia: current situation, outlook, key challenges and priorities of companies // LOGISTICS. -2015. - № 3.
7. Bogdanov, E., Dziuba A. Investment activity in warehouse market // Commercial Real Estate CRE. - 2015. -№ 19 (263).
8. Malyshev, S. Post of Russia: from 37 % to 50 % of market for e-commerce two years // Retail & Loyalty. - 2015. -№ 9 (54).
УДК 336.717
9. Mikhailyuk, M. Problematic aspects of accumulation value chain in Russian economy // Economy and Entrepre-neurship. - 2014. - № 11.
10. Mikhailyuk, M. Transformation of commodity market of market infrastructure in Russia: structuring factors and development problems // Economy and En-trepreneurship. - 2014. - № 12.
11. Mikhailyuk, M. Determinants reconfiguration chain cost savings in Russian economy: logistics aspect // Russian Economy: new ways of development : monograph / ed. by N. A. Adamov. - M. : Professor, 2014.
12. Timchenko, I. Technosila: transformation of the business model - customer demand and economic situation // Retail & Loyalty. - 2016. - № 2 (56).
13. Cross-border online-retail in Russia, «Chinese syndrome» // Retail& Loyalty. - 2015. - № 1 (46).
14. By 2020, 40 % of online trading market may move into global marketplaces // Retail & Loyalty. - 2015. - № 5 (50).
15. Zawadzkiy, M. AliExpress: crisis as catalyst for development of online-retail in Russia // Retail & Loyalty. - 2015. -№ 2 (47).
16. Xu, B. JD.ru: «reason to expect the competitive wars there» // Retail& Loyalty. - 2015. - № 8 (53).
17. Albekov, A. Modern logistics technologies and strategies (shopping mall) : monograph / scientific ed. by A. Albekov. - Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2013.
18. Albekov, A., Reznikov, S. Globalization vs regionalization of modern supply chains : monograph. - Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2014.
19. Knyaginin, V., Schedrovitskiy, P. Industrial Policy of Russia: who will pay the costs of globalization. - M. : Europe, 2005.
20. Batygov, J., Reznikov, S. Final demand in optics of macroeconomic evaluation of problems of maintaining the stability of today's supply chain // Financial Research. - 2015. - № 2 (47).