Abstract: The active development of the Russian economy is not feasible without intensive external economic activity and attract foreign investment in the economy. In the future, an effective economic development of the country depends on how Russia and its business entities carry out foreign trade operations, and what measures are being taken to improve the investment climate.
Keywords: Investment, foreign investors, the government, the economy.
РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-РИТЕЙЛА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Михайлюк М.В., к.э.н., доцент ([email protected]) Ростовский государственный университет путей сообщения,
г.Ростов-на-Дону, Россия
В статье автор рассматривает процесс развития магистральной логистики и логистики последней мили в контексте прорывных темпов развития интернет - торговли, и, особенно трансграничной торговли, которые стимулируют реконфигурацию цепей поставок в системе многоканальных продаж на потребительском рынке.
Ключевые слова: Интернет-торговля, магистральная логистика, интернет - логистика, логистика последней мили.
Развитие интернет - торговли стимулировало трансформацию цепей поставок, изменение логистики последней мили, которое сегодня стремительно эволюционирует как в организационном, так и технологическом аспекте [5].
Происходит наложение множества факторов, которые формируют новую конфигурацию цепей поставок, завязанных на интернет - торговлю.
Во-первых, в рамках онлайн канала продаж формируется наиболее гибкий сервис покупательского обслуживания, прежде всего, за счет развития служб курьерской доставки. Данный канал весьма динамично развивается, что открывает новые возможности для выхода на рынок и освоения системы товароснабжения, предложение в которой не является перенасыщенным.
Во-вторых, следует учитывать тот факт, что многолетняя эволюция магистральной логистики привела к консолидации данного рынка и появлению на нем крупных игроков, то есть усилению конкурентного напряжения. В условиях кризиса, санкций и антисанкционного режима функционирования экономики сокращение объемов товароснабжения внутреннего рынка усилило конкуренцию, привело к сокращению маржинальности поставок, что заставляет крупных операторов диверсифицировать развитие и искать новые направления роста, одним из которых является интернет-логистика. Покупка в 2016 г. финским логистическим гигантом Itella российской компании экспресс - доставки «МаксиПост» является индикатором не
только назревающей консолидации рынка доставочных сервисов, но и реализации стратегий опережающего развития. Поглощение уже сформировавшегося оператора позволит Itella развиваться с опережением и агрессивно конкурировать на данном рынке [6,7].
В-третьих, серьезную проблему составляет интеграция доставочных сервисов с магистральной логистикой, которая имеет сложную инфраструктуру с гарантированно высоким качеством сервиса и контролем над всеми этапами доставки грузов [9-11].
Эволюция курьерских служб в краудсорсинговые платформы консолидации заказов еще более усложняет эту задачу, что требует разработки эффективных интеграционных решений с курьерскими службами, а также формирования понятной юридической модели взаимодействия. Развитие в этом направлении в ближайшие годы может привести к резкой перестановке конкурентных сил на рынке экспресс - доставки (Пешкарики, Доста-виста, Bringo, Today Delivery и др.) на последней миле, до четверти которого может перейти краудсорсерам. То есть, в отличие от инертного развития магистральной логистики, трансформация логистики последней мили является более глубокой и будет формировать новую результирующую общей цепи поставок в интернет - торговле.
То есть, развитие магистральной логистики и логистики последней мили (как части интернет - логистики) сегодня находится в разных рыночных циклах, но непосредственном сопряжении, что будет стимулировать обновление цепей поставок, замкнутых на стационарный оффлайн-ритейл.
В-четвертых, текущие эмпирические сдвиги в развитии интернет - логистики и сквозных цепей поставок (магистральная логистика - последняя миля) в значительной степени определяется дифференциацией темпов роста российских интернет - магазинов и кроссбордера [13, 14].
Рыночная реальность сегодняшнего дня указывает на расширение практики агрессивного развития трансграничных маркетплейсов в России (AliExpress [14, 15], JD.com), которые уже формируют планы создания на территории России автономной логистической инфраструктуры, что постепенно заменит нынешнюю трансграничную модель товароснабжения. «Товары доставляются в Россию авиапочтой со складских центров в Китае. Следующий этап будет заключаться, скорее всего, в развитии морской транспортировки - на склады, расположенные на Дальнем Востоке России либо в странах Балтии или Финляндии, откуда быстрооборачиваемые товары можно было бы отгружать российским покупателям. Третий этап будет ознаменован созданием российского юридического лица и арендой либо строительством мощностей для полноценного хранения товаров и фулфилмента заказов в России» [16, с.26].
Сегодня, JD.com максимально учитывает специфику российского рынка и пытается реализовывать гибридную модель, согласно которой российские сети потребительской электроники могли бы за отдельную комиссию предлагать ассортимент международного маркетплейса, и, одновременно
работать как пункты выдачи заказов или самовывоза заказанных на JD.ru товаров.
Таким образом, усиление конкурентного давления в интернет - торговле, использование международными онлайн - операторами отработанных схем реализации и доставки продукции формирует мощный вызов для российских интернет - магазинов, ответ на который может быть сформирован не только за счет усиления и развития бизнес - моделей последних, но и за счет форсированного развития товарного сектора экономики.
В противном случае, дальнейший сценарий развития российской торговли в онлайн-пространстве будет зеркально воспроизводить тренды опережающего развития стационарной розницы в России, основным источником товароснабжения которой выступил импорт [17,18].
Логистика как обслуживающая инфраструктура на рынке Ь2с де факто выступит эффективным инструментом обеспечения розничного товарооборота в формирующемся omni-пространстве российского ритейла. Однако, в случае доминирующего развития трансграничной торговли, особенно через зарубежные интернет - магазины, рост объемов товароснаб-жения внутреннего рынка в онлайне будет означать использование российской логистики в интересах зарубежных товаропроизводителей, а не отечественных.
Между тем, более эффективный сценарий представляет активное развитие внутреннего производства [19, 20], усиление конкурентных позиций которого позволит сформировать в онлайне мощное альтернативное товарное предложение с ценовой преференцией, обеспечиваемой короткой логистикой домашнего рынка и ростом объемов товароснабжения (эффект масштаба).
С нашей точки зрения, текущая фаза развития российской экономики характеризуется незначительными предпосылками и условиями для расширения промышленных инвестиций и фронтальной импортозамещающей индустриализации.
Сокращение доходной базы домохозяйств, сохраняющийся высокий уровень долговой нагрузки населения, сужение доходной базы государственного бюджета в условиях завершения глобального сырьевого супер -цикла означают резкое повышение отраслевых инвестиционных рисков в условиях сжатия внутреннего спроса, горизонты завершения которого в близлежащей перспективе трудно спрогнозировать.
В настоящее время, появление и динамичное развитие интернет -торговли адсорбирует новые рентабельные дефицитные инвестиции, перераспределяя растущую в объеме часть товарного потока в онлайн канал. Индикатором этого процесса является множество стартапов, которые появляются в онлайне и привлекают миллионы долларов, развивают автономную логистическую инфраструктуру (Lamoda, KupiVip и др.), повышая эффективность товароснабжения российской экономики - вновь из вне (товарный импорт).
Фактически мы наблюдаем повторение сценария прогрессивного развития российской розницы с начала 2000-х гг. в интересах западного товаропроизводителя, но теперь в онлайне. Важно отметить, что роль и значение реально производящего сектора экономики в преодолении этого деструктивного тренда только усиливается, однако сама задача так и остается не решенной.
Список литературы
1. Иванов, А. Российский рынок e-commerce 2016: ожидания и реальные перспективы // Retail&Loyalty. - 2016. - №3 (57).
2. Лапин, С. Трансграничная онлайн - коммерция в РФ: логистика выходит на первый план // Retail&Loyalty. - 2015. - №3 (48).
3. Электронная торговля в России: итоги 2015 года // По данным исследовательской компании Data Insight. [Электронный ресурс]: http://www.e-pepper.ru/wp-content/uploads/2016/01/1_0_DI-pickpointbreakfast-2016.pdf (дата обращения: 15.04.2016)
4. Лабыкин А. Интернет - торговля меняет формат // Эксперт. - 2016. - №24.
5. Гаспарян, В. Омниканальный ритейл в России: мифы и реальность // Retail&Loyalty. - 2015. - №7 (52).
6. Борщ, В., Демин, В., Приходько, В. Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний [Текст]/ В. Борщ, В. Демин, В. Приходько // LOGISTICS. - 2015. - № 3.
7. Богданова, Э., Дзюба О. Инвестиционная активность на складском рынке // Коммерческая недвижимость. - 2015. - №19 (263).
8. Малышев, С. Почта России: с 37% до 50% рынка e-commerce за два года // Retail&Loyalty. - 2015. - №9 (54).
9. Михайлюк, М. Проблемные аспекты развития цепочек накопления стоимости в экономике России // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11.
10. Михайлюк, М. Трансформация рыночной инфраструктуры товарного рынка в России: структуризация факторов и проблем развития // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12.
11. Михайлюк, М. Детерминанты реконфигурации цепочек накопления стоимости в экономике России: логистический аспект // Экономика России: новые пути развития: коллективная монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. - М. : ЭКЦ «Профессор»,
2014.
12. Тимченко И. Техносила: трансформация бизнес-модели - требование клиента и экономической ситуации // Retail&Loyalty. - 2016. - №2 (56).
13. Трансграничный онлайн - ритейл в России: «китайский синдром» // Retail&Loyalty. - 2015. - №1 (46).
14. К 2020 году 40% рынка онлайн-торговли может переместиться в глобальные маркетплейсы // Retail&Loyalty. - 2015. - №5 (50).
15. Завадский М. AliExpress: кризис как катализатор развития онлайн-ритейла в России // Retail&Loyalty. - 2015. - №2 (47).
16. Сюй В. JD.ru: «Повода ожидать конкурентных войн нет» // Retail&Loyalty. -
2015. - №8 (53).
17. Альбеков, А. Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : моногр. / науч. ред. А. У. Альбеков. - Ростов н/Д : Издательско-полиграфи-ческий комплекс РГЭУ (РИНХ), 2013.
18. Альбеков, А., Резников, С. Глобализация vs регионализация современных цепей поставок : моногр. / А. У. Альбеков, С. Н. Резников. - Ростов н/Д : Издательско-поли-графический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014.
19. Княгинин, В. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации / В.Н. Княгинин, П.Г. Щедровицкий. - М. : Европа, 2005.
20. Батыгов, Я., Резников, С. Конечный спрос в оптике макроэкономической оценки проблем поддержания устойчивости современных цепей поставок // Финансовые исследования. - 2015. - № 2 (47).
Michailyk Mihail Vladimirovich, Senior Lecturer ([email protected])) Rostov State University of Communications, Rostov-on-Don, Russia
DEVELOPMENT OF ONLINE RETAIL AS A FACTOR OF TRANSFORMATION SUPPLY CHAINS IN THE CONSUMER MARKET
Abstracts: The author considers the development of logistics backbone and last mile logistics in the context of the break-through rate of development of the Internet - trade, and especially cross-border trade, which stimulate the reconfiguration of supply chains in multi-channel sales system in the consumer market.
Key words: Internet commerce, logistics backbone, the Internet - the logistics, the logistics of the last mile.
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ РЫНОК: МОДЕЛИ, СОСТОЯНИЕ, ОЦЕНКА Надобных Александр Иванович, студент
(e-mail: [email protected]) Шемяков Дмитрий Сергеевич, студент (e-mail: [email protected]) Родионова Ирина Николаевна, доцент, к.т.н. (e-mail:[email protected]) Романченко Александр Семенович, доцент, к.т.н.
Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В данной статье раскрываются особенности энергосервисного рынка в России. Энергосервисный рынок обладает перспективами развития, которые динамично отражаются на всей экономике страны.
Ключевые слова: энергосервисный рынок, энергосбережение, энергосервисная компания.
На сегодняшний день в РФ складывается сложная ситуация в отрасли электроэнергетики. Основные проблемы: повышенный износ основных средств, устаревшее аварийно-опасное оборудование энергетической отрасли, перерасход ресурсов, повышенные потери при производстве энергии, а также ее транспортировке и значительная раскиданность социально значимых объектов и поселений ведут к увеличению риска на всех уровнях электроэнергетики.
В области энергосбережения недостаточно развита рыночная инфраструктура по предоставлению услуг в этой отрасли. Необходимо развивать различные модели в сфере энергосервисных услуг, способствующих развитию данной сферы.