Научная статья на тему 'Цепи поставок и интернет-логистика в условиях многоканального развития ритейла'

Цепи поставок и интернет-логистика в условиях многоканального развития ритейла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ / МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / МНОГОКАНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / OMNICHANNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлюк Михаил Владимирович

В статье автор раскрывает особенности современного рыночного цикла развития многоканального ритейла, который формирует новую конфигурацию omnichannel цепей поставок, с вариативной логистикой последней мили, сложностями управления в интернет логистике и ее операционном сопряжении с логистикой магистральной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цепи поставок и интернет-логистика в условиях многоканального развития ритейла»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х

как:

- вовлечение в процесс мониторинга всех заинтересованных лиц;

- согласование экономических и социальных показателей мониторинга принимаемых решений по управлению персоналом;

- сопоставление полученных результатов от реализации решений по персоналу с оценкой затрат, обусловивших их достижение;

- проведение оценки окупаемости затрат, связанных с реализацией решений по управлению персоналом как в ближайшее время, так и в будущем.

На основании данных мониторинга разрабатываются и готовятся новые проекты и предложения, направленные на совершенствование управления персоналом и повышение эффективности деятельности предприятия в целом.

Список использованной литературы:

1. Бердышева Л.И., Рычихина Э.Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала//Системная психология и социология 2013.-№8.- URL: http://systempsychology.ru/ (дата обращения 15.12.2016).

2. Экова В.А., Гущина Ю.И., Мироседи С.А. Методика принятия решения о повышении эффективности методов стимулирования и мотивации персонала // Проблемы экономики.-2010.-№2.-С. 11-112.

© С. А. Мироседи, Т. Г. Мироседи, Е.С. Ермолычева, 2016

УДК 331.3

Михайлюк Михаил Владимирович,

доцент, РГУПС, г. Ростов-на-Дону, РФ

ЦЕПИ ПОСТАВОК И ИНТЕРНЕТ-ЛОГИСТИКА В УСЛОВИЯХ МНОГОКАНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РИТЕЙЛА

Аннотация

В статье автор раскрывает особенности современного рыночного цикла развития многоканального ритейла, который формирует новую конфигурацию omnichannel цепей поставок, с вариативной логистикой последней мили, сложностями управления в интернет - логистике и ее операционном сопряжении с логистикой магистральной.

Ключевые слова

Интернет - логистика, логистика последней мили, магистральная логистика, многоканальная торговля, omnichannel.

Развитие e-commerce сегодня существенно трансформирует логистику продаж для товаропроизводителей, которые приобретают ряд принципиально новых возможностей:

- переход к прямым продажам на рынках b2b и b2c;

- возможность иВЕЯлзации доставки, что делает логистику последней мили еще более гибкой;

- взаимодействие с marketplaces и другими провайдерами услуг «альтернативной логистики»;

- выход на новые рынки и расширение круга потенциальных клиентов за пределами целевого сегмента. Между тем, несмотря на то, что эффект от многоканальных продаж в формате omni в 2-4 раза

превышает совокупный эффект мультиканальной торговли, формирование цепей поставок в рамках omnichannel-ритейла не является простым. К его основным недостаткам можно отнести следующие:

- многовариантость траектории, по которой клиент может переходить от одного канала продаж к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

другому, что затрудняет оценку путей перехода и управление сбытом;

- взаимодействующие в различных каналах сбыта управление запасами и fulfillment остаются не интегрированными;

- наличие множества комбинаций доставки и возврата товара увеличивают логистические издержки и приводят к росту товарных запасов в цепи;

- IT-системы не позволяют эффективно использовать представления о «пути» перемещения клиента между каналами для совершенствования бизнес - процессов организации продаж и сокращения затрат;

- цена омниканального прогнозирования спроса и планирования ассортимента значительно превышает потери, возникающие при решении данной задачи в рамках разрозненных каналов продаж.

Развитие интернет - торговли и расширение комбинаций многоканального сбыта формируют дополнительные сложности операционного управления в интернет - логистике, преодоление которых возможно по мере наращивания опыта и отработки технологий логистического управления в мультиканальной/омниканальной рознице.

Стремительное расширение покупательского опыта в омниканальном пространстве интернет -торговли формирует еще более мощный эмпирический запрос на качественное логистическое обслуживание, особенностями которого являются [7]:

- требование со стороны клиентов удешевления доставки и дисконтирования продаж независимо от логистики (локализация точки заказа и точки доставки);

- требование предельной персонализации предложения товара в разрезе покупки/доставки/возврата;

- потребность в ускорении обработки заказа, приближенной к скорости совершения покупки в оффлайне;

- возрастание волатильности спроса и рисков нарушения снабжения в цепочке поставок требует повышения эффективности прогнозирования;

- изменения в функционале и соотношении торговой и логистической инфраструктуры: магазины оффлайн выполняют роль шоурума, склада, доставки и пункта выдачи заказа; склады расширяются в площади и адаптируются под обслуживание мультиканальных продаж.

Таким образом, операционное усложнение логистики в системе мультиканальных продаж и необходимость сквозной адаптации цепи поставок к бизнес - модели omnichannel требует более глубокого технологического совершенствования логистики и внедрения систем оптимизационного моделирования. В перспективе, это позволит одновременно разрешить ряд логистических задач, включающих [7]:

- динамическое моделирование логистической инфраструктуры с использованием баланса затраты/сервис;

- прогнозирование запасов учитывая специфику работы магазинов/складов в цепи поставок;

- сквозная синхронизация возвратной логистики и планирования прямой цепи поставок на всем периметре (от спроса до закупок).

Использование систем оптимизационного моделирования позволит численно оценить и измерить возможности резервирования, обработки штучных заказов, закупки - доставки - возврата, что должно составить основу планирования мощностей логистической инфраструктуры и нормирования запасов в цепи.

То есть, возникающие в процессе развития омниканальной торговли многоуровневое планирование и резервирование запасов в цепи поставок формируют достаточно сложное и масштабное направление инновационно - операционного развития интернет - логистики, в которой ритейлер может выбирать оптимальные по критерию затраты/сервис комбинации решений на последней миле.

С нашей точки зрения, все это формирует принципиальные отличия в развитии интернет - логистики и магистральной логистики, дивергенция рыночных циклов которых сегодня формирует различную механику, условия и факторы их развития. Более того, следует отметить, что магистральная логистика де факто на этапе своего подъема не проходила через глубокое инновационное обновление. Доминирующим фактором в ее развитии выступала масштабная логистическая инфраструктура при относительно (интернет - логистики) несложном операционном управлении цепью поставок.

В онлайн - торговле сегодня мы наблюдаем радикально иной тренд: фулфилмент и логистика

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х_

последней мили становятся еще более технологичными, а конкуренция в последней миле, например, доставочных сервисов, представлена конкуренцией алгоритмов доставки.

В последние годы происходит революционная трансформация курьерских служб в более эффективный инновационный формат краудсорсинговых платформ консолидации заказов, которые выводят работу доставочных сервисов на принципиально иной уровень.

Сегодня условием выхода на рынок курьерской доставки, который постепенно насыщается, является предложение какой-либо инновационной технологии, которая способна улучшить клиентский сервис. Исключением является развитие сети постаматов или экспансия «Почты России», которая пытается технологически совершенствовать доставочный сервис, используя широкую географию (40000 отделений по России). Однако, и в этом рыночном поле возникают попытки составить непосредственную конкуренцию к числу которых можно отнести возникновение компании Ьох2Ьох (инвестор QIWI), которая строит в России нетрадиционную агентскую сеть в городах с населением менее 20000 тыс. жителей, рассчитывая перераспределить в свою пользу часть e-commerce посылок у «Почты России», сформировать более привлекательный канал доставки заказов из интернет - магазинов в виде небольших пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Жесткая конкуренция «Достависта», «Пешкарики», «Bringo», «Today Delivery» на рынке экпресс-доставки и условия выхода на рынок «последней мили» новых компаний выводят на первый план именно фактор инновации.

Все это позволяет заключить, что современный рыночный цикл активного развития интернет-логистики характеризуется повышением ее технологичности, агрессивным использованием технологических инноваций, которые в маркетинговых терминах «голубого океана» позволяют сформировать принципиально новую канву ценностей продуктово-сервисного предложения [8].

Не менее важную и сложную задачу дальнейшего развития логистики последней мили, в частности, в сегменте курьерской доставки, составляет интеграция платформ магистральной логистики и доставочных сервисов. Компании, которые смогут решить данную задачу получат дополнительную часть рынка и стратегический карт-бланш для ускоренной интеграции с крупными операторами магистральной логистики.

Все это позволяет резюмировать, что дальнейшее развитие интернет - логистики, консолидация этого рынка в разрезе различных логистических сервисов будет определяться скоростью и глубиной их инновационного преобразования. В перспективе это приведет к дальнейшему ужесточению алгоритмов доставки товара на последней миле, еще более активной разработке операторами логистических программных платформ, примером чего, например, является «Bringo», курьерский краудсорсинг которой работает на основе распределенной гетерогенной системы с элементами микросервисной архитектуры.

Важно отметить, что «высокотехнологичная» логистика последней мили выступает в качестве важного фактора развития стратегий рыночного роста самих ритейлеров, от мелких компаний до транснациональных лидеров. Так, Amazon держит в фокусе своей стратегии максимальное ускорение логистики, вплоть до организации доставки в день заказа. Мультиканальный ритейл формирует симметричный ответ, запуская аналогичный сервис с использованием возможностей своих торговых сетей (доставка в торговую точку, точку самовывоза, до двери клиента).

То есть, логистика выступает в качестве важного фактора усиления сервисного компонента продуктового предложения каждого интернет - ритейлера. Технологическая возможность реализации этого рыночного маневра, растущее конкурентное напряжение и непрерывные инновации, давление со стороны таких гигантов, как Amazon, стимулируют развитие быстрой доставки в качестве императивного элемента мультиканального сбыта.

Перестройка логистики и расширение возможностей обработки онлайн заказов в магазинах сети, обусловлены рядом исключительно «логистических» преимуществ от такой реорганизации сбыта:

- существенное сокращение издержек на транспортировку товара;

- снижение политики глубокого дисконтирования продаж, что позволяет повысить их маржинальность;

- уход от практики равномерного распределения товарных запасов по розничной сети магазинов.

Развитие интернет - ритейла и логистики формируют более сложную механику не только

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-1/2016 ISSN 2410-700Х

операционного, но и стратегического сопряжения, в котором их конвергенция предопределяется определенными экономическими причинами и выгодами. Более того, развитие омниканальных продаж не является чем-то наносным в ритейле, к нему нельзя перейти просто, не проходя фазу эволюционно-рыночного взросления. Де факто, омниканальные продажи составляют четвертую - на сегодня результирующую стадию развития ритейла, в которой розничная компания идентифицирует свое товарное предложение уже не столько в разрезе артикулов и скидок, а с позиции наличия конкретной целевой аудитории, которая требует более взвешенного (маркетинг, экономика затрат) таргетированного предложения.

Такая идентификация фактически разворачивает сугубо маркетинговое видение промоактивностей уже и в логистическом ключе, создавая более объемную завершенную дескрипцию, которая позволяет оценить уровень трат и заработка на клиенте на всех стадиях коммуникации. Список использованной литературы:

1. Альбеков А. Современные логистические технологии и стратегии (торговый комплекс) : моногр. / науч. ред. А. У. Альбеков. - Ростов н/Д : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2013.

2. Иванов А. Российский рынок e-commerce 2016: ожидания и реальные перспективы // Retail&Loyalty. -2016. - №3 (57).

3. Салахетдинова А. Рынок быстрого реагирования // CRE Склады и логистика. - 2016. - №5.

4. Реуцкая Е. Складской стабилизатор: объективная реальность // CRE Склады и логистика. - 2016. - №4.

5. Гаспарян В. Омниканальный ритейл в России: мифы и реальность // Retail&Loyalty. - 2015. - №7 (52).

6. Гаспарян В. SWOT-анализ логистической отрасли России. Ноябрь 2015 // По данным исследовательской компании Deloitte. [Электронный ресурс]: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/consumer-business/russian/ru-swot-of-russian-logistics-2015.pdf (дата обращения: 02.04.2016).

7. Гаспарян В. Цепочка поставок в рамках omnichannel-ритейла. ПЛАС-Форум «Onlinе&Offline Retail 2016» // По данным исследовательской компании Deloitte. [Электронный ресурс]: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2016/online-offline-retail-forum.html (дата обращения: 11.03.2016)

8. Ким В. Чан. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков / В. Чан Ким, Рене Моборн ; пер. с англ. И. Ющенко. - 6-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.

© Михайлюк М.В., 2016

УДК 33

Г.Р. Муллагалина, студентка 4 курса Научный руководитель: к.э.н , доцент З.Ф. Шарифьянова Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ

В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Аннотация

В данной статье изучается актуальность процесса адаптации новых сотрудников в страховой компании. Большое внимание, которое уделяется вопросу адаптации новых сотрудников. связано с изменениями, которые происходят на кадровом рынке. Потенциальные работники уже не спешат демонстрировать безмерную радость, если получают предложение со стороны работодателей, как это было в послекризисный период. Таким образом, проблема процесса адаптации новых сотрудников в страховой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.