Научная статья на тему 'Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции'

Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
705
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / АУТСОРСИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС / ЛОГИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / PL-ПРОВАЙДИНГ / ФУЛФИЛМЕНТ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / E-COMMERCE / OUTSOURCING / INFORMATION SERVICES / LOGISTICS / ONLINE SHOP / CLOUD COMPUTING / SUPPLY CHAIN / PL-PROVIDER / FULFILMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонова Анна Николаевна

Анализируются понятие и специфика применения моделей аутсорсинга в сфере электронной коммерции. Особое место отведено управляемому аутсорсингу. Систематизированы основные причины обращения руководителей интернет-магазинов к моделям полного и частичного аутсорсинга, рассмотрены преимущества компаний-аутсорсеров. Выявлены возможности аутсорсинга на основе облачных вычислений в виртуальной среде. Представлен авторский алгоритм реализации полного и частичного управляемого аутсорсинга в электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Outsourcing Models in Business Processes in E-Commerce

The paper discusses the concept and specifics of applying outsourcing models in e-commerce. Special attention is paid to manageable outsourcing. The article systematizes the major reasons for using the models of partial or complete outsourcing by heads of companies and looks at the advantages for the companies. It reveals possibilities of outsourcing on the basis of cloud computing. The author presents her own algorithm for implementing complete and partial manageable outsourcing in e-commerce.

Текст научной работы на тему «Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции»

Самарский государственный экономический университет

443090, РФ, г. Самара, ул. Советской Армии, 141 Контактный телефон: (846) 933-88-60 e-mail: agafonova.a.n@gmail.com

АГАФОНОВА Анна Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и логистики

Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции

Ключевые слова: электронная коммерция; аутсорсинг; информационный сервис; логистика; интернет-магазин; облачные вычисления; PL-провайдинг; фулфилмент; цепь поставок.

Анализируются понятие и специфика применения моделей аутсорсинга в сфере электронной коммерции. Особое место отведено управляемому аутсорсингу. Систематизированы основные причины обращения руководителей интернет-магазинов к моделям полного и частичного аутсорсинга, рассмотрены преимущества компаний-аутсорсеров. Выявлены возможности аутсорсинга на основе облачных вычислений в виртуальной среде. Представлен авторский алгоритм реализации полного и частичного управляемого аутсорсинга в электронной коммерции.

Возможности сокращения рисков и повышения эффективности работы участников

электронной коммерции могут быть определены на основе модели аутсорсинга бизнес-процессов и сервисов.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing - внешний источник) - это передача организации определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, которая является профессионалом в данной области деятельности [1]. В. М. Ионов справедливо отмечает, что «в отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом оказания данной услуги, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры компании на основе длительного контракта. Таким образом, речь идет о заказе серии однородных услуг» [2. С. 34].

В зависимости от объема и наличия связей между передаваемыми функциями осуществляют такие модели аутсорсинга, как:

1) полный аутсорсинг (передается выполнение функции в целом или полного набора каких-либо операций);

2) частичный аутсорсинг (передается только часть задач, входящих в состав бизнес-процесса);

3) усовершенствованный (управляемый) аутсорсинг (передавая аутсорсерам определенные функции, компания оставляет за собой роль контролера и распределителя работ).

3 Р. В. Федоренко, рассматривая понятие «управляемый аутсорсинг», обосновывает

эффективность данной модели на рынке [3. С. 170]. В практической деятельности пред-^ приятия управляемый аутсорсинг реализуется профессиональными действиями соб-м ственного специалиста или отдела. Такая организация обеспечивает синергетический эффект от делегирования рутинных функций и оптимального выполнения операций 2 за счет непрерывного мониторинга услуг аутсорсера и поиска возможностей для сни-© жения издержек.

4 (54) 2014

В электронной коммерции модели аутсорсинга применяются чаще, чем в традиционном бизнесе. Это обусловлено спецификой отрасли. Любая электронная торговая площадка работоспособна только при наличии специализированной инфраструктуры: технической, программной, технологической и пр. Организаторами бизнеса, как правило, являются предприниматели, компетентные в области управления товарным ассортиментом, закупок и взаимодействия с поставщиками, организации продаж, маркетинга. Эти ключевые бизнес-процессы электронной коммерции невозможны без инфраструктурного обеспечения. Поэтому первой причиной обращения в электронной коммерции к модели аутсорсинга является передача комплекса вопросов относительно обеспечения работоспособности ИТ-инфраструктуры.

В процессе развития электронного бизнеса менеджеры интернет-магазинов сталкиваются с проблемами увеличения объема рутинных операций (например, с необходимостью обновления виртуальной витрины магазины, обработки изображений, проверки корректности описания товаров, его характеристик и пр.). Это большая, ответственная работа, не требующая вместе с тем высокой квалификации персонала. Здесь возможны три варианта решения проблемы:

1) развитие программной платформы, т. е. ориентация на консолидацию баз данных поставщиков и интернет-магазинов. Однако не все поставщики, да и не все интернет-магазины, готовы к этому. Многие компании только сейчас переходят к системам автоматизации ERP (от англ. Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), осваивают технологии web-интеграции;

2) увеличение штата сотрудников (как следствие, увеличение затрат на заработную плату и отчисления, предоставление социальных гарантий персоналу; необходимость осуществления мер по стимулированию работы, мониторингу качества и пр.);

3) обращение к модели аутсорсинга.

Следующая причина обращения к модели аутсорсинга в электронной коммерции -высокая степень инновационности этого бизнеса. Сама виртуальная среда способствует повышению скорости инновационных процессов, сокращению жизненного цикла товаров и услуг. Существуют уникальные организационные структуры: интернет-инкубаторы и интернет-акселераторы; также в интернет-среде высока концентрация целевых групп: пользователи сервисов сети Интернет более радикально настроены и восприимчивы к новинками, чем обычные потребители. Высокая динамика инновационных процессов создает достаточно напряженную атмосферу для владельцев бизнеса в сети Интернет: необходимо постоянно проводить мониторинг актуальных тенденций, находить наиболее перспективные и интересные из них, внедрять новые технологии в собственный бизнес - в противном случае, компания потеряет конкурентоспособность в ближайшее время. Таким образом, возникает потребность в аутсорсинге управления знаниями, передачи на аутсорсинг сложных интеллектуальных функций, а также операций, эффективность которых во многом зависит от знания определенных секретов и ноу-хау.

Информационно-технологический (ИТ) аутсорсинг - один из самых популярных видов аутсорсинга в электронной среде, приобретающий новые формы и всё возрастающий спрос в связи с распространением на рынке технологии Cloud Computing (от англ. cloud computing - облачные вычисления). Облачные вычисления - технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Преимущества аутсорсинга на основе облачных вычислений для электронной коммерции таковы:

1) самообслуживание по требованию;

2) широкий сетевой доступ (ресурсы доступны по Сети через стандартные механизмы и для различных платформ);

3) объединение ресурсов в группы (позволяет снижать стоимость услуг и перераспределять инфраструктурные возможности во время пиковых нагрузок);

4) эластичность сервиса;

5) измеримость результативности обслуживания (автоматизированный текущий мониторинг, инструменты оптимизации использования ресурсов), что обеспечивает прозрачность как для поставщика, так и для потребителя, использующего сервис [4].

Востребованность логистического аутсорсинга в электронной коммерции обусловлена ресурсными преимуществами поставщиков услуг, в первую очередь - это производственно-технологические или инфраструктурные ресурсы. Создание и развитие собственной логистической, складской, транспортной инфраструктуры требует значительных вложений. По мнению совладельца розничной интернет-платформы Wikimart М. Фалдина, инвестиции в интернет-магазин - это на 80-90% вложения в логистику (цит. по: [5. С. 348]). Компании-аутсорсеры могут обладать и прочими ресурсными преимуществами: географическими (сеть распределительных центров, пунктов выдачи заказов в разных городах и странах), профессиональными (уникальный опыт работы на рынке, знание конъюнктуры рынка и пр.), инновационными (уникальные оборудование и технологии комплектования заказов, упаковки, маркировки и пр.).

Одной из форм логистического аутсорсинга в электронной коммерции является фулфилмент. Данную комплексную услугу на основе аутсорсинга предоставляют интернет-магазинам фулфилмент-центры или операторы.

Фулфилмент (от англ. fulfillment - выполнение или исполнение) - комплекс операций, выполняемых продавцом с момента оформления заказа покупателем и до момента доставки покупки до покупателя. Услуги фулфилмент-операторов: хранение товаров, прием заказов, обработка заказов, комплектация и упаковка, маркировка товаров; организация доставки; сбор средств от получателей заказов; обработка возвратов и пр. Обычно из интернет-магазина заказы передаются в фулфилмент-центр, где их формируют, упаковывают и отправляют либо получателю, либо в службу доставки. При передаче части бизнес-процессов интернет-магазинов в фулфилмент-центр набор предоставляемых услуг (операций) может варьироваться.

Следует отметить, что в сфере электронной коммерции, как и на традиционных рынках, применима логистическая концепция PL-провайдинга (сокр. от англ. Party Logistics - сторона логистики).

Обобщив рассмотренные направления развития аутсорсинга в электронной коммерции, выделим основные причины перехода к данной модели бизнеса (рис. 1).

Уникальные технологии, know how, патенты, лицензии (в основном интеллектуальная обработка данных)

Оптимизация ИТ-инфраструктуры и сервисов (в основном виртуализация)

Ценность аутсорсинга

Развитая физическая инфраструктура аутсорсера (в основном логистическая)

Избавление от рутинных операций, сокращение штата сотрудников

Рис. 1. Основные причины перехода к модели аутсорсинга в электронной коммерции

Все выделенные причины перехода в модели аутсорсинга в электронной коммерции имеют в своей основе принцип экономической целесообразности, согласно которому экономическая эффективность деятельности интернет-компании после перехода к модели будет выше, чем была до перехода.

60 ► Известия УоГЭУ

4 (54) 2014

Оцениваемый временной интервал в среднем составляет от 3 до 18 месяцев в зависимости от масштабов деятельности компании.

Устоявшаяся мировая тенденция развития аутсорсинга - это переход от аутсорсинга одного процесса к аутсорсингу множества процессов через единого подрядчика, выступающего в роли интегратора решений. Примером предложения на российском рынке модели полного аутсорсинга для интернет-продавцов является решение компании Everada: «FSE (full service e-commerce) - это единое решение для дистанционной торговли, которое включает в себя: фулфилмент, специализированный для e-commerce контакт-центра, технологическую IT-платформу Everada, интеграцию с курьерскими службами, финансовые сервисы, обработку возвратов и системы отчетности». Рассмотрим комплекс услуг модели полного аутсорсинга для интернет-магазинов на примере Everada (см. таблицу).

Комплекс услуг модели полного аутсорсинга для интернет-магазинов

Сервис (комплекс услуг) Состав услуги (характеристики)

1. Фулфилмент-центр Прием товаров и адресное хранение. Подбор товара для поступивших заказов. Комплектация и упаковка заказов. Наклейка информационных этикеток на заказы. Отгрузка заказов в курьерские службы. Ответственное хранение

2. Контактный-центр Консультационные услуги. Техники эффективных продаж. Обучение и аттестация специалистов

3. Управление транспортной логистикой Доставка заказов по России, Белоруссии и Казахстану (в зависимости от охвата целевой аудитории). Прием наличной и безналичной оплаты при доставке. Возможность частичного возврата товаров

4. Платежные сервисы Интеграция с платежными системами. Детализированная отчетность по платежам. Агрегация всех видов платежей для клиента. Прием наличных и безналичных платежей

5. Бухгалтерский и налоговый учет Ведение регламентированного и налогового учета. Интеграция всех основных элементов бизнес-процесса: фулфилмента, контакт-центра, логистики, финансовых операций

6. Обработка возвратов Прием возвратов. Проведение экспертизы. Переупакование товара. Возврат денежных средств покупателям

7. Система отчетности Личный кабинет: история и анализ информации о заказах. Интеграция данных с корпоративными учетными системами

Модель полного аутсорсинга включает в себя сервис замкнутого цикла для интернет-магазинов, обеспечивая управление информационными, материальными и финансовыми потоками. Принцип единого окна (обращения к единственному поставщику комплекса услуг при его высокой компетентности и надежности, а также наличия необходимых ресурсов) создаст интернет-магазинам условия для единонаправленной концентрации внимания к объектам мониторинга и управления качеством сервиса, что снизит транзакционные издержки.

Алгоритм реализации полного и частичного управляемого аутсорсинга представлен на рис. 2.

При переходе к реализации стратегии аутсорсинга требуется оценить цели и задачи компании, ее ресурсы и потенциал развития. Можно выбрать либо стратегию полного

аутсорсинга, либо стратегию частичного управляемого аутсорсинга. Мы рассматриваем частичный аутсорсинг именно как управляемый в силу того, что неуправляемый малорезультативен и несет в себе дополнительные риски для интернет-продавцов.

Рис. 2. Алгоритм реализации полного и частичного управляемого аутсорсинга

Стратегия аутсорсинга должна быть экономически выгодна компании, функционирующей в среде электронной коммерции.

Экономическое обоснование, как правило, проводят на основе затратной модели и многокритериальной оценки эффективности аутсорсинга.

Выполнение алгоритма имеет особенности при полном и частичном аутсорсинге. Полный аутсорсинг подразумевает обращение к единому поставщику комплексных услуг. На российском рынке электронной коммерции подобных компаний-поставщиков немного, в основном это компании-агрегаторы, являющиеся посредниками между интернет-магазинами и логистическими компаниями, принимающие на себя экономические риски. Наибольший интерес представляют специализированные компании-провайдеры логистических услуг (4РЬ- и 5РЬ-провайдеры), функционирующие на принципах информационной интеграции в рамках цепей поставок. Однако уровень развития логистики в России не позволяет говорить об адекватности сервиса заявленных концепций. На этапе выбора поставщика важно определить критерии и ключевые показатели, такие как оценка его надежности и качество сервиса. В соглашении (договоре) об обслуживании четко определяются интересы и обязанности сторон. Дальнейшие этапы алгоритма реализации полного управляемого аутсорсинга связаны

62 ► Известия УрГЭУ

4 (54) 2014

в выполнением традиционных функций менеджмента, а именно мониторинга, контроля и координации [6].

Для модели частичного управляемого аутсорсинга особое значение имеют процессы структуризации и выстраивания иерархии бизнес-процессов интернет-продавца: выделяют стратегические, ключевые, второстепенные бизнес-процессы; рассматривают особенности управления ими, сопоставляя с возможностями и ресурсами компании; оценивают риски. Такой анализ позволяет определить, какие именно услуги целесообразно передавать на аутсорсинг. Услуги, передаваемые на аутсорсинг, группируют в форме интегрированных сервисов компаний-аутсорсеров. Уменьшение числа аутсор-серов влечет за собой сокращение транзакционных издержек компании-заказчика. Далее схема такая же, как и при полном аутсорсинге.

В обеих моделях аутсорсинга - полной и частичной - взаимодействие сторон должно сопровождаться регулярными проверками исполнения обязательств, текущей оценкой существующих рисков, аудитом. Учитывая характер долгосрочных отношений в модели аутсорсинга, мы констатируем рост значимости текущего мониторинга и контроля результативности деятельности сторон. Поскольку большинство интернет-магазинов используют в работе многофункциональные платформы, включающие в свой арсенал функции планирования, мониторинга, анализа и контроля, то наилучшим вариантом можно считать интеграцию этих возможностей с функционалом систем автоматизации поставщиков услуг (аутсорсеров). Также целесообразно на постоянной основе проводить изучение существующих практик электронной торговли, инновационных предложений, разрабатывать и внедрять новые эффективные методики повышения качества и снижения затрат предприятия.

Источники

1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М. : ИНФРА-М, 2009.

2. Ионов В. М. Эффективные технологии снижения издержек в кассовой работе // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2011. № 5.

3. Федоренко Р. В. Оценка перспектив развития аутсорсинга в таможенной сфере // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 4.

4. Колесов А. Облачные вычисления: что же это такое? Режим доступа: pcweek.ru/ecm/аг1к1еМе1ай.рЬр?Ш=135408.

5. Виноградов А. Б., Кольчугин Д. М. Логистическая поддержка развития операторов розничной интернет-торговли (часть 1) // Логистика сегодня. 2013. № 5 (59).

6. Трошина Е. П., Платонов И. В. Современное состояние и тенденции развития контроллинга в России и за рубежом // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2013. № 5 (103).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.