Научная статья на тему 'Логистика интернет-торговли в России: концепутализация тенденций развития многоканальных цепей поставок'

Логистика интернет-торговли в России: концепутализация тенденций развития многоканальных цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ / LOGISTICS OF THE LAST MILE / ОНЛАЙН-РИТЕЙЛ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ONLINE RETAIL / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / CONSUMER MARKET / МАРКЕТПЛЕЙС / MARKETPLACE / INTERNET-LOGISTICS / ONLINE-STORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резников С.Н.

В статье автор проводит анализ и обобщение основных тенденций развития интернет-логистики в рамках наиболее острых проблемных аспектов трансформации цепей поставок, отправной точкой для которых выступает набирающий институциональную инерцию переход к многоканальной модели продаж.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article author analyzes and summarizes the main trends in development of Internet-logistics in context of the most acute problem aspects of transformation of supply chains, starting point for which is shift towards a multichannel sales model that is gaining institutional inertia.

Текст научной работы на тему «Логистика интернет-торговли в России: концепутализация тенденций развития многоканальных цепей поставок»

С. Н. Резников

ЛОГИСТИКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ: КОНЦЕПУТАЛИЗАЦИЯ

ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МНОГОКАНАЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

Аннотация

В статье автор проводит анализ и обобщение основных тенденций развития интернет-логистики в рамках наиболее острых проблемных аспектов трансформации цепей поставок, отправной точкой для которых выступает набирающий институциональную инерцию переход к многоканальной модели продаж.

Ключевые слова

Интернет-логистика, онлайн-ритейл, потребительский рынок, интернет-магазин, маркетплейс, логистика последней мили.

S. N. Reznikov

LOGISTICS OF INTERNET-TRADE IN RUSSIA: CONCEPTUALIZATION

OF DEVELOPMENT TRENDS OF MULTI-CHANNEL SUPPLY CHAINS

Annotation

In article author analyzes and summarizes the main trends in development of Internet-logistics in context of the most acute problem aspects of transformation of supply chains, starting point for which is shift towards a multichannel sales model that is gaining institutional inertia.

Keywords

Internet-logistics, online retail, consumer market, online-store, marketplace, logistics of the last mile.

Введение

В современный период переход к модели многоканальных продаж и ее активное развитие формируют не просто очередную фазу эволюционного развития логистики. Происходит расширение функционально-технологической платформы многоканального сбыта, которое обеспечивает не только большие операционные возможности эффективной доставки, но и новую институционально-рыночную диспозицию торгового и логистического звеньев в новой конфигурации системы многоуровневых продаж. Именно рыночная практика формирует системный импульс трансформации логистики в потребительском сегменте рынка, который должен быть обстоятельно отрефлексирован на уровне соответствующего теоретического знания в системе экономических научных направлений [1]. Концептуально-теоретическая сложность реше-

ния данной научно-практической задачи в рамках параллелей между развитием стационарного и многоканального сбыта формирует специфику исследования, результаты которого содержательно представлены в настоящей статье.

Материалы и методы

Информационно-эмпирическую базу настоящей статьи составляют результаты эмпирико-теоретических исследований по современным проблемным аспектам развития интернет-логистики ecommerce, данные комплексных исследований рынка логистических услуг и фул-филмента для интернет-магазинов, проведенных агентством Data Insight, концептуально-теоретические обобщения и научно-практическая проработка отличительных особенностей современного развития интернет-торговли и стационарной сферы товарного обращения, проведенные современными российскими учеными и специалистами.

Результаты

Развитие современной логистики сопровождается более рельефным, институционально и технологически очерченным разделением одноканальных и многоканальных цепей поставок, эмпирическое оформление которого сопровождается системой эффектов, ранее не воспроизводимых в стационарной тор-гово-розничной системе товароснабже-ния потребительского рынка.

Логистика онлайн-продаж является более длинной, имеет сильное функциональное дробление, требует интеграции и организации работы с сервисами в режиме одного окна [7, с. 125]. В одном тезисе сконцентрирован целый комплекс особенностей, которые формируют определенную специфику функционирования многоканального сбыта, которая не является идентичной тому, что мы наблюдаем в стационарных системах продаж.

Длина логистики онлайн-ритейла, сочетание магистральной доставки, фулфилмента и логистики последней мили резко сокращают возможности контроля такой цепи поставок. При этом рост оборотов e-commerce стимулирует интеграцию в логистике, появление интегрированных сервисов, что может создать предпосылки для повышения эффективности и управляемости таких цепей поставок.

На наш взгляд, можно выделить два ракурса научно-практической оценки сложностей современного развития многоканального сбыта: институциональный и технологический. С позиции институционального видения этого процесса мы наблюдаем нелинейную трансформацию многоканального ритейла, в которой логистика выступает не только как компонент бизнес-модели, но и как инструмент конкурентной отстройки на рынке. Такая отстройка развивается по двум направлениям:

- развертуализация цифровых стартапов, которая позволяет им гене-

рировать дополнительную, подчеркиваем, уже материализованную ценность;

- укрупнение онлайн-ритейла, возникновение торговых площадок, что институционально расширяет возможности выхода на рынок и увеличения продаж для производственных предприятий малого и среднего бизнеса.

Важность исследовательского акцента на проработке институционального аспекта рыночного развития многоканального сбыта состоит в том, что «в отличие от моноканальных цепей поставок, в многоканальных цепях поставок количество торговых звеньев меньше, а логистических больше» [8, с. 83]. Это позволяет заключить, что многоканальный сбыт имеет специфическую структуру цепи поставок, в которой доминирование логистического компонента усиливает значимость технологии доставки и логистической инфраструктуры товародвижения. Если в стационарной сфере товарного обращения торговые сети могут формировать и контролировать цепь поставок, то в системе многоканальной торговли интернет-ритейлеры не имеют такой рыночной власти. Если в традиционной торговле сетевая розница самостоятельно строит сильную логистику товародвижения и распределительные центры, инвестирует в складские комплексы, в интернет-торговле такая инфраструктура и соответствующая ей экспертиза формируются профессиональными логистическими провайдерами. При этом объективным фактором развития аутсорсинга в интернет-логистике является ее фраг-ментированность (магистральная доставка, фулфилмент, последняя миля).

Институциональный контраст между двумя видами конфигурации цепей поставок позволяет принципиально заострить внимание на том, смогут ли онлайн-ритейлеры в перспективе за 5-10 лет усилить свои позиции в системе товародвижения потребительского рынка, повторяя траекторию развития сетевой роз-

ницы в условиях стационарного рынка. Не менее актуальным является вопрос о том, будет ли такая траектория воспроизводить характерные для современной экономики оси структурного неравновесия, одной из которых является избыточное давление торговли на товарный сектор экономики, которое порождает ряд эффектов асимметричного развития стационарных цепей поставок (неравенство рыночной власти поставщика и торговой сети, переток прибыли или добавленной стоимости в торговлю) [10].

По нашему мнению, формирование релевантной проактивной оценки различных сценариев развития ситуации в перспективе не является простым. С одной стороны, консолидация он-лайн-ритейла приводит к постепенному укрупнению интернет-торговли, формированию глобальных маркетплейсов, национальных торговых площадок и т. д. С другой, рост маркетинговых бюджетов таких компаний заставляет их расширять спектр сервисов, инвестировать в логистику, что будет не только повышать их привлекательность и конкурентоспособность в цифровой среде, но позволит повысить маржинальность сбыта, поднять уровень комиссии или сделать ставку на масштабирование бизнеса и рост оборотов.

По мере формирования более полноценной модели совершения покупок в интернет-торговле, усиления конкуренции между продавцами, их рыночная власть может возрасти. В настоящее время по данному пути активно развивается компания «М.Видео», которая строит маркетплейс Goods.ru и активно инвестирует в логистику. По обратной схеме — от высокотехнологичной логистической инфраструктуры к созданию маркетплей-са происходит — развитие «Юлмарт».

В отличие от практики перехода оптового торгового бизнеса в сферу 3PL-логистических провайдеров, в интернет-торговле мы наблюдаем разнонаправленные процессы, когда:

- «Юлмарт» пытается строить национальный маркетплейс как направление, которое через 2-3 года будет обеспечивать примерно 20 % товарооборота компании и являться важным дополнением к основному бизнесу [3, с. 41];

- торговые площадки развивают логистические сервисы, что позволяет им привлечь большее количество поставщиков. Более мелкие из них не имеют собственной эффективной логистики и воспринимают недорогой качественный аутсорсинг как важную часть сервисов, предлагаемых маркетплейсом.

Обсуждение

Узкий спектр перечисленных вариантов обусловлен тем, что в условиях ограниченности конкурентоспособного внутреннего производства потребительских товаров в России торговые площадки и интернет-магазины выступают в виде перепродавцов, неэффективно дублируя функции, например AliExpress, который продает китайские товары напрямую. Критически оценивая их работу, российский омбудсмен по цифровой экономике И. Димитров отмечает необоснованность расширения преференций тех, «кто выбрал ошибочную бизнес-модель и пользуется поддержкой лоббистов» [4, с. 42]. Однако, на наш взгляд, в современный период основная задача состоит не столько в расширении преференций, сколько в выравнивании условий функционирования российских и зарубежных онлайн-операторов, а также развитии конкурентоспособного внутреннего производства.

Подчеркивая ограниченность возможностей для таких системных корректировок по причине низкой конкурентоспособности российских товаропроизводителей, и, развивая данный тезис в ключе проактивного рассуждения, ученый М. В. Михайлюк заключает следующее: «в близлежащей перспективе на отечественном рынке не будут сформированы мощные конкурентоспособные цепочки поставок отечествен-

ной продукции, что предопределит развитие кросс-бордера, прежде всего, по каналам трансграничных маркетплей-сов. В перспективе это может оказать воздействие на развитие российских он-лайн-поставщиков, сокращение рыночного присутствия которых приведет к симметричному сжатию фулфилмент-услуг на российском рынке и их более узкому позиционированию» [8, с. 83].

Таким образом, обобщение эмпирических особенностей институциональной связности многоканальных цепей поставок позволяет констатировать многофакторность процесса развития интернет-торговли, важным компонентом которой выступает интернет-логистика. Консолидация торгового и логистического звеньев в цифровой среде сопровождается повышением значимости логистического обслуживания, расширением логистического функционала интернет-магазинов и интернет-площадок.

Анализ тенденций развития онлайн-ритейла и интернет-логистики показывает, что сложность отраслевых задач будет поддерживать дивергенцию этих бизне-сов. Выход в логистику со стороны он-лайн-ритейла стимулирован необходимостью конкурентной дифференциации, повышения привлекательности таких сервисов для поставщиков (маркетплейсов для интернет-магазинов). В интернет-логистике консолидация операторов и формирование интегрированных сервисов будут повышать их привлекательность для интернет-ритейла и торговых площадок, особенно глобального уровня. Технологическая и операционная сложность логистических задач, повышение роли IT для логистики будут резко ограничивать расширение функционала он-лайн-ритейла в данном направлении. Развитие мобильного канала коммуникации с покупателем, расширение вариантов срочной доставки для различных потребителей разных товарных категорий требуют уже персонализированной IT-интеграции с конечным потребителем.

Переход конкуренции на уровень гибридных моделей розничной торговли (omnichannel) приведет к дополнительному усложнению задач управления многоканальными цепями поставок и товарными запасами в цифровом сегменте рынка, что укрепит тенденции роста профессиональных операторов интернет-логистики, уровень монополизации в которой постепенно возрастет. Стратегически довлеющая потребность перехода к стратегиям мультиканальных продаж должна опираться на минимизацию стратегических и операционных рисков, что возможно только при условии предельно полного понимания того, каким образом можно купировать риски в логистике, маркетинге и управлении.

В процессе конкуренции реализация единого подхода к ценообразованию во всех каналах продаж потребует повышения эффективности логистики и сквозной многоуровневой оптимизации издержек во всех каналах сбыта одновременно. Расширение географии сбыта, освоение новых региональных рынков через партнерские сети позволит снизить зависимость от самостоятельных масштабных инвестиций, перенос зарубежной практики наращивания которых (например, Amazon) в российские условия представляется нереалистичным [2, с. 39].

В современной фазе развития интернет-логистики в России укрупнение операторов рынка будет увеличивать конкурентное давление на более мелких логистических провайдеров, что создаст импульс к углублению сегментации рынка логистики онлайн-ритейла. Фактором такой сегментации в интернет-торговле выступят маркетплейсы, развитие которых позволит оптимизировать издержки и выстроить новую цепь поставок «торговая площадка — М2С». Это будет увеличивать конкурентное давление на более мелких интернет-продавцов, закрепляя маркетинговую функцию витрины и логистическую — пункта выдачи заказов — за офлайновой торговлей.

Заключение

Динамичное развитие e-commerce и интернет-логистики, практически синхронная и отчасти их взаимообусловленная консолидация формируют нетривиальную траекторию дальнейшего развития логистики интернет-торговли в России. Ее результирующая будет образовываться на стыке нескольких трендов:

- укрупнение операторов интернет-логистики, особенно на последней миле, сопровождающееся возникновением интегрированных высококонкурентных сервисов, способных удовлетворить растущие потребности крупных интернет-магазинов и глобальных интернет-площадок;

- расширение сервисного функционала торговых площадок, которые готовы инвестировать в логистику и/или брать ее на аутсорсинг;

- рост инвестиций в логистику со стороны крупных интернет-магазинов, которые рассматривают ее как способ отстройки от конкурентов и барьер входа в рынок, позволяющий также дополнительно монетизировать бизнес-модель.

Проведенный анализ и полученные в ходе него выводы позволяют заключить, что интернет-торговля в России будет характеризоваться специфической структурой логистики многоканальных продаж, основная часть которой это профессиональные провайдеры, предлагающие недорогие интегрированные высокоэффективные сервисы экспресс-доставки. Конфигурация возникающих при этом цепей поставок будет характеризоваться длительным паритетом рыночной власти звеньев, особенно в условиях решения более важной задачи переноса спроса в цифровые каналы сбыта. В отличие от традиционной торговли, несмотря на доминирование логистических звеньев, большую длину цепи поставок, замыкаемых многополосной последней милей, логистические звенья, вероятно, не смогут занять в ней

доминирующее положение или значительно повысить маржинальность логистического сервиса. Растущая конкуренция на уровне магистральной доставки, фулфилмента или последней мили, наряду с необходимостью сокращения относительного уровня издержек по сравнению с офлайновой торговлей, будет ограничивать рост тарифов и маржинальности интернет-логистики. Аналогичным образом конкуренция в онлайн-ритейле, стремление интернет-площадок повысить свою рыночную привлекательность также будет сужать возможности возникновения диспаритета рыночной власти или смещения центра накопления стоимости в торговлю.

Аналогичные эффекты, на наш взгляд, могут быть воспроизведены на более поздних стадиях развития онлайн-ритейла, где определенный уровень конкуренции будет создавать доминирование крупных интернет-магазинов и интернет-площадок, подкрепленное решающими дифференцирующими труднореализуемыми конкурентными преимуществами и сформированным барьером входа в рынок или сегмент, современным примером которого является AliExpress в нише дешевых потребительских товаров.

На этапе современного развития интернет-торговли торговые интернет-площадки будут зарабатывать преимущественно за счет увеличения оборота при низкой комиссии, то есть масштабирования бизнес-модели, важным фактором которого выступит логистика и высокоэффективные сторонние логистические сервисы. В рамках общей задачи сокращения цены на выходе из многоканальной цепи поставок и перераспределения спроса из стационарной торговли в цифровые каналы сбыта возможности формирования диспаритета рыночной власти и асимметричного смещения центра накопления стоимости (прибыли) в одно из звеньев представляется маловероятным.

Библиографический список

1. Альбеков, А., Резников, С. Глобализация vs регионализация современных цепей поставок : моногр. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014.

2. Гаспарян, В. Омниканальный ритейл в России: мифы и реальность // Retail & Loyalty. — 2015. — № 7 (52).

3. Дадиани, Н. Маркетплейс от Юл-марта: новые технологии в фулфилменте // Retail & Loyalty. — 2017. — № 7 (70).

4. Димитров, И. Российские онлайн-маркетплейсы: как им доминировать на международном рынке? // Retail & Loyalty. — 2017. — № 7 (70).

5. Логистические услуги для интернет-магазинов. Основной доклад 2017 // По данным исследовательской компании Data Insight [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://logis tics.datainsight.ru/sites/default/files/logisti ka_doklad_2017_web.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

6. Малышев, С. Почта России: мы остаемся игроком № 1 даже с учетом консолидации конкурентов // Retail & Loyalty. — 2017. — № 3.

7. Михайлюк, М. Логистическая специализация фулфилмента и развитие интернет-торговли: эволюционные особенности рыночной трансформации // Роль и место информационных технологий в современной науке : материалы междунар. науч.-практ. конф. — Магнитогорск, 2017.

8. Михайлюк, М. Особенности научно-практического анализа фулфил-мента как компонента цепи поставок системе многоканального сбыта // Новая парадигма социально-гуманитарного знания : сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. : в 6 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачёвой. — Белгород : АПНИ, 2018.

9. Резников, С., Клитина, Н. Критический анализ тенденций системной трансформации торгово-логистического бизнеса в условиях изменения модели

организации продаж // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2017. — № 2 (58).

10. Резников, С. Современная трансформация глобальных цепей поставок: настоящее и будущее : моногр. ; под науч. ред. А. У. Альбекова. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014.

Bibliographic list

1. Albekov A., Reznikov, S. Globalization vs regionalization of modern supply chains : monograph. — Rostov-on-Don : PPC of RSEU (RINH), 2014.

2. Gasparyan, V. Omnichannel Retail in Russia: Myths and Reality // Retail & Loyalty. — 2015. — № 7 (52).

3. Dadian, ^.Marketplace from Yulmart: new technologies in fullfilmente // Retail & Loyalty. — 2017. — № 7 (70).

4. Dimitrov, I. Russian online marketplaces: how do they dominate the international market? // Retail & Loyalty. — 2017. — № 7 (70).

5. Logistics services for online stores. Main report 2017 // According to the research company Data Insight [Electronic resource]. — Mode of access : http://logistics.datainsight.ru/sites/default/f iles/logistika_doklad_2017_web.pdf (date of access: 11.12.2017).

6. Malyshev, S. Post of Russia: we remain the player number 1 even taking into account consolidation of competitors // Retail & Loyalty. — 2017. — № 3.

7. Mikhailuk, M. Logistic specialization fullfilmenta and development of Internet commerce: evolutionary features of market transformation // Role and Place of Information Technologies in Modern Science : materials of international scientific and practical conf. — Magnitogorsk, 2017.

8. Mikhailuk, M. Peculiarities of scientific and practical analysis of fulfilment as component of supply chain to multichannel sales system // New paradigm of social and humanitarian knowledge : materials of international scientific and practical

conf. : in 6 vol. / ed. by E. P. Tkachiova. — Belgorod : APNI, 2018.

9. Reznikov, S., Klitina, N. Critical analysis of trends in systemic transformation of trade and logistics business in context of changing the model of sales organization // Vestnik of Rostov State Uni-

versity of Economics (RINH). — 2017. — № 2 (58).

10. Reznikov, S. Modern transformation of global supply chains: present and future : monograph ; scientific ed. by A. U. Albekov. — Rostov-on-Don : PPC of RSEU (RINH), 2014.

Л. В. Сахарова, М. Б. Стрюков, Т. В. Алексейчик, Т. В. Богачёв

ОПТИМИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ

Аннотация

Предложены методики оптимизации сельскохозяйственного производства и экологического состояния территорий на основе комплексной оценки рассматриваемых объектов по совокупности разнородных показателей методами теории нечетких множеств.

Ключевые слова

Теория нечетких множеств, нечеткий многоуровневый классификатор, зеленая экономика, комплексная оценка производства, уровень интенсификации производства.

L. V. Sakharova, M. B. Stryukov, T. V. Alekseychik, T. V. Bogachyov

OPTIMIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION ON BASIS OF PRINCIPLES OF GREEN ECONOMY BY MEANS OF METHODS OF THEORY OF INDISTINCT SETS

Annotation

Methods of optimization of agricultural production and ecological condition of territories on basis of complex estimation of considered objects on set of dissimilar indicators by methods of fuzzy-set theory are offered.

Keywords

Fuzzy set-theory, fuzzy multi-level classifier, green economy, integrated production assessment, level of production intensification.

Введение

С каждым годом актуализируется необходимость перехода к устойчивому, экологически безопасному развитию, определения ведущих позиций зеленой экономики как науки, способной реализовать системную оптимизацию отраслей

народного хозяйства [1]. Оптимизация сельскохозяйственного производства включает в себя целый комплекс задач: моделирование стратегии выбора сельскохозяйственных территорий для производства конкретной продукции, экологическое природопользование, комплекс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.