Научная статья на тему 'Интернет технологии в подготовке специалистов в области межкультурных коммуникаций'

Интернет технологии в подготовке специалистов в области межкультурных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
212
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СКАНДИНАВИЯ / SCANDINAVIA / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / NORTH EUROPE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волошин Дмитрий Викторович

Статья посвящена роли Интернет-технологий в межкультурной коммуникации между Россией и странами Северной Европы. Автором обоснована необходимость усовершенствования информационно-педагогического обеспечения межкультурной коммуникации в условиях университетского образования. В статье дается обзор деятельности организаций, функционирующих в области межкультурной коммуникации между Россией и странами Северной Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the role of Internet technologies in intercultural communication between Russia and North Europe. The author proves the necessity to improve information security teaching intercultural communication in university education. The article provides an overview of the activities of organizations operating in the field of intercultural communication between Russia and the countries of North Europe

Текст научной работы на тему «Интернет технологии в подготовке специалистов в области межкультурных коммуникаций»

Примечания

1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993.

2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1972. - 542 с.

Д. В. Волошин

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена роли Интернет-технологий в межкультурной коммуникации между Россией и странами Северной Европы. Автором обоснована необходимость усовершенствования информационно-педагогического обеспечения межкультурной коммуникации в условиях университетского образования. В статье дается обзор деятельности организаций, функционирующих в области межкультурной коммуникации между Россией и странами Северной Европы. Ключевые слова: образование в сфере культуры, Интернет-технологии, межкультурная коммуникация, глобализация, Скандинавия, Северная Европа.

The article is devoted to the role of Internet technologies in intercultural communication between Russia and North Europe. The author proves the necessity to improve information security teaching intercultural communication in university education. The article provides an overview of the activities of organizations operating in the field of intercultural communication between Russia and the countries of North Europe. Keywords: liberal education, Internet technologies, intercultural communication, globalization, Scandinavia, North Europe.

Мировые интеграционные процессы убедительно свидетельствуют, что будущее общемировой культуры связано с тесным взаимодействием, взаимопроникновением и сближением всех культур. Россия и страны Северной Европы сегодня находят все больше и больше точек соприкосновения. К базовым основаниям межкультурных коммуникаций между Россией и странами Северной Европы следует отнести культурно-исторический опыт, многочисленные современные совместные проекты в социальной и экономической сфере, сотрудничество в образовании и науке.

Необходимость создания единого культурно-экономического пространства на территории Северной Европы ни у кого не вызывает сомнений. Значимость экономического и культурного сотрудничества между Скандинавией и Россией подчеркивается Советом Министров Северных Стран в «Программе по сотрудничеству с Российской Федерацией 2006-08», а также президентом РФ (Распоряжение президента РФ от 11.04.92 N 171-РП «О дальнейших мерах по развитию отношений Российской Федерации с государствами Северной Европы»). Появляются все более значимые двусторонние проекты в области культуры, продолжаются расширение и углубление взаимодействия на межправительственном уровне.

О высоком и постоянно растущем интересе к странам Северной Европы, существующем в России, в частности, говорят и данные статистики запросов двух крупнейших поисковых систем рунета Rambler и Yandex. Количество запросов по Скандинавии в целом, как и по отдельным странам Северной Европы, непрерывно растет. Так, например, количество запросов Yandex со словом «Финляндия» за период с марта 2009 по сентябрь 2009 года составило 3.2 млн. (по данным http://

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ январь-февраль 1 (33) 2010 г.

stat.yandex.ru).

Несмотря на созданные условия и предпосылки к объединению на макроуровне, для установления масштабных межкультурных коммуникаций этого явно недостаточно. Необходимо предпринимать шаги по интеграции на микроуровне, что, собственно, и является основой процесса интеграции. В настоящее время только на территории Москвы и Санкт-Петербурга действует более 230 шведских и совместных российско-шведских предприятий (130 - в Москве, 105 - в Санкт-Петербурге, по данным Коммерческой палаты Швеции). Количество компаний Финляндии и совместных российско-финляндских фирм, представленных в Москве, на данный момент составляет 235, а в Санкт-Петербурге - 367 организаций. На территории России действуют также десятки компаний Норвегии, Дании и Исландии. Учитывая богатейший потенциал экономических взаимосвязей между Россией и странами Северной Европы, а также большое количество людей, чья профессиональная деятельность проходит в совместных российско-скандинавских компаниях, становится очевидной необходимость создания единого информационного поля, обеспечивающего оперативный и качественный международный обмен бизнес-информацией, а также подготовку кадров для реализации эффективной межкультурной коммуникации.

Организации и социальные институты, функционирующие в области социокультурных взаимосвязей между Россией и странами Северной Европы, созданы и действуют как на территории РФ, так и на территории этих стран. Наряду с организациями, чья основная цель - поддержание, расширение и углубление связей между Северной Европой и Россией, существуют также организации, имеющие иные цели, но, тем не менее, прямо или косвенно ведущие деятельность в этом направлении. К первой группе организаций можно отнести: Совет Министров Северных Стран, Датский Клуб, Исландский клуб, общества «Финляндия-Россия» и «Россия-Норвегия», а также ряд других учреждений, включая посольства, представительства и консульства. Вторую группу организаций представляют: Евросоюз, Союз Балтийских Городов, HELCOM, NDPHS, Балтийская Ассоциация Коммерческих Палат.

Для повышения уровня сотрудничества и координации деятельности между существующими организациями и социальными институтами не хватает четко работающей системы оперативного и полного обмена информацией. К числу одной из острых проблем следует отнести недостаточное задействование имеющихся инновационных технологий для стимулирования интеграционных процессов и обобщения нового социокультурного опыта. Одним из путей решения данной проблемы является создание единого информационного пространства межкультурной коммуникации на основе Интернет-технологий.

Стратегическое партнерство России и стран Северной Европы, выражающееся, прежде всего, в торгово-экономическом сотрудничестве, расширении контактов в области науки, культуры и образования, возрастании интереса этих стран по отношению друг к другу, во многом обеспечивается Интернет-технологиями. Это взаимодействие уже привело к появлению в Интернете целого сегмента, который можно рассматривать в качестве нового информационного пространства межкультурной коммуникации. Сфера сетевой межкультурной коммуникации требует квалифицированных кадров, умеющих профессионально использовать современные технологии и таким образом совершенствовать сами процессы и средства Интернет-коммуникации. Недостаток такого рода специалистов приводит к тому, что потенциал развития межкультурной коммуникации с использованием Интернета не реализуется в полной мере.

Для того чтобы улучшить координацию деятельности организаций и проектов, функционирующих на территории стран Северной Европы и России, значительно расширить существующие в этой области возможности, необходимы изменения в

самом процессе подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации. Прежде всего, речь идет об использовании информационных технологий, предназначенных для межкультурной коммуникации, в учебном процессе.

Межкультурные коммуникации в условиях образовательного процесса вуза должны иметь соответствующее информационно-педагогическое обеспечение. Информационно-педагогическое обеспечение (ИПО) можно определить как совокупность методов, средств и условий для осуществления педагогической деятельности, направленной на формирование профессиональных компетенций в заданной области, в частности в области межкультурных коммуникаций. Структура ИПО может включать следующие компоненты:

1. Сетевые и локальные ресурсы по межкультурной коммуникации России и стран Северной Европы.

2. Методы сбора, переработки, структурирования информации для использования в учебном процессе.

3. Средства (программно-технологические; лингвистические; организационные).

При этом следует подчеркнуть, что одними из важнейших аспектов профессиональной подготовки к межкультурной коммуникации являются:

1) осмысление специфики своей и другой культуры;

2) овладение способами взаимодействия с носителями другого этноса;

3) видение значимости межкультурных диалогов в процессе своего профессионального становления.

В решении этих задач просто необходимо использовать средства Интернет-коммуникации, применение которых не только способствует освоению студентами современных технологий, но и служит установлению контактов с представителями других культур, а также обмену опыта с ними и взаимообучению.

Применение в профессиональном образовании средств Интернет-коммуникаций для налаживания межкультурного взаимодействия может способствовать возникновению синергетического эффекта, что позитивно отразится на всех составляющих формирования профессионального мастерства обучаемых. Однако недостаточная разработанность методики создания информационно-педагогического обеспечения учетного процесса вуза для подготовки специалистов в области межкультурных коммуникаций с помощью Интернет-технологий позволяет говорить: во-первых, об актуальности исследований на эту тему; во-вторых, о необходимости совершенствования существующих и создания новых методик, на основе которых становится возможным внедрение в учебный процесс сервисов и технологий Интернет для осуществления on-line контактов с представителями образовательного сообщества стран Северной Европы. Организация кросскультурного on-line диалога с использованием профессиональных ресурсов для информационно-педагогического обеспечения конкретной учебной дисциплины — задача, которую предстоит решить в рамках проводимой автором исследовательской работы.

Примечания

1. Альварес Н. Медиаобразование и межкультурные коммуникации: от виртуальных проектов - к реальным результатам / Н. Альварес // Медиаобразование. - 2006. - № 3. -С. 21-26.

2. Верещагин Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании рус. яз. как иностранного: метод. Руководство / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М., 1990. - 246 с.

3. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; под общей редакций А.П. Садохина. - М., 2002. - 352с.

4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. -М.: Слово, 2000. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.