способность к критическому самоанализу, включающему рассмотрение и анализ индивидуумом собственных знаний и поступков (5, с. 729). Способность личности к самооценке выявляют сознательные механизмы анализа и обоснования в развитии творческой деятельности, через соотнесение идеи (визуального образа) с реальным её воплощением. Самооценка дает представление, насколько личность находит себя ценностью для реализации в творческой деятельности. Самооценка соотносится с чувством собственного достоинства, а это создает благоприятный фон к творческой реализации личности.
Поэтому мы считаем самооценку важным показателем качества реализации творческого потенциала студентов в изобразительной деятельности.
Таким образом, анализ механизмов и результатов творчества в изобразительной деятельности дает основание выделить признаки проявления творческого потенциала студентов: эстетическую направленность, изобразительные умения и навыки, оригинальность изобразительных работ, познавательный интерес, самостоятельность и самооценку.
Примечания
1. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. — М.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
2. Кузин В. С. Психология в живописи: [учебное пособие для вузов] / В.С. Кузин. — 4-е изд., испр. — М.: ОНИКС 21 век, 2005. — 304 с.
3. Мастера искусства об искусстве. — М. — Л., 1937-1939 — Т. 4.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. — М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 361 с.
5. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2006.
— 1072 с.
6. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие / Н.И. Шеван-дрин. — М.: ВЛАДОС, 1995. — Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 544 с.
7. Школа изобразительного искусства: учеб. пособие. — М.: Изобраз. искусство, 1986.
— Вып. 1. — 176 с.
И. Г. Фабрика
ВОСПИТАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена проблеме исследования готовности студентов к межкультурной коммуникации, раскрывает сущность понятий «межкультурная коммуникация», «готовность к межкультурной коммуникации» и анализирует уровни и критерии готовности студентов к межкультурной коммуникации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогическая готовность, готовность к межкультурной коммуникации, межкультурная коммуникация, коммуникации, общественный отношения.
The article is devoted to the researching of the problem of the readiness to the intercultural communication and to the analysis of such notions as "intercultural communication" and "readiness to intercultural communication", analyses the levels and criteria of the readiness as well. Keywords: liberal education, pedagogical readiness, intercultural communication, readiness to intercultural communication, communication (intercourse), intercultural education.
/ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
Современное представление о высококлассном специалисте включает в себя широкий спектр разного рода характеристик. Навыки межкультурной коммуникации являются одной из важнейших составляющих профессиональной культуры будущего специалиста. Поэтому одним из направлений профессиональной подготовки является формирование готовности студентов к межкультурной коммуникации.
По нашему мнению, межкультурная коммуникация должна быть выделена как необходимый компонент высшего образования, а обучение студентов необходимо осуществлять в духе диалога культур, развивая у них способность проникновения в ценности другой культуры, воспитывая терпимость по отношению к чужой культуре, к инакомыслию, уважительное отношение к другому народу, другой нации.
Интерес к проблемам готовности студентов к межкультурной коммуникации приобретает приоритетное значение, поскольку вузовское образование призвано способствовать подготовке специалистов, осознающих растущую глобальную взаимозависимость между народами и нациями, понимающих необходимость международной солидарности и сотрудничества и готовых к конструктивному участию в диалоге культур.
В существующем многообразии понятий межкультурной коммуникации к контексту нашей статьи наиболее приближено определение, данное Т. Г. Груше-вицкой, В. Д. Попковым, А. П. Садохиным, — «межкультурная коммуникация — совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» (2, с. 351).
Мы полагаем, что межкультурная коммуникация — это один из элементов межкультурного вузовского образования, особая часть человеческих отношений между носителями разных культур, включающая в себя культуру и коммуникацию, способствующая тому, что коммуникаторы проявляют свои знания, ценности, опыт и тем самым выявляют сущность другой культуры.
В образовательном пространстве вуза важно создать такие условия, в которых студент начинает соотносить себя не только со своей культурой, но и с другими, испытывать симпатию, стремится найти способы конструктивного взаимодействия. Но на практике существуют барьеры, препятствующие межкультурному взаимодействию индивидов.
Обучение общению с позиции коммуникативно-культурологического подхода может рассматриваться как обучение преодолению различных барьеров на основе диалогического понимания разных культур, которое предполагает общение с другим как с самим собой, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других. Здесь возможно несколько путей: во-первых, знание об этих барьерах; во-вторых, осознание возникающих препятствий (в общеметодологическом и индивидуальных аспектах); в-третьих, создание нравственно-ценностной базы для их преодоления; в-четвертых, выбор некоторых рекомендаций по способам преодоления возможных барьеров; в-пятых, помощь в индивидуальном развитии соответствующих способностей (1, с. 142).
При этом необходимо иметь в виду, что готовность к межкультурной коммуникации не формируется автоматически. Для этого нужна большая, кропотливая и творческая совместная работа теоретиков и практиков в данной области, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами исследования, отражающие уровень готовности студентов вуза физической культуры к межкультурной коммуникации.
Одним из методов сбора информации о состоянии готовности студентов к межкультурной коммуникации был избран метод анкетирования. Мы попытались выяснить уровень готовности студентов к межкультурной коммуникации; самооценку уровня подготовленности к межкультурной коммуникации; желание участвовать в межкультурной коммуникации; уровень толерантности (см.: 5). Задача исследования состояла в выявлении того, как студенты относятся к культуре своего народа и
насколько глубоко ее знают. Результаты опроса показали: 28,2% студентов считают, что знают ее хорошо; 59,2% — знают частично; 12,6% — знают плохо. На вопрос «Как вы считаете, знания и навыки межкультурной коммуникации помогут Вам в будущей профессии?» 32,2% респондентов ответили — да; 60% — иногда; 7,8% — нет.
Интересным оказалось распределение ответов на вопрос о том, способствует ли совместное проживание людей, принадлежащих к различным этносам, их взаимному культурному обогащению. Согласны с данной точкой зрения 60% респондентов. Уверены в обратном 13% опрошенных. Среди студентов выделяется также весьма представительная группа затруднившихся с ответом — 27%. Такой большой процент затруднившихся с ответом является свидетельством того, что данный вопрос не так прост, а ответ на него не столь очевиден, как это может показаться на первый взгляд.
Результаты проведенного опроса, а также анализ научно-педагогической литературы, диссертационных исследований по исследуемой проблеме позволил нам выявить и описать уровни готовности студентов к межкультурной коммуникации (3, с. 8).
Низкий уровень характеризуется тем, что у студентов в ходе профессиональной подготовки развитие готовности к межкультурной коммуникации формируется стихийно и в недостаточной степени. У них наблюдаются фрагментарные знания своей культуры и культуры других народов, основ теории межкультурной коммуникации, недостаточно сформированы коммуникативные умения. Они слабо владеют навыками анализа социокультурной информации, не умеют выбирать приемлемый стиль межкультурного общения, не готовы к толерантному взаимодействию, а также недостаточно проявляют соответствующие нравственно-ценностные качества в процессе межкультурной коммуникации.
Средний уровень характеризуется неполной сформированностью целостной структуры готовности к межкультурной коммуникации, неравномерным развитием отдельных ее компонентов: недостаточным умением применения теоретических знаний в межкультурном взаимодействии, недостаточным владением навыками межкультурной коммуникации. Но при этом наблюдается наличие устойчивого стремления к их формированию, развитию необходимых профессионально значимых и личностных качеств, проявлению уважения к представителям иных культур.
Высокий уровень готовности к межкультурной коммуникации характеризуется глубокими познаниями студента в этой области, осознанным и творческим использованием полученных теоретических знаний; сформированную готовность можно считать личностно-профессиональной характеристикой будущего специалиста.
Критериальными показателями высокого уровня готовности студентов к межкультурной коммуникации являются:
— осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей;
— постоянный и устойчивый интерес к культуре своего народа, народов своей страны и мира;
— сформированные умения и навыки продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
— наличие межкультурной коммуникативной компетенции;
— толерантность и позитивное отношение к культурным различиям;
— преодоление негативных этносоциальных стереотипов;
— стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.
Проведенный нами анализ показал, что студенты признают необходимость повышения уровня готовности к межкультурной коммуникации. Они понимают
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ май-июнь 3 (29) 2009 г.
необходимость ее воспитания в образовательном процессе вуза, поскольку межкультурная коммуникация может послужить основой для улучшения их отношений с другими людьми, установления более тесных контактов между представителями разных национальностей и культур.
Процесс развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательной деятельности учебного заведения может быть эффективным, если будет учитывать: принцип диалога и взаимодействия культур; процессы межэтнической интеграции; необходимость формирования у студентов умения адаптироваться к мультикультурной и полиэтнической среде, развития межкультурных коммуникаций (4, с. 8).
Основная задача развития готовности студенческой молодежи к межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал вузовского образования, нацелить его на выработку и утверждение концептуального приоритета общечеловеческих ценностей, сближения культур разных стран.
Примечания
1. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации / Л.К. Гейхман // Вестник Московского университета. Серия 19. — 2003. — № 3. — С. 138-146.
2. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : [учебник для вузов] /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А. П. Садохина. — М.: Юнита-Дана, 2003. — 352 с.
3. Девятова Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Девятова; МГТУ. — Магнитогорск, 2002. — 27 с.
4. Слобожанкина Л. Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Слобо-жанкина. — Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 20 с.
5. Фабрика И. Г. Специфические методы исследования и развития межкультурной коммуникации студентов университета физической культуры [Электронный ресурс] / И.Г. Фабрика. — Режим доступа: Ьир://шшш. 1гап-паика/паго^ги/2008-1.Ь1:т1, свободный.
В. П. Дружинин
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ»
В статье раскрыта концепция развития «Школы здоровья», реализованная на базе общеобразовательной школы №709 г. Москвы. Обоснованы условия формирования здорового образа жизни школьников подросткового возраста, приводятся материалы исследования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, здоровый образ жизни, «Школа здоровья», условия, ценности, компоненты духовно-нравственного здоровья, компоненты физического здоровья, компоненты психического здоровья, эксперимент.
The author described the model of the "Health's School", which was realized him at the Moscow secondary school №709. The paper also reviews the conditions for health's teenagers values at school, the results of research within 443 schoolboys and girls. Keywords: liberal education, model of the "Health's School", reviews the conditions for health's teenagers values.
Здоровье человека, особенно подрастающего поколения, — это главный источник пополнения трудовых ресурсов нации. Состояние здоровья зависит от многих объективных и субъективных факторов экологического, социального, экономичес-