УДК 371.39
В. И. Рябова
Оценка готовности детей к межкультурной коммуникации
Статья раскрывает авторский взгляд на оценку готовности детей к межкультурной коммуникации. Предлагается анализ ключевых понятия статьи, система критериев, показателей и уровней готовности детей в межкультурной коммуникации. Показан опыт и результаты формирования готовности детей к межкультурной коммуникации в учреждениях дополнительного образования детей Казахстана.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, готовность детей к межкультурной коммуникации, критерии, показатели оценки, уровни готовности.
V. I. Ryabova
Estimation of Children's Readiness to Intercultural Communication
The article reveals the authors' point of view at an estimation of children's readiness to intercultural communication. Is offered the analysis of key concepts of the article, the system of criteria, indicators and levels of children's readiness in intercultural communication. An experiment and results of formation of children's readiness to intercultural communication in further education establishments in Kazakhstan are represented.
Key words: intercultural communication, children's readiness to intercultural communication, criteria, estimation results, readiness levels.
Одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики является проблема готовности человека к разным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач. Готовность к тому или иному виду деятельности представляет собой развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений, установок, настроенности на определенное поведение. Такая готовность достигается в ходе моральной, психологической, профессиональной и физической подготовки, является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности.
Проблемой психологической готовности человека к различным видам деятельности психологи начали заниматься сравнительно недавно (с конца 50-х - начала 60-х гг.). К настоящему времени в психолого-педагогической литературе накоплен достаточно обширный теоретический и экспериментальный материал о феномене готовности человека к труду, к разным видам деятельности, сформулировано понятие готовности, определено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость ее проявлений (Д. И. Водзинский, А. Д. Ганюшкин,
© Рябова В. И., 2011
М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Канды-бович, Я. Л. Коломенский, А. Т. Короткевич, И. Б. Котова, А. И. Кочетов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Н. Д. Левитов, А. С. Нерсисян, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, П. Р. Чамата и др.).
В сфере собственно педагогической проблематики готовность рассматривалась как готовность к школе, к обучению в вузе, к выполнению тех или иных видов профессиональной деятельности, решению педагогических задач или проблемной ситуации и т. д. Анализ существующих подходов показывает, что чаще всего готовность исследуется как определенное состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним. Готовность показывается как возможность, предрасположенность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, обосновывается в качестве решающего условия быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.
В настоящем исследовании готовность интересует нас, прежде всего, как готовность к межкультурной коммуникации (МК), то есть субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению опреде-
ленной межкультурной деятельности и стремящейся ее выполнять. В целом готовность к межкультурной деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на ситуации и задачи межкультурного плана; как предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; как форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий [127].
С точки зрения содержания рассматриваемой готовности большинство ученых (В. А. Моляко, В. А. Сластенин, А. Г. Мороз и др.), выделяют следующие компоненты: положительное отношение, положительные установки на те или иные виды деятельности, в этом случае межкультурной коммуникации; стабильные интересы; устойчивые мотивы деятельности; осознание ответственности за ее результаты; адекватные требования профессиональной деятельности качества личности, черты характера; профессионально значимые знания, умения, навыки, способность их мобилизировать и активизировать; развитость эмоциональной, волевой, чувственной сферы (воодушевленность, уверенность в успехе, умение управлять собой, преодолевать чувство сомнения, боязни и т. д.).
В контексте реализации целевых установок исследования процесс формирования готовности детей к межкультурной коммуникации возможно представить в виде структуры, включающей в себя ряд элементов, находящихся в определенной взаимосвязи по отношению друг к другу, которые в совокупности обеспечивают развитие межкультурной коммуникации у воспитанников. Ценностный элемент обеспечивает формирование конструктивной позиции в процессе межличностного взаимодействия, нивелирование деструктивных тенденций. Эмоциональный эле-
мент обеспечивает формирование положительного отношения воспитанника к себе как к субъекту межкультурной коммуникации, другой культуре, представителям другой культуры как субъектам межкультурной коммуникации и к коммуникативной деятельности как к виду межкультурной деятельности. Познавательный элемент содержательного компонента направлен на формирование знаний и представлений воспитанников о межкультурной коммуникации, проявляющейся на личностно-индивидуальном уровне (знания и представления о межкультурной коммуникации). Личностный элемент обеспечивает развитие реальных проявлений качеств человека в условиях коммуникативной деятельности (межкультурной компетенции, коммуникативных умений, самоконтроля и т. д.) [34].
Теоретический анализ, проведенный нами, позволил выделить в структуре готовности детей к межкультурной коммуникации следующие составляющие: первая из них тесно связана с мотивацией, потребностями, ценностными ориентирами, вторая - с чувствами, переживаниями, эмоциями, третья составляющая определяется знаниями культуры своей и чужой, оценочными рассуждениями, четвертая из них показывает такие личностные качества как компетентность, толерантность и другие, и пятую составляющую мы выделили как накопление собственного опыта в вопросах межкультурной коммуникации.
Для оценки готовности детей к межкультурной коммуникации нами была разработана система критериев, показателей и уровней, взаимосвязь и целостность которых способствует овладению совокупности знаний, умений и навыков межкультурной коммуникации, становлению личностных качеств, характеризующих готовность детей к межкультурной коммуникации (табл.)
Таблица
Система критериев, показателей и уровней оценки сформированности готовности детей
к межкультурной коммуникации
Критерии Предмет оценки Показатели оценки Уровни
Мотивацион-но-ценност-ный • мотивация к деятельности в МК, • уровень интереса к деятельности МК, • уровень ценностных ориентиров в межкультурном взаимодействии • стремление к изучению культуры других народностей, • чувство ответственности перед своим государством и его культурой, • потребность в общении с представителями других Высокий - доминанта социальных, коммуникативных мотивов, мотивов самоопределения и самосовершенствования, Средний - доминанта мотивов творческой самореализации и профессионального выбора, Низкий - доминанта мотивов избегания, престижа
культур, • принятие межкультурных отношений как общественной ценности, • формирование сознания долга, потребностей, • побуждение к освоению межкультурных отношений
Эмоционально-чувствен-ный • уровень формирования взглядов, убеждений, мировоззрения, • эмоциональный фон воспитанников в процессе МК • положительное представление воспитанников о деятельности межкультурной коммуникации, • формирование эмоционально окрашенного положительного отношения к МК, • чувство собственного достоинства, • гордость за свою культу- ру, • чувство уверенности в себе, • взаимопонимание, • солидарность, • сопереживание Высокий - положительная эмоциональная нагрузка в пропаганде и изучении межкультурных коммуникаций (воодушевленный, наслаждающийся, счастливый, радостный, гордый, уверенный, сильный), Средний - эмоциональная пассивность в развитии и пропаганде своей культуры, безразличия к изучению особенностей других культур (внимательный, концентрированный, собранный), Низкий - преобладает агрессивное отношение к другим народностям и их культуре (презрительное, пренебрегающее, надменное, равнодушное, незаинтересованное, унылое, печальное, скучное)
Когнитивный • уровень знаний и умений в сфере межкультурного взаимодействия, • умение анализировать межкультурные различия, объяснять особенности поведения и мышления представителей другой культуры • знания культуры своей и чужой, • знания о деятельности в рамках межкультурной коммуникации, • умения и навыки в реализации этих знаний в межкультурной среде, • знание способов достижения межкультурного взаимопонимания, • понимание взаимосвязи своего народа и народа других стран, • развитие коммуникативных способностей (общительность, развитие речи, ... и др.), • умения вероятностного прогнозирования, • формирование идеальной самооценки и оценочных суждений своих действий в МК (достоинств и недостатков), • способность к рефлексии Высокий - значительный уровень знаний о других культурах, способность к самостоятельному познанию межкультурных коммуникаций, склонность к рефлексии после участия в мероприятиях по межкультурной коммуникации, лояльное восприятие иной культуры, уважительное отношение к ценностям и нравам других народностей, наличие знаний о культурных особенностях разных народов и методах гуманного общения, Средний - неуверенность в когнитивных и оценочных суждениях или их отсутствие, заинтересованность в изучении межкультурной коммуникации сугубо в личных интересах, поверхностный характер представлений о других народностях, Низкий - низкий уровень знания, агрессивный оттенок и недоброжелательная оценка культурных особенностей, нравов, традиций других народностей, нежелание познавать искусство межкультурного общения, будущего положения межкультурных отношений в стране, критическое отношении к ценностям других народностей
Личностный • уровень развития качеств личности воспитанника, характеризующие готовность к МК, • оценка своих личностных возможностей в МК • формирование основных значимых качеств личности готовой к деятельности межкультурной коммуникации: • терпимость, • веротерпимость, • толерантность, • патриотизм, • межкультурная компетентность, Высокий - высокие показатели по всей группе личностных качеств - толерантности, терпимости, гражданственности, патриотизма, ответственности, социальной активности, Средний - наблюдаются тенденции социальной активности, развитость таких качеств как терпимость и толерантность, Низкий - недостаточно развиты способности отождествления себя с другими субъектами, низкое развитие таких качеств как патриотизм, гражданская ответственность, межкультурная
• высокая гражданская ответственность, • социальная активность компетенция, неспособность посвящать себя на благо обществу
Поведенческий (интегральный) • уровень навыков осуществления деятельности в МК, • активное участие в МК • освоение информационного мирового пространства, • принятие межкультурных отношений как общественной ценности, • устойчивого позитивного чувства к представителям других культур, • умение успешно вести диалог культур, для того чтобы быть посредником с представителями других культур, • получение достижений в сфере межкультурной коммуникации, • готовность отказаться от предубеждений и приятия культуры, • творческие достижения в деятельности межкультурной коммуникации, • участие в международных проектах, • создание авторских творческих проектов различного уровня в сфере межкультурной коммуникации Высокий - активность участия в межкультурных мероприятиях, международных проектах, наличие достижений в сфере межкультурного взаимодействия, авторских творческих проектов различного уровня в сфере межкультурной коммуникации, Средний - нерегулярное участие в межкультурных мероприятиях, международных проектах, нестабильность достижений в межкультурном взаимодействии, Низкий - слабая вовлеченность в межкультурную коммуникацию
Для оценки готовности детей к межкультурной коммуникации нами были проведены серия мероприятий и диагностических срезов на базе Столичного Дворца школьников им. Махамбета Утемисова, Школы искусств города Астаны (Казахстан). Для выявления уровня готовности ребенка к межкультурной коммуникации как на начальном, так и конечном этапе опытно-экспериментальной работы, были использованы следующие диагностические методики:
- методики диагностики мотивации у детей познания деятельности межкультурной коммуникации - «Чем интересны межкультурные отношения?», «Что мне нравится на занятиях по межкультурным отношениям?»;
- методики диагностики эмоционально-чувственного состояния детей - «Культура народа - душа народа», «Мое эмоциональное состояние»;
- методики выявления уровня когнитивных суждений в реализации межкультурной коммуникации - «Мое отношение к межкультурному общению», «Культура моего народа»;
- методики определения уровня качеств личности, характеризующих готовность к межкуль-
турной коммуникации - «Мой народ - семья моего государства», «Казахстан - наш общий дом!»;
- методики выявления модели межкультурных отношений в сознании детей личности, характеризующие готовность детей к межкультурной коммуникации - «Я и мой коллектив в развитии культуры Казахстана», «Мои убеждения».
Предложенная диагностическая программа оценки готовности детей к межкультурной коммуникации апробировалась на всех этапах эксперимента. Констатирующий эксперимент подтвердил актуальность проблемы исследования и поиска эффективных путей ее решения, разработки педагогического инструментария, адекватного формируемым компонентам культуры, обеспечивающим поступательное развитие от межкультурной коммуникации «когнитивное соучастие» до межкультурной коммуникации «волевое соучастие».
Цель формирующего эксперимента - в апробации поэтапного процесса развития готовности детей к межкультурной коммуникации с учетом педагогического потенциала образовательных учреждений. Здесь деятельность была направле-
на на формирование интереса к межкультурной коммуникации, побуждение воспитанников к освоению межкультурных отношений, осознанию чувства долга, принятию межкультурных отношений как общественной ценности и ответственности перед своим государством и его культурой. Основной акцент делался на обогащении эмоционального опыта воспитанников, позволяющего адекватно реагировать на национальные особенности других народов, различия и сходства со своей культурой, чувство гордости за неповторимость и своеобразность национального колорита любой народности. Существенное значение отводилось формированию когнитивного компонента, то есть приобретению знаний и умений в реализации межкультурной коммуникации, осознанию взаимосвязи всех народов, развитию коммуникативных способностей, способности к рефлексии. На этом этапе большое внимание уделялось формированию поведенческого компонента, то есть выработке стратегии межкультурных отношений воспитанника, его творческих достижений, накоплению собственного опыта в вопросах межкультурной коммуникации, а также обеспечению участия в международных проектах, международной деятельности.
На заключительном этапе проводилось итоговая диагностика, математическая обработка данных. Корреляционный анализ показал пря-
мую и довольно тесную связь изучаемых признаков (коэффициенты положительные и превышают 0,5). Коэффициент экспериментальной группы демонстрирует качественный рывок потенциала межкультурной коммуникации при обеспечении комплекса педагогических условий, способствующих формированию готовности детей к межкультурной коммуникации. Проведенный эксперимент показал положительную динамику потенциалов воспитанников в формировании готовности к межкультурной коммуникации. Различия исходного и конечного уровней готовности детей к межкультурной коммуникации статистически значимы, что также свидетельствует о позитивных результатах экспериментальной работы.
Библиографический список:
1. Головлева, Е. Л. Основы межкультурной коммуникации [Текст] / Е. Л. Головлева, В. В. Дубовицкий, М. Женев. - М. : Социум, 2006.
2. Тен, Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация [Текст] / Ю. П. Тен. - Ростов н/Д., ФЕНИКС, 2007.
3. Тесленко, А. Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель [Текст] / А. Н. Тесленко. - Саратов, 2007.