Научная статья на тему 'Роль веб-квест технологии в подготовке учащихся общеобразовательной школы к межкультурной иноязычной коммуникации'

Роль веб-квест технологии в подготовке учащихся общеобразовательной школы к межкультурной иноязычной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ / УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕБ-КВЕСТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / READINESS FOR CULTURAL COMMUNICATION / WEB-QUEST TECHNOLOGY / THE CONDITIONS OF APPLYING WEB-QUESTS IN THE TEACHING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрова Ольга Авинеровна

В статье рассматривается проблема подготовки учащихся общеобразовательной школы к межкультурному общению с использованием веб-квест технологии, обосновывается понятие «готовность к межкультурной коммуникации», рассматриваются преимущества веб-квеста как уникального средства ее достижения в рамках учебного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article points out the preparation of the pupils of secondary school for intercultural foreign language communication by means of web-quest technology. The notion of the phenomenon “readiness for cultural communication” is described, the advantages of web-quest as a unique means for it is deliniated

Текст научной работы на тему «Роль веб-квест технологии в подготовке учащихся общеобразовательной школы к межкультурной иноязычной коммуникации»

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XX века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)./ Б.С. Гершунский - М.: Просвещение, 1997.- 608 с.

7. Кабалевский, Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1980. - 225 с.

8. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании: книга для учителя / Составитель И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 2004.- 160 с.

9. Медушевский, В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе / В.В. Медушевский -М.: Моск. консерватория, 2001. - 65 с.

10. Музыкальная энциклопедия/ Гл. ред. Ю. Келдыш - М.: Музыка, 1974. - 480 с.

11. Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 2009.- 62 с.

12. Петрушин, В. И. Музыкальная психология уч. пособие для студентов и преподавателей/ В. И. Петрушин - М.: Просвещение, 1997.- 176 с.

13. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации./ О. П. Радынова. - М.:Музыка, 1999. - 80 с.

14. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1973. - 270 с.

О.А. Юрова

РОЛЬ ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки учащихся общеобразовательной школы к межкультурному общению с использованием веб-квест технологии, обосновывается понятие «готовность к межкультурной коммуникации», рассматриваются преимущества веб-квеста как уникального средства ее достижения в рамках учебного процесса.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, готовность к межкультурной коммуникации, веб-квест технология, условия использования веб-квестов в учебном процессе.

O. A. Yurova

THE ROLE OF WEB-QUEST TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF PUPILS OF THE SECONDARY SCHOOL FOR INTERCULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Abstact. The article points out the preparation of the pupils of secondary school for intercultural foreign language communication by means of web-quest technology. The notion of the phenomenon "readiness for cultural communication" is described, the advantages of web-quest as a unique means for it is deliniated.

Key words: intercultural communication, readiness for cultural communication, web-quest technology, the conditions of applying web-quests in the teaching process.

Востребованность специальной подготовки выпускников образовательных учреждений к межкультурной коммуникации (МКК) уже ни у кого не вызывает сомнений. В числе существенных причин, требующих целенаправленного формирования у выпускников общеобразовательных учреждений готовности к МКК, можно назвать следующие:

а) глобальные процессы, присущие современному этапу развития общества и образования, включающие активизацию международных связей учебных заведений и личных контактов учащейся молодежи с представителями другой культуры;

б) возникновение поликультурной среды как объективной реалии мировой действительности;

в) неизбежность кардинального обновления системы интернационального воспитания учащейся молодежи,

г) глобализацию всех сфер общественной жизни и всемирного хозяйства.

Однако, как показывают результаты научных исследований, среди молодёжи в возрасте 1725 лет (студентов и выпускников школ, вузов и техникумов), почти 73% респондентов не испытывают потребности в межкультурном общении, не обладают должными знаниями и умениями в этой области [5].

Поэтому сегодня особенно актуальной становится целенаправленная работа в этом направлении образовательных учреждений всех типов. Задача учителя - найти наиболее эффективные средства и методы повышения интереса и готовности учащихся к установлению и поддержанию межкультурной коммуникации.

К таким средствам относятся, в первую очередь, современные информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют создавать или имитировать реальные ситуации использования изучаемого языка, максимально индивидуализировать процесс обучения, и, как следствие, повышать учебную мотивацию обучаемых.

Вместе с тем следует отметить, что данная проблема исследована недостаточно всесторонне, а именно:

- нет точного определения понятия и структуры такого психического новообразования как «готовность к межкультурной коммуникации» применительно к учащимся общеобразовательных учреждений различных типов, в том числе для разных ступеней обучения;

- не выявлены оптимальные условия использования дидактического потенциала современных информационно - коммуникативных технологий в формировании готовности учащихся к МКК ;

- не разработано учебно-методическое обеспечение интеграции современных интернет-технологий в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений на разных ступенях обучения.

В современных исследованиях взаимоотношения разных культур обозначаются термином «межкультурная коммуникация», которая может происходить в разных сферах жизни - в политике, экономике, в межличностном общении людей, в быту, семье и т.д. Впервые данное понятие было введено в 50-х годах 20-го столетия американскими антропологами Э. Холлом и Д. Траге-ром [4]. Им же принадлежит идея сделать феномен межкультурной коммуникации не только предметом научных исследований, но и самостоятельной учебной дисциплиной.

В России с инициативой изучения феномена МКК в конце ХХ века выступили преподаватели иностранных языков. Они первыми пришли к пониманию необходимости того, что эффективность МКК требует не только достаточного владения одним или несколькими иностранными языками, но и представления о культурных особенностях и определенных стереотипах общения представителей разных культурных общностей. А это означало, что нужно учить преодолевать не только языковой, но и культурный барьер [4].

Сегодня известны четыре основные формы МКК - прямая, косвенная, опосредованная и непосредственная [3]. Прямая коммуникация, осуществляемая как в устной форме, так и в письменной форме, предполагает непосредственный обмен информацией между отправителем и получателем. Наибольший эффект при этом достигается посредством устной речи, позволяющей сочетать вербальные и невербальные средства общения.

Косвенная коммуникация опосредована наличием технических средств и носит преимущественно односторонний характер. Информационными источниками являются радио, телевидение, пресса, произведения литературы и искусства, интернет-ресурсы.

В учебном процессе явно преобладает косвенная опосредованная коммуникация, что обуславливает выбор соответствующих методов и средств обучения, соответствующих современной цели обучения иностранному языку и культуре, которая формулируется как подготовка выпускников образовательных учреждений к реальной межкультурной коммуникации. Вместе с тем, как отмечается в ряде исследований, многие преподаватели иностранного языка затрудняются в обозначении реально достижимых целей обучения МКК, не имеют четкого представления об объеме и структуре социокультурного компонента обучения ИЯ, не владеют технологиями формирования готовности к МКК с использованием современных средств обучения [1].

С точки зрения исследовательских задач, несомненный интерес представляет выяснение сущности понятия «готовность к межкультурной коммуникации». Готовность как физическое и психическое состояние личности в прямом смысле имеет два значения. Первое - это согласие сделать что-нибудь, второе - состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь. С нашей точки зрения, в первом определении речь идет о добровольном и осознанном решении, направленном на достижение результатов деятельности. Во-втором определении термин используется для обозначения наличия у субъекта таких характеристик, которые необходимы для решения поставленной задачи, а именно, положительного отношения к деятельности, мотивов, адекватных требованиям деятельности, необходимых знаний, умений и навыков, эмоциональных и волевых качеств. Исходя из выше сказанного, готовность к МКК нужно рассматривать как потребность, желание и способность осуществлять коммуникационный процесс с представителями другой культуры.

Следует подчеркнуть, что готовность к МКК, как и к любой другой деятельности, приобретается учащимися в реальных условиях их учебно-коммуникативной иноязычной деятельности. Отсюда следует, что сущность процесса формирования готовности учащихся к МКК состоит в содействии развитию языковой личности, способной самостоятельно решать коммуникативные задачи на основе полученных знаний, умений и навыков в области межкультурного общения. Однако следует признать, что многолетняя подготовка учащихся к реальной МКК в современной

общеобразовательной школе сводится исключительно к тренировочной коммуникации на иностранном языке вне языковой среды и очень далека от реального иноязычного общения.

Вместе с тем в методике обучения иностранным языкам разработаны многочисленные способы одновременного преподавания языка и культуры. К ним относятся:

1) Проведение ролевых игр. Это форма театрализованного представления требует проникновения в роль, поиска речевых материалов в средствах массовой информации. Например, такие сценки как «Auf dem Bahnhof», «Am Flughafen», «Beim Arzt», «Im Hotel» всегда интересны учащимся, поскольку позволяют увидеть разницу с стиле делового общения в родной и другой культуре.

2) Презентация интересных фактов по теме урока. Например, «Schulwesen in Deutschland» , «Deutsche Nationalküche», «Deutsche Verkehrskultur» и др.

3) Проведение в школе «Недели культуры Германии». Подготовка к этому мероприятию подразумевает выделение отдельных аспектов культурной жизни страны изучаемого языка, разработку детального плана мероприятия, викторин, индивидуальных творческих работ.

4) Проведение классных часов, политинформаций на актуальные темы, связанные с жизнью, традициями и обычаями немецко-говорящих стран.

5) Виртуальные и непосредственные (если это возможно) контакты с представителями других культур (с помощью скайпа, электронной почты, личного общения; групповых обменов).

Однако, чтобы подготовить учащихся к непосредственному межкультурному общению, необходимо значительно расширить дидактическое пространство и увеличить время обучения, выведя процесс изучения иностранного языка за узкие рамки учебных занятий в сферу самостоятельной работы учащихся за пределами школьного расписания. Новые возможности в этом направлении работы открываются сегодня в связи с использованием сетевых ресурсов Интернета. Многочисленные поисковые системы позволяют приобщаться к жизни и культуре страны изучаемого языка, если в учебном процессе активно используются аутентичные аудио-, видео- и текстовые материалы.

Особые преимущества в этой связи имеет обучающая технология Веб-квест. Она всё шире внедряется в учебный процесс на западе и начинает использоваться и в нашей стране, т.к., по мнению специалистов, эта технология по сравнению с традиционным обучением имеет много преимуществ. Эти преимущества представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Преимущества технологии Веб-квест по сравнению с традиционным обучением

Параметры Традиционный урок Урок с применением технологии веб-квест

Планирование и организация учебной деятельности учитель определяет порядок предъявления учебного материала, сам выделяет содержательные единицы; выбирает организационные формы работы учащихся; является источником информации наряду с учебником; от учащихся требуется заучивание наизусть, выполнение множества грамматических упражнений, упражнения на пересказ и т.п. учитель и учащиеся совместно разбирают проблемные задачи; осуществление коллективной проектной деятельности; овладение технологиями поиска новых знаний; выполнение индивидуальных творческих заданий (Power Point-презентаций и т.п.); расширение границ аудиторного пространства (виртуальные путешествия, электронная почта, чат, форум, ICQ, вебинары, on-line-конференции и т.д.)

Психологическая атмосфера обучения авторитарная, учитель сам осуществляет организацию учебного процесса, контроль и оценку знаний, умений и навыков каждого обучаемого и группы в целом; полная зависимость учащихся от учителя; развитие познавательной активности ограничено методами обучения совместная деятельность: учитель выступает в роли помощника, советчика; осознание учащимися своего непосредственного участия в проекте с самого начала и до конца; развитию познавательной активности способствует использование новых коммуникационных технологий и интерактивных форм

обучения

Ориентация в обучении на учебную дисциплину и необходимость выполнения задания на самостоятельный выбор проблемного задания и способов его выполнения

Оснащённость занятия присутствие наглядности (в основном в печатном варианте) использование мультимедийных средств обучения

Готовность учащегося к обучению осознание необходимости, часто навязанной другими; наличие навыков работы с печатным материалом непосредственное осознание самим учащимся задач обучения на основе технологии веб-квест; наличие достаточно высокого уровня информационной компетенции

Оценка характера учебной деятельности учащиеся работают под контролем учителя и по его плану, активная деятельность проявляется в индивидуальных и творческих работах учитель и учащиеся совместно организуют и оценивают результаты поисково-познавательной деятельности каждого в отдельности и группы в целом

Для достижения наибольшей эффективности веб-квесты должны создаваться по специальной «формуле» и включать следующие обязательные части [2]:

1. Введение, где представлена проблема, ситуация, фоновая информация.

2. Задание, представляющее для учащегося определённый интерес.

3. Ресурсы: список источников информации, необходимых для выполнения задания и отобранных преподавателем. Это различные сайты, веб-документы, сетевые базы данных, печатная учебная литература или какие-либо другие документы, доступные учащимся.

4. Процесс: описание действий, выполнение которых приведет учащихся к достижению поставленной цели. Весь процесс разделен на чётко описанные шаги и руководство по обработке полученной информации.

5. Заключение, где подводятся итоги веб-квеста. резюмируется то, что узнали учащиеся, и даётся установка на дальнейшую работу по теме.

Основополагающей частью веб-квеста является задание, т.к. в нём заключена главная цель работы учащегося над веб-квестом. Задание содержит руководство к действию и инициирует к реализации задач, заложенных в проект учителем. Хорошее задание должно быть реально выполнимым и интересным, мотивировать учащихся размышлять и самосовершенствоваться в заданной деятельности.

В интернете учитель немецкого языка может найти огромное количество сайтов, предлагающих уже разработанные веб-квесты для учащихся с разным уровнем языковой подготовки и по различной тематике, которые легко интегрируются в учебный процесс, если их темы соответствуют программе учебного курса и наряду с групповой деятельностью продумываются особенности индивидуальной работы и учитываются возрастные возможности учащихся. В качестве примеров можно привести следующие сайты: https://edugala\v.intel.ru/?automodule=blog&blogid=10038&showentrv=2674 https://sites.google.com/site/deutschlandalsreiseziel/ http://saitsewanatalia.blogspot.ru/2012/11/web.html https://webquestdaf.wordpress.com/ http://challenge.stepic.org/application-palkova.html https://sites.google.com/site/otkroemnovviturpogermanii/home http://wizard.webquests.ch http://zunal.com/process.php?w=50694 Включение веб-квестов в учебный процесс по иностранному языку предъявляет определенные требования к практическому уровню владения языком. Следовательно, обязательными условиями их использования являются:

- соответствие темы веб-квеста программе учебного курса;

- учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

- использование веб-квеста на завершающием этапе изучения темы;

- снятие языковых и речевых трудностей с помощью специальных тренировочных упражнений.

Веб-квест - это уникальное средство формирования готовности учащихся к МКК, которое позволяет не просто усваивать информацию, но и пробуждать интерес к встрече с другой культурой, вооружать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного общения с ее представителями. Находясь в глобальной сети, учащиеся погружаются в аутентичные ситуации общения прагматического и социокультурного характера, вступают в непосредственное или опосредованное общение с носителями другой культуры, приобщаются к другому человеческому опыту, другим нормам и культурным представлениям.

Как известно, к основным принципам развивающего обучения психологи относят интенсификацию обучения и деятельностный подход к обучению. Технология Веб-квест, как нельзя лучше вписывается в эту концепцию, поскольку интенсифицирующим фактором здесь выступает сама возможность интеграции всех видов речевой деятельности в учебном процессе. Если обучение иностранному языку не предполагает создание учащимся собственных речевых продуктов в виде устных высказываний и письменных сообщений, т.е. не является деятельностным, то такое обучение не способствует повышению мотивации изучения языка, не вызывает интереса к МКК.

Собранный студентами в ходе педагогической практики материал позволил получить фактическое подтверждение возможности и необходимости использования Веб-квест технологии в учебном процессе по немецкому языку с целью формирования готовности учащихся к МКК.

Следует отметить, что большинство учащихся общеобразовательных школ имеют довольно ограниченное представление о стране изучаемого языка (в нашем случае - Германии), в их оценках превалируют скорее негативные стереотипы, что затрудняет формирование готовности к коммуникации с представителями этой культурной общности.

Кроме того выяснилось, что учащиеся не имеют представления о возможностях использования немецкого языка в жизни, считают его «грубым», «резким», «некрасивым» и не проявляют интереса к установлению контактов с представителями этой языковой общности. Подавляющее большинство учащихся также не заинтересованы в повышении своего уровня владения немецким языком, поскольку считают это, с одной стороны, невозможным в силу его чрезвычайной трудности, а, с другой, отмечают его бесперспективность и бесполезность с точки зрения его использования как средства межкультурной коммуникации.

Интересно, что спустя 70 лет после Второй мировой войны у учащихся 12-16 лет преобладающими ассоциациями при слове «Германия» по-прежнему являются - «война», «фашисты», «Гитлер», разбавляемые менее агрессивными, но тоже показательными с точки зрения проявляемого отношения: «пиво», «сосиски», «машины». Довольно редко в ответах можно услышать географические названия, достопримечательности, имена выдающихся людей ( как правило, классиков немецкой литературы).

Проведение в средних и старших классах веб-квестов в виде виртуальных путешествий в Германию позволяет учащимся не только переосмыслить уже имеющуюся у них информацию о стране и ее жителях, но и увидеть многое из того, что остается за рамками урока («прогулки» по улицам известных городов, посещение выставок и аттракционов, личное знакомство с носителями языка, установка письменных контактов и др.).

Следует отметить, что личная вовлеченность каждого учащегося в реализацию общего проекта, в той или иной мере способствует развитию лексико-грамматических навыков чтения и устной речи, без чего невозможны восприятие и оценка содержания иноязычной информации.

Страноведческие веб-квесты, активизируя поисково-познавательную деятельность учащихся, способствуют не только расширению кругозора и повышению их языковой обученности, но, что является особенно важным с точки зрения темы данной статьи, позволяют формировать ценностные ориентации, определяющие их отношение и взаимодействие с иноязычной культурной общностью.

Так, практически все практиканты отметили, что во время и после проведения веб-квеста учащиеся получили массу положительных эмоций, связанных с новым открытием страны изучаемого языка и выразили желание продолжить это увлекательное путешествие по ее землям. Практически каждый участник нашел свой «объект притяжения» и хотел бы получить возможность расширения и углубления своих знаний о нем.

Особо подчеркнем значительное изменение в ассоциативном восприятии страны: наметилась явная тенденция замещения немотивированных и явно агрессивных ассоциативных высказываний на эмоционально- позитивные и смысловые («красивые ландшафты», « высокий уровень жизни», «дружелюбные люди», «Бранденбургские ворота», «Александер-Плац», «Братья Гримм» и др.).

Сказанное выше позволяет утверждать, что технология Веб-квест обладает значительным педагогическим потенциалом, который может быть эффективно использован в решении пробле-

мы подготовки учащихся старших классов к межкультурному общению с представителями другой языковой общности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышников, Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // ИЯШ. - 2002.- № 2.- С. 28-32.

2. Волкова, О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов: Дис. .. .канд. пед. наук/ Волкова О.В. - Белгород, 2010. - 70 с.

3. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина.) - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.

4. Тер - Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учеб. пособие. — М.: Слово, 2000. - 624 с.

5. Севостьянова, Т. И. Формирование готовности подростков к межкультурному общению в образовательном процессе школы. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Т. И. Севостьянова - Челябинск, 2011, - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.