Научная статья на тему 'Веб-квест как новая образовательная технология в высшей школе'

Веб-квест как новая образовательная технология в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2637
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЕБ-КВЕСТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Антонина Юрьевна

В статье рассматриваются современные образовательные (педагогические) технологии. Автор приводит характеристику различных видов и форм интерактивных занятий и информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены особенности веб-квеста, положительные и отрицательные качества данной технологии, а также структура и этапы разработки веб-квеста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers modern educational (pedagogical) technologies. The author characterizes various types and forms of interactive training and communication technologies. The article describes the features of a web-quest, positive and negative qualities of this technology as well as the structure and stages of web-quest development.

Текст научной работы на тему «Веб-квест как новая образовательная технология в высшей школе»

кают в настоящее время довольно интенсивно и международные связи вузов России расширяются, количество иностранных студентов, приезжающих в нашу страну по программам академической мобильности, постоянно увеличивается, в том числе и студентов-билингвов, желающих совершенствовать свои знания по русскому языку. Изучение особенностей ов-

ладения русским языком такими студентами, учет их потребностей во время обучения языку способствуют более успешной социокультурной адаптации иностранных учащихся, повышению мотивации к изучению русского языка и эффективности учебно-познавательной деятельности в образовательной среде Российской Федерации.

список литературы

1. Аврорин, В.А. Двуязычие и школа [Текст] / В.А. Аврорин // Проблемы двуязычия и многоязычия. - М., 1972. - С. 49-62.

2. Залевская, А.А. Актуальные проблемы двуязычия: обзор [Текст] / А.А. Залевская // Вестн. ТвГУ. Сер. Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 13. - С. 125-144.

3. Колыханова, О.А. Социокультурные и философские аспекты билингвизма [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / О.А. Колыханова. - М., 1999.

4. Маркосян, А.С. Овладение вторым языком как теоретическая и лингводидактическая проблема [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А.С. Мар-косян. - М., 2004.

5. Никитина, О.М. Пути оптимизации обучения билингвов русскому языку на этапе предвузовской подготовки [Текст] / О.М. Никитина // Междунар. сотрудничество в образовании и науке: материалы междунар. конф. Санкт-Петербург, 2-6 июня 2008 года. - СПб.: Фаст Принт, 2008. - С. 487-493.

6. Остапенко, А.С. Дискурсивно-лингвистиче-ские аспекты искусственного билингвизма [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.С. Остапенко. - Тюмень, 2008.

7. Попкова, Е.А. Психолингвистические особенности языкового сознания билингвов (на материале русско-английского учебного билингвизма) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Попкова. - М., 2001.

8. Черничкина, Е.К. Искусственный билингвизм: лингвистический статус и характеристики [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е.К. Чер-ничкина. - Волгоград, 2007.

9. Яковлева, А.Н. Билингвы как объект исследования лингвопедагогики [Текст] / А.Н. Яковлева, С.В. Сергеева // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы лингвистики и линг-водидактики в контексте современных подходов». Комрат, 24 ноября 2011. - Комрат: Изд-во Комрат. гос. ун-та, 2011. - С. 210-213.

УДК 37:372.8

А.Ю. Шестакова

ВЕБ-КВЕСТ КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛьНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

в высшей ШКОЛЕ

В настоящее время образовательный процесс в вузах России определяется интеграцией компетентностного, системного подхода с использованием инновационных методов проведения аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся. Под внедрением инновационных педагогических методов мы подразумеваем комплексный процесс, целью которого является распространение использования последних образовательных технологий: новые способы организации теоретического и практического материала, интегра-

ционные межпредметные программы, методы оценки результата обучения. Педагогические технологии — это «детально (технологически) разработанные методы и организационные формы обучения» [6, с. 112]. Следовательно, данные технологии понимаются как оптимальные способы достижения образовательных целей при взаимодействии преподавателя и обучающихся. Основными представителями подобных способов выступают:

• различные виды и формы интерактивных занятий;

• информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Остановимся подробнее на данных технологиях.

1. «Интерактивное обучение — это обучение через опыт, т. е. освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с педагогом (преподавателем, тьютором, тренером), с другими участниками. Процесс интерактивного обучения включает в себя:

• переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, анализируемую ситуацию);

• осмысление полученного опыта;

• обобщение (рефлексию);

• применение на практике» [8, с. 74].

Такие виды интерактивных занятий, как

творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры), и приглашение специалиста в последние годы получают все большее распространение. Это позволяет каждому студенту участвовать в обсуждении и поиске оптимального решения проблемы, высказывать свою точку зрения на проблему и выслушивать другие мнения, решать задачу в процессе сотрудничества. Таким образом реализуется основной принцип данного метода — диалоговая форма проведения занятий (и практических, и теоретических), взаимодействие преподавателя со студентами и студентов между собой, всеобщая включенность в работу над вопросом, проблемой, заданием.

2. Наибольший интерес среди новых образовательных (педагогических) технологий представляет внедрение в образовательный процесс ИКТ — «информационных процессов и методов работы с информацией, осуществляемых с применением вычислительной техники и средств телекоммуникации» [1].

ИКТ направлены на следующее:

• развитие навыков системного и критического мышления обучаемого;

• содействие совершенствованию всех видов теоретической и практической деятельности человека в приобретении знаний, формировании и закреплении навыков и умений;

• осуществление личностно ориентированного подхода и индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Основными средствами ИКТ являются:

• обучающие — направлены на сообщение теоретического материала, формирование умений и навыков учебной и/или практической деятельности;

• тренажеры — предназначены для отработки различных умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;

• информационно-поисковые и справочные — предоставляют теоретический материал, формируют умения и навыки систематизации информации;

• демонстрационные — средства визуализации, иллюстрации материала;

• имитационные — позволяют представить определенный аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик;

• моделирующие — предназначены для создания упрощенной версии материального или мысленного объекта, явления, процесса;

• расчетные — направлены на автоматизацию различных операций;

• учебно-игровые — представляют собой игровую форму познания и закрепления материала: ролевые, деловые игры и т. п.

К подобным технологиям относятся электронные и информационные ресурсы с текстовой, визуальной информацией, аудио- и видеоинформацией и их различными комбинациями.

Применение ИКТ предполагает в первую очередь использование интернет-ресурсов. Кроме электронных библиотек, базы данных существует возможность применения электронной почты, чатов, форумов, ICQ и т. п. Остановимся на особенностях электронной почты как способа реализации нового метода образования webquest (далее — веб-квест). «Quest» в переводе с английского языка — поиски, искомый предмет [5, с. 590]. Данная педагогическая (образовательная) технология была разработана в 1995 году Б. Додж и Т. Марчем в США. Образовательные веб-квесты представляют собой один или несколько веб-сайтов, с которыми работают обучающиеся, выполняя поставленную задачу. Основной принцип реализации — отбор, систематизация и использование обучающимися информации, которая находится на различных веб-сайтах, для самостоятельной или коллективной работы. Результат работы студентов оформляется в виде презентаций, плакатов, сценок. Работы могут

публиковаться также в виде веб-страниц и вебсайтов. Осуществляя такой подход, преподаватель организует образовательный процесс более продуктивно, соединяя и комбинируя всевозможные электронные и информационные ресурсы различными способами. В результате использования подобной технологии происходит стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активирование их творческих способностей и навыков проблемного мышления.

Веб-квест относится к так называемому аутентичному обучению — «педагогический подход, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

Ключевыми характеристиками аутентичного обучения являются:

• актуальность учебных задач, их соответствие интересам учащихся;

• вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;

• междисциплинарный характер;

• тесная связь с реальной жизнью;

• неограниченность учебных ресурсов;

• оценка деятельности учащихся производится не только учителем, но и внешними экспертами, а также другими учащимися.

Таким образом, Интернет делает обучение аутентичным и ломает стены искусственности, возведенные между реальной жизнью и классной комнатой» [4].

Кроме того, веб-квест является реализацией конструктивистского подхода к обучению, при котором преподаватель выступает в роли консультанта, организатора и координатора «проблемно ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными „соучастниками" процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения» [Там же].

Цель использования веб-квеста в образовательном процессе сводится к формированию общекультурных и профессиональных компетенций, в том числе информационных и коммуникационных. Рассматриваемая технология

позволяет также оценивать уровень сформи-рованности данных компетенций, который выявляется во время оценки индивидуального выполнения задания веб-квеста, групповой работы студентов, коллективного обсуждения проблемных вопросов и результатов работы.

«Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личност-но ориентированный подход в образовании XXI века, но и образование XXI века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет» [7, с. 138].

Разработчики данной технологии выделяют виды веб-квестов по сроку выполнения задания: краткосрочный (рассчитан на переработку большого объема информации — 1—3 занятия) и долгосрочный (направлен на уточнение и расширение знаний, преобразование освоенного материала в форму базы данных, интерактивного рассказа, документа, описывающего анализ противоречивой ситуации; выдвигает положение (мнение, теорию), которое обучающимся необходимо одобрить или опровергнуть; выполнение может быть рассчитано на одну неделю, месяц, полугодие, год или другой срок) [4].

Существует классификация веб-квестов, где критерием служит характер учебной задачи. Таких веб-квестов более 10, среди них:

а) аналитическая задача — поиск и систематизация информации;

б) пересказ — демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников;

в)творческое задание — работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

г) убеждение — склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

д) оценка — обоснование определенной точки зрения и др. [2].

Рассматриваемая образовательная технология внедряется в учебный процесс с целью максимальной интеграции Интернета в обучение на различных уровнях. Веб-квесты способны охватывать отдельную проблему, учебный пред-

мет, тему или даже несколько учебных курсов, проблемные задания могут обладать разной степенью сложности.

Веб-квест, как правило, состоит из следующих частей (блоков):

1. Введение (предназначено для привлечения интереса обучающихся).

2. Задание (описывает конечный продукт деятельности).

3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что обучающиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список веб-сайтов или прикрепленные файлы, в которых содержится необходимая информация).

4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы обучающихся).

5. Заключение (подведение итогов) [3].

Отметим положительные и отрицательные стороны рассматриваемого метода (см. таблицу).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Несмотря на то что при использовании веб-квестов в образовательном процессе можно столкнуться с некоторыми трудностями (их можно свести к недостаточному материально-техническому обеспечению), положительных сторон значительно больше:

• направленность на активизацию самой образовательной деятельности студента за счет смещения акцентов в образовательном процессе с преподавания на обучающегося;

• повышение мотивации студентов к обучению и самостоятельной работе;

• формирование общекультурных и профессиональных компетенций;

• дисциплинирование студентов;

• реализация творческого потенциала;

• развитие таких личностных качеств, как поэтические, музыкальные, художественные способности;

• повышение личностной самооценки и др.

Положительные и отрицательные качества использования веб-квестов в образовательном процессе

Качества веб-квеста Примечание

Положительные Отрицательные

Всеобщая компьютеризация, что обеспечивает возможность использования ПК и интернет-ресурсов Не у всех обучающихся есть возможность пользоваться ПК и/или надежной интернет-связью В крайнем случае задание веб-кве-ста можно выдавать в распечатанном виде, а ссылки на веб-сайты заменить списком литературы. Кроме того, у студентов есть возможность пользоваться компьютерами в специально оборудованных аудиториях вуза или компьютерных клубах

Нет необходимости вслепую (методом «тыка») искать нужную информацию — минимальные временные затраты на поиск материалов, так как все электронные ресурсы заранее подобраны и проработаны преподавателем с учетом наличия информации, ее полезности и актуальности, а также безопасности с морально-нравственной и технической точки зрения Загрузка материалов с веб-сайтов может быть чрезмерно длительной или вовсе невозможной

Развитие творческого и проблемного мышления, инициативности, навыков пользования компьютерными технологиями (например, программа Microsoft Office PowerPoint, Publisher) Отсутствие навыков пользования ПК и/или конкретных программ Microsoft Office Веб-квест является относительно легким способом научиться пользоваться компьютерными технологиями

Подготовленная презентация (как результат работы над веб-квестом) демонстрируется в аудитории, после чего подлежит коллективному обсуждению (реализация интерактивного метода) Аудитория должна быть технически оснащена (наличие мультимедийного проектора) Студенты могут предоставить презентацию как совместную, групповую работу и/или отразить свои идеи на плакатах, создать небольшую инсценировку

список литературы

1. ГОСТ Р 52653—2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: термины и определения [Текст]. — М.: Стандартинформ, 2007. — 8 с.

2. Бобровских, О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка) [Электронный ресурс] / О.Н. Бобровских // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — 16 декабря. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm.

3. Брэббс, Ф. Web-квест. Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами [Электронный ресурс] / Ф. Брэббс; пер. О. Корчаж-киной // Учительская газ. — 2009. — 12 мая. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/28204.

4. Кытманова, Е.А. Веб-квест как вид проектной деятельности и его использование в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Е.А. Кыт-манова // Электронный журнал «Вестн. Моск. гос. обл. ун-та». — Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/ vipuski/2011_1/stati/pdf/kytmanova_ped.pdf.

5. Мюллер, В.К. Новый большой англо-русский словарь [Текст] / В.К. Мюллер. — М.: Альта-Принт, 2007. - 864 с.

6. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. - 368 с.

7. Профессиональное лингвообразование [Текст] / под ред. Н.Л. Уваровой. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2004. — 152 с.

8. Сальцберг, Е.К. Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения [Текст] / Е.К. Сальцберг // Прогрессивные технологии и перспективы развития: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. 5 ноября 2010 г. — Тамбов: ТР-принт, 2010. — С. 73—78.

УДК 004.738.5:378

Д.К. Семенова

особенности использования веб-сайтов в обучении иностранному языку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появление и развитие интернет-среды и компьютерно-опосредованной коммуникации изменили подход к использованию компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Компьютер — это уже не просто средство представления информации, а инструмент для создания, распознания, обработки, организации и хранения данных. Интернет представляет собой практически неиссякаемый источник материалов, посвященных самым разным темам. Знакомясь с культурой страны изучаемого языка и развивая навыки работы в интернет-среде, студенты выходят за рамки привычных форматов заданий и учебников, формируют представление об эффективной работе с информацией, что в будущем может помочь им в профессиональной жизни [1]. Условия повседневной жизни таковы, что без компьютерных и интернет-технологий человек не может комфортно учиться и работать. Рассмотрим основные положительные и отрицательные стороны применения веб-сайтов в

процессе обучения, а также коснемся критериев их отбора.

Одним из преимуществ ресурсов Интернета является аутентичность представленного материала. Сайты, создаваемые носителями языка, могут служить источником методических материалов при обучении иностранным языкам. Разнообразие типов аутентичных текстов (новостные ленты, газетные и журнальные статьи, блоги, обзоры и т. д.) позволит выбрать наиболее интересные и актуальные материалы для студентов, а также познакомит учащихся с различными форматами иноязычной компьютерно-опосредованной коммуникации. Кроме того, внедрение аутентичных интернет-текстов в обучение может способствовать формированию у студентов представления о «живом» иностранном языке, о нововведениях в лексике и т. д.

Аутентичным принято считать текст, который не был создан в учебных целях. Согласно О.Н. Киян, в лингвистическом аспекте аутентичные тексты могут отличаться эмоциональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.