Научная статья на тему 'Аксиологические ориентиры воспитания культуры познания детей в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского'

Аксиологические ориентиры воспитания культуры познания детей в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПОЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / КНИГА / BOOK / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Маргарита Анатольевна

В статье излагаются результаты изучения педагогического наследия В. А. Сухомлинского, рассматриваются его идеи о воспитании культуры познания детей, о необходимости создания условий для развития деятельной позиции ребенка, о месте семейной библиотеки и роли книги в формировании личности, а также выявляется значение субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of studying of a pedagogical heritage of V. A. Suhomlinsky are stated in article, his valuable ideas about education of children's learning culture are considered. It reveals the necessity for creation of conditions for development of an active position of the child, place of family library and a book role in formation of the person, value of the subject-subject relations in teaching and educational process

Текст научной работы на тему «Аксиологические ориентиры воспитания культуры познания детей в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского»

Богданов. - М., 2003. - С. 114-118.

3. Зимняя И. А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING / И. А. Зимняя, М. Д. Лаптева, Н. А. Морозова // Высшее образование сегодня. - 2007. - №11. - С. 22-27.

4. Краснова Т. И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов / Т. И. Краснова // Образование для устойчивого развития. - Минск, 2005. - С. 438-440.

5. Меркулова С. Проблема оценки качества подготовки - компетентностный подход / С. Меркулова // Высшее образование в России. - 2007. - №8. - С. 127-130.

6. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта; Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. - М., 2001.

М. А. Беляева

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье излагаются результаты изучения педагогического наследия В. А. Сухомлин-ского, рассматриваются его идеи о воспитании культуры познания детей, о необходимости создания условий для развития деятельной позиции ребенка, о месте семейной библиотеки и роли книги в формировании личности, а также выявляется значение субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе. Ключевые слова: образование в сфере культуры, воспитание, культура, познание, личность, книга.

The results of studying of a pedagogical heritage of V. A. Suhomlinsky are stated in article, his valuable ideas about education of children's learning culture are considered. It reveals the necessity for creation of conditions for development of an active position of the child, place of family library and a book role in formation of the person, value of the subject-subject relations in teaching and educational process. Keywords: liberal education, culture, knowledge, the person, the book.

В условиях модернизации современного образования актуализируется задача формирования личностной культуры человека, одним из аспектов которой является личностная культура познания, которая необходима не только для того, чтобы успешно учиться в школе, но и для того, чтобы получить высшее образование, профессию, а при необходимости сменить ее. Вся жизнь - это решение нестандартных и житейских проблем, что требует постоянного обновления знаний и умений, которые можно получить в процессе познания. Только человек, владеющий культурой познания, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.

В современной психолого-педагогической литературе сущность «познания» трактуется как:

- обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс психического отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, обеспечивающий приобретение (в той или иной мере), усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса» (4, с. 289);

- процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира; познание законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта (2, с. 419);

— процесс отражения человеком действительности, направленный на самого познающего субъекта, что составляет специфическую форму познания — самопознание, где начальным моментом являются ощущения, всегда включенные в восприятие, при этом ранее воспринятые предметы и явления воспроизводятся в форме представлений (3, с. 429);

— усвоение и приобретение совокупности содержательных сведений как деятельности познающего субъекта, от активности которого зависит овладение предметом познания и понимание его сущности (4, с. 35).

Культура познания включает в себя развитость познавательной деятельности ученика (умение анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, определять понятия, доказывать и опровергать); развитость умения учиться (владение знаниями и способами познания, умение находить самостоятельно решения известных познавательных задач, а также новые решения в новых нестандартных познавательных ситуациях, наличие широких познавательных интересов); развитое творческое мышление (умение самостоятельно определять проблемы и находить неизвестные оригинальные средства и способы их решения).

Социокультурный контекст содержания усваиваемого общественного опыта способствует открытию и построению ребенком собственного культурного мира, осознанию себя в этом мире, осмыслению способов познания мира и самого себя. При отборе содержания познавательного развития важно ориентироваться на ценностный смысл знаний, их роль в развитии общества и культуры, их значение в индивидуальной жизни каждого человека. Овладение способами познания окружающего мира является тем огромным потенциалом, который необходим для развития мыслящей, творческой, свободной личности.

Как отмечает В. А. Караковский: «на первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Глубина знаний требует наиболее ценных мыслительных операций» (1, с. 37). В современных условиях нельзя ограничиться только традиционной схемой передачи готовых знаний, простого звучания материала. Этого недостаточно для развития творчески мыслящей, активной личности. Необходима культура познания, приобретение культурно-интеллектуальных способов познания окружающей действительности, развитие мотивации детей к познанию и творчеству.

Ценностные идеи о развитии познавательной деятельности детей содержит педагогическое наследие В. А. Сухомлинского.

Подчеркивая ценность детского периода жизни, Василий Александрович считал, что в нем формируются интеллектуальные, нравственные и эмоционально мотива-ционные процессы личности. Именно в первые годы ребенок вступает в начальную стадию ценностного ориентирования, связанную с присвоением ценностей общества, осознанием себя и других людей.

В своих работах педагог приходит к пониманию уникальности человеческой личности, что и определило всю его воспитательную систему. «Каждый ребенок был миром — совершенно особым, уникальным». Только человек, для которого каждый ребенок — уникальный мир, способен установить тонкие отношения с ребенком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников — в единстве их идеалов стремлений, интересов, переживаний» (5, с. 371).

Педагог-новатор, рассматривая вопросы обучения и воспитания, обращал внимание на необходимость создания благоприятной атмосферы, рекомендовал учитывать интересы, способности, достижения детей и опираться на их личностные проявления в работе с ними, опираться на их социально-нравственный и

эмоционально-чувственный опыт.

По мнению ученого, настоящая духовая общность рождается там, где педагог становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле, проявляет любовь к детям, обеспечивает ситуацию успеха в учении, поддерживает радость и жажду познания, справедлив в оценке действий и поступков детей, ориентирует их на осознание, осмысление усвоение общечеловеческих ценностей — Человек, Родина, Семья, Счастье, Совесть, Свобода, Справедливость, Труд, Культура и др.

Познание доставляет ребенку радость, удовлетворение, если создаются условия для развития творчества, пытливости мысли, экспериментирования, когда ребенок занимает деятельную позицию, проявляет активность.

Многое сделал В. А. Сухомлинский, добиваясь развития детей; самое интересное — «уроки мышления» в лесу, у реки, в поле. Не просто наблюдения, не просто экскурсии, а именно уроки, на которых учитель словно видит, как пробуждается детский разум. Эмоциональная радость, совместное переживание красоты, совместное стремление понять и дают это желанное пробуждение мысли — «эмоциональное пробуждение разума», как говорил В. А. Сухомлинский. Без такой подготовки, без того, чтобы сначала учить детей задумываться над явлениями природы, начинать учить детей в классе нельзя.

Учение — это, прежде всего, работа с книгой; в Павлыше был создан культ книги. О книгах говорили стенды, плакаты, книги дарили на праздники, все учителя и школьники собирали личные библиотеки. Уметь читать и перечитывать книгу, прочитать за школьные годы 200 книг из «золотого» фонда мировой литературы - обязательные требования к ребенку.

В. А. Сухомлинский считал, что люди - нравственные, культурные, сознательные труженики - вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. Семья без книг, без библиотеки, в лучшем случае, не оказывает никакого влияния на воспитание ребенка, а в худшем - отупляет, ограничивает его умственное развитие. Семейная библиотека, ее создание и обогащение являются приоритетными задачами в жизни каждой семьи, так как книги оказывают существенное влияние на развитие познавательной деятельности.

Успех в учении, по мнению В. А. Сухомлинского, является «единственным источником внутренних сил ребенка», рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Необходимо дать детям радость труда, радость успеха в учении, вызвать в их сердцах чувство гордости, чувство собственного достоинства. Гармония отношений с детьми, основанных на взаимных доверии, диалоге, доброжелательности, равноправном сотрудничестве, способствует активизации познавательной деятельности детей, их успешности в учении.

По мнению В. А. Сухомлинского, любознательность, любопытство - это извечные и неискоренимые свойства человека. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций - все это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и познания. Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов — «все, мол, понятно», — это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная тягостная обязанность изо дня в день учить уроки.

В. А. Сухомлинский считал важной воспитательной задачей процесса овладения знаниями формирование у каждого ребенка чувства человеческого достоинства, чувства гордости: «Учитель не только открывает мир перед учеником, но и утверждает ребенка в окружающем мире как активного творца, созидателя, испытывающего чувство гордости за свои успехи».

Василий Александрович советовал учителям беречь огонек пытливости, любознательности, жажды знаний, источниками питания которого являются радость от

успеха в труде, чувство гордости труженика. Каждый успех, каждое преодоление трудностей он предлагал вознаграждать заслуженной отметкой. В то же время следует уметь уважать детское незнание, не обращаться бездумно с оценкой знаний школьника.

Выдающийся педагог писал, что важным условием успешности в обучении и познании окружающего мира является индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, основанный на изучении его личности, в том числе и особенностей его интеллектуальной сферы. «Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы приложить механически все закономерности обучения и воспитания».

Познание само по себе — уникальный процесс, пробуждающий активный интерес к жизни и человеку. Потребность человека в познании окружающего мира запрограммирована всем процессом его длительного исторического развития. В. А. Сухомлинский считал, что главной целью учителя является постоянное поддержание, углубление желания детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, — очень сильный стимул интереса к знанию.

Большое значение В. А. Сухомлинский придавал развитию самостоятельности детей. Так, при изучении нового материала на уроке, он рекомендовал соблюдение таких требований, как вовлечение всех детей в самостоятельную работу по анализу фактов и постепенному подведению к тому, чтобы они сами делали обобщения. Василий Александрович обращал особое внимание на формирование интереса у школьников к изучаемым вопросам, стимулирование собственной успешности, использование личного опыта, практическое выполнение ими творческих заданий для закрепления полученных знаний, детское экспериментирование. Все это, по мнению педагога, развивало познавательный интерес, мыслительную активность, воспитывало культуру познания.

В. А. Сухомлинский большое внимание обращал на то, чтобы создание социального мира было связано с эмоциональным состоянием ребенка, проходило через его сознание и чувство, помогало понять нравственный смысл поступков, действий окружающих людей — взрослых и сверстников, стимулировало к самостоятельности, побуждало к нравственным и творческим поступкам, открытиям и поиску, развивало пытливость мысли, инициативу, деятельное отношение к познанию.

Подчеркивая самоценность, уникальность, неповторимость личности каждого ребенка, В. А. Сухомлинский предлагал процесс познания осуществлять на основе раскрытия детской индивидуальности. Он искал пути педагогического взаимодействия, которые с наибольшей яркостью помогли бы раскрыться как силе разума и умений ребенка, так и его творческим способностям и интересам. Для этого, по мнению ученого, необходимо создавать надлежащие условия и осуществлять умелое воспитание, построенное на основе знания индивидуальных особенностей детей, их сущностных сил, интересов и потребностей.

Василий Александрович неоднократно писал о том, что познание доставляет радость, эмоциональный подъем тогда, когда по отношению к знаниям ребенок проявляет активную творческую позицию, в деятельности выражает многогранность интеллектуальных интересов, пытливость мысли, постоянный творческий поиск. Это во многом зависит от окружающей атмосферы, от духовного богатства, общей и педагогической культуры учителя, от содержания и методов школьного обучения.

Педагогические идеи В. А. Сухомлинского о воспитании культуры познания детей носят яркий аксиологический и гуманистический характер, они перекликаются с современными требованиями личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

Примечания

1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993.

2. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.

4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1972. - 542 с.

Д. В. Волошин

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Статья посвящена роли Интернет-технологий в межкультурной коммуникации между Россией и странами Северной Европы. Автором обоснована необходимость усовершенствования информационно-педагогического обеспечения межкультурной коммуникации в условиях университетского образования. В статье дается обзор деятельности организаций, функционирующих в области межкультурной коммуникации между Россией и странами Северной Европы. Ключевые слова: образование в сфере культуры, Интернет-технологии, межкультурная коммуникация, глобализация, Скандинавия, Северная Европа.

The article is devoted to the role of Internet technologies in intercultural communication between Russia and North Europe. The author proves the necessity to improve information security teaching intercultural communication in university education. The article provides an overview of the activities of organizations operating in the field of intercultural communication between Russia and the countries of North Europe. Keywords: liberal education, Internet technologies, intercultural communication, globalization, Scandinavia, North Europe.

Мировые интеграционные процессы убедительно свидетельствуют, что будущее общемировой культуры связано с тесным взаимодействием, взаимопроникновением и сближением всех культур. Россия и страны Северной Европы сегодня находят все больше и больше точек соприкосновения. К базовым основаниям межкультурных коммуникаций между Россией и странами Северной Европы следует отнести культурно-исторический опыт, многочисленные современные совместные проекты в социальной и экономической сфере, сотрудничество в образовании и науке.

Необходимость создания единого культурно-экономического пространства на территории Северной Европы ни у кого не вызывает сомнений. Значимость экономического и культурного сотрудничества между Скандинавией и Россией подчеркивается Советом Министров Северных Стран в «Программе по сотрудничеству с Российской Федерацией 2006-08», а также президентом РФ (Распоряжение президента РФ от 11.04.92 N 171-РП «О дальнейших мерах по развитию отношений Российской Федерации с государствами Северной Европы»). Появляются все более значимые двусторонние проекты в области культуры, продолжаются расширение и углубление взаимодействия на межправительственном уровне.

О высоком и постоянно растущем интересе к странам Северной Европы, существующем в России, в частности, говорят и данные статистики запросов двух крупнейших поисковых систем рунета Rambler и Yandex. Количество запросов по Скандинавии в целом, как и по отдельным странам Северной Европы, непрерывно растет. Так, например, количество запросов Yandex со словом «Финляндия» за период с марта 2009 по сентябрь 2009 года составило 3.2 млн. (по данным http://

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.