6. Рефлексия деятельности
- Вот и подходит к концу наш урок. Вам было интересно сегодня на уроке?
- Что особенно вам понравилось?
- Что нового узнали?
Величина
Измерять, сравнивать с помощью разных мерок, линейки длину
Сантиметр
- Где было очень трудно? Почему? Что нужно помнить, чтобы не совершать ошибок? (Длины можно сравнивать, если они измерены одной меркой )
- А что было очень легким?
- А сейчас приготовьте, пожалуйста, мерки, которые вы получили на уроке. Вы помните, как она называется? (Сантиметр)
- Эти полоски нужно раскрасить в 3 цвета: или в красный, или в зеленый, или в желтый. Если во время урока у тебя возникали вопросы, но ты старался во всем разобраться, закрась полоску в желтый цвет. Если остались вопросы, ты еще не уверен в себе до конца, «подавай сигнал» красным цветом. А если тебе все понятно, нет вопросов, значит, тебе «открыты все дороги», закрась полоску зеленым цветом.
-А теперь давайте из этих мерок построим длинную дорожку, пусть теперь он измеряет длину дорожки с помощью новой мерки, которая называется сантиметр.
- Дома подумайте, есть ли ещё другие величины? Измерьте ладонями ширину стола, запишите в тетради.
- Урок окончен, вы - молодцы!
В этой статье автор обращает внимание на проблему интенсификации музыкально-образовательной деятельности, на её структуру и развитие.
Матюшина Людмила Евгеньевна
ассистент кафедры пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета МГПУ г. Москва
Интенсификация музыкальнообразовательной деятельности как педагогическая проблема
В чем заключается современная проблема музыкально-образовательной деятельности?
Ключевые слова: интенсификация образования, музыкально-образовательная деятельность, цветомузыкальные сказки.
Любое исследование в области дидактики преследует цели, связанные в основном с интенсификацией обучения. Этот вывод основывается на том, что обучение, как известно, необходимо для реализации особых задач, направленных на то, чтобы ускорить процесс познания окружающего мира в индивидуальном развитии человека. Поэтому центральной задачей дидактики всегда будет проблема поиска эф-
фективных путей, методов и средств интенсификации процесса обучения. Несомненно, действенность этого поиска будет во многом зависеть от ответов на основополагающие вопросы интенсификации процесса обучения:
> какое место в дидактике современного обучения занимает место теория интенсификации обучения,
> в чем заключается сущность интенсификации процесса обучения,
> какие механизмы процесса обучения следует активизировать, чтобы ускорить процесс познания.
Среди приоритетных направлений теории и практики образования все более актуализи-
руется тенденция к его гуманизации, всё чаще используются современные технологии, личностные - индивидуальные факторы обучения. Гуманистическая парадигма образования вызывает необходимость поиска новых подходов к решению проблемы интенсификации обучения, особенно детей младшего школьного возраста. Сегодня уже можно говорить, о таких перспективах и тенденциях современной музыкальной педагогике как:
> включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности; -введение всеобщего музыкального образования;
^ формирования музыкально-теоретической базы;
^ опора на слуховое воспитание (или развитие слухо-ритмо-двигательных задатков);
> развитие творческих навыков учащихся;
> изменение возрастных рамок обучения, раннее музыкальное обучение с 3-5 лет;
^ создание музыкальной среды для воспитания ребёнка; особое значение просветительства;
> интенсификация педагогического процесса;
^ бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.
Практическое воплощение названных тенденций непосредственно связано с разработкой соответствующих технологий обучения, к поиску новых методов. При этом под технологией обучения понимается целая совокупность различных процедур (общепедагогических, дидактических, методических, психологических и др.), обусловленная соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, призванная осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности обучающихся.
Современные технологии обучения должны:
> реализовать на практике современные средства обучения, имеющих более высокие педагогические характеристики по сравнения с традиционными дидактическими системами;
> гарантировать необходимый и достаточный уровень эффективности и качества обучения при их публикации и тиражировании;
^ сохраняя в качестве основных, фронтальные формы обучения, обеспечивать, по возможности, каждому учащемуся возможность обучения по индивидуальной программе, учитывающей
в полной мере его познавательные особенности личностные качества.
^ преодолеть формализм в обучение, совершить переход от догматического к творческому построению учебного процесса.
Но проблема современного обучения заключается в том, что достаточно сложно выбрать оптимальные средства обучения. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополняется содержание школьного образования. Когда-то, в средние века все содержание даже университетского образования концентрировалась всего лишь в нескольких книгах. Теперь их десятки и сотни по каждому предмету. Чтобы успевать за нарастанием научно - практической информации, школа увеличивала сроки обязательного обучения. Но этот процесс не может быть бесконечным. В связи с этим, отечественная система музыкального образования детей претерпевает сегодня значительные изменения. Новые требования социума к формирующейся личности, новые тенденции современности привели к смене педагогической парадигмы на современном этапе и актуализировали разработку новых подходов к художественному образованию. На данном этапе широко осуждается новая система ценностей и целей музыкального образования, разрабатываются методы, новые подходы, программы и системы, обеспечивающие развитие личности средствами искусства1.
В то же время идеи действительно глубокого и разностороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства остаются до конца не осознанными, нередко лишь формальными в педагогической практике. Существенной проблемой является то, что гуманитарные дисциплины преподаются аналогично естественнонаучным, часто представляя собой лишь передачу некоторых знаний, умений и навыков. И это во многом усложняет общение детей с музыкой, затрудняет развивающий потенциал этого практического общения.
Активное музицирование считается основой воспитания современности, наиболее естественным путем введения ребенка в мир музыки. Эта музыкальная деятельность, как процесс направлена на развитие личности ребенка, на формирование его нервной системы, речевого и двигательного аппарата. Но при этом, мало кто обращает внима-
1 Campbell, Don. Mozart Effect Music for Children V.2: Relax, Daydream & Draw, - Children’s Book Store Distribution, 1997, p.148
ние на возникающие сложности на первоначальном этапе обучения, когда дети сталкиваются с трудностями освоения музыкальных знаний и умений. Именно поэтому, мы хотели акцентировать внимание на музыкально-образовательной деятельности детей, как основополагающей в музыкальном обучение. Проблеме начальной музыкальной деятельности детей 5-7 лет посвящено достаточное количество психолого-педагогических исследований. Содержание понятия «музыкальная деятельность», раскрывается через основное понятие «деятельность». А.Н. Леонтьев как один из создателей психологической теории деятельности основывался на том, что построение деятельности определяет структуру и феномен сознания. Теоретическая и конкретно-психологическая разработка плана деятельности, а также показ его объяснительных возможностей при переходе в другие планы - один из фундаментальных вкладов его в психологическую науку. Но в работах А.Н. Леонтьева содержится и постановка новых вопросов, адресованных именно этому ключевому плану. Анализируя операциональ-
ные аспекты «потока деятельности», А.Н. Леонтьев постоянно отмечал не только чрезвычайную сложность ее иерархической организации, но и значительную динамичность последней. В ходе своей конкретной реализации деятельность непрерывно перестраивается, переорганизуется, ввиду чего ее невозможно однозначно задать извне, путем организации внешних условий и постановки цели. Даже будучи введена в запланированное русло, она в любой момент может отклониться от него, пойти другими путями в силу собственных законов организации и развития. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. И именно поэтому музыкальная деятельность, весьма неоднозначное и широкое понятие, ведь в процессе любой деятельности (не только музыкальной) ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность
состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.
«Музыкальная деятельность - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие1». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие детей.
Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П. Радыновой на основе схемы Н.А. Ветлугиной.2
1 Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П. Радыновой - М.:Просвещение: Владос, 1994, стр.63.
2 Там же.
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Но это не значит, что нельзя разделять эти деятельности в образовательном процессе и конечно, следует заниматься каждой деятельностью отдельно. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально- ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.
О необходимости музыкально-образовательной деятельности говорили и говорят многие педагоги-музыканты. Д. Б. Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Особо подчеркнем разницу понятий: не «музыкальная грамота», а «музыкальная грамотность». Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие композиторского творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать. Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Вспомним, что слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности - певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на инструментах - удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество3.
Еще Н.А.Ветлугиной было выдвинуто положение, что знание нотной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкальнослуховое развитие. Этот вид деятельности был охарактеризован ею как музыкально-познавательная деятельность.
3 Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Ни-сканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Ниска-нен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
Сегодня, когда приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, настала необходимость выделить специальный вид деятельности - музыкально-образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального восприятия через интеллектуальный компонент (Е.А.Дубровская, О.П.Радынова, Л.В.Школяр, Ю.Б.Алиев и др.).
Конечно, знания, сведения о музыке даются детям в процессе слушания и исполнительства. Но каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.
Почти каждая из программ музыкального воспитания и развития ребенка включает блок знаний
о музыке и способах деятельности. Н. А. Ветлутина называет эту деятельность музыкально-познавательной, Е.А.Дубровская и О.П.Радынова - музыкальнообразовательной, КВ.'Тарасова - деятельностью по усвоению теоретических сведений о музыке, а Л. В. Школяр - единой художественной и учебной деятельностью, когда дети начинают овладевать «алгоритмами» теоретического мышления, погружаясь в сам процесс выведения знаний.
Активное включение детей в этот вид деятельности начинается на пятом году жизни. Содержание знаний о музыке направлено на решение следующих задач:
- формировать музыкальное мышление детей, используя наглядные модели, разнообразие музыкальных образов.
- развивать потребность в новых музыкальных впечатлениях, новых знаниях о музыке: о композиторах, исполнителях, фактах их биографии и творчества.
- дать понятие о музыке вокальной и инструментальной, о жанрах: песня, танец, марш - и их разновидностях в опере, балете, дать понятие о фольклоре и его жанрах:
^ - в речь детей вводится больше прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния (веселая, шутливая, сердитая, тревожная), этические качества (добрая, храбрая, смелая), эстетические характеристики (красивая, мелодичная, напевная).
> - побуждать детей к вопросам о музыкальном искусстве.
> Музыкально-образовательная деятельность детей шестого года жизни существенно расширяется. В процессе деятельности решаются следующие задачи:
^ -побуждать ребенка к поиску новых знаний о мире прекрасного, показать связь музыки и художественной литературы, музыки и кино, музыки и театра, музыки и живописи.
> - дать детям некоторые знания о композиторах.
^ - расширить представления о музыке: вокальной - песня, романс; инструментальной - сольная, ансамблевая, оркестровая.
^ - дети должны знать и называть танцы (полька, вальс, менуэт; народные - хоровод, кадриль, гопак); жанры музыки - пьеса, опера, песня, балет, сюита.
> - учить детей сознательно подбирать характеристики музыкальным образам: веселая, радостная, игривая, гимнастическая; пользоваться музыкальными терминами: темп (медленный, подвижный, быстрый), характер мелодии (напевная, протяжная, отрывистая, скачкообразная), динамика звучания (громко, тихо, постепенно усиливая, замедляя).
> Если работа с детьми по формированию знаний о музыке ведется систематически, то к седьмому году жизни возможно следующее усложнение задач и содержания музыкально-образовательной деятельности:
> - дать дошкольникам прочные знания о музыке и ее особенностях в специально организованных беседах: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык, различается по жанрам и способу исполнения.
^ - способствовать овладению необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений.
^ - формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.
> - направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих этому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
Педагогически грамотный подбор содержания музыкально-образовательной деятельности детей, учитывающий психолого-возрастной аспект, обеспечивает успех этой деятельности, важной для формирования личности с высоким уровнем интеллектуального и культурного развития.
Все цели и задачи музыкально-образовательной деятельности были разработаны давно, но почему же возникла потребность интенсификации именно этого вида музыкальной деятельности? Одной из причин является выделение соотношения восприятия детьми информации и желание педагога «дать больше знаний». В статье «Пути педагогического творчества» Т.Боровик пишет: «Ребенка стремятся «наполнить знаниями», не особенно заботясь о постепенном поглощении им новой информации. В пестром коктейле форм, в рамках даже одного занятия, могут быть смешаны термины, сведения о композиторе, краткие ссылки на структуру музыкального произведения, к этому добавляется достаточная для мышечной усталости «лекция», во время которой нужно и слушать музыку, и посильно реагировать на вопросы и т.д.». Конечно все перечисленные выше приемы работы с музыкальным материалом нужны, но необходима смена формы подачи знаний. Ведь все новое постигается ребенком деятельно, и всегда на основе уже усвоенного материала, и опыта детей (игрового, коммуникативного, тактильного, зрительного). А если эти условия не соблюдены, то ребенок в одном случае просто пропустит информацию, в другом - запомнит новое, как малопонятное и малоприятное. Но у детей в силу их возраста слабо развит самоконтроль освоенности знаний, и это всё приводит к внутреннему дисбалансу, стрессу, появлению отрицательных эмоций. Но не только дети, но и преподаватели старательно избегают касаться теории музыки, и как показывает практика, считают эти темы слишком сложными для детского понимания. А так как мы уже говорили выше, все виды музыкальной деятельности тесно связаны, то отсутствие знаний по одному виду деятельности, несомненно, снижают уровень овладения другими. Все эти противоречия были выявлены нами и именно поэтому, была разработана и предложена программа цветомузыкальных сказок.
Программа рассчитана на развитие музыкально-информационной культуры младшего школьного возраста и соединяет в себе изобразительную деятельность, музыку и сказки. Осно-
вой можно назвать исследования Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии, которые были нацелены на лечение детей с бронхолёгочной патологией. А так как для гармонического развития личности ребёнка необходим комплекс звукового и цветного восприятия, то методика основана на таком необыкновенном явлении человеческой психики как синестезия1.
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов обучения, развития детей является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Взоры многих современных учёных, исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства. При этом внимание педагогов обращается на поддержку в детях стремления к творчеству -способности выйти за пределы знаний и умений, находить новые средства и способы достижения поставленной цели. Основываясь на этом, мы создали программу цветомузыкальных сказок. Эта программа рассчитана на музыкальное развитие детей от 5-7 лет и соединяет в себе изобразительную деятельность, музыку, сказки. Формирование начальных музыкальных представлений через сказки было выбрано не случайно, ведь это любимый и самый понятный литературный жанр для детей, язык сказки доступен и понятен ребенку.
Программа разделена на 3 этапа. Первый - программа «Гамма-Радуга». Задачи этой части программы:
- формирование музыкальных предпочтений на основе первого цветомузыкального опыта,
- создание активного эмоционального отклика на музыку,
- приучение к первичным вокализациям, певческим интонациям,
- развивать музыкально-ритмическую активность.
1 Артамонов И. Иллюзии зрения. - М.: Наука, 1969, с. 216.
Ребёнок воспринимает весь мир образами, которые двигаются, дышат, разговаривают
по-своему, для него даже каждый из семи звуков гаммы от «до» до «си» живет своей сказочной жизнью. Методика, где каждая нота- это один из цветов радуги, позволяет затрагивать разные пласты обучения. У каждой ноты есть свой собственный образ.
Красная нота до- образ (не только воображаемый, но и вполне материальный- игрушечный) красный паровоз, который под веселую песенку поёт ребятам «до». Оранжевая нота «ре» - рыжая лисичка, жительница сказочного леса,
Желтая нота «ми» - жёлтый цыпленок, живущий в деревне.
Зелёная «фа» - обитательница болот - зелёная лягушка
Голубая «соль»- образ солёного моря и голубого дельфина
Синяя «ля»- городская птичка - синичка
Фиолетовая «си» - житель высоких гор - уж.
Каждый их этих образов - яркий представитель своей среды обитания, у каждого свои особенности движения, издают разные звуки, значит, и дышат они по- разному (вот и разнообразная дыхательная гимнастика).
На занятиях так же рассматривают различные характеристики этих животных - рост, вес, особенности поведения. Среда обитания:
До - Паровоз - транспортная программа, правила поведения в городе, на дорогах, в транспорте
Ре- Лисичка - лес и лесные обитатели - хищные звери : волки, медведи, и т.д.
Ми - цыпленок - мир домашних животных.
Фа- лягушка - обитатели болот, земноводные.
Соль- дельфин - обитателя морской фауны.
Ля- синичка - орнитологический раздел.
Си - уж - пресмыкающиеся, обитатели гор. Движения - в зависимости от поведения того или иного персонажа они разные, при этом все направленные на укрепление позвоночника, общего физического состояния снятия излишнего мышечного тонуса. Имитируя звуки разных животных (при этом звуки интонируются каждой на своей, указанной выше, собственной высоте), дети учатся правильно дышать (вдох носом), что необходимо при профилактике различных простудных заболеваний.
Для детей 6 лет - программа усложняется, появляются уже сочетания звуков. Ноты и цвета продолжают закрепляться в связи с экологической программой, цвета зимы, весны, лета, осени.
Часть программы для детей 7 лет разделена на три больших блока. Первый блок - посвящен музыкальной грамоте, в процессе которого закрепляются основные знания музыкальной грамоты - ноты, ключи, регистры, динамика, ритм, лады, и т.д.
Цель второго - развивать цветоэмоциональную отзывчивость на музыку, дать детям представление о музыке разных времен, направлений, стилей, о музыке для различных инструментов, которые вызывают разные цветовые ассоциации и способствуют цветовой, а третий - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, двухчастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность.
Для изображения используем форму цветка с разным количеством лепестков, бутон, 2, 3, полный цветок - для изображения формы рондо. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из частей, которые различаются по настроению.
Основные задачи этой части программы:
> - накопление детьми опыта восприятия музыки композиторов разных эпох и стилей;
^ - развитие отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей; расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.
Исследование влияние цветомузыкальных сказок на музыкально-образовательную деятельность показало, что благодаря включению в занятия таких цветомузыкальных сказок дети быстрее усваивают новый материал, это эффективней развивает воображение, формируется грамотная речь. Если в начале эксперимента дети не имели опыта
слушания классической музыки, не умели передавать в красках свое эмоциональное состояние, не осознавали цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать тончайшие оттенки переживаний, то к концу формирующего этапа ряд показателей изменился в лучшую сторону. Разработанная нами методика способствовала формированию у детей интереса и желания
слушать музыку, углублению эмоциональности музыкального восприятия, осознанию законов построения музыкальной формы, использованию колорита для передачи своего настроения. Результаты проведенного исследования являются конкретным шагом в осмыслении обозначенной проблемы, хотя не претендуют на исчерпывающую полноту её решений.
Автор определяет задачи своей педагогической деятельности, проектирует создание авторской технологии развития критического мышления (при обучении химии) посредством формирования умений самообразования через организацию поэтапного формирования умственных действий, что влияет на повышение качества образования.
Дубровка Алла Михайловна
учитель химии МОУ СОШ № 3 Барабинского района Новосибирской области
Технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования умений самообразования и повышения качества образования
Как развить критическое мышление учащихся на уроках химии?
Ключевые слова: критическое мышление учащихся, мониторинг ключевых и предметных компетентностей, навыки самообразования, повышение качества образования.
Актуальность темы проектируемого исследования не вызывает сомнений, поскольку в обществе быстро меняющихся технологий вопросы самообразования волнуют не только учёных, педагогов,
но и общественность. В современном обществе приобретение компетенций невозможно представить без рефлексии. Критическое мышление - это и навигатор, и модератор творческой деятельности в жизни человека. Основы саморазвития мышления, а тем более критического, необходимо формировать с детства.
Элементы технологии развития критического мышления, реализуемые на уроках химии, являются актуальными аспектами в деятельности учителя по решению ключевых задач современного образования, в частности, разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценить знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках химии.
Предмет исследования: технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования.
Цель: исследовать технологию развития критического мышления учащихся как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования (на примере преподавания химии).
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс самообразования и повышения качества обученности в социально адаптированной среде школы будет эффективным, если:
- учащиеся проявляют способности к освоению новых способов деятельности;