УДК 78 (07) : 372 ББК 85.31:74.100.551.3
Желтова Татьяна Александровна
аспирант
кафедра педагогики и психологии и предметной методики, Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Zheltova Tatyana Aleksandrovna Post-graduate Student Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Теоретико-методическая основа развития детского музыкального исполнительства в детском музыкальном учреждении Theoretical-and-Methodological Basis of Children’s Musical Performance Development in Musical Educational Institutions
В статье рассматривается актуальность проблемы развития детского музыкального исполнительства в детском музыкальном учреждении, понятийный аппарат и теоретико-методическая основа.
The article considers the urgent problem of children's musical performance development in musical educational institutions, the conceptual field and theoretical-and-methodological basis.
Ключевые слова: музыкальность, музыкальная культура, детское музыкальное исполнительство, дети дошкольного возраста, гендерный подход, культурологический подход, партисипативный подход.
Key words: musicality, musical culture, children's musical performance, preschool children, gender approach, culturological approach, participative approach.
Проблема развития детского музыкального исполнительства на современном этапе определяется характером и содержанием условий, характеризующих жизнь современного общества - возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношений к духовно-эстетическим ценностям, музыкальной культуры, распространение псевдокультуры, утрата духовно-нравственного потенциала. Именно поэтому за последнее время усилилась тенденция к гуманизации образования и пониманию роли культуры, как духовного источника и способа развития и образования. Тем самым, на первый план выдвигается задача обогащение музыкальной культуры, развития общекультурных компонентов в содержании образования с целью формирования мировоззрения личности. Прин-
ципы государственной политики модернизации в области образования, демократические преобразования в педагогике и культуре определили содержание статьи 14 Закона РФ «Об образовании», в которой акцентируется, что «содержание и воспитание должно быть ориентировано на формирование адекватной мировому уровню общей и профессиональной культуры общества картины мира» [2]. Национальная доктрина образования в Российской Федерации отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Основной целью доктрины является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
Современное образование предполагает необходимость развития нового мировосприятия дошкольников, готовности и способности расти в поликуль-турном, современном обществе, образование должно способствовать расширению коммуникативного диапазона за счет взаимодействия с детьми и взрослыми других культур.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
1) необходимостью создания привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к развитию музыкального исполнительства в детском образовательном учреждении;
2) объективными, постоянно растущими требованиями общества к уровню развития музыкальной культуры, способствующих развитию музыкального исполнительства у детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении;
3) недостаточной разработанностью программ, связанных с музыкальным развитием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Понятийный аппарат исследования представлен следующим образом:
■ Музыкальность - это комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала. По данным современной музыкальной психологии задатки музыкальности присущи каждому человеку, хотя порой они остаются невыявленными или неразвитыми.
■ Музыкальная культура - это многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкальнообразовательные учреждения, клубы, кружки, бытовое и домашнее музицирование.
■ Детское музыкальное исполнительство - это музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие - с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.
Структуру детского музыкального исполнительства составили:
■ Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
■ Музыкально-ритмические движения. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А. Метловым [5]. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Г реция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и
выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.
Б.М. Теплов [9] доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.
В музыкальном образовании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкальнообразовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.
Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в
схеме, которая составлена О.П.Радыновой [7] на основе схемы Н.А.Ветлугиной [1].
Для решения поставленных задач в развитии музыкального исполнительства дошкольников мы избрали гендерный подход, который был разработан в 1990-х годов.
Термин «гендер» происходит от греческого слова «genos», что означает «происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся».
Он пришел в науку весьма своеобразным путем: английский термин «gender», означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в другие науки - социальную философию, социологию, историю, а также политический дискурс. В языкознание гендер вернулся позднее в новом значении из сферы социальных наук, когда гендерные исследования получили статус междисциплинарного направления [3].
Музыка - одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально - ритмических движениях мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Г ендерный подход был разработан применительно к преподаванию дисциплин художественного и эстетического цикла, и требовал творческого, осмысленного подхода к смешению искусств, а также синтеза искусства и образования.
Второй составляющей теоретико-методической основой является культурологический подход, который был в первые предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936). Центральное понятие данного подхода -культура.
Культурологический подход рассматривает образование как внутренний стержень культуры как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства наука искусство литература и т.д. всех форм общественного сознания.
Культура понимается как воспроизводящая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества [4]. Термин «культурология», согласно Л. Уайту, должен выразить и выражает отношения между человеческим организмом, с одной стороны, и экс-трасоматической традицией (культурной) - с другой.
Обращение к исследованиям ХХ века, посвященным феномену «культура», убеждает, что в построении концепции культур одним из наиболее серьезных вопросов выступает вопрос об отношении теории культуры к ее истории. Так, А.Ф. Лосев представлял культуру как предельную общность всех основных слоев исторического процесса: экономических, социально-политических, идеологических, практически-технических, ремесленных, научных, художественных, моральных, религиозных, философских, национально-народных, бытовых. По его определению, культура - «сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека», выступает для нас целью и средством в преобразовании самого человека и реальной действительности [3].
Овладение культурой - это единство усвоения и содействия (участия) развитию культуры, обеспечивающему развитие личности, что в свою очередь является условием развития культуры.
Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологи и творческого потенциала ребенка.
Итак, овладение культурой раскрывает не только исторически определенный уровень развития общества силами человека, но и развитие творческих сил и способностей самого человека.
Таким образом, третьей составляющей теоретико-методической основой на методико - технологическом уровне был избран партисипативный подход, впервые разработанный Е.Ю.Никитиной, и развитый в дальнейшем научной лабораторией Е.Ю.Никитиной, М.В. Смирновой, И.В. Касьяновой, И.А. Кравченко и др) [6]. Партисипативный метод в отношении нашего исследования -это способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса побуждающего к музыкальному исполнительству, направленной на развитие дошкольников.
В процессе анализа научной литературы стало ясным, что понятие «парти-сипативность» соотносится с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Термин «партисипативность» по мнению Е.Ю. Никитиной, имеет некоторые различии и является более точным и полным в семантическом плане. В согласие с мнением Е.Ю. Никитиной в своем дальнейшем исследовании мы будем рассматривать категорию «партисипативность», как альтернативу авторитарности, директивности, принуждения. Используя партисипативный подход в своем исследовании, необходимо определить его идеи и характерные черты: а) необходимость создания благоприятных условий, механизмов и установок для наиболее полного взаимодействия между педагогом и ребенком; б) диалогичное сотрудничество педагога и ребенка; в) условия для совместного принятия решений эстетических коммуникативных задач педагогом и ребен-
ком; г) развитие группового и индивидуального творческого потенциала; д) ответственное и добросовестное отношение всех участников процесса эстетического образования; е) совместное выявление проблем и их решение.
Партисипативный подход направленный на развитие детского музыкального исполнительства дошкольников означает: вовлечение ребенка в творческий процесс; его непосредственное участие и самоорганизации в приобретении мира звуков; проявления индивидуального творческого видения музыкальности; самоуправление в коллективной деятельности и ответственность за принятие решений, взаимопомощь (Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Ю. Никитина, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.). Такой подход улучшает сотрудничество между педагогом и дошкольником, и кажется нам наиболее полным, так как внедряет факт взаимодействия в этот вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом по отношению к субъекту, где педагог способствует выработки у ребенка системы ориентации в мире звуков и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении -путем диалогичного типа взаимодействия - переговоров и консультаций. По мнению Т.М. Давыденко, «потенциал участников образовательного процесса осуществляется эффективнее в случае их взаимодействия по типу диалога» (Давыденко, Т.М.). Как считают Трубайчук Л.В., Гердт Н.И., диалогичность дошкольного образования на современном уровне развития должно реализовать разноуровневые диалоги: диалог культур, искусств, диалог сфер внешнего мира (природы, человека, предметов), диалог ребенка и искусства, внутренний диалог ребенка со своим Я и т.п [10].
В основе диалогизации дошкольного образования выступает уважение к личности ребенка, отношение друг к другу, откровенность и искренность в отношении с ребенком, принятии его таким, какой он есть.
Музыкальное развитие ребенка начинается не с контактов с искусством, а с предметным миром, несущим художественные начала, созданным взрослыми. При взаимодействии взрослых и детей происходит психосоциальное развитие,
раскрытие творческих задатков ребенка. В результате совместной деятельности появляется не только коллективный продукт, но и продукт индивидуальный, имеющий значение для одного. Личностно-ориентированная модель взаимодействия, построенная на субъект - субъектных отношениях, способствует развитию индивидуальности ребенка. В образовательном процессе музыкального развития дошкольников педагог, реализующий цели и задачи эстетического образования и является главным действующим лицом эстетического образования, так как самостоятельно проявлять инициативность и творчество ребенок может только тогда, когда сможет овладеть алгоритмом творческого процесса. Необходимо резкое сокращение дистанции между преподавателем и обучаемым, и осуществлять перевод их взаимоотношений из «субъект - объектных» в «субъект - субъектные», которые дают возможность самореализации ребенка. Также существует необходимость постоянного, системного использования партисипа-тивности, для того чтобы «соучастие» не воспринималось как игра, а имело устойчивую позицию в организации эстетического образования.
В организации процесса детской музыкальной исполнительской деятельности может быть такая конфигурация участников образования: педагог - ребенок (индивидуализированные формы); педагог - группа детей (групповые формы); педагог - детский коллектив (массовые формы). Вследствие различных конфигураций и форм организации творческого взаимодействия детей и взрослых формируются партнерские отношения между взрослыми и дошкольниками, а также со сверстниками и более старшими детьми, происходит отожествление ребенка им с разных позиций, а также построение социального пространства, приобретение дошкольником социального опыта отношений. Важным в организации развития детского музыкального исполнительства детей становится заинтересованность и активное участие в их жизни родителей или близких взрослых. Важный момент в развитии детского музыкального исполнительства
- это рзвитие музыкального слуха. (В.П. Залмах, А.В. Карпов, Э.Е. Старобин-ский и др.). Использование партисипативного подхода означает, что решения
вырабатываются совместно во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Резюмируя изложенное, партисипативный подход является одной из составляющей теоретико-методической основы нашего исследования. Такая основа строится на понимании ребенка как свободной творческой личности. Пар-тисипативный подход предполагает субъект - субъектные взаимоотношения детей и педагога. В ходе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и образования эмоционально - благоприятной, дружеской, комфортной атмосферы происходит развитие детского музыкального исполнительства дошкольников, музыкальное развитие, индивидуальности, самореализация дошкольника. Партисипативные методы организации творческого взаимодействия субъектов музыкального образования способствуют достижению более высоких результатов в приобретении детьми музыкальности. А партисипативные методы развития детского музыкального исполнитесльства дошкольников - это способы, которые используют педагоги для включения детей в совместную деятельность, нацеленную на улучшение развития деского музыкального исполнительства дошкольников.
Ведущими идеями названных подходов является:
■ гендерный подход, направленный на овладение традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов;
■ культурологический подход, направлен на овладение культурой - усвоения и содействия (участия) развитию культуры, обеспечивающему развитие личности, что в свою очередь является условием развития культуры;
■ партисипативный подход, направлен на организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса побуждающего к музыкальному исполнительству, направленной на развитие дошкольников.
Библиографический список
1. Ветлугина, Н.А. Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 255с.
2. Глава II. Система образования http: // www. consultant. Ru / popular / edu / 43_2.html
3. Каменская, О.Л. Гендергетика - междисциплинарная наука // Тезисы докладов Второй международной конференции «Г ендер: язык, культура, коммуникация». - М., 2001. - С. 19 - 62.
4. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.— 525 с.
5. Метлов, Н.А. Музыка - детям - М.:Просвещение, 1985. - 144 с.
6. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования : моногр. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
7. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие.
- М.: АКАДЕМА, 1999. - 176 с.
8. Розов, Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования // Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. - С. 21-89.
9. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования - М., Педагогика, 1986. - 200 с.
10. Трубайчук, Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л.В. Трубайчк, Н.И. Гердт - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - С.71.
Bibliography
1. Chapter II. Educational System [Electronic Resourse]. - Access Mode: http: // www. consultant. Ru / popular / edu / 43_2.html
2. Kamenskaya, O.L. Gendergetics Is an Interdisciplinary Science [Text] // Theses of Reports of the Second International Conference «Gender: Language, Culture, Communication». - M, 2001. - P. 19-62.
3. Losev, A.F. Philosophy. Mythology. Culture [Text]. - M: Politizdat, 1991. — 525 p.
4. Metlov, N. A. Music - To Children [Text]. - M.: Prosveshchenie, 1985. - 144 p.
5. Nikitina, E.Yu. Theoretical and Methodological Approaches To Future Teachers’ Training for Education Differentiation Management: Monograph [Text]. -Chelyabinsk: ChSPU Publishing House, 2000. - 101 p.
6. Radynova, O. P. Musical Education of Preschool Children: Study Guide [Text].
- M.: AKADEMA, 1999. - 176 p.
7. Rozov, N. S. Methodological Principles of Value Forecasting // Social and Philosophical Problems of Education [Text]. - M., 1992. - P. 21-89.
8. Tarasov, G. S. Pedagogics in the System of Music Education [Text]. - M.: Pedagogics, 1986. - 200 p.
9. Trubaychuk, L.V.Creative Educational Space of Preschool Institution As a Development Tool of Preschool Children’s Talents: Guidance Manual [Text] / L.V. Trubaychuk, N.I.Gerdt. - Chelyabinsk: REKPOL Publishing House, 2009. - P. 71.
10. Vetlugina, N. A., Keneman, A.V. Theory and Methods of Musical Education in Kindergarten [Text]. - M.: Education, 1983. - 255 p.